Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Досточтимые архипастыри – члены Юбилейного Архиерейского Собора! Согласно Определению Архиерейского Собора 1994 г. “О православной миссии в современном мире” в феврале 1995 г. была образована Рабочая группа по планированию возрождения православной миссии Русской Православной Церкви на ее канонической территории. После выработки концепции и принятия ее Священным Синодом в декабре 1995 г. Указом Его Святейшества и Определением Священного Синода был образован Миссионерский отдел, задачи которого были определены основными положениями “Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви”. В соответствии с благословленными Святейшим Патриархом и Священным Синодом направлениями деятельности Отдела были созданы секторы: информационно-аналитический; методологический; реабилитационный; апологетический; издательский. Деятельность каждого направления определяется годовым планом, который утверждается Священным Синодом, а также исходит из рекомендаций и задач, благословленных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЙ II. В настоящее время отдел имеет 11 сотрудников, которые осуществляют свою деятельность в главном офисе в Москве, а также в Белгороде, где расположены издательский и методологический секторы. Со времени прошедшего в 1997г. Архиерейского собора Миссионерский Отдел действовал в следующих направлениях: 1. Возрождение миссионерского делания. 1.1. 1997 г. был объявлен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси годом Святителя Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского и Коломенского. Этим были определены задачи Отдела и направленность всех его действий. Созданная Юбилейная комиссия под председательством Высокопреосвященного ЮВЕНАЛИЯ, Митрополита Крутицкого и Коломенского, определила основные задачи в подготовке и проведении этих торжеств. По масштабам празднования 200-летний юбилей Святителя Иннокентия (Вениаминова) явился развитием того мощного миссионерского импульса, который был дан всей Русской Православной Церкви подготовкой и проведением торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/429433/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 ИЮНЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 11 ИЮНЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Собор был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митрополита Киевского Филарета в антицерковной деятельности. На Архиерейском Соборе по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, двое из них, митрополит Филарет и епископ Почаевский Иаков (Панчук), отказываясь участвовать в соборных деяниях, заявили, что не подчиняются Собору. Причиной созыва Архиерейского Собора явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Согласие митрополита Филарета на уход с поста предстоятеля Украинской Церкви, заявленное на Архиерейском Соборе в апреле 1992 г., давало надежду на благоприятное разрешение церковного кризиса, однако, вернувшись в Киев, митрополит Филарет 14 апреля провел пресс-конференцию, на которой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе», где его «распинали». Свое обещание уйти с поста предстоятеля УПЦ он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней. 30 апреля в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян, на котором присутствовали также Винницкий митрополит Агафангел (Саввин), Житомирский архиепископ Иов (Тывонюк), епископы Кировоградский Василий (Васильцев), Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий), Донецкий Алипий (Погребняк). В своем постановлении собрание выразило недоверие митрополиту Филарету в связи с его преднамеренным обманом отцов Архиерейского Собора. Отказ митрополита Филарета исполнить обещание, данное в апреле 1992 г., участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило также, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на котором следует принять отставку митрополита Филарета с поста предстоятеля УПЦ, согласно его заявлению об этом на Архиерейском Соборе РПЦ. О согласии с принятым решением заявили после собрания епископы Луганский Иоанникий (Кобзев) и Симферопольский Глеб (Савин).

http://sedmitza.ru/lib/text/429439/

  разделы   рассылка  распечатать Результаты работы тематической группы " Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви " Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 г. 25 июня рабочая группа Архиерейского Собора " Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви " под председательством Высокопреосвященнейшего Филиппа, архиепископа Полтавского и Миргородского, и Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, обсудила задачи и проблемы развития православных СМИ и церковного книгоиздания, а также вопросы работы с молодежью. В заседании рабочей группы приняли участие 26 архиереев из России, Украины, Беларуси, Западной Европы и Северной Америке. Секретарь – Преосвященный Серафим, епископ Бобруйский и Быховский. С докладами выступили председатель Синодального отдела по работе с молодежью архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев и руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский. В обсуждении докладов приняли участие митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий, епископ Гродненский и Волкосвысский Артемий, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, епископ Кливлендский Петр. Работа с молодежью. В последние годы в Церкви формируется твердое убеждение в том, что духовно-просветительская и воспитательная работа в молодежной среде требует особых форм и методов. Важнейшая стратегическая задача, которая в настоящий момент стоит перед Церковью, состоит в необходимости завершить процесс интеграции молодежных инициатив в целостную многоуровневую программу воспитания детей и молодежи, причем начало этому должно быть положено во время работы с молодыми семьями. Продолжением программы станут детские программы, от ясельного возраста до подросткового, а завершением – молодежные программы от профильных студенческих до программ семейного типа.

http://religare.ru/2_55592.html

Архив Пн Заявление Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о жизни и проблемах коренных малочисленных народов 3 февраля 2011 г. 17:00 3 февраля 2011 года члены Архиерейского Собора приняли Заявление о жизни и проблемах коренных малочисленных народов. В связи с непростым духовно-культурным и социально-экономическим положением ряда коренных малых народов стран, входящих в каноническое пространство Московского Патриархата, Русская Православная Церковь, заботясь о благополучии вверенных ее пастырскому окормлению народов, призывает обратить особое внимание на ситуацию, складывающуюся среди данных народностей. Каждому человеку Бог дарует индивидуальные способности, раскрывая которые, он обретает смысл своей земной жизни. Подобно этому каждый народ изначально получает свою самобытность, каковую должен раскрыть на протяжении своей истории и таким образом исполнить свое историческое предназначение. На Земле живет множество народов. У каждого свои традиции, культура, образ жизни. Некоторые из них насчитывают миллионы людей. Численность других измеряется тысячами или сотнями. Но Господь Иисус Христос посылает Своих служителей с заповедью идти и научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). У Бога все народы равны, и ценность каждого из них велика в очах Божиих. Не менее она значима и для исторического развития человечества. Поэтому на каждом великом народе лежит ответственность за существование и развитие народов небольших. Исторически многие коренные малочисленные народы были просвещены светом православной веры. Вместе с евангельской проповедью миссионеры приносили им образование, письменность и литературный язык, переводили на него слово Божие и богослужебные последования. Их трудами открывались школы, где учили основам Православия, языку, арифметике, географии, культуре. Нередко помогали миссионеры и в обустройстве хозяйственной жизни малых народов, привнося полезные знания и воспитывая необходимые навыки. Коренные малочисленные народы обладают высокой естественной нравственностью, отличаются гостеприимством, добротой и щедростью, серьезным подходом к созданию семьи. Отчасти благодаря этому созвучию с характером многих коренных народов так глубоко пустило среди них свои корни Православие.

http://patriarchia.ru/db/text/1401214.ht...

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 11 июня 1992 г. 6 июня 2008 г. 19:46 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 11 июня 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Собор был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митрополита Киевского Филарета в антицерковной деятельности. На Архиерейском Соборе по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, двое из них, митрополит Филарет и епископ Почаевский Иаков (Панчук), отказываясь участвовать в соборных деяниях, заявили, что не подчиняются Собору. Причиной созыва Архиерейского Собора явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Согласие митрополита Филарета на уход с поста предстоятеля Украинской Церкви, заявленное на Архиерейском Соборе в апреле 1992 г., давало надежду на благоприятное разрешение церковного кризиса, однако, вернувшись в Киев, митрополит Филарет 14 апреля провел пресс-конференцию, на которой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе», где его «распинали». Свое обещание уйти с поста предстоятеля Украинской Православной Церкви он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней. 30 апреля в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян, на котором присутствовали также Винницкий митрополит Агафангел (Саввин), Житомирский архиепископ Иов (Тывонюк), епископы Кировоградский Василий (Васильцев), Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий), Донецкий Алипий (Погребняк). В своем постановлении собрание выразило недоверие митрополиту Филарету в связи с его преднамеренным обманом отцов Архиерейского Собора. Отказ митрополита Филарета исполнить обещание, данное в апреле 1992 г., участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило также, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на котором следует принять отставку митрополита Филарета с поста предстоятеля УПЦ, согласно его заявлению об этом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. О согласии с принятым решением заявили после собрания епископы Луганский Иоанникий (Кобзев) и Симферопольский Глеб (Савин).

http://patriarchia.ru/db/text/417599.htm...

Доклад митрополита Солнечногорского Сергия, Управляющего делами Московской Патриархии, о деятельности Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата в межсоборный период (1997-2000 гг.) 9 червня 2008 р. 22:00 Ваше Святейшество! Досточтимые собратья архипастыри — участники Освященного юбилейного Архиерейского Собора! Немногим более трех лет отделяют нас от деяний последнего Архиерейского Собора, проходившего в1997году в Москве. В общественном сознании эти годы будут неразрывно связаны с дестабилизацией в сфере политики, финансово-экономическим кризисом 1998 года, военными событиями в Чечне, увеличением числа беженцев и беспризорников, ростом безработицы и преступности. Контрастное расслоение общества на богатых и нищих — это еще одна примета нашего времени. К сожалению, указанные мною явления современной общественной жизни характерны не только для России, но и для большинства бывших союзных республик. Однако несмотря на разного рода сложности, связанные с социально-экономическим развитием государств СНГ и Балтии, Русская Православная Церковь продолжала осуществлять свое служение миру и обществу, предлагая нуждающемуся человеку материальную помощь так, чтобы она не унизила его и не превратила его лишь в повод для благодеяния, а помогла бы ему выйти из бедственного положения, пробуждая в нем достоинство личности. С благодарением Богу можно констатировать, что деятельное милосердие в Русской Православной Церкви даже в самое тяжелое для нее время не угасало. Более того, «при Господнем содействии» (Мк. 16, 20) сегодня отмечается многообразный и ободряющий рост диаконического служения, свидетельством чего является деятельность Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, епархиальных отделов церковной благотворительности, многочисленных монастырей, приходов, братств, сестричеств и церковных каритативных организаций. За истекший с последнего Архиерейского собора период Отделом сделано немало в плане расширения и взаимодействия с органами государственной власти, министерствами и ведомствами социального блока. Серьезная разработка стратегического характера в области социального служения проводится Общественным советом социального служения в рамках общенациональной программы «Духовные основы государственной политики», а также на базе Учебно-исследовательского центра «Церковь и международные отношения».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2762014...

Доклад председателя Синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета на Архиерейском Соборе 1997 года 6 июня 2008 г. 19:30 Доклад председателя Синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего экзарха всея Беларуси, на Архиерейском Соборе 1997 года. Ваше Святейшество, собратья-архипастыри, освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви! Согласно Определению Священного Синода от 17 февраля 1997 года мне надлежит доложить настоящему Архиерейскому Собору о работе Синодальной Богословской комиссии в межсоборный период и о рассматривавшихся на ее заседаниях вопросах. За прошедший период дважды собирался Пленум Комиссии 8-10 февраля 1996 года и 6-7 февраля 1997 года, а также состоялось восемь рабочих встреч Президиума Комиссии. В нашей работе принимали участие эксперты и консультанты, представившие вниманию членов Синодальной комиссии самую разнообразную палитру мнений по обсуждавшимся вопросам. 17 июля 1995 года, во исполнение Определения Архиерейского Собора, Священный Синод образовал специальную Рабочую группу по изучению темы «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства». Ее члены приняли участие как в заседании Президиума Комиссии 25 декабря 1996 года, так и в работе последнего Пленума. Каждый раз результаты богословских исследований в рамках Комиссии становились предметом обсуждения на заседаниях Священного Синода и во многом повлияли на выработку официальной позиции Русской Церкви. Во исполнение определений и указаний Архиерейского Собора от 29 ноября — 4 декабря 1994 года. Синодальная Богословская Комиссия обсудила вопросы, «относящиеся к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», и вопросы, «относящиеся к предложениям Церквам Смешанной Комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами». Основные оценки и выводы, сделанные при обсуждении указанных тем, представляются теперь вниманию членов Архиерейского Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/5829544.ht...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Епископ Артемий (Радосавлевич) не признает решения Архиерейского Собора о лишении его сана Последние события, связанные с делом гонимого сербского архиерея 23.11.2010 427 Время на чтение 4 минуты В центре внимания православной общественности остается ситуация вокруг лишенного Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви епископского сана бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия. Стали известны последние события, о которых сообщают различные информагентства. В частности, в сети Интернет выложена видеозапись захвата монахов в косовском монастыре Дубоки Поток силами Косовской полицейской службы . Напомним, что 19 ноября владыка Артемий совершил Божественную литургию в этом монастыре . Литургия проходила в трапезной, так как игумен монастыря отказался открыть церковь, объясняя это тем, что получил такой приказ. В своей проповеди после литургии владыка Артемий отметил, что слухи о том, что он якобы собирается уйти в раскол , не соответствуют действительности, что его возвращение в Косово обусловлено тяжелой ситуацией в регионе, что ему и его сторонникам в сложившемся положении приходится действовать, подобно первым христианам, пребывавшим в катакомбах. Между тем, как сообщает СРПСКА.Ру со ссылкой на сербский портал «Вести-онлайн», 20 ноября владыка Артемий прибыл в Белград. Кроме того, группа из 16 монахов из числа братии монастыря Црна Река, поддерживающих владыку Артемия, во главе с бывшим игуменом Иоанном, вернулась в село Лозница на горе Елица неподалеку от Чачка. Братия Црной Реки с июня нынешнего года живет на земле чачанского предпринимателя Милойе Стефановича. В пятницу, вместе с владыкой Артемием, они присутствовали на литургии в монастыре Дубоки Поток. В Кралево они подождали, пока владыка Артемий отправится в Белград, а затем поехали в Лозницу, где намереваются перезимовать. Находясь в Кралево, владыка Артемий заявил агентству «Танюг», что не признает решения Архиерейского Собора СПЦ о лишении его епископского сана, так как для этого нет канонических оснований. Как сообщается, перед отелем «Роял», где разместился гонимый архиерей, заметны усиленные патрули полиции. Множество жителей Кралево, узнав, что в отеле находится владыка Артемий, приходили к нему за благословением.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/11/23/ep...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Епископ Рашко-Призренский Артемий почислен на покой За это решение проголосовало большинство членов Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви 05.05.2010 780 Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение о почислении епископа Артемия (Радосавлевича) Рашко-Призренского на пенсию, сообщает Седмица.ru со ссылкой на Радио и Телевидение Сербии. Это решение было приятно вчера большинством голосов. Напомним, что в феврале этого года Синод Сербской Церкви отстранил владыку Артемия от управления Рашко-Призренской епархией под предлогом финансовых злоупотреблений в епархии, а конечное решение о его судьбе оставил на усмотрение Архиерейского Собора как высшего церковного органа. Синод тогда пришел к заключению, что в финансово-экономической деятельности епархии были допущены просчеты и заключены рискованные сделки, за которые владыка Артемий косвенно несет ответственность, так как не проверял и не контролировал действий своих помощников. Епископ Бачский Ириней заявил, что после того заседания Синод невольно и вопреки традициям был вынужден наряду с принятием канонических решений выдвинуть и уголовное обвинение и потребовать от соответствующих государственных органов возбуждения уголовной ответственности в отношении лиц из окружения епископа Артемия, причастных к выявленным злоупотреблениям в финансово-экономической деятельности епархии. В своем первом обращении после отстранения от управления епархией владыка Артемий заявил, что принимает решение Синода, хотя и не согласен с ним, и выразил надежду, что Архиерейский Собор примет взвешенное решение относительно его отстранения и предполагаемых злоупотреблений в епархиальной деятельности. В феврале временно управляющим епархией был назначен пребывавший на покое епископ Афанасий (Евтич). На заседании Архиерейского Собора он подал прошение об отставке, но Сербский Патриарх попросил его продолжить управление епархией до избрания нового епископа. За время своего управления епископ Афанасий наложил запрет на насельников трех монастырей в Косово и Метохии за то, что они отказывались подчиниться решению Синода и продолжали считать своим епископом владыку Артемия.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/5/epi...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Что мы ждём от Архиерейского Собора 23.06.2008 484 Время на чтение 4 минуты Если по большому счёту - ничего особенного мы от грядущего Архиерейского Собора не ожидаем. И это меня радует, это говорит о том, что жизнь в нашей Церкви устоялась, и хотя нельзя сказать, что жизнь Церкви беспроблемна, никаких острых, требующих немедленных соборных решений проблем в нашей Церкви нет. Для чего же нужно собирать Архиерейский Собор , неужели только для " галочки " ? Конечно, нет. Собор русских архиереев - зримое утверждение соборного начала нашей Церкви Во-первых, общее собрание всех архиереев Русской Православной Церкви - есть зримое утверждение соборности и церковного единства. За каждой литургией мы исповедуем это единство, но так уж устроен человек, что " лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать " . Всем кто хоть раз принимал участие в больших церковных форумах, таких как Рождественские Чтения или Всемирный Русский Собор, хорошо известно чувство особого воодушевления, возникающего от ощущения своего единства с громадной и реальной общностью всех верующих Русской Православной Церкви. Не случайно церковные правила предписывают регулярные собрания епископов вне зависимости от того, есть у них какие-то особенные темы для обсуждения или их нет. Паства очень нуждается в " демонстрациях " единства Церкви, тем более, что против такого нашего единства не перестаёт воевать враг рода человеческого. Кровоточащая рана нашей Церкви - продолжающийся раскол на Украине . Ничто так не укрепляет верующих от раскольнических соблазнов, усиленно творимых сторонними для Церкви силами, как явное утверждение единства Церкви, в силу исторических обстоятельств осуществляющая своё служение в разных государствах. Чуть больше месяца остаётся до предполагаемого пастырского визита Святейшего Патриарха Алексия II на Украину. Наверное, одной из тем соборных заседаний станет обсуждение предстоящего, по истине исторического, посещения Предстоятелем Церкви своей украинской паствы.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010