В 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубоко­уважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся присно­памятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать не­сколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей» и дадут еще несколько новых данных для характеристики личности знаменитого архи­пастыря Астраханской церкви, родиной которого был православный восток. Слово архиепископа Никифора Феотоки „на отшествие из епархии», извлеченное из рукописного, современного нам, сборника Церковно-археологического музея при Киевск. Духовн. Академии 163 1 и напечатанное нами в „Труд. Киев. Дух. Академии» 1891 г. 6, было открыто в назван­ном сборнике нами, и мы на него указали в свое время и г. Соловьеву, но „честь первого издания в свет этого замечательного „слова» при­надлежит “ не нам, хотя ошибочно и мы лично были непрочь так ду­мать („А. Е. В.» 8, стр. 240), называя „слово на отшествие из епархии» „неизданным еще в свете». Честь эту оспаривает у нас малоизвестная в библиографии и едва-ли даже поступавшая в обычную продажу брошюра, напечатанная, „с одобрения Московской духовной цензуры“ в 1825 г. в Московской Синодальной типографии под заглавием: „ Слова Никифора Феотокия, архиепископа Астраханскооо, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 года; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе, при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г.“ 2 . Брошюра эта в 16 долю листа состоит из 14 страниц и была напечатана на средства одного из почитателей проповедническаго таланта архиепископа Никифора Феотоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Астраханские Епархиальные Ведомости Астраханские Епархиальные Ведомости 1875–1899 гг. Первый «Астрах. Еп. Вед.» вышел 7 сентября 1875 г.; «Ведомости» основаны тогдашним астраханским епископом Хрисанфом, причем, на издание их преосвященный определил ежегодную субсидию лично от себя 100 руб., от архиерейского дома 100 р., от Иоанно-Предтеченского монастыря 60 р., от Покровского Болдинского монастыря 30 р. и от Чуркинской Николаевской пустыни 150 р. «Ведомости» издавались еженедельно, с подписною ценой по 5 р. за год, при духовной семинарии и редактором их состоял ректор семинарии, архимандрит Александр. Как обычно, в «Ведомостях» было два отдела – официальный и неофициальный. Для каждого существовала отдельная нумерация. С 19 за 1877 г. редактором стал преподаватель семинарии Н. Малешевский, скоро, с 40, уступивший свое место преподавателю Я. Лебединскому. С 1878 г. введена общая нумерация страниц для целого года и увеличена подписная цена до 6 р. С 1882 г. «Ведомости» стали издаваться только два раза в месяц, вместо четырех, по экономическим соображениям, так как подписных денег на издание было недостаточно; а определенные при учреждении «Ведомостей» субсидии давались «неохотно». Редактор, закончив 1881 год, отказался от редакторства, и семинария отказалась от ведения «Ведомостей», предполагалось оставить один только официальный отдел, но М. Дубровский вызвался издавать без субсидий оба отдела, хотя в небольшом объеме и только дважды в месяц. За время редакторства Дубровского напечатана была хорошая «краткая история» епархии и некоторые другие солидные статьи, хотя в общем «Ведомости» хирели и в 1885 г. представляли собою почти только один официальный отдел. С 1886 г. они стали пользоваться поддержкой новоучрежденного кирилло- мефодиевского братства, редактором назначен член братства, ректор семинарии, протоиерей К. Ястребов, подписная цена уменьшена до 5 р. и годичное издание «Ведомостей», при двух выпусках в месяц, составило солидный томик свыше 1,000 страниц. Издание, таким образом, опять вернулось в семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

прот. Николай Балашов Литературные источники Настоящие имена авторов, подписавших свои публикации псевдонимами, если их удалось установить, приводятся в квадратных скобках, как и расшифровки криптонимов. При этом вопросительным знаком отмечены предположительные идентификации. Сокращенные названия журналов, многократно встречающиеся в перечне источников, раскрыты в Списке сокращений. При ссылках на епархиальные ведомости имеется в виду неофициальная часть (отдел) журнала, если иное не оговорено. При подготовке настоящей книги были просмотрены полностью относящиеся к хронологическим рамкам изучаемого периода (1905–1918) комплекты следующих периодических изданий: Богословский библиографический листок; Богословский вестник; Век; Вера и жизнь; Вера и разум; Вера и Церковь ; Всероссийский церковно-общественный вестник; Голос Церкви; Донская христианская мысль; Донской православный вестник; Душеполезное чтение; Епархиальные отголоски; Живая жизнь; Звонарь; Калужский церковно-общественный вестник; Костромской церковно-общественный вестник; Красный звон; Миссионерский сборник; Миссионерское обозрение; Московские церковные ведомости; Московский церковный голос; Народ; Народное образование; Отдых христианина; Отклики на жизнь; Отклики сельских пастырей; Пастырь; Правда Божия; Православно-русское слово; Православный путеводитель; Православный собеседник; Приходский священник; Приходский листок; Руководство для сельских пастырей; Сельский священник; Странник; Труды Киевской духовной академии; Христианин; Христианская жизнь; Христианская мысль; Христианское чтение; Церковная газета; Церковная правда; Церковная реформа; Церковное обновление; Церковно-общественная жизнь; Церковно-общественная мысль; Церковно-общественный вестник; Церковность; Церковные ведомости (и Прибавления); Церковный вестник; Церковный голос; Церковь и жизнь; Церковь и народ; Церковь и общество; Чтения в Обществе духовного просвещения; Архангельские, Астраханские, Калужские, Кишиневские, Нижегородские, Подольские епархиальные ведомости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВГЕНИЙ (ШЕРЕШИЛОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евгений (Шерешилов), еп. Астраханский и Енотаевский. Фотография 1880-х годов (РГИА) Евгений (Шерешилов) ( 1826 - 1897 ), епископ б. Могилёвский и Мстиславский В миру Николай Демидович Шерешилов, родился 13 апреля 1826 года в Чернигове в семье соборного диакона. В 8 лет осиротел. Некоторое время был вожаком у слепого дяди, пока не был принят на попечение проф. Киевской духовной академии Я. К. Амфитеатрова . В 1848 году, перед смертью, Яков Козьмич попросил позаботиться о Шерешилове своего брата Антония (Амфитеатрова) . Обучался в Киевском , затем в Черниговском духовных училищах, в 1843 - 1849 годах - в Киевской духовной семинарии . С 1849 года обучался в Киевской духовной академии , которую окончил в 1853 году по 1-му разряду. 5 июня 1853 года принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре , 25 июля рукоположен во диакона . 13 сентября рукоположен во иерея и назначен преподавателем Свящ. Писания в Киевской духовной семинарии . 22 марта 1855 года получил степень магистра богословия . 8 марта 1856 года назначен соборным иеромонахом Киево-Печерской лавры. В 1857/58 учебный год исполнял обязанности инспектора Киевской духовной семинарии . 13 июня 1858 года переведен в Ярославскую духовную семинарию в качестве инспектора и преподавателя богословия. 22 апреля 1861 года назначен ректором Черниговской духовной семинарии и настоятелем Нежинского Благовещенского монастыря . 14 мая того же года возведен в сан архимандрита . В Черниговской духовной семинарии в разное время преподавал Свящ. Писание, библейскую историю, общую церковную историю, историю Российской Церкви, богословие, литургику, гомилетику, педагогику. Был редактором " Черниговских епархиальных ведомостей " (с 1 июля 1861), директором попечительного о тюрьмах комитета (с 15 июля 1861 по 1 января 1868), членом духовной консистории, почетным членом губернского присутствия по обеспечению православного духовенства (с 1866 по 1867), членом училищного совета (с 1867). Все время пребывания в Чернигове состоял членом духовной консистории.

http://drevo-info.ru/articles/13676619.h...

Кавказская епархия Кавказская епархия (1843–1886 гг.) учреждена Высочайшим повелением 17 июля 1842 г. с 1 января 1843 г., с присвоением архиерею титула «кавказский и черноморский»; с 30 июля 1867 г. епископ переименован в «кавказского и екатеринодарского», а 8 марта 1886 г. и епархия переименована в ставропольскую. До учреждения самостоятельной кавказской епархии большая часть ее района (центр и юго-восточный край) первоначально входила в состав епархии астраханской, которая в свое время носила титулы «астраханской и ставропольской» и «астраханской, моздокской и кавказской»; в епархии для кавказского края существовало, – правда, короткое время, – в 1793–1799 гг., моздокско-маджарское викариатство (см. «Энц.» II, 106–107. 111); другая часть, именно часть нынешней кубанской области, относилась по духовным делам к екатеринославской епархии; с 1820 г. и эта часть отошла к астраханской епархии, а с 1829 г. почти весь район епархии (кроме владикавказского округа, входившего в состав грузинского экзархата) входил в состав епархии новочеркасской (донской, – см. «Энц.» V, 1–2). В деле учреждения самостоятельной кавказской епархии особенное значение имели старания тогдашнего начальника кавказской области Павла Христофоровича Граббе, ходатайствовавшего об учреждении епархии и пред государем, и пред синодом. При учреждении епархии в кубанской области и Черномории, образовавших епархию, было 192 церкви и 276 причтов, а православного населения свыше 343.000 душ. Архиерейская кафедра была назначена в Ставрополе (Архив Св. Синода, дело 1842 г., 2593. «Кавказские Епархиальные Ведомости» 1880 г., 7, 8, 12, 13). Первым архиереем кавказским был: 1) Иеремия (Соловьев), назначенный из викариев киевских; 20 ноября 1849 г. он был переведен в Полтаву (о нем см. «Энц.» VI, 311–312). За ним следовали: 2) Иоанникий (Иван Яковлевич Образцов), сын пономаря тверской епархии, высшее образование получил в петербургской духовной Академии, по окончании курса которой в 1817 г. был учителем черниговской семинарии; в 1819 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТРАХАНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ выходили с 7 сент. 1875 по 28 сент. 1918 г. Основаны Астраханским еп. Хрисанфом (Ретивцевым) , определившим на издание А. е. в. ежегодную субсидию от себя, от архиерейского дома и от 3 мон-рей епархии. В 1875-1881 гг. издавались при Астраханской ДС, отказавшейся продолжать издание по экономическим соображениям. С 1882 г. предполагалось оставить лишь офиц. отдел, но М. И. Дубровский вызвался выпускать оба отдела - офиц. и неофиц., хотя с большими интервалами и в меньшем объеме. В 1886-1891 гг. А. е. в. издавало астраханское Кирилло-Мефодиевское об-во, редактором был член об-ва, ректор ДС прот. Капитон Ястребов. Редакция вернулась в здание семинарии, откуда в 1891 г. редакция офиц. части была перенесена в консисторию, а неофиц. части - в епархиальную б-ку. В 1896 - нач. 1897 г. редакции обеих частей были объединены, а с 9 за 1897 до 1918 г. опять разделены между консисторией и ДС. А. е. в. издавались в 1875-1881 гг. еженедельно, в 1882-1911 и 1917-1918 гг.- 2 раза в месяц, в 1912-1916 гг.- 3 раза в месяц (в 1916 вышли 1-34). Издание прекратилось, по-видимому, на 14 за 1918 г. На протяжении всего времени издания А. е. в. были единственным церковным журналом в пределах епархии. Первым редактором А. е. в. был ректор ДС архим. Александр (Хованский), в 1877 (с 39) - 1881 гг. журнал редактировал преподаватель ДС Я. В. Лебединский, в 1882-1885 гг. М. И. Дубровский, в 1886-1889 гг. прот. Капитон Ястребов. В 1890-1895 и 1897 (с 9)-1917 гг. офиц. часть подписывали секретари и др. чиновники консистории. В 1896-1918 1) гг. редактором неофиц. части (в 1896 - нач. 1897 также офиц. части), историографом А. е. в., составителем указателя и автором множества церковно-исторических статей и заметок был помощник смотрителя Астраханского ДУ И. Н. Летницкий, при к-ром А. е. в. по полноте и качеству материалов уже не уступали др. епархиальным журналам. Последним редактором был К. М. Перевозников (в 1918 с 2 по 14).

http://pravenc.ru/text/76740.html

Петр (Соколов Павел Иоаннович), архп. Воронежский Родился 3 июня 1863 года. В l885 году окончил Саратовскую духовную семинарию. Был учителем в школах г.Саратова. 23 февр.1886 года рукоположен в сан иерея. С 1886 года – священник-миссионер в Саратовской епархии. В «Самарских Епархиальных Ведомостях» за 1917 год отец Павел указывается, как член комиссии по обследованию чудотворной иконы Божией Матери, явившейся в с.Родниках (Корнеевке) Николаевского уезда, Самарской епархии. В 1922 году, будучи настоятелем храма при Саратовском женском монастыре, о.Павел вел активную борьбу против обновленчества, громил с амвона его сторонников, а своих товарищей – священников убеждал не иметь общения с обновленцами. Выступил с большой речью на общем собрании Саратовского духовенства, созванном по инициативе обновленцев, на котором присутствовало около пятидесяти священников и около двадцати пяти диаконов.О.Павел говорил после главарей обновленчества и с полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер обновленческого В.Ц.У. Он же был главой делегации, направленной к епископу Тихону Уральскому, (проживавшему тогда в г.Покровске, против Саратова) с просьбой принять на себя управление Саратовской епархией. После отказа епископа Тихона, когда в Саратове возник вопрос о хиротонии нового епископа, о.Павел, как вдовец, был выставлен в числе кандидатов на епископство. Он был пострижен в монашество с именем Петра и 18 марта 1923 года тайно, в скиту, хиротонисан во епископа Сердобского, вик. Саратовской епархии. Хиротонию совершали находившиеся на покое каждый у себя на родине и специально для этого приехавшие, бывшие викарии Саратовской епархии епископы Иов (Рогожин) и Варлаам (фамилия неизвестна). О новомепископе было объявлено не сразу. Впервые он служил на Троицу 14 мая. После совершения торжественной литургии, новый Саратовский Владыка под звон колоколов, среди тысячной толпы «проследовал в свои покои», в женском монастыре. Втечение 2–3 дней все Саратовские священники и диаконы, за исключением нескольких ярых обновленцев, явились к епископу Петру с просьбой принять их в общение. Епископ Петр требовал от них публичного покаяния в храмах. Скоро у обновленцев осталось в городе только три храма. В это время к епископу Петру ехало уже духовенство из уездов, а затем начали приезжать и делегации: из других епархийАстраханской, которой он управлял с 1923 по 1925гг. – и отдельных приходов Уральской, Пензенской и Самарской епархий. Он всех принимал под свое руководство.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ювеналий, епископ Орловский и Севский (Карюков Григорий Иванович) Родился в 1816 году в посаде Крюкове Кременчугского уезда Полтавской губернии в семье священника. В 1839 году окончил курс Екатеринославской духовной семинарии. 2 мая 1840 года рукоположен во священника и назначен в Покровскую церковь Кременчугского уезда посада Крюкова. 24 августа 1841 года, после смерти жены, оставил приход и определён учителем в Полтавское духовное училище. С 13 сентября 1841 года священствовал в Полтавском кадетском корпусе. В 1842 году для продолжения образования поступил в Киевскую духовную академию. 12 февраля 1844 года пострижен в монашество. 1 сентября 1845 года, по окончании курса академии, занял должность учителя в Екатеринославской духовной семинарии, исполнял обязанности инспектора и состоял членом Екатеринославского семинарского совета. 22 января 1846 года удостоен степени магистра. В 1848 году награждён набедренником. 29 сентября 1851 года назначен инспектором и профессором Кишинёвской духовной семинарии сначала по классу логики и психологии. С 12 июля 1852 годаназначен инспектором по классу богословских наук. С 1 апреля 1853 года – настоятель Гинкульского Параскевинского монастыря;. 12 апреля 1853 года возведён в сан игумена. В 1854 году определён цензором катехизических поучений священников города Кишинёва. 19 октября 1856 года назначен инспектором и профессором Астраханской духовной семинарии. 15 мая 1857 года назначен настоятелем Астраханского заштатного Иоанно-Предтеченского монастыря и награждён бронзовым крестом на Владимирской ленте. 30 ноября 1858 года получил назначение на должность ректора и профессора Нижегородской духовной семинарии. 25 декабря 1858 года возведён в сан архимандрита. С 31 июля 1859 года – настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря и цензор Нижегородских епархиальных ведомостей. В 1866 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В 1867 году, согласно прошению, уволен от должности настоятеля Нижегородского Благовещенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К вопросу о проповеднических трудах Никифора Феотоки в бытность его архиепископом Астраханским и Ставропольским (поправки и дополнения) Показать содержание    В 8 «Астраханских Епархиальных Ведомостей» за текущий год перепечатана из «Труд. Киев. Дух. Академии» за 1891 г. 6) наша статья библиографического характера, в виду её, как выражается глубоко­уважаемый редактор, некоторых новых данных, касающихся присно­памятного Астраханского архипастыря преосвященного Никифора Феотоки» (стр. 235, прим.). Будучи глубоко признательны за честь, оказанную нашей более чем скромной заметке, в органе, за судьбою которого мы постоянно следим с интересом, ввиду его живого отношения к историческому прошлому местного, родного нам, края, мы решаемся теперь сделать не­сколько поправок и дополнений к перепечатанной статье, которые прочтутся, как мы надеемся, не без интереса читателями „Ведомостей» и дадут еще несколько новых данных для характеристики личности знаменитого архи­пастыря Астраханской церкви, родиной которого был православный восток.    Слово архиепископа Никифора Феотоки „на отшествие из епархии», извлеченное из рукописного, современного нам, сборника Церковно-археологического музея при Киевск. Духовн. Академии 163 и напечатанное нами в „Труд. Киев. Дух. Академии» 1891 г. 6, было открыто в назван­ном сборнике нами, и мы на него указали в свое время и г. Соловьеву, но „честь первого издания в свет этого замечательного „слова» при­надлежит “ не нам, хотя ошибочно и мы лично были непрочь так ду­мать („А. Е. В.» 8, стр. 240), называя „слово на отшествие из епархии» „неизданным еще в свете». Честь эту оспаривает у нас малоизвестная в библиографии и едва-ли даже поступавшая в обычную продажу брошюра, напечатанная, „с одобрения Московской духовной цензуры“ в 1825 г. в Московской Синодальной типографии под заглавием: „ Слова    Никифора Феотокия, архиепископа Астраханскооо, говоренные: 1-е, в кафедральном Полтавском соборе, при прибытии его в Славянскую и Херсонскую епархию 1779 года; 2-е, в кафедральном Астраханском соборе, при выбытии его из Астраханской епархии на обещание 1792 г.“. Брошюра эта в 16 долю листа состоит из 14 страниц и была напечатана на средства одного из почитателей проповедническаго таланта архиепископа Никифора Феотоки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Волгоград. Церковь Троицы Живоначальной. 1932 год.Справа Иоанно-Предтеченский храм. За несколько месяцев (дней) до уничтожения. Фото сделано с колокольни Успенского собора. Сергей Ковров ?? Карта и ближайшие объекты Существовавшая ранее Свято-Троицкая церковь построена была в 1720 г., неизвестно кем; каменная, двухэтажная, крепкая. Престолов в ней, кроме главного, два: в верхнем этаже в приделе – в честь иконы Казанской Божией Матери и в нижнем этаже – во имя святителя и чудотворца Николая. Церкви принадлежит дом для духовенства, он обложен кирпичом и покрыт железом. Ближайшие церкви: соборная Успенская и Иоанно-Предтеченская. Имеется церковно-приходская школа, в затоне, за Волгой; открыта она для детей служащих на пароходах и жителей в той местности. Церковно-приходское попечительство существует с 1886 г. Земли при церкви усадебной имеется под церковными домами и дворами 374 кв. сажени. Дом у причта церковный, построенный на церковной усадебной земле. Священник, протоиерей Александр Соколов, диакон Иоанн Тихонравов и псаломщик Павел Беляков. Прихожан: дворян, купцов, мещан и цеховых, военных, прочих городских обывателей, крестьян, раскольников обоих полов 1519 душ, дворов 259. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. В каждом русском городе стояла Троицкая церковь. Её название содержало указание на триипостасность Божества и на радостный летний праздник — Пятидесятницу, украшенную цветами, травами, зелёными ветвями. Часто имя Святой Троицы носили монастыри — средоточие православной мысли, место молитвы и высокой аскезы. Вспомним величественную обитель, основанную преподобным Сергием Радонежским, которая ныне стала главным монастырём Русской православной церкви. С небольшого монастыря начиналась и царицынская Троицкая церковь. Имена основателей и первых насельников обители до нас не дошли. Первые упоминания о ней относятся ко второй половине XVII века. В одном из документов 1658 года предписывается " по челобитью черного попа Макария с братиею давать из царицынских доходов». В грамоте из приказа Казанского дворца астраханскому воеводе Ивану Андреевичу Хилкову от 13 июня 1667 года упоминается «Троицкий строитель старец Александр», посланный 10 мая того же года вместе с попом Андреем к Стеньке Разину с приказом от царицынского воеводы Андрея Унковского. Воевода передал через священнослужителей наказ сторонникам атамана разойтись по родным донским станицам и хуторам, а не бунтовать. Однако из-за сильного разлива Дона попасть в Паньшинский городок, где были казаки, посланцы не смогли.

http://sobory.ru/article/?object=36718

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010