Афанасий Великий



  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

Святая Троица — Кирилл — Дневник — Православные ...Искать в Источникеazbyka.ru
... имели знание троичного богословия на уровне Блаженного Августина, то проблем с ответами на простейшие вопросы, которые даны в этой теме, не было бы. Покинул нас Покинул нас Покинул нас Когда святого Августина волновали вопросы о взаимоотношениях Лиц Святой Троицы, он увидел на берегу моря юношу (ангела) , который черпал чайной ложкой из моря воду и пил. На вопрос Августина, зачем он это делает. ангел ответил ему, что скорей он выпьет этой ложкой море, чем Августин постигнет тайну Пресвятой Троицы. (Все что нужно для нашего спасения открыто в Господе Иисусе Христе.) · 19 декабря 2015 г. Афанасий Великий Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго Если кто хочет спастись, прежде всего надлежит ему содержать вселенскую [кафолическую] Веру, которой если кто целой и непорочной не соблюдает, без всякаго сомнения, во веки погибнет. Вера же кафолическая сия есть: да единаго Бога в Троице, и Троицу во единице почитаем, ни сливающе ипостаси [лиц], ни существо разделяюще. Иная бо есть ипостась Отчая, иная Сыновняя, иная Святаго Духа: но Отчее, и Сыновнее, и Святаго Духа, едино есть Божество, равная слава, соприсносущное величество. Каков ... далее ...
Епископ Николай Мефонский и византийское ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Так как и заповеди и догматы – суть истины для спасения, то всякое православное богословие должно быть сотериологично. Центральное место в нем должно занимать учение о спасении – сотериология, ибо Христос пришел в мир спасти грешников ( 1Тим. 1: 15; ср. Мф. 1: 21 ) . И византийское богословие, всегда связанное с духовным опытом – практикой нашего спасения, всегда имело глубокий интерес к делу спасения. Отцами Древней Церкви при благодатном озарении их Святым Духом была построена антропология и сотериология. Целая плеяда древних Отцов Церкви – святителей Ириней Лионский, Афанасий Великий, Григорий Богослов, отчасти святитель Иоанн Златоуст, преподобный Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник и др. – исследовали разные вопросы сотериологии. Византийские богословы – Николай, епископ Мефонский, Николай Кавасила, святитель Григорий Палама и другие – продолжали эту сотериологическую традицию. Лишь неблагоприятные внешние и внутренние условия культурной жизни Византии и ее падение помешали, по-видимому, византийским Отцам построить систему догматического богословия, основанного на сотериологическом принципе. (6) Традиционность – свойство Древней Вселенской ... далее ...
Краткие сведения о жизни прп. Никиты Стифата и ...Искать в Источникеazbyka.ru
... которой ему свойственно владычествовать над всякой душой, одержимой им и предпочитающей чувственные (вещи) , вводящие в соблазн, созерцанию, питающему ум духовной (пищей) » 61. Это же выражение?? ????? ??? ?????? Василий Великий, согласно которому жизнь порочная, в отличие от жизни добродетельной, есть гладкий (ровный, удобопроходимый) путь, ведущий многих к погибели, потому что порок уловляет «гладкостью удовольствия». Поэтому это выражение у св. Василия означало еще в переносном смысле и «сладость неразумных удовольствий». В подобном же смысле использовали это выражение еще и св. Афанасий Великий и св. Григорий Нисский» 63. Однако и самые полезные удовольствия должны быть принимаемы во благовремении, т. е. когда человек подготовлен к безопасному принятию их, пройдя путь духовной практики, руководствуясь разумом, отданным в послушание Христу. Роль разума здесь определяющая, ибо, по преп. Никите, «разум справедливо делает безопасным употребление (??????) его (чувства) , не потому, что оно враждебной природы – плохого ведь Бог не сотворил, – но потому, что (чувство) доставляет ведение зла в кажущемся добром» (гл. 22) . 4. 10. Хранение чувств Возглас Двери, двери, ... далее ...
Основания христианской антропологии — Введенский ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Сол. 5, 23; Евр. 4: 12 ) . По существу, между этими мнениями нет противоречия, различие только в терминологии. Разница в том, что сторонники дихотомии видят в духе или уме (????) высшую способность души к богообщению, которая и делает душу «разумной», или «умной» в высшем смысле этого слова, не выделяя дух как особую составляющую часть природы человека. Кроме того, никто из свв. отцов никогда не утверждал, что дух может существовать отдельно от души. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2: 7 ) . Святители Афанасий Великий и Григорий Богослов останавливают свое внимание на этом месте из книги Бытия. Святитель Афанасий различает два действия в творении человека, не разделенных во времени, – это приведение в бытие и запечатление – «помазание» – образом Божиим, как некое благодатное «рождение» или установление через Сына в Духе. Человек уподобляется Отцу, оставаясь творением. «Дыхание жизни», которое Бог вдунул в лицо Адама, – не душа, но Дух Святой, благодать Его причастия. Это делало Адама «духовным человеком». Но при этом благодатный дар Духа был дан первозданному человеку извне, а потому ... далее ...
Духовный мир - читать, скачать - протопресвитер ...Искать в Источникеazbyka.ru
... “Противник ваш дьявол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить ” ( 1Петр. 5: 8 ) , – и воздух как бы наполнен духами злобы поднебесной, и князь их называется князем “власти воздушной” ( Ефес. 6: 12; 2: 2 ) . На основании этих указаний Священного Писания издревле святые Отцы Церкви изображали путь души, разлучившейся с телом, как путь через такие духовные пространства, где темные силы ищут поглотить слабых духовно и где поэтому особенно нужны защита ангелов небесных и молитвенная поддержка со стороны живых членов Церкви. Из древних Отцов говорят об этом святые Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Макарий Вел., Василий Вел., Иоанн Златоуст и др. Наиболее подробно развивает мысли этого рода св. Кирилл Александрийский в “Слове на исход души, ” а картинное изображение этого пути представлено в житии преп. Василия Нового, где усопшая блаженная Феодора передает спящему ученику преп. Василия, что она видела и испытала после смерти при восхождении на небо. Путь души по исходе из тела принято называть “мытарствами. ” Митр. Макарий упоминает наставление ангела преп. Макарию Александрийскому, по поводу образности сказаний о мытарствах: “земные вещи принимай здесь за самое ... далее ...
Воплощение и смирение - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... мало: на защиту мифологической теории становятся даже пасторы. Волнуется, пожалуй, больше общество, чем «иерархия». Вот, например, что пишет человек, наблюдавший публичный диспут пасторов с монистами по вопросу об историческом существовании Иисуса Христа: «На эстраде, где решался вопрос об историческом существовании Спасителя, было все спокойно: монисты и пасторы дружески перешептывались между собою, кушали бутерброды, пили пиво... » (Свящ. Н. Сахаров. Богословский вестник. 1911. Т. 3. С. 777) . Ну, мыслима ли подобная картина во время Первого Вселенского Собора, когда святитель Афанасий Великий обличал нечестивых ариан! Там был подвиг души, ее борьба за свою жизнь, ибо «имеющий Сына Божия имеет жизнь, а не имеющий Сына Божия не имеет жизни» ( 1Ин. 5, 12 ) . А здесь... здесь лишь «академический» спор с пивом и бутербродами сытых и самодовольных буржуев. Почему же такое отношение к воплощению Сына Божия? Думается, что корни этого отношения глубоко заложены в нравственном самосознании современного человека. Это самосознание прежде всего гордо. А что значит веровать в воплощение? Это значит прежде всего исповедать, что раньше естество человеческое было добро ... далее ...
Ликбез для меня — Ирина — Дневник — Православные ...Искать в Источникеazbyka.ru
... втором лице: - Вышняго положил еси прибежище твое (9) . Нарастает сила непоколебимого упования. Тон становится все более величественным: - Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (10) : яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (11) . - На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (12) : на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (13) . По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру, обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам ( Лк. 10: 19 ) . В последних стихах (14 – 16) псалом достигает наивысшей торжественности и силы – Сам Бог произносит обетования: - Яко на Мя упова, и избавлю и (его) : покрыю и, яко позна имя Мое (14) . - Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое (15, 16) . Святитель Афанасий Великий говорит: «А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с ... далее ...
Догматика Православной Церкви. Том II. Бог в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в добре и безгрешности; Сопровождая человеческий род на всех путях и беспутиях зла, Божий Промысл против каждого зла выводил Божественное добро, чтобы, наконец, против совокупного диавольского в мире зла вывести совокупное Божественное благо в лице Богочеловека Христа. Свою совершенную полноту и свое полное выражение человеколюбивый Божий Промысл засвидетельствовал в явлении на земле Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Воплощение Единородного Сына Божия знаменует собой вершину Божия человеколюбивого промышления о мире и человеке. «С воплощением Бога Слова, – говорит святой Афанасий Великий, – возвещено Божие промышление обо всех тварях; дознано и то, что Содетель и Зиждитель промышления – Само Божие Слово». Воплощение Слова – это «самое главное дело Божия промышления о нас». В Своем промышлении о мире Бог употребил бесчисленные средства, пока, наконец, не возвестил в полноте Свое человеколюбивое промышление в великой и несказанной тайне воплощения Слова. «Воплощение Слова – это исполнение (исход, ?????) , главная цель Божия промышления о мире». Тогда как на одной стороне действует всецело диавол, заражая грехом и смертью человека и весь мир, на другой стороне ... далее ...
Икона человеческой свободы - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Без свободного выбора нет подлинной человеческой индивидуальности. Обращаясь к Израилю со словами: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери…» ( Втор. 30: 19 ) . Бог предлагает дар – дар, которым нам трудно распорядиться достойно, дар подчас горький, мучительный, даже трагический – но без которого нам никогда не быть людьми в полном смысле этого слова. Именно свобода выбора более чем что-либо ещё являет образ Божий в нас. Как Бог свободен, так свободен и человек в образе Божьем. Мы, как утверждает св. Афанасий Великий («О постановлениях Никейского собора», XI, 1–2) , творцы по образу и подобию Бога-Творца – «суб-творцы», если воспользоваться выражением Толкиена, – и отвергая эту творческую свободу, мы отказываемся от своей человечности. Апостол Павел указывает ( 1Кор. 3: 9 ) , что мы – synergoi, «соработники у Бога», «Божьи сотрудники»; в чём состоит это «сотрудничество с Богом» – яснее всего выразила Пресвятая Дева в Назарете. Когда мы говорим, что люди свободны, как свободен Бог, то это, разумеется, нуждается в уточнении. Божественная свобода безусловна, в то время как наша ... далее ...
Догматическое богословие, Раздел 10 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... спасающей благодати. Для нас привычно выражение «благодать Святого Духа»: в богослужебных текстах обычно так о благодати и говорится, хотя в Священном Писании это выражение не встречается. Почему это выражение стало таким устойчивым и распространенным, что нередко выражения «Святой Дух» и «благодать Святого Духа» употребляются как взаимозаменяемые? Это связано с тем, что благодать достигает нас, по словам свят. Василия Великого, в Ипостаси Духа Святого 1141. Как и всякое действие Творца в отношении созданного Им мира, благодать движется по воле Отца через Сына в Духе Святом. Свят. Афанасий Великий учит: «Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца чрез Сына в Духе Святом; потому что, как благодать даруемая Сыном есть от Отца, так не может быть общения даяния в нас, разве только в Духе Святом» 1142. Бог Отец – Источник нашего освящения благодатью, и это освящение осуществляется по Его благоволению. Именно Он посылает Святого Духа, Который от Него предвечно исходит, именно к Отцу молился Господь в Первосвященнической молитве о Своих учениках: Освяти их истиною Твоею ( Ин. 17: 17 ) . О том, что Святой Дух ниспосылается именно Отцом, говорится и в других местах ... далее ...

  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016  017   018   019   020   021   022   023   024   025   026   027

Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"