Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Капустин Андрей Иванович, 12.08.1817, с. Батурино Шадринского у. Пермской губ.- 24.03.1894, Иерусалим), архим., ученый-византинист, церковный деятель, с именем к-рого связан период расцвета деятельности Русской духовной миссии на Св. земле. Родители, свящ. Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников. Андрей Капустин получил образование в Далматовском ДУ и Пермской, а затем Екатеринославской ДС, в 1839-1843 гг. учился в КДА, по окончании к-рой удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать нем. и греч. языки, в окт. 1845 г. стал бакалавром академии. 7 нояб. того же года пострижен в монахи с именем А. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым). С 1846 г. занимал различные адм. должности в КДА, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845-1850 гг. занимался исправлением рус. перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди. 15 мая 1850 г. А. был назначен настоятелем церкви при рус. посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление находившейся в руинах древней афинской ц. Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в дек. 1851 на деньги рус. правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал рус. посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под рук. А., к-рый в награду за труды 5 апр. 1853 г. Святейшим Синодом РПЦ был возведен в сан архимандрита (чин совершил митр. Аттикийский Неофит). В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христ. надписей Афин VI-XII вв. (О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874). Во время своего пребывания в Греции А. начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний неск. монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архим. Порфирием (Успенским) , с к-рым вел впосл. переписку.

http://pravenc.ru/text/114026.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел. Айн-Карем , в 9 км к юго-западу от Иерусалима. Название мон-ря связано с его расположением на месте упоминаемого в Евангелии Горнего града Иудова (Лк 1. 39), куда пришла Приснодева Мария, узнав, что станет Матерью Божией, навестить свою двоюродную сестру прав. Елисавету. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1880-1881 гг. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1880-1881 гг. Горненский участок был приобретен архим. Антонином (Капустиным) , к-рый был озабочен тем, что наиболее важные земельные владения в Айн-Кареме были куплены францисканцами, в т. ч. место, где находился дом праведных Захарии и Елисаветы («...Дорогое по священным событиям место это совсем олатинено. У православных нет там ни церкви, ни дома, ни клочка земли» - Антонин (Капустин) . С. 11). В окт. 1869 г. Иерусалим посетил член Гос. совета, бывш. министр путей сообщения П. П. Мельников, с к-рым архим. Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Айн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с 2-этажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яд (в др. рус. документах - Джель-ляд), бывш. драгоман франц. консульства, готов продать свою землю Русской духовной миссии (РДМ) за 4 тыс. наполеондоров (порядка 20 тыс. р. серебром) при условии получения «ордена от русского царя». Мельников по возвращении в С.-Петербург основал комитет для сбора средств, к-рые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль ( Дмитриевский. С. 7). Купчая была оформлена 16 февр. 1871 г., а в окт. 1873 г. официально утверждена. В 1889 г. Горненский участок, как и др. крупнейшие земельные владения архим. Антонина, был включен в состав учрежденного им вакуфа (собственности, переданной в вечное пользование храму, мон-рю или религ.

http://pravenc.ru/text/166225.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ» еженедельный общедоступный журнал, издававшийся при КДА в 1837-1912 гг. В кон. 1836 г. ректор КДА еп. Чигиринский Иннокентий (Борисов) совместно с преподавателями и профессорами академии прот. Иоанном Скворцовым , Я. К. Амфитеатровым и бакалавром иером. Димитрием (Муретовым ; впосл. архиепископ Херсонский и Одесский) составил программу первого в Киеве духовно-нравственного журнала. Благодаря поддержке Евгения (Болховитинова) в начале следующего года было получено разрешение на издание журнала. Первоначальный тираж составлял 2500 экз., иногда «В. ч.» выходило и 2-м изданием. В 1837-1839 гг. большинство опубликованных статей были написаны редактором журнала еп. Иннокентием (Борисовым), впервые здесь были напечатаны его статьи из «Догматического сборника». В 1872-1878 гг. должность редактора исполнял Х. М. Орда (впосл. епископ Орловский Ириней ), в 1879-1883 гг.- В. Ф. Певницкий . В 1884-1886 гг. редакторами журнала являлись К. И. Фоменко, Г. О. Булашёв и свящ. Иоанн Богородицкий, к-рый стал бессменным редактором и издателем с 1890 г. Среди наиболее деятельных сотрудников журнала были буд. ректор КДА иером. Димитрий (Муретов), прот. И. Скворцов, Амфитеатров, П. С. Авсенев, архим. Антонин (Капустин) , прот. Н. А. Фаворов , И. П. Максимович , иером. Иоанникий (Руднев ; впосл. митрополит Киевский) и др. Журнал долгие годы состоял из 10 отделов: статьи, «относящиеся к разумению Свящ. Писания»; патрология; церковная история и археология; каноника, или статьи, относящиеся к учению о церковном законодательстве, правилах и постановлениях; литургика; гомилетика; пастырская педагогика; христ. аскетика; сочинения нравственно-догматического содержания, размышления, разговоры и др. назидательные статьи; разные известия, мнения, заметки. Основное внимание уделялось библеистике, патрологии и литургике. Широко было представлено гомилетическое наследие Киевских иерархов. Исторический отдел ограничивался преимущественно небольшими биографическими статьями.

http://pravenc.ru/text/155342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОБРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (нач. (?) XII в.), тетр среднеболг. извода, один из древнейших кириллических списков этого типа книги. До кон. XIX в. полная рукопись хранилась в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. В наст. время начало утрачено, сохранившиеся 230 пергаменных листов (210×150 мм) разделены на 4 части: 1-я - 196 л. (РНБ. Q.n.I.55); 2-я - 23 л. (Sinait. slav. 43); 3-я - 2 л. (Paris. slav. 65. Л. 3-4), отождествлены и описаны в 1981 г. ( Станчев. 1981); 4-я - 9 л. (Sinait. slav. 7/N), отрывки начальной части кодекса с чтениями Евангелия от Матфея были обнаружены в 1975 г. среди рукописей мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Tarnanidis. 1988. P. 111-112). Д. Е. нашел и сообщил о нем в печати в 1873 г. архим. Антонин (Капустин) . В 90-х гг. XIX в. основная часть кодекса (впосл. с.-петербургская и франц. части) вместе с пергаменными рус. Часословом XIII в. (РНБ. Q.n.I.57; СКСРК, XI-XIII, 322), т. н. Златоустом Ягича (РНБ. Q.n.I.56; СКСРК, XI-XIII, 392) и серб. Канонником XIV в. (РНБ. Q.n.I.58; СКСРК, XIV, 347), также происходящими с Синая, поступила через Каир в Вену к В. Ягичу , который подробно ее исследовал, издал ( Jagic. 1899), а в 1899 г. продал имп. Публичной б-ке в С.-Петербурге. В период нахождения основной части Д. Е. у Ягича 2 его листа попали в Национальную б-ку в Париже; на это указывает факт, что в Париже вместе с ними под одним номером хранятся отрывки 3 вышеуказанных синайских рукописей, также проданных Ягичем Публичной библиотеке (СКСРК, XI-XIII. С. 325. 392; СКСРК, XIV. Вып. 1. С. 502. 347; Прилож. 1. С. 580. 321, 322). Название кодекс получил по писцу, указавшему свое имя,- «попу грешнику» Добромиру (РНБ. Q.n.I.55. Л. 121). Д. Е. было создано в большом скриптории, помимо Добромира в работе над ним приняли участие не менее 7 писцов (СКСРК, XI-XIII. С. 111), П. А. Лавров выделяет 2 ( Лавров. 1914. С. 55). Письмо всех писцов весьма архаично по облику («юс малый» со срезанной макушкой, употребление «юса большого» йотированного) и некаллиграфично, что характерно для большинства южнослав. почерков до начала т. н. 1-го восточнослав. влияния (см. ст. Древнерусские «влияния» на южнославянские культуры ). Особый характер письму придает расположение букв не на линии строки, а выше ее.

http://pravenc.ru/text/178670.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы , примерно в 200 м от места Вознесения Господня. Е. м. в 1869-1914 гг. В 1869-1871 гг. архим. Антонин (Капустин) приобрел один за другим ряд участков на вершине Елеонской горы в острой конкуренции с франц. кармелитским мон-рем Pater Noster (Отче наш), основательницей к-рого была влиятельная Элоиза Аурелия де Босси, кнг. де ла Тур д " Овернь, приятельница имп. Наполеона III, обладавшая несметным богатством. Территория мон-ря объединяет 11 разновременно приобретенных участков общей площадью 53 748 кв. м. Есть сведения (управляющего российским консульством в Иерусалиме С. М. Дмитревского) о приобретении архим. Антонином 1-го участка в 1869 г., восходящие, очевидно, к сообщению самого владельца ( Дмитревский. 2006. С. 54). В офиц. донесении в Святейший Синод от 28 окт. 1885 г. архим. Антонин писал: «Элеонская церковь находится на самой вершине святой горы Вознесения, на участке земли, купленном мною в собственность Духовной Миссии в 1871 г.» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 199). Здесь имеется в виду получение в мае 1871 г. предварительных ходжетов (купчих) на первые 2 приобретенных участка ( Дмитревский. 2006. С. 55). Окончательные владельческие документы были выданы ему 11 окт. 1873 г. Храм Вознесения Господня Елеонского мон-ря. 1873-1881 гг., освящен в 1886 г. Храм Вознесения Господня Елеонского мон-ря. 1873-1881 гг., освящен в 1886 г. Поскольку тур. законы о недвижимости предполагали отдельное владельческое право на землю и отдельное на растущие на ней насаждения, архим. Антонин спешил закрепить за собой участок и в этом смысле. К тому же вершина Елеона была в то время лишена всякой растительности. Дневник архим. Антонина за 1873 г. позволяет восстановить подробности: «5 января. Напившись чаю, отправился на Элеон. Кричали с Якубом по поводу ям, вырытых под маслины. 9 января. Отправление на Элеон ящика с 60 кипарисами. Зазеленеет Св. Гора. 11 января. Поездка на Элеон. Кипарисныя соображения. Будущия рощи, аллеи, куртины, парки и все другия пространства» ( Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1873 г.//РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 1126).

http://pravenc.ru/text/189769.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН († 10.09.1897, Иерусалим), игум., член Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме, основатель Вениаминовского подворья. Молдаванин по происхождению, в 1840 г. принял постриг в малороссийском Ильинском скиту на Афоне; в сане иеромонаха с 1842 г. В 1846 г. прибыл в Иерусалим и по благословению Патриарха Иерусалимского Кирилла II в течение 7 лет безвозмездно совершал службы для рус. паломников. С началом Крымской войны выехал в Россию и был направлен в Севастополь в качестве духовника Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, исполнял требы в военных госпиталях (в т. ч. для пленных англичан, французов), был награжден серебряной медалью на георгиевской ленте и орденом св. Анны 3-й степени. Тогда у него появился замысел создания в память жертв войны общехрист. (межконфессионального) приюта милосердия в Св. земле. Игум. Вениамин. Фотография. 90-е гг. XIX в. Игум. Вениамин. Фотография. 90-е гг. XIX в. 26 авг. 1856 г. В. присутствовал на коронации имп. Александра II и на др. день при представлении императору и императрице говорил с ними о Палестине (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 595). Вскоре он был назначен служащим иеромонахом в домовую церковь Мариинского ин-та в С.-Петербурге. В 1857 г. вернулся в Иерусалим, где в 1860 г. был принят в состав РДМ ее главой еп. Кириллом (Наумовым). В 1864 г., когда с назначением нового начальника архим. Леонида (Кавелина) был обновлен весь состав миссии, В. переходит в лавру Саввы Освященного. Восстановлен в дек. 1870 г. и до самой кончины являлся членом РДМ. Архим. Антонин (Капустин), много сделавший для возвращения В. в миссию, постоянно пользовался его помощью (см.: Антонин (Капустин) , архим . Дневник//Б-ка Палест. Об-ва. Инв. номер: ИППО. Б. IV. 853/8, 853/23), свт. Феофан Затворник рекомендовал паломникам обращаться к советам В. (Творения: Собрание писем. М., 1994. Вып. 1. С. 12). 16 марта 1887 г. В. на собственные и собранные средства приобрел в Иерусалиме дом (первоначально на имя банкира Фрютигера, т. к. здание находилось в евр. квартале) и устроил в нем жен. приют для православных, католичек и протестанток. Однако проект общехрист. приюта не имел будущего: католикам и протестантам принадлежали мн. благотворительные учреждения и простота рус. подворья не могла их привлекать. В янв. 1889 г. В. удается с помощью российского консула и тур. губернатора Иерусалима перевести купчую на свое имя и использовать с этого времени подворье для поселения исключительно рус. паломниц (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 591-592, 601-604).

http://pravenc.ru/text/150277.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ Церковь св. равноап. Марии Магдалины. 1888 г. Архит. Д. И. Гримм Церковь св. равноап. Марии Магдалины. 1888 г. Архит. Д. И. Гримм жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада. Приобретение этого участка и строительство храма во имя равноап. Марии Магдалины является результатом паломничества в Св. землю (21-31 мая 1881) сыновей имп. Александра II, вел. князей Сергея и Павла Александровичей, и их двоюродного брата вел. кн. Константина Константиновича (впосл. президент Академии наук). Поездка была приурочена к годовщине со дня кончины имп. Марии Александровны (22 мая 1880), супруги имп. Александра II, к-рая хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить мечту о паломничестве в Иерусалим, но всегда оставалась покровительницей и благодетельницей рус. учреждений в Палестине. Приезд в Иерусалим вел. князей имел огромное значение для развития русско-иерусалимских духовных связей. Идею почтить память матери-императрицы постройкой храма-памятника во имя ее небесной покровительницы равноап. Марии Магдалины подал вел. князьям начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ) архим. Антонин (Капустин) . Показывая им 21 мая святыни Елеона, он указал в качестве наиболее удачного места для постройки верхнюю часть Гефсиманского сада. Церковь св. равноап. Марии Магдалины. Интерьер Церковь св. равноап. Марии Магдалины. Интерьер Осенью 1882 г. после долгих согласований участок площадью 10,1 тыс. кв. м был приобретен на имя генерального консула в Иерусалиме В. Ф. Кожевникова и переведен в 1896 г. на имя российского правительства (нота МИД Турции о разрешении рус. консульству купить Гефсиманский участок: АВП РИ. Ф. Посольство в К-поле. Д. 3351. Л. 19-22; окончательный владельческий документ, сенед-тугралы, 1895 г.: АВП РИ, Ф. СПб. Главархив I-7. Оп. 6. Д. 1. Л. 21). 2 окт. 1884 г. рескриптом на имя архим. Антонина вел. кн. Сергей Александрович просит его принять на себя руководство постройкой церкви (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 411).

http://pravenc.ru/text/164927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИАТИПОСИС ПРЕПОДОБНОГО АФАНАСИЯ АФОНСКОГО Диатипосис преподобного Афанасия Афонского, ктиторский Типикон, составленный для устроенной святогорской Великой Лавры . В лит-ре встречается датировка Д. рубежом X и XI вв. (см., напр.: Byzantine Monastic Foundation Documents. P. 271), но, вероятнее всего, его создание связано с ранним периодом деятельности Афанасия Афонского на Св. Горе в 60-х гг. X в. ( Пентковский. Типикон. С. 133). В основе Д. лежит студийский Ипотипосис , текст к-рого был неск. дополнен и отредактирован, а также снабжен начальными главами о монастырских эпитропах и о порядке избрания и поставления игумена. В научный оборот Д. был введен архим. Антонином (Капустиным) , опубликовавшим частичный рус. перевод памятника ( Антонин (Капустин). С. 173-182, 199-212); научное издание по неск. рукописям Великой Лавры и рукописи Ath. Iber. 754, XVI в., было осуществлено Ф. М. Мейером ( Meyer. S. 123-130); текст иверской рукописи был также опубликован А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. С. 238-256). Литургическая часть Д. следует сразу после преамбулы и глав об эпитропах и об избрании и поставлении игумена; ее содержание соответствует Ипотипосису, отличаясь лишь в деталях (см., напр.: Мансветов. С. 65-68); литургические указания начинаются с подробного описания служб в 1-й день Пасхи , далее следуют отдельные предписания о периоде Пятидесятницы и о нек-рых праздниках, изложение завершается указаниями о Великом посте , празднике Благовещения Пресв. Богородицы и дисциплинарных правилах жизни в мон-ре. Д. является важным источником по истории литургической традиции Св. Горы (см. ст. Афон , разд. «Богослужение») и византийского богослужения в целом. Ист. и лит.: Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Св. горы. К., 1864; Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греч. и Рус. Церкви. М., 1885. С. 65; Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. XVII-XXXIII, 238-256; Byzantine Monastic Foundation Documents: A Compl. Transl. of the Surviving Founder " s «Typika» and Testaments/Ed. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 2000. P. 205-231; Пентковский. Типикон. С. Ю. Акишин Рубрики: Ключевые слова: ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря

http://pravenc.ru/text/171945.html

Соч.: Крины молитвенные: Сб. ст. по литург. богословию. Белград, 1928. М.; СПб., 2002; Отец архим. Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. Белград, 1934 (переизд. под назв.: Отец Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817-1894). М., 19972, 20053); Mamepujaлuзaм и наука. 1936 (серб. яз.); Левитство и пророчество, как типы пастырствования//ПМ. 1937. Вып. 3: Живое предание. С. 140-152; Ангелы, иночество, человечество: (К вопросу об ученом монашестве). П., 1942 (То же//Богословский сб. Саут Канаан, 1955. Вып. 2. С. 22-41; То же//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 135-153); Духовные предки св. Григория Паламы//ПМ. 1942. Вып. 4: Богословская мысль. С. 102-131; Евхаристия: (Из чтений в Правосл. Богосл. ин-те в Париже). П., 1947. [М.], 19952, 19993, 20064; Предисловие к новому изданию//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. П., 1948. C. 3-6; Антропология св. Григория Паламы. П., 1950. М., 19962; Явление воскресшего Господа Богоматери//ПМ. 1951. Вып. 8. С. 86-112; Дореволюционное русское духовенство за границей: (Экуменизм до экуменического движения)//Там же. 1957. Вып. 11. С. 100-122 (То же//ЖМП. 1993. 11. С. 60-72); Православное пастырское служение. П., 1957. СПб., 19962, 20003; Les traductions russes des textes patristiques: Guide bibliographique. Chevetogne, 1957 (рус. пер.: Русские переводы патристических текстов: Библиогр. справочник. М., б. г. Маш.); Литургика: Гимнография и эортология. П., 1964. М., 1999, 2002; Золотой век святоотеческой письменности: Жизнь и учение вост. отцов IV в. П., 1967. М.; СПб., 19952; О религиозном пути А. Блока//ВРСХД. 1968. 87/88. С. 66-94 (То же//А. Блок: Pro et contra. СПб., 2004. С. 559-580); Требник - книга чудотворная//Вечное. 1972. 7/8. С. 14-15 (То же//БСб. 2002. Вып. 9. С. 237-239); Памяти патриарха Тихона//Ежегодник Правосл. Церкви в Америке. 1976. Кн. 2. С. 62-65; Верующий вольнодумец//Н. А. Бердяев: Pro et contra: Антология. СПб., 1994. Кн. 1. С. 447-450; Патрология: Лекции. П.; М., 1996. Ч. 1. К., 20032; Богослужение Праздника Рождества Христова//БСб. 2001. Вып. 8. С. 24-36; Зло в религиозном сознании человечества: (Лекция)//Там же. Вып. 7. С. 43-55; Литургия//Там же. Вып. 8. С. 10-23; Чудо: (Конспект лекции)//Там же. Вып. 7. С. 32-42; Воспоминания о митр. Антонии (Храповицком) и еп. Гаврииле (Чепуре). М., 2002; Переписка И. Бунина с архим. Киприаном (Керном) по поводу «Освобождения Толстого»/Публ., вступ. ст.: Г. Н. Симонов//И. А. Бунин в диалоге эпох: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж, 2002. С. 184-191; Се, восходим в Иерусалим: Иерусалимские дневники архим. Киприана (Керна). Иерусалим, 2013.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

В 1873 г. развалины мон-ря были впервые обследованы и описаны учеными (В. Герен, позже К. Р. Кондер и Г. Г. Китченер, Palestine Exploration Fund). Наиболее достоверным источником сведений по истории возрождения монашества на Сорокадневной горе являются дневники начальника РДМ в Иерусалиме в 1865-1894 гг. архим. Антонина (Капустина) . Во время 1-й поездки архим. Антонин нашел обитель в запустении. В 1874 г. здесь поселился рус. мон. Аркадий (Конюхов), посылавший в Россию письма с призывом к пожертвованиям. Постепенно с риском для жизни (из-за горных условий и нападения бедуинов) «отшельник Сарандарский», как его называли, начал обустройство древних развалин и даже время от времени служил молебны для рус. паломников. К нач. 80-х гг. XIX в. в пещере Поста Господня была восстановлена малая церковь. Гора Искушения стала в эти годы местом уединения для русских подвижников: здесь жили известная «пещерница Марина» и отставной генерал-майор Я. И. Краевский, участник Крымской войны и присоединения Ср. Азии. Он решил провести остаток жизни отшельником в пустыне в Св. земле, выучил для этого араб. язык и в июле 1880 г. поселился в пещере на горе Искушения ( Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. М., 2010. С. 286-287). Материальную помощь в обустройстве И. м. оказывали мон. Аркадию известные рус. благотворители: баронесса А. А. Фитингоф, посетившая Св. землю в 1886 г., и московский купец, паломник и благотворитель П. Д. Каверин. Восходивший на гору в 1889 г. писатель-паломник Е. Л. Марков сообщил, что «там устроился опять маленький православный скит в пещерах, вырубленных древними отшельниками в толщах горы. Переходы и спуски, скрытые от взора человека, соединяют эти недоступные стрижиные гнезда иноков, висящие над страшною бездною. Кое-где к черному входу пещер, разбросанных на различной высоте, прилеплены утлые балкончики, галерейки и лесенки, на которые даже снизу нельзя глядеть без содрогания… В маленьком монастырьке живет всего 3-4 монаха. По остаткам стенных фресок и другим археологическим признакам нужно думать, что древнейшие следы монастыря относятся еще ко времени первых византийских императоров. Только небольшая часть старых пещер занята теперешним монастырем. Большая же часть рассеяна по разным недоступным обрывам и складкам горы, так что до многих добраться нельзя без веревок и лестниц» ( Марков Е. Л. Путешествие по Св. Земле. СПб., 1891. Т. 2. С. 261-262).

http://pravenc.ru/text/674975.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010