3.  Торжественное заседание  в Храме Христа Спасителя, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. 4. Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, прошедшее в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации. 6.  Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье).  Литургия в храме в честь свт. Николая Чудотворца в Покровском. 7. Понедельник первой седмицы Великого поста. Предстоятель молился за уставным богослужением в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального монастыря. 8. Вторник первой седмицы Великого поста. Святейший Владыка молился за уставным богослужением в Воскресенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. 9. Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. 10. Четверг первой седмицы Великого поста. Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением  в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. 11.  Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. 12.  Суббота первой седмицы Великого поста день памяти великомученика Феодора Тирона и день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Великое освящение храма Успения Божией Матери в Печатниках и Литургия в новоосвященном храме. 13. Неделя первая Великого поста. Литургия свт. Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя. 14. Понедельник второй седмицы Великого поста, день 35-летия архиерейской хиротонии Патриарха. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. 16. Первое заседание рабочей группы по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Храме Христа Спасителя. 17.  День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского.  Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. 20. Неделя вторая Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы. Литургия  в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

На день памяти Иоанна Богослова мы имели честь встречать митрополита Варсонофия на нашем дорогом Леушино. В приветственном слове я описал мужество владыки, решившегося послужить в еще невосстановленном храме, без должного благолепия, подобающего архиерейскому богослужению. Меня это подкупило – согласитесь, глава епархии и должен таким быть – служить не только в храмах, блещущих сусальным золотом, но и в таких, которым требуется помощь. Была еще одна причина решения владыки посетить Леушино – он очень почитает Апостола Иоанна Богослова, старается не пропускать дней его памяти и послужить в каком-нибудь храме, освященном в его честь. В Санкт-Петербурге церквей, посвященных Апостолу Иоанну, не так много: домовый храм при СПбДА, церковь на Волковском кладбище и Леушинское подворье. Времени на подготовку встречи митрополита было мало, но мы, работая буквально днем и ночью, обновили фасады, убрали ненужные стройматериалы, завершили реставрацию росписи. Что касается самой службы – в храме при отсутствии особого убранства особенно чувствовалась красота православного богослужения. Вспомнились послы князя Владимира, пленившиеся течением службы в византийском храме, что повлияло на выбор им Православной веры. Нашему приходскому хору мы попросили помочь хор Феодоровского Государева собора. Владыке сослужило четыре священника: протоиерей Андрей Щербан из строящегося храма Рождества Христова на 6-й Рождественской, ключарь Казанского собора протоиерей Андрей Герасимов, секретарь епархии протоиерей Сергий Куксевич, руководитель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков. Владыка служит просто, проникновенно, духовно легко. Сочетание вдохновенной, благодатной службы, отсутствие иконостаса, пасхальный чин рождали ощущение Пасхи. Мы как будто вновь пережили пасхальное торжество. Храм был заполнен, на престол обычно приходит много людей, но тут молва о приезде владыки разошлась мгновенно. Это была историческая служба, ведь последний раз на Леушинском подворье литургия архиерейским чином служилась еще до революции. Таким образом, мы невольно отметили примерно столетие отсутствия архиерея в нашем храме. А до революции архиереи довольно часто бывали на подворье, и два престола в храме были освящены архиерейским чином. Раньше Леушинский монастырь относился к Новгородской епархии, и его петербургское подворье выполняло функцию архиерейского подворья новгородских владык. Здесь они останавливались, посещая северную столицу.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/24/vp...

Тут ведь как дело было? На днях Государственная Дума приняла законопроект «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона " О днях воинской славы и памятных датах России " », устанавливающий новую памятную дату России 28 июля День Крещения Руси. А 26 мая на заседании Совета Федерации был одобрен федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»». День Крещения Руси станет девятой памятной датой в России. Среди других памятных дат - День Октябрьской революции 1917 года (7 ноября), День памяти и скорби (22 июня), День космонавтики (12 апреля), День российского студенчества (25 января), День подпольщиков (29 июня) … Этот закон — о включении в перечень памятных дат Российской Федерации Дня Крещения Руси — вступит в силу в 2010 году. Что послужило предпосылкой для этого, несомненно, благого и важного деяния наших государственных мужей? Официальный сайт Московского Патриархата — Патриархия.ru, сообщая о введении государственного праздника, напомнил, что еще в июне 2008 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к государственному руководству России, Украины и Беларуси «с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». Соборное Определение «О единстве Церкви», в котором содержалось это обращение к государственному руководству, специально отмечало, что «днепровская купель крещения явилась общим истоком» не только подвижничества и духовной жизни, не только христианской культуры наших народов, но и государственности. «Здесь родилась Святая Русь, которая есть Родина для всех нас, наше общее цивилизационное пространство», говорилось в определении Собора.

http://radonezh.ru/analytics/ob-eksperti...

Неподвижные праздники имеют фиксированные (постоянные) календарные даты. Какие церковные праздники являются самыми важными? По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха – Воскресение Христово, затем следуют двунадесятые праздники, которые подразделяются на Господские и Богородичные. Далее следуют великие недвунадесятые праздники, за ними – средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47 Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Какие церковные праздники называются великими? Великими называются особо значимые праздники. К ним относятся: Пасха, все двунадесятые праздники, а также еще 5 праздников Русской Православной Церкви, которые обычно называются “великими недвунадесятыми”: — Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября); — Обрезание Господне (1/14 января); — Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля); — День памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля); — Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября). Также к этой группе совсем недавно причислен еще один праздник — день памяти святого равноапостольного князя Владимира 15 ⁄ 28 июля. Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, богослужение в этот день следует совершать “по уставу великого праздника”. Какие церковные праздники называются двунадесятыми? Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Они могут быть Господскими (Владычными, посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа) и Богородичными (посвящены событиям земной жизни Пресвятой Богородицы). Порядок их следования отсчитывается от начала церковного года, который приходится на 14 сентября по новому стилю (1 сентября – по «старому»). К Господским праздникам относятся: — Рождество Христово (25 декабря/7 января), — Крещение Господне (6 января/19 янв.), — Преображение Господне (6 августа/19 авг.), — Воздвижение Креста Господня (14 сентября/27 сент.),

http://azbyka.ru/prazdniki-cerkovnye

22 октября. Божественная литургия в кафедральном соборе Симферополя в день памяти Корсунской иконы Божией Матери 22 октября 2023 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице и день памяти Корсунской иконы Божией Матери и Святых Отцов VII Вселенского собора, Глава Крымской митрополии возглавил Божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе г. Симферополя. Владыке Тихону сослужили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, епископ Ялтинский Нестор, викарий Симферопольской и Крымской епархии, епископ Бахчисарайский Каллиник, викарий Симферопольской и Крымской епархии, а также секретарь Крымской митрополии протоиерей Александр Якушечкин, руководитель епархиальной службы протокола протоиерей Иосиф Фарковец, а также благочинные церковных округов, члены Епархиального совета, руководители профильных епархиальных отделов. За богослужением молилась игумения Топловского монастыря Параскева (Тищенко) с сестрами, преподаватели и студенты Таврической духовной семинарии и многочисленная крымская паства и паломники. На сугубой ектении была вознесена молитва о скорейшем восстановлении мира. По запричастном стихе иерей Александр Харин обратился к молящимся с проповедью. Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский мужской хор под управлением протодиакона Антония Марущака. По отпусте митрополит Тихон обратился к собравшимся с Архипастырским словом. В завершении богослужения духовенство совершило славление перед Корсунской иконой Божией Матери, после чего Высокопреосвященнейший митрополит Тихон принес в дар Александро-Невскому собору икону Воскресения Господня, а молящимся раздали памятные открытки. 24 октября 2023 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 884 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Москвичка 23 ноября 2023, 21:38 Эх, Владыко, и Москва по вам скучает… Отец Тихон, вот бы вы проводили онлайн-встречи/онлайн-линии общения с людьми раз в месяц. Когда можно вопросы задать заранее или в процессе и получить ответ, или услышать живую проповедь. Тамара 28 октября 2023, 10:58

http://pravoslavie.ru/156878.html

Второго октября, в день памяти святого, с именем которого связан один из любимейших церковных праздников русского народа – Покров Пресвятой Богородицы, владыка каллиграфическим полууставом заранее заготовил странную записку: «Зрите не ужасайтесь, ничему не удивляйтесь, что будет пройдет, а всякий найдет после трудов то, что в кармане обрящет. Пути Господни для человека неисповедимы, у каждого свой путь. Унывать не нужно, а что не понимаем, потерпим и, Бог даст, после узнаем. А за меня, дурачка, Господа и Пречистую Матерь Его молите. Аминь. Москва. Память блаженного Андрея, Христа ради юродивого» 425 . Шестнадцатого октября побывал на приеме у ординатора факультета терапевтической клиники доктора Лебедева в Московской Терапевтической Высшей Медицинской Школе (МТВМШ), который выдал епископу справку, подтверждающую наличие «резко выраженной истероневрастении». (Очень похоже, – и есть тому устное подтверждение, – что врач приходился необычному пациенту родственником, может быть, двоюродным братом; выданный документ озаглавлен в духе времени, но и несколько иронично: «Удостоверение».) Восемнадцатого октября (ст. ст.) вернулся в Нижний, в Печеры, может быть, даже служил в монастырском храме. В народе уже некоторое время замечали за владыкой кое-какие странности, то слово скажет чудное, то как бы приблаживать начнет за богослужением. В воскресенье, девятнадцатого числа, в день памяти протоиерея Иоанна Кронштадтского , епископ совершал литургию в обители. Местная «Нижегородская Коммуна» так описала впоследствии его поведение: «...Когда в обители шла архиерейская служба, присутствующие в храме стали замечать, что Варнава при совершении обрядов творит не то, что надо. Кадит не в определенное время, целует иконы не в то место, куда следует, и так далее» 426 . Вернувшись после литургии – в сопровождении нескольких лиц из причта – к себе на квартиру (расположенную в помещении надвратного храма), он за чашкой чая как-то неожиданно и обрывочно заговорил «о предстоящей новой поездке по небесному пути», потом вдруг оборвал речь и ушел в свою комнату.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Надо сказать, что в прошлые годы нами был накоплен немалый опыт, связанный с тем, что в то время, когда я возглавлял Синодальную комиссию по канонизации святых (1989-2011), в епархии работала своя комиссия по канонизации, существующая и поныне. Ею накоплен не только большой практический опыт, но и была создана документальная база, столь необходимая для реализации поставленных задач. В настоящее время наша деятельность, направленная на распространение почитания новомучеников и исповедников Церкви Русской имеет четыре направления: богослужебное, научно-исследовательское, церковно-общественное и церковно-просветительское. О каждом из этих направлений скажу отдельно. 1. Богослужебное почитание. На сегодняшний день в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Московской епархии прославлено 550 человек. В дни их памяти на тех приходах, где они подвизались, совершается Божественная литургия. Развивается традиция проведения крестных ходов, посвященных памяти этих подвижников. Во многих храмах и монастырях уже написаны иконы новомучеников, и это, прежде всего, где они некогда проходили свое служение. Если же церковь не сохранилась, на ее месте обыкновенно в память новомучеников устанавливается поклонный крест. Господь благоволил явить мощи нескольких святых новомучеников, чьи честные останки привлекают многочисленных богомольцев. Например, в Коломне, в Богоявленском Голутвине мужском монастыре почивает священноисповедник Феодосий (Ганицкий, +1937), епископ Коломенский. В городе Ногинске (бывшем Богородске) в Богоявленском соборе находятся мощи священномученика Константина Голубева (+1918), пресвитера, некогда служившего в этом храме. В Казанском храме города Реутова положены мощи священномучеников Александра Смирнова (+1918) и Феодора Ремизова (+1918). В настоящий момент трудами приходских священников и епархиальной Богослужебной комиссии подготовлено и введено в употребление немало гимнографических текстов и богослужебных последований, посвященных новомученикам. В соответствии с определением Архиерейского Собора 2011 года, рекомендовавшего «определить даты и места соборного служения духовенства епархий или отдельных благочинии», в Московской епархии существует практика празднования Соборов новомучеников в большинстве благочинии. Как правило, в такие Соборы включаются те святые новомученики, которые родились, служили или пострадали на территории округа. Епархиальной Богослужебной комиссией были подготовлены общие тропарь, кондак и молитва Собору новомучеников благочиния. В день такого празднования духовенство благочиния собирается для совершения торжественного богослужения, после чего обычно проводятся различные выставки, концерты или конференции, имеющие просветительское значение.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4793790...

Святейший Владыка кратко побеседовал с участниками международного съезда «Содружество православной молодежи», который проходит в Сергиевом Посаде в эти дни. В Тронном зале Патриарших покоев Лавры Святейший Владыка вручил церковные награды архиереям Русской Православной Церкви, отметившим памятные даты. По традиции праздничные архиерейские богослужения в день памяти преподобного Сергия Радонежского совершались в храмах Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных школ. В Сергиевском трапезном храме Божественную литургию возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии; в Покровском академическом храме — митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси; в храме преподобного Иоанна Лествичника — митрополит Волоколамский Антоний , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; в Черниговском скиту — митрополит Томский и Асиновский Ростислав . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/6043051.ht...

В Великую среду вспоминается грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная в те времена для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима). В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться. В Великий четверг вспоминается в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное Таинство Святого Причащения (Евхаристии). В четверг Страстной седмицы все православные причащаются Святых Христовых Таин. На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного перед кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом). День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста и великой скорби. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице с пением тропарей.

http://pravmir.ru/strastnaya-nedelya-v-p...

—А какие события предстоит нам пережить в великопостные воскресенья? —У каждого воскресенья Великого поста своя память — ведь каждая седмица носит определенное наименование и имеет свой смысл. Первые пять воскресений поста совершается Литургия Василия Великого — как особенно торжественная, совершаемая нечасто, по особым случаям. На Страстной седмице она будет совершаться дважды — в Великий Четверг и Великую Субботу. И то, что именно эта Литургия совершается в первые воскресенья Великого поста, говорит об их значении для православного христианина. —Великим постом нас ждут необычные богослужения, с ними связаны обычаи, пришедшие к нам из ранне-христианских эпох: расскажите, пожалуйста, об этом. —Первая суббота Великого поста — память священномученика Феодора Тирона. Как известно, святой мученик Феодор уже после своей кончины, в эпоху Юлиана Отступника, явился в сонном видении Константинопольскому архиепископу Евдоксию и предупредил его о том, что все съестное, продаваемое на местном рынке, окроплено идоложертвенной кровью. Христиане не покупали продукты на рынке и питались отваренной пшеницей: отсюда — обычай освящать в этот день коливо. В первое воскресенье Великого поста мы совершаем Торжество Православия. Напомним о происхождении этой памяти, этого празднования. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание святых икон — это была временная победа движения иконоборцев, которые видели в почитании образов идолопоклонство. И лишь в 843 году во время регентства императрицы Феодоры при патриархе Мефодии иконоборчество было окончательно преодолено и навек отвергнуто Церковью. Тогда же был установлен чин провозглашения вечной памяти всем ревнителям Православия и анафематствования еретикам. —Он совершается в Церкви и поныне? —В воскресенье после Божественной литургии совершается особое молебное последование — чин Торжества Православия; к элементам обычного молебна (тропари, прокимен, Апостол, Евангелие) добавляется анафема ересям (но это только за архиерейским богослужением), «вечная память» святым, сохранившим для нас чистоту Православия, и многолетие.

http://pravoslavie.ru/77630.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010