Издаются вполне по той же пергаменной синод. Кормчей XIII в. 132, л. 518 сл.), по которой изданы были Калайдовичем, с значительными сокращениями, в Памят. Росс. Словесн. XII в. стр. 173–203. Варианты приведены из Кормчих: Троицк. Лавры 206(Ла) и 205(Лб) XVI в., Рум. Муз. 231 (Р), Московск. Государствен. Древлехранилища 10(Д)-XVI в. и Публичной Библиотеки (Л. f. Отд. II, 80)- XV b.(II). – Принадлежность «въпрошаний» временам епископствования Нифонта (1130–1156 г.) и не одному, а трем лицам (Кирику, Савве и Илье) допускается: 1) по смыслу надписания отдельных частей памятника. Если несомненно, что в надписании первой части: «Се есть въпрашание Кюриково» указано имя вопрошателя , а не лица, дававшего ответы , то нет никакого повода иначе понимать и дальнейшие надписания; «Савины главы» и в особенности: «Ильино въпрашание ». Епископа с именем Саввы, которому бы Кирик мог предлагать вопросы, до сих пор не найдено не только в Новгороде, но и в других русских епархиях, Илия же хотя и может быть признан за одно лицо с новгородским архиепископом этого имени, занимавшим кафедру 1163–1186 г., но в нашем памятнике он является еще таким же священнослужителем (духовником), каким был и Кирик; 2) В самом содержании вопросов и ответов находятся такие черты, которые невольно заставляют предполагать, с одной стороны, тождество лица «владыки», дающего ответы во всех трех частях памятника, с другой – различие лиц вопрошающих. «Владыка» первой части – бесспорно Нифонт – в своих ответах показывает близкое знакомство с обычаями Царяграда и всей земли греческой (гл. 10, 20 и др.); но то же видно и в ответах «владыки» второй части памятника – предполагаемого Савои (гл. 4). При Нифонте Кирик обращался с вопросами, между прочим к игумену Аркадию (гл. 43), который был потом преемником Нифонта на кафедре (1156–1163); но тот же Аркадий представляется «молвящим» и в третьей части памятника, т.е. при своем преемнике Илье (гл. 23)! Различие же лиц вопрошающих видно из того, что в первой части вопрошатель (Кирик) является монахом, только не принявшим еще схимы (гл. 68), а во второй (в Савиных главах) – женатым священником (гл. 4). – Для удобства пользования памятником, мы разделили Кириковы вопросы на главы (числом 101), подобно тому, как в самом подлиннике разделены «Савины главы» (24) и «Ильино въпрошание» (28). Се Есть вопрашание Кириково, еже вопраша Епископа новгородского 242 Нифонта и иных

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Печников М. В. «А се новгородскыи епископы»: Спорные вопросы ранней церковной истории Новгорода (конец X – 70-е гг. XI в.) О ранней истории Новгородской епископии (к концу XII в. – архиепископии) источников сохранилось больше, чем о других древнерусских кафедрах, включая даже саму Киевскую митрополию. С другой стороны, их число все же очень ограничено, а сообщаемая ими информация, особенно за XI в., содержит такие лакуны, восполнять которые исследователю приходится только путем более или менее удачных гипотетических реконструкций. Новые источниковедческие исследования, прежде всего в области летописания, а также появление ряда собственно исторических гипотез, касающихся ранней истории Новгорода и Русской Церкви, предоставляют возможность заново поэтапно рассмотреть историческое становление Новгородской епископии в первые полтора века ее существования. История (архи)епископии как местного новгородского политического института (насколько можно прилагать этот термин к средневековым реалиям) начинается с 1156 г., когда зафиксировано первое избрание Новгородского владыки (Аркадия) с участием В предыдущий период Новгородская кафедра Св. Софии была этого качества лишена, что определяло более сложную картину ее положения на стыке интересов князей, горожан различного социального статуса и Русской (Киевской) митрополии Константинопольского Патриархата. Важнейшим источником по данной теме являются летописи, несмотря на то, что начальное русское летописание XI – начала XII в. не уделяло первостепенное внимание церковным делам (более информативными в этом плане оказываются киевские, владимиро-суздальские и новгородские летописи последующего периода). Летописные источники для данного периода представлены текстами «Повести временных лет» 10-х гг. XII в. (ПВЛ), Новгородской первой летописи старшего извода, дошедшего в Синодальном списке XIII–XIV вв. (Син., НПЛст.), младшего извода (НПЛмл., списки не ранее XV в.), в котором, в частности, отразился Начальный свод конца XI в., а также летописями XV в. Новгородско-Софийской группы (НСГ): Новгородской Карамзинской (НК1, особенно важны данные ее 1-й подборки летописных сведений), Новгородской четвертой (Н4), Софийской первой (С1) летописей .

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Дмитрий Хвостов Хвостов Дмитрий Иванович, граф (1757–1835) – поэт, переводчик. «Я смотрю с умилением на графа Хвостова за его постоянную любовь к стихотворству... Это редко и потому драгоценно в моих глазах... он действует чем-то разительным на мою душу, чем-то теплым и живым. Увижу, услышу, что граф еще пишет стихи, и говорю себе с приятным чувством: «Вот любовь достойная таланта! Он заслуживает иметь его, если и не имеет " », – так писал о нем в 1824 году Н.М. Карамзин , но ни в XIX, ни в XX веке ничто не смогло изменить совсем другое представление о графе Хвостове как о «мальчике для битья» нескольких поколений своих собратьев по перу. Уж кто только не пародировал и не писал эпиграммы на его басни и притчи, ставшие «потешною книгою» как для молодых арзамасцев, так и для Гавриила Державина, Ивана Дмитриева, которые знали и другого Дмитрия Хвостова – родственника и ближайшего друга фельдмаршала Суворова. В 1789 году он женился на племяннице полководца и стал самым близким ему человеком в годы славы и в годы опалы. «Сему великому мужу, – писал он впоследствии, – обязан я счастием моим. Могу хвалиться не только чинами и отличиями, кои приобрел, может быть, не столько по заслугам моим, сколько по его благоволению: он принял меня в особливую милость свою и удостоил неограниченной доверенностию; нет тайны, которой бы он мне не вверял. Когда он командовал армиями, все отношения к императрице Екатерине II и императору Павлу I во время Италианской кампании шли через мои руки. Наконец, мне ж определено было иметь печальное преимущество принять последнее издыхание непобедимого героя». Помимо басен графа Хвостова и пародий на них сохранилось 85 писем к нему Суворова, опубликованных лишь в 1872 году. В 1798 году опальный полководец писал ему из новгородской деревни о своих дочери и сыне: «Милостливый Государь мой Дмитрий Иванович! Должен я прибегнуть к дружбе Вашей. При выезде Наташи из Санкт-Петербурга прошу Вашего Превосходительства принять Аркадия на Ваши руки и как мой ближний содержать его так, как пред сим реченную его сестру содержали, соблюдая его благочестие благонравие и доблесть. В полной обязанности пребуду к вам до гроба моего преданным и с истинным почтением».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

отв. ред. Д. С. Лихачев Летопись Новгородская первая Летопись Новгородская первая – древнейшая летопись Новгородской феодальной республики, является одним из главных источников наших знаний о культуре, быте, общественно-политической жизни Новгорода периода независимости. Хотя в основе HIЛ лежит местная летопись, ведшаяся при дворе епископа, новгородское летописание неоднократно входило в соприкосновение с летописанием других древнерусских центров. Таким образом новгородский читатель получал представление о наиболее важных исторических событиях, происходивших по всей Русской земле. HIЛ известна в двух изводах (редакциях). Старший извод представлен пергаменным Синодальным списком XIII–XIV вв. (ГИМ, Синод. собр., 786). Список дефектный: утрачены первые 16 тетрадей (с начала летописи до 1016 г.) и одна тетрадь с изложением событий 1273–1298 гг. Часть летописи до 1234 г. писана двумя почерками конца XIII в., в одном из которых признается рука Тимофея, пономаря церкви св. Якова из Людина Конца, переписавшего в 1282 г. Пролог для церкви св. Образа (ГИМ, собр. Хлудова, 187). В данной части Синодального списка вообще обнаруживается интерес к церковному строительству в пределах Людина Конца и близлежащем Аркадиевском монастыре и содержатся известия, которые отсутствуют в других новгородских летописях. Можно полагать, что при создании рукописи были использованы владычная летопись и записи, ведшиеся при церкви св. Якова. Другая часть Синодального списка датируется второй четвертью XIV в.: она доводит изложение до 1330-х гг. и имеет приписки, сделанные разными почерками и доходящие до середины XIV в. Вероятно, первоначальное окончание летописи XIII в. по политическим соображениям было изъято и заменено новым (в тексте заметны следы нескольких пластов редакторской работы во времена острого московско-тверского соперничества за обладание великокняжеским столом и новгородским княжением). Младший извод HIЛ близок к Синодальному списку, но продолжает его до 40-х гг. XV в. Известны два основных списка HIЛ младшего извода: Академический (БАН, 17.8.36) и Комиссионный (ЛОИИ, собр. Археогр. ком., 240). Академический список утратил часть листов, но судя по снятым с него в XVIII в. копиям, кончался 1443 г. По палеографическим данным список относится к 40-м гг. XV в., а согласно свидетельству В. Н. Татищева (приобретшего рукопись у раскольников), имел точную дату написания – 1444 г. Комиссионный список – середины XV в., в основной своей части доведен до 1439 г., другой рукой (и на другой бумаге) написаны известия 1440–1446 гг. Хотя протограф списков HIЛ младшего извода доходил до 1432 г., но окончательно летопись сформировалась в конце 30-х гг. XV в., поскольку в нее включены материалы, использованные в создававшемся в это время в Новгороде митрополичьем своде (Новгородско-Софийском своде, по терминологии А. А. Шахматова).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Месяцеслов Старый/Новый стиль Январь 9/22 Филиппа II Московского и всея Руси митрополита (в миру Колычева Феодора), чудотворца 11/24 Михаила Клопского, Новгородского, Христа ради юродивого 12/25 Галактиона Белозерского, Христа ради юродивого 12/25 Мартиниана Белозерского, игумена 13/26 Елеазара (Севрюкова) Анзерского, Соловецкого, прп. 17/30 Антония Дымского, прп. 17/30 Антония Краснохолмского, прп. 17/30 Антония Римлянина, прп., чудотворца 17/30 Антония Чернозерского, прп. 19/1 Макария Римлянина Новгородского, прп. 19/1 Феодора Новгородского, Христа ради юродивого 20/2 Евфимия Сянженского, прп. 23/5 Феоктиста Новгородского, архиепископа 25/7 Моисея Новгородского, архиепископа 26/8 Ксенофонта Робейского, игумена 28/10 Ефрема Новоторжского, архимандрита 31/13 Никиты Печерского, Новгородского епископа, Пахомия Кенского, прп., – суббота по Богоявлении Февраль 1/14 Трифона (Митрофана) Печенгского, Кольского, прп., просветителя лопарей 4/17 Кирилла Белого, Новоезерского, Новгородского, прп. 9/22 Геннадия Важеозерского, прп. 9/22 Никифора Важеозерского, прп. 10/23 Анны Новгородской, княгини, прп. 10/23 Антония (Добрыни Андрейковича, Ядрейковича), Новгородского, архиепископа 10/23 Аркадия Новгородского, епископа 10/23 Аффония (Афония) Новгородского, митрополита 10/23 Василия Калики, Новгородского, архиепископа 10/23 Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца 10/23 Германа Новгородского, епископа 10/23 Григория (Гавриила) Новгородского, архиепископа 10/23 Иоакима Корсунянина, Новгородского, епископа 10/23 Иоанна Новгородского, архиепископа 10/23 Иулиании Новгородской, матери блаженного Николая Кочанова 10/23 Луки Жидяты, Новгородского, епископа 10/23 Мартирия Новгородского, архиепископа 10/23 Мстислава Новгородского, князя 10/23 Никиты Печерского, Новгородского епископа, затворника 10/23 Пимена Новгородского, архиепископа 10/23 Симеона Новгор одского, архиепископа 10/23 Феодора Ярославича Новгородского, князя 11/24 Всеволода (в крещении Гавриила) Псковского, князя 22/7 Германа Столобенского, прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКАДИЙ († 19 сент. 1163), свт. (пам. 18 сент., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), еп. Новгородский (1156-1163). Краткие сведения об основных событиях жизни А. содержатся в НПЛ. Древнейший список краткого жития А. содержится в пергаменном Прологе кон. XIV в. новгородского происхождения (РГАДА. Ф. 381. 162. Л. 31в, 32а); это же житие помещено в Макарьевских Минеях-Четьих под 17 сент. Оно восходит, вероятно, ко времени до 1188 г., т. к. о поставленной А. деревянной Успенской ц. Аркажа мон-ря говорится как о стоящей «до сего дне», тогда как в 1188 г. вместо нее был возведен каменный храм. Согласно житию, А. юношей оставил родителей и принял постриг в новгородском Юрьевом мон-ре , где через нек-рое время был рукоположен во иеромонаха, затем избран игуменом, но по неназванной причине был вынужден оставить обитель. Краткое игуменство А. в Юрьевом мон-ре имело место в промежуток между 1128 (смерть игум. Кириака) и 1130 гг. (упоминание игум. Исаии в дарственной киевского кн. Мстислава Владимировича и его сына новгородского св. блгв. кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву мон-рю, к-рую скорее всего следует датировать 1130 г.). Умолчание об этом в НПЛ объясняется, как можно предполагать, тем, что поставление А. во игумена Юрьева мон-ря произошло при еп. Иоанне Попьяне, к-рого в Новгороде по не совсем понятным причинам не поминали и сведения о к-ром были исключены из летописи в ходе позднейшего редактирования. В 1134 г. кн. Изяслав Мстиславич поручил А. игуменство в основанном им новгородском в честь св. вмч. Пантелеимона мон-ре . В 1153 г. А. построил под Новгородом ц. Успения Пресв. Богоматери и основал при ней мон-рь, названный его именем - Аркаж. Упоминание «Оркадия игумена» в качестве собеседника Кирика Новгородца по каноническим и литургическим вопросам говорит об определенной учености А. Вскоре после смерти Новгородского архиеп. свт. Нифонта (21 апр.

http://pravenc.ru/text/76020.html

Глава V. Церковное управление и преимущества духовенства Русское церковное законодательство получило дальнейшее развитие 1 .в ответах Новгородского епископа Нифонта и других духовных лиц на вопросы черноризца Кярика; 2 .в постановлении Новгородского архиепископа Илии и 3 .в уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича, данной Смоленской епископии. Иеромонах Кирик, живший в Новгороде, предлагал свои вопросы о предметах канонических разным духовным особам устно и, получая от них устные ответы, записывал все это. Вероятно, он записывал только для себя, но вскоре записки его внесены в Кормчую книгу и сделались руководством если не для всей Русской Церкви, то для Новгородской епархии 1922 . В записках Кирика три части. В первой, самой обширной, содержатся вопросы его и ответы на них преимущественно Нифонта, епископа Новгородского († 1156), и отчасти какого-то Клима, вероятно Климента Смолятича, тогдашнего митрополита Киевского, игумена Аркадия, бывшего преемником Нифонта на епископской кафедре, игуменьи неизвестного монастыря Марины и какого-то епископского чернца Луки – Евдокима; все эти вопросы и ответы изложены без всякого порядка и в большей части рукописей не разделены на главы 1923 . Во второй части помещены ответы неизвестного епископа Саввы в 24 Главах, или правилах. В третьей – ответы Новгородского владыки Илии, преемника Аркадиева, в 28 правилах 1924 . Но, предлагая свои вопросы современным пастырям, Кирик несколько раз приводит правила и древних святых отцов, вошедшие в состав Кормчей, именно: Тимофея Александрийского, святого Василия Великого и святого Иоанна Постника , и тем показывает, что Кормчая книга тогда у нас употреблялась; ссылается также на правила наших древних пастырей – митрополита Георгия и преподобного Феодосия Печерского и еще на какие-то заповеди неизвестного происхождения, о которых Нифонт заметил, что их следовало бы сжечь 1925 . Немногие ответы, встречающиеся между ответами Нифонта, повторены в правилах Саввы и Илии, конечно потому, что повторены были Кириком самые вопросы. Принимая все эти ответы, данные разными лицами, но записанные одним, за одно целое, как внесены они были и в состав Кормчей, мы рассмотрим их вместе, совокупив однородные и расположив их для удобности обозрения в определенных Главах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Аркадий Григорьев Посвящается памяти архимандрита Ионафана   Не перевелся у простого люда русского, православного, старый обычай: тяжкий недуг, лихая напасть посетят дом верующего человека, и несутся горячие молитвы к небесным заступникам, даются зароки и обещания послужить Богу за чудесную помощь в беде. Разнедужился, обмер у матери любимый ребенок, и готова она отдать его на служение богоугодное в далекую честную обитель, лишь бы жив остался. Идут паломники по обещанию своему в отдаленные монастыри, ведут и посылают туда выздоровевших детей своих, будущих трудников монастырских. Грех большой не исполнить данного святителям обета... Таковы обстоятельства, которые привели семнадцатилетнего юношу Ивана Федоровича Баранова в Соловецкий монастырь, пользующейся осо­бенно большою известностью у жителей северных русских губерний. Иван Федорович, будущий архимандрит Ионафан, родился в 1850 году в крестьянской семье Боровичского уезда, Новгородской губ. Не успев окончить курса низшей лесной школы, он по обету матери оказался в числе «годовиков» монастыря, постепенно сжился с ним и принял в нем впоследствии пострижение (1880 г.). Монастырская жизнь, монашеской уклад довершили воспитание о. Ионафана и в соединении с суровыми условиями трудовой жизни на Севере выработали из юноши стойкого деятеля, не боявшегося ни физического труда, ни напряжения воли. Незаурядные способности молодого иеромонаха выдвинули его из прочей монастырской братии, и в 1890 году он был назначен на от­ветственный пост настоятеля – устроителя самого северного на земном шаре Трифоно – Печенгского монастыря. Жизнь о. Ионафана так тесно связана с развитием этого мона­стыря, являющегося ныне единственным очагом культуры на нашем далеком Мурмане, что трудно себе представить этот неизбалованный природою и заботами правительства край без крупной личности о. Ионафана. Утрата такого деятеля, каким был о. Ионафан, для государства должна быть весьма ощутительна. Быть может – и дай Бог , – Трифоно – Печенгский монастырь и впредь будет высоко держать знамя культуры и не утратит государственного значения, какого он достиг при покойном своем архимандрите – настоятеле, но для этого уже не потребуется столько энергии и уменья, которые были проявлены о. Ионафаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игумения Таисия Игумения Таисия (в миру – Мария Васильевна Солопова, 1842–1915) – настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря, автор духовных стихов. По отцу – из древнего новгородского дворянского рода, по матери – одной из ветвей рода Пушкиных. После окончания в 1860 году Санкт-петербургского Павловского института благородных девиц почти десять лет провела послушницей Тихвинского монастыря, в Введенском храме которого хранилась древнейшая икона Тихвинской Божьей Матери. В 1870 году в Тихвинском монастыре она стала рясофорной послушницей с именем Аркадия. С 1872 года – регент Покровского Зверина монастыря в Новгороде, основанного в начале XII века на месте зверинца новгородских князей. С 1878 года – казначей Званского Знаменского монастыря, основанного в 1869 году по духовному завещанию вдовы Гавриила Державина, пожертвовавшей монастырю державинское родовое имение Званку со всеми землями и угодьями. Так что послушница Аркадия ведала казной обители, которую называли Званским Державина монастырем. Через год в этом монастыре она приняла постриг с именем Таисия. С 1881 года – настоятельница Леушской женской общины при деревне Леушине в Череповецком уезде. Через четыре года община стала Леушским монастырем. При игумении Таисии за тридцать лет в нем было воздвигнуто два каменных собора, открыты две школы – церковно-приходская и церковно-учительская, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. Обитель превратилась в один из самых крупных женских монастырей в России, где подвизалось до 700 насельниц. За эти же годы игумения Таисия основала и возродила еще десять монастырей и скитов, среди них был и древнейший Ферапонтов монастырь с фресками Дионисия. Но современники недаром называли игумению Таисию Леушскую «внучкой» великого Пушкина. Их связывали не только родовые корни. Она была автором книг об Иоанне Богослове, «Жизнеописания Христа ради юродивой блаженной Евдокии», «Писем новоначальной инокине», «Келейных записок», автобиографии. Важное значение в религиозной литературе того времени имели «Беседы» и переписка игумении Таисии с Иоанном Кронштадтским , ее книга «Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь». Первым читателем многих литературных трудов игумении Таисии был ее духовный отец Иоанн Кронштадтский . Отцу Иоанну еще до журнальных публикаций она посылала на благословение и свои стихи. Сохранился один из его отзывов 1898 года: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Седьмой день. Поуч. 2-ое. Святой Иоанн, архиеп. Новгородский. (Как относиться к клевете и клеветникам?) I. Ныне совершается память св. Иоанна, архиеп. новгородского. Родители Иоанна были знатные и благочестнвые новгородские граждане. С малых лет Иоанн полюбил молитву, воздержание, храм Божий и, достигнув совершеннолетия, избрал духовное звание. Новгородский епископ Аркадий посвятил его в сан священника к церкви св. Власия на Софийской стороне. Но недолго Иоанн служил при этой церкви; ища полного безмолвия, он принял иночество в одном из новгородских монастырей с именем Илии, вел строго подвижническую жизнь, пребывал в посте, молитве и уединении. Слух о его святой жизни распространялся по Новгородской земле и доставил подвижнику общее уважение В 1163 году умер новгородский епископ Аркадий, и новгородцы единодушно избрали иеромонаха Илию на место почившего Аркадия. В 1165 году он был посвящен и затем, первый из новгородских святителей, получил сан архиепископа. Во время его святительства чудесным заступлением Богоматери Новгород был избавлен от грозившего ему разорения. Несмотря на общее уважение, которым до сего времени пользовался Илия, нашлись люди, которые не задумались взводить на него разные клеветы. Завистники начали распространять слухи, что он живет безнравственно. Народ взволновался, собрался у дома архиепископа и решил погубить его. Илию вывели из покоев к мосту через реку Волхов, там спустили его на плот, не имеющий весел, и предоставили его плыть по течению. Но здесь совершилось чудесное явление: плот пошел не по течению реки, а против течения, к Юрьеву монастырю. Иноки монастыря с честью встретили архипастыря. Народ пришел в страх; у храма св. Софии собралась толпа, просили духовенство взять иконы и кресты и ходатайствовать перед Илиею о прощении виновных. Незлобивый Илия простил их и возвратился на кафедру. Незадолго до кончины он отказался от управления новгородскою паствою, принял схиму с именем Иоанна и скончался 7 сентября 1186 года. II. а) Мы слышали возлюбл.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010