Сковородка, урочище. Сковородский Михайловский монастырь. Карта и ближайшие объекты Сковородский Михайловский Мужской Монастырь Новгородская еп., в окрестностях Новгорода, на берегу р. Волхова, в местности, углубленной в середине с отлогим возвышением по краям, наподобие сковородки. Основан в 1355 св. Моисеем, архиеп. Новгородским, который построил здесь храм в честь Архангела Михаила. В монастыре хранились древняя икона свт. Николая и деревянный крест, который был положен в гроб со св. Моисеем и лежал 300 лет. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В 1355 году по велению архиепископа Моисея была построена каменная церковь архангела Михаила на «Сковоротки» давшая начало мужской обители «на пусте месте» - Михайловскому Сковородскому монастырю. По своим архитектурным формам церковь Михаила представляла почти полную копию знаменитой Волотовской церкви. К 1615 году в монастыре было уже 2 храма: каменный архангела Михаила с приделом святого Моисея (владыка Моисей особо почитался в Новгороде, память о нём сохранилась в названиях небольших речушек, расположенных западнее монастыря и впадающих в Волхов, они именуются Моисеевскими) и деревянная во имя Николая Чудотворца с трапезной. Обитель сильно пострадала во время шведской интервенции и была возобновлена в 1620-е годы. В 1777 году к западу от церкви Михаила были возведены 2 каменных корпуса, в начале XIX века монастырь был окружен каменной оградой с башнями, построено несколько каменных зданий. К северу от основного комплекса в начале XX века появились деревянное гумно, телятник и ветряная мельница. Храм архангела Михаила несмотря на перестройки в XIX веке сохранил конструкции XIV века: стены, столбы, своды и барабан. В 1920 году обитель была закрыта, земельные владения переданы сельхозкомунне, в 1922 году произведено изъятие ценностей (более четырёх пудов), в том числе бронзовая рака архиепископа Моисея. Церковь Михаила была закрыта в 1933 году, мощи архиепископа Моисея переданы Губмузею. В 1934 году была разобрана каменная ограда и, видимо, верхние ярусы колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=49879

Михайловка. Михаило-Архангельский скит. Скит.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год основания:1902. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Тюменская область, Тобольский район, д. Михайловка Координаты: 58.266111, 68.3925 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Михайловка. Михаило-Архангельский скит Открыт в 1902 году. В скиту существовал древний чин пения двенадцати псалмов. Женщины в скит не допускались. Был приписан к Абалакскому Знаменскому монастырю. К концу 1920-х годов на месте бывшего скита был оборудован дом отдыха.  http://drevo-info.ru/articles/4474.html На месте Дома инвалидов, расположенного в деревне Михайловка Тобольского района, до революции находился Михайловский скит. В настоящее время уцелело единственное здание из красного кирпича, внешний вид которого полностью искажен «евроремонтом»... В 1901 г. при Абалакском монастыре было решено открыть скит во имя Архистратига Божия Михаила. Местом для скита выбрали село Михайловское, расположенное в 11 километрах от Тобольска. Строительство велось при активной поддержке епископа Тобольского Антония (Каржавина). Особым распоряжением епископа строителем Михайловского скита был назначен иеромонах Абалакского монастыря Прокопий. Ему дозволялось принимать новых лиц в число послушников, вести списки братии и приходно-расходные книги, и «управлять всеми и всем, что находится в скиту». При этом право наблюдать за обустройством скита имел игумен Абалакского монастыря, который, в случае, ежели что-то было ему не по нраву, мог донести о том епископу Антонию.  Предполагалось, что новый скит будет руководствоваться в своем житии уставом Саровского монастыря, довольно строгим. Число живущих в скиту монахов не должно было быть меньше 10 человек. Место, отведенное под Михайловский скит, было очень живописным. Вот как описывал те места священник Николай Боголюбский, служивший в те годы в тобольском кафедральном Софийском соборе: «Разбросанный по горам громадный хвойный лес, вперемешку с чернолесьем, прорезывали лога и овраги с шумящими в них ручьями ключевой воды. Свободно и полной грудью дышалось здесь, особенно после жары и пыли городской». Для будущего скита возвели целый комплекс зданий: деревянную церковь святого Архистратига Божия Михаила, летний деревянный архиерейский дом, щедро украшенный резьбой, кельи, хозяйственные постройки. Скит был обнесен оградой с нарядными воротами. Открытие скита состоялось в июле 1902 года.

http://sobory.ru/article/?object=50851

Предстоятель Русской Церкви совершил совершил визит в Коломну В воскресенье 13 сентября, в день праздника Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Архангело-Михайловском храме в Коломне, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, архиепископ Можайский Григорий, епископ Илиан (Востряков), епископ Видновский Тихон, епископ Серпуховской Роман, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, благочинные всех округов Московской епархии и многочисленное духовенство. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию иеродиакона Елеазара (Самсонова) во иеромонаха. За богослужением пели хор Московской епархии, составленный из учащихся Коломенской духовной семинарии, и женский хор насельниц Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. На Литургии молились мэр Коломны В.И. Шувалов, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, представители греческой Ассоциации региональной прессы. Богослужение транслировалось на большом экране, который был установлен рядом с храмом. По окончании Литургии к Его Святейшеству обратился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который поблагодарил Предстоятеля за совершенное богослужение и поздравил Святейшего Патриарха с первым официальным визитом в Московскую епархию. Митрополит Ювеналий подарил Его Святейшеству образ Спасителя. Затем ко всем присутствующим с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Кирилл. На память о совершенном богослужении Предстоятель Русской Церкви передал в дар храму икону Пресвятой Богородицы, а всем присутствующим были розданы иконки Архангела Михаила. Храм Архангела Михаила в Коломне был основан в середине XIV в. Деревянная церковь находилась к западу от Коломенского кремля. К XVI в. здесь существовали уже два храма: в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех и в честь Собора Архистратига Михаила. С тех пор ворота кремля стали называться Михайловскими, а местность вокруг храмов — Михайловской слободой. В 1930-е годы храм был закрыт. Здесь располагался склад, а с 1936 г. (до 2006) — краеведческий музей. Структура летнего храма была полностью искажена. Убранство и реликвии утрачены. В 2006-08 гг. храм был отреставрирован, 28 мая 2007 года, в день Святого Духа, в возрожденном храме была совершена первая Божественная литургия.

http://pravoslavie.ru/news/31906.htm

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Монастырский музей как «инфраструктура» памяти К 500-летию Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря 28.10.2019 685 Время на чтение 4 минуты В 2020 году Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь отметит свой 500-летний юбилей. Одной из визитных карточек юбилея станет музей. О готовящихся к открытию выставках и собрании древностей рассказал пресс-секретарь монастыря Денис Данилов. - На официальной страничке монастыря в Facebook появилась статья о том, что на территории обители в скором времени будет открыт музей… «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале и Русском Севере», «Потаенные Соловки», виртуальный музей Новомучеников и исповедников Земли Архангельской». На приходах епархии действовали и действуют немало музейно-образовательных проектов. Это как правило небольшие экспозиции, плоскостные выставки, онлайн – галереи. Сийский монастырь сделал заявку на музей. Планка поднята высоко, удастся ли ее удержать? Удалось, очень давно и не нам. Сам по себе Антониево-Сийский монастырь, его древние стены в некотором смысле, есть неповторимая архитектурно-ландшафтная экспозиция - ансамбль древних памятников, органично сосуществующий с окружающими природными объектами: Михайловское озеро, исток реки Сия, необъятная лесная даль. Каждый сезон, каждый день монастырь разный. Так что большую часть работы выполнили наши предшественники и созданная Богом северная природа. На сегодняшний день сложились все основные направления классической музейной деятельности. Работает церковно-археологический кабинет и архив. Их возглавляет «память монастыря» - Александр Юрьевич Карушев. На хранении более 2000 экспонатов. Это уникальное собрание старопечатных книг кирилловского и гражданского шрифта XVII – начала XX века, коллекция памятников древнерусской живописи и современных икон, картины, фотографии, произведения церковного декоративно-прикладного искусства. Кроме того - небольшая этнографическая коллекция: орудия труда, утварь, инструмент…

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/28/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Киеве. Основан в нач. XII в. Кон. XI-XVII в. Точное время основания К. З. м. неизвестно. В мае 1093 г. упоминается церковь «у святого Михаила», где, собрав войска против половцев, военно-политический союз заключили Киевский вел. кн. Святополк (Михаил) Изяславич и черниговский кн. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 210). По мнению Я. Н. Щапова, речь могла идти о Михайловском соборе будущего К. З. м. ( Щапов. 1989. С. 135). Однако вряд ли сбор войск проходил в верхней части города. Отсутствие упоминания в летописях о более статусном киевском во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-ре дает основание полагать, что в источнике говорилось о Михайловской ц. киевского Выдубицкого мужского монастыря , рядом с которым располагался княжеский Красный двор. 11 июля 1108 г. на средства правителя Киева был заложен каменный собор (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 283; Т. 2. Стб. 259), посвященный арх. Михаилу - небесному покровителю вел. кн. Святополка Изяславича. Позднее с зап. стороны к Михайловскому собору была пристроена круглая лестничная башня, а в 10-20-х гг. XII в.- небольшой храм-крещальня ( Ibakih Г. Храм-крещальня. 1997) - т. о., возможно, одной из целей создания К. З. м. было продолжение крещения городского и сельского населения Киева. В сер. XVII в. игум. Феодосий (Сафонович) считал, что на том месте ранее могло находиться языческое капище. В поздней традиции 1672 г., вслед за игум. Феодосием, и до нач. XXI в. основание собора ошибочно приписывалось Киевскому митр. Михаилу (см.: Фeoдociй (Софонович). 1992. С. 68). Однако археологические раскопки не подтвердили эту версию. Михайловский собор, как и Десятинная церковь , был воздвигнут на месте древнего некрополя, где ранее производились погребения с сожжением ( Каргер. 1958. С. 134, 162-163). Возможно, что его материальные остатки игум. Феодосий ошибочно принял за следы языческого капища.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Слуцк. Кафедральный собор Михаила Архангела. Свято-Михайловская церковь Карта и ближайшие объекты Слуцкая Свято-Михайловская церковь — памятник белорусского деревянного зодчества второй половины XVIII века. Церковь во имя святого Архистратига Михаила в белорусском городе Слуцке построена из дерева в традициях народного зодчества с элементами стилей барокко и позднего классицизма. В 1812 году разрушена французами. Имела два приписных храма: св. великомученицы Варвары (на кладбище), святого великомученика Георгия в селе Храново и пять часовен в близлежащих деревнях. В 1990-е годы стала собором. Престольный праздник 21 ноября. Вначале существовала как Константиновская церковь в Старом городе, в конце XVIII века перенесена в предместье Остров и возведена на месте разобранной в 1795 году Михайловской церкви. Сначала была двухсрубная. В конце XIX века с востока пристроили башню-звонницу. Состоит из трех многоярусных срубов, поставленных вдоль одной оси и завершенных гранеными куполами, и галереи, окружающей основную часть здания и раскрытой к центральному срубу. Высотность композиции нарастает от алтаря ко входу: алтарный сруб завершен четвериком со шлемообразным куполом, основной сруб — четвериком и восьмериком с грушеобразным куполом, колокольня состоит из двух четвериков, поставленных друг на друга, и восьмерика со шлемообразным куполом и шпилем. Стены горизонтально обшиты досками. Окна имеют полуциркульное арочное завершение. За всю многовековую историю древнего Слуцка на его территории, так или иначе, упоминаются 23 православных церкви и собора. Среди них знаменитейший Троицкий собор монастыря в Тройчанах, церкви Ильинского и Преображенского монастырей, поражавший своим величием городской Успенско-Николаевский собор, изящные в пропорциях Варваринская и Воскресенская церкви, входившая в фортификационную систему обороны города Георгиевская (Юрьевская) церковь, другие святыни Слуцка, создавшие ему славу оплота Православия в Великом Княжестве Литовском, сделавшие город к концу XVIII в. кафедральным центром Православия края.

http://sobory.ru/article/?object=29327

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Имидж Украины в демократическом мире пострадает» Если ПЦУ заберёт все храмы УПЦ, толпы верующих начнут молиться под открытым небом 08.02.2023 607 Фото: Monasterium.ru Игумения Серафима (Шевчик), настоятельница Одесского Архангело-Михайловского женского монастыря считает, что запрет УПЦ приведет к коллапсу религиозной жизни в Украине, пишет СПЖ . На своей странице в она написала, что запрет УПЦ приведет к серьезным проблемам в Украине. «Первый вопрос – закрытие тысяч храмов. Если на западе, в частности в Галичине, закрыть придется от 1 до 15 процентов храмов, то в центре – от 50 процентов и больше. А на востоке и юге закрытию подлежат до 90 процентов имеющихся православных храмов!». «Представим, что, например, закроются церкви и монастыри по всей Одессе, или в Харькове, или в Николаеве или Херсоне! Вот таковой планируется массовый " антицерковный блэкаут " », - пишет игумения. По ее словам, «для местных органов, в том числе силовых, это очень серьезная проблема: процесс закрытия, контроль, противодействие сопротивлению верующих». Она подчеркивает, что «отрядов Нацполиции и теробороны может не хватить» и спрашивает: «Что тогда – с фронта присылать военных?». «Второй аспект – передача храмов ПЦУ. Духовенства для заполнения всех этих помещений у ПЦУ нет. Службы прекратятся. Хотя на самом деле они будут продолжаться, только в других локациях: на квартирах, в арендованных залах, а то и прямо на улице у ворот родных храмов и монастырей», – уверена матушка Серафима. Игумения считает, что в таким случае «религиозная жизнь войдет в состояние коллапса», а «весь мир обойдут видео и фото закрытых дверей тысяч церковных сооружений и толп верующих, которых оттуда выгнали, и которые молятся под открытым небом». «Опасность еще и в том, что регионы, где это закрытие будет идти на несколько сотен храмов одновременно, граничат со страной-агрессором. Россия немедленно использует эти действия для усиления своей пропаганды и обвинения органов государственной власти в дискриминации собственных граждан по религиозному признаку», – предупреждает наместница женского монастыря в Одессе.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/08/es...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА (Прокопович; † 1656), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Из киевской правосл. шляхты. Принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ре, там же был рукоположен во иерея. Был близок к Исаии (Копинскому) . 29 окт. 1631 г. З. как иеромонах, один из членов капитула киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря , наряду с др. членами капитула подписал приговорную грамоту об избрании новонареченного Киевского митр. Исаии (Копинского) настоятелем Златоверхого мон-ря (АЗР. Т. 4. С. 525, 231). Очевидно, вскоре после избрания еп. Исаии на Киевский митрополичий престол З. был хиротонисан во епископа (неизвестно, на какую кафедру), позднее стал наместником Златоверхого мон-ря. 31 дек. 1634 г. «Зосима епископ, наместник монастыря Михайловского» подписался под монастырским документом ( Голубев. 1898. С. 31. Примеч.). По-видимому, З. являлся ближайшим помощником (коадъютором) Исаии (Копинского) после избрания того на митрополичью кафедру и позднее, когда Киевским митрополитом стал свт. Петр (Могила) , хиротонисанный 28 апр. 1632 г. После поставления Петра (Могилы) Исаия (Копинский) продолжал жить в Златоверхом мон-ре, пытался отстаивать свои права на митрополичий престол. В эти годы З., как можно судить по косвенным данным, был духовником Исаии. После насильственного удаления Исаии из Златоверхого мон-ря в 1635 г. по повелению Петра (Могилы) З. был перемещен в Киево-Печерский мон-рь и стал блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, за что получал от обители жалованье. Митр. Петр запретил З. архиерейское служение, и З. «многи скорби прият» от Киевского митрополита, «плачевно и сетуя жизнь проходя» (Там же. С. 29, 30). Поставление З. на епископскую кафедру стало возможным после кончины митр. Петра (31 дек. 1646), при его преемнике Сильвестре (Коссове) . В нач. 1649 г. З. был назначен епископом Черниговским и Новгород-Северским. (Интересно, что епископом Северским и Заднепровским польск. власти титуловали Исаию (Копинского), не признавая его права на Перемышльскую кафедру (хиротонисан в 1620) или на митрополичий престол (в 1631). Еп. Исаия не мог находиться в Перемышльской епархии, захваченной униатами, и подолгу жил в заднепровских Мгарском в честь Преображения Господня и в Густынском во имя Святой Троицы мон-рях, обустроенных его стараниями.) Возрождение правосл. Черниговской кафедры стало результатом освободительной войны под предводительством гетмана Б. Хмельницкого , в результате к-рой летом 1648 г. польск. шляхта, униат. и католич. духовенство были изгнаны с Черниговщины (с 1625 черниговские, смоленские и новгород-северские земли, по Деулинскому перемирию 1618 г. принадлежавшие Речи Посполитой, находились под властью униат. архиереев). В 1649 г. в юрисдикцию З. после изгнания казаками униатов был возвращен Елецкий черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь .

http://pravenc.ru/text/Зосимой ...

XIV век Житие архиепископа Феоктиста Новгородского 5, 8З Память его празднуется месяца января в 23-й день и месяца декабря в 23-й день † 1310 На Новгородской кафедре с 1299 по 1307 гг. Преемником архиепископа Климента был святой Феоктист. О месте его рождения и воспитания нет никаких сведений. Известно только, что он принял иноческое пострижение в обители Благовещенской, которую основали два святые брата – Иоанн и Григорий, бывшие один после другого владыками Новгорода, и потом был в оной игуменом. После того как Климент преставился, новгородцы с посадником Андреем много рассуждали о преемнике его, и все, от мала до велика, полюбили Богом назнаменана, мужа смиренна и блага, Благовещенского монастыря игумена Феоктиста. Собрав вече у Святой Софии, князь Борис Андреевич и все новгородцы с поклоном привели его и посадили на дворе владычнем, пока узнают, где митрополит. В следующем 1300 г. прибыли в Новгород митрополит Максим, Ростовский епископ Симон и Тверской епископ Андрей и поставили Феоктиста в архиепископа Новгороду, «знаменаша его в церкви святаго Бориса и Глеба месяца июня 28 дня, того же месяца и поставиша его в святей Софьи, на память святых апостолов Петра и Павла». Новгородцы были весьма рады своему владыке и совершили праздник светел по этому случаю. Но что чувствовал сам посвященный, летописи не говорят. В следующем году, по благословению владыки Феоктиста, заложен был каменный храм святого архангела Михаила на Михайловской улице, существующий доныне, и через два года освящен. Кроме того, в том же году «были срублены 4 церкви: святыя Богородицы в монастыре на зверинце, и святаго Лазаря, и святаго Дмитрия на Баяни улке, и святых Бориса и Глеба на Подоле, и заложили каменный город Новгороду». В 1305 г. блаженный архипастырь принимал участие в договорах Новгорода с великим князем Михаилом Тверским о сохранении древних взаимных отношений. «Княжение твое, – говорят новгородцы, – честно держати (должны), по пошлине (по обычаю), без обиды; а тобе, господине, також Новгород держати (должно) без обиды, по пошлине». Печать на грамоте представляет Богоматерь держащею Предвечного Младенца на персях, а на обороте слова: «Феоктист архиепископ Новгородский». В этом году, по благословению владыки, Семен Климович поставил церковь каменную Покрова Пресвятой Богородицы на воротах от Прусской улицы па каменном детинце. Новгородцы построили новый мост через Волхов; а владыка Феоктист освящал церковь Бориса и Глеба великим священием 9 декабря на зачатие святой Анны и другую церковь на княжем дворе, в честь отцов Первого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Жертвенное служение женщин Богу, Отечеству, народу» В Москве в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя открылся II Форум православных женщин 06.12.2012 828 Время на чтение 8 минут 5 декабря в славную неделю празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, под святым омофором Небесной Царицы, в зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялось торжественное открытие II Форума православных женщин «Жертвенное служение женщин Богу, Отечеству, народу». Первый подобный форум был проведен в декабре 2009 года и назывался «Миссия женщины в духовно-нравственном становлении России». Устроителями мероприятия выступили Международная общественная организация «Союз православных женщин», созданная по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2010 году, и международная общественная организация «Всемирный Русский Народный Собор». В этом году на форум приехало более полутора тысяч делегатов из православных женских организаций России, Украины , Белоруссии, Армении, Казахстана, Узбекистана, Приднестровья, Греции, Франции, а также представители региональных отделений Союз православных женщин из 28 епархий Русской Православной Церкви. В состав президиума первого пленарного заседания форума вошли: Святейший Патриарх Кирилл; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин; министр здравоохранения РФ В.И.Скворцова; сопредседатель МОО «Союз православных женщин», член Бюро Всемирного русского народного собора, председатель РОО «Клуб «Реалисты» Н.Б.Жукова; сопредседатель МОО «Союз православных женщин», член Бюро Всемирного русского народного собора, начальник Департамента аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе М.Н.Белогубова; сопредседатель МОО «Союз православных женщин», председатель Женского православно-патриотического общества Г.В.Ананьина; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б.Мизулина; руководитель филиала Международной общественной организации «Союз православных женщин» в Армении А.Е.Григорянц; сопредседатель МОО «Союз православных женщин», председатель Совета депутатов городского поселения Деденево Дмитровского района Московской области С.Н.Тягачева; настоятельница Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря г. Одессы, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви «Церковь и культура», депутат Одесского городского совета игумения Серафима (Шевчик); настоятельница Богородично-Рождественской девичьей пустыни (Калужская епархия) игумения Феофила (Лепешинская); председатель Координационного совета женских благотворительных организаций при Московской Патриархии инокиня Ольга (Гобзева) и другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/06/zh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010