Глава 7 1–6. Ездра, его родословие и характеристика, 7–10. Прибытие Ездры в Иерусалим 11–26. Письмо Артаксеркса, данное Ездре с определением его полномочий и с повелениями относительно Иерусалимского храма. 27–28. Заключительные замечания. 1Ездр.7:1 .  После сих происшествий, в царствование Артаксеркса, царя Персидского, Ездра, сын Сераии, сын Азарии, сын Хелкии, «После сих происшествий» (ср. Быт.15:1, 22 и др) – обычное у библейских писателей выражение, указывающее на то, что следующий далее рассказ относится к событиям позднейшим сравнительно с описанными выше. Время совершения этих событий, однако, точно не указывается. «В царствование Артаксеркса». В подлинном тексте персидский царь, в правление которого Ездра вышел из Вавилона, называется Артахшашта. И. Флавий (Иуд.Древн. 11и д.), а за ним и некоторые старые исследователи (Михаелис, Фриче) полагали, что под Артахшаштой в гл. VII писатель Езд разумеет Ксеркса, другом которого, по И. Флавию, был Ездра. Новейшие экзегеты, как и наши слав. и русск. переводы, обычно отождествляют Артахшашту с Артаксерксом (ср. 1Езд 4.6 ). Но имя Артаксеркса носили три персидских царя: Артаксеркс I Лонгиман (465–424), Артаксеркс II Мнемон (405–358) и Артаксеркс III Ox (358–338). Спрашивается: при каком из трех поименованных царей прибыл в Иерусалим Ездра? Ввиду того, что писатель рассматриваемой нами книги употребляет имя Артаксеркса без всяких определений, поставленный вопрос решается различно. По традиционному пониманию кн. Ездры, разделяемому нашими отечественными экзегетами, а также и многими западными, прибытие Ездры в Иерусалим произошло при Артаксерксе I Лонгимане около 459 г. до Р. X. Ганеберг, Каулен, Масцеро, Де-Сольси полагают, что Ездра пришел в Иерусалим при Артаксерксе II Мнемоне. В неразрывной связи с рассматриваемым вопросом стоит и выдвинутый в последнее время вопрос о хронологическом отношении деятельности Ездры к деятельности Неемии. Именно: по 1Езд 7.8 , Ездра прибыл в Иерусалим в 7-й год Артаксеркса. В 20 год Артаксеркса ( Неем 2.1 ) прибыл в Иерусалим Неемия, восстановил стены города, действуя вместе с Ездрой, и возвратился в 32-й год того же Артаксеркса в Сузы. Немного спустя Неемия во второй раз прибыл в Иерусалим ( Неем 13.6 ). По традиционному мнению, все эти факты относятся ко времени Артаксеркса I Лонгимана (465–424), причем миссия Ездры предшествовала миссии Неемии. В настоящее время, однако же, мнение это подвергнуто сильному сомнению, и многими исследователями предлагается иной хронологический порядок отмеченных выше фактов. Так, по Гоанакеру, первое прибытие Неемии и построение иерусалимских стен падает на 20-й год Артаксеркса I Лонгимана (445 до Р. X.), прибытие же Ездры в Иерусалим было после этого, именно в 7-й год Артаксеркса II Мнемона (398 г). По Белланже, Лагранжу, Имберту первое посещение Неемией Иерусалима, происшедшее до прибытия Ездры, имело место в правление Артаксеркса III, а прибытие Ездры произошло в 7-й год Артаксеркса III.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В адм. отношении гос-во А. делилось на этнические территории (до 127, согласно Есф 1. 1, и более чем 70, по Геродоту (Historia III 90-96)), сгруппированные в 20 и более крупных округов-сатрапий, чье население было обложено регулярной податью. За пределами сатрапий проживали зависимые народы, платившие нерегулярную дань (колхи, набатейские арабы и сев. эфиопы). Столицами державы были Пасаргады (древний центр персид. племен), затем Сузы (ставшие адм. центром) и Персеполь (построен при Дарии I). К 521 г. до Р. Х. гос. религией А. стал зороастризм . Всех богов, кроме почитаемого Ахура Мазды , персы ставили неизмеримо ниже, что давало повод язычникам упрекать их в неуважении к богам ( Herodot. Historia IX 77). Но в целом А. терпимо относились к религиям покоренных народов, что во многом способствовало созданию мировой державы. По-видимому, персид. цари покровительствовали древним евреям, находя в их религии, к-рая также боролась с многобожием, определенное сходство со своей верой, ВЗ также нигде прямо не выступает против религии А. Завоевав Вавилон, Кир II позволил части древних евреев, к-рая была депортирована вавилонскими царями, вернуться на родину (2 Пар 36. 22-23; 1 Езд 1. 1-11). 1-я группа вернулась в Иерусалим под предводительством Шешбацара (538 г. до Р. Х., 1 Пар 3. 18). После этого Иудея составила особое наместничество более крупного окр. Самарии, входившего в сатрапию Заречье. В 516 г. до Р. Х. Дарий I издал эдикт, позволивший завершить строительство Второго храма, и передал наместничество над Иудеей евреям, во главе к-рых в кон. VI - нач. V в. до Р. Х. были поставлены Шешбацар и Зоровавель. При Ксерксе I (см. Артаксеркс ) отношения А. с Иудеей резко ухудшились, но его преемник Артаксеркс I назначил наместниками Ездру (458 г. до Р. Х.) и Неемию (445 г. до Р. Х.), предоставив Иудее широкую автономию и выделив ее из состава Самарии в особый округ, а наместникам дал права религ. власти над всеми евр. подданными. С кон. V в. до Р. Х. наместничество в Иерусалиме было передано первосвященникам иерусалимского храма. После жестоких ассир. завоевателей правители А. воспринимались как носители мира. Цари династии А. неоднократно упоминаются в Свящ. Писании: Кир II - в 1 Езд 1. 1; 3. 7 и др., Дан 1. 21; 6. 28 и др., на него возлагается надежда на разрушение Вавилона (Ис 44. 25 - 45. 7), Дарий I - в 1-2 Езд, в Агг 1. 1, в Зах 1. 1; Ксеркс I - в Есф, в 1 Езд 4. 6; Артаксеркс I - в 1-2 Езд, в Неем 2. 1-6; Дарий III - в Неем 12. 22, в 1 Макк 1. 1. Однако соотнесение упомянутых в Свящ. Писании Дария (Книга пророка Даниила), Артаксеркса (1 Езд 4. 6 и сл., 2 Езд 2. 7 и сл.) с реальными фигурами, а также изложенных в Библии событий с фактами истории А. является до сих пор предметом дискуссий.

http://pravenc.ru/text/77172.html

317 Мардохей происходил из колена Вениаминова. Он был пленным Иудеем, живший в Сузах при дворе Артаксеркса Лонгимана. Он занимал должность привратника при дворе царском в Сузах. Место гробницы Мардохея и Есфири одни полагают в центре города Гамадана (или Экбатаны – см. краткую историческую справку на стр. 1), другие же в Сузах. 318 Слово Сузы означает “лилия”. Сузы является древним, великолепным, обширным городом. Его стены были сооружены из кирпичей и цемента, подобно Вавилонским, и были около 20 или 35 километров в окружности. По покорении Мидии Киром, Сузы в зимнее время служили резиденциею Персидских царей, как город Екбатана служил летней их резиденциею. По древним надписям, обнаруженным при раскопках, видно, что строение города было начато Дарием и окончено Артаксерксом Мнемоном. Теперь это груда развалин, находящаяся около 50 километров к западу от Шустера, столицы настоящей Худжистанской области. Сузанскою областию, по мнению некоторых толкователей, управлял пророк Даниил, удаленный от двора при Валтасаре, и в Сузах, по преданию, находится его гробница. 320 Имя Астинь с древне-персидского языка означает “красивая женщина”. До Есфири она была женой Персидского царя Артаксеркса. 321 Отказ Астини исполнить приказание царя основывался, по всей видимости, на Персидском обычае, считавшем унизительным для чести женщины показываться мужчинам после стола, что согласно и с указаниями Плутарха и Геродота. 323 Слово Пурим означает “жребий”. Так назывался Иудейский праздник, который праздновался 14 и 15 числа месяца Адара, установленного в память избавления Иудеев от Амана. 325 Македония – замечательная в древности область на север от Греции, с Фракиею и Эгейским морем на востоке, Адриатическим морем и Иллириею на западе, Дарданиею и Пеопиею на север. Границы области менялись в резличные времена. Ранняя история Македонии покрыта мраком неизвестностей и легенд. Первым царем Македонии, как утверждают, был Пердикка (814 г. до Р.Х.). Ею управлял также Филипп и Адександр Великий. Последний царь Македонии был разбит Римлянами при Пидне (168 г. до Р.Х.). Так кончилась монархия в Македонии и страна в качестве провинции подпала под власть Римлян, разделивших ее на четыре части. Македонии особенно замечательна как первая европейския страна, в которой святой апостол Павел проповедывал Евангелие. Некоторые из городов Македонии упоминаются в Новом Завете: Амфиполь, Аполлония , Берея, Неаполь, Филиппы, Солунь. Церкви македонские апостол Павел представляет в образец Коринфинам ( 2Кор. 8, 1; 11, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Cf. hom. LXXII, § 1; LXXXVII, § 2; по кн. Деян. Бес. VIII, § 1, Бл. Феофилакт. Твор. цит. стр. 69. 809 Augustinus. In Joan. Evang. tract. CXXIV, cap. 21. col. 1974: duas vitas novit ecclesia, quarum est una in labore, altera in requie; una in via, altera in patria; una in opere actionis, altera in mercede contemplationis; una bona sed adhuc misera, altera melior et beata. Ista significata est per Apostolum Petrum, illa per Jnannem. cf. Tittemont. Op. cit., p. 354. Baunard. D» Apotre. S. Jean. Paris. 1883, pp. 183. 184. Cornelius а Lapide Op. cit., p. 90. 812 Это были, вер., главные восточные ворота в притворе Соломоновом. Так они назывались по своей поразительной красоте. Иосиф Флавий говорит, что они были самые красивые из всех ворот храма (De Bell. Jud. V. 5, § 3). Некоторые под „красными воротами“ разумеют ворота Никаноровы (Wetstenius), другие – ворота Сузы (Walchius), третьи отличают их от ворот Никанора и Сузы. См. Meyer, Rosenmüller и др. 814 Св. Василий Великий в I беседе говорит: Petrus cum Joanne dixit: intuerre in nos. Recte... Commune utrique id miraculi opus. Ab utroque provenit sanationis gratia, et licet solus loquatur Petrus, cooperarius tamen Apostolus est. S. Irenaeus. Adv. haeres. Lib. III, с. XII, § 3. Lampe. Op. cit. p. 40 и др. 817 Дeяh. IV, 1–3. 7. 9. 13. 16. 17. 19. 20–21 . Ср. Св Иоанн Златоуст . Твор. цит. ч. I, стр. 179–80 слл. 109 сл. S. Irenaeus Contr. haeres. Lib. III, cap. 12, § 3. Cornelius а Lapide. Op. cit., p. 101. Lampe. Op. cit., p. 40. Starke. Op. cit., S. 3. Ebrard. Op. cit., 84. Olshausen. Bibl. com. üb Schr. IV. T. II, B. 3 auflage. Königsberg. 1838, S. 668. Архим. Михаил. Цит. соч. стр. 117 и др. 822 Дeяh. IV, 5 . На такое понимание этого места, кажется, дает право выражение св. Дееписателя „собрались в Иерусалим“. В самом деле, что иное означают эти слова? Ведь Иерусалим всегда был местом собрания Синедриона; чтение это нужно признать правильным, ибо ни одного священного кодекса мы не встречаем с предлогом ν вм ες. Так понимают это место, Beza, Lightfootus, Michaelis Cf.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Для язычников, в том числе и для вавилонян, бог представлялся не бесплотным иррациональным духом, а в виде реального предмета – идола, истукана из дерева, камня или металла. Идол наделялся всеми качествами, какие, по мнению язычников, надлежало иметь богу, созданному по образу и подобию чтивших его людей. Его надо было кормить, поить, одевать, развлекать. Ему требовались жилье, женщины и мальчики. Его можно было разгневать и умилостивить, обмануть и обокрасть. С ним можно было поторговаться. Языческий бог требовал жертвоприношений плодами земли, скотом, вещами, драгоценностями, а в седой древности и людьми. Языческий храм, в отличие от христианской церкви, мусульманской мечети или еврейской синагоги, был не местом молитвенных собраний верующих, а жилищем бога, «домом божьим» (по – вавилонски bit – ili). В облике истукана бог стоял в святая святых храма, и доступ к нему имел только узкий круг лиц, именовавшихся «входящими в дом» (erib – biti). Языческий бог носил локальный характер. Он был тесно связан с определенным коллективом и чтился только в этом коллективе. Он мог погибнуть вместе со своим коллективом, но мог попасть и в плен. Один такой случай нам уже известен. Вавилонский бог Бэл – Мардук пробыл в ассирийском плену 21 год, с 689 по 668 г., и все это время вавилонского государства не существовало. Еще более показательна история богини Иштар (Наны) Урукской. В глубокой древности (видимо, в 2024 г. до н. э. при разгроме шумерийского государства III династии Ура или же в 1171 г. до н. э. при эламском царе Кутир – Наххунте) эламиты увезли истукан этой богини из Урука к себе, в Сузы, в качестве трофея. Здесь пленница прижилась и со временем стала эламской богиней. Но вот в 646 г. до н. э. (по расчетам ассирийских историков, правда ошибочным, через 1635 лет после пленения Наны) ассирийцы разграбили Сузы и обнаружили древний урукский истукан. Ашшурбанипал торжественно вернул его в Урук. Но здесь за много столетий уже успели забыть о нем и обзавелись новым идолом богини Наны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Взяв Тир, Александр по средиземноморскому побережью двинулся на юг. Желающая независимого доступа к средиземноморской торговле Газа сопротивлялась два месяца, но безуспешно. Иосиф Флавий пишет, что после взятия Газы Александр направился к Иерусалиму. Город беспокоился, что Александр отомстит евреям за их верность Персии во время осады Тира. Иудейский первосвященник открыл городские ворота и вышел приветствовать Александра с процессией, достойной встречать царя. На удивление, вместо немедленной расправы Александр уважительно поприветствовал первосвященника. Когда один из его генералов решил осведомиться о причине такого уважения, Александр ответил, что, ещё находясь в Македонии и готовясь к вторжению в Азию, он увидел во сне человека в одежде иудейского первосвященника, который заверил его в победе над персами. Дальше Иосиф Флавий пишет, что первосвященник показал Александру пророчества из книги Даниила, где написано, что греки разрушат Персидскую империю (Древн. XI.8.5; ср. Дан. 7:6; 8:3–8, 20–22; 11:2–3 ). Конечно, большинство современных учёных отрицают подлинность слов Иосифа Флавия. Однако это, как минимум, свидетельство с I столетия по Р.Х., подтверждающее, что книга пророка Даниила была написана до 333 года до Р.Х. (т.е. не после Хасмонеев). Покорив Обетованную Землю, юный завоеватель открыл себе путь в Египет. Там он встретил незначительное сопротивление и был принят скорее как освободитель, чем завоеватель. Начались работы над основанной им Александрией, портом в дельте Нила, названным в его честь. Завоевав Египет и отрезав доступ Персии к Средиземному морю, Александр, таким образом, обезопасил свой западный фланг. Завоевание от Месопотамии до Индии, 331–323 гг. до Р.Х. В 331 году до Р.Х. Александр Македонский выступил из Тира на завоевание остальной Персидской империи (синие стрелки). Царь Дарий III собрал персидскую армию восточнее реки Тигр возле Гавгамелы, но персы опять потерпели поражение. Дарий на время бежал в Мидию. Александр повернул на юг и завоевал персидские областные центры Вавилон, Сузы и Персеполь. Затем он двинулся на север в Мидию. Но, прежде чем он пришёл туда, Дарий был убит одним из своих правителей южнее Каспийского моря. Александр отправился далее на восток, пересёк горы Гиндукуш в современном Афганистане и дошёл до реки Инд, что в современном Пакистане. Он намеревался пересечь Индию, но его армия, проведшая в битвах 12 лет, подняла мятеж. Это вынудило Александра вернуться в Вавилон. В 32 года он завоевал почти весь мир, но внезапно умер в Вавилоне от малярии в 323 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Вавилон , столичный город Халдеи, на Евфрате, был построен Нимродом на том месте, где было начато строение знаменитой башни. Священные и светские писатели говорят об этом городе, как об одном из самых могущественных в мире. То, что мы читаем о его богатстве, красоте и величии, было бы невероятным, если бы можно было сомневаться в свидетельстве Св. Писания и всей древности. Его здания составляли предмет удивления для всех веков; его городские стены, построенные из кирпичей, связанных асфальтом, имели 50 локтей толщины, 200 локтей высоты и 480 стадий в окружности. Храм Бела представлял четырехугольную башню, на которой возвышались 7 других башен, поставленных одна на другой. Близ великолепного царского дворца находились знаменитые висячие сады, состоявшие из нескольких широких террас, расположенных в виде амфитеатра, из которых самая верхняя находилась на высоте стен. – Бог чрез своих пророков неоднократно угрожал Вавилону наказаниями за те бедствия, которые он причинял народу Божию. Совершенное разрушение Вавилона было предсказано пророком Исаиею: «Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут отдыхать в нем звери пустыни, и дома наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены в увеселительных домах» ( Ис.13:19–22 ). Предсказания пророка исполнились постепенно. Кир, которого Исаия назвал за 200 лет до этого как орудие мести Божией, воспользовался одной ночью, когда город по случаю большого праздника был погружен в пьянство, отвел течение Евфрата и по руслу его вошел в город и овладел им в 538 г. пред Р. Хр. Вавилон потерял свое звание столицы, так как цари Персидские предпочли ему Сузы и Персеполь. Впоследствии он попал в руки Александра Великого и его преемников, которые почти совершенно выселили его. В царствование Августа он был совершенно покинут.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

С тех пор Сапор сделался очень жесток для христиан, так что в царствование его предано смерти около 300 лиц духовного звания, в том числе и св. Симеон епископ ктезифонский, и до 16,000 мирян. Но и в это время христиане не раз видели над собою чудесные действия Промысла Божия. Так, когда Сапор двинулся с войском к сирийскому городу Низибии, – тамошний епископ св. Иаков с молитвою и пением обошел стены города, – и вдруг множество насекомых налетело на войско врагов, и Персы отступили от города. В начале V века положение христиан в Персии вообще улучшилось с тех пор, как месопотамский епископ, св. Маруфа, молитвою исцелил от тяжкой болезни персидского царя Издегерда, но улучшилось ненадолго. Когда Авдий, епископ города Сузы, по излишней ревности сжег капище, в котором персы поклонялись огню, – то разгневанный царь не только казнил его смертью, но велел разрушить всехристианские храмы в его государстве. Гонение продолжалось с краткими промежутками целые 30 лет. Оно не прекращалось и при его преемниках – Варане и UздerepдeII: с христиан сдирали кожу; их зарывали заживо в землю. Последнее гонение от персов было в начале VII века. Хозрой II, царь персидский, объявил войну греческому императору Ираклию, и, одерживая повсюду счастливые победы, всенародно объявил, что он до тех пор не согласится на мир, пока христиане не отрекутся от своей веры и не дадут ему клятвы поклоняться солнцу. Он завладел Палестиной, Египтом, Ливией и почти всею Малой Азией, и доходил почти до самого Константинополя. Из Иерусалима, взятого приступом, взят был (614 г.) в плен крест Господень и патриарх Захария. Во всех, покоренных Хозроем, областях христиане терпели мучения. Ему много помогали иудеи, всегдашние враги христиан. В Антиохии они без пощады предавали их огню и мечу; в Палестине выкупили из плена до 90,000 христиан, чтоб иметь возможность замучить их. – В это тяжелое время был какбы ангелом-утешителем христиан св. Иоанн милостивый, архиепископ александрийский: он выкупал пленных, сам ходил за больными и ранеными, давал убежище в Александрии несчастным, посылал пособия на возобновление храмов, разрушенных персами.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Кондак, гл. 2. Божественным светом ум озаривше, витийская плетения мудре разористе: и языки вся уловивше апостоли славнии, Владыце приведосте, Троицу Божественную славити научающе. Пр. иже в Символех (сн. 21 февр.). Муч. реста. Родом из г. Тиана, в Каппадокии, он там был врачом. При имп. Диоклетиане св. Орест за нежелание принести жертву идолам и отречься от Христа после мучений был привязан к диким коням и, влачимый ими, скончался, 9 июля, около 304 г. Священномуч. епископа Персидского, и двух учеников его. Родом из Персии, он проповедовал Христа жителям г. Сузы. За свои подвиги будучи посвящен в сан епископа, св. Милий много потерпел страданий от язычников и чрез 3 года оставил свою паству. После путешествия по разным св. местам, он снова возвратился в Персию, где за исповедание Христа после мучений был пронзен кинжалами в гонение Сапора II. С ним вместе побиты были камнями два ученика его. Свв. мученики пострадали 13 нояб. 341 г., но, ради памяти св. Иоанна Златоуста (13 нояб.), память их перенесена на 10 нояб. Грузин. – Св. муч. князя Константина и воспоминание колесования св. великомуч. Гeopriя. Отличаясь мужеством и любовью к своему отечеству, с детства воспитанный в строгих христианских правилах, св. князь прославился также ревностью к благолепию св. храмов, щедростью к неимущим и любовью к духовенству, вдовам и сиротам. Святыни Палестины, Синая и Сирии всегласно возвещали о его заботах и о них, угнетаемых врагами веры. Св. Константин сам посещал эти места и раздавал здесь обильную милостыню. Во время опустошения Карталинии агарянами, он в один неравный бой с врагами взят был с сыновьями своими в плен и отправлен в Тифлис к эмиру Буге, который упорно принуждал его к отречению от Христа, а затем, не достигши желаемого, послал св. князя окованным в Багдад к халифу Джапару. Халиф долго томил св. исповедника в душной темнице, но ничто и здесь не могло поколебать веры доблестного воина Христова, и он был усечен мечом, в 842 г., а св. тело его было повышено на шесте на площади. Через три дня благочестивые христиане погребли св. мученика в Багдаде, а по прошествии некоторого времени нетленные мощи его были перевезены в Грузию, но неизвестно, где положены. – Празднование 10 нояб. св. великомуч. Георгию (см. 23 апр.) было установлено вскоре после кончины св. Нины (14 янв.). – На этот день есть особая шестеричная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И если Слава Господня шла из святилища Иерусалимского к р. Ховару, то колесница с четырьмя животными должна была совершать путь по дороге общеизвестной и общеупотребительной в то время. 2. Вавилон по нашим теперешним сведениям лежит правда несколько севернее Иерусалима. Но можно ли то же сказать о реке Ховар и Телабиве, местожительстве пленников? Не более ли вероятно указывают последние в южных болотистых странах? 3. Наконец можно ли было во время Иезекииля владеть нашими теперешними познаниями и мог ли Иезекииль точно знать положение Иерусалима относительно Вавилона, лежит ли тот или другой несколько южнее? По Страбону Александрия, Вавилон, Сузы и Персополь лежат на одной широте. Только уже Птолемей ставит Вавилон гораздо севернее, но и у него не достает точности, так как Вавилон у него отодвигается слишком уже к северу. Следовательно, если колесница видения двигалась и по воздушной линии, она должна была идти по тогдашним географическим представлениям с севера. «Мюллер, говорит Кречмар, заставляет Иегову сделать большой окольный путь по северной Сирии, п.ч. там шла обычная проезжая дорога из Палестины в Вавилон. Но колесница Иеговы не была связана военными дорогами, по крайней мере та, которую видел Иезекииль. Ссылки на Страбона недостаточно, так как его воззрения на географические отношения исключаются для Иезекииля 21:2; 20:46, где пророк явно помещает Палестину на юг от Вавилона». Неудача всех попыток символического объяснения для появления славы Божией с севера побудила новейших толкователей (Тои, Берт. Кр.) обратиться к чисто естественному объяснению этого топографического указания пророка. «Иезекииль, когда получал видение, случайно смотрел на север и оттуда увидел приближение жгучего вихря, так что min-hazzaphon («с севера») имеет совершенно естественную причину (Берт.). Впоследствии это обстоятельство конечно для пророка потребовало более глубокого значения, как и все в его жизни понималось ими типически, и он мог увидеть в этом указание на то, что гибель, к возвещению которой он был призван этим видением, обрушится на Иерусалим с севера, (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010