«Если ты идешь в церковь к Богу, то найдешь Его» Беседа с православным армянином Аркадием Рамазяном (+ВИДЕО) Священник Георгий Максимов Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие. Гость сегодняшней программы – Аркадий Рамазян. О том, как обычному пареньку из армянской неверующей семьи открылся Бог, почему он оказался в русском православном монастыре, об армянском Православии – историческом и современном, о деятельности православной армянской общины Москвы – беседа с ним. Отец Георгий: Здравствуйте! В эфире передача «Мой путь к Богу». Сегодня у нас в гостях представитель православной армянской общины города Москвы. Пркадий, расскажите, пожалуйста, как началось ваше движение к Богу? В этом древнем монастыре мне, ребенку, всегда было радостно, хотя тогда я и не осознавал, что это место молитвы Аркадий Рамазян: Можно сказать, с детства у меня было трепетное отношение к духовному миру. Дело в том, что мое детство до семи лет проходило на севере Армении, где расположен Санаинский монастырь, и наш дом как раз был рядом с монастырем, так что часто я именно там проводил время, играл. Этот древний монастырь принадлежал Армянской Апостольской церкви, но к тому времени давно был недействующим. Меня привлекала его красота, тишина этого места. Часто бывало, что, если случалось что-то не так, например с друзьями поссорился, я всегда уходил туда, где было спокойно и никто не мешал. В монастыре мне всегда было радостно, хотя тогда я и не осознавал, что это место молитвы. Первый класс я закончил в Армении, а потом мы переехали в Россию. И со второго класса я учился уже в Волгоградской области. Жизнь шла своим чередом. Со временем, уже когда я поступил в Сельхозакадемию, я стал задумываться: для чего живу? Какой смысл того, что я сейчас делаю, например? Но долго на этих вопросах внимание не задерживалось, все-таки текущие дела казались важнее. Во-первых, учеба, а во-вторых, заработки – в это время мы с ребятами уже задумывались о том, чтобы самим зарабатывать. Все учились в Сельхозакадемии, все из сел: у кого-то отец фермер, у кого-то – директор совхоза. Начали расспрашивать, узнавать, какая техника кому нужна – в Волгограде же много было знакомых организаций и людей. Так по ходу учебы начали заниматься предпринимательской деятельностью: технику продавали, б/у трактора – после капитального ремонта. Внешне они выглядели как новые. И вот в то время у меня возникли первые конфликты с совестью.

http://pravoslavie.ru/88621.html

Первосвятительский визит в Армению ЦВ 6 (427) март 2010 /  26 марта 2010 г. Первосвятительский визит в Армению С 16 по 18 марта состоялся первый официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Армению. В ходе визита Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II и с Президентом Армении Сержем Саргсяном. 16 марта Святейший Патриарх Кирилл прибыл с официальным визитом в Республику Армению. В аэропорту Звартноц Предстоятеля Русской Церкви встречали Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II, и иерархи и духовенство Армянской Апостольской Церкви, а также настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы Русской Православной Церкви в Ереване протоиерей Арсений Григорян. В аэропорту в беседе с представителями средств массовой информации Святейший Патриарх Кирилл отметил особенности своего первого официального визита в Армению. «Обмены официальными визитами между руководителями Церквей имеют большое значение, — сказал Предстоятель Русской Церкви. — Во-первых, это символическая акция, которая свидетельствует о высоком уровне двусторонних отношений. Но, кроме того, такие визиты совершаются, чтобы развивать эти отношения… Памятуя о том, что мы принадлежим к древней апостольской традиции, которая хранит в себе нравственные, духовные ценности, очень важно, чтобы такого рода визиты делали нас реальными соработниками, в том числе в деле сохранения и защиты этих ценностей в жизни как наших народов, так и всего мира». Затем Предстоятели Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей направились в первопрестольный святой Эч-миадзин. Под молитвенное пение святому Григорию Просветителю в центр собора была вынесена величайшая святыня Армянской Апостольской Церкви — десница святителя, которая была возложена на аналой, установленный у Алтаря Сошествия. Под пение величания святому Григорию Просветителю на церковнославянском языке Святейший Патриарх Кирилл благословил верующих десницей святителя.

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

ред. С. Аревшатян Мученичества Мученичество Воскянов Мученичества Воскянов и Сукиасянцев принадлежат к наиболее древним памятникам армянской агиографии. Согласно оценке большинства исследователей этих двух мученичеств, они написаны в V в. и по своим стилистическим особенностям и языку относятся к классическому периоду древнеармянской литературы. В основе этих мученичеств лежат предания, восходящие к первым векам нашей эры. Они как бы являются предысторией распространения христианства в Армении, которая, с точки зрения создателей этих мученичеств, была привержена к христианской вере еще до ее крещения Григорием Просветителем. Авторы этих мученичеств, несомненно, имели целью дать ответ на вопрос о месте армянской церкви среди других церквей соседних стран и государств. После создания национальной письменности, в условиях политического кризиса, армянская церковь взяла на себя и некоторые функции светской власти, заняв в то же время господствующее положение в идеологической жизни страны. Находясь в контакте с соседними церквами (сирийской, греческой и др.), она нуждалась в памятниках, удостоверяющих ее давность, ее апостольское происхождение. Тем самым она желала укрепить свой авторитет как в глазах собственной многочисленной паствы, так и соседей-соперников. К этому времени, как известно, относится появление наиболее важного с этой точки зрения памятника, каким является «История» Агатангехоса, посвященная истории крещения Армении в начале IV в. Если «История» Агатангехоса основана по преимуществу на исторических данных, письменных и устных источниках, удостоверяющих, что армянская церковь действительно является одной из древнейших, то целью публикуемых агиографических памятников было не столько точное воспроизведение исторической действительности, сколько утверждение армянской церкви в правах апостольской, т. е. передвижение времени ее возникновения к I веку. В то время, как известно, между различными церквами продолжались споры из-за чести считаться первопрестольной, за верховенство и старшинство. Эти споры шли между Римом, Константинополем, Иерусалимом, Антиохией и др. Каждая из этих церквей претендовала на роль древнейшего центра христианства, основанного учениками самого Христа. Армянская церковь включилась в этот спор и призвала на помощь предание об апостолах Варфоломее и Фаддее, проповедовавших христианство в Армении и основавших ее церковь уже в I в. Согласно другому преданию, современный им армянский царь Абгар находился в переписке с самим Христом. Здесь важна была не историческая достоверность этих преданий, а необходимость противопоставить греческой, римской и сирийской церквам свою тенденцию и обосновать свои права на равность и автокефалию

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДВИНСКИЕ СОБОРЫ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ , созывались в VI-VIII вв. в Двине, где находилась резиденция Армянских католикосов. Постановления Д. С. имели важное значение для определения позиции Армянской Церкви в вопросах вероучения. Своды канонических правил, принятые на Соборах, вошли в «Армянскую книгу канонов». В Д. С., как и в др. Соборах Армянской Церкви, наряду с епископами принимали участие представители светской власти. 505-506 гг. Собор был созван католикосом Бабгеном I Вотмсеци для обсуждения догматических вопросов, в частности отношения Армянской Церкви к несторианству. Участвовали 20 епископов, монахи, священники, 14 нахараров во главе с марзпаном (наместником Персидской Армении) Варданом Мамиконяном, представители Церкви Сюника, католикосы и епископы Грузинской и Албанской Церквей. Из принятых Собором документов сохранилось 1-е «Послание армян к православным в Персии», написанное Бабгеном I в ответ на обращение еп. Симеона Бет-Аршамского. Призывая армян оказать помощь христианам в Персии, преследуемым несторианами, еп. Симеон просил Армянского католикоса опровергнуть утверждение несториан, будто армяне, греки, грузины и албаны (алуанцы) придерживались единого с ними вероучения. Бабген I подтвердил от имени Собора, что Армянская Церковь отрицает и анафематствует учение патриарха К-польского Нестория . Послание было составлено по-армянски и по-персидски и скреплено подписями всех участников Собора. На том же Соборе было принято несохранившееся «Договорное послание», именуемое также «Послание о вере», в к-ром опровергались решения IV Вселенского Собора (451) и томос Римского папы св. Льва Великого. Т. о., в христологических спорах Армянская Церковь встала на сторону умеренных монофизитов, исповедовавших одну богочеловеческую природу Иисуса Христа, и осудила не только несторианство и крайнее монофизитство (евтихианство), но и учение правосл. Церкви. Собор продемонстрировал высокий авторитет Армянской Церкви среди Восточных христ. Церквей в нач. VI в. 554-555 гг.

http://pravenc.ru/text/171492.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Армянская Церковь и Византия (к вопросу о диалоге с Армянской Апостольской Церковью) Диалог между Православными и Древневосточными Церквями восходит к 1964 г., когда в г. Ааргус (Дания) прошли неофициальные консультации между богословами обеих сторон. Этот диалог продолжается и поныне. Автор статьи рассматривает причины возникновения раскола между Армянской Апостольской Церковью и Церковью Православной и прослеживает историю диалога православных с нехалкидонитами. Статья Мало кому известно, что Армения , или Айястан (от самоназвания племен хай, армен, арартов и др., населявших данную территорию), — первая страна, сделавшая христианство государственной религией (301 г.). Еще меньше известно о том, что князь Владимир, креститель Руси, был женат на греческой царевне Анне, которая происходила из армянской династии Македонян, правившей в Византии в 867–1056 гг. Сосуществование граничащих друг с другом государств Армении и Византии обусловило обмен населением вплоть до того, что некоторые высшие должности в Византии занимали армяне. Из этого «родства» никак не следовало религиозное разделение, начавшееся в 451 г. на политической почве, и которое не удается преодолеть до сих пор. Что же произошло с государством и Церковью Армении в переломный момент Раннего Средневековья? Находясь на западно-восточном перепутье, Армения была лакомым кусочком для окружающих стран, в частности Рима, Византии, Парфии, Персии, пытавшихся контролировать торгово-экономические отношения в данном регионе.

http://bogoslov.ru/article/2302835

Скачать epub pdf Поскольку задают вопросы, придется кратко объяснить, почему Армянская Апостольская Церковь православными называется монофизитской, а также прокомментировать некоторые утверждения ее защитников. Но вначале пару принципиальных моментов: 1 . Помимо части народа, принадлежащего так называемой Армянской Апостольской Церкви (далее ААЦ), часть армянского народа на протяжении полутора тысяч лет и вплоть до настоящего момента принадлежала к Православной Церкви. Нет ни одного момента в прошлом, когда бы не было группы армян-халкидонитов. Поэтому отождествлять ААЦ со всем армянским народом и веру ААЦ воспринимать как единственную национальную армянскую веру нет фактических оснований. 2 . Лично я глубоко сожалею и скорблю о том разделении, которое есть между Православной Церковью и ААЦ, и искренне желал бы, чтобы произошло соединение в истине. Теперь про монофизитство. В древности были разные течения монофизитов, условно говоря, умеренные и крайние. Крайние, последователи Евтихия, говоря о единой природе Христа, практически отрицали в Нем реальность человечества, говоря, что при соединении оно растворилось в Его божественной природе как капля в океане. Умеренные же монофизиты – например, Севир Антиохийский и другие, – осуждали евтихианство и, учили, что у Христа одна природа, но человечество не исчезло, так что каким-то невыразимым образом при воплощении одна природа стала составной из божества и человечества. Этому же учению, как мы увидим ниже, продолжает следовать ААЦ. Когда представители ААЦ протестуют против того, чтобы их называли монофизитами, они исходят из представления, что монофизитством должно быть названо только евтихианство. Но это противоречит истории возникновения самого термина. С самого начала его появления он употреблялся равно и в отношении «крайних» и в отношении «умеренных» сторонников учения об одной природе Христа, в чем нетрудно убедиться, почитав, например, «Путеводитель» прп. Анастасия Синаита или «Источник знания» прп. Иоанна Дамаскина . Этот термин употреблялся ко всем, учащим об одной природе Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Армянский конкордат РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26690.html 01 марта 2006 Александр Щипков Армянский конкордат Опубликовано: НГ-Религии (приложение к Независимой газете), 26 сентября 2001  Поездка Папы Иоанна Nabлa II в Армению в сентябре 2001 года автоматически привлекает внимание мирового сообщества к этой трехмиллионной христианской стране, зажатой исламскими тисками Азербайджаном, Ираном и Турцией. Выехать из страны можно только двумя путями – узкой горной дорогой через малодружественную армянам Грузию или по воздуху. Информационные агентства напоминают читателю о трагедии армян в Спитаке, когда в 1988 году земля поглотила несколько тысяч человек, и о триумфе армян в победе над Азербайджаном во время войны за Нагорный Карабах. Западные журналисты подсчитывают, сколько армянский туристический бизнес может " заработать на папе " , и вновь ошибочно называют Армянскую Апостольскую Церковь " православной " . Российские СМИ посвящают свои материалы рассуждениям об очередном витке " католической экспансии на территории бывшего СССР " . Однако неожиданные или, лучше сказать, непредусмотренные последствия папских визитов в ином: они провоцируют обострение внутренних религиозно-политических проблем в регионе и делают их прозрачными для наблюдателя. Вместе это возбуждает новое направление религиозной жизни, которое сам Ватикан не в состоянии контролировать. Армения празднует 1700-летие со дня провозглашения христианства государственной религией. Историки, принадлежащие к иным христианским традициям, оспаривают эту дату, но, как бы там ни было, Армения остается первым в мире христианским государством. Случилось так не столько по прихоти повелителей, сколько потому, что Армянская Церковь с самого начала своего существования оставалась и по сию пору остается церковью одного народа. Вселенский собор в г. Халкидоне возле Константинополя (451 г.) определил, что в Лице Христа соединены две природы – божественная и человеческая. Армянская Церковь, утверждавшая, что у Христа одна божественная природа (монофизизм), на столетия сохранила за собой название " монофизитской " , противопоставив себя " халкидонитам " – католикам и православным.

http://religare.ru/2_26690_1_21.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед соотечественниками в храме Покрова Пресвятой Богородицы города Еревана 17 марта 2010 г. 17:50 17 марта 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II посетили русский православный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване. Предстоятель Русской Церкви совершил краткую молитву и обратился со словом приветствия к прихожанам и соотечественникам, собравшимся в храме. Ваше Святейшество! Дорогие отцы, братья и сестры! Для меня особая радость видеть наш русский православный храм в Ереване. Мы прибыли сюда по любезному приглашению Его Святейшества, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. Вчера началась моя официальная программа. Сегодня утром мы помолились на месте поминовения армян, погибших в 1915 году и позднее. Вспомнили о геноциде армянского народа и вспомнили о том, что, если бы не вера христианская, то от армянского народа ничего бы не осталось. Но когда я молился сегодня на этом скорбном месте, я вспомнил и наш народ, который также прошел через суровые годы испытаний — годы репрессий, годы безбожия. И трудно сказать, что было бы с нашей страной и с нашим народом, если бы не православная вера. Когда я говорю о православной вере, я имею в виду не только Российскую Федерацию. Я имею в виду всю историческую Русь — и Украину, и Белоруссию, и Молдову. Народы этих стран вдохновляются словом Божиим, получая благословение Православной Церкви. Вот и здесь, в диаспоре, в Армении живут представители и российского, и украинского, и белорусского, и казахского народов, православные люди. И я бы хотел бы сердечно приветствовать всех вас, а также представителей дипломатических ведомств тех государств, которые я назвал. Когда люди живут в диаспоре, то особенно остро сознается необходимость  поддержания культурных, национальных и духовных основ жизни. В этом смысле очень большую роль в жизни армянской диаспоры играет Армянская Апостольская Церковь. В России очень большая армянская диаспора, и армяне полностью интегрированы в жизнь российского общества — занимают заметное положение и вносят свой вклад в развитие Российской Федерации.

http://patriarchia.ru/db/text/1116776.ht...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Маланкарская Церковь Индии: вопросы юрисдикции, богословие и богослужение Цель исследования — проанализировать особенности богослужения и богословской мысли, а также юрисдикционную подчиненность и внутреннюю иерархию Маланкарской Церкви Индии. Для этого автор применяет аксиоматический и индуктивный методы. Вопросы богослужения и богословской мысли Маланкарской Церкви Индии представляют существенный исследовательский интерес в свете собственных национальных особенностей и исторической ретроспективы. Маланкарская Церковь Индии — уникальный образец самобытной Церкви, сохранившей верность христианской традиции и экклезиологию. Территориальная отдаленность Маланкарской Церкви от других древних Церквей Востока и других цивилизаций позволила ей пройти через столетия христианской, мировой и индийской истории в практически неизменном виде, сохранить аутентичность с элементами национального колорита, который отразился в богослужении и богословской мысли. Юрисдикция Маланкарской Церкви — классический пример полной автономии и независимости, которую с трудом смогли затронуть даже португальская колонизация и приход британцев в Индию. Статья Введение Маланкарская Церковь Индии относится к числу древних Церквей Востока и является примером дохалкидонской церкви. Дохалкидонские церкви характеризуются тем, что не признают решения IV Вселенского (Халкидонского) Собора и последующих Вселенских Соборов. Помимо Маланкарской Православной Церкви, к числу дохалкидонских церквей относятся Армянская Апостольская Церковь, Коптская Православная Церковь, Сирийская Православная Церковь, Ассирийская Церковь Востока, Эфиопская Православная Церковь, Эритрейская Православная Церковь и Маронитская Церковь.

http://bogoslov.ru/article/6195008

Османская империя Мусульм. гос-во эпохи средневековья и Нового времени (ок. 1300-1923); крупнейшее и наиболее могущественное мусульм. гос-во в истории. Его историческое ядро находилось в сев.-зап. районах М. Азии, но в период своего наибольшего расширения О. и. охватывала страны Вост. и Юж. Средиземноморья (М. Азия, Балканский п-ов, Сирия, Палестина, Египет, Ливия, Тунис, Алжир, часть совр. Марокко), большую часть стран Ближ. Востока (Кавказ, Закавказье, Ирак, Сев.-Зап. Иран, Аравия, Йемен), часть Вост. Европы (Венгрия, Валахия, Молдавия, Трансильвания (ныне Румыния ), Сев. Причерноморье). На ранних этапах истории столицами гос-ва Османов были Бурса (древняя Пруса; 1326 - ок. 1369), Эдирне (древний Адрианополь; ок. 1369-1453), но после захвата Константинополя в 1453 г. он стал неизменной столицей О. и. Основу идеологии и правовых отношений в О. и. на протяжении большей части ее истории составляло вероучение ислама , в к-ром отношение к христ. вере и культуре диктовалось в духе жесткой сегрегации, подчинения христиан как неверных. О. и. вела многочисленные войны с христ. странами; для оправдания этих войн широко использовались идеи джихада, священной войны против неверных. Однако О. и. никогда не ставила перед собой цели уничтожить христ. мир, используя религ. лозунги скорее для пропаганды, нежели в качестве действительной политической программы. На протяжении всей своей истории О. и. управляла не только мусульманами, но и огромным и разнообразным христ. населением, которое составляло в разное время от трети до половины подданных империи. Христ. общество О. и., объединенное в один, а позднее в неск. миллетов , к-рые возглавляли церковные иерархи, за долгие столетия османского правления создало особую разнообразную культуру, сохраняя свои веру, язык, самосознание, традиции. Эпоха О. и. внесла значительный вклад в историю большинства Церквей христ. Востока и так или иначе существенно повлияла на их совр. облик. Под управлением О. и. в течение ряда столетий находились Константинопольская , Александрийская , Антиохийская , Иерусалимская , Кипрская , Грузинская , Болгарская , Сербская Православные Церкви, православные общины Албании , Валахии, Молдавии, Трансильвании, ряд нехалкидонских вост. Церквей ( Армянская Апостольская Церковь , Коптская Церковь , Сирийская яковитская Церковь , Ассирийская Церковь (см. Церковь Востока ), ряд вост. Церквей, находящихся в унии с Римско-католической Церковью ( Мелькитская католическая Церковь , Маронитская католическая Церковь , Халдейская католическая Церковь и др.), общины христиан-католиков Венгрии, Хорватии, Далмации, региона Эгейского м. (бывш. Латинской Романии ) и др. стран.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010