Архангельском соборе Московского Кремля



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Московский Кремль: Архангельский собор / ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... Центральное благочиние Московской городской епархии История Достоверных данных о времени появления в Кремле храма Архистратига Михаила не сохранилось. Существует предположение о том, что первый деревянный собор в честь этого святого в Московском Кремле возник предположительно около середины XIII в. В 1333 г. московский князь Иван Калита по обету построил в Кремле новый каменный храм в честь Архистратига Михаила. В конце XIV в. собор расписал Феофан Грек с учениками. Вероятно, что в соборе времен Ивана Калиты появились приделы в честь небесных покровителей его сыновей: Симеона Столпника и Андрея Критского. Иван Калита и его сыновья Симеон Гордый и Андрей были похоронены в Архангельском соборе, с самого начала ставшем усыпальницей московских князей. Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, и в 1505 г. по его повелению ветхая церковь была разобрана и заложена новая, но вскоре Иван Васильевич умер и был погребен в только что заложенном храме. Устроителем нового Архангельского собора считается его сын — великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен белокаменный храм, доживший до нашего времени. ... далее ...
МОСКОВСКИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... каменный Архангельский собор Первым достоверным сообщением об Архангельском соборе является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной церкви во имя арх. Михаила в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного «рослой» (пошедшей в рост и не давшей зерен) рожью. Храм был построен за одно лето 1333 года, 20 сентября Архангельский собор освятил митрополит Феогност. Для сравнения — новый Архангельский собор архитектора Алевиза, строившийся в конце XV века при несравненно лучших условиях и возможностях, воздвигли за 3-4 года. Поэтому ученые предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Существует несколько противоречивых гипотез о его размерах и типологии первоначального Архангельского собора. обещал поставить у Архангельского собора в Москве придел Акилы-апостола, а воеводы — Даниил Дмитриевич Холмский и Федор Давыдович Пестрый-Стародубский (по другим сведениям — Федор Палецкий) — придел Воскресения. Летопись ничего не говорит о самом строительстве этих церквей-приделов, однако, комментируя обещание, добавляет «еже и бысть», тем самым, подтверждая исполнение обета. Очевидно, ... далее ...
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Ярославича Невского (, к-рый, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. Однако более обоснованной представляется гипотеза, связывающая возникновение данного престола с общей для Сев. -Вост. Руси традицией княжеского храмостроительства во имя Архистратига Небесных Сил бесплотных, почитавшегося как покровитель княжеского рода.) Иоанном Данииловичем Калитой каменной ц. во имя арх. Михаила, возведенной в течение одного года. В 1344 45-1346 47 гг., при сыне Иоанна Калиты вел. кн. Симеоне Гордом, храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из рус. иконописцев, старшими в к-рой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками. Облик храма 1333 г. неизвестен, существует неск. противоречивых гипотез о его размерах и типологии. Иоанна III Васильевича в битве с новгородцами на р. Шелони в день празднования памяти ап. Акилы (14 июля) , к А. с. в течение недели были пристроены 2 деревянных придела: во имя ап. Акилы, по обету вел. князя, и в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме, по обету воевод князей Д. Холмского и Ф. Д. Пёстрого-Стародубского. Во время кремлевского пожара 1475 ... далее ...
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОРИскать в Источникеpravenc.ru
... Ярославича Невского (, к-рый, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. Однако более обоснованной представляется гипотеза, связывающая возникновение данного престола с общей для Сев. -Вост. Руси традицией княжеского храмостроительства во имя Архистратига Небесных Сил бесплотных, почитавшегося как покровитель княжеского рода.) Иоанном Данииловичем Калитой каменной ц. во имя арх. Михаила, возведенной в течение одного года. В 1344 45-1346 47 гг., при сыне Иоанна Калиты вел. кн. Симеоне Гордом, храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из рус. иконописцев, старшими в к-рой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками. Облик храма 1333 г. неизвестен, существует неск. противоречивых гипотез о его размерах и типологии. Иоанна III Васильевича в битве с новгородцами на р. Шелони в день празднования памяти ап. Акилы (14 июля) , к А. с. в течение недели были пристроены 2 деревянных придела: во имя ап. Акилы, по обету вел. князя, и в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме, по обету воевод князей Д. Холмского и Ф. Д. Пёстрого-Стародубского. Во время кремлевского пожара 1475 ... далее ...
Слово после Божественной литургии в Архангельском ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Слово после Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля Мы называем Архистратигом Михаилом неведомую Божию силу, называем его главным воином, воеводой всех Небесных Сил, опять-таки привнося свое собственное понимание, свои образы, происходящие от нашей культуры и даже, скорее, от культуры древних людей. Иногда современный человек, не воспринимая ту древнюю культуру, через которую выражались величайшие таинственные и Божественные истины, отмахивается от этих истин. Мне приходилось слышать такие размышления: «Ну, в Бога я еще верю, а в ангелов, конечно, не верю», – потому что для такого человека ангелы – это либо воины, закованные в латы, либо младенческие лики с крыльями. Сегодня здесь, в Кремле, под сводами Архангельского собора, который является местом упокоения великих наших правителей, в соборе, который был в древности кафедральным собором города Москвы, мы торжественно прославляем имя святого Архистратига Божьего Михаила и всех Небесных Сил бесплотных. Мы изображаем на иконах святого Архистратига в виде воина – с мечом, в латах. В своем понимании сверхчувственного мира, мира Божественного человек всегда привносит свои собственные ... далее ...
На Радоницу Святейший Патриарх Кирилл совершил ...Искать в Источникеmospat.ru
... Радоницу Святейший Патриарх Кирилл совершил богослужение в Архангельском соборе Московского Кремля 28. 04. 2009 13: 13 На Радоницу Святейший Патриарх Кирилл совершил богослужение в Архангельском соборе Московского Кремля За богослужением пел хор храма во имя святого благоверного царевича Димитрия при первой Градской больнице. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию, в которой вознес молитвы о упокоении душ «приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашею, в соборном храме сем погребенных». По совершении каждения гробниц российских великих князей и царей, Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом. «Высокопреосвященные и Преосвященные Владыки! Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с днем поминовения усопших, которое мы совершаем после Светлого Христова Воскресения. Это день радости, потому что воспоминания и поминовение усопших соединяются в нашем сознании с Воскресением Христовым», – ... далее ...
Г. был сыном Иоаса из рода Авиезера в колене ...Искать в Источникеpravenc.ru
... был сыном Иоаса из рода Авиезера в колене Манассии. Его отец был язычником, владевшим святилищем Ваалу и Астарте в г. Офра. Г. избавил израильтян от нашествий кочевого племени мадианитян, к-рые неск. лет опустошали земли колен Манассии и Ефрема в горной области Заиорданья ( Суд 6. 5; 7. 12 ) и представляли опасность для веры Израиля (Суд 6. 10) . Тем не менее в Книге Судей не говорится, что Г. «судил» (евр.) Израиль в отличие от остальных судей ( ср. : Суд 12. 11 и др. ) . Призвание Гедеона. Миниатюра из Октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 417r) Призвание Гедеона. Миниатюра из Октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 417r) Г. был призван на служение ангелом Господним, повелевшим ему освободить Израиль от мадианитян. История с призванием Г. напоминает историю с призванием Авраама (Быт 18) . Подобно Аврааму, Г. доверился Господу, оставив языческое прошлое своей семьи ( ср. : Быт 12. 1 ) . Господь явился Г., когда из-за страха перед мадианитянами он прятался в виноградной давильне. Свящ. Писание отмечает его смирение в принятии божественного повеления (Суд 6. 14-15; ср. ответ Моисея на призвание Господа - Исх 3. 11) . Г. устроил благодарственную трапезу, к-рая стала ... далее ...
ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Всеволодовне, дочери киевского кн. Всеволода Святославича Чермного. В том же году вел. кн. Всеволод Большое Гнездо принял решение посадить Г. В. на княжение в Ростове вместо правившего здесь с 1208 г. кн. Константина Всеволодовича. Последнему вел. князь собирался передать после смерти Владимирское великое княжество. Однако Константин отказался переехать на княжение во Владимир, имея намерение владеть в будущем как Владимиром, так и Ростовом. В ответ Всеволод Большое Гнездо, собрав совещание широкого состава с участием белого и черного духовенства, включая Ростовского еп. св. Иоанна, завещал стольный г. Владимир и старейшинство среди собственных детей Г. В. Вел. кн. мч. Георгрий Всеволодович. Икона. 1645 г. (ГТГ) После смерти Всеволода (15 апр. 1212) Г. В. стал вел. князем владимирским. Константин с этим не смирился. Г. В. предлагал передать брату Владимир в обмен на Ростов. Однако Константин, желавший посадить в Ростове сына кн. мч. Василия (Василько) Константиновича, соглашался отдать взамен Владимира Суздаль, что не устраивало Г. В. Начались военные действия: Г. В. с братом кн. Ярославом отправились на Ростов, но до решающей битвы дело не дошло, было заключено ... далее ...
ГЕДЕОН • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... был сыном Иоаса из рода Авиезера в колене Манассии. Его отец был язычником, владевшим святилищем Ваалу и Астарте в г. Офра. Г. избавил израильтян от нашествий кочевого племени мадианитян, к-рые неск. лет опустошали земли колен Манассии и Ефрема в горной области Заиорданья ( Суд 6. 5; 7. 12 ) и представляли опасность для веры Израиля (Суд 6. 10) . Тем не менее в Книге Судей не говорится, что Г. «судил» (евр.) Израиль в отличие от остальных судей ( ср. : Суд 12. 11 и др. ) . Призвание Гедеона. Миниатюра из Октатевха. XIII в. (Vatop. 602. Fol. 417r) Г. был призван на служение ангелом Господним, повелевшим ему освободить Израиль от мадианитян. История с призванием Г. напоминает историю с призванием Авраама (Быт 18) . Подобно Аврааму, Г. доверился Господу, оставив языческое прошлое своей семьи ( ср. : Быт 12. 1 ) . Господь явился Г., когда из-за страха перед мадианитянами он прятался в виноградной давильне. Свящ. Писание отмечает его смирение в принятии божественного повеления (Суд 6. 14-15; ср. ответ Моисея на призвание Господа - Исх 3. 11) . Г. устроил благодарственную трапезу, к-рая стала жертвенным предложением, когда пищу попалил огонь, вышедший из посоха ангела ( ... далее ...
КОНСТАНТИН, МИХАИЛ И ФЕОДОР • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... князья Константин, Михаил и Феодор Муромские. Средник иконы «Блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, с житием». 1714 г. Иконописец А. И. Казанцев (МИХМ) Биографических сведений или упоминаний о К., М. и Ф. до 1547 г. нет не только в памятниках обл. летописания, но и в крупных общерусских сводах, созданных в 1-й пол. XVI в. (прежде всего таких, как Русский Хронограф, Никоновская и Воскресенская летописи) . По наблюдениям М. Б. Плюхановой, «в предшествующем летописании о князе Константине, правившем в Муроме, ничего не сообщалось. Предполагается, что до канонизации существовало местное муромское почитание этого святого, но определенных доказательств этому нет» (Плюханова. 1995. С. 133) . Лишь в 1547 г. русский агиограф Георгии (Юрии) Ярославиче. В 1554 г. неудовлетворенный работой агиографа свт. Макарий поручил создание Жития Константина, Михаила и Феодора др. писателю, который тем не менее в работе над текстом опирался на черновые материалы Жития, написанного Ермолаем (Еразмом) . В Похвальном слове муромским князьям также есть черты, свидетельствующие о работе над ним Ермолая (Еразма) . Очевидно, во 2-й пол. 50-х - сер. 60-х гг. XVI в. окончательный текст ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Архангельском соборе Московского Кремля
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"