Афанасий Великий



  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

Православное церковное право, Отдел 2 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... говорить ниже, а здесь для систематичности только перечислим их.) Из епископской степени возникли: 1. Митрополиты (????????????) . Этим именем назывались епископы, имевшие право власти над одною обширной областью (???????) , в которой было несколько епископов, и получившее свое наименование от названия главных городов (??????????) (в греко-римском государстве. Это наименование впервые упомянуто в канонах I Вселенского собора 938. 2. Архиепископы) ????????????? (. Это собственно было церковное наименование, которое давалось старейшим епископам и соответствовало степени митрополита.) Афанасий Великий первый употребил его для своего предшественника на александрийской кафедре, еп. Александра 939. 3. Экзархи (???????) были епископы, которые имели пребывание в главных городах больших округов греко-римского государства и потому пользовались преимуществом чести между митрополитами того округа (?????????) 940. 4. Примасы (Primates, ?????? , ??????????? ?????????) , бывшие на Западе тем же, чем экзархи на Востоке 941. 5. Католикосы (????????? , catholici) , как назывались экзархи или примасы в некоторых церквах Востока 942. 6. Патриархи (??????????) (. Этим именем названы во ... далее ...
Учение Древней Церкви об исхождении Святого Духа ...Искать в Источникеazbyka.ru
... св. отцов, живших в то время, когда церковь боролась с духоборством. Из приведенных выше выражений александрийского собора 362 года и римского собора 379 года читатель уже видел, как несообразно думать будто церковь, осудившая без всякой оговорки духоборческое мнение о происхождении Духа чрез Сына, сама учила, что Дух от Сына, или чрез Сына, исходит. Из свято-отеческих творений того времени можно убедиться вполне, что она действительно этому не учила, и что, напротив, все подобные мысли причислялись к еретическому заблуждению. Из святых отцов четвертого столетия особенно знамениты: св. Афанасий Великий и Василий Великий, жившие прежде второго вселенского собора, и св. Григорий Назианзин и св. Творения, которые были посвящены Афанасием Великим и Василием Великим раскрытию православного учения о Св. Духе, заключают в себе не мало выражений, которые на первый взгляд, по видимому, не опровергают, а от части даже как бы подтверждают мнение, что Дух Святой от сына получил бытие. «Если по причине единства Слова с Отцом», – говорит, например, св. Афанасий в письме к Серапиону, – «не хотят Сына называть одним из творений, то почему называют тварью Духа Святого, имеющего ... далее ...
Православно-догматическое Богословие. Том 1, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... времен ( Пс.? 103: 19 ) . Моисей повествует, что Бог сотворил мир в шесть дней, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал ( Быт.? 2: 2 ) , – и святой Павел пишет: А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих ( Евр.? 4: 3–4 ) . 3. За историю принимали Моисеево сказание Святые Отцы и учители Церкви, и именно: Феофил Антиохийский, Ипполит, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Амвросий, Григорий Нисский, Епифаний, Феодорит и другие. 1229 “Вся природа, говорит, например, святой Афанасий Великий, сотворена в шесть дней: в первый день создал Бог свет; во второй – твердь; в третий, собрав воедино воды, образовал сушу; в четвертый – сотворил солнце, луну и лик прочих звезд; в пятый – произвел животных, обитающих в воде и летающих по воздуху; в шестой – четвероногих на земле, наконец создал человека. ” 4. Нет причины отступать от исторического смысла Моисеева сказания, потому что и в этом смысле, как увидим, оно не содержит в себе ничего, противного ... далее ...
Избранные псалмы, истолкованные святителем ...Искать в Источникеazbyka.ru
... сие, и порадуйтесь. Подобные чувства часто приходилось являть и испытывать христианам во времена гонений. Сию же мысль выражая, и святой Афанасий говорит: «Песнопевец не довольствуется тем, чтоб песнословить одному, но причастников кротости делает причастниками и песнопения». Пс. 33: 4. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Пригласив кротких разделить радость свою, приглашает теперь их разделить и труд возвеличения Господа – благодеющего. «Как бы не имея достаточных сил достойно возвестить величие Божие, просит, чтоб и другие приступили к тому же и посодействовали ему» (Афанасий Великий) . Ум одного не силен обнять величия Божия; почему Пророк призывает всех кротких к общению в сем действии (святой Кирилл у Евфимия Зигабена) . Как некогда три отрока в пещи Вавилонской, сознавая великость дела прославления Бога и себя одних почитая недостаточными к тому, всю тварь созывали к возвеличению Господа: так и святой Давид, в тех же мыслях, созывает едино-мысленных себе в кротости и благочестии, чтоб помогли ему достойно возвеличить Господа (Анфим, Патриарх Иерусалимский) . Но сколько бы ни собралось умов, не обымут они, как должно, величия Божия, и, сколько бы ... далее ...
Цели постаИскать в Источникеazbyka.ru
... " укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость " . " ... освобождение не столько тела, сколько ума и души, потому что грех, находясь во плоти, властвует умом и овладевает душою " Очерки христианской этики. прт. Владислав Свешников, " Пост (гастрономический, телесный) обнаруживает волю к духовной жизни. Нравственная же задача поста, состоит в том, чтобы дух одержал победу над плотью, чтобы человек не был рабом своего тела. Нормально проводимый пост утоньчает возможности ума и сердца, усиливая внимание к " внутреннему " человеку. " свт. Афанасий Великий «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и ... далее ...
Жизненный путь священника Павла Флоренского - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... митрополита Московского Филарета и митрополита Московского Макария. В 1908–1919 годах отец Павел преподавал в Московской Духовной академии историю философии. Тематика его лекций была обширна: Платон и Кант, мышление еврейское и мышление западноевропейское, оккультизм и христианство, религиозный культ и культура и др. Исследования отца Павла были направлены на выяснение тех общечеловеческих корней платонизма, через которые он оказался связан с религией вообще и с философским идеализмом. В этом отец Павел был близок к традиции Климента Александрийского и таких отцов Церкви, как святитель Афанасий Великий, святитель Григорий Нисский, преподобный Иоанн Дамаскин. В 1912–1917 годах отец Павел был редактором журнала «Богословский вестник», на страницах которого он старался воплотить свое юношеское стремление осуществить синтез культуры и церковности. Если говорить о вкладе П. А. Флоренского в русскую философию и богословие, то необходимо помнить, что его самобытное и оригинальное творчество отмечено противоречивостью. В нем отразился процесс постепенного духовного становления отца Павла, и потому он сам никогда не претендовал ни на абсолютность и законченность своих мыслей, ... далее ...
Духовные беседы и наставления старца АнтонияИскать в Источникеazbyka.ru
... восвояси». Бегство, проповедуемое этим апокрифом, предполагает разлучение не только с городскими квартирами, но и с привычно-каноничным укладом церковной жизни [10]. Это бегство от епископов. Любимая мысль «старца Антония» состоит в постоянном напоминании о превосходстве «старцев» над предателями-епископами. «Кто обличал впавшее в арианство, монофизитство и прочие ереси священноначалие? Пустынные монахи-отшельники, старцы по нашему. Поэтому все было сделано, чтобы вытравить старчество из церковной жизни» (с. 134) . Ну, а главный борец с ересью Ария кто был? Разве не святой епископ Афанасий Великий? А против Нестория кто восстал? Разве не святитель Кирилл Александрийский? А ересь монофизитов (как раз рожденную монахом Евтихием и ревностно поддерживаемую египетским монашеством) разве не обличал св. римский папа Лев Великий? Как это и характерно для нынешней реформационной литературы, и книжка про «старца Антония» противопоставляет «простого народа» и предаталей-архиереев. «Высшее священноначалие, власть предержащие уже в ересь впали. Но не испорченный народ поддержал праведников» (с. 139) . Вообще-то о народном протесте против движения жидовствующих ничего не ... далее ...
Юридизм в ПравославииИскать в Источникеazbyka.ru
... тленность и смерть (, а предварил Искупление подготовкой людей к Пришествию Спасителя, даровал всем нам Высшее Небесное Учение, образовал Церковь, и предоставил ей все необходимые благодатные, спасительные средства. При этом, хотя будущее воскресение мертвых и стало уделом всех без исключения умирающих) умерших (людей, возможность достижения Спасения и наследования высших Небесных венцов и наград была дарована нам не как безусловная данность, а именно как потенциальная возможность, подразумевающая добровольное желание) спасения (самого человека, и его активное деятельное участие в общецерковной жизни) ср. : свт. Афанасий Великий: «Поелику умер за нас общий всех Спаситель, то несомненно, что мы, верные во Христе, не умираем уже теперь смертью, как древле, по угрозе закона, потому что таковое осуждение отменено, но с прекращением и уничтожением тления благодатью Воскресения по причине смертности тела разрешаемся уже только на время, какое каждому определил Бог, да возможем улучить лучшее Воскресение» [11, с. 118] (. Спаси Господи! 11. Святитель Афанасий Великий. Избранные творения. М. : Изд. Храма святых бессребрянников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, ... далее ...
Заповеди Блаженств — Виталий КоваленкоИскать в Источникеazbyka.ru
... алчущие и жаждущие спасения, жаждущие вечной жизни с Богом». Псалмопевец Давид так выразил это чувство: «Как лань желает к потокам воды, так жаждет душа моя к Тебе, Боже! » ( Пс. 41: 2 ) . С того момента, как только человек начинает испытывать жажду по правде Божией, начинается его оправдание. Ибо это чувство – дар Божий, благодать Духа Святого. Вот почему Христос называет таких людей блаженными. Их голод и жажда будут утолены, они «насытятся». Но о каком насыщении говорит Спаситель? В различных толкованиях говорится насыщении как о телесном, так и духовном. Вот как пишет святитель Афанасий Великий: «Они, как сказано, насытятся и здесь, потому что довольны и малым; а гораздо более в жизни будущей, потому что всегда пребудут со Христом, где нет ни печали, ни воздыхания» (« Беседы на Евангелие от Матфея. Гл. 5 ») . Телесное насыщение в этой жизни, на этой земле, временно и относительно. Не к нему нужно стремиться, но к жизни по правде Божией. И Бог будет заботиться о таком человеке: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» ( Ин. 4: 14 ) . «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( ... далее ...
Синаксари Постной ТриодиИскать в Источникеazbyka.ru
... и мерзости, – побеждает человеколюбие. Если же и слегка перевешивает зло, – снова превозмогает благо. Да будет же известно, что там все узнают друг друга: те, кто знали уже, и те, кто никогда друг друга не видели [так говорит святой Златоуст, показывая это из притчи о богатом и Лазаре], но только не телесным каким-нибудь образом, а созерцательным духовным оком. Ибо все примут один возраст и приобретут познание бытия, как говорит и (Григорий) Богослов в надгробном слове Кесарию: «Тогда увижу Кесария светлого, славного, каковым он, из братий любезнейший, мне многократно являлся во сне». Афанасий Великий, если и не говорит так в словах к правителю Антиохии, то в слове об усопших говорит, что даже до общего воскресения почившим святым дано общаться друг с другом и сорадоваться, а грешные этого лишены. Святым же мученикам дано и наблюдать за нашими делами, и посещать нас. Да будет же известно, что души праведных ныне пребывают в неких особых местах, отдельно от душ грешных: первые – радуются в надежде (блаженства) , другие – скорбят в ожидании вечных мук. Ибо святые еще не получили обещанного (блаженства) , как говорит божественный апостол, ибо Бог предопределил нечто лучшее ... далее ...

  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"