Первый префект иеромонах Афанасий Волховской является в 1745 году 5 ; он же был и первым ректором с 1748 года. Управление семинарию с 1742 года, при архимандритах Кирилле Флоринском и Арсении Могилянском, поручено было лицу светскому – интенданту Андрею Ивановичу Павловскому, – явление редкое в истории тогдашних духовных училищ. Павловский был нечто вроде инспектора и правителя дел, и удержал свое влияние на дела семинарии даже при первом префекте. Главная часть его управления состояла в заведывании письменными делами, касавшимися семинарии: под его непосредственным начальством, состояла интендантская контора, имевшая значение семинарского правления. Она открыта в марте 1743 года, и в нее тогда переданы из духовной лаврской канцелярии все дела, касавшиеся семинарии. При открытии интендантской конторы нужно было определить отношения ее к управлению лавры, и на запросе конторы, как ей «корреспондоватися» с Учрежденным собором и с духовною канцеляриею лавры, архимандрит Кирилл предписал, что в соборе интендантская контора должна входить доношениями, а в канцелярию писать промемории. Власть Павловского не ограничивалась наблюдением за письмоводством: он входил и в учебные дела: так вместе с учителями он, в 1743 году, экзаменовал поступавших в семинарию 6 . Когда архимандрит лавры жил в Петербурге, Павловский вел с ним частую переписку, иногда сам ездил туда, и в таких случаях дела семинарского правления поручались двум старшим учителям они обязаны были посылать доношения о всех делах семинарских не прямо на имя архимандрита, но на имя интенданта, который докладывал о них архимандриту. В 1745 году, когда поступил, в семинарию первый префект, ему показалось несообразным с его саном и должностью подчиняться в делах правления авторитету Павловского, и он стал посылать доношения прямо на имя архимандрита лавры Арсения. Павловский, бывший в то время при Арсении в Петербурге, отстоял данные ему права, и Арсений прислал семинарской конторе выговор с предписанием, чтобы как прежде, так и впредь, доношения о делах семинарии не шли к нему, минуя Павловского 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720, г. Опошня Киевской губ.- 14(12?).05.1770, Чернигов), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Отец, Александр Семенович Ляшевецкий, служил сотенным писарем в Полтавском полку, позже - священником в глинской ц. в честь Преображения Господня. В 1742 г. Ф. Ляшевецкий окончил Киево-Могилянскую академию, преподавал в новоучрежденной семинарии при Троице-Сергиевом мон-ре. Один из первых наставников Троицкой семинарии, с 17 марта 1743 г. он преподавал грамматику в низших классах. Архиеп. Переславский Арсений (Могилянский ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) сообщал в Синод: несмотря на то что в лаврской семинарии служили и преподавали лишь один префект иером. Афанасий (Волховский) и 2 учителя - иеродиак. Иннокентий (Паскевич) и К., «семинаристы произошли даже до риторики» (ОДДС. Т. 29. Стб. 185). В 1746 г. в Троице-Сергиевой лавре Ф. Ляшевецкий был пострижен в монашество с именем Кирилл, к июню 1751 г. был соборным иеромонахом. С 1747 г. библиотекарь, с 1748 г. префект семинарии, в 1749 г. учитель риторики Славяно-греко-латинской академии, в 1753 г. К. стал наместником лавры, в 1754 г. перестал преподавать в семинарии, до 1758 г. оставаясь наместником. В это время настоятелем лавры был архим. Афанасий (Волховский; впосл. епископ Ростовский и Ярославский). По свидетельству митр. Евгения (Болховитинова) , К. прославился «отменным даром проповедничества», архиеп. Филарет (Гумилевский) называл его образованнейшим архиереем своего времени. В 1747 г. викарий Московской епархии архиеп. Арсений (Могилянский) отдал распоряжение о регулярных проповедях и преподавании катехизиса священнослужителям. К. было поручено проповедовать в приходской Рождественской ц. Имп. Елизавета Петровна любила приезжать на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь, к-рому в 1744 г. пожаловала статус лавры. Канты к ее «всерадостному пришествию» и речь К.

http://pravenc.ru/text/Кирилла ...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ (ВОЛХОВСКИЙ), РОСТОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Родился в Полтавской губернии, из духовного сословия. Обучался в Харьковском духовном коллегиуме , затем в Киевской духовной академии , по окончании которой был назначен учителем в Харьковский коллегиум, вскоре вызван в МДА в качестве проповедника. В мае 1745 г. принял монашество с именем Афанасия в Троице-Сергиевой лавре и в том же году был назначен префектом только что учрежденной Троицкой семинарии , с 1748 г. - профессор богословия и ректор семинарии. С декабря 1749 г. - келарь лавры. 23 февраля 1753 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой лавры . В 1754 году назначен членом Св. Синода. 23 апреля 1758 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского (в литературе встречаются также др. даты хиротонии). 18 июля 1762 г. на созванном по повелению императрицы Екатерины II совместном заседании Сената и Синода, на котором обсуждались способы обеспечения содержания духовенства, еп. Афанасий вместе с другими архиереями-малороссами не поддержал проект Сената. Проект предусматривал сохранение за Церковью имений, при этом половина доходов с них должна перечисляться в казну. Преосв. Афанасий предложил сохранить за Церковью свободное управление имениями при условии ежегодной выплаты государству 300 тыс. р. В начале марта 1763 года еп. Афанасий вместе с др. архиереями подписал доклад императрице, в котором послание Ростовского митр. Арсения (Мацеевича) , содержавшее протест против конфискации церковных имений, расценивалось как «оскорбление Ее Императорского Величества». После подачи доклада императрице против митр. Арсения было начато дело, и он был арестован. По преданию, священномученик Арсений обличил еп. Афанасия, предсказав ему мучительную смерть. 26 мая 1763 года еп. Афанасий был назначен на Ростовскую и Ярославскую кафедру , став преемником митр. Арсения. Вероятно, в это же время он был назначен членом Святейшего Синода.

http://drevo-info.ru/articles/13671933.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ ПОЛТАВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святитель Афанасий (Волховский), Полтавский чудотворец. Прижизненный портрет Святитель Афанасий (Волховский), Полтавский чудотворец. Портрет из собрания Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. Свт. Афанасий, Полтавский чудотворец. Икона Почитание В 1882 году будущий Полтавский владыка Иларион (Юшенов) , обозревая гробницу святителя Афанасия в Полтаве , обнаружил нетление его тела. Об этом было донесено в Святейший Синод , откуда последовало предписание вынести гроб из усыпальницы, а в склепе устроить церковь, где поставить мощи и там служить панихиды до времени официальной канонизации . Ввиду многих исцелений и чудес происходящих у святых мощей материалы к канонизации были подготовлены скоро. Имя святителя Афанасия было внесено в готовящийся к изданию Полтавский патерик . По слову одной книги того времени " жизнь этого святителя разрешилась скорбями, вследствие перенесенных им людских напастей и клеветы человеческой, и, вероятно, поэтому он, будучи сам искушён клеветою, может и другим, сущим в скорбях от клеветы и напраслины, помогать данною ему от Бога благодатью " . Торжества по случаю прославления планировалось совершить после Собора Русской Церкви 1917 года, однако этому помешал переворот и последовавшая гражданская война . Погребённые под полом Крестовоздвиженского собора Полтавского монастыря мощи были изъяты в 1923 году и переданы в краеведческий музей как экспонат музея атеизма. Во время немецкой оккупации святыня была возвращена монастырской общине и вновь погребена под полом Крестовоздвиженского собора. 28 мая 2010 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви был причислен к лику местночтимых святых Полтавской епархии как святитель Афанасий, Полтавский чудотворец, с установлением памяти в день его блаженной кончины. 2 июня того же года были обретены его нетленные мощи, которые были положены в усыпальнице Крестовоздвиженского женского монастыря Полтавы . 5 января 2013 Синод Украинской Церкви также установил второй день его местной памяти, 27 сентября , в день прославления.

http://drevo-info.ru/articles/23114.html

Виктор Афанасьев ...И без средств, да вот генерал! Во время Отечественной войны 1812 года в бою при местечке Клястицы был убит доблестный герой войны гусарский генерал-лейтенант Яков Петрович Кульнев, сорока девяти лет. Память о нем в русской истории сохранялась всегда. Вдова его, Анастасия Степановна, от горя сильно заболела. Ей пришлось отдать малолетнего сына Николушку на полный кошт в кадетский корпус. Имение свое, хотя и небольшое, она продала, раздала деньги бедным и отпустила на волю своих крепостных. Две ее служанки, получив вольную, не покинули ее в добровольной бедности. Она поселилась сначала в Курске, потом переехала в Волхов – поближе к Оптиной Пустыни, так как ее духовным отцом был о. Леонид (в схиме Лев). Ездить в Оптину она по болезни не могла, но посылала туда доверенных людей, а изредка и оптинцы навещали ее – и о. Лев, и о. Макарий. Они постригли ее сначала в тайные монахини, а потом и в схиму. Волховские жители, видя ее весьма благочестивую жизнь, обеспечивали ее всем необходимым, что, впрочем, не требовало больших расходов. Однажды остановился в Козельске полк, следовавший на свои новые квартиры в Белгород. Полковой командир, генерал Николай Яковлевич Кульнев, и офицеры пришли в Оптину Пустынь, так как много слышали о ней и знали о благодатных старцах, живших там. Осмотрев обитель, побывав на молебне, они пришли к старцу Льву. Тот спросил генерала о его имени. Кульнев, – отвечал тот. – Я остался малолетним после смерти отца, окончил корпус и вот, командую полком. А где же ваша матушка? Право, не знаю, жива ли она... Да мне, впрочем, это все равно. Как же это так?– сказал Старец.– Хорош сынок! А что же? Она раздала имение, мне не оставила ничего. Ну, я... и потерял ее из виду. Ах, генерал, генерал!.. Что ты говоришь?.. Мать тебе ничего не оставила!.. А ведь ты того и не ведаешь, что она едва жива осталась после смерти мужа, потеряла способность двигаться. И ведь до сей поры горит ее душа – как неугасимая свеча перед Богом! Почти тридцать лет она несет злострадание и нищету и молит Господа о благе своего сына Николушки. Неужели же ее молитвы для Николушки не наследство? У многих высоких особ при всех значительных средствах дети не лучше прохвостов, – а Николушка и без средств, да вот генерал!

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Виктор Афанасьев Спорительница хлебов В конце лета 1890 года преподобный старец Амвросий, находившийся в Шамординском монастыре, собрался выехать к себе в Оптину, но стало очень холодно и усилилось его постоянное болезненное состояние. Несколько раз пытался он отправиться в путь, но, видно, не было на то воли Божией – портилась погода, здоровье ухудшалось, – и в результате он прожил в Шамордине до осени следующего года, до самой своей блаженной кончины. Летом 1890 года сюда, в Шамордино, привезена была Старцу из Волховского женского монастыря заказанная им икона, которую он назвал „Спорительница хлебов“. Батюшка особенно почитал Богородицу и вот, молясь Ей о том, чтобы Она не оставляла без хлеба православный народ, чтобы по Ее благословению родился хлеб на русских полях, он задумал изобразить Ее в облаках благословляющей созревшую ниву – во множестве стоящие в сжатом поле суслоны снопов... Болховская насельница так и написала этот образ. Он намолен был самим Старцем... И всех, всех просил он молиться перед ним. Молились перед этой иконой шамординские сестры. Молились приезжавшие к Старцу оптинцы, среди них – отцы Исаакий, Иосиф. Старец благословлял читать перед этой иконой Богородичный акафист, к которому он сам прибавил особый припев: „Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!“ Празднование „Спорительнице хлебов“ он установил 15/28 октября. В 1891 году в России был неурожай. Но в Калужской губернии, и особенно вокруг Шамордина, хлеб уродился в изобилии, так что его шамординским сестрам и оптинцам почти на два года хватило. Старец заказывал и рассылал копии этой иконы, и везде, где выходили с ними на поля с молебном, прекращалась засуха, начинали наливаться хлеба... Много русских людей спасла тогда от голода Божия Матерь через Свою икону, которую явила в мир через великого старца. После кончины старца Амвросия, последовавшей в Шамордине 10 октября 1891 года (по старому стилю), почитание иконы продолжалось.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Волховский [Вольховский] I; † 15.02.1776, Ростов Вел.), еп. Ростовский и Ярославский. Род. в Полтавской губ., из духовного сословия. Обучался в Харьковском духовном коллегиуме, затем в Киевской академии, по окончании к-рой был назначен учителем в Харьковский коллегиум, вскоре вызван в МДА в качестве проповедника. В мае 1745 г. в ТСЛ принял постриг с именем А. и в том же году был назначен префектом только что учрежденной Троицкой семинарии, с 1748 г. профессор богословия и ректор семинарии. С дек. 1749 г. келарь лавры. 23 февр. 1753 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем ТСЛ. 23 апр. 1758 г. хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского (в лит-ре встречаются также др. даты хиротонии). 18 июля 1762 г. на созванном по повелению императрицы Екатерины II совместном заседании Сената и Синода, на к-ром обсуждались способы обеспечения содержания духовенства, А. вместе с др. архиереями-малороссами не поддержал проект Сената. Проект предусматривал сохранение за Церковью имений, при этом половина доходов с них должна перечисляться в казну. А. предложил сохранить за Церковью свободное управление имениями при условии ежегодной выплаты гос-ву 300 тыс. р. В нач. марта 1763 г. А. вместе с др. архиереями подписал доклад императрице, в к-ром послание Ростовского митр. сщмч. Арсения (Мацеевича) , содержавшее протест против конфискации церковных имений, расценивалось как «оскорбление Ее Императорского Величества». После подачи доклада императрице против митр. Арсения было начато дело и он был арестован (по преданию, священномученик обличил А., предсказав ему мучительную смерть). А. стал преемником митр. Арсения на Ростовской и Ярославской кафедре (26 мая 1763). Вероятно, в это же время А. был назначен членом Святейшего Синода. Вместе с митр. Новгородским Димитрием (Сеченовым) и митр. Московским Тимофеем (Щербатским) , сопровождавшими императрицу из Ростова в Москву в мае 1763 г., А.

http://pravenc.ru/text/76882.html

Сопово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь построена в 1913 на церковные средства и пожертвования прихожан вместо двухпрестольной деревянной, первоначально Михайловской, с Георгиевским приделом, приписанной к Успенской церкви в Афанасово. Закрыта и разрушена в сер. ХХ в. Сопово. Бывший центр Соповской волости, ныне — нежилая территория сельского поселения «Деревня Мелихово» Ульяновского района. При описании Калужского наместничества в 1782 г., село принадлежало Денису Ивановичу Чичерину, Прасковье Ивановне Лавровой, Марии Алексеевне Сухоревой, Анне Петровне Юшковой, Василию Андреевичу Захарьину, Петру Захаровичу Апухтину, Михаилу Петровичу Апухтину. Село находилось по обе стороны двух безымянных отвершков. На тот период в 13 дворах проживало 36 душ мужского и 65 женского пола. Церковь деревянная Архистратига Михаила. По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 75 верстах от уездного города Жиздры близ Волховского тракта при речке Вытебеть. В 18 дворах проживало 85 душ мужского и 73 женского пола. Успенская церковь построена около 1850 г. прихожанами. Здание церкви и колокольни деревянные, покрыты тесом. В 1895 г. была ветхой. Престолов два. В настоящей холодной престол освящён во имя Успения Божией Матери, память 15/28 августа. В холодном приделе — во имя великомученика Георгия Победоносца, память 23 апреля/б мая. От Калужской духовной консистории находилась на расстояние 120 вёрст. Ближайшие церкви: на северо-востоке — Пятницкая в селе Дубна в 4 верстах, на юге — Николаевская в селе Бетово в 12 верстах, на юго-западе — Дмитриевская в селе Клён в 12 верстах, на северо-западе — Казанская в селе Крапивна в 10 верстах. Приход в 1863 г. состоял: село Сопово — крестьяне при церкви, сельцо Иваново в 3 верстах, сельцо Афанасово в 4 верстах, д. Александровка в 10 верстах и д. Новосёлки. Всего в 138 дворах проживало 633 души мужского и 619 женского пола. Земли при церкви состояло: сенокосной 14 десятин, под речкой, озерами, заливами 2 десятины 1200 кв. саженей.

http://sobory.ru/article/?object=47457

Крапивна. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Казанская церковь построена в 1891 г. прихожанами. Крапивна (Богородское). Бывший центр Крапивенской волости, ныне - в составе сельского поселения «Деревня Мелихово» Ульяновского района. При описании Калужского наместничества в 1782 г. село принадлежало графу Якову Александровичу Брюсу. Находилось по обе стороны речки Крапивенка и при трёх безымянных отвертках. Церковь деревянная во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. По состоянию на 1859 г. село значилось владельческим в 60 верстах от уездного города Жиздры близ Волховского тракта при ручье Крапивна. В 154 дворах проживало 647 душ мужского и 655 женского пола. Действовал один завод. Клировые ведомости за 1863 г. не раскрывают год построения и кем была построена. Известно, что церковь была деревянной с деревянной колокольней. Престол показан один — во имя Казанской иконы Божией Матери. В трёх верстах от церкви в д. Большая Речица находилась каменная часовня с кружкой в пользу церкви. Каменная церковь построена в 1891 г. прихожанами. Престолов стало три. Главный престол освящён во имя Казанской иконы Божией Матери. Правый придел - во имя благоверного князя Александра Невского. В левом приделе престол освящён во имя Всех Святых. Расстояние от Калужской духовной консистории 115 вёрст, от местного благочинного 9 вёрст. Ближайшие церкви: на севере - Воскресенская в селе Плохино в 9 верстах, на западе - Ильинская в селе Веснины в 4 верстах, на юго-востоке - Успенская в селе Сопово в 10 верстах, на юге - Успенская в селе Афанасово в 6 верстах. Приход в 1863 г. состоял: село Крапивна при церкви, д. Петуховка в 4 верстах, д. Бобровка в 7 верстах, д. Чухлово в 1 версте, сельцо Малая Речица и Большая Речица в 3 верстах. В 280 дворах проживало 1221 душа мужского и 1256 женского пола. Приход в 1895 г. состоял: в д. Петуховка крестьян (24-81-97) в 4 верстах, в д. Бобровка крестьян (19-86-90) в 7 верстах, в д. Хорёвка крестьян (14-46-55) в 9 верстах, в д. Чухлово крестьян (79-276-275) в 1 версте, в д. Тургеневка крестьян (16-49-47) в 1 версте, в д. Малая или Косая Речица крестьян (14-35-33) в 2 верстах, в д. Большая Речица крестьян (17-56-40) в 3 верстах, Выселки Карвовские (Карвовка) крестьян (8-29-30) в 3 верстах. Всего в 472 дворах проживало 1657 душ мужского и 1707 женского пола. Кроме того военных (0-230-246). Всего (472-1887-1953).

http://sobory.ru/article/?object=47267

Симеон, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (в иночестве Сампсон) († 1421; память 15/28 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) 11 августа 1415 года избран по жребию для посвящения во святительский сан на Новгородскую кафедру из иноков Хутынского монастыря. 15 марта 1416 года святителем Фотием, митрополитом Киевским и всея Руси († 1431; память 27 мая/9 июня, 2/15 июля), в Москве, в Архангельском соборе, рукоположен во иеродиакона, 21 марта – во иеромонаха, а 22 марта – во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа. 16 апреля 1416 года архиепископ Симеон был торжественно встречен в Новгороде посадником, тысяцким и клиром Святой Софии. В тот же год на свои средства он воздвиг в Новгороде две каменные церкви: во имя святителя Московского Петра на воротах архиерейского дома и во имя святого Афанасия Александрийского в кремле за Софийским собором. В 1417 году во время мора совершал крестные ходы вокруг Новгорода и освятил возведенную за один день деревянную церковь во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы – «святую Ностасью». В 1418 году архиепископ Симеон выступал сначала посредником между враждующими народом и боярами, а затем и миротворцем, остановив разгоревшееся на мосту через Волхов сражение между Торговой и Софийской сторонами. Владыка Симеон в полном облачении, сопутствуемый собором духовенства, вышел на Волховский мост, стал на средине и начал благословлять обе стороны святым крестом; при виде этого многие прослезились, а другие спешили повергнуться пред владыкою, и все, по благословению его, разошлись в свои дома. Осенью 1418 года после заключения новгородцами мира с Псковом ездил туда на месяц для отправления суда и произнес там Поучение о необходимости воздавать честь и покоряться «своему святителю и отцем... духовным», не похищать чужого, не радоваться чужой беде, не гордиться и не обижать Церковь – «не вьступатися ни во чтоже, елико изначала епископии потягло... в земли, в воды, в суды, в печать и во все пошлины церковный...» Кроме того, он написал в Псковский Снетогорский монастырь Послание о соблюдении общежительного устава и неподсудности игумена и старцев мирским судьям, где говорит, что слышал, что в монастыре живут «не почернечьскы, духовника не держать, а у игумена и у старцов не в послушании», а кроме того, что «иныя черньци, да из монастыря вышедше вон, да подъимають мирьскыя люди и мирьскыя судья на игумена и на старцов...» Нарушителей порядка он повелевает изгонять, не возвращая им их взноса («а взнесенаго ему не дати»). Князю, посаднику и судье запрещает вступаться в монастырские распри и говорит, что имущество умерших монахов наследует монашеское общежитие, а не «мирьский человек... или род».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010