Свидетельство Олеария. – Мнения по этому вопросу наших историков: арх. Амвросия, митр. Евгения, архиеп. Игнатия, А.В. Горского, архиеп. Филарета, С.К. Смирнова, С.М. Соловьева , П. Знаменского , Мирковича, Н.Ф. Каптерева , Колосова, митр. Макария и И.Е. Забелина. – Разбор мнения последнего. – Вывод из обзора мнений. – Сношения Москвы с Востоком по вопросу об открытии в Москве греческой школы. – Вывод. – Разбор свидетельства Олеария. – Reisebeschreibung (описание путешествия) Олеария. – К какому году свидетельство Олеария относится и кого он разумеет? Арсений грек – деятель времени патриарха Никона . – Заключительные выводы.   У известного путешественника по России в XVII столетии голштинца Адама Олеария, бывшего в России в 1634, 1636, 1638 – 39 и 1643 годах, находится одно довольно любопытное свидетельство о школе Арсения грека в 22-й главе III-eй книги описания его путешествия, главе «О русском письме, языке и училищах». Олеарий, сказав о том, что русские в своих училищах обучаются читать и писать исключительно на своем русском и очень редко на славянском языке и что никто из них – ни духовные лица, ни светские, ни высшего, ни низшего состояния люди ни слова не знают ни по-гречески, ни по-латыни, Олеарий к этому прибавляет: «впрочем в настоящее время к не малому удивлению надо заметить, что по распоряжениям патриарха и великого князя русское юношество начинают обучать греческому и латинскому языкам. Для этого близ патриаршего двора учреждена уже латинская и греческая школа, которой заведует и управляет один грек по имени Арсений» 1 . Лица, занимавшиеся изучением и разработкой русской истории, жившие в XVIII столетии, или совсем умалчивают об этой греко-латинской школе Арсения грека или ограничиваются весьма кратким сообщением о ней – сообщением, которое не дает возможности составить хоть самое поверхностное понятие об этом столь выдающемся явлении в жизни русского общества 2 . Только в сочинениях писателей настоящего XIX столетия мы встречаем более подробные, хотя тоже далеко не вполне удовлетворительные, сведения по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Святой Арсений Эласонский: удивительные приключения грека на Руси Смутное время ему пришлось встречать в Москве. Именно он встречал Дмитрия Пожарского у стен Кремля с иконой Владимирской Богородицы. И именно он в период смуты был единственным во всей Москве представителем высшей церковной власти. 18 августа, 2010 Смутное время ему пришлось встречать в Москве. Именно он встречал Дмитрия Пожарского у стен Кремля с иконой Владимирской Богородицы. И именно он в период смуты был единственным во всей Москве представителем высшей церковной власти. Арсений Эласонский, почивший на русской земле в 1625 году, вот уже более четырех веков почитается в Греции как святой. Его имя, несправедливо забытое в России, сегодня становится одним из символов возрождения Православия и глубокого духовного единства двух народов – русского и греческого. В эти дни в Суздале – городе, где святой был архиепископом последние годы своей жизни, – проходят и церковные, и светские торжества в его честь. И центром празднеств стала первая за пятнадцать лет Литургия, отслуженная в стенах древнейшего суздальского собора Рождества Богородицы. Именно здесь, под спудом, почивал святой, сыгравший важную роль в истории России. Итак, обо все по порядку. Инициатором вскрытия захоронения Арсения Элассонского пять лет назад стал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, тогда еще – митрополит. Его письмо, адресованное президенту Владимиро-Суздальского музея заповедника (ВСМЗ) Алисе Аксеновой, в чьем ведении и сейчас находится суздальский Богородицерождественский собор, послужило поводом к дальнейшей канонизации святителя Русской Православной Церковью. Тогда же, пять лет назад, мощи святителя были обретены. — Мы знали, что он был похоронен под спудом Богородице-Рождественского собора в Суздальском кремле. На специальной карте было отмечено это место. Однако об этой личности мало говорили, — вспоминает президент ВСМЗ. — С другой стороны, в храме был разгар реставрации, стояли леса. И мне долго пришлось объяснять владыке, что пока невозможно приступить к вскрытию. И все же мы ускорили работу реставраторов. Обретение мощей Арсения Элассонского стало настоящим событием, объединившем и музей, и духовенство, и руководство администрации области, и ученых.

http://pravmir.ru/svyatoj-arsenij-elason...

Краснокаменка (Кизилташ). Кизилташский Стефана Сурожского мужской монастырь. Церковь Стефана Сурожского. /// Объект утрачен ...Преемником Арсения в 1859 году стал также иеромонах Балаклавского Георгиевского монастыря игумен Парфений (трагически погиб в 1866 году). При нем было осуществлено возведение всех основных построек обители. В киновии построили 2 храма: зимний во имя Свт. Стефана Сурожского; летний, каменный, с колоколами, во имя Успения Пресвятой Богородицы (построен в 1885 году). В последнем над царскими вратами находилась икона Божьей Матери в серебряной ризе, обретенная в 1825 году в водах пещерного источника. На вершинах гор, окружающих урочище Кизилташ, были воздвигнуты громадные, хорошо заметные издалека кресты — ориентиры для паломников, впервые посещающих обитель. К Святой пещере вела лестница в 140 ступеней с переходными площадками (впоследствии он была разрушена)... После революции, в 1920 году по распоряжению крымских властей в Кизилташском монастыре была размещена детская трудовая колония имени Калинина. Но упразднили обитель только в 1923 году, и в ее стенах была размещена сельскохозяйственная артель из поселка Отуз (сейчас – Щебетовка). В церквях, с которых снесли купола, устроили общежитие и клуб. Артель себя не оправдала, и в 30-е годы здесь устроили Дом отдыха Московского военного округа. В начале Великой Отечественной войны (до ноября 1941г.) на территории бывшего монастыря располагалась продовольственная база Феодосийского партизанского отряда. После войны в марте 1951 г. Первое главное управление при Совмине СССР начало в Кизилташе возведение арсенала ядерных боеголовок Черноморского флота СССР, отчего в конце 1952 г. вся территория бывшего монастыря стала полностью недоступной. Все старые монастырские постройки и церкви были взорваны, вероятно, для того, чтобы не привлекали паломников и туристов. На склоне скалы, где находился монастырь, есть пещера, называемая Священной (другое название – Целебный источник).  Пещера служила часовней,  в  глубине её была  каменная плита с высеченным ликом какого-то  святого.  В 20-х годах XIX века татарский пастух, зайдя в пещеру чтобы укрыться от непогоды,  обнаружил плавающую в  источнике икону Божией Матери. Взяв образ,  татарин по  дороге домой  встретил  грека-купца  по фамилии Пластар,  который  ехал  в  Феодосию. Рассказав о  случившемся,   пастух   передал   ему   свою   находку, а тот отдал икону протоиерею Иосифу в Феодосии. Иконе сделали богатый серебряный оклад и поместили её в храме Стефана Сурожского, где и находилась до 1923 года, когда монастырь был закрыт Советской властью.

http://sobory.ru/article/?object=53625

Россия отпраздновала День народного единства Москва, 4 ноября 2005 г. Во всех православных храмах 4 ноября прошли праздничные богослужения и крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери. Это церковное торжество в честь одной из самых почитаемых на Руси икон установлено в память освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году и потому совпадает с впервые отмечаемым государственным праздником – Днем народного единства, передает ИТАР-ТАСС. Когда нижегородское ополчение двинулось на Москву, у князя Дмитрия Пожарского был с собой список с Казанской чудотворной иконой. Готовясь к штурму, русское воинство три дня молилось перед этой иконой о победе. И вскоре ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль, в который воины вошли крестным ходом с чудотворным образом в руках. Князь Пожарский воздвиг на Красной площади в 1630-е годы храм в честь Казанской иконы, в котором она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы минувшего столетия храм был варварски уничтожен, а в 90-е годы восстановлен. Чудотворный образ Казанской иконы хранится ныне в Богоявленском соборе Москвы. " Из множества икон Богородицы ни одна не распространена в России в таком количестве списков, как Казанская " , – отметили в Московской Патриархии. Из истории известно, что перед Полтавской битвой перед ней молился Петр 1, а в 1812 году Кутузов молитвенно просил Богородицу о победе над французами. Божественной литургией в Казанском храме и крестным ходом начался в Суздале праздник народного единства. После окончания богослужения священнослужители, верующие и гости прошли крестным ходом от Казанского храма к Рождественскому собору Суздальского кремля, где хранятся мощи святителя Арсения Элассонского – одного из основных сподвижников Димитрия Пожарского. Как рассказал секретарь Владимиро-Суздальской епархии отец Иннокентий, " накануне по просьбе Московского Патриархата здесь произошло неординарное событие – вскрытие мощей святого Арсения Элассонского – грека по национальности, но бывшего архиепископом Русской Православной Церкви в смутное время, к тому же спасшего от поляков икону Владимирской Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/15044.html

В Суздале открылось круглый стол, посвященный святителю Арсению Элассонскому 11 апреля 2006 г. 17:35 Заседание «круглого стола», которое открылось сегодня в Золотой кладовой Спасо-Евфимиева монастыря, посвящено выдающемуся церковному деятелю и святителю XVI-XVII веков Арсению Элассонскому. Встречу проводят Владимиро-Суздальский музей-заповедник, музей-заповедник «Московский Кремль» и Владимирская епархия . Как сообщил секретарь Владимирской епархии отец Иннокентий, «в августе 2005 года в Рождественском соборе Суздаля специальная комиссия священнослужителей, археологов, искусствоведов произвела вскрытие мощей святого Арсения Элассонского, грека по национальности, бывшего архиепископа Русской Православной Церкви, принимавшего участие в создании Московского Патриархата». Мощи святителя Арсения и фрагменты его облачений хорошо сохранились. Они были помещены в новую раку, сооруженную над местом захоронения. Частица мощей святого Арсения была передана Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Греческой Православной Церкви. Директор Владимиро-Суздальского музея заповедника Алиса Аксенова рассказала, что известные антропологи страны Дмитрий Пежемский и Сергей Никитин провели комплексное исследование мощей, сделали научную реконструкция облика святого. В захоронении были обнаружены уникальные культовые предметы византийского и древнерусского происхождения. По словам Аксеновой, из небытия специалисты восстановили подвесную пелену с изображением Богоматери Боголюбской и стоящими перед ней преподобными суздальскими святыми, а также шитые золотом византийские кресты XIV века, детали омофора. Все уникальные экспонаты сегодня выставлены в специально изготовленной витрине Золотой кладовой. Предстоящим исследованиям и дальнейшему восстановлению обретенных святынь посвящены выступления искусствоведов, археологов, историков и священнослужителей, которые собрались за «круглым столом». Его работа продлится два дня. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/104445.htm...

Горского, неизвестно когда открыта, но только в 1647 году уже была. Новое оригинальное мнение в вопросе о школе Арсения грека высказал Филарет архиепископ Черниговский в своей «Истории русской церкви» 10 . Он признает, что при патриархе Филарете основана была патриаршая греко-латинская школа в Чудове монастыре и ссылается также на «Reisebeschreibung (Олеария), изданное в Шлезвиге 1647 р. 280», но учителем в ней, по его мнению, был не известный деятель Никонова времени Арсений грек, а Арсений Глухой, – тот самый грамматик, говорит архиепископ Филарет, который страдал пред тем за ревность свою к просвещенно, так как де Арсений грек, как видно из труда 11 преосвященного Игнатия архиепископа Воронежского, приехал в Москву только в 1649 году и следовательно не мог быть учителем греко-латинской школы при патриархе Филарете. Что же касается названия Арсения Глухого греком, то, по мнению архиепископа Филарета, Олеарий, если не ошибся, назвал Арсения Глухого так потому, что он (Арсений) был учителем греческого языка, т. е. Арсений Глухой – грек не по происхождению своему, а по роду своих занятий греческим языком 12 . Но мнение Филарета Черниговского не всеми было принято. Автор «Истории Московской славяно-греко-латинской академии» (М. 1855 г.) С.К. Смирнов в первой главе своего образцового труда, говоря о школах в XVII веке в Москве, возвращается опять к мнению митрополита Евгения. Он согласно с ним признает существование в Москве греко-латинской школы при патриархе Филарете (цитата тоже Reisebeschreibung, изд. в Шлезвиге 1647 с. 280) и учителем в ней считает не Арсения глухого, а Арсения грека, посланного в 1649 году в Соловки под начало и возвращенного патриархом Никоном. Этого же мнения держится и священник Михайловский в своем труде «Жизнь святителя Никона патриарха Всероссийского» 13 К повторениям сказанного А.В. Горским и митрополитом Евгением священник Михайловский присоединяет от себя: «принимать Арсения, на которого указывает Олеарий, за одно лицо с Арсением Глухим, нельзя без отступления от прямого смысла слов Олеария, который говорит ясно, что школа вверена надзору и управлению грека, по имени Арсений. Арсений Глухой, хотя знал хорошо греческий язык, но все же был русский, и Олеарию не было причины называть его греком».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Мы не можем определенно сказать, когда и кем оно было основано. Первый свидетель о существовании сего училища Адам Олеарий, бывший в России в 1633 – 34 годах, а потом еще в 1643 году, пишет о нем так...» И далее А.В. Горский передает совершенно верно само свидетельство Олеария, цитируя в примечании «Reisebeschreibung изд. в Шлезвиге 1647 с. 280. См. Strahl Gelehrt Russland s. 200» 9 . «Сами выражения Олеария, – говорит А.В. Горский, – «недавно», «за несколько лет пред сим» (как стоит во французском переводе путешествия Олеария, изданном в Амстердаме в 1727 году) неопределенны; неизвестно – от какого времени должно считать назад». Но А.В. Горский не решается отнести открытие училища ко времени патриаршества Филарета. «На чем основывается, – говорит он, – сочинитель словаря о писателях духовного чина, когда говорит, что училище открыто еще при патриархе Филарете (1633) неизвестно». А.В. Горский так же, как и митрополит Евгений, считает Арсения грека Олеария и Арсения грека деятеля времени патриарха Никона за одно и то же лицо, и имеющемуся у раскольников особому современному сказанию об Арсении греке деятеле времени патриарха Никона и об его приезде в Москву с патриархом Иерусалимским Паисием в 1649 году не верит именно потому, что его (Арсения) «в таком случае не мог знать Олеарий, которого книга издана в 1647 году…». «Едва ли можно доверять, – говорит далее А.В. Горский, – рассказам и обвинениям, взводимым раскольниками на Арсения грека: патриарх Никон едва ли бы стал держать при себе человека столь сомнительного православия... Достовернее то, что Арсений не долго заведовал сим училищем; в 1649 году он был сослан в Соловецкий монастырь, откуда впоследствии был возвращен патриархом Никоном и назначен помощником Епифания Славинецкого, начальника патриаршего училища». А.В. Горский таким образом согласился с митрополитом Евгением только в том, что Арсений грек, по Олеарию, учитель греко-латинской школы одно и то же лицо с известным деятелем при патриархе Никоне Арсением же греком, но разошелся в вопросе о времени открытия школы, которая, по мнению А.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Печатается по ркп. собрания графа А. С. Уварова 251. Варианты: а) из ркп. собрания М. А. Оболенского обозначаются А 2; б) из ркп. Императорской Публичной библиотеки П 7, и в) из ркп. Троице-Сергиевой лавры Т 4. Списаниа трудолюбезна и многоразлична 555 изящнаго в философех кир Максима® 556 (философа зачеркнуто) грека, монаха святыя горы иже во Афоне обители пресвятыя Богородицы честнаго и преславнаго Ея благовещения по нарекованию древному Ватопеди. Первое убо яже о себе составляет философ исповедание православныя веры, обличая же и возражая неистовствующих и клевещущих неправедне нань и бесоненавистною неистовою ересию оболгающе? 557 его к преимущим начальство вселенныя Росииския; и яже от сих престрада 558 он преподобный и от всех сих плевелных наведений нань чиста, непорочна себе сотвори и не точию ж истинна и верна поборника по православной вере себе показа, но паче 559 преостра секира и оскорд на вся, яже под небесем, ересей показася, егоже богодухновенная списания в книзе сей всем, любезно умно приницающим в нея 560 , яве предложишася и ничтоже о таинстве 561 еретических бесоблядений от него утаися, но благодатию святаго и поклоняемаго Духа вся откровена суть. Б) Подробные сказания о Максиме греке 5. Сказание «о премудром и многотрудном Максиме иноке Святыя горы» Находится в одной только рукописи, принадлежащей ныне Г. М. Прянишникову в г. Городце Нижегородской губернии. Ркп. писана в конце XVIII или начале XIX в. (на бумаге 1794-й год). Содержит сочинения Максима грека и Проскинитарий Арсения Суханова . За настоящим сказанием следует обычное «предисловие» к сочинениям Максима грека , оглавление и затем сочинения Максима (69 глав), после коих Проскинитарий Суханова. О премудром и многотрудном Максиме иноке Святие горы, в коя времена бяше зде в Росии великой, и откуду прииде, и како зде скончася, и где положен бысть, и много божественная писания книг переведе; бе бо вельми хитрый в философии изяшен. В лето благочестиваго государя царя и великаго князя Василия Ивановича всеа Русии самодержца обретены быша многия святыя книги в царствующем граде Москве и в великом Новеграде и по многим местом еллиногреческим языком. Благоверный же государь царь и великий князь Василий Иванович всеа Русии, ревностию божественною распаяйся по реченному словеси: ревнуя поревновах по Бозе Вседержители, о том много тщание показа, как бы ему те книги истинно превесть, и писал в Царьград к султану турскому, дабы ему прислал такова человека, изяшна философа и хитра в божественном писании, с еллиногреческаго языка достоверно бы превел на словенский язык, понеже многи книги у него государя обретены быша еллиногреческим языком, а преводить их такова человека в Московском государстве нет. И султан турский царь много о том взыскание по всей Греческой земли показал, дабы ему такова человека, изяшно философа, рачителя в божественном писании, именем Даниила 562 …

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Вместо него, в январе 1649 года, прибыл в Москву (в свите иерусалимского Патриарха Паисия) «дидаскал», старец Арсений Грек. По просьбе московского Патриарха, этот «дидаскал» и остался в Москве «для риторического учения». Но сомнительно, была ли им открыта школа. Дело в том, что Патриарх Паисий, возвращаясь на родину, с дороги неожиданно послал московскому правительству донос на Арсения Грека, обвиняя его в вероотступничестве 12 . Благодаря этому доносу, Арсений, чрез 1½ месяца после отъезда Патриарха Паисия, вместо школы попал под строгий начал в Соловецкий монастырь «для исправления православные христианския веры». Правда, Патриарх Никон скоро вызвал его оттуда и даже назначил книжным справщиком, но у нас нет никаких данных утверждать, что Арсений открыл школу по возвращении из ссылки. Поэтому, профессор Каптерев категорически отрицает существование школы Арсения Грека 13 . Все эти неудачи не остановили дальнейших попыток русского правительства найти на Востоке учителя для московской школы. В 1653 году, по просьбе царя, восточные Патриархи прислали в Москву, в качестве учителя, митрополита Навпакта и Арты, Гавриила Власия. Митрополит Гавриил удовлетворял, по-видимому, всем требованиям русских, – тем не менее, московское правительство отослало его обратно. «Можно думать, – говорит профессор Каптерев, – что русские не пожелали иметь у себя такого важного и сановитого человека, каким был Гавриил Власий, наместник двух патриархов и экзарх Италии, которого сами Патриархи просили принять с особой честью и вниманием, – такой человек, действительно, для московской школы был уже слишком велик» 14 . Таким образом, Россия, по-прежнему, осталась без школы, что было особенно опасно ввиду начавшихся с половины XVII ст. церковных волнений. На необходимость образования, на усилившуюся потребность в школе теперь греки указывали энергичнее и настойчивее, чем когда-либо 15 . Правда, на деле они до сих пор ничем не доказали своей готовности помочь московскому правительству в его поисках за хорошим учителем, но на словах ратовали горячо и убедительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О дальнейшей судьбе и деятельности Арсения Глухого известно то, что он некоторое время стоял во главе справщиков в Москве, как это видно из расходных книг печатного двора 133 г. (т. е. 1625 г.). Понятно, что Арсению потому было предоставлено главное место при справе, что он зарекомендовал себя со стороны грамматических и других знаний, как составитель упомянутых нами сочинений. Симон Азарьин говорит, что Арсений с товарищами „поработаша на печатном дворе у справы книг много лет“. (Жит. преп. Дионисия, стр. 45), но нужно думать, что справщиком Арсений был не далее, как до 1635 г., потому что в этом году он является уже головщиком в Троицком Богоявленском монастыре, что в Кремле, куда был принят за вклад 10 рублей. Некоторыми историками высказывалось мнение, что Арсений Глухой был даже основателем в Москве школы греко-латинской, каковое мнение обосновывается на свидетельстве Олеария, который, будучи в России в 1633 г., говорит, что тогда была учреждена в Москве „подле патриаршего двора греко-латинская школа, состоящая под управлением и надзором ученого грека по имени Арсения“ 8 . Но мнение это несправедливо. Во-первых, знание Арсением греческого и латинского языков – и притом на столько основательное, чтобы быть во главе греко-латинской школы, более, чем сомнительно. Во-вторых, название Арсения греком только потому, что он знал греческий язык странно слышать от Олеария. Наконец, что самое главное, теперь доказано, что никакой греко-латинской школы при патр. Филарете в Москве и не существовало, а греко-латинская школа, о которой говорит Олеарий во втором издании описания своего путешествия, открыта при патр. Никоне в промежуток времени 1653–1655 г.г., – вероятнее всего в 1653 году. – Когда и где скончался Арсений Глухой – неизвестно; имя же его записано в синодике Кирилло-Белоозерского монастыря. Уместно здесь познакомиться с грамматическими познаниями Арсения. По Арсению, грамматика имеет весьма важное значение, так что без нее „невозможно всякому хитрецу удобрити хитрость свою»: подобно как портной без ножниц и иглы не может „устроити благолепотно ризы», так точно и без знания словесной хитрости невозможно понимание Божественных писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010