А.А. Половцов Рейнеке, Михаил Францович Рейнеке , Михаил Францович, вице-адмирал, известный русский гидрограф; сын надворного советника Франца Францовича Рейнеке и жены его Марфы Васильевны Липовцовой, Р. родился 10-го ноября 1801 г., на мызе Гротгузенсгоф, Венденского уезда Лифляндской губ., принадлежавшей его отцу. Первоначальное воспитание Р. получил сперва в доме своих родителей, а затем – в частном пансионе г. Ульриха, в Петербурге, где учился до поступления, в 1814 г., в Морской кадетский корпус; в июне следующего года он выдержал экзамен на гардемарина, 20-го января 1818 г. произведен в унтер-офицеры, а 9-го февраля – в мичманы флота. По окончании курса в Корпусе, Р. был зачислен в 3-й флотский экипаж, в Кронштадте, под команду капитан-командора Е. П. Гетцена, который сразу назначил его экипажным адъютантом; в этой должности Р. прослужил три года, из которых 4 месяца провел в практическом плавании по Финскому заливу, на корабле «Берлин». В марте 1821 г. Р. отправился с командою сухим путем в Архангельск, откуда вернулся в Кронштадт на только что построенном в Архангельске фрегате «Вестовой». В марте 1823 г. Р. был произведен в лейтенанты, а летом сделал переход опять в Архангельск на военном транспорте «Урал». В следующем году Р. плавал в Белом море на бриге «Кетти», под командою лейтенанта Демидова, которому было поручено сделать промер для определения мелей, называемых «Северные кошки». Экспедиция не достигла желаемых результатов, хотя и определила большую Орловскую мель, сделала опись берега в нескольких местах и астрономические наблюдения в некоторых избранных пунктах. Плавание это было для Р. первою школой практической гидрографии и эта школа имела влияние на всю его жизнь, заставив его полюбить свою будущую специальность. В 1825 г. Р. снова сделал переход из Архангельска в Кронштадт, – на этот раз на фрегате «Елена»; во время этой кампании он вел записки, куда ежедневно вносил все, сколько-нибудь касающееся кораблевождения и мореходства. В последние четыре плавания Р. достаточно ознакомился с Белым морем; поэтому, когда известному гидрографу Ф. П. Литке, тогда капитану, было предложено избрать офицера для выполнения его проекта – описи берегов заливов Варангского и Кольского, Литке выбрал P. Молодой лейтенант в феврале 1826 г. был назначен начальником экспедиции, отправлявшейся к берегам Лапландии. Р. немедленно отправился в Архангельск и оттуда, пользуясь концом северной зимы, выехал в Колу с двумя помощниками и с необходимейшими инструментами. Прибыв в Колу, Р. тотчас же принялся снаряжать шлюпки для дальнейшего плавания: лето 1826 г. экспедиция провела в работе, описывая берега всего Кольского залива, реки Туломы и западной части Лапландии от острова Кильдина до губы Верес; 10-го декабря Р. выехал из Колы и через две недели приехал в Архангельск, где составил карту и лоцию, которые и представил вместе с отчетом Адмиралтейскому Департаменту. За труды по этой экспедиции он был награжден орденом св. Анны 3-й ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «А кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» Продолжая Свои слова о человеке, гневающемся на брата своего, Иисус Христос провозгласил: «а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Матф.5:22 ). У древних евреев слово «безумный» применялось не только для обозначения глупости, но этим словом называли прежде всего богоотступника, изменника или человека, сильно погрязшего в грехе. Наряду с этим, безумным называли человека нечестивого, бессовестного и безнравственного. Мудрым у древних евреев называли не столько просвещенного, сколько человека, ведущего благочестивый образ жизни. Это происходило потому, что проявлением ума древние евреи считали в первую очередь не наличие профессиональных знаний и образованности, а служение Богу через благочестивую жизнь. Согласно древнееврейским представлениям, действия, противные Богу и есть безумие. Таким образом, безумными, евреи называли в первую очередь нечестивых, порочных и безнравственных людей, своей жизнью нарушающих заповеди Божьи. Упрек человека, выраженный в слове «безумный», заключал в себе религиозно-философский смысл и изобличал человека как грешника, ведущего порочную, безнравственную жизнь. Это было слишком серьезным обвинением, представляющим всю жизнь обвиняемого человека как цепь сплошных грехов. Потому Иисус Христос, запрещающий вообще обвинять людей, «не судите, да не судимы будете» ( Матф.7:1 ), особо выделяет и запрещает делать такое страшное обвинение, как негативная оценка всей жизни человека, выраженная словом «безумный». Даже Архангел Михаил «когда говорил с дьяволом , споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».» ( Иуд. 9 ). Если бы Архангел Михаил стал на позицию обвинителя, он бы уподобился бы сатане, орудием которого и есть обвинение. Однако Архангел Михаил, отказываясь от этого орудия, кротко говорит «Да запретит тебе Господь». Этот пример должен служить нам образцом в том, чтобы сдерживаться от обвинений, не отвечать на злые слова и не брать на себя роль изобличителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Н.А. Добролюбов Руководство к изучению словесности и к практическому упражнению в сочинениях. Составил Санкт-Петербургской духовной семинарии профессор магистр Михаил Архангельский . СПб., 1857 Г-н Архангельский весьма справедливо говорит на стр. 9 своего руководства: «Не должно читать всяких сочинений без разбора. Есть сочинения худые, т. е. скудные и неправильные по мыслям, неудовлетворительные в отношении к искусству (?) и слогу и даже вредные по своему направлению. Читать такие сочинения было бы вредно и опасно, особенно для начинающих учиться словесности». Внимательно просмотревши книжку г. Архангельского, мы убедились, что приведенные слова в полной мере прилагаются к его руководству. Оно издано для начинающих учиться словесности, но именно начинающим-то особенно вредно и опасно читать его. Этим замечанием можно бы и покончить дело с г. Архангельским, тем более что это согласно с образом мыслей самого автора руководства, который говорит, что «унизительно и бесполезно было бы критике разбирать сочинения, не имеющие ни дельных мыслей, ни красоты изложения и отличающиеся притом многочисленными промахами против логики и грамматики». О таких сочинениях автор дозволяет критике или вовсе умалчивать, или сказать только, что они ниже всякой критики, и тем покончить с ними свое дело. Мы хотели уже воспользоваться таким полномочием и просто осудить автора от собственных уст его. Но нас остановило замечание его, следующее непосредственно за тем, что дурные сочинения разбирать бесполезно и унизительно: «Впрочем, – говорит г. Архангельский, – за неимением хороших сочинений нельзя считать совершенно бесполезным и рассматривание дурных книг. В таком случае критика по крайней мере научит нас называть дурное дурным, остановит вредное направление литературы и приготовит литературу к произведению хорошего» (стр. 256). Не подумайте, чтоб это «впрочем», совершенно уничтожающее силу предыдущего положения, было просто случайной обмолвкой со стороны автора. Нет, он принял такую систему во всем своем руководстве, и с этой-то стороны мы намерены обратить на него особенное внимание читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

А.А. Половцов Ломоносов, Михаил Васильевич Ломоносов , Михаил Васильевич – ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С.-Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С.-Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее время многое, казавшееся раньше неясным в жизни Ломоносова (особенно, например, события его детства и юношества до приезда в Петербург), получает новое освещение благодаря документам, опубликованным в связи с празднованием двухсотлетия со дня его рождения; вместе с извлеченным из архивов Академии Наук материалом теперь является возможность дать более полный и, главное, более точный биографический очерк Ломоносова, основанный на документальных данных, а не на анекдотах современников. Точно так же ныне, когда разысканы и разобраны научные рукописи Ломоносова, сохранившиеся в архивах Академии, и напечатаны в выходящем Академическом издании сочинений Ломоносова (представляющем первое, действительно полное собрание всего написанного им); когда труды Ломоносова, профессора химии и ученого, в области естественных наук получили со стороны специалистов такую же подробную оценку, какую мы давно уже имеем для деятельности Ломоносова как филолога, писателя и поэта, мы можем наконец получить более полное представление о громадном значении всего сделанного Ломоносовым как для русского языка, так и для науки вообще. Отец Ломоносова, Василий Дорофеев Ломоносов, был одним из наиболее зажиточных и предприимчивых поморов начала XVIII столетия, обладавший несомненно выдающеюся наблюдательностью и большим природным умом; по тогдашним достаткам человек он был зажиточный, владевший несколькими судами и землею на Курострове Северной Двины, против гор. Холмогор, у деревни Денисовки. Первый раз он женился на дочери дьякона села Николаевских Матигор, Елене Ивановне Сивковой; от этого брака родился в 1711 году, вероятно 8 ноября, их единственный сын – Михайло Васильев Ломоносов. Детские годы Ломоносова протекли в обычных условиях жизни детей поморов: до 10 лет он оставался дома, а с этого времени отец стал брать его с собою каждый год на промысел, чтобы с малых лет приучить сына к этому делу. Вместе с отцом он также нередко бывал и жил у родных в Архангельске, где встречал, конечно, немало интересного и поучительного. На промысел Ломоносов ходил до 19 лет и за это время многое видел на Белом и Ледовитом морях. Нельзя не удивляться внимательности, с какою он наблюдал все проявления северной природы, обычаи и образ жизни тамошних жителей, животных, и точности, с какой запоминал все виденное; впоследствии Ломоносов нередко пользовался этими юношескими наблюдениями в своих ученых трудах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере октября 2013 Библейские сюжеты — пушкинским стихом Петербургский поэт и переводчик Игнатий Ивановский предложил библейским авторам заговорить пушкинским стихом Как помочь человеку, которому трудно читать Библию в Синодальном nepeboдe XIX beka? Петербургский поэт и переводчик Игнатий Ивановский предложил библейским авторам заговорить пушкинским стихом. Его книга «Духовные пути» была задумана как учебная «Библия для взрослых». О первом в России стихотворном переложении Библии и о своих учителях — переводчике «Божественной комедии» Михаиле Лозинском, Анне Ахматовой и простых людях Архангельской области — Игнатий Михайлович рассказал «Воде живой». «Знал об эпохе Данте больше самого данте» В школьном смысле Михаил Леонидович Лозинский никогда меня ничему не учил — он всего лишь позволял с собой общаться, но сколько дало мне это общение! Как говорил Станиславский, «научить нельзя, научиться — можно». Мы познакомились, когда мне было 22 года. Шел я как-то по улице и вдруг сообразил, что Лозинский, может быть, жив. Михаил Леонидович был для меня классиком, и я искренне полагал, что все классики уже умерли. Я стал разыскивать пути к знакомству. Мой друг Борис Власов, известный ленинградский художник-график, был внуком академика Владимира Фёдоровича Шишмарёва, у которого Лозинский консультировался по трудностям в романских языках. Боря рассказал о моем желании деду, и Шишмарёв согласился помочь. И вот через три дня в моей коммунальной квартире раздался телефонный звонок. «Игнатий Михайлович?» — спросили басом в трубке. Сначала я растерялся, ведь у нас в квартире не было Игнатия Михайловича. А потом понял, что это меня называют по отчеству. «С вами говорит Лозинский Михаил Леонидович. Я слышал, что вы хотели бы со мной поговорить»… Лозинский жил на проспекте Кирова — у мостика на Каменный остров (Каменноостровский пр., 73/75. — Прим. ред.). Сейчас там висит мемориальная доска. Роскошный кабинет: шкафы красного дерева, книги за стеклом. Какой длинный-предлинный рабочий стол! И какая бледно-зеленая свиная кожа толстая на диване!.. Позже я узнал, что это был кабинет его отца, известного адвоката. Адвокату полагалось иметь роскошный кабинет. Стол Леонида Яковлевича (так звали отца) имел замечательную особенность: сколько ящиков с одной стороны, столько же с другой. Лозинский как представитель старой интеллигенции был на подозрении у власти, бывали обыски, но в ящики задней стороны при этом не заглядывали: не хватало воображения, не могли предположить необычного устройства стола.

http://aquaviva.ru/journal/bibleyskie-sy...

ЦВ 3 (352) февраль 2007 /  14 февраля 2007 г. О литургическом творчестве и " православных заговорах " Мы публикуем сокращенную версию выступления Людмилы Медведевой, зав. отделом богослужебных книг Издательского Совета Русской Православной Церкви, на конференции «Современные проблемы православного книгоиздания». Своим выступлением я хочу попытаться ответить на вопрос, почему Издательский Совет Русской Православной Церкви не выпускает сам и не считает нужным способствовать распространению среди народа сборников молитв «на всякую потребу» и «во всякой немощи». Мы не можем запретить издателям выпускать какие-либо книги: у нас нет на это полномочий. Труды других издателей мы рассматриваем, если они к нам обращаются. Мы не навязываем свою точку зрения, но если нас спрашивают — отвечаем. ...В конце 2006 года в Издательский Совет поступил на рецензию довольно интересный проект. Составители, люди очень искренние, хотели сделать книжицу, по которой охотники и рыболовы могли бы молиться перед выходом на свой промысел. Однако при рассмотрении текста выяснилось, что часть из предлагаемых читателям «молитв» является на самом деле старинными заговорами на удачную охоту и рыбную ловлю, взятыми составителями из неких ученых изданий. Приведу пример: «(Для удачи на охоте.) Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (имярек), аминь. Ложусь я, раб Божий (имярек), ввечеру, поздно на поздно благословясь и перекрестясь; встаю я, раб Божий, раным-нарано, и умываюсь триденной водой, и утираюсь шитым, браным, тонким полотенцем; пойду я, раб Божий (имярек), из избы дверями, из двора воротами; пойду во чисто поле, в широко раздолье, в зелену дубраву, и стану я эту збрую ставить на белых и на ярых зайцев. Как же катятся ключи, притоки во единый ключ, так бы катились и бежали всякие мои драгоценные звери: серые, ушастые, долгохвостые волки, и черные медведи, и красные бурнастые лисицы, и белые и ярые зайцы и зайни (зайчихи); назад бы они не ворочались, а посторонних бы не бегали. Позади носят Михаил архангел и Гавриил архангел святою своею небесною силою. Во веки веков, аминь. Создай, Господи, благополучие. (Сей заговор глаголи трижды.)»

http://e-vestnik.ru/analytics/o_liturgic...

А.А. Половцов Пущин, Петр Иванович Пущин , Петр Иванович, адмирал, командир Балтийского гребного флота и Кронштадтского порта, сенатор. Происходил из мелкопоместных дворян, родился 11-го декабря 1723 г. и 27-го апреля 1743 г. был определен в Морскую академию, по окончании полного курса в которой произведен в гардемарины (1-го мая 1745 г.). С этого года Пущин плавал по Балтийскому морю на разных судах и совершил несколько кампаний. В 1748 году, 24-го мая, он был произведен в мичмана и командовал канонерским кораблем «Юпитер», а в 1750 г. командовал фрегатом «Архангел Михаил», и после окончания кампании был произведен в унтер-лейтенанты (13-го ноября 1751 г.). В 1752 г. П. отправился в Ревель, где и находился в течение всего 1753 года на брандвахтенном фрегате «Св. Яков», в 1755 году командовал фрегатом «Второй», в 1756 г. (18-го марта) был произведен в корабельные секретари, а вслед за этим назначен командиром корабля «Ингерманланд». 27-го марта 1757 г. Пущин был произведен в лейтенанты, а 10-го апреля 1762 г. был уже капитан-лейтенантом. Получив командование кораблем « Дмитрий Ростовский », он был произведен в капитаны 2-го ранга (20-го апреля 1764 г.), а ранее командования этим кораблем командовал в том же году кораблем «Св. Михаил» и сделал на нем переход из Ревеля в Кронштадт, а потом, на корабле « Дмитрий Ростовский », плавал по Балтийскому морю. По просьбе графа И. Г. Чернышева, очень его любившего, Пущин был назначен командиром Галерного порта. Чернышев возложил на него все хозяйство и, несмотря на множество дела, которым был завален Пущин, не только не увеличивал штата его канцелярии, а, напротив того, отобрал еще нескольких писарей, разместив их по командам на суда. Между тем, Чернышев осаждал Петра Ивановича приказами и запросами ежедневно по 20 и более раз. Пущин терялся, но все же умел справиться один, всегда удовлетворяя требования Чернышева. Исполнительность П. была необыкновенна, и в деятельности своей он доходил до самозабвения. Во время путешествия Императрицы Екатерины II в 1765 г. из Петербурга в Шлиссельбург П. командовал торншхоутом «Ладога», а по возвращении Государыни в Петербург плавал на яхте «Андрей». В сентябре месяце 1765 года Пущин был привлечен к занятию архивными делами Адмиралтейств-коллегии, находившимися в большом беспорядке. Менее чем в один год, под руководством его, архив был разобран и приведен в полный порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

История Церкви допотопной I. Сотворение 1. Сотворение мира Мир, в котором мы живем и к которому принадлежим сами, состоит из существ, появившихся в известное время и имеющих определенное продолжение: это значит, что и весь он, в целом своем составе, когда-то не существовал. Действительно, к бытию возвал его Бог . ( Быт.1:1–2 ; Вас. Вел. на шестоднев. Бес. I. Диоп. Ареон. Неб. Иер. гл. 6 и 7). В самом начале Бог произвел из ничего (а) мip духовный, небесный, невидимый и мир вещественный, земной, видимый а). ( Евр.11:3 , Рим. 4:17 . Сн. 2Макк. 7:28). В мире духовном создан мысленный свет, свойственный блаженству тех, которых возлюбит Бог; из небытия в бытие произведены разумные и невидимые телесными очами существа, и сотворено все украшение мысленных творений. Бестелесные разумные существа, смотря по степени приближения своего к Богу, составили высшие, средние и низшие чины. К высшему порядку принадлежат пламенеющие, дышащие огнем Серафимы, многосведущие Херувимы, и Престолы; к среднему – Господства, Силы и Власти, к низшему – Начальства, Архангелы и Ангелы. Из бесчисленного множества этих бесплотных духов семь непосредственно предстоят престолу Божию или невозбранно входят пред Славу Святого, это: Михаил, Гавриил, Рафаил и другие. Судьбы духовного мира от нас утаены. Одно событие открыто. Некто Светоносец, сиявший в лике ангелов, как денница среди звезд, прежде чем чистая любовь к Богу всецело и неотъемлемо проникла существо его, уже восчувствовал, что у него есть ведение, которое беспрестанно растет и расширяется, и как бы дает ему заметить его превосходство: тогда он возмечтал быть равным Богу Всевышнему и не захотел быть послушным воле Творца своего. Вслед за тем, благость Творца оставила его, и он не удержался в своем чине: из духа чистого, светлого стал нечистым, темным. Как противник Богу, он назван сатаною; как порицатель всякого добра, который любит ложь и чернит все, что любезно Богу, назван клеветником, диаволом. Пример его непослушания Богу распространился и на других духов: он увлек их с неба за собою. Необъятная гордость, которая не допускала и тени смирения и не давала места раскаянию, затворила для них навсегда горнюю обитель света: низринутые в бездну, в вечных узах мрака, они соблюдаются на суд предопределенного великого дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

XXVI. Возвращение на родину С самыми отрадными мыслями и чувствами выехал Владиславлев из Дикополья и весь первый день своего путешествия на родину был весьма доволен всем тем, что неожиданно для него случилось с ним во время настоящего его пребывания в Дикополье. Ехал он теперь по знакомым местам тою самою дорогою, которою и в первый раз, шесть лет тому назад, возвращался на родину из того же самого чудного Дикополья, хотя и с иными совсем мыслями и чувствами. И теперь он точно так же, как и тогда, к вечеру первого дня добрался до села Петровского и остановился здесь для ночлега прямо у о. благочинного Ненарокомова, как у знакомого лица. И это имело свое значение и принесло свою пользу хозяину дома. Узнавши, что о. благочинный хочет сдать свое место сыну своему Митрофану и что последний нигде еще не искал себе невесты, Владиславлев посоветовал молодому человеку посвататься за прекрасную дочку благочинного Знаменского, Соничку, с которою он познакомился на пути из Зеленоводска в село Архангельское, но с тем, чтобы тот пожертвовал на «приютянок» 300 рублей, если архиерей позволит ему жениться на этой именно девушке, а не на какой-нибудь «приютянке». И отец и сын на это с радостью согласились, и на следующий же день, собравшись попросту, как будто в гости, к своему бывшему товарищу по семинарии, о. Ненарокомов с сыном отправились смотреть невесту, которая обоим очень понравилась, и договорились на счет приданого. Владиславлев заранее был в этом уверен и заранее радовался тому, что он нашел Митрофану Ненарокомову такую прекрасную невесту, умную и добрую. Первую упряжку в этот день он проехал вместе с Митрофаном, все время беседовал с ним о своей родной мутноводской семинарии и был очень весел. Но вот он расстался с Митрофаном и его отцом, и вдруг ужасная тоска стала томить его. Мысли его в эту пору невольно обратились к его родителям и тому объяснению с ними, которое неминуемо должно было случиться не далее, как в следующий же день. Иначе и быть не могло. Владиславлеву именно теперь только пришло на мысль, что если граф никак не мог помириться с мыслью о том, что его дочь может выйти замуж за какую-нибудь нетитулованную особу, то и его родители никак не могут помириться с мыслью о том, чтобы их сын женился на дочери графа Дикопольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

     Страшусь поведать и коснуться языком моим Этого страшного рассказа о Спасителе, Ибо поистине страшно изречь все это. Господь наш предан был сегодня в руки грешников! По какой же причине предан был Святой и Безгрешный? Ибо ни [одного] греха не имея, предан Он был сегодня. Придите же, исследуйте, почему Христос Спаситель был предан. Ради нас, безбожных, Владыка был предан. Кто не изумится? Кто не восхвалит? Когда согрешившими были рабы, предан [на казнь] был Владыка. Сыны погибели и чада тьмы вышли из мрака, чтобы схватить Солнце, Которое имело силу испепелить их в мгновение ока. Но Владыка, зная их бесстыдство и злобу, С мягкостью, по Своей воле, предал Себя в руки безбожных. И беззаконники, связав пречистого Владыку, Издевались над Тем, Кто «связал сильного» неразрывными узами И освободил нас от уз греха. Они сплели венец из своих шипов, бывших порождением корня иудейского. Глумясь, называли Его «Царем», плевали в лицо Пречистого, Чьего взгляда трепещут все небесные воинства и лики ангелов. Се, снова скорбь и слезы сковали сердце мое, Когда я вижу, как Владыка терпит от рабов Насмешки, оскорбления, плевки и побои. Придите и узрите полноту сострадания, Терпения и милосердия нашего Сладчайшего Владыки. У Него был бесполезный раб в раю наслаждения, И когда тот согрешил, то предан был на муку. Но когда Единый Благий увидел его душевную немощь, То испытал сострадание к рабу и смилостивился над ним И явил Себя, чтобы подвергнуться бичеванию от раба. Я хотел бы умолкнуть, так как ум мой поражен до крайности, Но страшусь, как бы молчанием своим не отвергнуть благодати Спасителя. Ибо трясутся кости мои, когда я помышляю об этом: Создатель всяческих, Сам Господь наш, сегодня обвиняем перед Каиафой, Словно один из преступников, и один из слуг дает Ему пощечину; Трепещет сердце мое, когда я помышляю об этом: Раб сидит, а Владыка стоит, И преисполненный беззакония выносит приговор Безгрешному. Небеса трепещут, основы земли сотрясаются; Ангелы и архангелы умолкли в ужасе, Гавриил и Михаил закрыли лица крылами своими.

http://pravoslavie.ru/73918.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010