Руины ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. Руины ц. Охтдрниванк близ с. Мохренис (Нагорный Карабах). VII в. Эпоха араб. завоеваний (с сер. VII в.) положила начало упорной борьбе ислама и христианства, окончившейся к XI в. исламизацией большей части населения Прикаспийского региона. Утвердив свою власть в Закавказье, халифы поставили албан. католикосов в зависимость от монофизитской Армянской Церкви (с 20-х гг. VIII в.). В период политической раздробленности (IX-XII вв.) монофизитский Албанский католикосат вступил в полосу упадка. Католикосы в IX-X вв. пребывали в мон-ре Хамши (обл. Миапор); центрами церковной жизни были Арцах (XI в.) и Кахи-Закаталы (XII в.). С 1240 г. возросла роль епископов Гандзасарских из рода Хасан-Джалалянов. В кон. XIV - нач. XV в. мон-рь Гандзасар , фактически являвшийся духовным и политическим центром Арцахского меликства, стал кафедрой Албанских католикосов. После присоединения в нач. XIX в. Сев. Азербайджана к Российской империи Албанский католикосат (Гандзасарский патриархат) был в 1815 г. упразднен царским указом, а на его месте были образованы 2 епархии (Арцах-Шуша и Шемаха) в юрисдикции Армянского католикосата (Эчмиадзинской патриархии) и вик-ство Ганджа в составе Тифлисской консистории Армянской Церкви. Албанские католикосы (на основе списка из АрмСЭ. Т. 1. С. 263): Абас (551-595); Виро (595-629); Захария (629-644); Иоанн (644-671); Ухтанес (671-683); Елиазар (683-689); Нерсес (689-706); Симеон (706-707); Микаел (707-744); Анастас (744-748); Овсеп (748-765); Давит (765-769); Давит (769-778); Матте (778-779); Мовсес (779-781); Аарон (781-784); Соломон (784); Теодорос (784-788); Соломон (788-799); Ованнес (799-824); Мовсес (824); Давит (824-852); Овсеп (852-877); Самуел (877-894); Ховнан (894-902); Симеон (902-923); Давит (923-929); Саак (929-947); Гагик (947-958); Давит (958-965); Давит (965-971); Петрос (971-987); Мовсес (987-993); Маркос, Овсеп, Маркос и Степанос (в период с 993 по 1079); Ованнес (1079-1121); Степанос (1129-1131); Григорос (ок.

http://pravenc.ru/text/64030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла План мон-ря Дадиванк [Хутаванк, Аракелоц, арм. ], мон-рь в исторической обл. Арцах Вел. Армении, в ущелье р. Тертер (Трту), на востоке совр. Кельбаджарского (Карвачарского) р-на Азербайджана. Согласно преданию, один из учеников ап. Фаддея, Дади, или Дадо, был предан здесь мученической смерти (отсюда название «Аракелоц» - апостольский). Название «Хутаванк» (букв.- мон-рь на холме) восходит к арм. слову «хут» (холм). Согласно летописным источникам, Д. был основан во 2-й пол. I в., а его название упоминается с IX в. Д. был одним из древнейших монастырей Армянской Апостольской Церкви, с кон. V в. в подчинении Албанского католикоса (см. ст. Албания Кавказская ), в средние века являлся крупнейшим мон-рем арм. Хаченского княжества. Расцвет Д. приходится на XIII в. Д. являлся епископской резиденцией, располагал обширными поместьями, мон-рь обслуживала большая дер. Хут. Д. был неоднократно разорен (напр., после разрушения сельджуками в 1145 был восстановлен в 1170). В XVIII в. Д. пустовал, вслед. походов 90-х гг. XVIII в. персид. Аги Мохаммед-хана Каджара, чумы и голода обезлюдели монастырские села, в поместьях обосновались курды племени коланов и айрумы (армяне-халкидониты, принявшие затем мусульманство). В 1813 г. территория Карабахского ханства и мон-ря отошла России, после чего Д. стал возрождаться, с переменным успехом вел борьбу за законное право владения поместьями. Посетивший мон-рь в сер. XIX в. архиеп. Саркис Джалалянц увидел руины, к-рые «служили укрытием для разбойников, совершавших набеги на Арцах», территория мон-ря использовалась как пастбище «для стад овец и скота». Лишь к 1917 г. управляющему Д. Л. М. Тер-Аветикяну удалось отобрать у курдов и турок обширные пастбища, но с установлением советской власти и после передачи области Азербайджану Д. прекратил существование. В 60-х гг. ХХ в. на территории Д. была основана деревня. С 1993 г. территория района контролируется Нагорным Карабахом, с 1998 г. в монастыре производятся реставрационные работы.

http://pravenc.ru/text/168624.html

Воспоминания об отце — священнике Владимире Амбарцумове Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 6 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 Когда воспоминание о дорогих, безвременно ушедших в неизвестности, вызывает болезненную жалость к ним и беспредельную по ним скорбь, когда жгучесть слез разъедает душу безмерной печалью, милость Божия, всегда врачующая, приводит на память начертанные в письмах к праведной Олимпиаде слова мученика и великого страдальца, претерпевшего гонения и клевету, муки, путы и узы, заградившие златословесные уста — святителя Иоанна: “Радуйся же и веселись как сама за себя, так и за тех, которые скончались блаженною кончиной, — не дома, не на своей кровати, но в темнице, в оковах, в пытках, а плачь и проливай слезы о тех, которые заставили умереть их в муках”. Из воспоминаний Веры Алексеевны Верховцевой (рукопись). 6/ IX 1956 г. Отец мой, Владимир Амбарцумович Амбарцумов 1 родился в лютеранской семье. Дед, армянин Амбарцум Егорович, после смерти в родах первой жены женился второй раз на Каролине Андреевне Кноблох, происходившей из немцев Поволжья. Он был учителем глухонемых, являлся помощником основоположника этого дела в России — Федора Андреевича Рау, и был почетным гражданином города Шемаха Бакинской губернии, поэтому его дети, в том числе и Владимир, считались уроженцами Шемахи. Во втором браке у него было еще трое детей, младший из них — Владимир. Отец мой родился в 1892 году в Саратове, но был, как и дед, почетным гражданином городе Шемахи. Для старшего поколения родственников отца Владимира были характерны духовные искания и деятельная общественно-религиозная жизнь. Семья Амбарцумовых была лютеранского вероисповедания. В роду Кноблохов были миссионеры, страдавшие от иноверцев. Сама Каролина Андреевна была глубоко верующей и вышла замуж из-за сострадания к овдовевшему Амбарцуму Егорычу и его трем осиротевшим детям, после того как он обратился в церковную лютеранскую общину Сарепты с просьбой найти помощницу в воспитании детей. Родная сестра Каролины Андреевны, Ольга, принимала активное участие в жизни Сарептской лютеранской общины, за что в середине 30-х годов высылалась в Вятку. В начале войны Ольга Андреевна как немка была сослана в Кзыл-Ординскую область, где и умерла от голода. Активная религиозная жизнь была характерна и для рода Амбарцумовых. Брат Амбарцума Егорыча, Саркиз, был видным религиозным деятелем в Армении.

http://pravmir.ru/vospominaniya-ob-ottse...

Саркис Амбарцумянц основал в Шемахе лютеранскую общину, и именно его усилиями Шемаха стала центром лютеранства кавказских армян. Впервые лютеранские миссионеры из Базеля обосновались в г. Шуши (Нагорный Карабах) в 1823 г., и уже в 1827 г. открыли там училище, готовившее проповедников, и основали типографию. Первый приезд лютеранских миссионеров в Шемаху состоялся в 1828 г., и с самого начала среди их горячих приверженцев были Геворк Амбарцумянц и его двадцатилетний сын – Саркис, по отзывам, «…в высшей степени любознательный и трудолюбивый молодой человек», отличавшийся к тому же аккуратностью и организаторскими способностями. До 1837 г. Саркис был вынужден откладывать свое намерение более глубоко изучить основы христианства, ему надо было помогать отцу в его ремесле. Но позднее Саркис с разрешения отца поехал в Шуши к лютеранским миссионерам. По их совету он отказывается от намерения стать монахом-отшельником и остается у миссионеров. В 1838 г. он отправляется с их помощью на учебу в Эстляндию (северная часть Эстонии). По окончании учебы, через три года, Саркис сдает экзамен по немецкому языку и получает звание учителя начальной школы. И уже весной 1842 г. он возвращается в Шемаху и в том же году открывает «Кавказское училище для армянских детей». Это учебное заведение благодаря его преподавательскому таланту пользовалось большой популярностью среди местного населения, а самого Саркиса Амбарцумянца почтительно называли Саркис-варжапет или Саркис-варпет (мастер). В то же время он ведет неустанную и очень энергичную деятельность по усилению позиций лютеранства в Шемахе. Необходимо отметить, что Армяно-Григорианская церковь продолжала попытки уговорить Саркиса отойти от лютеранства и остаться в лоне традиционной армянской церкви. Представители Эчмиадзина всегда очень уважительно относились к нему. В 1850 г. католикос Нерсес приглашает Саркиса к себе и в течение нескольких дней пытается повлиять на него. Но тот остается непреклонен в своих воззрениях. В то же время противостояние с традиционной церковью усиливается, и в 1865 г. Саркиса высылают на 1,5 года в Пятигорск. Наконец 22 августа 1866 г. специально приехавший в Шемаху генерал супер-интендант Московской Евангелической Лютеранской церкви В.Карл-Блом оглашает распоряжение правительства о вхождении лютеранской общины армян в состав церкви Лютера. Скончался Саркис в 1891 г. Это событие стало настоящим горем для протестантской общины в Шемахе (См.: Смбатянц Месроп, архиепископ. О церковной жизни в Шемахи. Тифлис, 1896 (на арм. яз.); Гукасянц А. Протестанство среди кавказского армянства. Тифлис, 1886 (на арм. яз.)).

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

Во время отпевания, один из иноков, по имени Сергий, ослепший от глазной болезни, усердно молился св. Григорию и едва, облобызал руку Преподобного, как прозрел и совершенно исцелился от тяжелого недуга. В самый же час кончины святого исцелился приведенный беснующийся, от прикосновения к одру его. Глубоко уважали преподобного Григория и народ и Владетельные Князья. Галицкий Князь Юрий просил св. Григория крестить двух сыновей его. Когда Князь Василий Васильевич был изгнан из Москвы и Князь Юрий похитил престол его. Св. Григорий немедленно пошел, в Москву и убеждал Князя не удерживать чужого наследия и возвратиться в свой родовой Галич. Тронуло правдивое слово праведника сердце Князя Юрия и Князья примирились. Князь Дмитрий Шемяка в 1430 году, вступил со своею ратью в пределы Вологодские и внес с собою страшное разорение и опустошение. Имущество граждан было разграблено, жилища многих предавались огню. Повсюду раздавались плачь и рыдание, народ умирал с голода; леса были наполнены укрывающимися от злобы Князя и его ратников. Тогда перед нечестивым Князем Шемякой предстал преподобный Григорий. Громовым словом он спрашивал у Князя Дмитрия, читал ли он когда книги божественные? Кто он: язычник иди христианин? Не страшась ярости Князя, Преподобный доказывал ему, что он хуже язычника, который не просвещен учением христианским, напоминая, что за слезы и за кровь вдов и сирот отмстит ему Бог , молил его не воевать своей Руси грозя, в противном случае, скорою потерею Княжества. Князь Дмитрий Шемаха пришел в такое озлобление, что дерзнул повелеть сбросить праведного мужа с моста. Злое веление было немедленно исполнено. Без чувств, как мертвый, пролежал несколько часов, совершенно разбитый св. Григорий, потом с помощью Божию, восстал совершенно здравым, предсказал окружавшим его скорое падение Князя Шемяки и его злой рати и возвратился в свою пустынь. Князь Шемяка, размышляя о словах и предсказании инока пришел в ужас, немедленно отступил от Вологды и возвратился в Галич, где скоро, по пророчеству св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(На особом лоскутке, приклеенном к столбцу, написано): Отнюду вам господам моим сего человека Байрама не задержать там, а есть и вы там его будете задержать и он не будет жить ни день, а быть ему назад без письма от вас и деньги будет у нас взять и патриарху будет и здесь же не жить и промышлять вам господам моим про бусу и о всем вскоре. Выписка из письма Мелетия Дьякон Мелетий писал на Терек: Александрийский патриарх кир Паисий в Шемахе, и он дьякон с ним же. Антиохийский патриарх Макарий и Синайские горы архиепископ Ананий да Царяградцкого патриарха области Трапезонский митрополит идут и остались в Грузинской земле в городе в Тефлизе, ожидают встречи с Терка в Тушинскую землю. А Шемаха от Терка в 10 днях. А Тефлиз от Терка в 22 днях сухим путем летом, а зимнево пути нет. LXXIII. Челобитная патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу с благодарностью за присылку 2000 руб. в жалованье за камские варницы и с просьбою о присылке меди для колокола; о разрешении прежних его челобитен: о Печенском монастыре, о реке Еконге, о рыбных и сальных промыслах и с жалобою на притеснения от воевод крестьянам вотчин Иверского монастыря. (В конце 1665 или в начале 1666 г.) (На левой стороне столбца): Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белые России самодержцу. – (Помета): 174-го. Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Богомолец твой государев смиренный Никон патриарх о вашем государеве душевном спасении и телесном здравии Господа Бога молю со всею братиею, и да приложит Господь Бог святому вашему царствию дни на дни и лета ваша до дне рода и рода, и паки сугубо Господа Бога молим и челом бьем со всею братиею за твою государеву милость, что велел пожаловал выдать свое государево жалованье камских варниц на нынешний на 174-й год две тысячи рублев денег; и то твое государево жалованье до нас дошло. Да воздаст тебе Господь Бог стократное воздаяние. Но и еще молим твою кротость, аще в великих твоя милость не презри нашего прошения, тако и ныне о достатках меди двусот пуд положения нашего в великий колокол, не презри нашего прошения, повели Господа ради выдать, понеже и пуда негодится от освящения избывших в простыя вещи произвести, да твоим великим государевым жалованьем праздничный великий колокол сольем; да прежде поданные тебе великому государю челобитенки о Печенском монастыре и о реке Еконге, о рыбных и сальных промыслах, и по се число по тем челобитным твоего государева милостивого указу нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

123 ...дамъ, Госпоже, в домы твоя... – Культ Богородицы в средневековой Грузии характеризовался обильными пожертвованиями в храмы. Богатства, пожертвованные царицей Тамарой не только храмам Грузии, но и монастырям Афона после ее победы над турками в знаменитой Шамхорской битве (1205), послужившей прообразом победоносной битвы царицы Динары с персами, были так велики, что византийский император Алексей Ангел грабил монахов в Константинополе, разносивших дары грузинской царицы. 125 ...и отъятъ главу его Динара царица... и несе ю въ град Тевриз перский... и взя вся сокровища предних царей... и блюдо, с негоже, глаголють, Навходоносоръ царь яде... – О походе царицы Тамары на персидский город Тебриз история умалчивает; Навходоносор – вавилонский царь Навуходоносор I (604–592 гг. до н. э.), обычно выступал в средневековых исторических представлениях (согласно библейскому тексту) как символ неограниченной царской власти и гордыни; в «Повести» – один из предшественников врага Динары – «перскаго царя». Упоминание о принадлежности блюда самому Навуходоносору увеличивает ценность военной добычи Динары. 126 Шамахи – Шемаха, город в северном Азербайджане, столица Ширвана (вассальное владение Грузии в XII в.). 127 ...и повсегда Пречистые заступлением пребывают, никимже обладаеми (ниже в других списках добавлено: «Дажь до-днесь нераздлно дръжавьство Иверское пребывает»). – Последний раз средневековая Грузия была ненадолго объединена в XV в. при сыне Георгия VII Александре I, временно освободившем страну от власти мусульманских соседей. Однако эти указания «Повести» не могут быть использованы для прямой ее датировки, так как время благоденствия Иверии после победы Динары над персами не является историческим фактом: это время утопического благоденствия страны, победившей неверных. 128 И правяше власть свою 38 лт и шесть месяць. – Не исключено, что это обозначение периода спокойного правления Динары возникло в подражание Библии: и Девора, и Гедеон имели – после победы – «сорок лет покоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЗЕРБАЙДЖАН [Азербайджанская Республика], гос-во в юго-вост. части Закавказья. Территория: 86600 кв. км. Столица: Баку (1073 тыс. чел.- 1995). Крупнейшие города: Сумгаит, Ленкорань, Шемаха, Гянджа, Нахичевань. Гос. язык: азербайджанский. География. Граничит на севере с РФ (Дагестан), на северо-западе с Грузией, на западе с Арменией, на юго-западе с Турцией, на юге с Ираном. На востоке омывается Каспийским м. (длина береговой линии - 800 км). Половина территории занята горами - юго-вост. часть горной системы Б. и М. Кавказа. Между ними вдоль русла р. Куры располагается Ширванская и Муганская равнины. А. расположен в основном в субтропической зоне, климат неравномерный: сухой в степи и влажный на юго-востоке (Ленкоранский р-н). Население. 7949300 чел. (1 янв. 1999), различных национальностей: азербайджанцы, самоназвание - азербайджанлы (6069000 - 2000), русские (196390 - 1998), армяне (180679 - 1998), грузины, лезгины (158000-1 янв. 1999), талыши (30000), таты (22000), татары (29000), турки (19000), цахуры (14000), курды (13000), евреи (26000), немцы и др. Гос. устройство. В 1990 г. А. объявил о своем суверенитете; 30 авг. 1991 г. провозглашена независимость Республики. А. входит в СНГ. Религия 93,4% (1998) населения - мусульмане, из них 70% - шииты, 30% - сунниты. Православных - 2,5%, приверженцев Армянской Апостольской Церкви - 2,3%. Православие Ц. св. Александра Невского в г. Гяндже. 1887 г. Ц. св. Александра Невского в г. Гяндже. 1887 г. 28 дек. 1998 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ была образована Бакинская и Прикаспийская епархия (см. ст. Бакинская и Азербайджанская епархия ) . На территории А. 7 приходов (храмов): в честь Рождества Пресв. Богородицы ( с приделом во имя прп. Сергия Радонежского; в 1896 церковь была размещена в здании церковноприходской школы) в Баку; во имя арх. Михаила, 1-й этаж - св. ап. Варфоломея (40-е гг. XIX в.; первоначально флотский храм) в Баку; в честь святых жен-мироносиц (1909; первоначально военный храм) в Баку; во имя св. Александра Невского (1887) в Гяндже; во имя свт. Николая (40-е гг. ХХ в. на месте др. церкви) в г. Хачма; храм в честь прп. Серафима Саровского в Сумгаитеи храм в честь Покрова Богородицы в Ленкоране. Существуют также общины, не имеющие храмов. 2 часовни: во имя св. Александра Невского (на территории посольства РФ) и часовня в честь свт. Кирилла Туровского (на территории посольства Белоруссии)).

http://pravenc.ru/text/63688.html

412 ...приходит и на царствующий град. – Турки опустошили в 1394 г. окрестности Константинополя и в течение семи лет блокировали город. 413 Слышав же царь угорьский... борет Никополь. – Германский император, а с 1387 г. и венгерский король Сигизмунд Люксембург в 1396 г., собрав войско из венгерских, чешских, немецких, польских и французских рыцарей, двинулся против турок. Распри среди участников похода и ошибки в руководстве сражением дали возможность туркам одержать под Никополем полную победу: десять тысяч рыцарей попали в плен, а Сигизмунд едва спасся бегством. Баязид вторгся в Венгрию и подверг ее разорению. 414 Мануилъ – сын Иоанна Палеолога Мануил (1391–1425) пытался найти союзников в борьбе против турок в Европе. Покинув в 1399 г. Константинополь, он посетил Венецию, Милан, Флоренцию, Париж, Лондон. Его встречали с почетом, но реальной военной поддержки Мануил не получил. 415 ...перскый царь Темирь... – Тимур родился в 1336 г. в селении близ г. Шахрисабз (ныне в Кашкадарьинской обл. Узбекистана). Став эмиром Мавераннахра – среднеазиатского государства со столицей в Самарканде, Тимур совершил ряд победоносных походов, в результате которых создал огромное государство, включавшее Хорезм, Хорасан, Иран, Закавказье. 417 ...Елладу... – Что имеется в виду – неясно. Разумеется – не Греция. Может быть, речь идет о державе Александра Македонского, владения которого в Азии простирались на все те земли, которые завоевал Тимур? 419 И сражению бывшу, побжаеть Темирь... – В битве при Анкире (Анкаре) в 1402 г. османское войско было разгромлено, а султан Баязид взят в плен. 421 ...приятъ же и Асирию и Вавилоньское царьство... – Приводятся названия древних государств, располагавшихся на территории Ирана. Во времена Тимура там было государство сербедаров, завоеванное им в 1380–1383 гг. 422 ...и Севастию... и Крим... – Перечисляются города и страны, в разное время завоеванные Тимуром: Севастия – город на северо-востоке Малой Азии, Синяя (Белая) Орда – объединение тюрко-монгольских племен на территории к востоку от Аральского моря, город Сарай-Бату (к востоку от нижнего течения Волги) – в прошлом центр Золотой Орды, разрушенныйТимуром в 1395 г., Чегатайский улус, территория юго-восточнее озера Балхаш, город Тевриз в Иранском Азербайджане, Горзустан – видимо, Грузия, гурзи – грузины; обезы – абхазцы; Шамахия – город Шемаха на территории современного Азербайджана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

трети VII в. бригадой мастеров из соседних арм. провинций (Айрарата или Сюника), с к-рыми А. К. поддерживала в то время тесные культурные связи (в результате реставрации 80-х гг. ХХ в. храм претерпел невосполнимые утраты) (Ямпольский. 1960; Мкртчян. 1989. С. 63-64; Карапетян). Др. раннесредневек. центричным храмом Арцаха является ц. Охтдрниванк (гавар Миус-Абанд) близ с. Мохренис и мон-ря Гтич (Гадрутский р-н Нагорного Карабаха). Постройка принадлежит к распространенному в Армении и Грузии архитектурному типу тетраконхов с угловыми нишами (древнейший из них - собор в Аване , 90-е гг. VI в.), но в отличие от большинства таких храмов он не имеет угловых камер и дополнительных пространств перед вост. и зап. экседрами. Все экседры, включая т. н. угловые ниши, подковообразного очертания, плавно переходящие в округлые формы подкупольных пилонов. Единственный вход - в зап. экседре. Размеры церкви изнутри - 8,0×8,25 м; снаружи - 10,3×10,5 м; диаметр купола - ок. 4 м. Сохранились лишь стены постройки и часть арок. В 671 г. Арцах был, видимо, ненадолго включен в состав Сюникского княжества, и именно этим временем, исходя из сопоставительного архитектурного анализа, датирует Мохренис М. Асратян (1985; см. также Мкртчан. 1989. С. 71-75). В то же время особенности кладки стен из колотого камня и ближайшие аналоги оформления алтарных капителей (портал базилики в Елварде, 660) свидетельствуют о возможном возведении храма местными мастерами в VII в. Вблизи церкви находится фрагмент хачкара 997 г. и хачкар 1044 г. К раннесредневек. эпохе относится нижняя зона (до арок) ц. Аствацацин (Богородицы) мон-ря Црвиз (исторический гавар Мец-Куенк, совр. марз Тавуш Республики Армения), представляющая собой простой тетраконх (8,8×9,0 м) с полукруглыми изнутри и снаружи экседрами (за исключением прямоугольного снаружи зап. рукава). Имеет богато украшенные резьбой капители и горизонтальный пояс под конхой апсиды. Их профилировка и орнаментация родственны зодчеству Армении сер. VII в. Верхняя часть церкви перестроена в XII в.

http://pravenc.ru/text/64030.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010