Не устранены даже некоторые ошибки и недосмотры, допущенные справщиками 1695г. и дело остается в том же почти положении, как было 180 лет тому назад. С редакционной стороны наш теперешний Устав также не далеко двинулся вперед, и за немногими исключениями, составляет перепечатку с издания 1695 года» (стр. 356). В «приложениях» к настоящей книге автор указывает на литургическое значение Кондакарей Романа Сладкопевца (стр. 369) и Устава Венедикта Нурсийского (стр. 375), описывает полные уставы студийской редакции (стр. 378) Моск. Синод. библ., Моск. типограф. библ. и М. Синод. библ. и перечисляет греческие списки студийского Устава по печатными источникам (стр. 397), описывает все уставы иерусалимской редакции, хранящиеся в библиотеках Московской Синодальной и Румянцевском музее (стр. 403), точно издает славянскую службу в день Рождества Богородицы по Уставу М. Синод.библ. 330–380 и по греческому уставу той же библиотеки сравнивает уставы студийский с иерусалимским по изложению служб в праздненство Богоявления, на праздник Сретения, на праздник Благовещения, первой седмицы великого поста, дает описание Никодимова Типика Белградской публичной библиотеки, Устава из Севастьяновского собрания в Московском публичном музее и Устава из Императорской публичной библиотеки сербской редакции, приводит целиком выдержку из устава Императорской публичной библиотеки сербской редакции, приводит целиком выдержку из Устава Императорской публ. Библиотеки о многолетствовании царя и поздравления игумена на кануне Рождества Христова, делает сравнение синодальных уставов 2 и 3 редакции в изложении суточной службы и по Триоди, описывает правленый экземпляр Минеи за месяцы апрель, май и июнь из библиотеки М. типографск. под и который начали исправлять спустя два года после исправления Устава, т.е. в 1689г., перечисляет новые памяти и тропари в Уставе 1695г. сравнительно с уставом 1682г., наконец, делает несколько кратких замечаний в ктиторских уставах в Византии. Из сделанного краткого и весьма поверхностного обозрения книги г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Суражская, 20 Декабря см. Новодворская. Сурдегская, 1530, в Сурдегском монастыре, Коневской епархии, Вилкомирского уезда, в 30 вёрстах от г. Поневежа; празднование Августа 15 (Русский Паломник 1886, стр. 500). Сырковская-Владимирская, с XVI века, в Сыркове, Новгородском Девичьем монастыре. Сямская (Рождество Богородицы), 1524г., Сентябрь 8, в Сямской обители Вологодской епархии и уезда. Табынская-Казанская, первоначально явилась во второй половине XVI в. и потом, после башкирских бунтов, явилась в первой половине XVIII в. на месте первого явления, на большем камне над ключом; празднование в 9 пятницу по Пасхе; ныне находится в селе Табынске, Стерлитамакского уезда Уфимской епархии. Как покровительница края (Башкирии), святая икона всё время года находится вне места своего явления и храма, переносимая из города в город, из села в село, с крестным ходом; в первое воскресенье по 9 пятнице по Пасхе приносится на место её чудесного явления, называемое «Святые Ключи» (в 54 вёрстах от г. Стерлитамака, в 13 от села Табынского (Русский Паломник 1887, с. 306; и 1893г., стр. 273; Православный Вестник 1893, Воскресное Чтение 1894, Тамбовская (изображение сходно с Ильинской-Черниговской), явилась 1692г., прославилась в начале XIX в, Апреля 16, в Тамбове, в церкви святого Апостола и первомученика Стефана, в приделе её имени. (Кормчий 1896, Тамбовская-Казанская прославилась 1695г., Декабря 6; празднование Июля 8; в Тамбове, в нижнем храме кафедрального собора; другая икона в верхнем этаже того же храма, на столбе за левым клиросом. Терванская, явилась 14 Мая 892г., празднование Февраль 13. Теребинская, Мая 14, Тверской епархии, Весьегонского уезда, в Теребинской пустыни, прославилась 1654г. ныне там находится копия, а подлинная утрачена (Русский Паломник 1895, Богоматерь изображена по пояс, с поднятыми руками; Богомладенец в рост стоит на шаре с распростёртыми руками). Теребовльская, в Галиции. Тиносская (или Теносская), Благовещение, обретена в 1823г. Января 30; на о. Теносе, в Эгейском море, в церкви святого Исидора.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

По составу своему «Прав. Испов.» делится на три части, соответственно трем христианским добродетелям: первая излагает учение о вере и изъясняет Символ веры ; вторая часть содержит учение о надежде, с изъяснением Молитвы Господней и Евангельских блаженств; третья часть – о любви излагает учение о христианских добродетелях и грехах, затем изъясняет десять заповедей закона Моисеева, а в конце присоединено слово Иоанна Дамаскина о святых иконах и изложение веры по откровению св. Григория чудотворца , епископа неокессарийского. «Прав. Испов.» Петра Могилы страдает тем недостатком, что представляет собою не только катехизис, предназначенный для общего употребления, но и богословие полемическое, обличительное, причем на нем сказывается влияние латинских образцов, напр., в него включено учение о заповедях церковных. Петр Могила не дождался возвращения «Исповедания» с Востока. В Константинополе произошла смена патриархов, об издании катехизисов здесь не заботились, рукопись не возвращали. Лишь в 1662 г., спустя почти 20 лет, книга была напечатана в первый раз в Амстердаме; переводчиком при дворе султана греком Панагиотом, на греческом языке с предисловием патр. Нектария. Греческий текст, изданный Панагиотом, по свидетельству Иерусалимского собора 1672 г.,. совершенно сходен с оригиналом, ничего в нем не прибавлено, ни убавлено. Чрез 10 лет издание было повторено, опять в Голландии. Лаврентий Норманн перевел греческий текст на латинский и издал перевод вместе с оригиналом в 1695г. в Лейпциге. В 1699 г. было издано «Исповедание» на греческом языке в Молдавии, в 1727 г. в Берлине – на немецком, в 1751 г. в Бреславле – на немецком, греческом и латинском. С издания Панагиота в 1685 г. при патр. Иоакиме был сделан перевод на славянский язык по просьбе киевского митрополита Варлаама Ясинского, а в 1696 г. по благословению патр. Адриана «Исповедание» было напечатано в России и издано для всеобщего употребления. В Киеве вышло на славянском яз. в 1712 г. После этого издание повторялось неоднократно. Более интересно издание московского Архангельского прот. П. Алексеева; издатель поместил разные исторические, догматические и филологические толкования на темные места книги, но изъяснена только первая часть книги. В 1830 г. при С.-Петербургской Духовной Академии «Прав. Испов.» было переведено на русский язык и напечатано. Текст взят с Бреславльского издания Гофмана (1751 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

На Афоне, в монастыре Дионисиате, показывают и ныне святую икону Божьей Матери, пред коей в первый раз был читан акафист патриархом Сергием в 626 году. Сначала он читался только в Константинополе, но в IX веке вошёл в уставы монастырей святого Саввы и Студийского и потом распространился по всей Восточной церкви. На Афоне, в монастыре Павловском, акафист Пресвятой Богородице написан красками на стене паперти, а в монастыре Иверском – на потолке притвора. В монастыре Кутлумушском, вокруг акафистной иконы Божьей Матери изображён весь акафист в лицах и все пророки, глаголавшие о Ней. У нас, в Московском Кремле, в церкви Положения Ризы Богоматери, весь акафист изображён на стенах; олицетворённые песни его встречаются и в соборах Успенском и Благовещенском. Рукописный перевод акафиста уцелел от XI-XII в. В печати на славянском языке он известен с 1495г. Замечательная греческая рукопись акафиста, с 24 изображениями по золотому полю, находится в Московской Синодальной библиотеке; она прислана в Москву царю Алексею Михайловичу в 1662 году из Константинополя и некогда составляла собственность царя Алексия Комнина. Рукопись эта относится к X веку. В ней все икосы и кондаки выражены в живописных рисунках. Замечательно ещё, что в ней Спаситель и Архангел Гавриил изображены с именословным перстосложением. В прошлом веке униаты издавали акафист Благовещению на славянском языке польскими буквами, с латинским переводом. На русском языке есть два перевода его: один митрополита московского Филарета, другой – профессора СПб. Духовной Академии Е. Ловягина , Припев акафиста: Радуйся Невесто (Святого Духа) неневестная (несочетанная браком с человеком). 2. Акафист Успению Пресвятой Богородицы, сочинение константинопольского патриарха Исидора († 1349) Славянский перевод его является в печати с 1625г. Изданий его – несчисленное множество. Припев: Радуйся, Обрадованная, во успении Твоём нас не оставляющая. Все следующие за сим Богородичные акафисты написаны в России. 3. Рукописный акафист, сочинение Иеромонаха Чудова монастыря Каргона Истомина († 1713), писанный в 1695г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

(по патриаршим приходным книгам за эти годы) приведем статистику церквей по каждой епархии к самому началу XVIII в. В патриаршей области – 3150 церквей. (В действительности, по патриаршему сбору и окладным книгам в 1690 г., было 3954 ц., из них 22 запустели. И. И. Шимко. Патр. Казен. Приказ. Москва. 1894 г. стр. 276). В митрополиях: Новгородской – 1017 ц., Казанской – 298 ц. (в действительности больше), Астраханской (не обозначено, так как в ней богадельный сбор не производился – Русские епархии... т. I, стр. 155: в 1698 г. было 25 церквей, в 1720 г. столько же. Прот. И. Саввинский. Астраханская епархия, I, стр. 49), Сибирской – 150, Ростовской – 731, Псковской – 169, Смоленской – 171, Сарской (Крутицкой) – 525, Нижегородской – 378, Рязанской – 955, Белгородской – 532 и Суздальской – 402. В архиепископиях – Вологодской – 558, Тверской – 288, Коломенской – 500, Холмогорской – 254, Вятской – 181 и Устюжской – 277; в епископиях – Тамбовской 108 и Воронежской – 182 церкви. Нужно заметить, что приведенная статистика неточна, по крайней мере, в некоторых епархиях она ниже действительной. В приходе богаделенного сбора по патриаршим книгам в продолжение 25 лет повторяются мертвые (т. е. одинаковые) цифры количества епархиальных церквей (Русские епархии. 1, стр. 317). Это можно видеть из статистики церквей епархии даже самого патриарха. Статистика церквей по богаделенным ведомостям долго остается, в качестве официальной, и в XVIII в., но доверять ей нельзя, она важна как сравнительная статистика. 55 Географическо – статистический Словарь Российской Империи И. Семенова. Сиб. 1863 г. т. I, стр. 320. Борисоглебск в качестве сторожевого поста основан в 1646 г. : в 1695г. он обнесен деревянными укреплениями и стал называться городом, в 1708 г. сделан уездным городом Тамбовской провинции, Азовской губернии. 57 В книге Драгунского сбора по Рязанской епархии в 1706 г. названы только следующие города с уездами: Рязань, Переяславль-Рязанский, Кадом, Темников (? Патриаршей области), Донков, Касимов, Муром, Щацк, Ряжск, Зарайск (Арх.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Великий Устюг. Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Всех Святых. Всехсвятская церковь Карта и ближайшие объекты " ... в 1695г. построен больничный корпус с церковью Всех Святых. Позднее во втором этого здания разместились настоятельские кельи, а для удобства их связи с собором были построены дополнительные переходы, к сожалению, не сохранившиеся до нашего времени. ... в 1735г. после пожара возобновлен настоятельский корпус с Всехсвятской церковью. После большого городского пожара 1772 г. устюжский градоначальник Енгалычев, поселившись в этом здании, пристроил к нему четырехколонный выносной портик с лестницами и балконом, а также изменил все его внутренние помещения " . Источник: Шильниковская В.П. " Великий Устюг (развитие архитектуры города до середины 19 века) М., 1973 г. Настоятельские кельи с церковь во имя Всех Святых. 10 августа 1695 года преосвященный Александр, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, дал благословящую грамоту Михайло – Архангельскому монастырю на постройку при больнице церкви во имя Всех Святых. Маленькая церковь во имя Всех Святых, принадлежала первоначально возведенному здесь еще в 1695 году одноэтажному больничному корпусу, лишь позднее перестроенному в настоятельский. В 1786 году церковь Всех Святых была переделана в домовую и соединена с кельями. Достопримечательностью интерьера келий является красивая изразцовая печь середины XVIII века в одном из помещений второго этажа. Первоначально в 1695 году был построен одноэтажный дом, его предполагалось использовать как больничный корпус. В 1734 – 1735 годах здание реконструировали. Надстроили второй этаж в котором разместились кельи настоятеля монастыря. В 1763 году к северной паперти Архангельского собора были построены теплые деревянные переходы, существовали до 1918 года. В 1771 году были пристроены две кельи с западной стороны, в 1846 году был устроен балкон на южном фасаде. С 1941 по 1945 год здание было занято службами Пуховического военного училища. С 1945 года используется как вспомогательное административное помещение автотехникума.

http://sobory.ru/article/?object=10494

Тараканово. Церковь Михаила Архангела. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Первым владельцем сельца Высокого в 1627 г. был Андрей Неустрий, сын Зарецкого. В 1690-х гг. новый владелец села, стольник Н.К.Тараканов, построил в Высоком деревянную церковь во имя Архистратига Михаила, освященную в 1695 г. В 1755-1764 гг . капитан Иван Васильевич Тараканов построил новую, уже каменную церковь того же посвящения с приделами свт. Николая Чудотворца и апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Храм был выстроен в стиле барокко по проекту неизвестного архитектора круга К.И. Бланка. Подрядчиком был крестьянин д.Бративщина Костромского уезда Матвей Иванович Смолин. Церковь была поставлена на высокий подклет. Верхняя часть - неравногранный восьмерик на крестчатом основании. В 1874 г. колокольня Михайло-Архангельской церкви стала резко крениттся и ее разобрали. По проекту В.О. Грудзина рядом с храмом построили небольшую звонницу, простоявшую до 1936 г. В 1903 г. в храме поэт А.А. Блок венчался с Л.Д. Менделеевой. В 1928 г. церковь закрыли, священника Николая Пятницкого расстреляли в 1937 г.; ныне он причислен к лику святых. Б. храм использовался под овощехранилище. Во время войны здание сильно пострадало от бомбежек и превратилось практически в руины. В настоящее время ведутся восстановительные работы. Источники: " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники " . - М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Словарь архитекторов и мастеров строительного дела XV- середины XVIII века, М., 2008 г., с.529. Церковь Михаила Архангела при усадьбе И.В.Тараканова по адресу: Солнечногорский район, с.Тараканово, является объектом культурного наследия регионального значения (ранее памятником истории и культуры местного значения (Решение Исполкома Мособлсовета от 31.05.1977 г. 755). Этим же решением на госохрану принята и церковно-приходская школа. Кирилл Аминов, 21 апреля 2015 г. Церковь Михаила Архангела была построена на северной околице в 1755-1764 г.г. на средства здешнего помещика капитана И.В. Тараканова (по другим источникам, она была выстроена стольником Н.Ф. Таракановым в 1695г.).

http://sobory.ru/article/?object=01970