«Не осуждай – сим спасешься» Из воспоминаний о приснопамятном старце иеромонахе Серафиме Саровском 31 июля, 2007. Архимандрит Арсений (Митрофанов) В первый раз пошел я к старцу Серафиму с мыслью и намерением получить от него наставление и душеполезный совет в своем настоящем положении, несказанно смущавшем меня своей неопределенностью. С одной стороны, давний обет и влечение сердца твердили мне, отложив все мирское, житейское, идти по пути иноческого жития; с другой, – любовь к родительнице и брату внушали тревожную мысль, что я им еще необходим. (Посвящается о. архимандриту Герману) В начале своего дневника о. Арсений сообщает несколько сведений о самом себе. Уроженец г. Ливен Орловской губернии, происходил он от зажиточного купеческого дома Митрофановых; занимался и сам в молодости своей довольно значительными торговыми оборотами. Влечение к иноческой жизни почувствовал с 16-летнего своего возраста, но его удерживали в миру долгое время семейные обстоятельства, ибо по смерти своего отца состоял он единственной опорой вдовы-матери и малолетних ее сирот: брата, горячо им любимого, и двух сестер. Только на 27-м году жизни он сделал первую попытку сбросить с себя удерживавшие его семейные обязанности и всецело посвятить свои силы исканию «единого на потребу». Но эта первая попытка не совсем удалась, ибо по настоятельным требованиям матери он должен был вскоре возвратиться под родной кров и даже вновь принять участие в торговых занятиях своей семьи. Под предлогом поездки по торговым надобностям на Макарьевскую Нижегородскую распростился он с матерью в июле 1832 года и отправился в первое свое странствие по святым местам русским; сердце его стремилось преимущественно к Соловецкому монастырю, где предполагал он остаться для подвигов иноческих. По пути не преминул юноша-богомолец завернуть в Саровскую пустынь, где ярко горел в то время великий светильник христианского подвижничества, блаженный старец Серафим; молва о благодатных дарах его далеко разносилась по лицу земли Русской. Митрофанов трижды был у великого Старца и описал следующим образом эти приснопамятые для него посещения.

http://pravmir.ru/ne-osuzhdaj-sim-spases...

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Пещерная церковь Алексия, человека Божия. Церковь. Действует.   Престолы: Алексия, человека Божия Год постройки:приблизительно 1860 - 1875. Адрес: Свято-Успенская Святогорская Лавра, ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, Украина. Вопрос модератора :уточнить датировку. Изменить описание объекта 12 октября 1859 г. скончался возобновитель Святогорской пустыни преподобный архимандрит Арсений (Митрофанов). Отпевание и погребение архимандрита Арсения 15 октября 1859 г. совершил отец Герман с собором священноиноков. Горько плакала вся святогорская братия, хорошо сознававшая, кого лишилась она в лице почившего. Согласно со своим завещанием отец Арсений был погребен в пещерах святогорской скалы. Впоследствии благодарная к его трудам святогорская братия, по предложению отца Германа, близ могилы отца Арсения своими руками ископала новую пещерную церковь в честь преподобного Алексия, человека Божия, — святого, которому почивший настоятель был посвящен от купели крещения. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях протоиерей Григорий Дюков: «Природный великий ум [почившего отца Арсения. — Сост.], труды и неусыпное попечение об устроении, украшении и возведении обители до высокой степени известности породили в душе теперешняго настоятеля, игумена Германа, мысль устроить при гробнице его церковь, где бы приносилась безкровная жертва за упокой души его. По объявлении своей мысли братии, с благословения Преосвященнаго Макария, вся она единодушно, в изъявлении своей признательности к незабвенной памяти усопшаго, решилась не только устроить, но и своими трудами изрыть пещерную церковь в скалах. Умилительно было видеть, как в порыве своего усердия стремились туда не только новоначальные послушники, рясофорные иноки, но и маститые старцы, благочестивые иеродиаконы, во главе коих стоял и сам усердно рассекал оскордом твердыню окаменелаго известняка настоятель. После церковнаго богослужения, которое здесь очень продолжительно, вместо отдохновения, требуемаго самою природою, все они являлись в пещеры, и каждый по силе работал чем мог. Таким образом, в продолжение прошедшей зимы явился в пещерах новый храм мая 12 дня и освящен игуменом Германом с братиею во имя святого Алексия, человека Божия: это было имя архимандрита Арсения, когда он был еще в мире».

http://sobory.ru/article/?object=45737

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2005 7 мин., 30.03.2005 Пролог: (на заставке – фото Вячеслава Лагуткина) Арсений Тарковский . Манекен. Стихотворение («В мастерской живописца сидит манекен…»)//Фома. - – 2005. – С.2-3. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Анонсы : С.3-4. Приглашение к разговору: Религия – это частное дело? //Фома. - – 2005. – С.6-11. – (рубрика «Приглашение к разговору»). В дискуссии участвуют: Марина Галина , писатель, литературный критик. – С.7; Юрий Вяземский , автор и ведущий программы «Умницы и умники», профессор. – С.7-8; Михаил Леонтьев , руководитель и ведущий телепрограммы «Однако», политический обозреватель Первого канала. – С.8; Андрей Золотов , главный редактор журнала «Russia Profile», советник генерального директора РИА «Новости. – С.8; Алексей Салмин , декан факультета политологии МГИМО (У) МИД России, президент фонда «Российский общественно-политический центр. – С.9; Руслан Пухов , директор Центра анализа стратегий и технологий. – С.9; Ольга Васильева , заведующая кафедрой религиеведения РАГС, профессор. – С.9-10; Александр Щипков , главный редактор интернет-журнала «Новая политика». – С.10; Константин Затулин, депутат Государственной Думы, директор Института стран СНГ. – С.10; Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. – С.11. Врезка к теме: Гильберт Честертон . Цитата (« Теперь считают, что узко или хотя бы невежливо нападать на чью-то веру или нравственную систему …»)//Фома. - – 2005. – С. 11. – (рубрика « Приглашение к разговору »). Заблуждения и парадоксы: Примитивная вера древних? О религиозных представлениях древнейшего человека рассказывает религиовед Андрей Зубов . Записала Алла Митрофанова. Ил.: Захоронение неандертальца в пещере Эс-Скул Палестина; Комплекс погребальных сооружений IV династии (реконструкция); Внутренний вид большой иньской могилы (археологическая прорись); В. М. Васнецов. Каменный век. Пиршество (эскиз росписи для Исторического музея в Москве). 1883 год//Фома. - – 2005. – С.12-15. – (рубрика « Заблуждения и парадоксы »). Имеется краткая биографическая справка « Зубов Андрей Борисович …» (С.13).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-24-y...

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенский собор, 1859—1860 гг. Памятник кирпичный, оштукатуренный, квадратный в плане, с полукруглыми апсидами и, вероятно, пристроенным позднее западным притвором, трехнефный, пятикупольный. Стоит на террасе, на которую с северной стороны ведет парадная лестница. Выполнен в древнерусских формах, его украшают пучковые полуколонки, кокошники, бусины. Купола на восьмигранных барабанах с шатровым завершением. Центральный купол — световой, угловые — декоративные. В интерьере сохранилась тематическая роспись в барабане и парусах. Здание пострадало в годы Великой Отечественной войны, восстановлено в 1950-е годы, интерьер переделан полностью. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 139издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Сооружение большого соборного храма было заветной мечтой настоятеля архимандрита Арсения (Митрофанова). Проектирование его он предложил сделать известному петербургскому архитектору, академику А.М. Горностаеву. Характерной чертой проекта явилось совмещение византийских форм и традиций русского зодчества. «Для построения этого прекрасного храма, – свидетельствует Григорий Кулжинский, – пришлось преодолеть много трудностей». Теснота места, где предполагалось строить собор, потребовало отсекать горы, укреплять их кирпичными стенами, засыпать неровности оврага. Ровно через месяц после закладки собора, 12 октября 1859 года, архимандрит Арсений скончался, и многотрудное дело созидания этого храма перешло в руки его преемника – архимандрита Германа. 4 сентября 1868 года Успенский собор был освящен Высокопреосвященнейшим Макарием, архиепископом Харьковским и Ахтырским. Внушительны его размеры: высота – 53 метра, длина по линиям восток-запад – 42 метра. Успенский собор представляет собой большой четырехстолпный крестовокупольный храм с пятью главами и тремя невысокими апсидами. Храм трехпрестольный: центральный придел его посвящен Успению Богоматери, южный придел – святой великомученице Варваре и мученице Татиане, северный придел – святителям Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. После закрытия монастыря советской властью соборный Успенский храм был кощунственно перестроен под кинотеатр.

http://sobory.ru/article/?object=05582

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь /// Объект утрачен Согласно готовящейся к изданию книге «Историко-статистическое описание Свято-Успенской Святогорской Лавры», идея построить в обители храм в честь Преображения Господня принадлежала архимандриту Арсению (Митрофанову). После освящения Николаевской пещерной церкви в 1848 г. и закончившейся в 1851 г. реконструкции наскального храма того же угодника Божия, он задумал посвятить возобновленный храм Преображению Господа нашего Иисуса Христа. Церковь стояла почти на вершине Святогорского Фавора — горы, возвышающейся над меловой скалой и своим местоположением напоминающей Преображенский храм на горе Фавор в Палестине. Однако давность посвящения этого места Мирликийскому архипастырю удержала святогорских возобновителей от этого шага, и наскальный храм в 1851 г. снова был посвящен святителю Николаю. В 1859 г. архимандрит Арсений на вершине горы (для большего сходства с Палестиной) совершил закладку нового храма. Установлено имя автора этой прекрасной церкви и обнаружен её проект. Создал её известный архитектор, профессор Август-Вильгельм Фридрихович Петцольд (1823-1891 гг.). Проект Преображенского храма найден в музейном фонде Воронцовского дворца в Крыму. Вполне вероятно предположить, что столь отдалённый адрес нахождения проекта связан с Татьяной Борисовной Потёмкиной, которая могла хранить его у себя в крымском имении под Ялтой. После революции и национализации имения Потёмкиных часть их архива попала в музей. Двухэтажная, изящной архитектуры церковь Преображения Господня сооружена на средства Т.Б. Потёмкиной и графинь Варвары и Софии Ланских. В «Ведомости о церквах» за 1870 г. пишется: «…Внутри и снаружи оштукатурена; покрыта листовым железом, окрашенным зелёною краскою; средний купол покрыт белым листовым железом; на куполе, алтаре и над входом храма утверждены железныя вызолоченныя главы с такими же крестами». Верхний Престол освятил в 1864 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Макарий (Булгаков) в честь Преображения Господня. На средства графинь Ланских в верхнем храме установили резной, с древневизантийскими орнаментами, иконостас из дуба, «некрашеный и без позолоты», с Царскими вратами из кипариса и 19 иконами хорошей живописи по золотому фону, писанными на железных досках. Иконостас, сделанный в Санкт-Петербурге, обошёлся в 7000 рублей. Престол Преображенской церкви был облачён белым серебряным глазетом, обложенным сребропозлащенным гасом. Крест с его передней стороны вышит золотом и украшен недорогими камнями. Т.Б. Потёмкина пожертвовала для храма двухъярусное медной латуни посеребренное паникадило с 25 подсвечниками (весом 1 пуд 3 фунта и стоимостью 50 рублей серебром). На полу в храме стояли два медной латуни посеребренных подсвечника весом 24 фунта каждый, один такой же подсвечник весом 26 фунтов и ещё один из того же материала весом 9 фунтов.

http://sobory.ru/article/?object=45670

сост. Александр Ратшин Воронежской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: МИТРОФАНОВ-БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж. 1-го класса, кафедральный, в губернском городе Воронеже; находится под управлением епархиального архиерея, который именуется Священно-архимандритом оного. Основан и открыт в 1836 г., 1 сентября, по случаю явления, в 1832, св. мощей Митрофана, первого епископа Воронежского. Здесь ныне четыре церкви: 1) соб. Благовещения Богородицы, бывшая с начала XVII века городским собором; в ней почивают открыто, в богатой серебряной раке, новоявленные мощи св. Митрофана. Церковь эта построена была в 1620 году деревянная царем Михаилом Феодоровичем и отцом его, патриархом Филаретом; а в 1684 св. Митрофан предпринял соорудить каменную; храм был начат, но в 1699 работы остановились, по случаю оказавшихся трещин – и собор достроен уже после кончины сего Святителя, в 1718, при митрополите Пахомии; а совершенно окончен и украшен при епископе Иоакиме, в 1735 году. 2) Архангела Михаила, зимняя соборная, с приделом Тихвинской Богоматери; храм этот до учреждения обители также быль Городским собором и существовал уже в то время, когда была открыта Епархия Воронежская; но о времени первоначальной постройки его, сведений нет; потом, по ветхости, был разобран и епископом Тихоном 1 начат новый в 1764, а окончен и освящен 30 декабря 1768 года. 3) св. Митрофана Воронежского , с трапезою, построена вновь, по открытии монастыря, и освящена 26 октября, 1839 года. 4) Рождества Христова, при Архиерейском доме. – В Благовещенском соборе погребены Воронежские архиереи: Иоаким, Вениамин, Феофилакт, Иоанникий, Арсений и Епифаний. АКАТОВ-АЛЕКСЕЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Воронеже, в верхней части города, называемой по имени монастыря Акатовскою; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Воронежской семинарии. Обитель эта основана в 1620 году, под именем Акатовской Алексеевской пустыни, Кириллом, игуменом бывшего тут, по близости, Успенского монастыря, с которым и находилась она под одним начальством. Когда ж Успенский монастырь Петром Великим, в 1700 г., уничтожен и превращен в Адмиралтейскую церковь : тогда обе эти обители, по воле монарха соединены, и в Акатовской пустыне учреждена архимандрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Серафим (Остроумов Михаил Митрофанович), архп. Смоленский и Дорогобужский Родился 6 ноября 1880 годавсемьепсаломщикаг. Москвы. Низшее образование получил в Московском Заиконоспасском духовном училище, а среднее в Московской духовной семинарии. В 1904 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при академии профессорским стипендиатом. 14 сент.1904 г. Трифоном, епископом Дмитровским пострижен в монашество. 13 сентября рукоположен во иеродиакона, а 19 сентября – во иеромонаха и 28 октября назначен исполняющим должность доцента Московской духовной академии по кафедре теории и истории проповедничества. С 1906 г. – наместник Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря, Холмской епархии. С 1907 г. – настоятель и заведующий Яблочинской второклассной школы с церковно-учительскими курсами. 2 февраля 1908 года возведен в сан архимандрита. Состоял благочинным монастырей Холмской епархии. С 28 января 1914 г. – ректор Холмской духовной семинарии. Был председателем Холмского Епархиального училищного совета. 3 апреля 1916 года хиротонисан во епископа Вельского, Холмской епархии. Хиротония состоялась в Москве. Чин хиротонии совершали: Макарий, митр. Московский, Михаил, архп. Гродненский, Владимир, еп. Белостокский, Иоасаф, еп. Новогеоргиевский, Димитрий, епископ Можайский, Арсений, еп. Серпуховский. С 21 апреля 1916 года – управляющий Холмской епархией. С 27 мая 1917 года временно управлял Орловской епархией. С 18 августа 1917 года – епископ Орловский и Севский. 29 мая 1924 года возведен в сан архиепископа. С I ноября 1927 года – архиепископ Смоленский и Дорогобужский. С ноября 1936 года епархией не управлял. Скончался в 1937 году. Будучи наместником Яблочинского св. Онуфриевского монастыря приложил все силы к благоукрашению его и в несколько лет обитель стала неузнаваемой. Ввел в ней общежитие, благоустроил для любителей безмолвия скит на Белом озере, много внимания уделял монастырским школам. Будучиректором вХолмской семинарии, он был добрым и благопопечительным отцом, мягким и ласковым, отзывчивым на нужды учащихся и соработников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Новгороде состоялись V Арсениевские чтения Москва, 23 марта 2006 г . 15 -16 марта 2006 г . в Новгороде состоялись Пятые Арсениевские чтения, посвященные теме " Церковь и государственная власть в России в ХХ веке " . Задача чтений, по мысли их устроителей, состояла в православном осмыслении важнейших проблем, стоящих перед Церковью и обществом в наши дни с учетом исторического опыта государственно-церковных отношений прошлого столетия. В работе чтений приняли участие церковные историки и богословы из Москвы, Петербурга, Новгорода и Пскова, представители интеллигенции, учащиеся Новгородского духовного училища, духовенство Новгородской епархии, сообщается на сайте Отдела по делам молодежи Московского Патриархата " Обретенное поколение " .   Работа Пятых Арсениевских чтений, посвященных памяти выдающегося церковного деятеля ХХ столетия митрополита Арсения (Стадницкого), проходила под руководством архиепископа Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого). В чтениях принимала участие представительная делегация Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) во главе с его ректором протоиереем Владимиром Воробьевым. С докладами на заседаниях выступили петербургские ученые: магистр богословия профессор протоиерей Георгий Митрофанов, доктор исторических наук профессор С. Л. Фирсов, доктор исторических наук М. В Шкаровский, сотрудник Российской национальной библиотеки кандидат исторических наук А. И. Раздорский. От Москвы с докладами выступали представители ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, заместитель председателя Учебного комитета Московского Патриархата, преподаватели университета: кандидат богословия священник Александр Щелкачев, магистр богословия, кандидат исторических наук диакон Александр Мазырин, сотрудник отдела по делам молодежи Московского Патриархата кандидат богословия, кандидат исторических наук диакон Илья Соловьев. Среди докладчиков были редактор журнала " София " , зав. научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета Н. Н. Жервэ, заместитель директора Новгородского государственного архива С. В. Моисеев, ст. научный сотрудник Псковского государственного объединенного музея-заповедника Т. В. Медникова и другие.

http://pravoslavie.ru/16756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН (Манько Косма; 1811, Купянский у. Харьковской губ.- 25.06.1874, Святогорская Успенская пуст.), прп. (пам. 11 авг.- в Соборе Святогорских святых), иером., подвижник Святогорский, Харьковский. Род. в семье войсковых обывателей Харьковской губ. Грамоте учился в домашней школе. 12 февр. 1835 г. поступил послушником в Глинскую в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь , окормлялся у игум. прп. Филарета (Данилевского) . Вскоре принял постриг в рясофор. В обители Косма подружился с послушником Г. И. Клицой (впосл. архим. Герман , настоятель Святогорской Успенской пустыни). 15 янв. 1844 г. по инициативе Т. Б. и А. М. Потёмкиных в Харьковской губ. была восстановлена Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., настоятелем к-рой был назначен иером. Арсений (Митрофанов). 8-15 апр. 1844 г. Манько вместе с 12 глинскими насельниками прибыл в Святые горы, где участвовал в возобновлении обители по уставу Глинской пуст. Уже через неск. дней после прибытия глинской братии в Святогорье, 27 апр. 1844 г., игум. Арсений ходатайствовал перед Харьковским еп. свт. Иннокентием (Борисовым) о разрешении на пострижение Манько и еще 3 послушников. 30 июня 1844 г. Манько принял монашеский постриг с именем Киприан. Вскоре игум. Арсений представил новопостриженного монаха «по его способности и честному поведению» к рукоположению во диакона. Испытанный прот. Львом Яровым в познаниях, необходимых для священного сана, К. оказался искусным в пении и чтении, знании церковного устава и катехизиса. 16 авг. 1844 г., на следующий день после торжественного праздника «обновления» Святогорской пуст., свт. Иннокентий рукоположил К. во диакона в с. Богородичном по освящении молитвенного дома в честь св. блгв. кн. Александра Невского. 15 июля 1845 г. К. был рукоположен во иерея. С 5 окт. 1846 г. по поручению игум. Арсения К. нес послушание благочинного монастыря. 15 авг. 1849 г. К. был награжден набедренником за «усердное прохождение послушания» и труды по благоустройству обители.

http://pravenc.ru/text/1684706.html

В Святогорской лавре обрели мощи преподобных Арсения и Исаакия Святогорских Москва, 13 июля 2009 г. 7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи и накануне памяти преподобного Киприана Святогорского, в Святогорской лавре были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по ее возобновлении в 1844 г. архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца прпеподобного Исаакия (Головина), сообщает Седмица.Ru . По благословению наместника Свято-Успенской Святогоской лавры епископа Святогорского Арсения братией Всехсвятского скита во главе со скитоначальником архимандритом Амвросием (Бобровым) были предприняты раскопки для обнаружения братских погребений на Всехсвятском кладбище и установка на могилах крестов. Прямо за алтарем Всехсвятской церкви на глубине около метра братией был обнаружен кирпичной свод, разобрав который они увидели небольшой деревянный ящик, завернутый в ткань. О случившимся сразу же доложили наместнику. Вечером 7 июля епископ Арсений прибыл на территорию скита. В открытом гробу было обнаружено монашеское погребение, на дне которого найдена стеклянная бутылка с листком бумаги, закрытая пробкой. В обнаруженной записке был следующий текст: " Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Милостию Божиею здесь погребены останки Всечестнейшаго Настоятеля Архимандрита Арсения перваго по возобновлении обители. Он был погребен в скале вблизи храма во имя праведнаго Алексия человека Божия, и в 1923 году в апреле месяце останки кем-то были выброшены под скалу, и когда мы, иноки, приютившиеся возле уцелевшей Всехсвятской церкви, узнали, то я, настоятель Всехсвятской церкви игумен Михаил, попросил пономаря иподиакона Никона пойти и собрать косточки перваго настоятеля отца Архимандрита Арсения, где он, к великой радости, подобрал и дорогую главу. Итак, по моему распоряжению и сделан сей гробик, и вложены косточки, и по внушению свыше погребены мною здесь в чтимой могилке подвижника и прозорливца иеромонаха Исаакия тако Господу Богу благоизволившему. Милостию Божиею настоятель сего Всехсвятского храма недостойный игумен Михаил со своею духовною дружиной, малым числом иноков: болящим иеросхимонахом Ювеналием, иеромонахами Климентом и Иакинфом, архидиаконом Александром, иеродиаконами Авраамием и Иоанном, монахом Иримием, иподиаконом Никоном и послушником Феодосием Сотниковым Старобельскаго уезда. 1925(?)г. 28 апреля. Отцы дорогие подвижники, умолите о нас Господа Вседержителя Милосерднаго Отца Небеснаго, чтобы он сохранил нас и сей храм для прославления Имени Его Святаго, и чтобы мы могли и о вас вознести молитвы у жертвенника Божия. Надеемся на Ваши усердные молитвы. Убогий инок И.(?) Михаил с братиею " .

http://pravoslavie.ru/31153.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010