Архив Пн Проект документа «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси» 16 июня 2011 г. 15:00 Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви в период с 29 января по 01 октября 2010 года. 14 апреля 2011 года проект был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха. Рассмотрев проект 15 июня 2011 года, президиум Межсоборного присутствия постановил разослать его в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов и опубликовать с целью дискуссии. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. Пояснительная записка к проекту изменений в Уставе Рассматривая тему «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси», комиссия Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви изучила доклады и предложения членов комиссии, а также отзывы, поступившие из епархий, духовных академий и церковно-общественных объединений 1 . Внесенные в комиссию предложения сводятся к следующим вариантам: 1. Патриарх избирается Поместным Собором из кандидатов, представленных Архиерейским Собором, но Поместный Собор не имеет права выдвигать своих кандидатов. 2. Патриарх избирается Архиерейским Собором (или Архиерейским Совещанием в составе Поместного Собора) из кандидатов, представленных Поместным Собором. 3. Патриарх избирается Архиерейским Собором из кандидатов, определенных на самом Архиерейском Соборе. 4. Патриарх избирается Поместным Собором из кандидатов, представленных Архиерейским Собором, согласно процедуре Соборов 1990 и 2009 гг. Иные вопросы, затронутые в отзывах и в заседаниях комиссии О форме голосования В пользу тайного голосования указывалось, что оно не только соответствует сложившейся исторической практике, но и ярче подчеркивает проявление воли Божией через участников Поместного Собора, по слову Священного Писания: «Изволися Духу Святому и нам» (Деян. 15. 18). При открытой форме голосования выборы становятся уязвимыми в отношении возможного влияния внешних сил на решение Собора, давления на отдельных делегатов, что недопустимо.

http://patriarchia.ru/db/text/1542557.ht...

Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года) 4 февраля, 2016. Новостная служба Документ принят Архиерейским Собором 4 февраля. ПРАВМИР. Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 2-3 февраля 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. 1. Освященный Архиерейский Собор одобряет позицию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года, а также делегаций Русской Православной Церкви в заседаниях Межправославной подготовительной комиссии, Специальной межправославной комиссии и Всеправославного предсоборного совещания, занимавшихся в межсоборный период подготовкой документов по темам повестки дня Святого и Великого Собора Православной Церкви. 2. Архиерейский Собор с удовлетворением отмечает, что в проекты документов Всеправославного Собора внесены необходимые изменения и дополнения согласно предложениям Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей. 3. Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви. 4. Архиерейский Собор поручает Священному Синоду сформировать делегацию Русской Православной Церкви для участия во Всеправославном Соборе. 5. Освященный Архиерейский Собор призывает полноту Русской Православной Церкви к сугубой молитве, дабы Господь явил Свою волю членам предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви и чтобы его проведение укрепило единство Православия, послужило ко благу Церкви Христовой, к славе Божией, к сохранению неповрежденной православной веры. 6. Архиерейский Собор выражает убежденность в том, что необходимым условием проведения Всеправославного Собора является свободное участие в нем делегаций всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей. В связи с этим особую важность приобретает разрешение до Собора проблемы, возникшей во взаимоотношениях Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов.

http://pravmir.ru/postanovleniya-osvyash...

Суздаль. Кремль. Кремль. Не действует.   Год постройки:Между 1222 и 1700. Адрес: Владимирская область, г.Суздаль, ул.Кремлевская Координаты: 56.416562, 40.443367 Проезд:От центральной площади пешком 300м за запад Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кремль – первоначальное ядро Суздаля, археологически существующее с X в., а по летописям – с 1024 г. На рубеже XI–XII вв. здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяжённостью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа. Расположен кремль в излучине реки Каменки, в южной части города. К востоку от кремля находится посад, а к северу – крупнейшие монастыри Суздаля (Александровский, Ризоположенский, Покровский и Спасский). Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерей­ского двора с древним Рождест­венским собором.  Территория архиерейского двора окружена невысокой кирпичной оградой с воротами со стороны собора и колокольни; а с внутренней стороны – древним земляным валом. Вблизи вала, в контрасте с линейным каменным массивом архиерейского дома, приютилась дивная деревянная церковка – Никольская церковь из с. Глотова 1766 г. – первый экспонат суздальского Музея деревянного зодчества (сам музей расположен по другую сторону реки Каменки).  По материалам официального сайта Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Суздальский кремль расположен в излучине реки Каменка, в южной части города. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором. Рождественский собор, построенный 1222-1225 г.г. из туфообразного известняка, стоит на месте храма времён Владимира Мономаха. Нынешний собор также не дошёл до нас в первоначальном виде. От постройки XIII века сохранилась нижняя часть, ограниченная аркатурным поясом, выше которого стены выложены в XVI веке, но уже не из белого камня, а из кирпича. Древняя часть богато декорирована резьбой из гладкотесаного белого камня. Фасады украшают фигуры львов, женские маски, затейливые орнаменты. Интерьер храма украшен фресками начала XIII - конца XIX в.в.

http://sobory.ru/article/?object=16658

Разделы портала «Азбука веры» О том, что священнослужитель, изверженный собором, по упорству будет совершать богослужение; то он не может иметь восстановления в чине. Если епископ, изверженный Собором, или пресвитер, или диакон, изверженный своим епископом, дерзнет совершить какое-либо служение, – епископ ли по прежнему своему обычаю, или пресвитер, или диакон, – то ему уже не остается надежды ни восстановиться на другом Соборе, ни оправдаться. Кроме того, всех состоящих в общении с ними следует отлучать от Церкви, особенно если они, зная решение, вынесенное против вышеуказанных лиц, дерзнут иметь с ними общение. Ε τις πσκοπος π συνδου καθαιρεθες, πρεσβτερος, δικονος, π το δου πισκπου, τολμσει τι πρξαι τς λειτουργας, ετε πσκοπος κατ τν προγουσαν συνθειαν, ετε πρεσβτερος, ετε δικονος μηκτι ξν εναι ατ, μηδ ν τρ συνδ λπδα ποκαταστσεως, μτε πολογας χραν χειν, λλ κα τος κοινωνοντας ατ πντας ποβλλεσθαι τς κκλησας, κα μλιστα, ε μαθντες τν πφασιν τν κατ τν προειρημνων ξενεχθεσαν, τολμσειαν ατος κοινωνεν. Толкования Зонара . Для суда над епископами, подвергшимися обвинению в преступлениях требуется собор, который судит и решает; а пресвитеры и диаконы и прочие клирики судятся своим епископом, и ему дана власть произносить суд. А если осужденные говорят, что потерпели несправедливость, в таком случае приговор рассматривается митрополитом и собором той области по шестому правилу сего собора и по 3му и 5му правилу собора Сардикийского. Об этом дается закон и в 3й книге Василик , титул 1й, глава 22я, которой начало следующее: « Если бы некоторые преподобнейшие епископы того же собора имели какое-либо пререкание между собою ». Итак, поэтому то в настоящем правиле и сказано: аще который епископ, изверженный от сана собором, и так далее, дерзнет совершить какую-либо священную службу (священною службою правило называет здесь не одно священнодействие и совершение бескровной жертвы, но всякое архиерейское право, если бы, например, и не совершал священнодействия литургии, а крестил, или совершал другое действие предоставленное архиерею, по предшествовавшему обыкновению, то есть, по утвердившемуся древнему обычаю), или пресвитер, или диакон, да не будет позволено ему, хотя говорил, что неправильно осужден, обратиться к другому собору и искать рассмотрения постановленного против него решения; не дозволяется даже допускать его до принесения оправдания, а имеющих с ними общение, если они знают о состоявшемся против них приговоре, отлучать и изгонять из церкви .

http://azbyka.ru/pravo/antiokhijskij-sob...

Вологда. Архиерейский двор. Архитектурный ансамбль. Не действует.   Год постройки:Между 1660 и 1870. Адрес: Россия, Вологодская область, г. Вологда, ул. Сергея Орлова, д. 15 Координаты: 59.224088, 39.883069 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В состав Вологодского кремлевского комплекса традиционно относят бывший Архиерейский дом, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам, неразрывно связанные с этими стенами Воскресенский собор и Софийскую колокольню. Стоящий на высоком берегу реки Вологды монументальный Софийский собор - первый каменный храм города, построенный при Иване Грозном, находится вне кремлевских стен, но исключить его из состава кремля было бы неправомерно: именно Софийский собор прежде и больше всего привлекает внимание посетителей кремля своей суровой, величественной красотой и монументальностью. В давно исчезнувшем первоначальном кремле Ивана Грозного собор появился намного раньше каменного двора архиереев, и в настоящее время главенствует над всем центральным городским ансамблем - Вологодским кремлем. Соборная колокольня, как бы встроенная в восточную стену, возвышается напротив собора. В юго-восточном углу ограды располагается второй, меньший по размеру собор - Воскресенский. Рядом с Софийским собором, несколько западнее, расположен обнесенный высокими каменными стенами бывший Архиерейский дом - комплекс сооружений двора вологодских архиепископов. Первоначально палаты вологодских архиереев находились на Ленивой площадке, близ кафедрального Воскресенского собора. В 60-х годах XVI века Архиерейское " дворище " было перенесено на территорию возводимого кремля, в непосредственное соседство с новым главным храмом города - Софийским собором До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Двор был обнесен деревянным забором с несколькими воротами, главными из которых были восточные Святые - большие " створистые " , с прорезной решеткой, украшенные иконами и увенчанные тремя шатрами. В середине XVII века над Святыми воротами вместо обитых " чешуей " шатров была построена домовая Трехсвятная церковь. Даже после разборки этой церкви главные ворота долгое время именовались и Трехсвятными, и Святыми.

http://sobory.ru/article/?object=16928

II.16. Межхристианское сотрудничество II.16.1. Общие принципы О необходимости сотрудничества с христианами иных конфессий (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 38) 38. Собором одобрены результаты межхристианских диаконических проектов и признано полезным продолжение сотрудничества с христианами иных конфессий в сфере благотворительности, социального служения и диаконии, а также в образовательной и иных областях. Собор подчеркнул, что христиане разных конфессий должны сообща выступать против продолжающейся секуляризации общества, распространения атеизма, пропаганды насилия и разврата, натиска сект и «новых религиозных движений». Об участии в межхристианских связях (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2004 г., определение «О вопросах внешней деятельности Церкви», абзац 8) Участие Московского Патриархата в межхристианских взаимосвязях основывается на понимании того, что «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим... Она есть Единая Святая Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь ,... столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 )... Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании» (Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, 1.1, 3.1). Собор признает полезным сотрудничество с христианами иных исповеданий для совместного свидетельства о христианских ценностях перед лицом секулярного общества, отстаивания прав верующих, помощи нуждающимся и обездоленным. Наших партнеров мы призываем строить межхристианские отношения на основе взаимного уважения и братской любви, исключающей конкуренцию и прозелитизм. Об участии Русской Православной Церкви в межхристианском и межрелигиозном диалоге

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Архиерейский собор — трансляция Как работает Архиерейский Собор в Москве 29 ноября, 2017 Как работает Архиерейский Собор в Москве В московском храме Христа Спасителя начал свою работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 17.27. Патриарх призвал не делить творчество на приемлемое и неприемлемое. Он заявил, что нельзя обязать всех верующих одинаково относиться к каким-то конкретным произведениям искусства, за исключением случаев кощунства и богохульства. «Важно, руководствуясь христианской осмотрительностью и заботливым отношением к ближнему, не поддаваться соблазну жесткой сортировки творческих явлений на «приемлемые» и «неприемлемые». Приятие или неприятие того или иного произведения искусства или явления культуры зачастую обусловлено вкусовыми предпочтениями или даже определенной специальной подготовкой человека», — сказал Патриарх. 17.12. В 2011 году Архиерейским Собором был дан импульс к развитию церковной жизни, появлению новых епархий и созданию митрополий. Образование единой митрополии предполагает особо тесные, братские взаимоотношения между архиереями епархий, находящихся в одном регионе, а также в среде духовенства этих епархий, считает Патриарх Кирилл.  «К сожалению, случалось, что после учреждения новых епархий митрополит по инерции продолжал устно, а иногда и письменно распоряжаться канонически не подчиненными ему монастырями, приходами или клириками на территории других епархий митрополии», — констатировал Предстоятель. Встречалось ошибочное поведение и со стороны некоторых новопоставленных архиереев, отметил Патриарх. «Глава митрополии призван своим авторитетом содействовать решению важных для всей митрополии задач и наблюдать за тем, чтобы все епархии митрополии развивались», — напомнил Патриарх. Вместе с тем, важно, чтобы архиереи прислушивались к митрополиту, а также уведомляли его о значимых для всей митрополии дела, считает Предстоятель. 16.50. Общение со СМИ — это возможность сказать о Евангелии доступным языком, заявил Патриарх Кирилл. Он напомнил, что в информационной сфере наиболее важной задачей является наполнение информационного пространства достоверными сведениями о церковном служении. Важно отражать жизнь епархий и приходов на общецерковном уровне, отметил Патриарх. «Распространенный сегодня медийный жанр — это рассказы о конкретных людях, об их быте и увлечениях. В связи с такими рассказами порой затрагиваются глубокие социальные или нравственные проблемы», — подчеркнул Патриарх. Он высоко оценил работу пресс-службы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, «благодаря которой широкий круг людей смог познакомиться с усилиями многочисленных церковных тружеников, заботящихся об обездоленных».

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-tra...

II.14. Расколы на Украине О возникновении на земле Украины нового раскола (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви от 11 июня 1992 г., «Послание», абз. 1–10). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви с горечью свидетельствует, что на земле Украины возник новый раскол. Причиной его стали действия бывшего митрополита Киевского Филарета, запрещенного в священнослужении Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви 27 мая сего года. Действуя в качестве церковного суда, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви рассмотрел иск, представленный украинскими епископами, заслушал показания свидетелей и признал митрополита Филарета виновным в жестоком и высокомерном обращении с епископами, священнослужителями и пасомыми, в нарушении данного пред Крестом и Евангелием обещания добровольно покинуть пост Предстоятеля Украинской Церкви, в хулении Архиерейского Собора, в незаконном совершении богослужений под запрещением, в том числе епископских хиротоний, в сознательном и явном учинении раскола в Церкви. Собор также констатировал, что личная жизнь митрополита Филарета вносит соблазн в среду верующих и дает повод для осуждения Православной Церкви со стороны внешнего мира. Архиерейский Собор, строго руководствуясь священными канонами, ПОСТАНОВИЛ: 1.      Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире; 2.      Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с. г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с. г., незаконными и недействительными; 3.      Извергнуть из сана епископа Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита Филарета, лишив его всех степеней священства; 4.      Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об извержении митрополита Филарета (Денисенко) и епископа Иакова (Панчука) из сущего сана и о лишении их всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

I.1.2. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава III. Регламент Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2–5 февраля 2013 г. (принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 г.) 1. В соответствии с п. 2 раздела III Устава Русской Православной Церкви все епархиальные, а также возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии либо имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами архиереи составляют Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Викарные архиереи, не возглавляющие синодальные учреждения или духовные академии и не имеющие канонической юрисдикции над подведомственными им приходами, принимают участие в Архиерейском Соборе без права решающего голоса 2 . На заседания Архиерейского Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется в каждом отдельным случае президиумом Архиерейского Собора. 2. Руководство Архиерейским Собором осуществляет его председатель и президиум Собора. 3. Председателем Архиерейского Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Председатель Архиерейского Собора: – открывает заседания Архиерейского Собора; – объявляет о начале и прекращении обсуждений основных докладов; – предоставляет слово выступающим; – объявляет о перерывах в заседаниях и о времени их окончания; – ставит решения Архиерейского Собора на голосование и объявляет его результаты; – по окончании заседаний объявляет повестку дня следующего заседания. 4. Президиум Архиерейского Собора состоит из членов Священного Синода. По предложению Священного Синода в состав президиума могут включаться другие члены Архиерейского Собора. Президиум Архиерейского Собора: – несет ответственность за проведение Архиерейского Собора и руководит им; – предлагает повестку дня, программу и регламент заседаний Архиерейского Собора;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Поместный Собор 2009 г. ЖМП 6 июнь 2011 /  3 июня 2011 г. Собор и Синод: новое понимание их роли в Церкви В последний день памятного Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года был поднят вопрос о соотношении присутствующих в Уставе Русской Церкви понятий «Поместный и Архиерейский Собор» и о соотношении обозначаемых ими явлений. Затем этот вопрос был рассмотрен одной из комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, результатом которого стал обсуждаемый сегодня документ «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления». По этому вопросу хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями. 1. Понятия «Поместный Собор» и «Архиерейский Собор» как обозначение разных типов соборов Русской Православной Церкви появились вместе в Положении об управлении Русской Церкви 1945 года. При этом соположение этих наименований содержало в себе двусмысленность. Ведь получалось, что происходило сравнение явлений «по разным основаниям». В первом случае понятие обозначало канонический статус собора, то, что он представляет Русскую Поместную Церковь. В другом случае наименование указывало прежде всего на состав собора, на то, что он состоит из архиереев, но при этом как бы подразумевалось, что у него есть особый, отличный от Поместного Собора, канонический статус. Между тем канонический статус собора не связан с его составом. Коль скоро собор выражает мнение Поместной Церкви, он является Поместным Собором вне зависимости от своего состава — епископского, смешанного или какого-то другого. (Ниже будет показано, что варианты состава собора не исчерпываются двумя.) Поэтому прежде всего представляется целесообразным отказаться от использования в одном ряду существующих наименований «Поместный Собор» и «Архиерейский Собор», поскольку такое использование несет в себе терминологическую и церковно-правовую двусмысленность. В силу сказанного представляется уместным в Уставе Русской Православной Церкви закрепить общее наименование ее собора в таком виде — Священный Собор Русской Православной Церкви, отдельно введя различение соборов по их составу и по их функции и имея в виду, что собор любого состава является Поместным Собором, поскольку выражает мнение Поместной Русской Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/sobor_i_sinod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010