12:00 – 18:00 – Круглый стол по актуальным вопросам церковного искусства (Малый зал) Модератор: Евгения Евгеньевна Жуковская (кандидат социологических наук, доцент факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры церковнопрактических и общегуманитарных дисциплин Сретенской духовной семинарии, главный редактор сетевого издания «Информационно- просветительский портал «Приходы», государственный советник Российской Федерации 3 класса, член Союза журналистов России). Тема: «Сохранение памятников церковной культуры (темы сохранения, консервации и каталогизации храмов. Создания единой информационной базы по всем архитектурным церковным памятникам. Будут обсуждаться вопросы, связанные с технологиями строительства, росписи, реставрации и эксплуатации храмов). 13:00 – 15:00 – Мастерская для детей и взрослых «Иконопись» (Большой зал) Ведущая: Хохлова Наталия Петровна (ведущий методист отдела экскурсионной и культурно-образовательной деятельности в ГБУК г. Москвы «Картинная галерея Ильи Глазунова», руководитель студии изобразительного искусства «Ласточка» для детей от 4,5-14 лет при КЦ им. И.М. Астахова.) Тема: «Изобразить неизобразимое (иконопись)». Возраст участников 10+ 16:00 – 20:00 – Мастер-классы известных художников (Большой зал) Ведущий: Максимов Евгений Николаевич (профессор, народный художник Российской Федерации, заведующий кафедрой живописи и композиции факультета живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств, вице-президент и член президиума Российской академии художеств). Программа: мастер покажет процесс создания фрески по сырой штукатурке. 18:00 – 20:00 – Просветительская лекция (Малый зал) Лектор: Татьяна Евгеньевна Самойлова (кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи). Тема: «Портреты русских правителей как феномен позднесредневековой культуры (на примере росписи Архангельского собора Московского Кремля)».

http://pravoslavie.ru/156565.html

Важнейшей святыней монастыря являлись хранившиеся в Вознесенском соборе под спудом мощи святой основательницы обители - великой княгини Евдокии (преподобной Ефросинии). Особым почитанием пользовались также чудотворные иконы " Богоматерь Одигитрия " (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) и " Богоматерь Казанская " (ныне - в Оружейной палате Московского Кремля). История Вознесенского монастыря неразрывно связана с историей Кремля и Москвы. Вместе с городом обитель пережила пожары, нашествия и разорения. В годы смуты после воцарения Лжедмитрия I в монастыре жила последняя жена Ивана Грозного Мария Нагая, в иночестве Марфа. Здесь же несколько дней перед свадьбой провела Марина Мнишек, будущая жена Лжедмитрия I, а далее и Лжедмитрия II. После воцарения династии Романовых, с 1613 по 1631 год в стенах обители проживала другая знаменитая инокиня с именем Марфа - мать первого царя династии Михаила Фёдоровича. Русские государи делали богатые вклады в обитель. Инокинями Вознесенского монастыря нередко становились представительницы знатных родов. Во время нашествия Наполеона в 1812 году монастырь был разграблен, но после восстановлен, как и другие соборы и церкви Кремля. В 1907 году в обители прошли торжества в честь 500-летия со дня преставления Княгини Евдокии, в которых участвовали митрополит Владимир (Богоявленский), многочисленное духовенство, а также великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Организаторами торжеств были игумения Евгения (Виноградова), её портрет можно видеть в экспозиции, и протоиерей Вознесенского собора Александр (Пшеничников), один из первых историографов обители. Революционные события 1917 года изменили судьбу Вознесенского монастыря. В 1918 году, после переезда советского правительства в Кремль, он был закрыт. В 1929 году правительственной комиссией было принято решение о сносе Вознесенского монастыря, а также находившегося рядом с ним Чудова монастыря и Малого Николаевского дворца для строительства на их месте Военной школы имени ВЦИК. Несмотря на попытки спасти памятники, предпринятые специалистами музея и ведущими архитекторами, комплексы двух монастырей и дворца были уничтожены. Благодаря деятельности комиссии, созданной в музеях Московского Кремля, в состав которой вошли заведующий отделов памятников Кремля Н.Н. Померанцев, архитектор Оружейной палаты Д.П. Сухов, заместитель директора Оружейной палаты В.К. Клейн, представитель Исторического музея А.В. Орешников и другие специалисты, ценой героических усилий в кратчайшие сроки удалось спасти от уничтожения иконы и богослужебные предметы, выполнить фотофиксацию и обследование захоронений. Архитектор-реставратор П.Н. Максимов выполнил архитектурные обмеры зданий. Гробницы великих князей и княгинь были перевезены в подземную палату под южной пристройкой Архангельского собора.

http://sobory.ru/article/?object=21397

Фактически этот храм был первой кремлевской постройкой, которая открывалась взору посетителей, проходивших через Спасские ворота. А с Красной площади над кремлевской стеной хорошо были видны купола и колокольни церкви Михаила Малеина, слышен перезвон монастырских колоколов. Лишь после завершения строительства храма Великомученицы Екатерины в 1817 году его, по московским меркам, вычурные, но весьма гармоничные готические формы затмили собой небольшую церковь Михаила Малеина. Наиболее узнаваемой из всего комплекса построек Вознесенского монастыря Девятов называет церковь Великомученицы Екатерины. Ее внешний вид в неоготическом стиле, пожалуй, был самым необычным на территории Московского Кремля. " В конце XIX века церковь была полностью отремонтирована и отреставрирована, специально для нее заказан новый огромный, очень тонкой работы мраморный иконостас. К сожалению, он безвозвратно погиб при разрушении монастыря " , - отметил официальный представитель ФСО. Выселение монахинь Сергей Девятов констатирует, что " во время артобстрела и штурма Московского Кремля в ноябре 1917 года Вознесенский монастырь, как и Спасская башня, сильно пострадал " . В 1918 году по указанию ВЦИКа и СНК РСФСР из Кремля, в том числе и из женского монастыря, латышскими стрелками были выселены все монахини, прекращены церковные службы. Кельи стали использовать как общежитие для обслуживающего персонала Кремля. " В 1929 году из монастыря в южный придел Архангельского собора перевезли саркофаги русских великих княгинь и цариц. Тогда же из ризницы и иконостасов вывезли в Оружейную палату, другие музеи и Гохран все остававшиеся на тот момент в монастыре ценности, богослужебную утварь, иконы и уникальные книги. За несколько дней до уничтожения монастырских зданий кремлевские архитекторы и музейные работники успели провести их натурные обмеры " , - перечислил Девятов. По распоряжению советских властей Вознесенский монастырь частично взорвали, частично разобрали. Небольшое количество археологических артефактов было найдено случайно, но археологические раскопки на этой древней территории практически не начинали.

http://pravoslavie.ru/89803.html

- В 1744-1883 гг. Архангельский собор был кафедральным собором Московских епархиальных архиереев, в 1895 г. перешел в ведение Московской дворцовой конторы. В 1893 г. наиболее ценные в историческом отношении предметы из ризницы собора были переданы в Синодальную ризницу (ныне в Оружейной палате). В Синодальную (Патриаршую) библиотеку (ныне в ОР ГИМ) поступили хранившиеся в ризнице рукописи: 4 пергаменных, 20 на бумаге (Апостолы, Евангелия, Минеи служебные, Октоихи и Псалтири), в т. ч. пергаменное Мстиславово Евангелие (XII в.), лицевая Псалтирь - вклад Д. И. Годунова в собор в 1594 г. по царе Иоанне IV и его брате князе Юрии Васильевиче. В 1918 г. Архангельский собор был закрыт. Реставрация и возобновление богослужений. В 1918 г. были произведены работы по восстановлению алтарной части собора, пострадавшей во время обстрела Кремля революционными войсками. В 20-х гг. ХХ в. разобрали деревянный тамбур, закрывавший лоджию западного входа в собор, а также кирпичный портик у северного портала. В 1929 г. в погреб, находящийся к югу от Архангельского собора, были перенесены саркофаги с останками великих княгинь и цариц из разобранного собора Вознесенского монастыря. В 1930-1934 гг. реставрирован Покровский придел (Д. П. Сухов, Н. Д. Виноградов) и проведены натурные исследования. В 1946 г. под руководством П. Д. Корина и И. А. Баранова были раскрыты из-под записей фрески в лоджии на западном фасаде. Архангельский собор был обмерен (А. И. Власюк). В 60-х гг. XX в. продолжались исследовательские и ремонтные работы (В. Н. Меркелова и др.), тогда же проведены археологические изыскания, во время которых обнаружены остатки белокаменных кладок, необоснованно отнесенные к XIII в., и кирпичного пола с покрытием из керамических поливных плиток. Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. (под руководством В. Н. Крыловой), реставрация иконостаса - в 1979-1980 гг. В 2000-2001 гг. проводились исследования помещений над хорами и для священнослужителей, погреба Казенного двора. В 1955 г. был открыт свободный доступ в музей Архангельского собора. 28 мая 1991 г. первое богослужение в Архангельском соборе совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

http://sedmitza.ru/text/616600.html

М. до конца не ясны. Новгородская летопись ставит в вину князю наряду с не совсем понятным «не блюдет смерд» желание сесть в Переяславле в нарушение крестоцелования 1117 (или 1125?) г. о пожизненном княжении в Новгороде, неблаговидное поведение во время суздальского похода («ехал еси с пълку переди всех») (НПЛ. С. 24), а также переменчивость политики (то союз с Черниговом, то война с ним). Никоновская летопись (1-я пол. XVI в.) говорит также, будто В. М. «възлюби играти и утешатися… а людей не судяше и не управляаше», но достоверность этих добавлений, так же как и сообщений Никоновской летописи о каких-то особых связях В. М. с «немцами» (шведами?), к-рые якобы участвовали в суздальском походе 1134/35 г. и к к-рым князь будто бы собирался бежать в ходе конфликта с новгородцами в 1136 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 159), весьма сомнительна. Кроме упрека в политическом непостоянстве, перечисленные обвинения выглядят запоздалыми, хотя и сознательный политический выбор новгородцев в пользу Чернигова маловероятен, т. к. был бы чрезвычайной опрометчивостью, что отмечает и новгородский летописец: в результате у Новгорода «не бе мира… ни с сужьдальци, ни с смольняны, ни с полоцяны, ни с кыяны» (НПЛ. С. 25), т. е. по всему периметру новгородских границ. Вероятно, возник какой-то резкий внутренний конфликт В. М. с частью новгородской верхушки, в т. ч., возможно, и со свт. Нифонтом. Этот конфликт имел явно фискальную подоплеку, недаром 1-м гос. актом преемника В. М. стало обновление в 1137 г. порядка материального обеспечения Новгородской кафедры, к-рое предусматривало компенсацию из княжеской казны возможной недостачи сборов с владычных погостов. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Фреска юго-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Фреска юго-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Прибыв к киевскому кн. Ярополку Владимировичу, В. М. получил от него в держание Вышгород под Киевом. Именно на это время (или, что менее вероятно, на последние месяцы пребывания В.

http://pravenc.ru/text/Всеволод ...

Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора в княжение Василия III , наслушавшись боярских толков, замечает о Софие в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Наконец, летописцы подтверждают это, говоря, например, что по внушениям Софии Иван III окончательно разорвал с Ордою. Будто бы однажды молвила она мужу: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?» Как царевна, София, пользовалась в Москве правом принимать иноземные посольства. Согласно легенде, приведенной не только русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в 1477 году София смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительстве храма святому Николаю на том месте в Кремле , где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля. Этот рассказ представляет Софью решительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не построила»). Иван III действительно отказался платить дань и растоптал ханскую грамоту прямо на ордынском дворе в Замоскворечье , Русь фактически прекратила выплату дани Орде. Софья сумела привлечь в Москву врачей, деятелей культуры и особенно архитекторов. Творения последних могли сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не только Второму, но и Первому Риму. Прибывшие архитекторы Аристотель Фиораванти , Марко Руффо, Алевиз Фрязин, Антонио и Петро Солари возвели в Кремле Грановитую палату , Успенский и Благовещенский соборы на Соборной площади Кремля ; завершилось строительство Архангельского собора . Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.

http://drevo-info.ru/articles/16553.html

На Крещение – крестный ход из Успенского собора, через Тайницкую башню (она тогда была проездная) на реку, где была устроена иордань. «Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола». Палят пушки, потом народ купается в освященной воде. И отец тут, и Горкин. Весело.     Там, за стенами Кремля, в те времена было побольше церквей, чем сейчас. В одной из них – церкви Константина и Елены, а позже в Архангельском соборе – служил отец Валентин Амфитеатров (1836–1908). Его имя упоминается в рассказе «Рождество». В сочельник Горкин своему юному другу объясняет, почему именно пастухам первым возвещено было о рождении Спасителя, и говорит: «Про это мне вразумление от отца духовного было, он все мне растолковывал, отец Валентин, в Успенском соборе, в Кремле, у-че-ный!.. Про-поведи как говорит!.. Запомни его – отец Валентин Амфитиятров». Ныне проповеди «московского утешителя» опубликованы и доступны всем православным. А сын отца Валентина, талантливый прозаик и публицист Александр Валентинович Амфитеатров (1862–1938), был большим почитателем творчества Ивана Сергеевича Шмелева и высоко оценивал, в частности, роман-эпопею «Солнце мертвых».     Затем по Софийской набережной можно направиться в сторону Каменного моста. На другом берегу реки сияет громадный купол воссозданного храма Христа Спасителя. Прежний разрушенный храм воздвигали более 50 лет. Великое множество народа принимало участие в его сооружении. Глава семейства – Сергей Иванович Шмелев, занимаясь подрядными работами, был причастен к строительству храма. Великим постом (рассказ «Рождество»), когда ехали на лошадке Кривой на постный рынок, Горкин говорит Ване Шмелеву: «Стропила наши под куполами-то… нашей работки ту-ут..! Государю Александр Миколаичу, дай Бог ему поцарствовать, генерал-губернатор папашеньку приставлял, со всей ортелью!»     А вот и Каменный мост. На месте, где он пересекается с набережной, до 30-х годов ХХ века находилась часовня Николая Чудотворца. Когда на Кривой проезжали мимо часовни, старая лошадь, возившая еще прабабушку Устинью, по привычке здесь останавливалась. Прабабушка здесь всегда выходила ставить свечку.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

Дух в звездчатом медальоне (композиция «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие»); на 4-м клейме «Приидите, людие» - Г. С. на престоле херувимском, во славе, с символами евангелистов, с раскрытой книгой в руках. На иконе «Страшный Суд» (сер. XVI в., ГТГ) Г. С. на престоле изображен дважды: в небесах в окружении сил небесных и отсылающим Христа на Суд, в обоих случаях в руках - развернутый свиток. Такой же образ на иконе из Сольвычегодска (1580-1590, СИХМ). Образ Г. С. получил широкое распространение на иконах, в стенописи и книжной миниатюре. В храмовых росписях в этот период он занял особое место - в куполе вместо традиц. изображения Господа Вседержителя . В росписи центрального купола соборов Архангельского в Московском Кремле (1564-1565), Успенского в Свияжске (60-е гг. XVI в.), Смоленского в московском Новодевичьем мон-ре (1598) представлена композиция «Отечество», где образ Г. С. соответствует Ветхому денми в визант. иконографии. В перечисленных выше композициях Г. С., как и Ветхий денми, ассоциируется с первой Ипостасью Св. Троицы. Поясное изображение Г. С. находится в юго-вост. малом куполе Благовещенского собора Московского Кремля (после 1547), в куполе Троицкой (ныне Покровской) шатровой ц. Александровской слободы (70-е гг. XVI в.), в центральном куполе ц. Св. Троицы в Вязёмах (кон. XVI в.), в конхе диаконника собора Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле (1563). Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Господь Саваоф. Роспись Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563 - 1564 гг. Иконы «Отечество» с Г. С. становятся средником праотеческого ряда иконостасов (напр., в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, Успенском соборе Московского Кремля, Троицком и Успенском (икона «Новозаветная Троица - Сопрестолие») соборах ТСЛ), а также встречаются в виде небольших аналойных образов (иконы XVI в., СПГИАХМЗ). Различные варианты изображения Г. С. в небесном сегменте, сидящего на престоле или на херувимах, в композициях «Отечество» и «Новозаветная Троица», или «Сопрестолие», встречаются на мн.

http://pravenc.ru/text/166347.html

В нач. дек. 1812 г. Л. получил указ сопровождать обоз с ценностями обратно в Москву; 12 дек. он выехал из Вологды и 31 дек. прибыл в Москву. Первоначально поселился в Златоустовском мон-ре, который не пострадал от пожаров, но подвергся разграблению и осквернению (так, в Троицкой ц. франц. солдаты устроили конюшню). В янв. 1813 г., переселившись в Перервинский мон-рь, приступил к исполнению синодского указа, к-рым предписывалось сделать опись имущества и подать ведомости о том, «что в каждом монастыре разрушено, сгорело, похищено». 6 апр. того же года освятил восстановленную надвратную ц. в честь Толгской иконы Божией Матери (XVIII в.), а 9 мая - храм во имя свт. Николая Чудотворца в Перервинской обители. К февр. 1813 г. в монастыре проживали уже более 100 иноков. Одновременно к нояб. 1813 г. Л. восстановил московский в честь Богоявления мужской монастырь . Являлся казначеем комитета «Высочайше составленного, для золочения глав» на соборах Московского Кремля, с 1 дек. 1813 г.- присутствующим в Московской духовной консистории. В 1814 г. Л. был уволен от должности префекта Перервинской ДС и назначен членом Московского комитета духовной цензуры; 30(20?) сент. 1815 г. уволен от управления Перервинским монастырем. 26 июня 1815 г. Синод поручил Л. возобновление Архангельского собора Московского Кремля, выделив на это 40 тыс. р. ассигнациями. Убранство собора было обновлено: в частности, колонны иконостаса заменены резными и изготовлены резные царские врата. 26 июня 1816 г. по рекомендации еп. Августина Л. был переведен настоятелем в Высокопетровский во имя свт. Петра, митр. Московского, монастырь , 13 марта 1817 г. назначен благочинным муж. монастырей Московской епархии. 30 авг. 1816 г. имп. Александр I пожаловал Л. орден св. Анны 2-й степени за «отличное усердие, оказанное при восстановлении духовной части в Москве после нашествия неприятельскаго». Вскоре Л. был представлен императору. 12 марта 1818 г., в день восшествия на престол имп. Александра I, Л. произнес свою 1-ю проповедь в столичном Казанском соборе. Ревельский еп. свт. Филарет (Дроздов) и С.-Петербургский митр. Амвросий (Подобедов) при предварительной цензуре назвали проповедь «очень хорошею». 7 апр. того же года при освящении церкви в городовой тюрьме С.-Петербурга Л. произнес Слово, напечатанное позднее за счет средств министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына .

http://pravenc.ru/text/Лаврентием ...

Иконописные работы: в 1663 г. Ф. Е. вместе с другими жалованными иконописцами «был с рукодельем у руки государя» и подносил икону Богоматери; «чинил Большой Деисус в Благовещенском соборе»; в 1664 г. писал иконы для иконостаса в дворцовую ц. прмц. Евдокии; в 1665 г. участвовал в написании 7 икон цикла Триоди Цветной; в 1666 г. писал иконы для иконостаса в ц. вмц. Екатерины, «что у царицы на сенях»; в 1667 г. создал икону «Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими» для Николо-Коряжемского мон-ря (СИХМ); в 1669 г. для иконостаса ц. арх. Михаила Чудова монастыря написал иконы «Свт. Николай Чудотворец» (не сохр.) и «Ап. Андрей Первозванный» (ГММК); в 1672 г. написал по заказу Улиты Скрыпиной икону «Прор. Илия» для Илиинской ц. в Ярославле (ЯХМ); в 1673 г. вместе с Никитой Павловцем писал 2 иконы Божией Матери «Живоносный Источник» «государю в хоромы»; в 1677 г. по заказу Б. М. Хитрово писал иконы для ц. Св. Троицы в его подмосковном владении - с. Ознобишине (сохр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (ГМЗК)) и для Архангельского собора Московского Кремля с изображением царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, предстоящих в молении Нерукотворному образу Спасителя (ГИМ, под записями XVIII и XIX вв.); в 1678-1679 гг. возглавлял работы по созданию икон праотцов для дворцовой ц. прмц. Евдокии и икон для ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в с. Измайлове, для местного ряда иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в Верхоспасском соборе писал «с товарищи» раму к иконе Спаса Нерукотворного с клеймами легенды (ГММК); в 1680 г. «с товарищи» писал для ц. мч. Иоанна Белоградского, «что у Великого Государя в Верху», Деисусы, праздники и местные иконы, в числе к-рых - страсти мч. Иоанна Белоградского, для Сретенского собора Московского Кремля - иконостас, апостольские проповеди, для ц. Всех святых в с. Измайлове - местные иконы; в 1683 г. писал иконы для Новодевичьего монастыря (Страстной цикл, часть резных икон фигурного «Распятия с предстоящими» находятся в ГИМ - музей «Новодевичий монастырь»); в 1685 г. под рук. Ф. Е. осуществлялись работы по созданию иконостасов в приделы Смоленского собора Новодевичьего монастыря; в 1687 г. под рук. и при участии Ф. Е. были написаны иконы Спасителя, Богородицы и св. Иоанна Предтечи для местного ряда иконостаса ц. Нерукотворного образа Спасителя над Воскресенскими воротами; 1688 г. датирована подписная икона «Рождество Пресв. Богородицы» (ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/200105.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010