Архангельский собор С южной стороны Успенского собора возвышается не менее замечательный своею святынею и древностию собор Архангельский. Он устроен был в 1333 году Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитою. Ещё прежде сего собора на этом месте стояла деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, которого издревле Русские Князья признавали своим заступником. Когда обветшала эта церковь , Великий Князь соорудил на этом месте каменную. Подражая греческому царю Константину Великому , воздвигшему особу. Церковь для погребения греческих императоров, Великий Князь с тою же целью соорудил и эту церковь и назначил её местом для погребения себя и своих преемников. Храм этот в начале XVI века оказался ветхим и тесным. Великий Князь Василий Иоаннович заложил новый, по образцу Успенского собора, обширнее прежнего. В 1509 году, в день самого праздника, новый собор был освящён Всероссийским митрополитом Симоном, в присутствии самого Великого Князя. Впоследствии Архангельский собор, вместе с прочими зданиями Кремля, не раз подвергался разрушениям. Так, в 1610 году, повествует летописец, в Архангельском соборе «бысть шум и гласи и плач пред самым разорением царства Московского». Во время 19-тимесячной осады поляками Кремля Архангельский собор подвергся опустошению. В 1737 году, во время Московских пожаров, Архангельский собор снова подвергся печальной участи. Внутренним украшением и живописью собор Архангела Михаила обязан был Императрице Екатерине II. Её повелением живопись в нём была возобновлена, с удержанием прежнего характера. В 1775 году, в храмовый праздник Архангела Михаила, Митрополит Платон в проповеди своей говорил: «Не мы только, но и самые стены храма сего проповедуют усердие Благочестивейшей Государыни к святым местам». В 1812 году Архангельский собор снова потерпел опустошение от неприятелей. Французы, заняв Москву, опустошали все соборы Кремля, между которыми потерпел и Архангельский. Архангельский собор служил усыпальницею древних русских Великих Князей и Царей, начиная от Иоанна Даниловича Калиты до Иоанна Алексеевич а. Между гробницами Великих Князей и Царей особенно замечательны две гробницы: в одной из них почивают на вскрытии мощи св. Царевича Димитрия, а в другой, под спудом, – мощи св. Благоверного Князя Михаила и боярина его Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иеромонах Даниил (Плотников): В борьбе против Архангельской митрополии кочетковцы объединились с врагами Церкви Руководитель отдела по тюремному служению Архангельской епархии о «Заостровском расколе» 04.01.2013 2556 Время на чтение 9 минут Вынужден вмешаться в очередную клеветническую кампанию против Архангельской митрополии , ее священников и мирян во главе с нашим правящим архиереем митрополитом Даниилом, которую развязали очередные «борцы за чистоту веры» . Люди, которые не знают полноты всего происходящего на Поморской земле, выдвинули себя знатоками и судьями. Именно в таком ключе, «знающих» ситуацию людей, написано обращение преподавателя истории иудаизма Свято-Филаретовского православно-христианского института Анны Ильиничны Шмаиной-Великановой. В глаза бросилось несколько важных вещей, которые можно назвать знаковыми. Во-первых, «письмо» пишет человек, который позиционирует себя как «доктор культурологии, профессор Центра Изучения Религий РГГУ, прихожанка храма свв. Косьмы и Дамиана, что в Шубине». Второе – автор письма ссылается на мнение публицистов (с довольно сомнительной «репутацией») о том, что в Архангельской митрополии «творится». Это, к примеру, небезызвестная Светлана Солодовник, деятельность которой для любого здравомыслящего человека является очевидно антицерковной. С подборкой ее переполненных едким сарказмом статей с гневным обличением «клерикальной верхушки» (термин Солодовник) можно познакомиться на сайте «Ежедневного журнала» – рупора «болотных» демагогов. Чего стоят одни названия статей: «Церковь закрывается», «Всеволод Чаплин тянет Бога в пособники беззакония», «Итоги года. Патриархия против православной общественности», «В РПЦ пугают " большой кровью " ». Одним словом, кочетковцам все равно с кем объединятся, лишь бы против церковной власти. Впрочем, к отцу Георгию Кочеткову, отцу Иоанну Привалову и всему Преображенскому братству госпожа Солодовник питает гораздо более нежные чувства. Вот несколько примечательных цитат:

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/04/ie...

поиск:   разделы   рассылка Ольга Богданова " Жара " Александра Архангельского: незабываемое время Источник:  Татьянин день Фильм Александра Архангельского " Жара " , посвященный духовным поискам советской интеллигенции и неофициальной религиозной жизни 1960-х-1980-х годов, вызвал немало толков и обсуждений. На какую аудиторию он был рассчитан? Почему так мало говорится об истории политической борьбы в эти годы? Какие ассоциации и мнения он вызывает у тех, кто был современником описываемых событий? Сегодня в " Татьянином дне " – комментарии епископа Каскеленского Геннадия, филолога Андрея Десницкого и шеф-редактора фильма " Жара " Ксении Лученко. Епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев): Фильм " Жара " очень понравился. Хотел бы поблагодарить Александра Архангельского за прекрасную работу. Фильм познавательный. Много кинопленок впервые показаны широкому зрителю. Много новых интересных фактов – чего стоит только собачка в углу полотен художника Фаворского! Поразило своей темной обреченностью выступление отступника Осипова с атеистической трибуны, а глубокие гениальные глаза Ахматовой после просмотра третьей серии снились всю ночь. К сожалению, не обошлось без ошибок: митрополит Никодим никогда не был ректором Ленинградской духовной Академии, а Псково-Печерский монастырь – лаврой. Но главное достоинство фильма в том, что он правдив. Убежден, что все, кто жили в те проклятые, но плодоносные времена, воскликнули: да, да, именно так все и было! Мое настоящее обращение тоже произошло в середине 80-х. И я очень хорошо помню, как морозной зимой приходил с группой молодых христиан в деревянный домик на окраине Троице-Лыково на собрания, которые соединяли в себе элементы научного семинара и первого класса церковно-приходской школы. А потом с великой осторожностью мы расходились по одному к разным автобусным остановкам: ведь для нагрянувшей милиции присутствие в доме нескольких несовершеннолетних при наличии на столе открытой Библии давало повод к задержанию взрослого. И сущая правда, что солидные ученые родители говорили своим отпрыскам: уж лучше бы ты пил и развратничал, чем – религия! И сущая правда, что молодой православный доперестроечного времени тесно, плечом к плечу, стоял на линии фронта супротив безбожия вместе с католиком, баптистом, пятидесятником, иудеем.

http://religare.ru/2_89803.html

В Новосибирской митрополии состоялись торжества по случаю 20-летия Михаило-Архангельского монастыря в с. Козиха 24 ноября 2017 г. 14:24 20-21 ноября 2017 года в Новосибирской митрополии состоялись торжества по случаю 20-летия Михаило-Архангельского монастыря с. Козиха (Ордынский район Новосибирской области). По приглашению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона участие в памятных мероприятиях принял архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий , основатель монашеской обители. 20 ноября владыка Артемий возглавил всенощное бдение в Троице-Владимирском соборе г. Новосибирска — подворье монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили пять архиереев, начинавших свой иноческий и священнический путь в Михаило-Архангельском монастыре — епископ Искитимский и Черепановский Лука , епископ Каинский и Барабинский Феодосий , епископ Анадырский и Чукотский Матфей , наместник монастыря и настоятель прихода епископ Колыванский Павел и епископ Карасукский и Ордынский Филипп . 21 ноября, в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в Михаило-Архангельском монастыре Божественную литургию возглавили настоятель обители митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий, епископ Искитимский и Черепановский Лука, епископ Карасукский и Ордынский Филипп, епископ Каинский и Барабинский Феодосий, епископ Анадырский и Чукотский Матфей, епископ Калыванский Павел в сослужении духовенства Новосибирской митрополии. За Литургией была вознесена молитва об упокоении души архимандрита Наума (Байбородина), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, — 21 ноября исполнился 40-й день после его преставления ко Господу. Песнопения исполнил сводный мужской хор монастыря и Новосибирской епархии. Перед Таинством Евхаристии хор пропел акафист и тропарь Архистратигу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным. По окончании Литургии был совершен крестный ход вокруг храма святой обители. Богослужение завершил молебен Архистратигу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Тихон Архангельский, Исповедница Хиония Архангельская июня 1875 – †4/17 октября 1937 апреля 1883 – †4/22 декабря 1945 Священномученик Тихон Архангельский прославлен Юбилейным собором 2000 г. 215 Исповедница Хиония Архангельская прославлена в 2001 г. Память празднуется 4/17 октября и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Из определений Священного Синода В заседании Священного Синода 22 февраля 2001 года под председательством ПАТРИАРХА Слушали: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию за истекший со времени последнего заседания Священного Синода срок и касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Постановили: 1 . Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2 . Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века следующие имена: от Московской епархии: Хионии Архангельской (1883 – 22 декабря 1945) 3 . Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ Священномученик Тихон Архангельский родился 1 июня 1875 г. в селе Попово Тамбовской губернии в семье потомственного священника Иоанна Архангельского. Он был старшим из троих детей. Когда ему исполнилось семь лет, скончался его отец; мать умерла ещё раньше. Детей взял на воспитание дядя, тоже священник, а затем их воспитывала его дочь, вышедшая замуж за священника, – такое приданое получила она от отца: троих сирот. В 1893 г. Тихон Архангельский поступил в Тамбовскую семинарию, которую окончил в 1899 г. В сентябре этого же года он был определён в псаломщики, а в феврале следующего, 1900 г. женился на дочери священника Иоанна Димитриева, Хионии; можно предположить, что они были знакомы с ранних лет, потому что жили в одних и тех же местах. 5 марта 1900 г. Тихон Иоаннович был рукоположен во диакона, а 19 марта – во иерея, клирика монастырско-приходской церкви во имя святого Димитрия Солунского при женском монастыре в селе Троекурове, где в своё время служили его дед и дядя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

поиск:   разделы   рассылка Филипп Щипков Александр Архангельский: Религия находится в гетто Александр Николаевич Архангельский. Родился в 1962 году. В 1984 году окончил факультет русского языка и литературы МГПИ. Кандидат филологических наук. 1985 – сотрудник Гостелерадио СССР. В 1986-1992 работал в журналах " Дружба народов " и " Вопросы философии " . С 1992 по 1993 – автор и ведущий программы " Против течения "  (РТР). С 1993 по 1994 – автор программы " Писатели у микрофона " (радио " Свобода " ). С 1998 года – обозреватель, с 2001 года – заместитель главного редактора газеты " Известия " . Автор и ведущий телепрограммы " Тем временем " на ТК  " Культура " . Вам интересна религия как самостоятельный феномен или ее политическая составляющая? На политических полосах " Известий " периодически публикуются материалы, которые посвящены взаимодействию политики и религии. О религии в собственном смысле слова мы можем писать, только когда она вызывает резонанс в обществе. В обществе верующих и неверующих. Когда в этом году умер митрополит Сурожский Антоний (Блум), мы об этом написали, потому что, независимо от личных религиозных воззрений наших читателей, фигура митрополита Антония является посреднической между миром Церкви и миром внецерковным (к нему в большинстве своем относятся читатели " Известий " ). А когда год назад умер во всех отношениях достойный митрополит Нижегородский Николай (Кутепов), мы об этом не писали – не в силу нашего равнодушия, а потому, что это событие специально не касается нашего читателя. О религии " Известия " пишут часто. Почему нет специальной религиозной полосы? Когда я руководил отделом " Общество " , я пробовал такую полосу делать, но, во-первых, у меня не было ощущения, что она кому-нибудь, кроме меня, нужна. Во-вторых, газета – это только зеркало. Мы живем в мире, где на большинство населения религия воздействует в политической и общественной сферах, а не в собственно религиозной. Понятно, что девять из десяти русских скажут, что они православные, но при этом только 5 % ходят в церковь, исповедуются, причащаются, т.е. живут церковной жизнью. Если Церковь (не через СМИ, а сама по себе) вернет влияние на умы (а не только на ситуации, ведь политика – это набор ситуаций), то, несомненно, это приведет к немедленным переменам в редакционной политике многих изданий.

http://religare.ru/2_6461.html

Архангельская епархия и Северный Арктический федеральный университет подписали соглашение о сотрудничестве 25 марта 2020 г. 10:15 24 марта 2020 года митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий и ректор Северного Арктического федерального университета им М.В. Ломоносова Елена Кудряшова подписали соглашение о сотрудничестве. Приветствуя Е. Кудряшову, митрополит Корнилий отметил, что продолжаются дни Великого поста, которые для каждого православного человека являются временем особого духовного осмысления. «В том, что сегодня мы собрались для подписания нашего соглашения о многоплановом сотрудничестве, я вижу глубокий духовный смысл, — сказал глава Архангельской митрополии . — Русский Север искони был землей духовного подвига и духовно-нравственного просвещения. Первыми миссионерами Поморья были монашествующие, которые принесли на эту северную землю семена веры и знания. Сегодня их имена известны всем: это преподобный Кирилл, преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, преподобный Антоний Сийский. Известным православным просветителем был архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий, а также уроженец Пинежского уезда святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как свидетельствует история, о трудах православной миссии помышлял и наш знаменитый ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Поэтому сегодня особенно радостно осознавать, что мы продолжаем путь, начатый нашими благочестивыми предками — через духовно-нравственное просвещение и образование стремимся преобразить наш Русский Север, определить вектор развития нашего общества». Владыка Корнилий поблагодарил Елену Владимировну за поддержку инициатив духовенства и мирян Архангельской епархии по организации и обеспечению сотрудничества с Северным Арктическим Федеральным университетом: «Позвольте заверить Вас в том, что Архангельская епархия всегда с особым вниманием будет относиться к вопросам образования в Архангельской области и всемерно поддерживать инициативы университета, направленные на достижение наших общих целей». Ректор вуза поблагодарила митрополита Корнилия за теплое приветствие. «Все, что за десять лет создавалось в федеральном университете, было освящено, в том числе наш интеллектуальный центр. За эти годы было сделано много добрых дел. И мы надеемся, что эти добрые дела не просто продолжатся, а умножатся благодаря вашему благословению», — обратилась Елена Владимировна к архипастырю.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Архангельске впервые открылся региональный форум ВРНС памяти св. Иоанна Кронштадтского 9 ноября 2017 г. 18:41 9 ноября 2017 года первый Архангельский форум Всемирного русского народного собора (ВРНС) памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского открылся в Архангельске. Церемония открытия прошла в Северном государственном медицинском университете (СГМУ). Участники форума обсудили тему «Русский Север: 1917-2017 годы. Трагические уроки истории и путь к единению ради будущего». «Мы собрались, чтобы еще раз оценить прошедшие события, эта площадка должна нас объединить на основе главных ценностей, которые сейчас многие пытаются подменить, — сказал митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил , открывая форум. — Мы живем на земле, которая вырастила великого человека, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Он был рупором совести и нравственности народа в предреволюционное время, он пророчествовал о том, что будет с Россией, если она не пойдет по правильному пути. Эти предсказания сбылись. Слова Иоанна Кронштадтского не были услышаны. Как тогда, так и сейчас народ часто бывает глух к тому, что происходит рядом. Зато видит искусственные проблемы, например, притеснение нетрадиционных меньшинств. А о том, что по всему миру льется кровь людская, что гонят христиан, что на Востоке тысячи людей убивают за веру во Христа, — не говорят правозащитники».   Владыка отметил, что во время форума необходимо осмыслить идейный фундамент нашего общества, а не второстепенные вещи, такие как экономическое развитие или борьба с коррупцией: «Чтобы победить  коррупцию, нужна нравственность, человек должен иметь закон в своем сердце, понимая, что Господь видит все. Дай Бог, чтобы мы смогли изменить хотя бы часть людей, сделать их более нравственными, чистыми, добрыми, тогда жить будет намного легче». Губернатор Архангельской области Игорь Орлов в приветственном слове отметил, что ВРНС призван стать во главе коалиции нравственно ответственных и патриотически ориентированных сил гражданского общества. «Сегодня весь мир видит, что нашей стране хватает сил и мудрости оставаться островом стабильности, идти по своему историческому пути, за последние несколько лет наше общество стало более консолидированным, в нем нет трагического гражданского раскола, классовой ненависти, которая разделяла еще совсем недавно народ», — сказал глава региона.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Рождественский пост бес вертит не только мирянами, но и пастырями Об этом свидетельствуют слова иерея Андрея Дудченко, заявившего, что сотрудники и авторы «Русской народной линии» – это «когорта моральных недоносков» 28.12.2012 3452 Время на чтение 3 минуты Опубликованная на сайте «Русской народной линии» статья «Заостровский раскол» об антиканонической, раскольнической, сектантской деятельности настоятеля храма Сретения Господня в селе Заостровье Приморского района Архангельской области иерея Иоанна Привалова, который к тому же является последователем известного священника-обновленца Георгия Кочеткова, вызвала настоящий переполох среди кочетковцев. Кочетковцы отреагировали сразу. Руководитель информационной службой Свято-Филаретовского православного института Наталия Игнатович пишет в «Живом журнале» , что «известная своими антицерковными выпадами Нерусская Ненародная линия (надо понимать, что кочетковцы - это образец русскости и народности! - РНЛ ) разразилась очередным пасквилем. За основу взят хорошо и прочно вошедший в русский быт КГБэшный жанр – донос». Провести журналистское расследование и написать о том, что беспокоит мирян и духовенство Архангельской митрополии, значит – написать донос. Блестящая логика у журналистки. Браво! А преподавательница Свято-Филаретовского православного института Анна Шмаина-Великанова, видимо, посчитав себя крупной величиной в Церкви, вообще выступила с открытым письмом под весьма претенциозным заголовком «Клевета на Заостровье» . «Сайт " Русская народная линия " опубликовал вчера ложный донос (донос может быть и неложным? - РНЛ ) на Православное братство при Сретенском храме села Заостровье в Архангельской области и на настоятеля этого храма священника Иоанна Привалова. Эта клевета немедленно была подхвачена и растиражирована различными недобросовестными изданиями, кем-то в погоне за сенсацией, кем-то, чтобы еще раз полить грязью Церковь, а кем-то в своих тайных, преступных целях», - пишет она. О ужас! Тайные преступные силы со всех сторон обложили бедных «искателей правды» кочетковцев! Начиталась фэнтези, видимо, г-жа Шмаина-Великанова. Причем, анализ письма показывает, что ученая дама так и не смогла привести ни одного доказательства, показывающего, что в статье РНЛ «Заостровский раскол» действительно содержится клевета.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/28/v_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОРЕНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Оренбургской епархии, разрешенное 1 сент. 1872 г. указом Святейшего Синода 1708 по ходатайству еп. Митрофана (Вицинского), поданному 12 нояб. 1871 г. Инициатором создания журнала был секретарь Оренбургской духовной консистории И. И. Евфимовский-Мировицкий. «О. е. в.» выходили в Оренбурге с 1 янв. 1873 по 31 марта 1917 г.: в 1873-1906 гг.- 2 раза в месяц, в 1907-1916 гг.- еженедельно, в 1917 г. вышло 12 номеров. Журнал имел общую годовую пагинацию, с 1 за 1873 г. по 2 за 1889 г. пагинация официальной и неофициальной частей была совместной, а затем раздельной. Редакторами офиц. части были прот. Василий Ольшанский (1873. 1-20), секретарь консистории Евфимовский-Мировицкий (1873. 21 - 1875. 4), прот. Стефан Семёнов (1875. 5 - 1881. 14; с 3 за 1880 совм. с прот. Н. Сперанским), смотритель ДУ прот. Николай Сперанский (1880. 3 - 1883), ректор ДС прот. Феодор Дмитровский (1884-1889. 2), член консистории свящ. Геннадий Никольский (1889. 3 - 1892. 18; с 3 за 1889 по 24 за 1891 совм. с секретарем консистории Н. Е. Томашевским), секретарь консистории В. А. Александровский (1892. 19 - 1896. 2), преподаватель духовной семинарии С. С. Никольский (1896. 3 - 1911. 9), прот. Александр Архангельский (1911. 10 - 1914. 25), секретарь консистории Х. Ф. Говядовский (1914. 26/27 - 1916. 39/40), ректор ДС архим. Варлаам (Новгородский ; впосл. епископ Соликамский; 1916. 41/42 - 1917. 1/2, и. о. редактора), и. о. секретаря консистории И. И. Архангельский (1917. 3/4 - 11/12). Редакторами неофиц. части были Евфимовский-Мировицкий (1873. 1-20), прот. С. Семёнов (1873. 21 - 1881. 14; с 3 за 1880 совместно со Сперанским), прот. Н. Сперанский (1880. 3 - 1883), прот. Ф. Дмитровский (1884-1889. 2), преподаватель семинарии Н. П. Израильский (1889. 3 - 1895), С. С. Никольский (1896-1911. 9), прот. А. Архангельский (1911. 10 - 1914. 25), свящ. Феодор Борнуков (1914. 26/27 - 1915. 10/11), еп. Серафим (Александров ; впосл. митрополит Казанский; 1915. 12 - 1916. 11/12, и. о. редактора), Говядовский (1916. 13/14 - 39/40, временно и. о. редактора), архим. Варлаам (Новгородский; 1916. 41/42 - 1917. 9/10), последний номер (1917. 11/12) за редактора подписал инспектор семинарии Н. М. Чернавский. С 1896 г. по воле еп. Николая (Адоратского) изданием «О. е. в.» заведовал редакционный комитет в составе председателя, редактора, казначея и корректора.

http://pravenc.ru/text/2581505.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010