Афанасий Великий



  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028

ПРОПОВЕДЬ. НА СВЯТ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. — ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Православию он многих укрепил. Также, сколько он привел к вере и благочестию еще при жизни примером милосердия, словом назидания, своей заботой о своей пастве и чудесной помощью нуждающимся, чудесами. А ведь чудеса творят только те, каким дает Господь творить их, и именно для того, чтобы люди ровнялись на этого человека как на образец – на «правило веры». Особенный пример для подражания он явил на первом Вселенском Соборе, во время, когда потрясал своей ересью Арий вселенную. Он тогда явил себя как один из более ревностных защитников Православия. Начал против Ария борьбу архиепископ Афанасий Великий Александрийский, его поддержали другие епископы, и в частности, Святитель Николай. Есть предание, что он на Соборе не выдержал хулу Ария на Господа нашего Иисуса Христа, говорившего, что Он не является Богом, а просто человек, заслуживший именование Сына Божия, и он не выдержав такое, ударил его по щеке. За это его лишили служения и заточили даже в темницу, но потом уже после видения некоторым епископам, в котором Спаситель вручает Евангелие Святителю Николаю, а Богородица возлагает на него омофор, его вернули к служению. Так вот, как это понимать? В тропаре мы слышим, ... далее ...
Вселенские Соборы — Акимов В.В.Искать в Источникеazbyka.ru
... хиротонии, нарушая канонические права александрийского епископа. Но и на этом он не остановился. В то время, когда Петр Александрийский скрылся во время гонения, Мелитий приехал в Александрию и занял кафедру Петра, став антипапой. Арий и начало его ереси Именно в это время на историческом горизонте и появляется Арий, появляется как сторонник Мелития. Согласно историку пятого века Созомену, уже мосле воссоединения с Церковью Арий получил хиротонию во диакона от святителя Петра и был им же запрещен за мелитианские симпатии. Впоследствии ариане будут действовать сообща с мелитианами. Афанасий Великий будет гоним именно этим альянсом. После смерти Петра Александрийского († 311 г.) епископ Ахилла разрешил Ария и рукоположил его во пресвитера. И уже после смерти Ахиллы, при новом епископе Александре Арий выступит со своим учением. Интересно, что он мгновенно получит поддержку 7-ми пресвитеров и 12-ти диаконов. В чем же причины такого недовольства клириками своим епископом? Арианский историк Филосторгий говорит, что после смерти Ахиллы жребий архиерейства пал на Ария 2 (. Так почему же епископом стал Александр? Дело в том, что в Александрии епископа избирал не только клир, ... далее ...
Основы искусства святости. Том III, Глава 1 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... если мать своею рукою оградит место больное святым знамением. Как скоро мать вложила свою руку в недра ее, чтобы оградить эту часть крестным знамением, болезнь, по совершении сего знамения, исчезла». Пример третий. Знаменитая диаконисса, св. Олимпиада, в баню не ходила. Если же была ей нужда ради недуга вымыться, то она в хитоне – в рубашке, чтобы понятней было, – входила в наполненную теплой водой ванну и мылась, не снимая этой одежды. Не только прислуживавших ей женщин, «но и сама себе стыдяшеся, ни хотяше зрети наготы своего тела» 106 Пример четвертый. Вот что рассказывает св. Афанасий Великий 107 про нитрийского отшельника Амуна. «Однажды настала Амуну нужда переправиться через реку... Было же тогда полководце. Амун стал просить бывшего с ним Феодора отойти дальше, чтобы не видеть им друг друга обнаженными, когда будут переплывать реку. Потом, когда Феодор удалился, Амун устыдился также сам себя увидеть обнаженным. 1. Болезнь есть наказание за грехи. Кто слаб верою, тот, что ему ни говори, пойдет ко врачу, да, может быть, и хорошо сделает. И то поругание, которое ему еще прибавится к болезни, то есть открытие своей наготы, вменится ему в умаление грехов. Пусть он ... далее ...
По образу и подобию, Глава 3 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и непривычного связывается с именем Григория Паламы для большинства западных богословов. Его учение встретило на Западе бурную критику. Достаточно напомнить страницы, посвященные ему Дени Пето 2 (создается впечатление, что существуют определенные недоразумения, препятствующие правильной оценке того, что на Западе принято называть «паламизмом», и, осмелюсь сказать, пониманию самого существа Предания христианского Востока. Действительно, для нас св. Григорий Фессалоникийский – отнюдь не автор какого-то нового учения: он лишь один из свидетелей Предания, точно так же, как, например, свв.) Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов или Максим Исповедник. Своеобразие его учения обусловливается главным образом тем, что он особо подчеркивает некоторые вероучительные положения, которые встречаются, однако, и у других отцов, а также, может быть, его смелой и определенной постановкой проблем, превышающих человеческое разумение. Поэтому мне будет довольно трудно выделить мысль Паламы из общей сокровищницы Православной Церкви. Но именно потому нас и должно интересовать его богословие, как одно из подлинных выражений вероучительных основ православной духовной жизни – ... далее ...
Письма - читать, скачать - митрополит Антоний ...Искать в Источникеazbyka.ru
... дает силу нашим церковным органам. Наконец, Вы же сами писали грамоты Вселенскому Патриарху и своей пастве в 1924 году по поводу наших церковных органов заграницей в связи с утеснением им Архиепископа Анастасия, и в них указывали Вы на эти каноны в смысле правильного их толкования. Когда же Вы правду писали: теперь ли, в этом обращении, или тогда в грамотах? Наконец, ужели-ли Вы не знаете, что священные каноны обязательны не только для Константинополя, но и для Александрийской, и для Русской, и Сербской и всех Православных Церквей. Причем тут Константинополь? Или же Вы не знаете, что св. Афанасий Великий и Кирилл Иерусалимский большую часть своего управления провели в изгнанничестве и управляли своей Церковью, живя на территории другой Церкви?.. Вы пишете, что «напрягаются усилия подчинить своей власти не только церкви в эмиграции, но и в Китае, Японии, Америке, на Дальнем Востоке и даже в так называемых окраинных государствах, причем за отсутствием определенных канонических норм, одни епископы признают эту власть, другие замалчивают (Япония, Америка) ». Не знаю, что это такое? В лучшем случае это полное незнание дела. Архиерейский Собор и Архиерейский Синод никого не ... далее ...
Догматика Православной Церкви. Том IV. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Когда же душа уклонится с этого пути и начнет жить вразрез с собственной природой, тогда называется это пороком души, злом души (????? ?????) . Итак, добродетель – дело нетрудное. Если пребудем мы такими, какими сотворены, то мы – люди добродетельные». «Душа приобретает смирение, когда насыщается приличествующими ей добродетелями. А добродетели и пороки составляют пищу души... Душа питается или добродетелью, или грехом». «Удаление от добродетели открывает доступ в душу духу нечистому». Владыка Христос – совершенное олицетворение всех святых добродетелей. Памятуя об этой истине, святой Афанасий Великий благовествует: «Мы облекаемся во Христа, когда любим добродетель, противимся пороку, предаем себя воздержанию, предпочитаем справедливость неправде, ценим умеренность, утверждаемся в добрых намерениях, заботимся о бедных... ». «Люди святые и истинно преданные добродетели умерщвляют члены свои, сущие на земле: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание ( Кол. 3: 5 ) , – и живут в чистоте и святости. А жизнь во Христе – это и есть истинная жизнь». Христиане «не только на земле питаются Плотию и Кровию Господа Иисуса Христа, но и на небе будем мы питаться такой ... далее ...
Избранные псалмы, истолкованные святителем ...Искать в Источникеazbyka.ru
... сего. Как это сделать, учит тебя пророк, молясь и тебя поучая молиться: «вразуми мя, и научуся заповедем Твоим». Сознавая себя духовным, он просит дара, первого между дарами Духа, – духа премудрости и разума, не для того, чтоб исследовать небо и землю, но чтобы точно уразуметь волю Божию и верно исполнять ее». Пс. 118: 74. Боящийся Тебе узрят мя, и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах «Я буду поводом к веселию для благочестивых, говорит пророк, потому что я на Тебя уповал и достиг конца, соответствующего сему упованию». Так объясняет это место Феодорит. «Пророк научает, говорит святой Афанасий Великий, что не один он примет сие дарование (то есть что, будучи вразумлен, научится заповедям Божиим) , но что будет оно простерто на всех боящихся Господа; ибо (научившийся заповедям) одним только благочестивым приятен, ощутительно познаваемый ими и в слове, и в предначертаниях премудрости, которою он обладает; для других же тяжело и видеть его, потому что жизнь его не похожа на жизнь других и различна от стезей их. Потому он и говорит: «возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах " " . Получив вразумление от Господа, пророк надеется, что, с помощию Божественной мудрости, хорошо ... далее ...
Догматика Православной Церкви. Том III. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... смерти; Господь же, имея «непреходящее» ( Евр. 7: 24 ) и непреемственное (??????????) первосвященство, стал «верным Первосвященником», присно пребывая и соделавшись верным по обетованию, потому что внемлет приходящим к Нему и не вводит их в обман». Все ветхозаветные жертвы, непрестанно приносимые за грехи, но бывшие не в состоянии ни устранить, ни истребить грехов, Владыка Христос упраздняет и заменяет Своей добровольной Богочеловеческой жертвой; и, «едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога» ( Евр. 10: 11, 10, 12 ) . «Христос был и Священником, и Царем, – говорит святой Афанасий Великий, – Священником, ибо Себя принес в жертву за нас, а Царем, ибо царствует над грехом и смертью». Ветхозаветных приношений и жертв за грехи Бог не хотел, ибо они не могли истребить грехов; это могло совершить и совершило Христово исполнение воли Божией, ибо вся воля Божия осуществлена всецело и совершенно в абсолютно святой и безгрешной жизни Господа Иисуса, Который по естеству – одной воли с Богом Отцом ( см. Евр. 10: 7–10 ) . «Волей же Отчей, – говорит святой Кирилл Александрийский, – в отношении рода человеческого было то, чтобы Христос Честным Крестом совершил ... далее ...
Псалтирь пророка и царя Давида, перевод на ...Искать в Источникеazbyka.ru
... постоянным гонителям – Саулу и его приспешникам) ср. : 1Цар. 24: 10–16 (, а также всем подражателям лукавства Саула. 262... праведник сам сделается внимательнее и осторожнее, когда увидит кровь) т. е. наказание (грешника и руки свои омоет, т. е. очистит действия свои от всякой скверны) см. также примеч. к пс. 25: 6 (. 263 В конец – см. примеч. к пс. 4: 1; ... да не погубишь – см. примеч. к пс. 56: 1; ... для написания на столпе – см. примеч. к пс. 15. Надписание да не погубишь указывает, что не должно малодушествовать в искушениях, но, взирая на конец их, укрепляться в терпении) свт. Афанасий Великий (; ... когда послал Саул – Саул, позавидовав своему благодетелю Давиду, хотел умертвить его: однажды Саул бросил в Давида копье, в другой раз окружил стражами в доме, чтобы схватить и убить его) см. : 1Цар. 19: 9–11 (. 264 Ст. 2 и след. Стенание по поводу непримиримой вражды Саула к Давиду. 265 В конец – см. примеч. к пс. 4: 1; ... об имеющих измениться – см. примеч. к пс. 44: 1; ... для написания на столпе – см. примеч. к пс. 15. 266 Событие, о котором идет речь в надписании, не описано в священной истории. В ином варианте рассказ об этом событии см. : 1Пар. 18: 3–15; 2Цар. ... далее ...
Святые Отцы (I-V века), Часть 1 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... одушевлёнными и др. Вследствие этого обвинения совершилось на местном Константинопольском соборе (543 г.) осуждение Оригена как еретика, память его была предана анафеме и сочинения объявлены подлежащими истреблению. Осудил Оригена и последовавший через 10 лет Пятый Вселенский Собор. Предали анафеме Оригена также Шестой и Седьмой Вселенские Соборы. (См. : Деяние 18 Шестого и Деяние 7 Седьмого Вселенских Соборов) . Ориген оказал немалые услуги Церкви в области богословской науки. Этим объясняется его продолжительное влияние на Востоке. Великие отцы – святые Григорий Чудотворец, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский относились к сочинениям Оригена с уважением. Даже противники его (например, Мефодий Патарский) пользовались заимствованными у него аргументами и положениями и большей частью зависели от него. И в последующее время Оригена не забывали. Святой Дионисий Александрийский Житие Святой Дионисий, названный Великим уже Евсевием и святым Василием Великим, родился около 190 года от знатных и богатых языческих родителей. В молодости он получил хорошее философское образование и обратился в христианство благодаря ... далее ...

  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028

Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"