Афанасий Великий



  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Евгений Поселянин. Вера и пути к вере. Обращение ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... по всей земле, помогайте христианам и охраняйте их жизнь. Нифонт понял тогда, что, как ни велика сила диавольских искушений, но выше и больше ее сила благодати охраняющей. Незадолго до конца своего Нифонт был поставлен епископом острова Кипрского по непосредственному указанию Божию. Это событие произошло, быть может, для того, чтобы показать, как велика сила покаяния и как Господь отмывает грехи людей в такой мере, что потом Сам призывает их к высшим ступеням служения Себе. Чудно описание последних часов жизни епископа Нифонта, при которых присутствовал знаменитый столп Церкви святитель Афанасий Великий, патриарх Александрийский. Последнюю ночь своей жизни Нифонт провел на рогоже, на которую велел положить себя. На рассвете посетил его Афанасий Великий и спросил его, есть ли человеку польза от болезни. — Сильней, чем золото, — отвечал Нифонт, — в котором отходит ржавчина, когда его жгут на огне, человек во время болезни очищается от своих грехов. Сладостная улыбка озарила лицо святителя перед самой кончиной его, и он радостно произнес: — Приветствую вас, святые Ангелы. Тут отверзлись духовные очи Афанасия, и он увидел, что отходящего от земли к небу Нифонта приветствуют ... далее ...
О титуле архиепископа / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... новейших времен. В первые века христианства до того, как полностью оформилось церковное управление, все иерархи, как известно, носили титул епископа. И только в виде исключения Александрийский епископ носил титул папы, к которому уже намного позднее добавился исторически необоснованный титул патриарха (папа и патриарх) . Начиная с VIII века, распространился обычай называть папой и Римского епископа, который именно с тех пор и принял данный титул. Глава же Александрийской Церкви стал именоваться архиепископом весьма рано. Так называл своего предшественника по кафедре, святителя Александра, Афанасий Великий. Титул архиепископа приняли и все предстоятели Церквей. До V века, когда в отношении некоторых епископов стал употребляться титул патриарха, их называли архиепископами. В VI веке епископ Константинополя стал носить титул архиепископа и патриарха (архиепископ Константинопольский и Вселенский патриарх) . После III Вселенского Собора, на котором утверждена независимость от Антиохийского Патриархата и автокефальный статус Кипрской Православной Церкви, ее предстоятель принял титул архиепископа, поскольку этот титул напрямую связан с понятием автокефальности. Святитель ... далее ...
Как понять слова псалма: "Блажен муж, который не ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... здравием? Одни бесчестны, а другие славны? Не самослучайно ли движется мир? И не случай ли неразумный без всякого порядка распределяет каждому жребий жизни? " – Если так помыслил ты, то пошел на совет нечестивых. Посему блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого, кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли» (Беседа на первую часть первого псалма) . На пути грешных не ста – значит не закоснел в грехе. Слова седалище губителей святитель Василий Великий понимает как продолжительное пребывание во зле. 3. Святитель Афанасий Великий также толкует этот псалом аллегорически, но не в духовно-аскетическом, как св. Василий, а в плане пророчески-мессианском: «Давид полагает начало пророчеству о Христе, Который имел родиться от него. Посему, прежде всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных, и не сидели на седалищи губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит ... далее ...
«Граф-отшельник» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... всё. Но попробовать можно». Когда приехал батюшка в онежский храм, его встретили только грязь и разруха. Но среди этого хаоса отец Антоний с радостью отметил, что сохранились фрагменты старинного иконостаса: – Иконостас был украшен коринфскими колоннами и резьбой в виде виноградной лозы. Чтобы восстановить иконостас полностью, мне пришлось разобрать недостроенную баню. Иконы иконостаса – особая тема нашей беседы. Дорог батюшке оказался старинный образ, хорошо сохранившийся до наших дней, на котором были изображены святой пророк Илия, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, святители Афанасий Великий и Кирилл Александрийский. В храме деревни Онежье – Этот образ стал отражением моего пути и отчасти истории наших населенных пунктов. В центре иконы располагается пророк Илия, он указует перстом наверх, а там изображен евангельский сюжет – Введение во храм Пресвятой Богородицы. У нас есть недалеко отсюда деревня Средняя Отла, где стоит старинная часовня, которая после реставрации была освящена в честь пророка Илии, но прежде она являлась Введенской часовней. Такой интересный факт! Далее еще мы видим изображенных здесь Зосиму и Савватия, Соловецких чудотворцев. Как ... далее ...
Евгений Поселянин. Вера и пути к вере. Воспитание ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... когда еще можно оградить душу от злых вихрей жизни, хоть тогда ничем не была она смущена. Я знал старых благоговейных священников, которые рассказывали про себя, что в детстве они очень любили «служить», то есть произносить богослужебные возгласы на распеве, подражать каждению. Некоторые не одобряют таких наклонностей, считая проявление таких стремлений у детей за кощунство. Но все дело в том, делается ли это с тем, чтобы только передразнивать духовенство, или делается по непреодолимой внутренней потребности, в самом сосредоточенном настроении. Будущий великий столп истины святитель Афанасий Великий в детстве часто играл со сверстниками своими на морском берегу. Неподалеку находился дом архиепископа, и он порой смотрел на игры детей. Маленький Афанасий чрезвычайно любил церковные обряды, и ему нравилось исполнять их, подражая тому, что он видал в церквах. И, между прочим, он над некоторыми из своих сверстников-мальчиков, в воде неподалеку от берега, совершал обряд крещения. Архиепископ остановился на мысли: если обряд совершен с благоговением и верою, можно ли считать, что тут было совершено воистину Таинство крещения? Он собрал по этому поводу совещание, и было ... далее ...
Библия, изложенная для семейного чтения. Избрание ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... 5, 1–12 ) Нищие духом значит смиренные, то есть не гордые, не тщеславные, не самолюбивые. Плачущие — те, которые сокрушаются сердцем своим о своих и чужих грехах и недостоинствах, стало быть, близкие к исправлению, а потому и к утешению. Кроткие — те, которым несвойственны гнев, злоба, мстительность. Они наследуют землю не в смысле приобретения земли, но в том смысле, что они получат высшие блага, особенно в будущей жизни. Алчущие и жаждущие правды насытятся оправданием пред судом правды Божией. «Они насытятся и здесь, потому что довольны малым, а гораздо более в жизни будущей» (свт. Афанасий Великий) . Чистые сердцем Бога узрят: «Как зеркало отражает образ только тогда, когда оно чисто, так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа» (свт. Афанасий Великий) . Миротворцы будут наречены сынами Божиими, подобно Сыну Божию, пришедшему на землю, чтобы примирить Бога с людьми. В заповедях блаженства — полное противодействие эгоизму и чувственности вырождающегося иудейства, которое было проникнуто в те времена иными, чем в этих заповедях, мечтами и стремлениями: оно ожидало осуществления для них всяких благ именно в мире земном, но вовсе не в небесном. И ... далее ...
Эортология и богословие Рождества Христова. Часть ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... напротив, освятила, обожила и возвысила ее (там же) . Вочеловечение Сына Божия, названное у апостола Павла великой тайной благочестия ( 1 Тим. 3, 16 ) , совершается тайно от всех сил, сколько их ни есть, выше мира и на земле ( 3-й тропарь 1-й песни 1-го канона ) . Христос, по словам канона, Воплощение неизреченное имеяй, противное гадание посрамил есть ( 2-й тропарь 7-й песни 2-го канона ) , то есть Воплощение Христа, составляющее «загадку-проблему» (греч. провлима, слав. — «противное гадание») для диавола, принесло последнему посрамление. Если, по мысли святых отцов (святитель Афанасий Великий, блаженный Иероним) , Христос человеческой плотию прикрыл Свое Божество от диавола, то, как добавляет автор канона, с посрамлением противника людям принесено Новорожденным Христом «богатство обожения» (там же) . Восстановитель народов, являясь человеком («Мужем») и Богом, возвратил горохищное овча — человека [8] с пустынных холмов на цветоносное пастбище ( 2-й тропарь 8-й песни 2-го канона ) . Но Ему пришлось выдержать борьбу с диаволом и грехом, который до Воплощения Христа царствовал и торжествовал победу над людьми, как на празднике Вакха («бесящийся» — вакхео) . ... далее ...
Наука и жизньИскать в Источникеpravoslavie.ru
... властью " . Там же, с. 85. Сущность религиозного идеала Церкви, сущность нашего идеала жизни – обожение. Сущность нашего религиозного упования в том, что мы имеем повеление и получили возможность уподобляться в духовном совершенстве Самому Богу. Церковь до сих пор не принизила своего религиозного идеала. Прислушайтесь к церковным песнопениям. Ведь наши сельские дьячки и теперь поют о том же религиозном идеале обожения, который в противовес " лжеименному знанию " выставлял величайший богослов II века св. Ириней Лионский, за который страдал и боролся в IV веке непоколебимый адамант св. Афанасий Великий, о котором в VIII веке дивно пел величайший мировой поэт св. Иоанн Дамаскин, " действом Духа свою цевницу ударяя " . Религиозным идеалом и должна определяться вся жизнь человека. С воплощением на земле Единородного Сына Божия человечество получило новые силы, – началось восстановление падшего естества человеческого, вызван к бытию процесс созидания нового человека, новой твари. Спасенное и спасающееся человечество сплочено в едином и нераздельном организме Церкви. В этом организме обитают все Божественные силы, которые и ведут новое человечество, Церковь, к совершенству. ... далее ...
Святой и Великий Пяток. Страдания, претворенные ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... крест. Гвозди, которыми Он был пригвожден, — наши грехи, терны, из коих сплетен был Его венец, — все наши же грехи! " [ 5]. " Все, что совершилось на древе крестном, — пишет святитель Григорий Богослов, — было врачеванием нашей немощи Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые, — за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные — за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на крест — за падение, желчь — за вкушение, терновый венец — за худое владычество, смерть — за смерть, тьма — за погребение и возвращение в землю для света " [ 6]. А святитель Афанасий Великий поясняет: " Если Иисус Христос пришел для того, чтобы понести на Себе наши смертные грехи и наше проклятие, то каким другим образом мог бы Он принять на Себя проклятие если бы не претерпел смерти, предназначенной проклятым? А это и есть Крест, ибо написано: проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве] ( Втор. 21, 23 ) " [ 7]. Чтение 12-ти Страстных Евангелий Распятие Это чтение составлено из всех четырех Евангелистов. Песнопения 15-ти антифонов в промежутках между чтениями лишь дополняют и поясняют течение Евангельских событий. Вся служба, кроме Евангельских ... далее ...
Обращение Митрополита Смоленского и ...Искать в Источникеmospat.ru
... человека воле Божией, без чего наше спасение оказывается невозможным: “се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему”. Таким образом, Матерь Божия от имени рода человеческого свидетельствует готовность всем сердцем принять замысел Божий о своей судьбе и добровольно следовать Господней воле. Здесь — ключ к пониманию природы взаимодействия Творца и Его творения, Божественного предопределения и человеческой свободы выбора. Ибо, по слову святителя Григория Паламы, Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как и без творческой воли Божией. Афанасий Великий числил Благовещение первым в ряду христианских праздников, видя в бессеменном зачатии Господа Иисуса Христа начало домостроительства нашего спасения. В день Благовещения род человеческий в лице Приснодевы Марии приносит Богу великий дар кротости и послушания, а Бог в ответ посылает миру Спасителя, Которому предстоит принести Себя в жертву за грехи людские. Следование воле Божией сопряжено не только с послушанием, но и с подвигом, с жертвой, с самоотвержением, порой со смертью. И потому отзвук смиренных слов Богородицы в день Благовещения мы различаем в молении Спасителя в ... далее ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"