Отступления от учения вселенской Церкви некоторых Церквей и вероисповеданий христианских Изложив положительное догматическое учение вселенской Церкви, считаем нужным указать на отступления от ее учения некоторых Церквей и вероисповеданий христианских, именно церквей Армянской (Григорианской) и Латинской, и вероисповеданий западных Протестантского (оно же называется Евангелическим и Лютеранским), Англиканского, Реформатского и русских главных раскольнических толков. Армянская Церковь К Армянской Церкви принадлежат исключительно Армяне (Гайканский народ), живущие в Турции, Персии, России и в некоторых других государствах. Число Армян простирается до семи миллионов. В части Армении, принадлежащей России, находится Армянский монастырь Эчмиадзин, где пребывает Патриарх Армянский (или Католикос) с синодом своим. Утверждение Армянского Католикоса зависит ныне от Российского Государя Императора. Армянская Церковь называется обыкновенно Армяно-Григорианской, по имени просветителя Армении святого Григория, и сим наименованием отличается от Армяно-католической, находящейся в соединении с Римско-католической и разделяющей заблуждения сей последней (число сих до пятидесяти тысяч человек). Армяно-Григорианская Церковь отступила от вселенской Церкви в 491 году. В настоящее время некоторые писатели усиливаются доказать, что Армянская Церковь учит согласно со вселенской Церковью. Но то самое, что Армяне доселе не соединились с православной Церковью и упорно держатся изложения догматов, которое осуждено вселенской Церковью, ясно показывает, что Армянская Церковь отступает в своем учении от учения вселенской Церкви. Отступления Армяно-Григорианской Церкви от вселенской Отступления Армяно-Григорианской Церкви от вселенской суть следующие: 1) Армяне учат, что хотя Сын Божий есть совершенный Бог, но Он соделался и совершенным человеком с духом, душою и телом, единое лицо, единое свойство и единое общее естество. Бог стал человеком без преложения или изменения. 2) Отвергают вселенский четвертый собор Халкидонский и все последующие вселенские соборы.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Александр Аннинский История Армянской Церкви (до XIX века) Определением Святейшего Синода, от 29/30 апреля 1898 г., сочинение это в рукописи удостоено почетного отзыва, после того автором исправлено и дополнено. Содержание Предисловие Период предварительный I. Армяне пред принятием христианства Первый период II. Обращение армян в христианство и устроение армянской церкви III. Армянская церковь при первых преемниках св. Григория IV. Архиепископ Нерсес I. Усиление власти главного армянского епископа в ущерб царской и проявление стремлений к церковной независимости V. Прекращение обычая ходить в Кесарию за посвящением в арм. патриархи и положении арм. церкви в первое время после этого VII. Армянская церковь в смутную пору второй половины V века VIII. Общий взгляд на состояние внутренней жизни армянской церкви в первый период Второй период IX. Отделение армянской церкви от вселенской X. Первое столетие после отделения армянской церкви. Разделение в Армении по поводу собора 527 г. и усилия армянских католикосов привлечь к этому собору несогласных XI. Католикос грузинский Кирон и отделение грузин от общения с армянами XII. Стеснение православной партии в Армении после смерти имп. Маврикия и усиление ее после побед Ираклия над персами. Первое соединение армянской церкви с греческой XIII. Армяне по вине императоров отступают от унии. Вторичное принятие ими халкидонского собора XIV. Армянская церковь после Нерсеса III до кат. Иоанна Отцнийского XV. Католикос Иоанн IV Отцнийский XVII. Общий очерк внутренней организации армянской церкви Третий период XVIII. Армянская церковь после восстановления Армянского царства. Патриаршествование кат. Захарии. Новая попытка к примирению церквей XIX. Преемники кат. Захарии: Георгий II, Маштоц, Иоанн Историк, Стефан II, Феодор I XX. Католикос Анания Моккский XXI. Католикосы Ваган, Стефан III и Хачик I XXII. Католикосы Саркис, Петр и Хачик II Четвертый период XXIII. Армяне приходят в ближайшее соприкосновение с западными христианами XXIV. Григорий III и Нерсес Благодатный XXV.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«Если ты идешь в церковь к Богу, то найдешь Его» Беседа с православным армянином Аркадием Рамазяном (+ВИДЕО) Священник Георгий Максимов Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие. Гость сегодняшней программы – Аркадий Рамазян. О том, как обычному пареньку из армянской неверующей семьи открылся Бог, почему он оказался в русском православном монастыре, об армянском Православии – историческом и современном, о деятельности православной армянской общины Москвы – беседа с ним. Отец Георгий: Здравствуйте! В эфире передача «Мой путь к Богу». Сегодня у нас в гостях представитель православной армянской общины города Москвы. Пркадий, расскажите, пожалуйста, как началось ваше движение к Богу? В этом древнем монастыре мне, ребенку, всегда было радостно, хотя тогда я и не осознавал, что это место молитвы Аркадий Рамазян: Можно сказать, с детства у меня было трепетное отношение к духовному миру. Дело в том, что мое детство до семи лет проходило на севере Армении, где расположен Санаинский монастырь, и наш дом как раз был рядом с монастырем, так что часто я именно там проводил время, играл. Этот древний монастырь принадлежал Армянской Апостольской церкви, но к тому времени давно был недействующим. Меня привлекала его красота, тишина этого места. Часто бывало, что, если случалось что-то не так, например с друзьями поссорился, я всегда уходил туда, где было спокойно и никто не мешал. В монастыре мне всегда было радостно, хотя тогда я и не осознавал, что это место молитвы. Первый класс я закончил в Армении, а потом мы переехали в Россию. И со второго класса я учился уже в Волгоградской области. Жизнь шла своим чередом. Со временем, уже когда я поступил в Сельхозакадемию, я стал задумываться: для чего живу? Какой смысл того, что я сейчас делаю, например? Но долго на этих вопросах внимание не задерживалось, все-таки текущие дела казались важнее. Во-первых, учеба, а во-вторых, заработки – в это время мы с ребятами уже задумывались о том, чтобы самим зарабатывать. Все учились в Сельхозакадемии, все из сел: у кого-то отец фермер, у кого-то – директор совхоза. Начали расспрашивать, узнавать, какая техника кому нужна – в Волгограде же много было знакомых организаций и людей. Так по ходу учебы начали заниматься предпринимательской деятельностью: технику продавали, б/у трактора – после капитального ремонта. Внешне они выглядели как новые. И вот в то время у меня возникли первые конфликты с совестью.

http://pravoslavie.ru/88621.html

ред. С. Аревшатян Мученичества Мученичество Воскянов Мученичества Воскянов и Сукиасянцев принадлежат к наиболее древним памятникам армянской агиографии. Согласно оценке большинства исследователей этих двух мученичеств, они написаны в V в. и по своим стилистическим особенностям и языку относятся к классическому периоду древнеармянской литературы. В основе этих мученичеств лежат предания, восходящие к первым векам нашей эры. Они как бы являются предысторией распространения христианства в Армении, которая, с точки зрения создателей этих мученичеств, была привержена к христианской вере еще до ее крещения Григорием Просветителем. Авторы этих мученичеств, несомненно, имели целью дать ответ на вопрос о месте армянской церкви среди других церквей соседних стран и государств. После создания национальной письменности, в условиях политического кризиса, армянская церковь взяла на себя и некоторые функции светской власти, заняв в то же время господствующее положение в идеологической жизни страны. Находясь в контакте с соседними церквами (сирийской, греческой и др.), она нуждалась в памятниках, удостоверяющих ее давность, ее апостольское происхождение. Тем самым она желала укрепить свой авторитет как в глазах собственной многочисленной паствы, так и соседей-соперников. К этому времени, как известно, относится появление наиболее важного с этой точки зрения памятника, каким является «История» Агатангехоса, посвященная истории крещения Армении в начале IV в. Если «История» Агатангехоса основана по преимуществу на исторических данных, письменных и устных источниках, удостоверяющих, что армянская церковь действительно является одной из древнейших, то целью публикуемых агиографических памятников было не столько точное воспроизведение исторической действительности, сколько утверждение армянской церкви в правах апостольской, т. е. передвижение времени ее возникновения к I веку. В то время, как известно, между различными церквами продолжались споры из-за чести считаться первопрестольной, за верховенство и старшинство. Эти споры шли между Римом, Константинополем, Иерусалимом, Антиохией и др. Каждая из этих церквей претендовала на роль древнейшего центра христианства, основанного учениками самого Христа. Армянская церковь включилась в этот спор и призвала на помощь предание об апостолах Варфоломее и Фаддее, проповедовавших христианство в Армении и основавших ее церковь уже в I в. Согласно другому преданию, современный им армянский царь Абгар находился в переписке с самим Христом. Здесь важна была не историческая достоверность этих преданий, а необходимость противопоставить греческой, римской и сирийской церквам свою тенденцию и обосновать свои права на равность и автокефалию

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Древние Восточные Церкви. Армянская Церковь Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 23 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 V. Армянская Церковь 1. Страна и народ Страна, которая на всех языках именуется Арменией (самоназв. ткж. Хайастан), представляла некогда союз армянских племен (хаи, армены, арарты, и др.), занимавших территорию распавшегося государства Урарту и страны Хайяса. На протяжении веков армяне стремились сохранить свою национальную независимость, однако из-за географического положения постоянно находились под властью то мидян, то греков, то римлян, персов, византийцев, арабов и турок. В VI в. до Р. Х. Дарий I Гистасп, сломив сопротивление армян, присоединил их страну к персидской монархии. После падения династии Ахеменидов, армянские земли частично были завоеваны Александром Македонским, после смерти которого в результате междоусобиц образовалось два армянских царства в Великой и Малой Армении, которые сначала входили в государство Селевкидов как вассальные области. После разгрома селевкидов римлянами в битве при Магнезии (190 до Р. Х.) правители Великой Армении и Софены провозгласили свою независимость, став основоположниками династии Арташесидов и Шахуни. Тигран II (95–56), внук Арташеса I (189–161), расширил территорию Армянского царства от Куры и Каспийского моря до Иордана и Средиземного моря и от среднего течения Тигра и Евфрата до Киликийского Тавра. После поражения, нанесенного римлянами Митридату VI Евпатору, союзнику Тиграна II, армянский царь заключил мирный договор с Помпеем, отказавшись от Сирии и малоазийских земель ради сохранения Великой Армении (65 г. до Р. Х.). Однако Рим продолжал двигаться на восток. Тогда союзные парфяно-армянские войска разбили в I веке по Р. Х. римлян, а мирный договор в Рандее, подтвердив суверенные права армянских царей, вновь признал границы, установленные в соответствии с договором 65 г. до Р. Х. В этот период Армения считалась самостоятельным государством под номинальным протекторатом двух великих держав — Рима и Парфии.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Первосвятительский визит в Армению ЦВ 6 (427) март 2010 /  26 марта 2010 г. Первосвятительский визит в Армению С 16 по 18 марта состоялся первый официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Армению. В ходе визита Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II и с Президентом Армении Сержем Саргсяном. 16 марта Святейший Патриарх Кирилл прибыл с официальным визитом в Республику Армению. В аэропорту Звартноц Предстоятеля Русской Церкви встречали Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II, и иерархи и духовенство Армянской Апостольской Церкви, а также настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной Церкви в Ереване протоиерей Арсений Григорян. В аэропорту в беседе с представителями средств массовой информации Святейший Патриарх Кирилл отметил особенности своего первого официального визита в Армению. «Обмены официальными визитами между руководителями Церквей имеют большое значение, — сказал Предстоятель Русской Церкви. — Во-первых, это символическая акция, которая свидетельствует о высоком уровне двусторонних отношений. Но, кроме того, такие визиты совершаются, чтобы развивать эти отношения… Памятуя о том, что мы принадлежим к древней апостольской традиции, которая хранит в себе нравственные, духовные ценности, очень важно, чтобы такого рода визиты делали нас реальными соработниками, в том числе в деле сохранения и защиты этих ценностей в жизни как наших народов, так и всего мира». Затем Предстоятели Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей направились в первопрестольный святой Эч-миадзин. Под молитвенное пение святому Григорию Просветителю в центр собора была вынесена величайшая святыня Армянской Апостольской Церкви — десница святителя, которая была возложена на аналой, установленный у Алтаря Сошествия. Под пение величания святому Григорию Просветителю на церковнославянском языке Святейший Патриарх Кирилл благословил верующих десницей святителя.

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

Армянский конкордат РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26690.html 01 марта 2006 Александр Щипков Армянский конкордат Опубликовано: НГ-Религии (приложение к Независимой газете), 26 сентября 2001  Поездка Папы Иоанна Nabлa II в Армению в сентябре 2001 года автоматически привлекает внимание мирового сообщества к этой трехмиллионной христианской стране, зажатой исламскими тисками Азербайджаном, Ираном и Турцией. Выехать из страны можно только двумя путями – узкой горной дорогой через малодружественную армянам Грузию или по воздуху. Информационные агентства напоминают читателю о трагедии армян в Спитаке, когда в 1988 году земля поглотила несколько тысяч человек, и о триумфе армян в победе над Азербайджаном во время войны за Нагорный Карабах. Западные журналисты подсчитывают, сколько армянский туристический бизнес может " заработать на папе " , и вновь ошибочно называют Армянскую Апостольскую Церковь " православной " . Российские СМИ посвящают свои материалы рассуждениям об очередном витке " католической экспансии на территории бывшего СССР " . Однако неожиданные или, лучше сказать, непредусмотренные последствия папских визитов в ином: они провоцируют обострение внутренних религиозно-политических проблем в регионе и делают их прозрачными для наблюдателя. Вместе это возбуждает новое направление религиозной жизни, которое сам Ватикан не в состоянии контролировать. Армения празднует 1700-летие со дня провозглашения христианства государственной религией. Историки, принадлежащие к иным христианским традициям, оспаривают эту дату, но, как бы там ни было, Армения остается первым в мире христианским государством. Случилось так не столько по прихоти повелителей, сколько потому, что Армянская Церковь с самого начала своего существования оставалась и по сию пору остается церковью одного народа. Вселенский собор в г. Халкидоне возле Константинополя (451 г.) определил, что в Лице Христа соединены две природы – божественная и человеческая. Армянская Церковь, утверждавшая, что у Христа одна божественная природа (монофизизм), на столетия сохранила за собой название " монофизитской " , противопоставив себя " халкидонитам " – католикам и православным.

http://religare.ru/2_26690_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Многострадальная земля Какую роль может сыграть Русская Церковь в урегулировании противостояния армян и азербайджанцев? 12.01.2022 1426 Время на чтение 22 минут Фото: m.ru24.net В Рождество Христово, был отмечен первый престольный праздник в новом православном храме Рождества Христова, на территории военного городка российских миротворческих сил близ Степанакерта. В рождественском поздравлении, настоятель храма иерей Вадим Валынкин, в частности сказал, что празднование Рождества в новом храме « это повод вновь почествовать сынов России, вносящих свою лепту в восстановлении мира и согласия на многострадальной земле Нагорного Карабаха. Через сто лет Русская Православная церковь вновь возвращается на землю Нагорного Карабаха, для окормления верных чад». Объективно миротворческое присутствие России в Закавказье даёт очередной шанс для прекращения кровопролития и установления гражданского мира. Основополагающим принципом урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, является рассмотрение его в ключе гражданской войны, начавшейся в конце 80-х гг. ХХ столетия на территории СССР . Чтобы не говорили, но армяно-азербайджанский конфликт, это один из фронтов этой братоубийственной войны, который стал первым межнациональным конфликтом в СССР, вскоре после посещения четы Горбачёвых США в декабре 1987 года. Была ли одарена Раиса Горбачёва ценным подарком со стороны влиятельных представителей армянской диаспоры США, работавшей под колпаком американских спецслужб во время того визита? Оставим это вне рамок данной статьи. Храм Рождества Христова в Степанакерте Фото: 9111.ru Впервые я услышал эту байку, гуляющую в Закавказье от армянской знакомой из Баку, приехавшей к нам в гости в Подмосковье в мае 1988 года. Обсуждал эту тему и самиздат поздней советской эпохи. Так в одном из таких изданий, ленинградской «Антисоветской правде» в заметке «Преступники правят страной» от 1990 года описывается политическая ситуация накануне расстрела в Баку : «По Еревану разгуливал марш протеста под оглушительным транспарантом " Раиса, отдай нам наши подарки! " . По Баку шастали банды деклассированных беженцев-азербайджанцев из Армении с криками: " Раиса, отдай армянам их подарки! " » .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/12/mn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДВИНСКИЕ СОБОРЫ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ , созывались в VI-VIII вв. в Двине, где находилась резиденция Армянских католикосов. Постановления Д. С. имели важное значение для определения позиции Армянской Церкви в вопросах вероучения. Своды канонических правил, принятые на Соборах, вошли в «Армянскую книгу канонов». В Д. С., как и в др. Соборах Армянской Церкви, наряду с епископами принимали участие представители светской власти. 505-506 гг. Собор был созван католикосом Бабгеном I Вотмсеци для обсуждения догматических вопросов, в частности отношения Армянской Церкви к несторианству. Участвовали 20 епископов, монахи, священники, 14 нахараров во главе с марзпаном (наместником Персидской Армении) Варданом Мамиконяном, представители Церкви Сюника, католикосы и епископы Грузинской и Албанской Церквей. Из принятых Собором документов сохранилось 1-е «Послание армян к православным в Персии», написанное Бабгеном I в ответ на обращение еп. Симеона Бет-Аршамского. Призывая армян оказать помощь христианам в Персии, преследуемым несторианами, еп. Симеон просил Армянского католикоса опровергнуть утверждение несториан, будто армяне, греки, грузины и албаны (алуанцы) придерживались единого с ними вероучения. Бабген I подтвердил от имени Собора, что Армянская Церковь отрицает и анафематствует учение патриарха К-польского Нестория . Послание было составлено по-армянски и по-персидски и скреплено подписями всех участников Собора. На том же Соборе было принято несохранившееся «Договорное послание», именуемое также «Послание о вере», в к-ром опровергались решения IV Вселенского Собора (451) и томос Римского папы св. Льва Великого. Т. о., в христологических спорах Армянская Церковь встала на сторону умеренных монофизитов, исповедовавших одну богочеловеческую природу Иисуса Христа, и осудила не только несторианство и крайнее монофизитство (евтихианство), но и учение правосл. Церкви. Собор продемонстрировал высокий авторитет Армянской Церкви среди Восточных христ. Церквей в нач. VI в. 554-555 гг.

http://pravenc.ru/text/171492.html

Основная идея традиции А.-х. заключается в том, что Армянская Церковь, несмотря на случайное отсутствие ее иерархов на Халкид. Соборе и не менее случайное отделение от Вселенской Церкви, никогда не порывала с ней окончательно и даже стремилась к объединению с ней, причем не под политическим давлением (как утверждали антихалкидониты), а добровольно. История догматического противостояния в Армении полна примеров, когда отношение к Халкид. Собору резко менялось. «Энотикон» имп. Зинона (482), призванный примирить сторонников и противников Собора, был принят Армянской Церковью в 491 г., и только на 2-м Двинском Соборе (554/55) армяне прямо осудили Халкид. Собор и порвали с К-польской Церковью. Нек-рые исследователи (напр., Н. Адонц ) полагали, что причина разрыва лежала не столько в догматической, сколько в церковно-политической области: Армянская Церковь не признала принятое в Халкидоне положение о главенстве Вселенского Патриарха в К-поле и встала на путь автономизации. Однако уже в 571 г., когда началось восстание армян против персов, католикос Ованнес II и кн. Вардан Мамиконян возглавили посольство в Византию, где договорились о поддержке со стороны имп. Юстина II и вошли в церковное общение с греками. В 591 г., после окончания византийско-персид. войны, к империи отошла значительная часть Вел. Армении, где при поддержке Византии был основан правосл. арм. Католикосат с центром в Аване в противовес национальной Армянской Церкви, католикосы к-рой находились в Двине, на персид. территории. Правосл. арм. Католикосом стал Иоанн Багаранский (591-610). Аванский Католикосат имел много сторонников как среди паствы, так и среди клира, и не только в областях, подвластных Иоанну, но и в персид. части Армении. Борясь с влиянием правосл. партии, двинский Католикос Авраам I принудил епископов, священников и игуменов предать анафеме Халкид. Собор или же покинуть страну. Иоанн Багаранский был единственным Аванским Католикосом. В 602/03 г., начав новую войну с Византией, шаханшах Хосров II занял Армению и упразднил Католикосат в Аване. Католикос Авраам I созвал Собор в Двине, к-рый предал анафеме груз. правосл. Католикоса Кириона и всех сторонников Халкид. Собора. Однако халкидонитство было слишком сильно в Армении, чтобы можно было победить его одними репрессивными мерами. В 630 г. при Католикосе Езре на Каринском Соборе в Армении халкид. определения были приняты вновь. Католикос Нерсес III (641-661) провозгласил правосл. Символ веры в Двинской кафедральной ц.

http://pravenc.ru/text/76122.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010