Татьяна Котул Протоиерей Михаил Ильич Соколов Скачать epub pdf Михаил Ильич Соколов, один из выдающихся представителей петербургского духовенства, протоиерей Казанского собора, родился 30.09.1845 г. в семье священника Смоленской епархии. В 1861 г., окончив Архангельское Духовное Училище, будущий пастырь поступил в Архангельскую Духовную Семинарию, где инспектором, а позже и ректором, был его родной брат, архимандрит Донат. В продолжение всего семинарского курса М. И. Соколов жил в его квартире, пользуясь обширной научной библиотекой брата. По инициативе архимандрита Доната, в Семинарии часто устраивались студенческие богословские диспуты, на которых М. И. Соколов блистал начитанностью и даром слова. Будучи студентом, М.И.Соколов вместе с товарищами 4 года трудился в детском сиротском приюте Св. Петра. В этот период была заложена основа его будущей педагогической деятельности, в нём развились учительский такт и навыки работы с детьми. Помимо этого, М.И. Соколов, преподавал в Воскресной школе при Семинарии. Педагогическая деятельность увлекла будущего пастыря, он знакомился с лучшими статьями и книгами по педагогике, по методике первоначального обучения детей и по преподаванию Закона Божия, читал журнал «Учитель», изучал «Родное Слово» Ушинского и пр. Для получения высшего богословского образования три лучших студента Архангельской Семинарии были направлены в столицу. В 1867 г. М. И. Соколов поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Там он обучался на церковно-практическом отделении. Курс научной педагогики студентам читал тогда протоиерей И.Л. Янышев. То, что М. И. Соколов узнал о педагогике в Семинарии, здесь было раскрыто шире, научно, с глубоким убеждением в важности дела воспитания и обучения детей. В 1871 г. он окончил курс Академии со степенью кандидата богословия. Ещё, будучи на последнем, 4-м курсе Академии, он участвовал в конкурсе и давал пробные уроки при Комиссии на должность преподавателя греческого языка при Александро-Невском духовном училище, что ему вполне и удалось, благодаря научным знаниям и основательной педагогической практике. Училище было первой ступенью духовного образования. Оно располагалось тогда на наб. Обводного кан., 17 б. Здесь обучались от 300 до 470 мальчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_89940.html 27 октября 2011 Протоиерей Михаил Воробьев Не только ностальгия. Несколько слов о фильме " Жара " Источник:  http://www.taday.ru/text/1268740.html Татьянин день Не только ностальгия. Несколько слов о фильме " Жара " Склонность к воспоминаниям обычно появляется на склоне жизни. У деятельного, занятого человека нет времени оглядываться назад. Однако фильм Александра Архангельского " Жара " оказался очень своевременным и нужным воспоминанием для тех, кто пришел в Церковь во время этой самой " жары " , точнее, ужасающей духоты позднесоветского времени. Иногда эта духота принимала гротескные формы. Я помню, как летом 1977 года " всенародно " обсуждали новую Конституцию СССР, безликую и лишенную всякой новизны, однако же, вошедшую в историю под именем " брежневской " . Комсорг стройотряда, в котором я тогда находился, получил задание провести комсомольское собрание по этому поводу государственной важности. Разумеется, он был таким же шалопаем, как и все его комсомольцы. Поэтому собрание было проведено в обеденный перерыв в лежачем режиме, когда вся честная компания возлежала на кроватях, а сам комсорг с газетой в руках ходил между рядами и, сплевывая семечки, возглашал: " Ну, это... Конституция развитого, тьфу, социализма... выражает уверенность в том, тьфу, что развитый социализм является первой фазой, тьфу, коммунизма. Кто за? Да, можно ногами, тьфу... Единогласно " . Иногда было смешно, но чаще всего бывало противно. Поэтому выхода из этой удушающей духоты искали все. Кто-то в частной жизни, кто-то в окаянном пьянстве, кто-то в нонконформизме. Даже Андропов, придя к власти, опубликовал в каком-то партийном журнале статью, звучавшую гласом вопиющего в пустыни, о необходимости научно-философского осмысления того, куда же зашло общество победившего социализма. Фильм Александра Архангельского " Жара " появился на телеэкране весьма своевременно. Церковный человек замечает, что сейчас говорить о вере гораздо труднее, чем пять-десять лет назад. То, что совсем недавно вызывало интерес, стало вызывать раздражение. В этом раздражении радует одно: в нем преобладает не насмешка и откровенное неприятие, а огорчение и боль как будто бы от каких-то неосуществившихся ожиданий. В то же время слишком явно обозначилась оппозиция " интеллигенция – Церковь " , как будто бы интеллигенция – это какое-то особое сословие, самим своим статусом предназначенное быть оппозицией ко всему на свете, в том числе и к Церкви.

http://religare.ru/2_89940_1_21.html

Восьмой день. Поучение 2-ое. Собор архистратига Михаила и проч. небесных сил. (Седмь архангелов Божиих). I. В день архангела Михаила и прочих небесных бесплотных сил да будет наше слово о седми высших архангелах Божиих. II. И на небе, братие, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и каждаго, нет однакоже того равенства, коего некоторые, по крайнему неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятыя Троицы: Богом Отцем, Богом Сыном и Богом Духом Святым. Хотя число ангелов безмерно велико, «тьмы тем», по выражению св. писания; но архангелов только седмь. «Аз есмь един от седми, святых ангелов», – так говорил архангел Рафаил праведному Товиту, – «иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» ( Тов. 12, 15 ). Отчего главных ангелов только седмь – не менее и не более? – Это- тайна творения, доведомая Господу и Творцу ангелов. Мы с благоговением можем приметить только, что седмеричное число – число священное: ибо воззрим ли на царство благодати? – обретаем седмь даров Духа Святаго, седмь таинств. Посмотрим ли на царство природы? находим седмь лучей света, седмь тонов звука, седмь дней творения и проч. а) Из числа сих седми верховных духов св. церковь первым признает Михаила. «Кто яко Бог?» означает имя его: «кто яко Бог, -» выражают собою и все дела его. Он первый восстал против Люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем кончилась эта первая ужасная война, – низвержением Денницы с неба. С тех пор архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ея. Посему и изображается в воинственном виде, с копием, или мечем в руке, имея под ногами дракона, то есть, духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копия его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность ангелов Царю небесному; а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими архангелами совершается во имя креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Посему, для тех, кои украшаются именем первого из архангелов, всего приличнее отличаться ревностию к славе Божией, верностию Царю небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Домановичи. Церковь Михаила Архангела (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Когда была построена первая церковь в Домановичах - неизвестно, известно что она располагалась в самом местечке Домановичи, была деревянной и к 1815 году пришла в полную ветхость. В архиве НИАБ хранится документ «О разрешении постройки в селе Домановичи новой церкви, от 11 октября 1815 года». В документе, управляющий имением Михаил Андреевич Рен, обращается к Даниилу Епископу Могилевскому и Витебскому с просьбой о постройке в имении Домановичи новой церкви. «Его преосвященству, Даниилу Епископу Могилевскому и Витебскому и Кавалеру. Милостивому Архипастырю. Минской губернии Речицкого повета по доверенности Господина Генерал-Майора и Кавалера Николая Михайловича Арсеньева, опекуна над малолетними детьми покойного Действительного Статского Советника и Кавалера Михайлова, Домановицкого их имения Управителя, Дворянина Михайла Андреева сына Рена. Прошение. Находящаяся в помянутом имении малолетних господ Михайловых, вверителей моих в селе Домановичах, деревянная церковь во имя Святого Архистратига Михаила пришла в такую ветхость, что почином поддержать никак уже не можно и в недолгом времени нельзя будет отправлять в оной богослужения. Для чего по долгу звания моего, представлял я о сём отсутствующему опекуну малолетних Господину Генерал майору и Кавалеру Арсеньеву и от 24-го минувшего августа, получил от его превосходительства резолюцию, чтобы я на основании высочайшего разрешения о строении в Минской епархии деревянных церквей, испросил у Вашего Преосвященства благославления освятить избранное мною под новую церковь место и соизволения построить на оном новую деревянную церковь во имя того же Святого Архистратига Михаила, и украсить подобающим благолепием, употребя на то коштъ из вверенной управлению моему Домановицкой экономии и вотчины. А старую церковь до выстройки новой, поддержать елико возможно починою. По сему представляя сие благоусмотрению вашего преосвященства, я всепокорнейше прошу дать ваше Архипастырское, Мозырскому протоиерею, яко ближайшему к сему месту поселение, освятить избранное мною в селе Домановичах под новую церковь место, и соизволения построить на оном новую деревянную церковь .... и не медлить оным, дабы нынешнею же осенью мог я приступить к заготовлению леса и прочего материала для благоуспешного строения. Управитель Михаила Андреева сын Ренъ. 20.09.1815».

http://sobory.ru/article/?object=51783

Епископ Гавриил (Огородников) И.М. Игнатова больше интересовала деятельность духовенства, в частности епархиального архиерея, нежели участие в процессах открытия церквей и различных скандалах, возникавших при отклонении заявлений. Он тщательно присматривался к епископу Гавриилу (Огородникову). В Русской Церкви второй половины ХХ века это был один из наиболее авторитетных и уважаемых архипастырей. Он родился 26 октября 1890 года в городке Солигаличе Костромской губернии. По окончании в 1908 году коммерческого училища поступил в училище военное. Первую мировую войну прошел офицером, был ранен. После войны выехал работать в Харбин, в Манчжурию, на Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). В 1926 году поступил в Российскую духовную миссию в Китае, изучал богословие и готовился к духовной деятельности. В 1930 году принял монашество и был рукоположен в иеродиакона, в 1933 году – в иеромонаха . В 1943 году находился в Пекине в составе той же духовной миссии. С конца 1934 по 1938 год был настоятелем Михайло-Архангельской церкви в городе Дальнем (Дайрене). В то время православные епархии в Китае находились в подчинении Русской Православной Церкви Заграницей (Карловацкий Синод), которая не имела молитвенного общения с Русской Православной Церковью в России (Московская Патриархия). Но после победы Красной Армии над Германией и Японией большая часть иерархов Зарубежной Церкви, находившихся в Китае, в октябре 1945 года воссоединилась с матерью-Церковью. Вместе с ними воссоединилась и большая часть клириков этих епархий. Гавриил, в то время уже в сане архимандрита, в 1948 году был командирован делегатом от Русской духовной миссии в Китае в Москву на торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. После торжеств, 29 августа, в Троице-Сергиевой лавре архимандрит Гавриил был хиротонисан в епископа Хабаровского и Владивостокского. Хиротония была совершена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I, архиепископом Дмитровским Виталием (Введенским) и епископом Можайским Макарием (Даевым). 11 августа 1949 года владыка Гавриил был перемещен на Вологодскую кафедру. За время пребывания на Вологодской кафедре ему также поручалось временное управление Архангельской, Ижевской и Кировской епархиями. Архиепископ Гавриил организовал епархиальное управление, перевел всех священников на постоянные оклады, навел порядок в храмах епархии. За период его управления епархией не был закрыт ни один храм. Часто совершал богослужения, на которых присутствовало много верующих, в том числе молодежь, рукополагал в священный сан недостаточно «благонадежных», с точки зрения светской власти, кандидатов. Среди них будущий митрополит Николай (Кутепов) и архиепископ Михаил (Мудьюгин).

http://pravoslavie.ru/31686.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Порт-Артурская икона " Торжество Пресвятой Богородицы " на зауральской земле Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.) 24.09.2009 649 Время на чтение 24 минут " И возвратилась в дом Свой... " Лк. 1, 56 На сцене нашего зала рядом с уважаемым президиумом мы, участники чтений, можем созерцать совершенно необычную храмовую икону, изображающую Святую Деву Марию. Пред вами предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу морского залива на двух поверженных и обломанных самурайских мечах. Она одета в синий хитон, верхнее облачение коричневого цвета, а из-под убруса свисает разноцветный пояс. Вокруг головы яркое сияние, в руках Богородица держит белый плат с ликом Христа Спасителя. Позади Божией Матери находится горящий город и бескрайний океан. Выше Богородицы в облаках справа стоит Архангел Михаил с огненным мечом, слева - Архангел Гавриил с цветущей ветвью в руке. Между ними Херувимы держат царскую корону. Еще выше в окружении Небесных Сил Бесплотных восседает Господь. Весь фон или перспектива иконы: золото-чеканная. Данный образ был доставлен специально на нашу конференцию в Шадринск из поселка Мишкино благодаря членам оргкомитета: Советнику губернатора В.В.Усманову и Шадринскому благочинному о.Василию (Семенову). I. Значение иконы для Российского государства " Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиваться в беде и смуте... все вновь начинать " ни с чего " ; из ничего создавать значительное, прекрасное, великое...и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета... " , - писал великий русский философ Иван Ильин, которому и посвящена наша конференция. Роль иконы и, прежде всего, чудотворной, в жизни человека, в истории России, в истории русской Церкви, русского искусства и литературы неоценима. Главная функция иконы молитвенная. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Трудно перечислить все описанные в литературе чудеса, совершаемые чудотворными иконами. Силою Первообраза они излучают нетварный фаворский свет, останавливают стихийные бедствия (в т.ч. пожары: например, чудотворная Абалакская икона в г.Куртамыше). Они мироточат, плачут, темнеют (от предчувствия скорби), источают кровь. Иконы обновляются, являются людям в видениях, тонком сне, плавают по воде (местная икона Николая Чудотворца из с.Утятское), стоят в воздухе. Не горят в огне, погребенные под обломками обрушившегося храма (замечательный пример - икона Казанской Божией Матери, находящаяся в нашей Курганской епархии в с.Чимеево). Но, самое главное, иконы неожиданно являются нам при различных обстоятельствах: из-под земли, из воды, в ветвях деревьев или могут быть просто принесены другими людьми, избранными Богом. Этот случай и касается нашего повествования о Порт-Артурской иконе.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/24/...

Знаменская. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В первый раз село упоминается в 1636 г. Это даже ещё не село, а пустошь, " что было село Жашково (Знаменское), а в нём место церковное, что была церковь архангела Михаила, а село запустело почему-то до мору " . Владели пустошью вдова Максима Балакирева Арина да сын её Прокофий. Деревянная церковь Знамения с приделом Иоанна Предтечи построена в 1775 г. помещиком Владимиром Ивановичем Дружининым. Она существовала до начала XX в. В 1849 г. началось строительство каменной церкви Знамения с приделами Иоанна Предтечи и святителя Николая. Приделы освящены в 1850 г., сама церковь в 1862г. По рассказам старожилов, в храме служили священники о. Илья Кузьмич Лагов, о.Павел Ионович Надеж-дин, О.Александр Ильич Лагов (в 1905 г. ограблен и убит), О.Михаил Ильич Лагов, о. Сергей Осипович Троицын. При нём церковь закрыта. В начале 30-х гг. сняты колокола, вес самого большого был 196 пудов 23 золотника (около трёх тонн). В начале 1990-х гг. богослужения в церкви возобновились, храм восстанавливается. Из кн.: Егорьевский уезд. Храмы Егорьевского и Шатурского районов. Сост. свящ. О. Пэнэжко, М., 2001 Первый раз село, в котором находится Знаменская церковь, упоминается в 1636 году в окладных книгах, где сказано: " пустошь Жашково, а в нем место церковное, что была церковь архангела Михаила, а село запустело почему-то до мору " . В 1775 году титулярный советник Владимир Иванович Дружинин, владевший тогда селом, строит деревянную церковь в честь иконы Божией Матери " Знамение " с приделом в честь Иоанна Предтечи. С тех пор село, которое раньше называлось Жашково, стало называться Знаменское, " Жашково тож " . Деревянный храм просуществовал до начала 20 века, а затем был сломан как ветхий. В середине 19 века селом владела помещица Александра Васильевна Веселицкая. В 1849 году она решила начать строительство нового каменного сельского храма. Уже в 1850 году были освящены приделы в честь Иоанна Предтечи и святителя Николая, а в 1862 году было совершено уже освящение главного престола в честь иконы Божией Матери " Знамение " .

http://sobory.ru/article/?object=02790

иером. Макарий Симонопетрский Память преподобномученицы Евдокии Илиопольской Святая мученица за Христа Евдокия была по происхождению самаритянкой. Она жила в гор. Илиополе в Финикии Ливанской в правление императора Траяна (96–116). Ничего не зная о Боге, она позволила блуду увлечь себя и порочила свое тело, которое Создатель наделил редкой красотой. Столь многие приходили издалека, предлагая ей большие деньги, что через это постыдное ремесло она накопила огромное состояние. Так жила она без забот до того дня, пока не остановился в доме по соседству монах по имени Герман. Он прибыл в город за какой-то надобностью. Вечером, сотворив в надлежащий час в своей комнате богослужение, как если бы он был в монастыре, Герман принялся громко читать книгу, в которой говорилось о Страшном Суде, о наказании грешников и вознаграждении праведников. Услышав эти грозные слова, Евдокия внутренне содрогнулась. Совесть ее вышла из оцепенения, в которое была погружена на протяжении долгих лет, прожитых во грехе. Всю ночь она лила горькие слезы. Утром грешница поспешила к Герману и, упав ему в ноги, со слезами молила указать ей путь ко спасению. Как благоразумный духовник, Герман наставил Евдокию надлежащим образом в вере и отправил домой, чтобы она испытала твердость своих намерений, проведя неделю в уединенной молитве. Ночью, молясь и оплакивая свою прежнюю жизнь, Евдокия внезапно увидела яркий свет, и Архангел Михаил спустился, чтобы взять ее на Небеса. Евдокию радостно встретили избранники Божии. А вне пределов Царства Небесного диавол, в обличье некоего исполина, черного и отвратительного, обвинял Господа в несправедливости. По его мнению, Бог слишком скоро принял покаяние развратной женщины. Тогда с небес раздался нежнейший голос: «Таково благоволение (по-гречески εδοκα) Божие – сочувственно принимать кающихся». И по слову Господню Архангел вновь перенес Евдокию в ее жилище. Он обещал, что благодать Божия будет ей поддержкой в борьбе с грехом, которую она отныне поведет. Полная радости и веры в милость Божию, Евдокия приняла крещение от Илиопольского епископа Феодота. Затем, строго следуя наставлениям духовного отца, поспешно препоручила свое неправедно нажитое добро священнику, с тем чтобы его раздали нуждающимся. Освободившись таким образом от всех мирских забот, она последовала за Германом, который отвел ее в женский монастырь, располагавшийся неподалеку от его собственной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кунгур. Домовая церковь Михаила Архангела и Антонины Никейской при бывшем Михаило-Антонино-Кирилловском сиропитательном доме. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Архитектор Карвовский Р.И. Открытие приюта для мальчиков-сирот и детей из бедных семей было осуществлено по инициативе кунгурского купца-чаеторговца М.И. Грибушина, который выделил деньги не только на строительство здания, но и на функционирование учебного заведения. Кроме этого были использованы средства, завещанные городу Кунгуру известным русским ученым, путешественником К.Т. Хлебниковым. В подвале под домовой церковью сиропитательного дома располагается склеп семьи Грибушиных, где были похоронены Михаил Иванович, его супруга и дети. В здании приюта сейчас располагается средняя школа 2. В 2006 году в здании сиропитательного дома открылся музей семьи Грибушиных. Сайт «Весь Кунгур» http://www.allkungur.ru/index.php?showforum=178 Большое внимание в Михайло-Антонино-Кирилловском Сиропитательном доме уделялось религиозно-нравственному воспитанию детей. В здании приюта была устроена домовая церковь в честь Архистратига Михаила и мученицы Антонины, которую 9 мая 1891 года освятил преосвященный Владимир, епископ Пермский и Соликамский. Домовая церковь в честь Архистратига Михаила и мученицы Антонины имела богатое убранство. В иконостасе, разделенном резными позолоченными колоннами коринфского ордера, были установлены большие иконы в позолоченных киотах. По краям иконостаса находились высокие серебряные и позолоченные хоругви. Росписи в храме и большая икона Воскресения Христова и икона с изображением Св. Сергия Радонежского для домовой церкви выполнил пермский художник Алексей Несторович Зеленин. В 1914 году к празднику Светлой Пасхи на средства М.М. Грибушина в домовый храм приюта было проведено электрическое освещение. Последним попечителем Михайло-Антонино-Кирилловского Сиропитательного дома был Николай Михайлович Грибушин. В 1910 г. зав. приютом С.Д. Тарасов представил на рассмотрение почетного попечителя Н.М. Грибушина проект преобразования II-ro класса в Низшую Ремесленную школу по уставу Министерства народного просвещения. Имеющийся при начальном училище приюта I-й класс и пансион комитет предложил оставить в прежнем положении по Уставу Сиропитательного дома», а II-й класс преобразовать «для краткого ознакомления преподаваемых ремесел» в ремесленную школу им. М.И. Грибушина.

http://sobory.ru/article/?object=16304

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX-XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась. Историографы отмечали синкретический характер их содержания. Одни ученые (Н. Я. Марр, И. Джавахишвили, В. Бардавелидзе, Т. Очиаури, Дж. Рухадзе, А. Цанава, И. Сургуладзе и др.) уделяли больше внимания языческим пластам древних религ. верований и культов, другие (З. Кикнадзе, А. Лекиашвили и др.) считали их результатом вторичной мифологизации христ. верований, когда изменялись христ., а не дохрист. верования. ГПЦ не принимает распространенные в нек-рых районах Грузии народные представления и обычаи, к-рые противоречат правосл. вероучению, чину богослужения и церковной традиции. В ряде районов Грузии эти традиции сохраняются в виде народных праздников и обычаев. Джвар-хати в Грузии (джвари (груз.- крест) в Хевсурети, Картли, Лечхуми, Раче, хати (груз.- икона) в Пшави и Тушети) называли общинные святилища, позже - престолы христ. церквей, что воспринималось как место пребывания икон и ангелов. Джвари могли называться и небесные патроны церквей (Троица, арх. Михаил, Богоматерь, св. Георгий и др.): Самебис джвари (Троицын крест), Самебис хати (образ Троицы), Мтаварангелозис джвари (крест архангела), Мтаварангелозис хати (образ архангела) и т. д. В горной части Вост. Грузии покровителей общин, а также прихожан называют еще Гвтисшвили (груз.- Сын Божий), Гвтиснабадеби (рожденный Богом), Гвтиснасахи (зачатый Богом). Прихожане назывались также джвариони, т. е. крестовые. Джвар-хати обычно огораживали, внутри помимо храма находились «башня знамени», колокольня, амбар (бегели) и др. хозяйственные постройки. Своеобразной святыней джвар-хати было знамя (дроша), представляющее собой длинный деревянный шест, к вершине к-рого за один конец крепили неск. цветных 4-угольных платков, колокольчик и копье; венчалось знамя металлическим крестом на серебряном шарике (иногда без него). В разобранном виде дроша хранили в храме или бегели, прикасаться к нему могли только знаменосец и священнослужители. В большие церковные праздники знамя, каждый раз сооружаемое заново в полном безмолвии, с крестным ходом выносили во двор и прислоняли к «башне знамени».

http://pravenc.ru/text/168199.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010