Османская империя Мусульм. гос-во эпохи средневековья и Нового времени (ок. 1300-1923); крупнейшее и наиболее могущественное мусульм. гос-во в истории. Его историческое ядро находилось в сев.-зап. районах М. Азии, но в период своего наибольшего расширения О. и. охватывала страны Вост. и Юж. Средиземноморья (М. Азия, Балканский п-ов, Сирия, Палестина, Египет, Ливия, Тунис, Алжир, часть совр. Марокко), большую часть стран Ближ. Востока (Кавказ, Закавказье, Ирак, Сев.-Зап. Иран, Аравия, Йемен), часть Вост. Европы (Венгрия, Валахия, Молдавия, Трансильвания (ныне Румыния ), Сев. Причерноморье). На ранних этапах истории столицами гос-ва Османов были Бурса (древняя Пруса; 1326 - ок. 1369), Эдирне (древний Адрианополь; ок. 1369-1453), но после захвата Константинополя в 1453 г. он стал неизменной столицей О. и. Основу идеологии и правовых отношений в О. и. на протяжении большей части ее истории составляло вероучение ислама , в к-ром отношение к христ. вере и культуре диктовалось в духе жесткой сегрегации, подчинения христиан как неверных. О. и. вела многочисленные войны с христ. странами; для оправдания этих войн широко использовались идеи джихада, священной войны против неверных. Однако О. и. никогда не ставила перед собой цели уничтожить христ. мир, используя религ. лозунги скорее для пропаганды, нежели в качестве действительной политической программы. На протяжении всей своей истории О. и. управляла не только мусульманами, но и огромным и разнообразным христ. населением, которое составляло в разное время от трети до половины подданных империи. Христ. общество О. и., объединенное в один, а позднее в неск. миллетов , к-рые возглавляли церковные иерархи, за долгие столетия османского правления создало особую разнообразную культуру, сохраняя свои веру, язык, самосознание, традиции. Эпоха О. и. внесла значительный вклад в историю большинства Церквей христ. Востока и так или иначе существенно повлияла на их совр. облик. Под управлением О. и. в течение ряда столетий находились Константинопольская , Александрийская , Антиохийская , Иерусалимская , Кипрская , Грузинская , Болгарская , Сербская Православные Церкви, православные общины Албании , Валахии, Молдавии, Трансильвании, ряд нехалкидонских вост. Церквей ( Армянская Апостольская Церковь , Коптская Церковь , Сирийская яковитская Церковь , Ассирийская Церковь (см. Церковь Востока ), ряд вост. Церквей, находящихся в унии с Римско-католической Церковью ( Мелькитская католическая Церковь , Маронитская католическая Церковь , Халдейская католическая Церковь и др.), общины христиан-католиков Венгрии, Хорватии, Далмации, региона Эгейского м. (бывш. Латинской Романии ) и др. стран.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Священник должен быть и немного психиатром» В ОВЦС прошла Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных» 05.12.2023 167 Время на чтение 23 минут Фото: mospat.ru 24-25 ноября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась V международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных: современный взгляд на религиозные переживания в норме и патологии. Церковь и психиатрия: грани сотрудничества», сообщает Патриархия.ru. Конференция была организована по инициативе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Ее соорганизаторами выступили Отдел внешних церковных связей, Воронежская митрополия, Секция по клинической психиатрии, религиозности и духовности Российского общества психиатров, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Научный центр психического здоровья (НЦПЗ). Поддержку в проведении встречи оказал международный фонд «Помощь Церкви в нужде». В подготовке и проведении конференции также участвовала совместная рабочая группа Римской католической и Русской Православной Церквей по сотрудничеству в церковно-общественной сфере. В мероприятии приняли участие более 60 человек — представители Русской Православной Церкви, Римско-католической церкви и протестантских церквей из России, Испании, Аргентины, Египта, Армении, Индии, Ирана и Италии. Впервые в конференции приняли участие представители Древних Восточных церквей: Коптской, Армянской Апостольской и Маланкарской, а также Ассирийской Церкви Востока. Было заслушано 30 докладов, представленных психиатрами и психологами, священнослужителями и богословами, преподавателями и студентами богословских факультетов и духовных школ. Модератором выступил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, руководитель экспертной группы по разработке проблематики «Пастырское попечение о душевнобольных» профильной комиссии Межсоборного присутствия. Сомодератором был В.Г. Каледа, заместитель директора НЦПЗ, руководитель Секции по клинической психиатрии, религиозности и духовности Российского общества психиатров, профессор кафедры практического богословия ПСТГУ.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/05/sv...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных» прошла в ОВЦС Служба коммуникации ОВЦС, 04.12.2023. 24-25 ноября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась V международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных: современный взгляд на религиозные переживания в норме и патологии. Церковь и психиатрия: грани сотрудничества». Конференция была организована по инициативе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Ее соорганизаторами выступили ОВЦС, Воронежская митрополия, Секция по клинической психиатрии, религиозности и духовности Российского общества психиатров, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (НЦПЗ). Поддержку в проведении встречи оказал международный фонд «Помощь Церкви в нужде». В подготовке и проведении конференции также участвовала совместная рабочая группа Римской Католической и Русской Православной Церквей по сотрудничеству в церковно-общественной сфере. В мероприятии приняли участие более 60 человек – представители Русской Православной Церкви, Римско-Католической Церкви и протестантских церквей из России, Испании, Аргентины, Египта, Армении, Индии, Ирана и Италии. Впервые в конференции приняли участие представители Древних Восточных Церквей: Коптской, Армянской Апостольской и Маланкарской, а также Ассирийской Церкви Востока. Было заслушано 30 докладов, представленных психиатрами и психологами, священнослужителями и богословами, преподавателями и студентами богословских факультетов и духовных школ. Модератором выступил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий , руководитель экспертной группы по разработке проблематики «Пастырское попечение о душевнобольных» профильной комиссии Межсоборного присутствия. Сомодератором был В.Г. Каледа, заместитель директора НЦПЗ и руководитель Секции по клинической психиатрии, религиозности и духовности Российского общества психиатров.

http://mospat.ru/ru/news/91088/

прот. Иоанн Певницкий О необходимости добрых дел ко спасению Катехизис Святой Восточной Апостольской Церкви, составленный Киевским Митрополитом Петром Могилою и одобренный всеми Патриархами и многими Епископами Восточными, начинается вопросом: что должен иметь Православный и Кафолический Христианин, чтобы наследовать жизнь вечную? и на сей вопрос отвечает: правую веру и добрые дела. Как сие учение есть самое древнее, то оно было всеобщее для всей Христианской Церкви, да и теперь приемлется и сохраняется во всех древнейших Церквах. Ибо не говоря о нашей Святой Восточной Церкви, Церковь Западная и теперь после отделения от нее содержит оное, равно как и прежде отделения содержала. Другие отдельные Церкви, на пример Коптская, Армянская и пр. отступая в некоторых пунктах от учения нашей Церкви, все согласуются как с нею так и между собою в том, что для спасения требуются вера и добрые дела. Новейшие, чрез отторжение от Римско-Католической, на Западе возникшие Церкви как во многих других предметах отклонились от древнего всеобщего учения, так и наипаче в догмате о средствах ко спасению. Они учат, что мы опасаемся, или, что для них одно и то же, оправдываемся не делами, а только верою, и что посему дела не содействуют и не нужны ко спасению 1 . Таковое различие и даже противоречие мнений о предмете столь важном и существенном и прежде обращало на себя внимание любителей истины и правоверия, да и теперь не может быть оставлено без внимания. – Правда, наша Восточная Церковь всегда была довольно удалена от прений и браней, которые по случаю так называемого преобразования Церкви (Reformatio) терзали Запад Европы, особливо Германию. Не водясь духом преобладания, стараясь не о том, чтобы распространить свою духовную власть на прочие Христианские общества, а преимущественно о том, чтобы ее собственные чада последовали ее руководству в Царствие небесное, она не могла быть непосредственною метою нападений со стороны Преобразователей, а также и сама не входила в оные распри как только тщательным исследованием нового учения, паче же сожалением о причиненных им раздорах и молитвою о соединении всех во едино стадо. Притом сие учение не могло иметь большого влияния на сынов Греко-Восточной Церкви по причине как местной отдаленности, так и их осторожности касательно нововведений в предметах Христианского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

ЦВ 3 (400) февраль 2009 /  12 февраля 2009 г. Служение Патриарха Кирилла 1-6 февраля 2009 1 февраля, по окончании торжественного приема по случаю Патриаршей интронизации, Святейший Патриарх Московский и вся Руси Кирилл принял глав Евангелической Церкви в Германии и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии епископа Вольфганга Хубера и епископа Юкку Парму, а также представителей Армянской Апостольской и Коптской Церквей, католической миротворческой организации «Община святого Эгидия», присутствовавших на торжествах. В ходе встреч Предстоятелю Русской Православной Церкви были высказаны поздравления в связи с избранием и поставлением на Московский Патриарший престол. Выразив благодарность за поздравления и благопожелания, Святейший Патриарх обсудил с гостями перспективы отношений Русской Православной Церкви с представляемыми ими Церквами и общинами. 1 февраля в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с официальной делегацией Польской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всея Польши Саввой. Во встрече также приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк, епископ Красногорский Савва и секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил особую близость Русской и Польской Православных Церквей, их тесное сотрудничество и поблагодарил Предстоятеля Польской Православной Церкви за участие в своей Патриаршей интронизации. 2 февраля в Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Предстоятелем Албанской Православной Церкви Блаженнейшим Архиепископом Анастасием, прибывшим в Москву для участия в интронизации новоизбранного Предстоятеля Русской Церкви. Святейший Патриарх Кирилл тепло приветствовал Блаженнейшего Архиепископа Анастасия и сопровождающую его делегацию.

http://e-vestnik.ru/news/patriarha_kiril...

Один из вдумчивых наблюдателей современности сказал о современной русской жизни, что она насквозь пропитана ненавистью». Безотрадная характеристика! Но если она верна относительно политических партий, сословий и бытовых групп русского общества и их взаимоотношений, то еще вернее она относительно чувств, питаемых ими к Церкви. И если ненависть часто слепа, то и в указанной сфере она остается такой же. Мы видим, что нарождающееся и усиливающееся сектантство в полном смысле слова живет и дышит только ненавистью к православию. Довольно беглого наблюдения над жизнью сектантства, чтобы видеть это: вполне верной является мысль, что если взять у сектантства ненависть к православной Церкви, то ему прямо нечем будет жить, – настолько оно лишено своего собственного положительного содержания. Но в сектантстве такая ненависть, если не извинительна, то, по крайней мере, с известной точки зрения, понятна. Совсем в ином виде представляются отношения к Церкви вне сектантства. И здесь ненависть не менее яростная, не менее слепая и неразборчивая в средствах борьбы, но совершенно необъяснимая и непонятная с точки зрения обычных и естественных человеческих чувств и отношений. Мы разумеем широкие, так называемые прогрессивные круги общества, и особенно нашу прогрессивную печать. В самом деле, если вы, ненавистники Церкви, по убеждениям и настроением – атеисты, то, что вам Гекуба и что Гекубе вы? Тогда бы вы были просто равнодушны к Церкви, к христианству, мусульманству, еврейству, ко всякой религии вообще. Но почему у вас такая ненависть именно к православной Церкви и такая нежная заботливость о сектах, и притом не о всех, а только о тех, которые особенно вредят православию? Почему на страницах прогрессивных газет сквозит уважение к католическим ксендзам, к протестантским пасторам, почему не сообщается мерзостей о монастырях армянских, католических, почему такая предупредительность к ламам калмыцким и бурятским, – и только по отношению к православным епископам, священникам, монахам, позволяются в печати невероятно гнусные ругательства и заведомо ложные обвинения, подрывающие всякий авторитет Церкви? Можно подумать, что православная Церковь по преимуществу чем-то озлобила прогрессивных мыслителей. Так и говорит: она слишком связала себя с господствующим политическим строем, и потому на нее заодно с этим строем обрушивается и направляется ненависть врагов рабства и защитников свободы. Но просмотрите печать Германии: там такая же, точно тактика, применяется к протестантству; во Франции и Италии, то же самое видим по отношению к католичеству, хотя оно уже никакого касательства не имеет там к политическому строю; даже в Турции та же тактика после революционного переворота стала применяться к мусульманству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Скачать epub pdf (По А. С. Хомякову) Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь , – возвещает символ нашей веры. Но как может быть едина Церковь , когда так много самых разнообразных обществ и организаций, взаимно друг друга исключающих, претендуют на это название? Когда мы знаем Православную, Католическую, Лютеранскую, Англиканскую, Армянскую и другие церкви? Потому, ответим мы, что только одна из этих Церквей имеет полное право действительно называться Церковью , все же прочие именуются церквами лишь по своей на то претензии, или по принятому, но не имеющему за собой основанию обычаю, вроде того, как в письмах именуют того, к кому пишут, «милостивым государем», а себя – «покорным слугой», хотя оба выражения ни мало не соответствуют действительности. Церковью по настоящему может быть только одна, потому что с Церковью неразрывно звание носительницы полной и совершенной истины, а полная и совершенная истина может быть только одна. Если в вещах важных и точных высказывается два или несколько различных мнений, правым может быть только одно, а все прочие – неправильны. Но и сама Православная Церковь может ли быть едина, если в Ней мы видим отдельные Церкви: Русскую, Греческую, Сербскую, Болгарскую, Румынскую? Все эти поместные Церкви составляют одну Православную Церковь . Они суть даже не части Церкви, потому что Церковь – полнота Истины, не дробима на части, но лишь местные, обусловленные характером народа или государства, отдельные выявления одной и той же Церкви. Своеобразие каждой поместной Церкви может быть очень велико, но единство будет оставаться ненарушенным, даже не затронутым, если не нарушена, не затронута церковная истина. Воздух по всей земле совершенно одинаков и повсюду одинаково животворящ, пока не нарушен его химический состав. Но картины, которые через воздух совершаются, поля, которые он овевает, степень его влажности – очень разнообразны, но разнообразие это происходит не от воздуха, а от особенностей местностей, которые животворит воздух. Так и Церковь , повсюду единая, разнообразно проявляется в русском, греческом и других православных народах. Но все эти народы принадлежат одной Церкви, пока исповедуют одну, едино истинную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

В. В. Симонов Введение в историю Церкви – Часть 2 – Обзор историографии по общей истории Церкви – Учебное пособие Источник Часть 1 → Содержание Введение Раздел 1. Зарубежная историография общей истории Церкви (основные этапы развития) Глава 1. Историко-церковные исследования (общие работы) § 1. Начало историографии церковной истории как науки § 2. Историко-критическое направление § 3. Новотюбингенская школа § 4. Либеральная историография § 5. Учебная литература § 6. Мифологическая теория § 7. Критика либеральной школы § 8. Религиозно-историческая школа § 9. Католическая историография конца XIX – начала XX в. § 10. Э. Гиббон и начало англиканской историографии церковной истории § 11. Историография церковной истории в XX в. § 12. «Теория цивилизаций» и церковная история § 13. Культурно-историческая школа § 14. Разработка церковной истории христианского Востока § 15. «Истории папства» § 16. «Истории христианства»: синтетический подход к церковной истории § 17. Греческая историко-церковная и богословская наука Нового и Новейшего времени § 18. Историография истории Армянской Апостольской церкви § 19. Библиографии и справочная литература по церковной истории § 20. Энциклопедии Глава 2. Патрологические исследования § 1. Ранние патрологические систематизации § 2. Патрологическая систематизация и христианская археология в XIX – начале XX в. § 3. Серийные издания патрологических источников и развитие патрологии в XX в. § 4. Патрология как «история духовности» § 5. Патрологические исследования в новогреческой историографии § 6. Справочная и библиографическая литература по патрологии Глава 3. Изучение истории канонического права § 1. Толкования § 2. Право и вера (влияние протестантской теологии) § 3. Проблема богословского обоснования канонического права § 4. II Ватиканский собор и развитие канонического права § 5. Изучение византийского канонического права § 6. Изучение канонического права в рамках «историй Вселенских соборов» Глава 4. Изучение истории христианского богослужения § 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афины, 7 декабря. Завершению 35-го апостольского визита Папы Франциска, в ходе которого он посетил Кипр и Грецию, предшествовало несколько событий, передает « Сибирская католическая газета ». Воскресным вечером 5 декабря Папа принял в здании Апостольской нунциатуры с визитом вежливости предстоятеля Элладской Православной Церкви архиепископа Иеронима II. Как Папа, так и Архиепископ оставили записи в Книге почетных гостей дипломатического представительства Святого Престола в Греции. В частности, Блаженнейший Иероним написал, что пришел в нунциатуру, «чтобы поблагодарить брата Франциска за его визит в Грецию», а Папа, со своей стороны, поблагодарил «возлюбленного брата Иеронима II» за его «братское расположение, кротость и терпение», призвав затем благословение Божие «на наши две Церкви-Сестры», как и помощь Матери Божией. Архиепископ Афин подарил понтифику две книги – о покаянной практике малоазиатских греков в начале XX столетия и о жертвах национальной революции в Греции, а также икону Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. Глава Католической Церкви подарил Предстоятелю Элладской Церкви памятную медаль, отбитую в честь его визита в Грецию и на Кипр; книгу о состоявшейся 27 марта 2020 г. на площади Святого Петра молитве о прекращении пандемии; и образ, исполненный современным иконописцем, католиком греко-византийского обряда, по мотивам знаменитой картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». В понедельник 6 декабря утром Папа Франциск отслужил мессу в часовне нунциатуры, после чего дал аудиенцию спикеру Парламента Греции Константиносу Тасуласу. Перед тем как окончательно попрощаться с гостеприимным домом нунциатуры, понтифик побеседовал с группой молодых беженцев из Сирии, находящихся под опекой действующего в Греции Ординариата Армянской Католической Церкви. Заключительным же событием 35-го Апостольского визита Папы Франциска стала его встреча с молодежью в афинской школе Святого Дионисия, опекаемой сестрами-урсулинками, сообщает Vatican News . Отвечая девушке по имени Катерина, написавшей о своих сомнениях в вере, Папа пояснил, что их не нужно бояться, поскольку это не означает, что вера сомневающегося человека в чем-то ущербна.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Межконфессиональный совет Крыма опровергает газетную статью Симферополь, 13 декабря 2005 г . 18 ноября 2005 в газете " Голос Крыма " появилась статья " Тожество разума или упование на Бога? " , автор – Айдер Булатов – заместитель председателя Комитета по делам религий АР Крым, сообщает пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви. В связи с появлением этой статьи члены Межконфессионального совета приняли следующее заявление: Заявление членов Межконфессионального совета Крыма " Мир – дар Божий " «Мы, члены Межконфессионального совета Крыма " Мир – Дар Божий " , в связи с обращениями в наш адрес верующих и руководителей религиозных организаций Крыма, выражаем свое недоумение по поводу недостоверных фактов, изложенных в статье Айдера Булатова – заместителя Председателя комитета по делам религий АР Крым – автора статьи " Тожество разума или упование на Бога? " , появившейся в газете " Голос Крыма " за 18 ноября 2005. В статье говорится о том, что в Крыму только 44% зарегистрированных религиозных общин являются христианскими. По статистическим данным – их 69% (очевидно автор забыл, что помимо Православной Церкви, к христианских конфессиям относятся так же: Римско-Католическая Церковь, Армянская Апостольская Церковь, Немецкая Евангелическо-лютеранская Церковь, Евангельские христиане-баптисты, Церковь Адвентистов седьмого дня и другие). Далее в тексте утверждается, что помимо мусульманских общин, по этноконфессиональному признаку в Крыму зарегистрировано и действует 380 религиозных организаций и приводит их примеры, в действительности же, по официальным данным, их численность составляет: общины православных греков в составе УПЦ – 5, общины караимов – 7, общины крымчаков – 1, общины Армянской Апостольской церкви – 7, общины иудеев – 14, Немецкая Евангелическо-лютеранская церковь – 7, что при простом подсчете дает цифру 41, а никак не 380, помимо этого г-н Булатов говорит об общинах болгарской церкви, которой, на самом деле, в Крыму не существует вообще, а члены болгарских национальных общин (как и русских, украинских, греческих, белорусских и др.) являются паствой УПЦ.

http://pravoslavie.ru/15475.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010