Афанасий Великий



  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025

Догматика Православной Церкви. Том II. Бог в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... природы, которая бесконечна, абсолютна, вечна. Бог, всесторонне превосходящий пределы и возможности человеческих познаний, в частности – исследований методом научного экспериментирования, не может быть объектом прикладной науки. Недоступный для научных средств познания, Бог не может быть аналитическим путем ни познан, ни доказан. «Если под доказуемым знанием, – говорит Климент Александрийский, – необходимо понимать такое знание, которое требует более глубокого начала для того, что мы желаем доказать, тогда для Бога нет доказательства, Бог не может быть производным доказательства». Святой Афанасий Великий возвещает евангельскую истину, говоря: «Учение о Божестве (в греч. букв. «Божество». – «Примеч. пер. ») преподается не в умственных доводах, но при посредстве веры и благоговейного благочестивого размышления». Если бы существование и бытие Бога могли быть доказаны научным путем, то ненужными и излишними оказались бы и Откровение, и Церковь, и вера. Но сама природа Божества делает необходимым и Откровение, и Церковь, и веру. Бог, как показывает Откровение, по Своей бесконечной природе невидим ( см. 1Ин. 4: 12; Ин. 1: 18; Исх. 33: 20 ) и «обитает в неприступном свете» ( ... далее ...
Критический обзор главы «Учение о Троице как ...Искать в Источникеazbyka.ru
... некоторыми прекрасными философскими идеями, то эти идеи касаются только второстепенных пунктов учения о Св. Троице» [57]. И снова возникает вопрос: о каких «многих отцах-субординационистах», разделявших заимствованную у Филона двухфазную теорию рождения Сына, идет речь?) Пора уже сказать о том, что «святые отцы» — «почетное именование знаменитых деятелей Православной Церкви, которые совместили чистоту учения со святостью жизни, были признаны Церковью в качестве вероучительных авторитетов, в творениях которых Церковь видит изъяснение своей веры (например, Киприан Карфагенский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др.) » [58]. Другие же цитируемые здесь авторы называются учителями Церкви или церковными писателями. 22. «Уже Игнатий в конце первого века н. э. писал, что «Един есть Бог, явивший себя чрез Иисуса Христа, Сына Своего, Который есть слово Его вечное» (Послание к магнезийцам, 8) [59]. Что конкретно он имел в виду, не совсем ясно…» — А ведь если бы автор дочитал до конца, стало бы яснее. По своему обыкновению, г-н Фурули обрывает цитаты: «Един есть Бог, явивший себя чрез Иисуса Христа, Сына Своего, ... далее ...
Основы искусства святости. Том I, Отдел 1 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... от которого разумному, сознательному человеку нет сил избавиться? К сожалению, история отвечает на первый вопрос утвердительно, но зато, к радости, богословие на второй вопрос отзывается отрицательно. Но вскроем сперва самое понятие атеизм: что он такое? 36 С первого раза, если обратиться к филологии, понятие это как будто кажется очень простым. Атеизм (от греч. ? – «не»???? – «Бог») значит «безбожие». Но если мы проследим, хотя кратко, историю сего термина, то увидим, что, как по своему смыслу 37, так и по употреблению 38, он никогда не имел постоянного и определенного значения. Афанасий Великий, развенчивая в «Слове о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти» дуалистическое представление еретиков о мире, говорит, что «они баснословят; божественное же учение и вера Христова отвергает их суесловие как безбожие» 39. Но еще интереснее свидетельство о св. Иустине, философе и мученике (†166 г.) , который порицал некоторых язычников своего времени за то, что они «всенародно лжесвидетельствовали на то, чего не знают: что будто бы христиане – безбожники, ????? , и нечестивцы, делая это в угоду обманутой и нечестивой черни» 40. На это же жалуются Афинагор, ... далее ...
1й день — Екатерина — Дневник — Православные ...Искать в Источникеazbyka.ru
... нам на пользу поста как средства избавления от злых духов. Так, из жития священномученика Киприана и Иустины известно, что святая мученица Иустина усилением поста и молитвой победила блудного беса, насылаемого на нее волхвом. Умножением поста и молитвой спасались от диавольских козней преподобный Антоний Великий, преподобный Нифонт, и многие другие подвижники, которым мы теперь молимся о помощи при нападении злых духов. Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода врачевство (лечение, лекарство) для каждой человеческой души, и благодатная польза поста распространяется на всех. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти». «Видишь ли, какова польза поста, – как бы обобщает все вышесказанное святитель Афанасий Великий: – болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым». Пост – это дивный духовный опыт. Польза поста в том, что он дает нам возможность действенно ощутить спасительность христианского ... далее ...
Поучения, Сборник 3 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Свои рамена». Блаженный Иероним восплакал после этих жертвенных слов Младенца и возопил: «Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную». Нам сегодня, братия и сестры, следует поплакать у яслей Господних и слезами покаяния за недостойную жизнь нашу и следами духовного радования, что родившийся Христос и нас оправдает, если мы веру имеем в Него, как Своего Спасителя, и в жизнь вечную, как жизнь в Боге и с Богом. Смысл праздника Рождества Христова скрыт в глубине апостольских слов: Бог явися во плоти ( 1Тим. 3: 16 ) . Небо преклонилось к земле и «Сын Божий, – как говорит святитель Афанасий Великий, – стал Сыном Человеческим, чтобы и нас сделать сынами Божиими», чтобы «обожить и земнородные существа» 101. Мы призываем сегодня «ликовать» вместе с ангелами, и «радоваться» вместе с «человеками» и всей тварью, ибо «велие и преславное чудо совершается днесь: Дева рождает, – и утроба не истлевает, Слово воплощается и Отца не отлучается. Ангелы с пастырями славят, и мы с ними вопием: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» 102. Порадуемся же, братия и сестры, великому празднику и возблагодарим Господа, пришедшего в мир, чтобы спасти мир. Аминь. 4. ... далее ...
Сектантство или разговор с вайшнавом | Страница 6Искать в Источникеazbyka.ru
... могло бы не быть вовсе», — утверждает прот. Г. В. Флоровский. Называя несуществующее как существующее ( Рим. 4: 17 ) , Бог переводит все из не сущего к бытию одной силой Своей мысли и воли. Но это значит, что созданный мир совершенно иноприроден и иносущен Богу. Творя мир из небытия, Бог не создает его из Своей сущности (естества, природы) , не формирует его из Себя. Если все Ипостаси Пресвятой Троицы единосущны Друг Другу, то созданный из небытия мир совсем не единосущен своему Творцу. «Всё сотворенное по своей сущности нисколько не подобно Творцу, но находится вне Его», — учит св. Афанасий Великий. «В твари нет ничего, сродного с Троицей, кроме того, что она создана Троицей», — говорит блаженный Августин. Творческий акт Бога есть действие совершенно свободной Божественной воли, но не Божественной природы, в связи с чем мир совсем не тождественен Богу. Учение о создании мира из небытия отличает христианское миропонимание от всех форм язычества. Утверждая, что сотворенный мир возникает из небытия, а не из сущности своего Создателя, христианство отрицает все виды обожествления мира и человека. Если мир создан Богом из небытия, то мир не может быть Богом, не равен Ему. ... далее ...
Святой Афанасий Великий, архиепископ ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Владимир, епископ Сарапульский Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский Афанасий греч. «бессмертный») Великий, архиепископ Александрийский, – ревностный защитник православия во время арианских смут, стяжавший себе имя «Отца православия». Его могучий нравственный облик, озаренный светом Божественная учения Христова, как скала возвышается над мятущимся морем ересей того времени и как яркий маяк руководит верных в тумане сомнений и колебаний. В эпоху падения веры, равно как и во времена религиозных волнений и страстей, святой Афанасий может служить примером горячего верования, и идеалом кротости и терпимости – там, где дело может обойтись без строгости и суровости. Он беззаветно борется с бурными волнами разных ересей. Бывают моменты, где он, можно сказать, остается почти один против всего мира, – и весь мир идет на него. Но стихает гроза, и св. Афанасий тотчас опускает пылающий меч своего огненного слова и умиротворяет громы своего красноречия, поражающего еретиков. Он кротко увещевает их покаяться, он снова становится терпеливым к немощам и слабостям, хотя не на йоту не уступает им. О жизни святого Афанасия Великого до 326 г. история знает очень мало. ... далее ...
Христианское учение о человеке, Раздел 1 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в себе образ Божий, если не упражняется в добродетели и святости. Более того: совершенствуясь во зле, человек даже может уподобиться диаволу (ср. : « Ваш отец диавол: и вы хотите исполнять похоти отца вашего ». – Мф. 8, 44) . Поэтому часто свв. отцы различали образ Божий – как природный дар Божий каждому человеку, и подобие Божие – как духовно-нравственную обязанность человека хранить этот дар и способствовать его проявлению. Наряду с онтологическим (совокупность качеств, присущих человеческой природе) и телеологическим аспектом (подобие) можно выделить и гносеологический аспект. Св. Афанасий Великий подчеркивает, что образ Божий является средством богопознания: созерцая в себе образ Божий, люди могут приобретать правильное представление о Боге 22. Именно наличие образа Божия оказывается условием не только стремления человека к Богу, в том числе и в молитве, но и предпосылкой для выполнения поставленной задачи осуществления последнего синтеза – Бога и всей твари. 3. Три силы души Такое высокое предназначение требовало сложности и многообразия проявления душевных сил. Например, чтобы, скажем, произнести слово, сначала нужно решиться это сделать, исходя из тех или иных ... далее ...
Православное догматическое богословие. Том 2, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... связаны между собою великое и малое. Самые великие предметы мира состоят из малых частей, общий и законообразный строй мира слагается из законосообразного действия частных сил, самые обширные роды и виды существ в действительности суть только совокупность отдельных существ (особей) , самые великие события в мире часто происходят от самых маловажных, по-видимому, причин, напр. : от искры – опустошительный пожар, от несогласия немногих лиц – долговременные губительные войны народов. В виду этого, очевидно, было бы несообразностью признавать общий промысл и отвергать бытие частного. Афанасий Великий, обтекая все и повсюду проявляя силы Свои, и освещая все видимое и невидимое, все содержит и объемлет в Себе, так что ничто на оставляет непричастным силы Своей, но все и во всем каждое существо порознь и все существа вместе оживляет и сохраняет». 241 Итак, существует не только общий, но и частный промысл Божий. Человек в частности не есть только средство в руках Промысла для достижения неизвестных ему общечеловеческих целей, но каждая человеческая личность и ее благо и счастье служат, предметом Божественного попечения. Очевидно, что только при таком понимании промысла ... далее ...
Каноны Православной Церкви, Часть 1 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... году слово о покаянии, где указывает способ как вступать в общение церковное тем, которые отступили от церкви. Это слово Петра, разделенное на четырнадцать правил, вошло в общецерковный сборник. В таком числе они находятся в Книге правил и Пидалионе. В Кормчей (двадцать седьмая гл.) их, как и в Синопсисе, тринадцать, ибо шестое и седьмое правила по нашему изданию составляют в ней одно (шестое) правило. В Indreptarea нет этих правил. Последнее (пятнадцатое) правило в нашем «Сборнике», равно и в трех упомянутых сборниках, о посте в среду и пятницу, взято из одного слова Петра на Пасху. Афанасий Великий (†373) . Глубоко изучивший истины христианской веры, Афанасий снискал вечную славу как защитник православия против арианства, за что справедливо назван «отцом православия» и «великим». Деятельность свою на пользу церкви он начал усиленно развивать с того времени, когда появилось арианство, и последовательно продолжал ее до конца своей жизни. Многочисленные сочинения, которые оставил Афанасий, апологетического, полемического, историко-догматического и нравственного содержания. Для церковного права имеют значение три, а именно: послание его Аммуну, XXXIX послание о ... далее ...

  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025

Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"