Закрыть itemscope itemtype="" > Архиерейский Собор в Кремле Государство нужно Церкви, а Церковь - государству 20.10.2004 374 Время на чтение 4 минуты Завершившийся 8 октября Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (РПЦ), как и ожидалось, не стал событием эпохального значения. Собор, на котором подводились итоги служения Церкви за последние четыре года, прошел спокойно, без потрясений и сенсаций. По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, работа Собора велась в атмосфере " единомыслия и братской любви " . Это в очередной раз свидетельствует о том, что Алексий II по-прежнему уверенно пресекает любые попытки превратить публичные церковные мероприятия в поле конфронтации и борьбы за власть в высших эшелонах иерархии. В отличие от Юбилейного Собора 2000 года, на котором были приняты важнейшие документы ( " Основы социальной концепции РПЦ " , " Основные принципы отношения к инославию " и " Устав РПЦ " ), определившие стратегию Церкви на многие годы, нынешний был более ориентирован на решение актуальных задач. В частности, он единодушно одобрил курс на сближение с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), принял положение о создании Церковного суда и высказался о возможности конструктивного диалога с Римско-Католической Церковью. Террористическая атака, обрушившаяся на Россию и повлекшая за собой некоторые изменения в политической системе государства, внесла свои коррективы и в работу Собора. В докладе на пленарном заседании Алексий II призвал общество и государство выработать идеологию, которая " помогла бы дать адекватный ответ человеконенавистническому мировоззрению терроризма " . Очевидно, такая идеология должна быть основана на духовных ценностях христианства. Участники Собора придали исключительно важное значение итоговому заявлению о противодействии экстремизму и терроризму. Таким образом, РПЦ вновь заявила о своих претензиях на формирование государственной идеологии и роль " духовной и нравственной опоры " нации. Одной из важнейших тем Собора стало обсуждение путей сближения РПЦ и РПЦЗ. Ожидалось, что после официального визита в Россию в мае этого года Митрополита Лавра (Шкурлы), главы РПЦЗ, именно этот Собор должен восстановить общение в молитве и евхаристии (причастии) между двумя Церквами. Тем более что в сентябре на совместной встрече в Мюнхене представителей РПЦ и РПЦЗ были согласованы позиции почти по всем спорным вопросам. Однако на нынешнем Соборе никаких значимых решений по вопросу воссоединения двух ветвей русского православия принято не было.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

поиск:   разделы   рассылка Архиерейский собор-2017: что решит РПЦ через сто лет после революции Как монаху жить с интернетом, сколько раз можно жениться православным и зачем учить культуре в школах – за четыре дня Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ) должен ответить на самые актуальные вопросы современной духовной и общественной жизни. Приуроченный к столетию восстановления патриаршества в России собор пройдет 29 ноября – 2 декабря в московском храме Христа Спасителя в режиме максимальной информационной открытости и соберет гостей со всего православного мира. Архиерейский собор – высший орган иерархического церковного управления, созывается патриархом и синодом не реже одного раза в четыре года. В этом году его участники вспомнят не только возрождение патриаршества на Руси в 1917 году, после более чем 200-летнего синодального периода (подчинения церкви государству), но и столетие начала Поместного собора РПЦ, на котором был избран первый в новое время патриарх Тихон, и столетие революционных событий и последовавших затем атеистических гонений. Сто лет назад, 28 октября 1917 года, на Поместном соборе РПЦ патриархом Московским и всея России был избран митрополит Тихон, впоследствии прославленный в лике святых и возглавивший сонм новомучеников. А его возведение на патриарший престол состоялось 4 декабря 1917 года – в праздник Введения во храм Богородицы. В память об этом событии в день праздника 4 декабря патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит торжественное богослужение в храме Христа Спасителя, на которое прибудут сотни иерархов со всего мира – участники Архиерейского собора РПЦ, предстоятели и представители поместных православных церквей мира. Первоначально богослужение планировалось провести там же, где патриарх Тихон сто лет назад взошел на престол – в Успенском соборе Кремля, однако вскоре стало понятно, что всех приглашенных он не вместит. Совместная молитва православных архиереев со всего мира в Москве станет воплощением соборного духа церкви и кульминацией юбилейных торжеств.

http://religare.ru/2_114357.html

История взаимоотношений между РПЦ и РПЦЗ (2000-2005 гг.). 19 мая 2005 г. 14:22 Последовавшая на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. канонизация в сонме новомучеников и исповедников российских императора Николая II и членов его семьи сняла одно из формальных препятствий к сближению РПЦЗ с «патриаршей» Церковью. Как следствие, Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в том же, 2000-м, году, принял решение о создании Комиссии по вопросам единства Русской Церкви, которая призвана изучить вопрос потенциального восстановления евхаристического общения с РПЦ. Год спустя Святейший Патриарх Алексий II и члены Священного Синода РПЦ направили Архиерейскому Собору РПЦЗ послание, в котором впервые членам «зарубежной» юрисдикции адресовались следующие слова: «Лишь тогда станет полной наша радость, когда получит исцеление рана пагубного раскола в теле Церкви Русской. Печалью исполнены наши сердца от того, что мы с вами, братия, православно исповедуя единую веру, не можем причаститься от единой Чаши и продолжаем находиться в плену исторически изжитого разделения». В документе выражалась также готовность священноначалия РПЦ создать аналогичную комиссию по вопросам русского церковного единства. Активизации движения по пути преодоления раскола способствовал уход на покой в 2001-м первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), представителя консервативного направления в «карловацкой» юрисдикции, который на протяжении десятилетий занимал жестко ригористическую позицию неприятия любых форм сближения с Московской Патриархией. На смену бывшему первоиерарху пришел митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла), принадлежащий к иному крылу «зарубежной» церковной общественности и являющийся сторонником развития диалога с целью потенциального восстановления общения с РПЦ. Примечательно, что в первом после своего избрания интервью митрополит Лавр заявил о чуждости Зарубежной Церкви «как крайностей либерализма, модернизма и экуменизма, так и крайностей фанатизма, воинствующего фундаментализма и чувства гордой самодостаточности». Подробнее

http://patriarchia.ru/db/text/12447.html

поиск:   разделы   рассылка Р. Мартьянов Исторический очерк возникновения РПЦ за рубежом Источник:  Слово 17 мая 2007 года Русская Православная Церковь и Русская Православная Церковь за рубежом подписали в Москве Акт о каноническом общении. Это событие стало логическим завершением длительного периода разделения двух частей русского православия. Первые шаги к сближению были сделаны ещё в 2000 году, когда в Москве состоялся юбилейный Архиерейский Собор РПЦ. На нём к лику святых была причислена семья последнего императора Николая II и более тысячи новомучеников российских. Также, Собор принял " Основы Социальной концепции РПЦ " согласно которым " если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении " (1). Осуждению подверглась и богоборческая советская власть. В мае 2004 года с официальным визитом в Москву прибыл руководитель РПЦ за рубежом митрополит Лавр, а специальные комиссии, начавшие работу с обеих сторон еще в 2003 году, завершили подготовительный процесс церковного воссоединения. В связи со столь важным событием в церковной, политической и общественной жизни России, интересно вспомнить историю возникновения РПЦ за рубежом, а также процесс становления зарубежного церковного управления. Разделение Русской Православной Церкви 1920-е гг., как известно, было вызвано революционными событиями, перевернувшими Россию, и самым трагическим образом сказавшихся на церковной жизни. В самый разгар Гражданской войны, когда прервались связи между Московской Патриархией и епархиальными архиереями, в городах, занятых белыми армиями, начали создаваться местные временные церковные управления. Так, осенью 1918 г. такое управление было создано в Томске для территорий, находящихся под властью адмирала Колчака. Через полгода, весной 1919 г. в Новочеркасске на Юго-Восточном Русском Церковном Соборе было образовано Временное Высшее церковное управление на юге России (ВВЦУ) для управления епархиями, занятыми войсками Добровольческой армии генерала Деникина. Согласно уставу это управление было создано только на время Гражданской войны и оставалось под непосредственной юрисдикцией Святейшего патриарха Тихона.

http://religare.ru/2_48694.html

Репортажи Архиерейский собор РПЦ посвятил первый день работы теме церковного единства 25.06.2008 10:18 Москва, 25 июля, Благовест-инфо. 183 архиерея присутствовали на церемонии торжественного открытия Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, которая состоялась 24 июля в Храме Христа Спасителя. На открытие Собора были также приглашены настоятели монастырей, московских храмов, сотрудники Синодальных отделов, многочисленная пресса. Собор почтили своими приветствиями президент России Дмитрий Медведев и президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Особенность данного Собора, как уже отмечалось, состоит в том, что в нем впервые принимает участие епископат Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), поэтому по правую руку Патриарха Алексия II в президиуме Собора сидел первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион, а мандатную комиссию Собора возглавил архиепископ Берлинский и Западногерманский Марк. Участники Собора молитвенно помянули первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра, скончавшегося в Неделю Торжества Православия в этом году. Во вступительном слове Патриарх Алексий подчеркнул, что тема укрепления единства Церкви станет одной из ведущих на Соборе. «Сохраненное нашей Церковью единство не является простой данностью. Оно встречается с новыми испытаниями и угрозами, а его укрепление становится важнейшей церковной задачей», -- сказал Патриарх. В начале своего многочасового доклада предстоятель РПЦ охарактеризовал время «больших изменений», происходящих за последние 20 лет в обществе и в Церкви, и  привел статистику, показывающую динамику развития Церкви в межсоборный период. В настоящее время в РПЦ 156 епархий и 196 архиереев (епархиальных и викарных); 29 141 приходов, 30 544 священнослужителей, 769 монастырей (372 мужских и 392 женских), более 11 тыс. приходских воскресных школ и 463 молодежных центра. Алексий II при этом отметил, что пока «темпы количественных изменений опережают динамику изменений качественных». Главным событием межсоборного периода Патриарх считает восстановление канонического единства Русской Церкви, чему была посвящена первая часть его доклада. Предстоятель РПЦ выразил надежду, что «восстановленное единство не останется лишь изложенным на бумаге решением церковного Священноначалия», но станет «реальным единением», которое «уже ощущается» в жизни епархий, приходов, семей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКОЕ ПРЕДСОБОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 МАЯ 1971 Г. Состоялось в Успенском храме Новодевичьего московского мон-ря под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) . После кончины 17 апр. 1970 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церкви» началась подготовка к созыву Поместного Собора для избрания нового Патриарха (см. Поместный Собор РПЦ 1971 г. ). 15 мая 1970 г. Свящ. Синод РПЦ установил годовой траур по почившему Патриарху, 25 июня на расширенном заседании Синода было принято решение о созыве Поместного Собора для избрания нового Патриарха по истечении срока траура - с 30 мая по 2 июня 1971 г. Решение Синода противоречило 14-й статье 1-го разд. Положения, согласно к-рому выборы нового Патриарха должны были состояться не позднее 6 месяцев после кончины Предстоятеля. Отсрочка выборов была связана с тем, что Поместному Собору предстояло помимо избрания нового Главы Церкви утвердить постановление Архиерейского Собора РПЦ 1961 г. о внесении изменений в 4-й разд. «Положения об управлении Русской Православной Церкви» - о приходском управлении, принятое под жестким давлением властей. КГБ опасался возможных выступлений архиереев на Поместном Соборе против постановления 1961 г. и потому вынудил Синод отсрочить созыв Собора, чтобы гос. органы имели время для проведения предварительной работы по организации соборных решений. В том, чтобы архиереи единодушно выступили по всем вопросам на Поместном Соборе, был также весьма заинтересован Местоблюститель Патриаршего Престола митр. Пимен, об этом он говорил с заместителем председателя Совета по делам РПЦ В. Г. Фуровым 5 апр. 1971 г., накануне А. п. с. (ГАРФ. Ф. 6891. Оп. 6. Д. 441. Л. 31). На А. п. с. обсуждалась повестка дня буд. Поместного Собора, кандидатура Патриарха, порядок его избрания, а также содержание решений, к-рые предстояло принять Собору.

http://pravenc.ru/text/76526.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2000 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ , заседал 13–16 АВГУСТА 2000 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем Архиерейский юбилейный Собор утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием (Фоминым), Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина). В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе 2-го тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы высшее и епархиальное церковное управление, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность РПЦ, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Архиерейским юбилейным Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Мониторинг СМИ Патриархальный расклад Выбирать нового патриарха будут бизнесмены и чиновники 12.01.2009 09:34 Сегодня собрание московского духовенства выдвинет делегатов на Поместный собор, которому предстоит избрать нового патриарха Русской православной церкви. Тем временем большинство епархий уже определило своих представителей. Их списочный состав демонстрирует, что выбирать патриарха в этом году будет беспрецедентная доля госчиновников и бизнесменов, спонсирующих епархии. Церковная общественность восприняла эту новость в штыки, переименовав грядущий Поместный собор в «ярмарку тщеславия» и «собрание подсвечников». Окончательная процедура выборов патриарха пока не утверждена, однако, как объяснили «Ъ» в аппарате РПЦ, предполагается, что голосование пройдет в два этапа. Так, 26-27 января епископы РПЦ (около 200 человек) соберутся на Архиерейский собор и проведут первичный отсев кандидатов: путем рейтингового голосования будут определены три победителя. Имена этих претендентов будут вынесены на голосование Поместного собора. Согласно декабрьскому решению Священного синода, епархии РПЦ на Поместном соборе будут представлять делегации, включающие местных епископов, монахов, священнослужителей и мирян (всего правом голоса будут обладать 750 человек). К 15 января списки выборщиков должны быть представлены мандатной комиссии РПЦ. Таким образом, выборы делегатов уже вышли на финишную прямую: сегодня со своими представителями определится и московское духовенство. Однако уже предварительный состав выборщиков преподнес церковному сообществу сюрприз: в состав епархиальных делегаций войдет беспрецедентное число представителей госвласти и бизнеса. Так, Ростовская епархия оказала честь избрания патриарха владельцу ОАО «Донской табак», зампреду комитета Госдумы по бюджету и налогам Ивану Саввиди. Делегатом от Барнаульской и Алтайской епархии стал председатель правления фармацевтической компании ТОО «Юнифарм» Юрий Нижегородцев. Бобруйск представит директор ОДО «Яробел», а также председатель комиссии по торговле и предпринимательству местного горсовета Игорь Банщиков. А Курская епархия направила в столицу сотрудника областной администрации — заместителя начальника управления по взаимодействию с политическими партиями и общественными организациями Александра Шаповалова.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Непримиримый Диомид 01.11.2008 608 Время на чтение 8 минут Слово " раскол " из учебников истории переместилось на страницы светских СМИ: в октябре Чукотский епископ Диомид был извержен из сана за раскольническую деятельность. Уже более полугода внимание даже далеких от Церкви людей приковано к фигуре теперь бывшего Чукотского епископа, обвинившего Русскую Церковь в ересях, а ее иерархию - в отступничестве, за что решением июньского Архиерейского собора он был запрещен в служении. Не успели либералы проникнуться симпатией к " опальному " епископу (у нас традиционно любят гонимых), как Диомид заявил, что христианину нельзя пользоваться мобильным телефоном и провозгласил анафему Святейшему Патриарху. Публикуем свидетельство очевидца: иеромонах Агафангел (Белых), клирик Белгородской епархии, был в специальной командировке в Чукотской епархии вместе с архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком. Итак, что представляет собой как личность непримиримый Диомид, много ли у него сторонников и каков может быть диалог с теми из них, кто стоит на распутье? Хронология конфликта 19 января 2007 года Диомид (Дзюбан), бывший епископ Анадырский и Чукотский, распространил в интернете обращение, где перечислил " отступления от чистоты православного вероучения " , существующие, по его мнению, в Русской Православной Церкви. Диомид обвинил Московский Патриархат в: " еретическом служении экуменизму " , " неосергианстве " , " молчаливом согласии вместо обличения антинародной политики существующей власти " , оправдании присвоения гражданам ИНН, в отсутствии практики созыва Поместных соборов. В июне 2008 года на Архиерейском соборе были представлены выводы богословской комиссии под руководством митр. Минского и Слуцкого Филарета. В ней разъяснялась догматическая и каноническая несостоятельность обвинений, выдвинутых Диомидом. Сам Диомид на Собор не приехал, объяснив свое отсутствие болезнью. Синод РПЦ на основании решения Архиерейского собора 27 июня 2008 года заочно отстранил Диомида от руководства епархией и запретил в служении. В качестве временно исполняющего обязанности управления епархией на Чукотку был отправлен архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. В ответ 17 июля этого года Диомид анафематствовал Святейшего Патриарха и ряд других иерархов РПЦ, объявил московскую кафедру вдовствующей, а себя - ее временным управляющим. В августе бывший управляющий епархией покидает Чукотку, призывает Синод к покаянию, организовывает " собор верных " , долженствующий избрать " народного патриарха " , а его сторонники устраивают пикеты и пишут письма в его поддержку. 6 октября 2008 года Синод РПЦ ввиду отсутствия со стороны епископа Диомида покаяния и продолжения деятельности постановил считать решение Архиерейского Собора от 27 июня 2008 года об извержении из сана епископа Диомида вступившим в силу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1994 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 29 НОЯБРЯ — 2 ДЕКАБРЯ 1994 г. в гостинице Свято-Данилова московского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при участии 126 архиереев. В 1-й день заседаний Святейшим Патриархом был зачитан отчетный доклад, в котором нашли отражение важнейшие события церковной жизни за 2,5 года, прошедших после Архиерейского Собора РПЦ 1992 г., прежде всего подтверждение Священным Синодом в августе 1992 г. решения свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея России, о даровании «самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских» Православным Церквам в Эстонии и Латвии, а также решение о даровании такой же самостоятельности Православной Церкви в Молдавии, принятое на заседании Священного Синода в октябре 1992 г. Патриарх Алексий отметил существенный рост числа приходов и монастырей РПЦ: ко времени Архиерейского Собора РПЦ имела 281 монастырь и 31 монастырское подворье, число приходов достигло 15 985, в Церкви совершали служение 12 841 священник и 1 402 диакона. Действовали 3 духовные академии, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, количество семинарий увеличилось с 6 до 14, существовало 28 духовных училищ, число их продолжало расти. Общее количество всех воспитанников духовных учебных заведений, включая регентские и иконописные школы, составило около 4 тыс. человек, вместе с заочным сектором — около 6 тыс. Значительными событиями церковной жизни в межсоборный период Патриарх Алексий назвал возобновление регулярных богослужений в храмах Московского Кремля и в соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, а также всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского. Касаясь негативных явлений в жизни Церкви, Патриарх указал на недопустимость проявления равнодушия и нетерпимости со стороны архипастырей в общении с клириками и мирянами, осудил имевшие место факты необоснованного перевода священнослужителей из одного прихода в другой, как правило приводившие к конфликтам, а в отдельных случаях провоцировавшие расколы. Патриарх говорил также о ненормальной дифференциации духовенства по имущественному признаку, когда священнослужители не закрывавшихся приходов имеют существенно больший достаток, нежели настоятели восстанавливаемых приходов, живущие подчас в нищете. Остро критический характер носил раздел доклада Первосвятителя, посвященный издательской деятельности Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429307/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010