Υπρ το γου Οκου τοτου [О святем храме сем]: 4. πρ το ρυσθναι μς [О избавитися нам]: 5. ντιλαβο [Заступи]: 6. Τν μραν πσαν [Дне всего]: 7. γγελον ειρνης [Ангела мирна]: 8. Συγγνμην κα φεσιν [Прощения и оставления]: 9. Τ καλ κα συμφροντα [Добрых и полезных]: Восточный вариант: 10. Τν πλοιπον χρνον τς ξως μν [Прочее время]: 11. Χριστιαν τ τλη τς ξως [Христианския кончины]: 12. Τς παναγας [Пресвятую]: Заключение Глава Χ. Молитва проскомидии Текст Молитва проскомидии – молитва предложения? 1. Вводное воззвание литании 2. Название молитвы 3. Проблема в тексте молитвы a) Современное решение через пунктуацию b) Толкование текста Матеосом 4. Место молитвы Параллельные части в других литургиях Значение названия молитвы Молитва проскомидии ВАС Происхождение молитвы проскомидии ЗЛАТ Экфонезис молитвы проскомидии Исконное место молитвы в литургии Глава XI Лобзание мира и символ веры I. Лобзание мира Развитие формулы и рубрики лобзания мира в византийском евхологии 1. Приветствие и призыв перед целованием мира 2. Исповедание Троицы a) Греческие рукописи b) Славянские рукописи c) Отрантские особенности d) Происхождение исповедания Троицы 3. Псалом 17, 2–3а 4. Лобзание мира 5. Молитвословия, сопровождающие лобзание a) «Христос посреде нас», «И есть, и будет» b) Молитва лобзания мира Исчезновение лобзания II. Символ веры Введение Символа веры в литургию Место Символа веры в литургии Константинополя Значение Символа веры в евхаристической литургии Призыв охранять двери 1. Текст призыва: «Двери, двери! Премудростию вонмем!» 2. Какие двери? 3. «Двери» становятся алтарными вратами 4. Алтарная завеса 5. «Сокрытие тайн» в обряде Великой Церкви 6. Иконы на литургии Кто произносил Символ веры? Воздух 1. Происхождение обычая 2. Появление в византийских источниках 3. Воздвижение аера или веяние им во время Символа веры? Аер в архиерейской литургии Трисвятое Заключение Дополнение к второму изданию Херувимская Каждение и умовение рук Диалог Orate fratres Вторичные формулы в сирской версии Хронологический список рукописей Указатель рукописей Список сокращений Список опубликованных трудов, упоминаемых в сокращенной форме  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Спас Нерукотворный с предстоящими. Воздух. 1389 г. (ГИМ) Воздýх [греч. ρ; νεφλη - облако, ναφορ - возношение, καταπτασμα - завеса], в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией. В совр. практике В. обычно представляет собой вышитый покров, приблизительно 60×80 см; как правило, с изображением креста посередине. Воздух Воздух В визант. эпоху В., однако, мог достигать 2 м в длину; в рус. практике «большие воздухи» сохранялись вплоть до XVI-XVII вв. название «воздух» содержится во вкладных надписях, вышитых на древнерус. больших покровах: «Спас Нерукотворный с предстоящими» (1389, ГИМ. 123×220 см - Маясова. Табл. 5), вышитый «повелением великия княгини М[а]рьи Семеновыя» (вел. кнг. Марии Александровны, вдовы вел. кн. Симеона Гордого); «Причащение апостолов» с житиями Иоакима, Анны и Богоматери на кайме, вложенное «Константиновою Огрофеной» в суздальский собор Рождества Богоматери (1410-1413, ГИМ. 114×210 см - Там же. Табл. 10-11); «Причащение апостолов» с житиями Иоакима, Анны и Богоматери, вложенное в ц. Успения Пресв. Богородицы г. Переяславля Рязанского вел. кнг. Анной Васильевной, матерью кн. Иоанна Васильевича Рязанского (1485, РИАМЗ. 108××181 см - Там же. Табл. 24-25). Однако к XVII в. «большие воздухи» выходят из повседневной практики не только в греч. Церкви, но и в РПЦ; рус. источники XVI-XVII вв. часто упоминают о «малых» или «служебных» В. Тем не менее «большой воздух» сохранился в богослужении правосл. Церкви как плащаница с изображением композиции «Положение во гроб». Архиерейская литургия. Веяние воздухом Архиерейская литургия. Веяние воздухом Перед Божественной литургией, в конце протесиса (проскомидии), священник после каждения В. возлагает его на уже накрытые покровцами дискос и потир со словами: «          » (заключение молитвы литии). Во время великого входа литургии, при принесении дискоса и потира на св. престол, В. возлагается на плечо диакону (при его отсутствии - священнику); в чине рукоположения во иерея ставленник покрывает В. голову и лицо - этот момент связан с древней практикой, когда В. имел значительные размеры и перенесение его на голове было обычным делом. При поставлении дискоса и потира на св. престол малые покровцы снимаются и сосуды покрываются одним В. Наконец, во время чтения Символа веры священник поднимает В. над сосудами и неск. раз возвышает и опускает его; при архиерейском богослужении сослужащие архиерею епископы и священники веют В. над головой архиерея. Эта особенность связана с тем, что в древности В. был больше размером, чем в наст. время, и предстоятелю приходилось наклониться, чтобы сослужащие могли убрать В. По окончании символического веяния над Дарами В. складывают и отлагают на свое место.

http://pravenc.ru/text/155094.html

– Относительно взаимного целования священников друг у друга правой руки пред Символом веры «Цер. Вестник» говорит, что на основании Служебника священники «целуют друг друга только в рамена»; при архиерейском же служении у Архиерея, кроме рама, целуют и руку (Ц.В. 1891, 14). – Если служит несколько диаконов, то каждый из них целует крест на своём ораре и затем целуют друг у друга плечо, произнося при этом то же, что и иереи (см. Служеб.); но при двух диаконах взаимного целования между ними не бывает, так как один из них стоит в это время на амвоне, другой в алтаре (Киев. Е.В. 1891, 10). 96) Завеса остаётся отверстой до возглашения: «Святая святым», и тогда опять затворяется. 97) В Чиновнике сказано, что Символ веры за литургией «глаголют людие благоговейно мерным гласом», под каковым выражением нужно понимать мерное пение, а не чтение (Ц.В. 1892, 22); и в Русской Церкви существует повсеместный обычай петь Символ веры на литургии. – Полтавской Д.Кон. было сделано особое распоряжение, дабы во всех приходских и домовых церквах Полтавской епархии было употребляемо на литургии исключительно пение Символа веры; чтение же может быть допущено только в случае надобности научить прихожан Символу веры, но должно быть совершаемо прилично, умеренным тоном голоса и притом с ведома местного благочинного (Полт. Е.В. 1889, 5). – Символ веры и молитву Господню следует петь как можно отчётливее и раздельнее, чтобы дать молящимся случай в храме не только повторять, но и изучать их (Ряз. Е.В. 1896, 14). 98) При соборном служении все без исключения священники веют воздухом над св. Дарами, читая тайно Символ веры ; после веяния двое старших священников приближают его для целования предстоятелю, который один только целует воздух и затем отдаёт воздух младшему священнику, а последний, сложивши его, полагает на краю левой стороны престола (Ц.В. 1895, 23). – Веяние воздухом прекращается при входе диакона в алтарь; затем, «совершивши символ» (Чиновн.), «священник взем воздух от святых» (Служеб.), «согнув» (Чиновн.), «и целовав и (его), полагает на едино место» (Служеб.) «на св. трапезе, идеже суть и прочие покровцы» (Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

обязанном, по свидетельству Св. Епифания, первоначальным своим происхождением самим Апостолам. Итак, чтение и слушание Символа веры должно сопровождаться особенным вниманием и благоговением: потому что в нем говорит сама премудрость Божия о Боге; в нем нет ни одного слова, которое бы не было заимствовано и по букве и по мысли из самого слова Божия. Для чего установлено чтение Символа, веры во время Литургии? Для того, чтобы Христиане, присутствуя при совершении Литургии, засвидетельствовали сим пред Богом во-первых правоту, своей веры, во вторых взаимное между собою в хранении ее догматов единомыслие или единство веры (да единомыслием исповемы, возглашает пред сим диакон) и, очистив сердца свои священным исповеданием оного, приступили бы с большим достоинством к восприятию тела и крови Господа своего. При начале чтения Символа веры от царских врат отъемлется завеса, а с св. даров вземлется покров, именуемый воздухом, дабы верующие пред откровенными чрез то дарами, как пред лицом самого Искупителя, произнесли исповедание веры своей. В тоже время священники, вознося покров сей горе и ниспуская долу, веют над св. дарами, а в архиерейском служении – и над преклоненною поверх престола главою служащего первосвященника, в знак осенения Духа Божия, которого благодатное действие в св. Писании уподобляется дыханию бурному, или веянию воздуха тонкому и прохладному, от чего и самый покров, когда производится сие веяние, получил наименование воздуха. За чтением Символа следует новое приуготовление к самому возношению св. даров. Станем добре, взывает диакон, станем со страхом! вонмем св. возношение в мире приносити. Св. Златоуст, изъясняя силу слов сих, следующее предлагает нравоучение. Не просто, говорит он, ниже всуе законоположися, дабы диакон всем повелевал и глаголал: станем, добре, но да долу влекущая помышления исправим, да расслабление от житейских вещей нам приключающееся, отвергши, правою возможно предстать пред Богом душою. Для того и стоять добре в оное время нам повелевается: ибо добре стоять не что иное есть, как стоять так, как подобает пред Богом стояти человеку, со страхом и трепетом с трезвящеюся и бодрою душою.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

676 В пасхальную седмицу как Царские двери, так и завеса вовсе не закрываются в продолжение всей литургии, а также – и на других службах. 677 При архиерейском служении в это время архиерей снимает митру. Архимандриты и иереи «взимают аер в десную и левую страну», т. е. держат воздух с правой и левой стороны. «И, когда преклонит главу архиерей (ко престолу), покрывают ю (ее) свыше аером, якобы не касатися ему». Так как покрытие Св. Даров воздухом и веяние им указывают на погребение и потом восстание из мертвых Господа, то преклонение главы архиерея под воздухом изображает, что он спогребается Христу, дабы совоскреснуть с Ним (Нов. Скр., ч. II, гл. VII, § 34). Вне же стояй диакон, зря, яко готови суть внутрь, приклонив мало главу, целует орарий свой, идеже есть образ креста, и воздвиг мало руку, держа тремя персты орарий, глаголет: «Двери, двери». Совершивше же символ, «вземлют аер, согнувше и целовавше полагают на святей трапезе, идеже суть и прочий покровцы». Архиерей надевает митру (Чиновн.). Один же из диаконов, взяв рипиду или один покровец, если нет рипиды, веет святая благоговейно (Там же). 678 E=’λεοn – милость (Λειτουργα – Benetia 1528, Ευ=χολγιοn – 1885), а не E=’λαιον – елей (Goar. ρ. 135). Жертва хваления объясняется так: «Приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедующихся имени Его» ( Евр.13:15 ). И псалмопевец говорит, что жертва хвалы есть молитва благодарственная признательного сердца: «Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя» ( Пс.49:14 ). Итак, эта жертва не та (ветхозаветная), о которой Спаситель говорит: «милости хощу, а не жертвы» ( Мф.9:13 ), а есть жертва бескровная. 679 Архиерей возглашает это вне алтаря, оборотясь к народу н осеняя трикирием и дикирием народ, стоящий на западной стороне (Чиновн.). 680 «Архиерей же, при произнесении этого, – сказано в Чиновнике, – руки и очи вознес горе, вкупе и мысль, осеняет южную страну». 681 Архиерей, произнося это, осеняет северную страну (Чиновн.). В Чиновнике при сем замечено: Аще присутствует Благочестивейший Император, осеняет архиерей прежде Благочестивейшаго Императора, глаголя: «Буди со всеми вами». Таже осеняет абие и народ, иже на западе, в том же глаголании, не повторяя речений. Посем иныя страны осеняет, яко предписася (Чиновн., лит. Злат.). Иерей, при совершении литургии, при словах «Горе имеим сердца», «Благодарим Господа» не осеняет народ, а потому, обыкновенно, он произносит их, молясь к востоку.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Диакон, преклонив мало главу (Чиновн.), на нем же стоит месте, целует орарий свой, идеже есть образ креста, и воздвиг мало десную руку, держа тремя персты орарий (Чиновн.), так возглашает (Служебн.): «Двери, двери, премудростию вонмем» (τς θρας τς θρας ν σοφα πρσχωμεν) – двери нашего ума, нашего сердца будем беречь, чтобы ничто дурное не входило в них, вникнем в Церкви Божией в премудрость божественного Символа, изложенного Святыми отцами (Св. Германа, Излож. Церк. служб. Христ. Чт. 1855, т. I, стр. 398). При этом открывается завеса (Тип., гл. 23), и людие глаголят (Служебн. «вне» (т. е. алтаря), благоговейно мерным гласом (Чиновн., лит. Злат.) исповедание веры: «Верую во единого Бога Отца». При вере открывается и сообщается Божия благодать. Возглашением: «Двери, двери» диакон, в древности, внушал иподиаконам и вообще придверникам бдительнее стеречь двери, чтобы не взошел кто-либо из недостойных и не присутствовал бы при совершении таинства 675 . Ныне же слова: «Двери, двери» имеют отношение к так называемым внутренним дверям (Тип., гл. 9), горним дверям (Нов. Скр., ч. I, гл. 8, § 2), иначе – завесе, которая в это время отверзается и изображает – отваление камня от гроба, бегство стражи, приставленной к гробу (Нов. Скр., ч. II, гл. VII, § 34), а также и то, что таинство спасения нашего, от века утаенное, по воскресении Христовом открывается и делается известным всему миру. Словами: «Премудростию вонмем» диакон приглашает молящихся отверзть двери ума и сердца, иначе сказать – побуждает быть особенно внимательными к тому, что с отъятием завесы изображается священнодействиями в алтаре, и что прежде всего излагается в Символе веры 676 . При пении Символа веры священник берет воздух со Святых Даров, чтобы при совершении евхаристии они не были покрыты им. Взяв же воздух, священник воздвизает и держит его, колебля над Святыми Дарами 677 . Если несколько священников совершают литургию, то все они воздвигают воздух и держат над Святыми Дарами, потрясая и глаголя в себе исповедание веры (Служебн.). Поднятие и колебание воздуха над Дарами изображает землетрясение, бывшее при воскресении Господа. С тем вместе веяние над Святыми Дарами воздухом, как потом веяние покровцем или рипидою, совершаемое диаконом, составляет охранение Святых Даров от насекомых (которых особенно много на востоке), могущих пасть на Святые Дары. Посему священник перестает потрясать воздухом в то время, когда диакон, войдя в алтарь, сменяет его тем, что, «приим рипиду, веет святая благоговейно» (Служебн.). Так сказано, что священник, совершивше Символ (Чиновн.), взем воздух от святых (Служебн.), согнув (Чиновн.) и целовав его, полагает на едино место (Служебн.) на святей трапезе, где и прочий покровцы (Чиновн.), глаголя: «Благодать Господа» (Служебн.), т. е. оканчивает веяние тогда, когда следует произносить возглас, начинающийся сими словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

С этого времени воздух-плащаница начинает быстро развиваться в своем внешнем виде соответственно с богослужебным употреблением, и с этого времени начинается археология и иконография плащаницы Есть много воздухов, древность которых восходит почти до времен Симеона Солунского и которые до сих пор наглядно представляют нам, что также был древний воздух-плащаница. Прежде всего мы отметим воздухи, которые по изображенным на них сюжетам относятся к самому Таинству Евхаристии. На таких воздухах изображалось прежде всего причащение Христом апостолов. Этот сюжет, очевидно, совершенно не подходит к указанному символическому знаменованию воздуха (то есть плащаницы), а потому воздухи с подобными изображениями и встречаются сравнительно редко. В Московском историческом музее хранится воздух начала XV века (1423), так называемый Суздальский и в Рязанской Крестовой церкви хранится воздух также XV века (1486) Эти два воздуха по внешнему виду почти совершенно одинаковы Размеры Суздальского воздуха 2x3 аршина рязанского - 1,5x2,5. В изображении Тайной Вечери Иисус Христос представлен два раза, да и сам престол, около которого Он стоит, тоже разделен надвое. Христос, стоящий около одного престола, раздает шести апостолам Святой Хлеб, а Христос, стоящий около другого престола, другим шести апостолам преподает Вино из Чаши. Над каждым изображением соответствующая надпись: " Примите и ядите, се есть тело Мое за вы ломимое ... пиите от нея вси, се есть кровь Моя новаго завета " Относительно рязанского воздуха мнения писавших и вообще упоминавших о нем расходятся. Одни полагают, что это был именно воздух Другие, принимая во внимание его величину, находят, что такой воздух был бы неудобен, а потому воздух считают кто иконой, помещавшейся в алтаре или против престола, или против жертвенника а кто - напрестольным покровом Впоследствии мы увидим что подобные размеры воздуха вовсе не представляют чего-то необыкновенного, и можно положительно утверждать, что воздух иконой не был. Более употребительным было на воздухах изображение снятия Господа Иисуса Христа с Креста и положение во гроб, то есть то изображение, которое нас и должно наиболее интересовать Это изображение именно и соответствует символическому знаменованию воздуха, которое приписывается ему в литургической письменности со времен Симеона Солунского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

Но это была особенность богослужения именно Кириллова монастыря: «кроме же, Кирилова монастыря в прочих монастырех игоумен с священницы на целование праз. изо олтаря выходят в ризах» 751 . В Троицком уставе о целовании воздуха на престоле не говорится, а сказано вообще: «на а часу праз. ставят на целование, и поют стих “приидете оублажим” или “тебе одеющагося”» 752 . На поле ркп. Волокол. б-ки 338, л. 248 об., есть приписка, по которой целовать «плащаницу» в алтаре предоставляется только «архиморету», братия же «образ ставят на целование на первом чесу». Вместе с тем, самый вход обставлялся все более и более торжественно, особенно в Троицком монастыре, где в выходе участвовали в начале XVII века – «два пономаря с подсвечниками, да два диякона со свещами, да два диякона, с репиды, да дьякон с шапкою, два диякона с кадилы» 753 . Но в уставе, писанном в 1553 году для Иосифо-Волоколамского монастыря, можно заметить и еще дальнейший шаг в развитии обряда богослужения великой субботы. В этом уставе читаем: «и абие братиа целуют святое евангелие и воздух, на немже образ положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа, та кож целуют, и полагают стое евангелие во олтари на стой трапезе, с нимже и воздоух полагается на стой трапезе, даже и до Фомины недели» 754 . Очевидно, воздух, немедленно после целования его братией (вместо иконы), уносился в алтарь. В конце 16-го и начале 17-го века в литургических па- —516— мятниках обряд представляется в несколько ином виде. В это время появляется термин «плащаница». В обиходник Троицкого монастыря, хотя обряд выноса евангелия и воздухов ничем существенным не отличается, но вместо воздуха говорится о плащанице: «архимарит возмет евангелие, а попы понесоут над архимаритом плащаницу, потом иныя плащаницу(ы)» 755 . В Волоколамской ркп. 338 , л. 248 об., говорится, как мы видели, о выносе в трапезу воздуха, но на полях рукописи есть позднейшая приписка, где упоминается уже плащаница, а не воздух. Но и при более сложной обрядности термины воздух и плащаница долго не различались, как это видно из Чиновников Успенского собора, где говорится то о плащанице,. то о воздухе. «Патриарх идет под болшею плащаницею», – на поле выноска: «под воздухом со евангелием» 756 . Этот факт убедительно говорить нам о том, что раньше плащаница была ничем иным, как воздухом, почему новый термин усвоили не сразу, а пользовались привычным раннейшим названием. Когда мы излагали историю богослужебного употребления воздуха за литургией, мы видели, что воздуху еще со времен Симеона Солунского придавалось знаменование плащаницы. В начале 17-го века воздух, соответственно своему новому употреблению за богослужением великой субботы, получил и название плащаницы. Самый воздух с того времени начинает понемногу изменяться: воздух, употреблявшийся в великую субботу, обособился от прочих богослужебных воздухов и изменился в своем внешнем виде так, что слова «воздух» и «плащаница» стали обозначать уже различные богослужебные принадлежности. В самом обря-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С этого времени воздух-плащаница начинает быстро развиваться в своем внешнем виде соответственно с богослужебным употреблением, и с этого времени начинается археология и иконография плащаницы . Есть много воздухов, древность которых восходит почти до времен Симеона Солунского и которые до сих пор наглядно представляют нам, что также был древний воздух-плащаница. Прежде всего мы отметим воздухи, которые по изображенным на них сюжетам относятся к самому Таинству Евхаристии. На таких воздухах изображалось прежде всего причащение Христом апостолов. Этот сюжет, очевидно, совершенно не подходит к указанному символическому знаменованию воздуха (то есть плащаницы), а потому воздухи с подобными изображениями и встречаются сравнительно редко. В Московском историческом музее хранится воздух начала XV века (1423), так называемый Суздальский , и в Рязанской Крестовой церкви хранится воздух также XV века (1486) . Эти два воздуха по внешнему виду почти совершенно одинаковы . Размеры Суздальского воздуха 2x3 аршина , рязанского - 1,5x2,5. В изображении Тайной Вечери Иисус Христос представлен два раза, да и сам престол, около которого Он стоит, тоже разделен надвое. Христос, стоящий около одного престола, раздает шести апостолам Святой Хлеб, а Христос, стоящий около другого престола, другим шести апостолам преподает Вино из Чаши. Над каждым изображением соответствующая надпись: " Примите и ядите, се есть тело Мое за вы ломимое ... пиите от нея вси, се есть кровь Моя новаго завета " . Относительно рязанского воздуха мнения писавших и вообще упоминавших о нем расходятся. Одни полагают, что это был именно воздух . Другие, принимая во внимание его величину, находят, что такой воздух был бы неудобен, а потому воздух считают кто иконой, помещавшейся в алтаре или против престола, или против жертвенника , а кто - напрестольным покровом . Впоследствии мы увидим что подобные размеры воздуха вовсе не представляют чего-то необыкновенного, и можно положительно утверждать, что воздух иконой не был.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В XVI веке ко входу на утрени Великой субботы прибавляется одна подробность, весьма важная для нас: вместе с евангелием выносят и шитый воздух на главах, даже несколько воздухов, а после входа совершается поклонение и целование «на воздухе положения во гроб», и самый воздух вместе с евангелием полагается на престоле. Этот воздух уже называется иногда плащаницей. Так, в уставе 1553 года 389 синод. библ.) сказано: после славословия великого «игумен и иереи с ним вси облекутся во священническия одежды, и диаконы во вся стихари по чину своему, и исходят со евангелием и со воздухи на главах своих носят; и абие братия целуют святое евангелие, и воздух, на нем же образ Положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа, також целуют и полагают святое евангелие во олтари на святой трапезе, с ним же и воздух полагается на святой трапезе, даж и до Фомины недели». Некоторые уставы описывают этот вход с большими подробностями. Впереди процессии шли два понамаря с подсвещниками, за ними диаконы просто и два диакона со свещами, потом «большой диакон» с кадилом в руках и, наконец, священники с малыми воздухами на голове, держа над головой шумена большой воздух, под которым он шел с евангелием в руках. Процессия шла через северные двери в алтарь, где евангелие и большой воздух полагались на престоле. В обиходнике Антониево-Сийского монастыря находим более подробное описание этого выхода 13 . По окончании канона и светильна, игумен шел в большую церковь , облачался там в полное священническое одеяние. То же делали и другие священники, которые должны были участвовать в выходе. По окончании славословия, при пении «Святый Боже» процессия выходила из алтаря; впереди шли певчие, потом понамари со свещами, затем диаконы с кадилом, далее священники с воздухом, и, наконец, как бы замыкая шествие, шел сам игумен, держа в руках святое евангелие. «И идут тихо от жертвенника, от дверей около столпа, дóндеже «Святый Боже» испоют всю, а поют пременяясь по клиросам». При пении правым клиросом «Святый Боже, безсмертный помилуй нас», вся процессия через Царские двери входила в алтарь. Диакон произносил «Премудрость прости», чтец читал тропарь пророчества и паремии. Воздух и святое евангелие полагались на престоле. Этим воздухом престол покрывался всю пасхальную неделю до субботы, а в этот день после литургии снимали его с престола и убирали на прежнее место.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010