Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830, с. Шамовка Александрийского у. Херсонской губ.- 18.02. 1903, Новгород), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, историк Церкви, византинист, агиограф. Из семьи священника, с 1843 г. учился в Херсонской ДС, с 1849 г.- в КДА. 5 июля 1853 г. принял монашеский постриг с именем А., 21 июля рукоположен во иеродиакона, 16 авг.- во иеромонаха. С 7 окт. 1853 г. по июнь 1854 г. инспектор Одесского ДУ, с 24 июня 1854 по 14 марта 1859 г. преподаватель Волынской ДС. С 1859 г. преподаватель Воронежской ДС, с 1863 г. игумен, инспектор Воронежской семинарии. С 1868 г. архимандрит, ректор Полоцкой ДС. С 1872 г. член С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. В 1886-1889 гг. настоятель Заиконоспасского московского мон-ря . Со 2 дек. 1889 г. член Московской синодальной конторы. 30 мая 1893 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии. С 18 дек. 1893 г. епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. Почетный член КазДА (1897). Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский А. отличался широкой образованностью и трудолюбием, хорошо знал греч., лат., нем., франц., итал., испан. языки. Главный труд А. по церковной истории - «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до...», основанная как на опубликованных сочинениях, так и на архивных материалах (в изложении рус. истории),- выдержал 5 изданий (в последних 3 изданиях хронология доведена до 1898). Др. церковно-исторические исследования А. посвящены малоизученным вопросам истории Православия в Греции, Венгрии, Персии, Сербии, Крыму, на Сицилии, Крите, Родосе и т. д. Многие из использованных А. документов были впервые введены им в научный обиход. Большое место в деятельности А. занимали переводы и издание памятников визант. лит-ры, в основном из собрания московской Синодальной Патриаршей б-ки .

http://pravenc.ru/text/76230.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАТРОНА († ок. 1306-1310, устаревшая дата - 1462), прп. Хиосская (пам. греч. 20 окт.). Древнейшим источником, повествующим об этой святой, является Похвальное слово Нила Диасорина, митр. Родосского (1355-1369), написанное примерно 50 лет спустя после смерти М. Митр. Нил происходил с Хиоса и в миру носил имя Никита Мирсиниот. Именем Никита подписана составленная им служба М., старейший список к-рой находится в рукописи Ath. Laur. Θ 50, 1456 г. Похвальное слово было опубликовано с нек-рыми ошибками и неточностями архим. Арсением (Иващенко ; впосл. епископ Кирилловский) вместе с произведениями митр. Нила ( Арсений (Иващенко). 1891). При издании правосл. агиографической сер. «Митерикон» исправления этого текста сделаны по рукописи Ath. Dionys. 228, XV в. ( Τσμης. 1990). Синаксарное Житие в составе службы М. (20 окт.) практически при каждом издании подвергалось редактированию (1-е изд. на средства господаря валашского св. Константина Брынковяну ; 2-е изд.- в 1736 в Бухаресте под ред. Кесария Дапонте ). В 3-й раз служба с Житием были изданы в переработанном виде в сб. «Новый Лимонарь» (ΝΛ. 1819. Σ. 26-44; синаксарное Житие - Σ. 32-42). По настоянию свт. Макария Нотары прп. Никифор Хиосский радикально исправил и дополнил подробностями синаксарное Житие. В нем в качестве даты смерти святой указан 1462 г., однако Нил Диасорин жил значительно раньше, а древнейший список службы, посвященной М., датируется 1456 г. Житие Святая род. в с. Волисос в сев.-зап. части Хиоса в благочестивой зажиточной семье. Ее родителей звали Лев и Анна. В крещении она получила имя Мария, у нее было еще 6 сестер. В юном возрасте Мария покинула родной дом и стала вести аскетический образ жизни на горе Катавасис. Обнаружив ее, родители упросили дочь вернуться домой. Но, видя ее стремление к подвижничеству, в конце концов согласились, чтобы Мария приняла монашество. Она вернулась на гору Катавасис и провела там 3 года, а затем поселилась в небольшом мон-ре в Хиосе - главном городе о-ва Хиос, где подвизалось только 3 насельницы.

http://pravenc.ru/text/2562594.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало c 1892 г. до сер. 30-х гг. XX в. Резиденцией епископов первоначально служил Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь , с 1907 г. Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь (до его закрытия в 1924); в 1907 г. Кирилловские викарии получили в свое ведение часть Новгородской епархии. 21 нояб. 1892 г. Новгородская кафедра была отделена от С.-Петербургской (епархии были объединены в 1775) и получила самостоятельного архиепископа с титулом «Новгородский и Старорусский». Тем же высочайшим повелением викарному Старорусскому архиерею усваивалось наименование «епископ Кирилловский», по уездному г. Кириллову. 28 нояб. 1892 г. Новгородская консистория уведомила об этом духовенство епархии, приказав духовенству Кирилловского у. возглашать после имени правящего архиерея имя епископа Кирилловского. Старорусский еп. Антоний (Соколов) был переименован в епископа Кирилловского. Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) прибыл в Новгород 17 дек. 1892 г. Еп. Антоний оставался его викарием до 3 сент. 1893 г., когда получил назначение в Чернигов, где и скончался. В 1893 г. К. в. замещалось дважды. 30 сент. на кафедру был определен ректор Донской семинарии архим. Назарий (Кириллов) , хиротонисанный 24 окт. в Троицком соборе Александро-Невской лавры; уже 13 нояб. он стал епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 18 дек. 1893 г. Кирилловскую кафедру предоставили еп. Арсению (Иващенко) . Архиеп. Феогност создал своему ученому викарию условия наибольшего благоприятствования. Чтобы еп. Арсений мог продолжать в Новгороде занятия историей Церкви, агиографией, переводами визант. авторов, его не обременяли епархиальными делами. 13 авг. 1900 г. он участвовал в освящении Софийского собора после реставрации. Занимал Кирилловскую кафедру до кончины 18 февр. 1903 г., погребен в паперти Преображенского собора Хутынского мон-ря. Последующие 4 Кирилловских епископа были хиротонисаны в новгородском кафедральном Софийском соборе. Хиротонию еп. Феодосия (Феодосиева) совершили 23 марта 1903 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) , епископы Ямбургский Сергий (Страгородский) и Дмитровский Трифон (Туркестанов) . Еп. Феодосий совершал ежегодные объезды епархии для обозрения храмов и мон-рей, в авг. 1905 г. посетил Кириллов.

http://pravenc.ru/text/1840469.html

[  назад  ] Фёдоровцы Краткая история церкви Вернувшись в 1918 году с войны, крестьянин Федор Рыбалкин из села Новый Лиман круто изменил свою жизнь. Весь заработок отдавал неимущим, перестал спать с женой, и вскоре вышел на открытую проповедь, босой и без головного убора. Его учение получило широкое распространение на юге Воронежской губернии в 1920-х годах среди крестьян, исповедовавших православие. Советская власть усмотрела во взглядах и действиях Фёдора Рыбалкина и его последователей признаки контрреволюционной кулацкой агитации. Сам Рыбалкин, судя по всему, был замучен в конце 20-х в психлечебнице. В 1926 году группа его ближайших сподвижников были арестованы ОГПУ и осуждены за контрреволюционную деятельность. Очень многие федоровцы прошли через заключение. В их среде сложилось представление о том, что проповедь Фёдора Рыбалкина и есть предсказанное в Книге Откровения Апостола и Евангелиста Иоанна второе пришествие Христа. Однако сложившиеся среди фёдоровцев представления о своем учителе не повлекли за собой отрицания православных догматов и культовой практики (представленной у федоровцев в усечённом, внецерковно-богослужебном обиходе). После Великой Отечественной войны двое проповедников, учеников Рыбалкина, Алексей Арепьев и Арсений Иващенко, начали активную проповедь учения (Арепьев в Ростовской областии Краснодарском крае, где община сложилась на хуторе Цун-Цун; Иващенко в Воронежской области с центром в деревне Козловка). В 1959 году была раскрыта и разгромлена ростовская община, а в 1961 - воронежская. В 1969 году Арсений Иващенко стал собирать освобождающихся из заключения федоровцев, и в итоге вся община поселилась в Таловском районе Воронежской области, в селе Старая Тишанка. В селе стоит соборный дом, где поются псалмы и проводится усеченные богослужения. Община представляла собой подобие коммуны, все важные работы делались сообща, коллективной была забота о стариках и больных. Фёдоровцы исповедовали нестяжательство, не смотрели телевизор, никуда не ездили, не употребляли табак и алкоголь. В быту они сохраняли много дореволюционных реалий, исчезнувших в советской деревне. Имеют иконы, крестятся трехперстно, считают себя Истинно-православными. После смерти Арсения Иващенко в 1984 году, на воскресных " соборах " (богослужениях) начали кроме Евангелия и Псалтыри читать и его сочинения. На 1970 год (окончательный сбор общины в Старой Тишанке) федоровцев было 130 человек. Так как пропаганды они не ведут, за последние двадать лет федоровскую веру приняла лишь одна семья. В итоге община стремительно сокращаеся, абсолютное большинство в ней - пожилые люди и старики; на 2008 год в общине оставалось только 30 человек.

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-fi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОРОНЕЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, выходивший с 1 янв. 1866 по дек. 1909 г. 2 раза в месяц, с 1910 по 1917 г. еженедельно. Состоял из собственно «В. е. в.» и «Прибавлений». До 1887 г. обе части редактировались сотрудниками Воронежской ДС, одновременно редакторов могло быть от 1 до 4, среди них - ректоры ДС: архим. Феодосий (Макаревский; впосл. епископ Екатеринославский) (1866-1867), архим. Вениамин (Быковский ; впосл. епископ Черниговский) (1867-1871), прот. Д. Ф. Певницкий (1877-1881), архим. Димитрий (Самбикин ; впосл. архиепископ Казанский) (1881-1886), инспектор ДС игум. Арсений (Иващенко ; впосл. епископ Кирилловский) (1866-1868); преподаватели ДС протоиереи Ф. А. Никонов (1866-1876), И. В. Адамов (1871-1876). С 9 за 1887 по 20 за 1908 г. редактирование офиц. части было передано в духовную консисторию, редакторами были ее секретари А. М. Правдин (1887-1906) и А. А. Вишневецкий (1907-1908). Редакторами неофиц. части с 1887 г. (с 21 за 1908 обеих частей) были ректоры ДС: протоиереи А. М. Спасский (в 1887-1900 до 16), В. П. Борисоглебский (1900. 17 - 1907. 15), Н. Ф. Околович (1907. 16 - 1913. 4), архим. Серафим (Соболев ; впосл. архиепископ Богучарский) (1913. 5 - 1917). В их отсутствие номера подписывали инспекторы ДС И. И. Филоковский, П. В. Беклемишев, преподаватель И. М. Ублинский, прот. Г. Т. Алфёров. В 1917 г. вышли 1-25 (за 18 июня), после чего с 22 июня 1917 по 28 июля 1918 г. 2 раза в неделю выходила газ. «Вестник церковного единения: Орган духовенства и мирян Воронежской епархии» (с 28 за 1917 «Воронежский вестник церковного единения»). Последние номера 44-47 за 1918) выходили еженедельно, редакторами были свящ. П. П. Сергеев и В. Я. Бахметьев. Сначала в отличие от др. епархиальных изданий в основной части помещались не только офиц. документы и материалы, но и исторические статьи. В «Прибавлении» печатались только статьи назидательного содержания. Как следствие этого собственно «В. е. в.» с 1868 г. разделились на офиц. и неофиц. части (с общей пагинацией) с сохранением отдельных «Прибавлений». С 1877 г. журнал вернулся к обычному для епархиальных ведомостей составу разделов, когда все неофиц. материалы помещались в «Прибавлениях» (с 1884 они и назывались «неофициальной частью»).

http://pravenc.ru/text/155258.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Ферапонтовский (Иванов), сщмч. - житие Сщмч. Иоанн Иванов, иерей Ферапонтовский † 1918, память 2/15 сентября Иван Федорович Иванов родился в городе Кириллове 6 января 1864 года. Его отец происходил из разночинцев, был помощником лекаря. Окончив в 1886 году Череповецкую учительскую семинарию, Иван Федорович был принят заведующим начальным училищем в селе Огибалово Кирилловского уезда. Училище относилось к Министерству народного просвещения. Через год Иван Федорович был переведен в Белозерский уезд. Там он состоял в течение трех лет заведующим училищем в Тимонине. За свои труды учитель И.Ф. Иванов в 1898 году был отмечен наградой Государя Императора – серебряной на Александровской ленте медалью " За усердие " . Священнический путь отца Иоанна начался в 1901 голу. Выдержав экзамен на священника, он был рукоположен во диакона к Стаяовищс-кой церкви Белозерского уезда. Через несколько дней, 4 ноября, диакона Иоанна рукоположили во священника. Первое рукоположение совершал епископ Кирилловский Арсений (Иващенко), ученый монах, магистр богословия, много потрудившийся над изданием греческих рукописей. Вторую хиротонию совершил архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий (Охотин). Отец Иоанн оставался в том же селе Становищи, служил в церкви и преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе. С возобновлением Ферапонтова монастыря отца Иоанна Иванова перевели вторым священником новой обители. Первым священником был отец Василий Подобедов. Формулярный список отца Иоанна за 1904 год указывает, что семья его состояла из жены Екатерины Павловны и трех детей: дочери Екатерины – учащейся Череповецкой гимназии, сына Бориса – учащегося 3-го класса Белозерского духовного училища и младшей 7-летней Евгении. Кроме церковной службы, батюшка, как и в Становищах, вел Закон Божий в деревне Кнышево Ферапонтовской волости, где находилось земское училище, дававшее начальное образование. И здесь за свои труды он отмечался наградами от Новгородской Консистории: в 1904,1907 и 1913 годах.

http://pravicon.com/info-2504

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ ВЛАСТАРЬ Иером. Матфей Властарь в предстоянии Иисусу Христу. Миниатюра из рукописного сборника. XV в. (Ath. Vatop. 483. Fol. 2r) Иером. Матфей Властарь в предстоянии Иисусу Христу. Миниатюра из рукописного сборника. XV в. (Ath. Vatop. 483. Fol. 2r) [Греч. Ματθαος Βλσταρις] (ок. 1280 - ок. 1350), канонист, богослов, гимнограф; известен прежде всего как автор «Алфавитной Синтагмы» - энциклопедии канонического права. М. В. был иеромонахом в мон-ре Перивлептос («ту кир Исаак») в Фессалонике, в к-ром провел большую часть жизни и скончался; по-видимому, какое-то время находился на Афоне. О его жизни известно не много; в рукописи ГИМ. Син. греч. 290(236). Л. 243 автором соч. «О Божественной благодати, или О Божественном свете» назван Матфей, к-рый был «в Солуни монахом и пресвитером, муж благоговейный и образованный, сведущий и в предметах божественных; был учеником чудного оного между монахами кир Исаака, и в его монастыре восприял конец жития своего» ( Арсений (Иващенко), архим. Письмо Матфея Властаря, иером. Солунского и писателя XIV в., к принцу Кипрскому Гюи-де-Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия: Сведения о жизни писателя и его произведениях. М., 1891. С. 1; см. также: Владимир (Филантропов). Описание. С. 308). В результате некорректного прочтения рукописей в некоторых изданиях М. В. назван врачом: издатели читали так первое слово в заголовке стихотворного произведения «О должностях Константинопольского дворца» οκτρο μοναχο ταυτ Ματθαου θτου как ατρο (PG. 157. P. 129, 236). Эта ошибка отмечена и исправлена в изд.: Fabricius J. A. Bibliotheca Graeca. Hamburg, 1721. Vol. 10. P. 493-494. Достоверно подтвердить медицинские занятия М. В. не удается, хотя анализ источников показывает, что он был знаком с медицинской тематикой ( Πσχος . 1978. Σ. 69-72). М. В. был прекрасно образован, что видно из его сочинений, к-рые не только не сводятся к «Алфавитной Синтагме», но и не ограничиваются сферой права. Он был знаком как со светским (императорским) законодательством, с церковными правилами, святоотеческими творениями, а также с сочинениями античных авторов: М. В. ссылается, в частности, на Гомера, Софокла, Иосифа Флавия. В «Алфавитной Синтагме», составленной в 1355 г., он использует «Номоканон XIV титулов», комментарии Иоанна Зонары и патриарха Феодора IV Вальсамона , «Эклогу» , «Исагогу» , «Прохирон» , новеллы имп. Льва VI Мудрого , «Василики» , а также различные юридические сборники, составленные в IX-X вв. или в более поздний период, такие как «Частная эклога Пространной редакции», Большой синопсис «Василик», «Исагога Пространной редакции», «Прохирон Пространной редакции», Ecloga ad Prochiron mutata (Эклога, измененная по Прохирону), Πνημα νομικν (Руководство к изучению законов) Михаила Атталиата .

http://pravenc.ru/text/2562688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАШИРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Московской епархии названо по г. Кашира (ныне Московской обл.). С 1538 г. Кашира известна как 2-й кафедральный город Коломенских епископов (см. Коломенская епархия ). Еп. Вассиан (Топорков) , занявший Коломенскую кафедру в 1525 г., впервые назван «епископом Коломенским и Каширским» в царской жалованной грамоте 1538 г. Коломенские архиереи сохраняли этот титул до 1788 г., когда епархия была переименована в Коломенскую и Тульскую. На Московском Соборе 1681-1682 гг. в рамках предложенной царем реорганизации епархиального деления Русской Церкви рассматривалась возможность создания епископской кафедры в Кашире в составе Патриаршей области , однако это не было осуществлено. Кашира. Вид с р. Оки. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Кашира. Вид с р. Оки. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) К. в. в составе Тульской епархии учреждено 4 мая 1893 г. (ЦВ. 1893. 21. С. 185); Каширскому епископу предписывалось «пребывать в Туле в особом помещении во дворце Тульского архиерейского дома» (Указы Св. Синода на имя преосв. Никанора, архиеп. Тульского и Белёвского; мая 14 дня//Тульские ЕВ. 1893. 10. Приб. С. 183-184). 30 мая 1893 г. во епископа Каширского в С.-Петербурге был хиротонисан Арсений (Иващенко) , настоятель Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мон-ря . 23 авг. 1917 г. резиденцию Каширских епископов перенесли из Тульского архиерейского дома на Покровское подворье Щегловского тульского в честь Пресв. Богородицы мон-ря в Туле. 17 сент. 1917 г. Каширским епископом стал ректор Тульской ДС архим. Корнилий (Соболев) . Он был ранен во время расстрела крестного хода, устроенного 15 февр. 1918 г. в Туле в защиту Церкви. В 1923 г. Кашира вошла в состав Московской губ. и К. в. стало частью Московской епархии. Кафедральным храмом Каширских епископов в 20-х - 1-й пол. 30-х гг. XX в. был Успенский собор в Кашире. После ареста еп. Алексия (Сергеева) в 1936 г. кафедра не замещалась.

http://pravenc.ru/text/1683977.html

епископ Арсений (Иващенко) (01.1831–18.02.1903) епископ Арсений (Иващенко) Епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, историк Церкви, византинист, агиограф. Биография В миру Антоний Ильич Иващенко, родился в семье православного священника в селе Шамовка Александрийского уезда Херсонской губернии Российской империи. Сначала, с 1843 года, учился в духовной семинарии города Херсона, затем в 1849 году поступил в Киевскую духовную академию (КДА). 5 июля 1853 года Антоний Ильич Иващенко был пострижен в монахи под именем Арсений. 21 июля 1853 года Арсений был рукоположен во иеродиакона, а 16 августа того же года в иеромонаха. 7 октября назначен инспектором Одесского духовного училища. 14 июня 1854 года перемещён на должность преподавателя в Волынскую духовную семинарию. 24 марта 1859 года перемещён преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В 1863 году назначен инспектором той же семинарии с возведением в сан игумена. В 1868 году определён ректором Полоцкой духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1872 году был назначен членом Комитета духовной цензуры в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге. В 1886 году назначен настоятелем Московского Ставропигиального Заиконоспасского монастыря. Это назначение было успешно использовано им для изучения греческих рукописей Московской Синодальной библиотеки. С 2 декабря 1889 года — член Московской Синодальной Конторы. 30 мая 1893 года в Исаакиевском соборе города Санкт-Петербурга архимандрит Арсений был хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии. С 18 декабря 1893 года назначен епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии. Литературные труды отца Арсения весьма многочисленны и главным образом посвящены истории православной церкви на Ближнем Востоке и на берегах Средиземного моря. Многие из них печатались в русскоязычных духовных журналах, «Журнале министерства народного просвещения» и «Киевской старине». В 1869—1871 году были напечатаны два издания под заглавием «Летопись церковных событий», которое представляло собой погодное обозрение всех выдающихся событий церковной истории, начиная от Рождества Христова до 1879 года (во втором издании). Для составления её автор пользовался материалами не только печатными, но и рукописными, хранящимися в архиве Святейшего Синода. Епископ Арсений также являлся почетным членом Казанской духовной академии (1897). О его многоучёности встречается следующий красноречивый отзыв в печати: «… Он сделал по истории Церкви столько, что его трудов достаточно было бы для учёной репутации двадцати епископам…» (Новая Энциклопедия Слов Брокгауза. Том III, с. 728). Скончался 18 февраля 1903 года в Новгороде.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛФИОНОВ Яков Иванович (15.02.1850, Саратов - ?), историк. Род. в семье священника. В 1870 г. закончил Саратовскую ДС, в 1874 г.- КазДА со степенью канд. богословия. С 1874 г. приват-доцент КазДА по кафедре общей древней гражданской истории. После публичной защиты 26 марта 1878 г. магистерской диссертации утвержден в степени магистра. В 1878 г. А. перешел на службу в Мин-во народного просвещения и был назначен преподавателем истории и географии в Оренбургский учительский ин-т; с 1883 г. инспектор Оренбургской муж. гимназии; с 23 янв. 1884 г. директор Пермской классической гимназии, где благодаря его стараниям была приведена в порядок гимназическая б-ка, увеличены именные стипендиальные капиталы, в братстве св. Стефана Великопермского образован денежный фонд для помощи бедным студентам, найдены средства для содержания гимназической церкви. С нояб. 1885 по янв. 1887 г. редактировал неофиц. часть «Пермских губернских ведомостей». С 5 июля 1888 г. член Пермской ученой архивной комиссии. 8 сент. 1906 г. вышел в отставку. В кандидатской работе «Хилиазм первых трех веков христианства (ист. очерк)» А. различал 2 вида хилиастических представлений: 1) идеи, сформировавшиеся в иудаизме под влиянием «национальных иудейских представлений мессианского царства» и получившие развитие в иудействующих сектах первых веков христианства ( Керинф , эбиониты ); эти представления встречаются в Книге Еноха и книгах Сивилл; 2) идеи, возникшие в христ. среде как следствие гонений на христиан и развившиеся в учение о «духовном» 1000-летнем Христовом царстве. В магистерской дис. «Император Юлиан и его отношение к христианству» А. впервые в отечественной лит-ре представил критический разбор первоисточников и новейших исследований деятельности Юлиана Отступника , анализ предпосылок языческих реформ императора и попыток преобразования им язычества на основе неоплатонизма . А. изложил теологические воззрения Юлиана, особо отметив его стремление трансформировать грубый мифологический политеизм при помощи аллегорического метода экзегезы мифа. Значительное место А. уделил исследованию лит. полемики Юлиана с христианством. Соч.: Хилиазм первых трех веков христианства. Каз., 1875; Император Юлиан и его отношение к христианству. Каз., 1877. Лит.: Зверев А. В. Старейшее учебное заведение г. Перми. Пермь, 1908; Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской Духовной Академии после ее преобразования, 1870-1892. Каз., 1892. С. 347-348. А . В . Журавский Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф

http://pravenc.ru/text/115592.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010