Карловцы Карловцы , нем. Karlowimz, город в Славонской б. Военнон границе, на правом берегу Дуная, у северного подножия Фрущкой горы. Небольшой город этот сталь памятен в истории известным Карловецким миром 1699 г., заключенным между Австриею, Россией, Польшей и Венецией, с одной стороны, и побежденною Турцией, с другой. После переселения сербов с Балканского полуострова из Печской патриархии в пределы Австрии, – сперва под предводительством патриарха Арсения III Черноевича в конце XVII в. (1690 г.), а потом Арсения IV Иоанновича Шакабенты (1737 г.), – Карловцы, хотя не сразу, однако уже скоро (по всей вероятности – с 1719 г.; до этого времени патриархи сербские избирались и чаще всего пребывали в монастыре Крушедол близ Карловец) становятся кафедральным городом сербского архиепископа-митрополита патриарха, центром управления всею поместною церковию и вообще средоточием местного автономного народно-церковного управления: здесь имеет свою резиденцию архиепископ-митрополит-патриарх австро-угорских сербов, здесь находятся органы епархиального управления для архиепископской епархии (архидиэцезальная консистория, архидиэцезальный административный отдел, школьный отдел), здесь собирается св. архиерейский синод всех епископов митрополии под председательством архиепископа-митрополита-патриарха, собирается и народно-церковный конгресс и пр. В Карловцах находятся: православный сербский богословский институт („Православно-српско богословско училиште») с 4-годичным курсом богословского факультета [см. о сем подробнее у проф. И. С. Иальмова в „Журналах и Протоколах Предсоборного Присутствия» II, стр. 195–196], сербская великая гимназия и др. просветительные и благотворительные заведения. Ряд сербских православных архиепископов-митрополитов-патриархов в пределах Австро-Угрии, начиная с первого Арсения III Черноевича, переселившегося сюда по приглашению австрийского императора Леопольда I от 6 апр. 1690 г. 1) Арсений III утвержден в сане местного патриарха в 1695 г., умер в Вене 27 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Янкович; ок. 1658 - 18(29).03.1712), митр. Суздальский и Юрьевский. В эпитафии Е. указано, что он «родом Сербин... отечеством Скопья Сербска града... Пастырь девятнадцать лет Христова стада, прежде Пятицерквенский...», умер в возрасте 54 лет (исходя из этого определен возможный год рождения). В серб. источниках Е. упоминается с прозвищем Тетовац, поэтому некоторые исследователи считали, что он был родом из г. Тетово (совр. Македония). По сообщению брата Е., их отец был торговцем, возможно, семья переезжала из города в город. До великого переселения сербов 1690 г., когда Е. ушел вместе с патриархом Арсением III (Черноевичем) и поселился в г. Сентендре (совр. Венгрия), о нем ничего не известно. Согласно записи в рукописи, переписанной в апр. 1701 г. и хранившейся в церкви в г. Печ (совр. Венгрия), на Пасху 1694 г. в Успенском храме в Сентендре патриархом Арсением III Е. был хиротонисан во епископа «Петоцркванского и Мухачского Сегетвару и Канижи, Шиклеушу и прочим» ( Записи. 6. 10202; в тот период Мохачская епархия охватывала обл. Баранья и по названиям больших городов именовалась Печуйской, Петоцркванской, Сечуйской и Сигетской). Однако, исходя из упоминания в эпитафии, что Е. был архиереем 19 лет, можно предположить, что он был хиротонисан в 1693 г. Патриарх Арсений III просил утвердить права Е. наряду с правами др. серб. православных епископов, служащих на территории Австрийской империи. Имп. Леопольд I (1658-1705) 4 марта 1695 г. выдал диплом, к-рый утвердил Е. в качестве епископа Сигетского («Sigetiensis»). В дипломе Е. случайно был назван Евфимием, поэтому 2-й еп. Мохачский часто ошибочно упоминается под этим именем (см.: Иларион (Руварац), архим. О enapxuju Neчyjcko-Moxaчko-Ceчyjcko-Curemckoj: 1695-1733 гг. Сремски Карловци, 1922. С. 11). Филигранная надпись на переплете Евангелия сообщает, что она была выполнена «по заказу епископа Мохачского Ефрема в 1695 г.» (см.: Г. О српском XVII в. из збирке FITZWILLIAM-obor Myзeja у С. Београд, 1969. С. 20). В апр. 1701 г. Е. находился в Пече, но вскоре был вынужден покинуть епархию из-за давления на него иезуитов. Обращения к имп. Леопольду I не помогли ему вернуть епархию, и он нашел убежище в мон-ре Св. Троицы в Плевле (совр. Черногория). Еще в 1706 г. католич. архиеп. Эстергома кард. Леопольд Колонич просил австр. имп. Иосифа I не допускать возвращения в епархию Е., мешавшего расширению влияния униатов.

http://pravenc.ru/text/182135.html

Карловецкая митрополия Карловецкая митрополия . Православные сербы, жившие в пределах австрийской империи до 1690 года, подчинялись церковной юрисдикции Печской патриархии. О церковной жизни православных сербов в пределах австрийской империи до 1690 года сохранилось мало сведений. Известно, что православным сербам приходилось вести крайне тяжелую борьбу за свою веру. В 1690 году сербы, переселившиеся из Турции в Австрию при императоре Леопольде I, в числе 37 тысяч семейств, под предводительством печского патриарха Арсения III Черноевича, находились в зависимости от печской патриархии, но в 1710 году получили от печского патриарха Каллиника церковную автокефальность. Не смотря на это, австрийские сербы сохраняли духовную зависимость от печской патриархии до 1766 года, когда последняя, сана лишившись самостоятельности, должна была подчиниться цареградской патриархии. Церковным центром переселившихся сербов был монастырь Крушедол, но в 1716 г. турки сожгли этот монастырь и тогдашний митрополит Викентий Попович перенес митрополичью кафедру в Карловцы, где она находится и до сих пор, получив отсюда название „Карловецкой» митрополии. Переселившиеся сербы, в которых австрийское правительство крайне нуждалось для защиты своих границ от нападений турок, получили от императора Леопольда I грамоту, в которой сербам давалось: 1) право выбора архиепископа, признающегося главою сербов как в делах духовных, так и в светских; 2) сербское население получает самостоятельное управление; 3) сербским переселенцам обещано возвратить их на прежние места жительства, как только Австрии удастся освободить оные от турок; 4) по смерти серба-мирянина, не оставившего после себя наследников, имущество его должно поступать в собственность архиепископа и местной приходской церкви, а в случае смерти архиепископа и епископов их имущества поступают в собственность архиепископии; 5) архиепископ разрешает постройки сербских православных церквей и назначает духовенство по всем подведомственным ему епархиям; 6) сербское православное духовенство не подлежит юрисдикции никакой светской власти, за исключением императора; 7) сербское православ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДИМСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. Будимска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ) с кафедрой в Сентендре (Венгрия). Объединяет приходы СПЦ в Венгрии, Чехии и Словакии. Разделена на 2 наместничества, имеет ок. 40 приходов, действующий мон-рь Грабовац . Учреждена в 40-50-х гг. XVII в. в Табане, пригороде Буды (серб. Будим, совр. Будапешт), где жили сербы, переселившиеся в венг. земли после начала османского завоевания. Ими были построены первые серб. церкви в Буде, Эстергоме и Комароме (1511), в 1585 г. был основан мон-рь Грабовац. В XVI - 1-й пол. XVII в. общины при этих храмах управлялись архиереями Бачской (кафедра в Сегедине, совр. Сегед, Венгрия) и Славонской (с кафедрой в Пожеге, Сербия) епархий (о территориальных границах сведений не сохр.). В первые десятилетия существования кафедра находилась в серб. г. Сентендре, близ Будапешта. Постепенно в состав епархии входили районы с серб. диаспорой, ранее бывшие самостоятельными. В письменных источниках сведений о границах, внутреннем устройстве и архиереях епархии сохранилось не много, отдельные моменты истории остаются неисследованными. Так, о 1-м епископе Б. е. Савватии известно, что он умер в 1662 г. и похоронен в мон-ре Раковац. 2-м архиереем, судя по летописи мон-ря Грабовац, был постриженик этой обители Симеон. О еп. Викторе (1660-1684), иногда в источниках упоминаемом как митрополит, сообщается, что он посетил все приходы своей епархии. В 1690 г. во главе с Патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) ок. 70 тыс. сербов, спасаясь от турок, захвативших их земли, переселились на территорию Австрии. Указом от 21 авг. 1690 г. имп. Леопольд I предоставил правосл. сербам право избирать собственного архиепископа, т. е. иметь самостоятельную церковную власть, и разрешил совершение богослужений. Австр. правительство, издав «Привилегии», гарантировало им нек-рые автономные права, и в т. ч. создание церковной организации во главе с митрополитом, после чего была образована Крушедолская, а затем Карловацкая митрополия . 4 марта 1695 г. австр. имп. Леопольд I подтвердил избрание Евфимия (Поповича) епископом Будимским и определил его местопребывание в мон-ре Грабовац. В 1700 г. еп. Евфимий оставил кафедру и ушел в мон-рь Шишатовац, где умер в 1704 г.

http://pravenc.ru/text/153573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Сербской Православной Церкви (СПЦ), объединяет приходы на территории исторической обл. Далмация в пределах Республики Хорватии. Кафедра - г. Шибеник. Правящий архиерей - еп. Фотий (Сладоевич), на кафедре с 31 окт. 1999 г. В епархии 6 мон-рей: Драгович , Крупа , Крка , Света-Лазарица, св. Василия Острожского, вмц. Кириакии (Недели) Никомидийской, 21 священник, 15 монахов и монахинь. Правосл. население упоминается в городах и на островах Далмации с раннего средневековья. Поначалу это были греки, в XIV-XVI вв. появились сербы. В XIV в. было основано 3 серб. мон-ря: Крупа, Драгович и Крка, в к-ром с 1615 г. действовала семинария - серб. духовный центр в Далмации. После восстановления Печской Патриархии (1557) далматинские сербы вошли в ее юрисдикцию и окормлялись митрополитами Дабро-Босанскими, к-рые часто носили титул «патриарший экзарх всей Далмации». В помянник мон-ря Гомирье внесено имя митр. Далматинского Епифания (ок. 1640-1648) ( Д. Дабро-босански митр. Гаврило и Гомирско и Жумберачко владичанство//Богосл. гласник. Сремски Карловци, 1912. Т. 21. С. 282). В 1688 г. Книнская Краина и Далмация перешли из-под власти турок под власть Венецианской республики. Юрисдикция Дабро-Босанских митрополитов перестала распространяться на эти территории, а новые власти подчинили правосл. подданных униатскому архиепископу Филадельфийскому. В 1692-1693 гг. упоминается еп. Далматинский Василий, для к-рого представители правосл. населения Далмации попросили титул у Печского патриарха Арсения III (Черноевича) . Еп. Василий отказался следовать требованиям властей принять унию и был вынужден покинуть кафедру. В 1693 г. униат. еп. Далматинский Мелетий (Типалдия) и неизвестный по имени греч. архиерей с о-ва Корфу (Керкира) хиротонисали во епископа Далматинского насельника монастыря Крка Никодима (Бусовича). В 1696 г. патриарх Арсений признал эту хиротонию и доверил еп. Никодиму управление православными всей Далмации и Боки-Которска.

http://pravenc.ru/text/168664.html

Митрополит и господарь Черногории Даниил (Петрович-Негош) Митрополит Черногории Даниил (Петрович-Негош) / Будущий Черногорский владыка родился в селе Негуши в 1677г. Эта дата стоит на его могиле. По другим данным, он родился около 1670г. или около 1680г. Отцом Нико, таким было его мирское имя, был воевода Стефан (Шчепац) Петрович. Поэтому владыку Даниила часто величали по отчеству - Шчепчевич. Родоначальником фамилии Петровичей Негошей был дед Даниила Радул. Нико Петрович, будучи еще ребенком, ушел в Цетиньский монастырь, где вскоре принял монашество. В это время Черногория переживала тяжелые времена. Борясь за свое полное освобождение от турок, черногорцы выступили против Османской империи в начавшейся Морейской войне (1684-1699) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция и Ватикан. Но венецианская помощь, на которую надеялись черногорцы, оказалось недостаточной. Скадарский паша Сулейман Бушатли дважды - в 1685 и 1692гг. - захватывал черногорскую столицу Цетинье, которую обороняли венецианцы с черногорцами. 28 сентября 1692 г. Цетиньский монастырь был разрушен, а митрополичья резиденция перенесена в монастырь Добрская Челия. Переломным моментом в истории Черногории стало избрание в 1697г., после смерти владыки Савватия Очинича, митрополитом и господарем молодого цетиньского монаха Даниила. Владыка Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1918г. Митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику. В 1700г. Даниил был хиротонисан сербским патриархом Арсением III (Черноевичем) в венгерском городе Сечуй. После возвращения на родину в 1701 - 1704гг владыка возрождает на новом месте Цетиньский монастырь, разрушенный турками. В 1702г. Даниил был коварно схвачен скадарским пашой Демиром и приговорен к смерти в случае невыплаты выкупа. Ежедневно турки заставляли его носить орудие своей казни - кол из Подгорицы в Спуж (10км) и обратно, а по ночам подвешивали со связанными руками под сводом городских ворот. Владыка был выкуплен за огромную сумму, собранную по всей Черногории.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

[Серб. в честь Собора св. Иоанна Предтечи жен. мон-рь Банатской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен в с. Месич близ г. Вршац в обл. Банат (Сербия). Сохранилось 2 предания о возникновении М. Согласно древней легенде, он был основан ок. 1033 г. учениками слав. просветителей Кирилла и Мефодия. Др. предание сообщает, что иером. Арсений (Богданович) из афонского мон-ря Хиландар создал М. в 1225 г. по благословению архиеп. Сербского свт. Саввы I . В нек-рых публикациях утверждается, что после второй мировой войны при реставрации монастырского храма были открыты 3 слоя фресок: 1-й слой был датирован XI-XII вв., 2-й - XIII-XIV вв., а 3-й - 1493-1502 гг. Поэтому возникло предположение, что иером. Арсений лишь обновил мон-рь. В научной лит-ре возведение храма наиболее часто датируется рубежом XV и XVI вв., когда М. был обновлен усилиями деспота св. Иоанна Бранковича и его матери прп. Ангелины . Согласно османским источникам, в 1566/67 г. в монастыре жил монах, а через 10 лет - 5 монахов и игумен. В 1694 г. патриарх Печский Арсений III (Черноевич) при создании церковной структуры для переселившихся на земли Габсбургской империи сербов определил М. местом кафедры епископа Вршацкого и Карансебешского. В 1716 г. обитель была разграблена турками. После заключения Пожаревацкого мира в 1718 г. из мон-ря Крушедол в М. переселились неск. монахов во главе с иером. Моисеем (Стефановичем). Позже иером. Моисей ездил в Россию за материальной помощью и получил от российской имп. Елизаветы Петровны грамоту с правом представителям обители ежегодно получать из российской казны по 300 р. Из России он также привез много книг, икон, священных сосудов, церковную утварь. В 1738 г., во время австро-турецкой войны, М. был разорен и сожжен. Ок. 1743 г. мастера Петр, Андрей и Иоанн отреставрировали древние фрески храма (их имена упом. в надписи под куполом). Издание имп. Марией Терезией рескрипта от 16 янв. 1777 г. об упразднении 4 из 11 правосл. серб. мон-рей в Банате усложнило жизнь обители, хотя она была самой большой из оставшихся действующих и ее настоятель получил сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2563028.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕФРЕМ (ЯНКОВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ефрем (Янкович) (+ 1712 ), митрополит Суздальский и Юрьевский . Сын торговца. В эпитафии Ефрема указано, что он «родом Сербин … отечеством Скопья Сербска града… Пастырь девятнадцать лет Христова стада, прежде Пятицерквенский…». В сербских источниках Ефрем упоминается с прозвищем Тетовац, поэтому некоторые исследователи полагают, что он родом из города Тетово (ныне Македония ). Во время великого переселения сербов 1690 года, ушёл вместе с патриархом Арсением III (Черноевичем) и поселился в городе Сентендре (ныне Венгрия). На Пасху 1694 года был хиротонисан во епископа « Петоцркванского и Мухачского Сегетвару и Канижи, Шиклеушу и прочим ». Хиротонию в Успенском храме в Сентендре совершил патриарх Арсений III. В тот период Мохачская епархия охватывала обл. Баранья и по названиям больших городов именовалась Печуйской, Петоцркванской, Сечуйской и Сигетской). Однако, исходя из упоминания в эпитафии, что Ефрем был архиереем 19 лет, можно предположить, что он был хиротонисан в 1693 году. Патриарх Арсений III просил утвердить права Ефрема наряду с правами других сербских, православных епископов, служащих на территории Австрийской империи . Император Леопольд I (1658-1705) 4 марта 1695 года выдал диплом, который утвердил Ефрема в качестве епископа Сигетского («Sigetiensis»). В дипломе Ефрема случайно был назван Евфимием, поэтому 2-й еп. Мохачский часто ошибочно упоминается под этим именем. Филигранная надпись на переплете Евангелия сообщает, что она была выполнена «по заказу епископа Мохачского Ефрема в 1695 г.» В апреле 1701 года Ефрем находился в Пече , но вскоре был вынужден покинуть епархию из-за давления на него иезуитов. Обращения к императору Леопольду I не помогли ему вернуть епархию, и он нашёл убежище в монастыре Св. Троицы в Плевле (совр. Черногория ). Ещё в 1706 году католический архиепископ Эстергома кардинал Леопольд Колонич просил австрийского императора Иосифа I не допускать возвращения в епархию Ефрема, мешавшего расширению влияния униатов.

http://drevo-info.ru/articles/21008.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ (Бусович; 1657, г. Шибеник (совр. Хорватия) - 20.12.1707, монастырь Крка, там же), еп. Далматинский (1693-1707). Монашеский постриг принял в монастыре Крка . С 1676 г. служил на приходе в г. Шибеник, для общины к-рого в 1679 г. составил «Свод правил» (Правилник). После австро-турецкой войны 1683-1699 гг. и захвата Венецианской республикой Сев. Далмации правосл. верующие этих земель были переведены из юрисдикции митрополита Дабро-Босанского (см. в ст. Дабро-Босанская епархия ) под управление митр. Филадельфийского (Венецианско-Далматинского) К-польской патриархии Мелетия (Типальди; на кафедре с 1686). Но правосл. жители, преимущественно сербы, не хотели подчиняться митр. Мелетию. По их просьбам в 1692 г. патриарх Печский Арсений III (Черноевич) , находившийся в австро-венг. землях, назначил к ним еп. Далматинского Василия, но в 1693 г. тот вернулся в Боснию. Митр. Мелетий предложил Н. стать его викарным епископом и управлять далматинскими сербами. Сербы эту идею поддержали, но решили направить Н. для хиротонии к патриарху Арсению III. Власти настояли на том, чтобы хиротонию совершил митр. Мелетий, к-рая и состоялась 24 июня 1693 г. Мн. историки предполагают, что к этому моменту митр. Мелетий неофициально (официально это произошло в 1699) уже принял унию, поэтому хиротония Н. была униатской. Й. Радонич считает, что при встрече с патриархом Арсением III в 1696 г. Н. отрекся от унии и благодаря этому получил его признание. Но еп. Далматинско-Истрийский Никодим (Милаш) полагал, что Н. никогда не принимал унию. Изначально Н. носил титул епископа Кркского и имел резиденцию в мон-ре Крка, но потом переехал в Шибеник, чтобы активнее препятствовать навязыванию унии горожанам со стороны католич. властей. Жалобы католич. священнослужителей на Н. показывают, что его деятельность была успешна. В 1694 г. он обновил мон-рь Драгович . После заключения Карловицкого мира (1699) венецианские власти потребовали, чтобы Н. перешел в подчинение к епископу Сплитскому, но он отказался. Давление властей вызвало вооруженное восстание правосл. сербов, оно было подавлено, а его руководителя драговичского мон. Исаию заключили в тюрьму. Вынужденный покинуть Далмацию, в тот период Н. посетил Св. Гору и Св. землю. Трижды он обращался к венецианским властям с просьбой позволить ему вернуться в епархию. Н. получил разрешение на это лишь при условии невмешательства в церковные дела. В февр. 1707 г. он вновь оказался в Далмации, где недолгое время жил в мон-ре Драгович, потом в мон-ре Крка.

http://pravenc.ru/text/2565582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК I [серб. Калиник Први] († 16(27).08.1710, Темешвар (ныне Тимишоара, Румыния)), патриарх Печский (1691-1710). В историографии есть 2 версии о происхождении К. Согласно источникам из Римской курии, он был греком, родственником великого драгомана Александра Маврокордата, представителя Османской империи на переговорах со Священной лигой в 1683-1699 гг. Эту версию, возможно, подтверждает поставление К. в Печского патриарха в К-поле (Вселенские патриархи периодически назначали иерархов в др. Поместные православные Церкви) и активное участие Маврокордата в делах К-польской Патриархии. В доказательство 2-й версии, согласно к-рой К. был овдовевшим священником из Скопье, приводят данные о том, что он не определял греческих священников на вакантные кафедры и приходы и был гоним тур. властями, а печский Худаверди-паша даже сажал его на цепь, что было бы невозможно при наличии сильных покровителей. К. был поставлен на Печский Патриарший престол после т. н. великого переселения сербов 1690 г., когда большое число сербов во главе с патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) и неск. епископами перешли в земли Габсбургской империи. В то время как Арсений III на новых землях учредил Крушедольскую митрополию (см. Карловацкая митрополия ) и продолжал именоваться и выполнять функции патриарха, восшествие К. было расценено неканоническим, что спровоцировало раскол. Мн. иерархи, оставшиеся на османской территории, подчинялись патриарху Арсению. Именно к последнему в 1700 г. в венг. г. Сечуй приехал с просьбой совершить хиротонию буд. митр. Черногорский Даниил I (Петрович-Негош) . После смерти патриарха Арсения (1706) К. преодолел раскол при помощи епископов, с к-рыми поддерживал отношения, в т. ч. и Исаии (Джаковича) , возглавившего в 1708 г. Крушедольскую митрополию. В том же году лояльность К. выразил Черногорский митр. Даниил I и пригласил его в свою епархию. 18(29) мая 1710 г. в Немете К. издал грамоту об автономии Крушедольской митрополии и дал новому ее главе митр. Софронию (Подгоричанину) титул наместника и экзарха.

http://pravenc.ru/text/1320051.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010