Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСЕНОВСКАЯ КРЕПОСТЬ [Асеневая, Асеновая; болг.- Асенова крепост], находится к югу от Асеновграда (Болгария), на высокой скале при входе в ущелье р. Чая. Отождествляется со средневек. г. Станимахос (до 1934 Станимака). Название получила по надписи в скале, указывающей, что крепость (град) была построена в 1231 г. болг. царем Иоанном II Асенем. Сохранились сведения о существовании крепости еще в XI в. Так, дер. Станимахос с двумя укреплениями упоминается в Типиконе Бачковского мон-ря (1083), принадлежавшего визант. военачальнику Григорию Бакуриани. В 1189 г. крепость, называемую Скрибенциум, захватили крестоносцы имп. Фридриха II Барбароссы. Сохранилось ее описание нач. XIII в., сделанное Ж. де Виллардуэном. В XIII-XIV вв. А. с. неск. раз переходила от византийцев к болгарам. Во 2-й пол. XIV в. была захвачена турками. В XV в. комплекс был разрушен. Церковь Богородицы Петричской в Асеновской крепости. Кон. XI — нач. XII в. Церковь Богородицы Петричской в Асеновской крепости. Кон. XI — нач. XII в. Крепость состоит из 2 частей. Замок (внутренняя крепость) расположен в самой высокой части укрепления, где также находились многоугольная башня-донжон (пирг), небольшая однонефная церковь в центре и жилые постройки. Возле церкви были найдены погребения с монетами визант. имп. Алексея I Комнина (1084-1118), позволившие отнести строительство замка к кон. XI - нач. XII в. На территории внешнего укрепления находятся две цистерны (водохранилища). В наст. время на территории А. к. сохранился небольшой двухэтажный храм Богородицы Петричской, имеющий вытянутый план с ярко выраженным предалтарным пространством, неск. расширенным наосом (перекрыт куполом на 12-гранном барабане), нартексом и квадратной башней по оси здания с запада. Главный этаж имеет окна с полуциркульными завершениями в больших аркатурных нишах. Нижний этаж, стоящий на уступе скалы, перекрыт коробовым сводом и служит своеобразным подиумом, устраняющим неровность площадки (характерный прием средневизант. архитектуры). Достаточно близкую аналогию церкви составляет др. средневек. храм Асеновграда, ц. св. Иоанна Предтечи, в зап. части города. Храм отнесен А. Грабаром к типу двухэтажных церквей-гробниц наряду с костницей Бачковского мон-ря и Боянской церковью , с к-рыми его роднит внешнее оформление (аркатура, подчеркивающая двухчастное деление фасада). Захоронений в храме не обнаружено, и программа сохранившихся росписей XIV в. также не отвечает погребальной тематике. Надписи выполнены на греч. языке. К особенностям росписи можно отнести изображение сонма архиереев и диаконов в алтаре. Стиль росписей относится к лучшим визант. памятникам 2-й пол. XIV в.

http://pravenc.ru/text/76602.html

В 1898 г. Успенский и М. П. Милюков изучили эпиграфику и церковные памятники Македонии на оз. Преспа (пещерные храмы юж. берега, о-в Мали-Град, руины «Великой церкви» на о-ве Айос-Ахилиос), и обследовали надгробную плиту 993 г. с кириллическим граффито, сообщающим о семье царя Самуила. После 2-й экспедиции в Македонию (1900) Кондаков сформулировал задачи изучения древностей Балкан как особой ветви археологии В. и. ( Кондаков Н. П. Македония: Археол. путешествие. СПб., 1909). Политическая обстановка 10-х гг. XX в. не благоприятствовала развитию славяно-визант. археологии, да и общество южнослав. земель не было еще готово к изучению национальных древностей. Небольшое число специалистов (Б. Филов), работая в рамках Археологического музея в Софии и провинциальных музеев (Варна и др.), положили начало серийным изданиям и приступили к раскопкам памятников визант. эпохи. 1-й том начатой в 1913 г. серии монографий «Материалы по истории Софии» посвящен раскопкам Софийского собора, давшим богатый материал (в т. ч. раннехрист. кладбище с расписными склепами) для истории раннего христианства в Сердике - городе, где проходил Собор 342-343 гг. В том же году был основан археолого-этнографический журнал «Старинар» (Белград), существующий до наст. времени. После первой мировой войны влияние на развитие изучения археологии В. и. в южнослав. странах оказали эмигранты из России, в т. ч. Кондаков и Грабар, опубликовавший одну из первых книг по истории болгаро-визант. искусства VI-XVII вв., а также статью о «двухэтажных церквах-гробницах» в Бачковском мон-ре (см. Петрицонский монастырь ), храме Асеновской крепости и Боянской церкви, положившую начало длительной дискуссии, в к-рой приняли участие Брунов, Э. Бакалова, Б. Пенкова и др. С 20-х гг. XX в. в Болгарии одно за др. следуют открытия визант. храмов IV-VI вв. (Красная церковь в Перуштице (1921); Беловская базилика (1924) и др.; Круглая (Золотая) ц. в Преславе эпохи царя Симеона); новые материалы дают работы в Несебыре (XIII-XV вв.), в столицах Болгарии (Тырново, Плиска, Преспа) и приморских городах (Варна, Созополь).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Видинского царства), свт. Николая в с. Калотина (1333/34), а также во 2-м слое живописи ц. Земенского мон-ря и др. По стилю эти росписи относятся к народному направлению живописи, их тематика не отличается разнообразием, но имеет ряд особенностей (напр., в церкви в Станичене св. равноап. Кирилл Философ изображен в конхе апсиды как епископ; в церкви Земенского мон-ря в композиции «Распятие» показан эпизод с изготовлением гвоздей и др.). В сер.- 2-й пол. XIV в. были созданы росписи церкви Асеновской крепости , в к-рых, несмотря на плохую сохранность, очевидно высокое мастерство художников, и фриз с изображениями пророков (24 фигуры) в барабане ц. св. Георгия в Сердике. Богородица на троне с предстоящими архангелами. Роспись в костнице Бачковского мон-ря. XII в. Богородица на троне с предстоящими архангелами. Роспись в костнице Бачковского мон-ря. XII в. Из сохранившихся в Б. средневек. икон лишь одна относится ко времени визант. владычества - чудотворная Петричская икона Божией Матери (типа «Гликофилуса»; после 1083) из Бачковского мон-ря. Она представляет собой список одного из чудотворных образов Божией Матери из Влахернского храма в К-поле. Сохранилось неск. икон XIII в.: свт. Николая с житием; Богородицы «Госпожи Жизни» (обе из Несебыра; находятся в филиале Музея средневек. искусства НХГ, в т. н. Крипте); двухсторонняя икона с образом Богородицы Одигитрии и циклом «Страстей Христовых» из г. Мелник (Роженский мон-рь). К XIV в. относятся иконы: Богородицы Одигитрии из Юж. Фракии (НХГ Крипта); двухсторонняя икона с образами Христа Пантократора, с апостолами на полях и Богородицы «Горгоэпикоос», с пророками на полях из Несебыра (НХГ Крипта); «Собор св. Архангелов» из Бачковского мон-ря (сер. XIV в., НХГ Крипта); древнейший образ св. Иоанна Рыльского (30-е гг. XIV в., НМРМ). Одной из наиболее почитаемых является икона из мон-ря св. Иоанна Богослова, расположенного в окрестностях с. Поганово (в наст. время на территории Сербии; см. ст. Погановская икона Божией Матери ). На одной стороне иконы изображены Богородица со св.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Город Кастельнови мал; дома построены худо; улицы очень тесны и неудобны для ходьбы по причине их покатости. Но вид этого городка с моря представляется живописным. Широкая дорога, проложенная за городом к новой больнице (Lazaretto nuovo), очень приятна. Идешь в тени вечно-зеленых масличий, дубовых и лавровых дерев, повитых плющем, сквозь которые там и сям проглядывают златоцветные померанцы. На половине пути к больнице стоит уединенная церковь во имя Св. Анны. Виды отсюда на Каттарский канал, берега полуострова Лустаццы, лесистые холмы и величественные, пограничные горы, восхитительны. Около этой церкви находятся могилы тех благородных венециан и мальтийцев, которые пали на поле брани с неверными при осаде Кастельнови в 1687 годе. Также приятна прогулка и к пограничному дому Магацце. Маленький ручей отделяет тут Австрию от Турции. Теоде 7) Так называется пространство берега, которое начинается на севере при Лепетане, и оканчивается на юге при Le Saline, и образует большую бухту Теоде. Здесь растет хороший виноград, из которого выделывается доброе вино, известное в Далмации под названием Marzemino von Teodo и вкусом похожее на малагу. Теоде есть наиприятнейшее местопребывание каттарцев. В Салине некогда родилась соль. В средние века тут было обитаемое место; но оно провалилось от землетрясения и теперь покрыто водою. Рисано 8) Рисано есть открытая деревня с 1000 жителей православного исповедания и одним мужским монастырем. Эта деревня стоит при углублении одной морской бухты в твердую землю, где замыкают ее лесистые горы средней величины. Здесь стоял древний Rhizinium, который Плиний называет oppidum civium Romanorum, и от которого весь Каттарский канал носил название: Sinus Rhizonicus. В 150 шагах от главной церкви есть штука мозаической настилки. Другой остаток мозаического пола, но не так хороший и не так разноцветный, как первый, можно видеть при устье одной горной лощины, которая находится близ развалин одной крепос цы. Эти остатки доказывают, что Рисано некогда было значительно. Впрочем, древний Rhizinium не мог быть обширен; ибо за укромным его местоположением вдруг возвышаются горы. Но по мнению других, город Рисано (так называет его Птоломей) находился в Герцеговине, при Глобуке или при Рудине.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

20) Castel S. Stefano есть маленькое, обведенное стенами место, в расстоянии 3 миль от Будвы, на юго-восток, на полуострове, который соединяется с твердою землею посредством одной малой песчаной косы, которая во время прилива затопляется водою. Эта крепоос ца, в которой теперь едва ли 100 жителей находится, была некогда главным местом Паштровским; где, обыкновенно, собирались старшины этой страны. Кастель Ластуа 21) Castel Lastua есть также малая, бедная деревня с 150 жителями, в расстоянии 5 миль от Св. Стефана, на юго-восток, с крепос цою, разоренною турками. 22) Fortenuovo или Blockhaus. Это – австрийский пограничный дом, построенный в 1822 году, в котором находится малый отряд солдат с одним офицером. От Касте ль Ластуи он отстоит на 4 мили, на юго-восток. Воздух в летнее время бывает здесь совсем нездоров, потому что здешняя долина в зимние месяцы затопляется водою с гор, а летом обращается в болото. Босковичья Кула 23) Tore Boscovich есть полуразрушенная башня, получившая это название от известного астронома Босковича, который производил на ней исчисление градусов, предпринятое в 1750 году, по его желанию. Подобных башен очень много в Далмации. Они в старину служили убежищем от турецких набегов и разбойничьих судов; ибо без артиллерии нельзя было овладеть ими. Они, обыкновенно, круглы, а иные – четвероугольны; все они устроены с прозорами для малых пушек и крепостных ружей. Тонкие круглые, высокие башни, кои, обыкновенно, строились на возвышениях вблизи главных дорог, или при поворотах и перекрестках, вероятно, служили сторожевыми местами 89 , с которых подсматривали неприятеля, и поднятыми знаками, или огнем, или дымом давали знать жителям о приближении опасности. Теперь все эти башни в развалинах. Сторона, где стоят блокгаус и башня Босковича, называется Triplex Confinium, потому что тут встречаются границы трех земель: Австрии, Албании и Черногории. Здесь чаще, нежели в других пограничных местах, бывают беспорядки 90 . Триэст небольшой, но очень хороший город.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...