Жизнеописание священномученика Епископа Аркадия (Остальского) «А каковы же радости ждут тебя, добрый пастырь, верный слуга Христов, во Царствии Небесном... Там ты из рук Самого Господа получишь венец за терпение, гонения и мучения, претерпленные на земле. Там ты будешь стоять у самого Престола Вседержителя и вместе с ангелами неумолчно воспевать Его святыми песнями...» («Сборник планов и конспектов бесед и проповедей Епископа Аркадия». Машинопись. Стр. 291–292). 1. Детство 25 апреля 1889 года в селе Скаковка Житомирского уезда Волынской губернии в семье священника местной Иоанно-Богословской церкви Иосифа Венедиктовича Остальского и его супруги Софьи Павловны родился младенец, которого нарекли Аркадием 5 . Рождение ребёнка родители ожидали с трепетом. Аркадий был не первым ребёнком в семье. Но Господь по Своему Промыслу забирал к Себе младенцев священника Иосифа Остальского. Так, в Свои небесные обители Он призвал их первенца – дочь Любовь (родилась 22 июля 1886 года). 16 мая в скаковском сельском приходском храме младенец Аркадий был крещён и миропомазан. Таинства совершил дед младенца по матери, приходской священник села Янковцы Житомирского уезда, Павел Филиппович Стефанович. В таинстве миропомазания младенец получил дары Святого Духа, которые так изобильно приумножил в последующей своей жизни. Восприемниками от святой купели были – приходской священник местечка Кодня Житомирского уезда Елевферий Иванович Яроцкий и дочь священника села Янковцы девица Вера Павловна Стефанович (родная тётя младенца) 6 . Но радость родителей была омрачена смертью от конвульсий в тот же день старшего брата Аркадия, полуторагодовалого младенца Павла. На следующий день его погребли на приходском скаковском кладбище. Отпевание совершил приходской священник села Половецкое Житомирского уезда Александр Денбновецкий 7 . Смерть уже второго ребёнка подвигла благочестивых родителей к слёзным и пламенным молитвам к Богу о младенце Аркадии. И молитва их была услышана 8 . Впоследствии владыка Аркадий писал: «Детство – колыбель души. Здесь закладывается в душе фундамент. Что здесь посеется, то будет на всю жизнь » 9 , и ещё: «О, дорогое детство, как ты восприимчиво ко всему доброму и злому. Ты – нива, на которой впоследствии вырастет то, что в детстве посеется. Ты – чистый негатив фотографического аппарата, на котором каждый случайный луч оставляет свой свет. Ты чистая доска, на которой пишет всяк, кто хочет» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Вскоре состоялся открытый судебный процесс над священником. Отец Аркадий обвинялся в чтении послания Патриарха Тихона, что суд истолковал как деяние контрреволюционное. Суд приговорил о. Аркадия к расстрелу. Рассказывают, что во время чтения обвинительного заключения и приговора о. Аркадий заснул… 29 декабря. ПРАВМИР. Церковь празднует память священномученика Аркадия, епископа Бежецкого. Священномученик Аркадий родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Аркадий окончил Волынскую Духовную семинарию, а затем в 1910 году Киевскую Духовную академию. Надо было выбирать дальнейший жизненный путь. Он еще юношей мечтал о монашестве, мечтал отдать свою жизнь служению Богу, не разделяя это служение ни с чем земным, но родители желали видеть его женатым, семейным священником, и Аркадий выказал послушание воле родителей и женился. Но этот брак оказался неудачным. Сразу же после окончания академии Аркадий Остальский был назначен помощником епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя энергичным и ревностным деятелем. В 1911 году Аркадий Остальский был рукоположен в сан священника к Староконстантиновскому собору при оставлении в должности епархиального миссионера — церковном послушании, которое он нес с великой ревностью до самого начала Отечественной войны 1914 года, когда вместе с народом и паствой он разделил все тяготы походной жизни и войны, став военным священником в 408-м Кузнецком пехотном полку. В 1917 году о. Аркадий вернулся в Житомир и служил сначала в храме преподобного Серафима Саровского, а затем в Николаевской церкви. К этому времени относится его энергичная церковная деятельность в Житомире. Он стал неутомимым проповедником православия. На Волыни после революции началась гражданская война. Город Житомир занимали враждующие войска, и большинство населения бедствовало. Отец Аркадий организовал при своем приходском храме Свято-Николаевское братство, которое оказывало помощь всем нуждающимся и больным, хоронило умерших, не имевших близких и родственников. Отец Аркадий сам руководил деятельностью братства и поименно помнил всех больных, которых оно опекало, и, бывало, не раз спрашивал, кто дежурит сегодня у такой-то больной, кто понесет такой-то обед.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

В.И. Марченко Священномученик Аркадий Остальский Скачать epub pdf Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий. Дни памяти: Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых 09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких 4-я суббота по Пасхе – Собор новомучеников в Бутово пострадавших 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских святых 16/29.12 – день мученической кончины (1937 г.) Священномученик епископ Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович) родился 25 апреля 1888 года в селе Янковцы Житомирского уезда Волынской губернии (по другим сведениям – в селе Скаковка Солотвинской волости Житомирского уезда) в семье священника Иосифа Остальского и супруги его матушки Софии. Вскоре после рождения младенца отца Иосифа перевели служить в Житомир, где маленький Аркадий, будущий святитель, вырос и сформировался как личность. Окончил Волынскую Духовную семинарию. В 1910 году окончил Киевскую Духовную академию. С сентября 1910 года – учитель церковно-приходской школы в селе Цвиль Новоград-Волынского уезда Волынской губернии. В это время он по настоянию родителей женился, хотя с юношеских лет мечтал о монашестве и желал жизнь посвятить служению Богу. 14 сентября 1911 года в соборе города Староконстантинов Волынской губернии рукоположен во иерея. С этого дня служил в Староконстантинове священником на диаконском штате. Сразу после рукоположения отец Аркадий Остальский был назначен помощником епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя ревностным и энергичным деятелем. В отчетах излагал свои впечатления от поездок. Суждения относительно сектантов на Волыни опубликованы впоследствии в «Епархиальных Ведомостях». Душа отца Аркадия искала подвига ради Христа, и миссионерство представлялось ему как единственно верное, дарованное ему Богом служение; он был прирожденным миссионером. Проповедовал просто и ясно, так что огонь любви к Богу, горевший в его сердце, воспламенял ревность о благочестии у всех, кто находился рядом. Религиозный опыт не оставался его внутренним, частным делом, но с удивительной ясностью изливался в благодатных словах. Не умея быть равнодушным ко всему, что касалось спасения души и блага Церкви, он увлекал за собой всех, способных слышать Евангельское благовестие и жаждущих реальной жизни во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Закрыть Знаковое событие для Русского Мира В Институте стран СНГ прошла презентация «Малороссийской библиотеки» 22.01.2022 1154 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены автором Презентация «Библиотеки», представленная руководителем отдела Института по связям с Русской Православной Церковью Кириллом Фроловым, прошла 20 января в связи с очередной годовщиной Переяславской Рады. «Библиотека» представляет собой внушительный список трудов известных писателей Западной Руси XVII-XIX вв. В презентации приняли участие известные исследователи, пишущие на тему Украины: Александр Чаленко, Павел Тулаев, Олег Неменский, Сергей Моисеев и др. В он-лайн режиме в мероприятии приняли участие о.Игорь Кучерук, Александр Дудчак, Яна Амелина, Дмитрий Куницкий, Дмитрий Скворцов и др. Отмечу то, что особенно запомнилось. А.Чаленко: на Украине в городской среде сформировалась русская, или южнорусская, а отнюдь не малороссийская или украинская идентичность. Это характерно для многих регионов Украины, кроме, естественно, запада. Донбасс, само собой разумеется, – регион практически со сформировавшимся русским самосознанием. Огорчила информация о позиции Россотрудничества в отношении русинов. Они не были признаны нашими соотечественниками («Пусть ими занимается Словакия и другие европейские страны, которые признали их юридически»). Интересен был рассказ о.Игоря Кучерука. Выпускник раскольнической семинарии, он испытал духовный переворот, посетив Почаевскую Лавру. О.Игорь – автор двухтомника, посвящённого жизни и деятельности новомученника – архиепископа Аркадия (Остальского). Много интересного было в репликах как сидящих в президиуме, так и находящихся в зале – о том, что митрополиту Киевскому Онуфрию было предписано проповедовать на украинском языке. О том, что на Украине главный праздник будет отмечаться в день Крещения, в то время как у нас День России отмечается в непонятную для многих дату 12 июня. Приводились слова известного писателя Западной Руси Зубрицкого о том, что на территории Германии распространено более 100 наречий, тем не менее народ считается единым. В настоящее время Украина нашпигована НАТОвским оружием, поэтому вопрос о членстве или нечленстве её в НАТО не столь важен.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/22/zn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАШЕВИЧ Платон Иванович (18.11.1825, Волынская губ.- 16.02. 1886, С.-Петербург), прот., настоятель с.-петербургского Исаакиевского собора, историк Церкви. Род. в семье прот. И. И. Карашевича, клирика Свято-Троицкого храма г. Новограда-Волынского и Николаевской ц. в мест. Корец Новоград-Волынского у. (с 1826 благочинный). Крещен 22 нояб. 1825 г., восприемником стал П. А. Надземский, городничий Новограда-Волынского. Сестра К.- М. И. Карашевич-Стефанович - бабушка по матери сщмч. Аркадия (Остальского) , еп. Бежецкого, викария Тверской епархии (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 75. Д. 41). К. окончил Волынскую ДС первым по успеваемости в 32-м выпуске 1847 г. и СПбДА магистром богословия в 1851 г. (11-м по списку) вместе с иером. Никанором (Бровковичем) , И. А. Чистовичем , прот. Д. И. Флоринским . Опубликованное в 1855 г. магист. соч. «Очерк истории православной Церкви на Волыни» стало единственным его завершенным научным трудом. К. исследовал церковную историю Волыни, или Галицко-Волынского княжества, в связи с гражданской историей, разделив ее на 4 периода: 1) до покорения Волыни польским кор. Казимиром III Великим (1340); 2) до начала унии (1590); 3) до присоединения Волыни к России (1793); 4) до 1843 г. В каждом из периодов он обращал внимание на благосостояние Церкви, ее внутреннее устройство (управление, богослужение, учение), состояние веры и нравственности в народе. Четкая классификация и обширное использование польских и рус. источников, начиная с древнерус. летописей, позволили К. создать обобщающий труд. По окончании академии К. сразу же был определен на профессорскую должность в СПбДС. С сент. 1851 г. преподавал гражданскую историю и греч. язык. В июне 1853 г. переведен в класс физики и математики. Входил в состав Комиссии по приведению в порядок семинарского архива. С 1853 г. библиотекарь, член Комиссии для составления описи б-ки Александро-Невской лавры . При К. значительно пополнились фонды б-ки. Так, в 1854 г. С.-Петербургский и Новгородский митр. Никанор (Клементьевский) пожертвовал 54 книги и 2 издания Ж. П. Миня по 28 томов каждое.

http://pravenc.ru/text/1681009.html

Новомученики «Благодарю Бога за все»: священномученик Аркадий Остальский Судьба Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого, во многом похожа на историю митрополита Крутицкого и Коломенского Петра. Он так же относился к числу тех священников, для которых согласие на принятие архиерейского сана было равносильно тому, чтобы уготовать себя на смерть. Священномученик Владимир Лозина-Лозинский: «Среди скорбей – “воздушно-светел”» Еще одна судьба с окончанием – 1937 год. Священник, а когда-то прежде - юрист, историк, отец Владимир Лозина-Лозинский. Священномученик Сергий Знаменский: «Претерпевший до конца» В сонме бутовских мучеников есть не только хорошо известные, но и совсем скромные имена. История отца Сергия Знаменского – одна из многих, типичная для того времени. В ней нет особо ярких моментов, только терпеливое – изо дня в день – несение общей для этого поколения русских священников участи. Святитель Афанасий (Сахаров) исповедник, епископ Ковровский: Когда время не имеет значения Ни одна книга, посвященная истории Русской Церкви в XX веке, не обойдется без упоминаний имени святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Небольшая дистанция отделяет наше время от времени новомученика, нам дается уникальный опыт постижения святости Будьте теплом и светом для окружающих Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь чем можно; так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего я, совсем про него забыть. Перенесение святых мощей праведного Алексия (Мечева) (+ фото) 10 лет назад, 29 сентября 2001 года, состоялось перенесение святых мощей праведного Алексия (Мечева). Крестный ход отправился из Новоспасского монастыря до храма святителя Николая в Кленниках, на Маросейке. Мучеников нельзя не любить Протоиерей Николай Доненко - автор исследований о новомучениках и исповедниках Русской Православной Церкви, пострадавших в 1920-30-е годы, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Нижняя Ореанда, преподаватель Симферопольской духовной семинарии, член комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/tag/novomucheniki/page...

«Благодарю Бога за все»: священномученик Аркадий Остальский Судьба Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого, во многом похожа на историю митрополита Крутицкого и Коломенского Петра. Он так же относился к числу тех священников, для которых согласие на принятие архиерейского сана было равносильно тому, чтобы уготовать себя на смерть. 29 декабря, 2010 Судьба Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого, во многом похожа на историю митрополита Крутицкого и Коломенского Петра. Он так же относился к числу тех священников, для которых согласие на принятие архиерейского сана было равносильно тому, чтобы уготовать себя на смерть. 25.04 1889 г.— 29.12. 1937 г. Судьба Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого, во многом похожа на историю митрополита Крутицкого и Коломенского Петра. Он так же относился к числу тех священников, для которых согласие на принятие архиерейского сана было равносильно тому, чтобы уготовать себя на смерть. За время епископства он только один раз с великим риском служил в своей епархии; это была Пасхальная служба, словно предзнаменовавшая и его собственный голгофский путь и будущее прославление… Испытание для «Златоуста» Епископская хиротония владыки Аркадия в феврале 1937 г. была преддверием высшей награды – от Бога: исповеднический подвиг начался для него задолго до того, пятнадцать лет назад. В первый раз он был арестован еще тогда, когда служил простым священником в Житомире. Причина обычная для тех лет: перед изъятием церковных ценностей он прочел в церкви послание Патриарха Тихона, полученное архиереем. В нем перечислялись те предметы, которые нельзя было отдавать в пользу голодающих. Исполняя благословение Святейшего Патриарха Тихона, о. Аркадий отказался сдать богослужебные сосуды, и вскоре был арестован на глазах у своих прихожан при выходе из храма. В 1922-м году над ним впервые прогремел приговор «к расстрелу». Сохранилось свидетельство о том процессе: измученный, он задремал прямо на скамье подсудимых, и когда его разбудили для того, чтобы огласить итоги, невозмутимо заметил: «Ну что же, благодарю Бога за все. Для меня смерть – приобретение». Так же спокойно встретил он и известие о том, что казнь заменили пятью годами тюрьмы. Продержали его в итоге около двух.

http://pravmir.ru/blagodaryu-boga-za-vse...

Arhiva Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a vizitat Muzeul memoriei celor care la Butovo au ptimit 18 mai 2019 19:20 18 мая 2019 года, в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, по завершении Божественной литургии на Бутовском полигоне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Музей памяти пострадавших в Бутове. Музей создается силами прихода храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове и Мемориального научно-просветительского центра при храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне при активном участии родственников пострадавших и многих других неравнодушных людей. В настоящее время экспозиция музея занимает 6 залов. Один зал посвящен истории здания усадьбы в Бутове, где расположен музей. Другой зал называется «Этап». Третий зал, который называется «Барак», рассказывает о том, что происходило на Бутовском полигоне, о процедуре приведения в исполнение приговоров во время массовых репрессий. Еще три зала посвящены репрессированным представителям духовенства, дворянства, интеллигенции и военным. При осмотре музея пояснения Его Святейшеству давали настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне, председатель Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального научно-просветительского центра при храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне И.В. Гарькавый. Протоиерей Кирилл Каледа и И.В. Гарькавый преподнесли Его Святейшеству копию следственного дела священномученика Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого, викария Тверской епархии, расстрелянного на Бутовском полигоне 29 декабря 1937 года. Священник Игорь Кучерук, клирик Ольгина женского монастыря Тверской митрополии на истоке реки Волги в деревне Волговерховье  (Осташковский район Тверской области), преподнес Его Святейшеству свой труд — жизнеописание священномученика Аркадия (Остальского) «Мы не должны бояться никаких страданий» в двух томах (первый том издан в 2007 году, второй в 2011 году).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5437181...

священномученик Аркадий (Остальский) (1889–1937) Нравственно-аскетические труды Сборники Слова священномученик Аркадий (Остальский) Епископ Русской Православной Церкви, замечательный проповедник. Неоднократно подвергался арестам и тюремным заключениям вплоть до своей мученической кончины в 1937 году. В миру Остальский Аркадий Иосифович, родился 25 апреля 1889 года в селе Скаковка Житомирского уезда Волынской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Был окрещён 16 мая того же года в Иоанно-Богословской церкви с. Скаковки, где его отец был священником. Таинство крещения совершил священник села Янковец Павел Стефанович (родной дед по матери). Восприемниками были: приходской священник м. Кодня Елеферий Иванович Яроцкий и дочь священника с. Янковец Вера Павловна Стефанович, девица (сестра матери Аркадия). Обучался в Волынской Духовной Семинарии. По её окончании в 1910 году был учителем церковно-приходской школы с. Великая Цвиля Новоград-Волынского уезда. В это время он, по настоянию родителей, женился на Ларисе Константиновне (1893 г. р.), хотя с юношеских лет мечтал о монашестве и желал жизнь посвятить служению Богу. Священник 14 сентября 1911 года, по ходатайству епархиального миссионера архимандрита Митрофана (Абрамова), был рукоположен в священный сан к собору г. Староконстантинова с назначением помощником уездного миссионера. Был священником на диаконском штате. На этом поприще проявил себя ревностным и энергичным деятелем. В отчётах он излагал свои впечатления от поездок, суждения относительно сектантов на Волыни, опубликованные впоследствии в «Епархиальных Ведомостях». Душа о. Аркадия искала подвига ради Христа, и миссионерство представлялось ему как единственно верное, дарованное ему Богом служение; он был прирождённым миссионером. Проповедовал просто и ясно, так, что огонь любви к Богу, горевший в его сердце, воспламенял ревность о благочестии у всех, кто находился рядом. Религиозный опыт не оставался его внутренним, частным делом, но с удивительной ясностью изливался в благодатных словах. Не умея быть равнодушным ко всему, что касалось спасения души и блага Церкви, он увлекал за собой всех, способных слышать Евангельское благовестие и жаждущих реальной жизни во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888, с. Яковицы Житомирского у. Волынской губ.- 29.12.1937, полигон Бутово, Московская обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых), еп. Бежецкий, вик. Тверской епархии. Род. в семье священника, окончил Волынскую ДС, в 1910 г.- КДА. Назначен помощником епархиального миссионера, проявил себя энергичным и ревностным сотрудником. С юных лет стремился к монашеству, но родители желали видеть сына семейным священником, и он женился. В 1911 г. рукоположен во священника к Староконстантиновскому собору при оставлении в должности епархиального миссионера, в 1914 г. назначен военным священником 408-го Кузнецкого пехотного полка. В 1917 г. в Житомире служил в храме прп. Серафима Саровского, затем в Николаевской ц. В годы гражданской войны по благословению Владимиро-Волынского еп. сщмч. Фаддея (Успенского) организовал при храме Свято-Николаевское братство, к-рое помогало нуждающимся и больным, хоронило умерших, не имевших родственников. Вместе с членами братства о. Аркадий предпринимал пешие паломничества к правосл. святыням. Побуждая паству к нищелюбию и милосердию, сам служил примером жертвенности и крайнего нестяжания. За вдохновенные проповеди современники называли его Златоустым. Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий В нач. 20-х гг. XX в. на Украине была организована раскольничья Украинская автокефальная Православная Церковь , к-рую поддерживали националисты-петлюровцы. Несмотря на давление петлюровских властей, принуждавших о. Аркадия к переходу в раскольничью организацию, он остался верен канонической Церкви. Весной 1922 г., после начала кампании по изъятию церковных ценностей , о. Аркадий огласил в храме послание свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, в к-ром предлагалось отдавать только то, что не имело непосредственного богослужебного употребления. Чтение послания в церкви стало причиной ареста свящ. Аркадия и его отца свящ. Иосифа Остальского, обвиненных властями в контрреволюционной деятельности. О. Иосиф скончался в тюрьме во время следствия, о. Аркадий был приговорен к расстрелу, но по ходатайству паствы расстрел был заменен 5 годами заключения в Житомирской тюрьме. В 1924 г. о. Аркадий был освобожден. Пока он находился в заключении, его супруга вышла замуж за офицера Красной Армии, и о. Аркадий дал согласие на развод. В 1925 г. священномученик посетил Дивеевский мон-рь , затем Саровскую пуст. , где принял постриг в мантию с оставлением того же имени. Вскоре А. вернулся в Житомир, по церковным послушаниям часто посещал Киев и Москву. В Киеве служил в Никольском мон-ре, в Москве останавливался на подворье Валаамского мон-ря , служил в храме прп. Пимена Великого в Нов. Воротниках, за каждым богослужением проповедовал.

http://pravenc.ru/text/76028.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010