В 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубокоуважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся приснопамятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать несколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей» и дадут еще несколько новых данных для характеристики личности знаменитого архипастыря Астраханской церкви, родиной которого был православный восток. Слово архиепископа Никифора Феотоки „на отшествие из епархии», извлеченное из рукописного, современного нам, сборника Церковно-археологического музея при Киевск. Духовн. Академии 163 1 и напечатанное нами в „Труд. Киев. Дух. Академии» 1891 г. 6, было открыто в названном сборнике нами, и мы на него указали в свое время и г. Соловьеву, но „честь первого издания в свет этого замечательного „слова» принадлежит “ не нам, хотя ошибочно и мы лично были непрочь так думать („А. Е. В.» 8, стр. 240), называя „слово на отшествие из епархии» „неизданным еще в свете». Честь эту оспаривает у нас малоизвестная в библиографии и едва-ли даже поступавшая в обычную продажу брошюра, напечатанная, „с одобрения Московской духовной цензуры“ в 1825 г. в Московской Синодальной типографии под заглавием: „ Слова Никифора Феотокия, архиепископа Астраханскооо, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 года; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе, при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г.“ 2 . Брошюра эта в 16 долю листа состоит из 14 страниц и была напечатана на средства одного из почитателей проповедническаго таланта архиепископа Никифора Феотоки. |
Астраханские Епархиальные Ведомости Астраханские Епархиальные Ведомости 1875–1899 гг. Первый «Астрах. Еп. Вед.» вышел 7 сентября 1875 г.; «Ведомости» основаны тогдашним астраханским епископом Хрисанфом, причем, на издание их преосвященный определил ежегодную субсидию лично от себя 100 руб., от архиерейского дома 100 р., от Иоанно-Предтеченского монастыря 60 р., от Покровского Болдинского монастыря 30 р. и от Чуркинской Николаевской пустыни 150 р. «Ведомости» издавались еженедельно, с подписною ценой по 5 р. за год, при духовной семинарии и редактором их состоял ректор семинарии, архимандрит Александр. Как обычно, в «Ведомостях» было два отдела – официальный и неофициальный. Для каждого существовала отдельная нумерация. С 19 за 1877 г. редактором стал преподаватель семинарии Н. Малешевский, скоро, с 40, уступивший свое место преподавателю Я. Лебединскому. С 1878 г. введена общая нумерация страниц для целого года и увеличена подписная цена до 6 р. С 1882 г. «Ведомости» стали издаваться только два раза в месяц, вместо четырех, по экономическим соображениям, так как подписных денег на издание было недостаточно; а определенные при учреждении «Ведомостей» субсидии давались «неохотно». Редактор, закончив 1881 год, отказался от редакторства, и семинария отказалась от ведения «Ведомостей», предполагалось оставить один только официальный отдел, но М. Дубровский вызвался издавать без субсидий оба отдела, хотя в небольшом объеме и только дважды в месяц. За время редакторства Дубровского напечатана была хорошая «краткая история» епархии и некоторые другие солидные статьи, хотя в общем «Ведомости» хирели и в 1885 г. представляли собою почти только один официальный отдел. С 1886 г. они стали пользоваться поддержкой новоучрежденного кирилло- мефодиевского братства, редактором назначен член братства, ректор семинарии, протоиерей К. Ястребов, подписная цена уменьшена до 5 р. и годичное издание «Ведомостей», при двух выпусках в месяц, составило солидный томик свыше 1,000 страниц. Издание, таким образом, опять вернулось в семинарию. |
прот. Николай Балашов Литературные источники Настоящие имена авторов, подписавших свои публикации псевдонимами, если их удалось установить, приводятся в квадратных скобках, как и расшифровки криптонимов. При этом вопросительным знаком отмечены предположительные идентификации. Сокращенные названия журналов, многократно встречающиеся в перечне источников, раскрыты в Списке сокращений. При ссылках на епархиальные ведомости имеется в виду неофициальная часть (отдел) журнала, если иное не оговорено. При подготовке настоящей книги были просмотрены полностью относящиеся к хронологическим рамкам изучаемого периода (1905–1918) комплекты следующих периодических изданий: Богословский библиографический листок; Богословский вестник; Век; Вера и жизнь; Вера и разум; Вера и Церковь ; Всероссийский церковно-общественный вестник; Голос Церкви; Донская христианская мысль; Донской православный вестник; Душеполезное чтение; Епархиальные отголоски; Живая жизнь; Звонарь; Калужский церковно-общественный вестник; Костромской церковно-общественный вестник; Красный звон; Миссионерский сборник; Миссионерское обозрение; Московские церковные ведомости; Московский церковный голос; Народ; Народное образование; Отдых христианина; Отклики на жизнь; Отклики сельских пастырей; Пастырь; Правда Божия; Православно-русское слово; Православный путеводитель; Православный собеседник; Приходский священник; Приходский листок; Руководство для сельских пастырей; Сельский священник; Странник; Труды Киевской духовной академии; Христианин; Христианская жизнь; Христианская мысль; Христианское чтение; Церковная газета; Церковная правда; Церковная реформа; Церковное обновление; Церковно-общественная жизнь; Церковно-общественная мысль; Церковно-общественный вестник; Церковность; Церковные ведомости (и Прибавления); Церковный вестник; Церковный голос; Церковь и жизнь; Церковь и народ; Церковь и общество; Чтения в Обществе духовного просвещения; Архангельские, Астраханские, Калужские, Кишиневские, Нижегородские, Подольские епархиальные ведомости. |
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВГЕНИЙ (ШЕРЕШИЛОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евгений (Шерешилов), еп. Астраханский и Енотаевский. Фотография 1880-х годов (РГИА) Евгений (Шерешилов) ( 1826 - 1897 ), епископ б. Могилёвский и Мстиславский В миру Николай Демидович Шерешилов, родился 13 апреля 1826 года в Чернигове в семье соборного диакона. В 8 лет осиротел. Некоторое время был вожаком у слепого дяди, пока не был принят на попечение проф. Киевской духовной академии Я. К. Амфитеатрова . В 1848 году, перед смертью, Яков Козьмич попросил позаботиться о Шерешилове своего брата Антония (Амфитеатрова) . Обучался в Киевском , затем в Черниговском духовных училищах, в 1843 - 1849 годах - в Киевской духовной семинарии . С 1849 года обучался в Киевской духовной академии , которую окончил в 1853 году по 1-му разряду. 5 июня 1853 года принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре , 25 июля рукоположен во диакона . 13 сентября рукоположен во иерея и назначен преподавателем Свящ. Писания в Киевской духовной семинарии . 22 марта 1855 года получил степень магистра богословия . 8 марта 1856 года назначен соборным иеромонахом Киево-Печерской лавры. В 1857/58 учебный год исполнял обязанности инспектора Киевской духовной семинарии . 13 июня 1858 года переведен в Ярославскую духовную семинарию в качестве инспектора и преподавателя богословия. 22 апреля 1861 года назначен ректором Черниговской духовной семинарии и настоятелем Нежинского Благовещенского монастыря . 14 мая того же года возведен в сан архимандрита . В Черниговской духовной семинарии в разное время преподавал Свящ. Писание, библейскую историю, общую церковную историю, историю Российской Церкви, богословие, литургику, гомилетику, педагогику. Был редактором " Черниговских епархиальных ведомостей " (с 1 июля 1861), директором попечительного о тюрьмах комитета (с 15 июля 1861 по 1 января 1868), членом духовной консистории, почетным членом губернского присутствия по обеспечению православного духовенства (с 1866 по 1867), членом училищного совета (с 1867). Все время пребывания в Чернигове состоял членом духовной консистории. |
Кавказская епархия Кавказская епархия (1843–1886 гг.) учреждена Высочайшим повелением 17 июля 1842 г. с 1 января 1843 г., с присвоением архиерею титула «кавказский и черноморский»; с 30 июля 1867 г. епископ переименован в «кавказского и екатеринодарского», а 8 марта 1886 г. и епархия переименована в ставропольскую. До учреждения самостоятельной кавказской епархии большая часть ее района (центр и юго-восточный край) первоначально входила в состав епархии астраханской, которая в свое время носила титулы «астраханской и ставропольской» и «астраханской, моздокской и кавказской»; в епархии для кавказского края существовало, – правда, короткое время, – в 1793–1799 гг., моздокско-маджарское викариатство (см. «Энц.» II, 106–107. 111); другая часть, именно часть нынешней кубанской области, относилась по духовным делам к екатеринославской епархии; с 1820 г. и эта часть отошла к астраханской епархии, а с 1829 г. почти весь район епархии (кроме владикавказского округа, входившего в состав грузинского экзархата) входил в состав епархии новочеркасской (донской, – см. «Энц.» V, 1–2). В деле учреждения самостоятельной кавказской епархии особенное значение имели старания тогдашнего начальника кавказской области Павла Христофоровича Граббе, ходатайствовавшего об учреждении епархии и пред государем, и пред синодом. При учреждении епархии в кубанской области и Черномории, образовавших епархию, было 192 церкви и 276 причтов, а православного населения свыше 343.000 душ. Архиерейская кафедра была назначена в Ставрополе (Архив Св. Синода, дело 1842 г., 2593. «Кавказские Епархиальные Ведомости» 1880 г., 7, 8, 12, 13). Первым архиереем кавказским был: 1) Иеремия (Соловьев), назначенный из викариев киевских; 20 ноября 1849 г. он был переведен в Полтаву (о нем см. «Энц.» VI, 311–312). За ним следовали: 2) Иоанникий (Иван Яковлевич Образцов), сын пономаря тверской епархии, высшее образование получил в петербургской духовной Академии, по окончании курса которой в 1817 г. был учителем черниговской семинарии; в 1819 г. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТРАХАНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ выходили с 7 сент. 1875 по 28 сент. 1918 г. Основаны Астраханским еп. Хрисанфом (Ретивцевым) , определившим на издание А. е. в. ежегодную субсидию от себя, от архиерейского дома и от 3 мон-рей епархии. В 1875-1881 гг. издавались при Астраханской ДС, отказавшейся продолжать издание по экономическим соображениям. С 1882 г. предполагалось оставить лишь офиц. отдел, но М. И. Дубровский вызвался выпускать оба отдела - офиц. и неофиц., хотя с большими интервалами и в меньшем объеме. В 1886-1891 гг. А. е. в. издавало астраханское Кирилло-Мефодиевское об-во, редактором был член об-ва, ректор ДС прот. Капитон Ястребов. Редакция вернулась в здание семинарии, откуда в 1891 г. редакция офиц. части была перенесена в консисторию, а неофиц. части - в епархиальную б-ку. В 1896 - нач. 1897 г. редакции обеих частей были объединены, а с 9 за 1897 до 1918 г. опять разделены между консисторией и ДС. А. е. в. издавались в 1875-1881 гг. еженедельно, в 1882-1911 и 1917-1918 гг.- 2 раза в месяц, в 1912-1916 гг.- 3 раза в месяц (в 1916 вышли 1-34). Издание прекратилось, по-видимому, на 14 за 1918 г. На протяжении всего времени издания А. е. в. были единственным церковным журналом в пределах епархии. Первым редактором А. е. в. был ректор ДС архим. Александр (Хованский), в 1877 (с 39) - 1881 гг. журнал редактировал преподаватель ДС Я. В. Лебединский, в 1882-1885 гг. М. И. Дубровский, в 1886-1889 гг. прот. Капитон Ястребов. В 1890-1895 и 1897 (с 9)-1917 гг. офиц. часть подписывали секретари и др. чиновники консистории. В 1896-1918 1) гг. редактором неофиц. части (в 1896 - нач. 1897 также офиц. части), историографом А. е. в., составителем указателя и автором множества церковно-исторических статей и заметок был помощник смотрителя Астраханского ДУ И. Н. Летницкий, при к-ром А. е. в. по полноте и качеству материалов уже не уступали др. епархиальным журналам. Последним редактором был К. М. Перевозников (в 1918 с 2 по 14). |
Петр (Соколов Павел Иоаннович), архп. Воронежский Родился 3 июня 1863 года. В l885 году окончил Саратовскую духовную семинарию. Был учителем в школах г.Саратова. 23 февр.1886 года рукоположен в сан иерея. С 1886 года – священник-миссионер в Саратовской епархии. В «Самарских Епархиальных Ведомостях» за 1917 год отец Павел указывается, как член комиссии по обследованию чудотворной иконы Божией Матери, явившейся в с.Родниках (Корнеевке) Николаевского уезда, Самарской епархии. В 1922 году, будучи настоятелем храма при Саратовском женском монастыре, о.Павел вел активную борьбу против обновленчества, громил с амвона его сторонников, а своих товарищей – священников убеждал не иметь общения с обновленцами. Выступил с большой речью на общем собрании Саратовского духовенства, созванном по инициативе обновленцев, на котором присутствовало около пятидесяти священников и около двадцати пяти диаконов.О.Павел говорил после главарей обновленчества и с полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер обновленческого В.Ц.У. Он же был главой делегации, направленной к епископу Тихону Уральскому, (проживавшему тогда в г.Покровске, против Саратова) с просьбой принять на себя управление Саратовской епархией. После отказа епископа Тихона, когда в Саратове возник вопрос о хиротонии нового епископа, о.Павел, как вдовец, был выставлен в числе кандидатов на епископство. Он был пострижен в монашество с именем Петра и 18 марта 1923 года тайно, в скиту, хиротонисан во епископа Сердобского, вик. Саратовской епархии. Хиротонию совершали находившиеся на покое каждый у себя на родине и специально для этого приехавшие, бывшие викарии Саратовской епархии епископы Иов (Рогожин) и Варлаам (фамилия неизвестна). О новомепископе было объявлено не сразу. Впервые он служил на Троицу 14 мая. После совершения торжественной литургии, новый Саратовский Владыка под звон колоколов, среди тысячной толпы «проследовал в свои покои», в женском монастыре. Втечение 2–3 дней все Саратовские священники и диаконы, за исключением нескольких ярых обновленцев, явились к епископу Петру с просьбой принять их в общение. Епископ Петр требовал от них публичного покаяния в храмах. Скоро у обновленцев осталось в городе только три храма. В это время к епископу Петру ехало уже духовенство из уездов, а затем начали приезжать и делегации: из других епархий – Астраханской, которой он управлял с 1923 по 1925гг. – и отдельных приходов Уральской, Пензенской и Самарской епархий. Он всех принимал под свое руководство. |
Ювеналий, епископ Орловский и Севский (Карюков Григорий Иванович) Родился в 1816 году в посаде Крюкове Кременчугского уезда Полтавской губернии в семье священника. В 1839 году окончил курс Екатеринославской духовной семинарии. 2 мая 1840 года рукоположен во священника и назначен в Покровскую церковь Кременчугского уезда посада Крюкова. 24 августа 1841 года, после смерти жены, оставил приход и определён учителем в Полтавское духовное училище. С 13 сентября 1841 года священствовал в Полтавском кадетском корпусе. В 1842 году для продолжения образования поступил в Киевскую духовную академию. 12 февраля 1844 года пострижен в монашество. 1 сентября 1845 года, по окончании курса академии, занял должность учителя в Екатеринославской духовной семинарии, исполнял обязанности инспектора и состоял членом Екатеринославского семинарского совета. 22 января 1846 года удостоен степени магистра. В 1848 году награждён набедренником. 29 сентября 1851 года назначен инспектором и профессором Кишинёвской духовной семинарии сначала по классу логики и психологии. С 12 июля 1852 годаназначен инспектором по классу богословских наук. С 1 апреля 1853 года – настоятель Гинкульского Параскевинского монастыря;. 12 апреля 1853 года возведён в сан игумена. В 1854 году определён цензором катехизических поучений священников города Кишинёва. 19 октября 1856 года назначен инспектором и профессором Астраханской духовной семинарии. 15 мая 1857 года назначен настоятелем Астраханского заштатного Иоанно-Предтеченского монастыря и награждён бронзовым крестом на Владимирской ленте. 30 ноября 1858 года получил назначение на должность ректора и профессора Нижегородской духовной семинарии. 25 декабря 1858 года возведён в сан архимандрита. С 31 июля 1859 года – настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря и цензор Нижегородских епархиальных ведомостей. В 1866 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В 1867 году, согласно прошению, уволен от должности настоятеля Нижегородского Благовещенского монастыря. |
К вопросу о проповеднических трудах Никифора Феотоки в бытность его архиепископом Астраханским и Ставропольским (поправки и дополнения) Показать содержание В 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубокоуважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся приснопамятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать несколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей» и дадут еще несколько новых данных для характеристики личности знаменитого архипастыря Астраханской церкви, родиной которого был православный восток. Слово архиепископа Никифора Феотоки „на отшествие из епархии», извлеченное из рукописного, современного нам, сборника Церковно-археологического музея при Киевск. Духовн. Академии 163 и напечатанное нами в „Труд. Киев. Дух. Академии» 1891 г. 6, было открыто в названном сборнике нами, и мы на него указали в свое время и г. Соловьеву, но „честь первого издания в свет этого замечательного „слова» принадлежит “ не нам, хотя ошибочно и мы лично были непрочь так думать („А. Е. В.» 8, стр. 240), называя „слово на отшествие из епархии» „неизданным еще в свете». Честь эту оспаривает у нас малоизвестная в библиографии и едва-ли даже поступавшая в обычную продажу брошюра, напечатанная, „с одобрения Московской духовной цензуры“ в 1825 г. в Московской Синодальной типографии под заглавием: „ Слова Никифора Феотокия, архиепископа Астраханскооо, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 года; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе, при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г.“. Брошюра эта в 16 долю листа состоит из 14 страниц и была напечатана на средства одного из почитателей проповедническаго таланта архиепископа Никифора Феотоки. |
Волгоград. Церковь Троицы Живоначальной. 1932 год.Справа Иоанно-Предтеченский храм. За несколько месяцев (дней) до уничтожения. Фото сделано с колокольни Успенского собора. Сергей Ковров ?? Карта и ближайшие объекты Существовавшая ранее Свято-Троицкая церковь построена была в 1720 г., неизвестно кем; каменная, двухэтажная, крепкая. Престолов в ней, кроме главного, два: в верхнем этаже в приделе – в честь иконы Казанской Божией Матери и в нижнем этаже – во имя святителя и чудотворца Николая. Церкви принадлежит дом для духовенства, он обложен кирпичом и покрыт железом. Ближайшие церкви: соборная Успенская и Иоанно-Предтеченская. Имеется церковно-приходская школа, в затоне, за Волгой; открыта она для детей служащих на пароходах и жителей в той местности. Церковно-приходское попечительство существует с 1886 г. Земли при церкви усадебной имеется под церковными домами и дворами 374 кв. сажени. Дом у причта церковный, построенный на церковной усадебной земле. Священник, протоиерей Александр Соколов, диакон Иоанн Тихонравов и псаломщик Павел Беляков. Прихожан: дворян, купцов, мещан и цеховых, военных, прочих городских обывателей, крестьян, раскольников обоих полов 1519 душ, дворов 259. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. В каждом русском городе стояла Троицкая церковь. Её название содержало указание на триипостасность Божества и на радостный летний праздник — Пятидесятницу, украшенную цветами, травами, зелёными ветвями. Часто имя Святой Троицы носили монастыри — средоточие православной мысли, место молитвы и высокой аскезы. Вспомним величественную обитель, основанную преподобным Сергием Радонежским, которая ныне стала главным монастырём Русской православной церкви. С небольшого монастыря начиналась и царицынская Троицкая церковь. Имена основателей и первых насельников обители до нас не дошли. Первые упоминания о ней относятся ко второй половине XVII века. В одном из документов 1658 года предписывается " по челобитью черного попа Макария с братиею давать из царицынских доходов». В грамоте из приказа Казанского дворца астраханскому воеводе Ивану Андреевичу Хилкову от 13 июня 1667 года упоминается «Троицкий строитель старец Александр», посланный 10 мая того же года вместе с попом Андреем к Стеньке Разину с приказом от царицынского воеводы Андрея Унковского. Воевода передал через священнослужителей наказ сторонникам атамана разойтись по родным донским станицам и хуторам, а не бунтовать. Однако из-за сильного разлива Дона попасть в Паньшинский городок, где были казаки, посланцы не смогли. |
| |