Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАБАНОВ Иларион Георгиевич [псевд. Ксенос] (окт. 1819, дер. Глотово Мосальского у. Калужской губ.- 4.12.1882, старообрядческий Предотечев мон-рь в Клинцах (совр. Брянская обл.)), апологет старообрядческой Белокриницкой иерархии , автор «Окружного послания» . В 15 лет оставил родительский дом и поселился в старообрядческом Лаврентьевском мон-ре на Ветке близ Гомеля. В 30-х гг. XIX в. настоятелем мон-ря был Аркадий (Шапошников ; впосл. старообрядческий Славский епископ), собравший вокруг себя много талантливых людей. Широкой начитанностью К. во многом был обязан хорошей монастырской б-ке. В 1864 г. еп. Аркадий писал о К.: «От юны версты вдаде себе в Лаврентьев монастырь на послушание, проходил строго-иноческую жизнь, прилежа чтению Божественного Писания, списа многия книги» (цит. по: Субботин. 1884. 4. С. 196). В книгохранилище Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) находится Цветник, написанный в Лаврентьевском мон-ре во 2-й пол. 60-х - 70-х гг. XVIII в., с владельческой записью К.: «Сия святая и богодохновенная книга Цветник, жития святых отец, и поучения, и проч., принадлежит грешному Илариону, куплена им самим в Лаврентьевом монастыре у переплетчика инока Нила благоволением отца его инока Саватия ценою по счету 25 руб. ассигнациями 7352 (1844) месяца апреля в 3 день, в понед[ельник] Фомин 2 недели по Пасце в час 6 дне. Истинно написано и кроме всякаго лицемерия. Аминь, аминь, аминь» ( Юхименко Е. М. Рукописные и печатные книги//Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 227. 147). Сборник, приобретенный К. незадолго до (если не накануне) закрытия Лаврентьевского мон-ря в 1844 г., свидетельствует об интересе владельца к иноческому образу жизни, к житиям подвижников и учителей Церкви. Не приняв иноческого пострига, К. до последнего дня вел жизнь согласно монашескому уставу. В 1844 г. Лаврентьевский мон-рь был закрыт властями, насельники, отказавшись присоединиться к единоверию , разошлись. К. жил в различных старообрядческих мон-рях Стародубья , участвовал в богословских диспутах с беспоповцами , в первую очередь в связи с мнением беспоповцев об уже состоявшемся духовном воцарении антихриста и о прекращении благодати священства. (Исходя из этого мнения, беспоповцы утверждали, что истинное священство в наст. время невозможно; после установления в 1846 Белокриницкой иерархии ее противники заявляли, что она ложная.) Среди первых сочинений К.- написанная в 1846 или 1847 г., после споров с беспоповцем Савой Борковым, кн. «О Енохе и Илии» против мнения беспоповцев об уже состоявшемся духовном пришествии ветхозаветных пророков Илии и Еноха . Во 2-й пол. 40-х гг. К. уже имел репутацию широко образованного начетчика и талантливого полемиста; чтобы читать святоотеческие книги в оригинале, он выучил греч. язык.

http://pravenc.ru/text/1319734.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Шапошников Андрей Родионович; нач. XIX в., посад Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (совр. г. Клинцы Брянской обл.) - 11.11.1868, старообрядческий Успенский муж. мон-рь в с. Слава в Добрудже (совр. с. Слава-Русэ, Румыния)), «епископ странствующих христиан, экзарх некрасовский», управляющий Славской епархией старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Род. в мещанской семье, в молодости был женат на вдове. В 1826 г. оставил семью и удалился в старообрядческий («поповщинского» направления) Лаврентьевский муж. мон-рь в Стародубье , где принял постриг с именем А., в 1832 г. избран настоятелем. В настоятельство А. в Лаврентьевском мон-ре жили Павел (Великодворский) , Аркадий (Дорофеев ; впосл. архиеп. Славский), Онуфрий (Парусов ; впосл. еп. Браиловский), старообрядческий писатель И. Г. Кабанов (Ксенос) и др. После закрытия Лаврентьевского мон-ря в 1839 г. А. переселился в старообрядческий Успенский муж. мон-рь в с. Слава. А. участвовал в обсуждении возможности принятия в «древлеправославие» нестарообрядческого епископа для организации старообрядческой иерархии, первоначально не поддержал эту идею, однако вместе с др. старообрядцами встречал митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) , еще не присоединившегося к старообрядчеству, в г. Сулина (совр. Румыния) в апр. 1846 г. После прочтения «Соображения о верах», составленного Павлом (Великодворским), А. стал сторонником присоединения митр. Амвросия к старообрядчеству. На соборе в Славском мон-ре в окт. 1846 г., где обсуждалась форма чиноприема митр. Амвросия (см. Присоединение к Православию ), А. высказался за «третий чин», без повторения над митрополитом таинства Миропомазания, однако собор решил принимать митрополита «вторым чином», через проклятие ересей и Миропомазание. 20 июля 1847 г. в Славском скиту на собрании старообрядцев-некрасовцев, признавших новоучрежденную Белокриницкую иерархию, были избраны 3 кандидата для поставления соответственно во епископа, священника и диакона. А. был выдвинут кандидатом во епископа, но, ссылаясь на 18-е прав. святых апостолов, запрещающее рукополагать женатого на вдове, объявил о своем недостоинстве принять священный сан. После настойчивых просьб участников собора А. согласился с избранием во епископа. Однако митр. Амвросий на прошение об архиерейской хиротонии А. ответил отказом, решение митрополита не изменилось и после повторного рассмотрения кандидатуры А. уже на соборе в Белой Кринице, участники к-рого, во многом под влиянием инока Павла, повторили прошение Славского собора. Во епископа был рукоположен инок Аркадий (Дорофеев), к-рого первоначально предполагалось возвести в сан священноинока. А. из Белой Криницы возвратился в Славский мон-рь. В последующие годы А., обладавший большим авторитетом среди некрасовцев, активно помогал архиеп. Аркадию (Дорофееву) в управлении Славской епархией.

http://pravenc.ru/text/76048.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Дорофеев Андрей; 1811, с. Куничное, Бессарабия (совр. Куничя, Молдова) - 18.11.1889, Владимир), первый архиеп. Славский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Род. в старообрядческой крестьянской семье. С 1829 г. инок Лаврентьевского старообрядческого мон-ря в Стародубье . Путешествовал по старообрядческим обителям Румынии, бывал в Турции - в К-поле и в селениях старообрядцев- некрасовцев , поселился в Успенском скиту в с. Слава (совр. Слава-Русэ) в Добрудже. 20 июля 1847 г. в Славском скиту на собрании старообрядцев-некрасовцев, признавших новоучрежденную Белокриницкую иерархию, были избраны 3 кандидата для поставления соответственно во епископа, священника и диакона, А. был избран для рукоположения во священника. 9 авг. 1847 г. кандидаты от некрасовцев прибыли в Белую Криницу, однако митр. Амвросий (Паппа-Георгополи) не согласился на поставление во епископа инока Славского мон-ря Аркадия (Шапошникова) , о к-ром просили некрасовцы, поскольку, по мнению митр. Амвросия, имелись канонические препятствия для хиротонии. 11 авг. было принято постановление «производить инока Аркадия Дорофеева по степеням во епископа», 17 авг. митр. Амвросием А. был рукоположен во иеромонаха, 24 авг.- во епископа Славского. При отъезде в епархию (1 сент.) его снабдили церковной утварью, новоосвященными в Белой Кринице антиминсами и новосваренным миром. Сразу после прибытия А. в свою область казаки-некрасовцы, не признавшие Белокриницкую иерархию, донесли тур. властям о поставлении А., истолковав это как соединение части казаков с греками против турок. 21 нояб. А. и поставленные для Славской епархии священник и диакон были арестованы и заключены в тюрьму в Бабадаге (Добруджа), освобождены 8 мая следующего года. Местом пребывания А. стал Славский скит. В 1848-1849 гг. А. освятил неск. старообрядческих церквей в своей епархии. В сент. 1850 г. к А. приехали инок Павел (Великодворский) и старообрядческий Браиловский еп. Онуфрий, сообщившие о поставлении старообрядческого Майносского еп. Кирилла Белокриницким митрополитом (4 янв. 1849), а также о решении митрополии преобразовать Славскую епархию в архиепископию и поставить наместника А. 27 сент. в г. Тульча (совр. Тулча, Румыния) А. вместе с еп. Онуфрием рукоположили Алимпия, инока Славского скита, во епископа Тульчинского, наместника Славского архиерея. На следующий день Онуфрием и Алимпием А. был возведен в сан архиепископа с правом «подведомственно себе иметь... все единоверные епархии, ныне существующие и впредь еще учредитися могущие, по течению реки Дуная на правой стороне расположенные, и... во оные епархии поставлять епископов» (Цит. по: Субботин. С. 299; над А. была повторно совершена епископская хиротония, как это принято у старообрядцев).

http://pravenc.ru/text/76042.html

Ветковский музей народного творчества. Фотография. 2002 г. Ветковский музей народного творчества. Фотография. 2002 г. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. старообрядцы жили на В., но былого значения этот центр не имел. Наибольшей известностью пользовался Лаврентьев мон-рь (после 1735-1844; не сохр., в наст. время зона отдыха Гомеля), где начал свой иноческий путь в 1834 г. Павел (Великодворский) . В 1832-1839 гг. настоятелем мон-ря был Аркадий (Шапошников , впосл. старообрядческий епископ), с этой обителью связаны мн. видные деятели Белокриницкой иерархии : Аркадий ( Дорофеев , впосл. еп. Славский), Онуфрий (Парусов, впосл. еп. Браиловский), Алимпий (Вепринцев), И. Г. Кабанов (Ксенос) - автор «Истории и обычаев Ветковской церкви» и Окружного послания . На В. действовали и др. старообрядческие мон-ри: Макариев Терловский, основанный ок. 1750 г. в 32 верстах от Лаврентьева мон-ря иноком Макарием из Вереи, Пахомиев, созданный ок. 1760 г. др. выходцем из России - иноком Пахомием, Асахов (Чолнский или Чонский) скит, устроенный в то же время близ Гомеля в урочище Чолнский обрыв старцем Иоасафом из Гжатска, жен. мон-рь в Спасовой слободе на территории совр. Гомеля. Этим мон-рям, особенно Лаврентьеву, в кон. XVIII - нач. XIX в. покровительствовали фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский и его сын гр. Н. П. Румянцев , на землях к-рых располагались обители. В нач. XIX в. в Макарьевом мон-ре проходил собор по соглашению «перемазанцев» с дьяконовцами, на к-ром присутствовали представители Рогожского кладбища, В., Стародубья, Орла и Молдавии. На соборе преобладали «перемазанцы», но согласие не было достигнуто, ветковские старцы от спора уклонились ( Мельников-Печерский. С. 346). В кон. 20-х гг. ХХ в. ветковские старообрядческие слободы были довольно многолюдными: в 1929 г. в Косецкой общине были зарегистрированы 434 прихожанина, в Попсуевской - 342, в приходе Леонтьевского молитвенного дома - 521 прихожанин. В 1988 г. территории ветковских слобод оказались в зоне заражения после аварии на Чернобыльской АЭС, что обусловило исчезновение мн. исторически значимых поселений, гибель большого числа памятников старообрядческой культуры. В наст. время немногочисленное старообрядческое население живет в Тарасовке, Марьине, Ст. Крупце, Буде.

http://pravenc.ru/text/158276.html

263-264 АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) 264-266 266-267 267-268 АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер АРКАДИЙ (Шапошников Андрей Родионович; † 1868), старообрядческий епископ, управляющий Славской епархией 268-269 АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.) 269-271 АРКАДИЙ И КОНСТАНТИН ШАМАРСКИЕ († 1857), местночтимые старообрядческие подвижники, преподобномученики (пам. 18 янв., 29 июня) АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ († 1077?), прп. (пам. 13 дек., 14 авг., в Соборе Смоленских святых и в Соборе Тверских святых) 272-273 273-274 274-275 АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда) 275-276 276-277 277-278 278-379 АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии 279-283 283-284 284-285 285-286 286-322 АРМЕНОПУЛ Константин (сер. XIV в.), византийский юрист и канонист, писатель, автор юридичических сочинений 322-323 323-324 324-325 325-326 326-329 АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей 329-355 АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ (Новая армянская нотопись), система записи монодических песнопений, изобретенная в 10-х или 20-х гг. XIX в. западноарм. музыкантом свящ. Амбарцумом Лимонджяном 355-356 356-374 374-375 375-376 378-378 378-379 АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ (ок. 1100-1155), средневек. итал. религ. проповедник, сторонник радикального реформирования католич. Церкви 379-380 380-381 АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) АРОЕР название городов: 1) к вост. от Мертвого моря 2) близ г. Раввы город на юго-востоке колена Гадова

http://pravenc.ru/vol/iii.html

Вот имена, сохранившиеся в записях, почивших соработников, с которыми мне так или иначе пришлось сотрудничать в моей церковной работе: протопресвитеры: Владимир Востоков, Василий Шапошников, Михаил Польский , Павел Калинович, Василий Бощановский, Иулиан Ольховский, Авксентий Рудиков, Петр Триодин, архимандриты: Василий (Кондратович), Поликарп, Иосиф, Амвросий (Коновалов), Афанасий (Струков), Афанасий (Сцепура), протоиереи: Василий Демидов, Димитрий Кутенко, Леонид Знаменский, Николай Горбацевич, Феодор Тонкошкур, Стефан Малашкевич, Косьма Мисуна, Василий Колюбаев, Василий Мусин-Пушкин, Александр Красноумов, Константин Маковельский, Сергий Селивановский, Михаил Минаев, Борис Молчанов , Борис Чабовский, Михаил Данильчук, Антоний Юнак, Михаил Наконечный, Евгений Червинский, Владимир Григорович, Сергий Пантелеев, Митрофан Богомолец, Николай Степанов, Даниил Думский, Георгий Павлюсик, Александр Качинский, Михаил Гордиенко. Евгений Кайко, Иоанн Аносов, Григорий Шутак, Герасим Шорец, Владимир Травлеев. Аркадий Свитич, Леонид Упшинский, Иоанн Соболевский, Борис Виноградов, Иоанн Волков, Афанасий Денецков, Павел Шамильский, Серафим Слободской , Иосиф Гринкевич, Феодор Пензеник, Николай Польский, протоиерей Илия Качевский и протоиерей Феодор Чепелев. Игумены: Филимон, Илия (Гавриляк), Михаил (Бушмакин), Василий (Факторович), Серафим (Попов), иеромонахи: Павел, Никодим, Николай, Варнава, священники: Александр Колесников, Петр Николаев, Михаил Калмыков, Георгий Горский, Петр Панкратов, Александр Пашков, Александр Макаренков, Михаил Аксененков, Валентин Ливай, Никита Комарницкий, архидиакон Пимен, протодиаконы: Спиридон Довгалевич, Корнилий Чигрин, Димитрий Суханов, Николаи Патоев, иеродиаконы: Варлаам, Геласий, диаконы: Георгий Афанасьев, Павел Ясаревский, Сергий Лягин, Тимофей Филатьев, церковно-служители иподиаконы: Захарий Ситарчук, Евдоким Богдаренко, Лев Щедрин и чтец Георгий Мордвинов. Большинство из перечисленных священнослужителей служили в нашей Восточно-Американской епархии, некоторые в Западно-Американской и в других наших епархиях в Соединенных Штатах и Канаде и в наших монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Г. принимал активное участие в спорах о возможности принимать иерарха от греч. Церкви, развернувшихся среди тур. некрасовцев в мае 1846 г. и особенно обострившихся в 1-й пол. 1847 г. «Иосиф Семенов» указан среди некрасовцев, 23 июля 1847 г. подписавших прошение к митр. Амвросию о рукоположении для них епископа ( Субботин. История. Вып. 2. С. 77). В нояб. 1847 г. несогласные с принятием белокриницкого священства некрасовцы из селений Сарикёй и Слава подали властям донос, в к-ром утверждали, что жители с. Журиловка и Г. «присоединились к грекам» и могут быть опасными для тур. правительства. В результате были заключены в тюрьму рукоположенные митр. Амвросием для задунайских некрасовцев духовные лица (еп. Аркадий (Дорофеев) , иером. Евфросин и диак. Иаков) и неск. мирян, в т. ч. Г., незадолго до этого переселившийся в Журиловку. Через 7 месяцев благодаря хлопотам Чайковского Г. вышел из тюрьмы, дав подписку властям, что не будет более «заниматься» священством из России, «Неметчины», «Молдовии», но будет «обходиться своими епископы». Г. поселился в Стамбуле. Султан Меджид приглашал его для обсуждения русско-тур. дел, есть известия, что Г. виделся с кн. А. С. Меншиковым, прибывшим в 1853 г. в Стамбул для переговоров; из Франции к Г. приезжали А. Мицкевич и кн. В. Чарторыйский. Во время русско-тур. войны 1853-1856 гг. Г. помогал Чайковскому в формировании отряда султанских казаков. 23 апр. 1854 г., после того как рус. войска заняли Добруджу, ген. А. К. Ушаков арестовал старообрядческих епископов Аркадия (Дорофеева) и Алимпия (Вепринцева) и свящ. Феодора, к-рые вскоре были заточены в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре. Ранее, 1 янв., по ходатайству Г. епископы Аркадий и Алимпий хиротонисали во «епископа странствующих христиан, экзарха некрасовского», Аркадия (Шапошникова) , к-рый, живя в Стамбуле, вместе с Г. безуспешно ходатайствовал перед тур. и франц. властями об освобождении суздальских узников. После окончания войны Г. вернулся в Добруджу. В 1862 г. ездил в Париж, где встречался с рус. и польск. эмигрантами, надеявшимися с его помощью организовать казаков и старообрядцев на борьбу с Россией, был представлен франц. министру иностранных дел. Г. переписывался и в Лондоне встречался с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым, в к-рых разочаровался как в людях неверующих. Надежды противников российской власти не оправдались: добруджские казаки отказались от антироссийских действий, в частности от участия в польск. восстании. В 1864 г. Г. исходатайствовал у тур. правительства освобождение некрасовцев от бесплатной военной службы, наравне с др. христ. подданными султана казаки должны были вносить ежегодно в казну денежную рекрутскую повинность.

http://pravenc.ru/text/166157.html

В 1853 г. в ходе Крымской войны в Добруджу вступили российские войска. При приближении фронта часть казаков-некрасовцев переселилась в глубь Турции, для них 1 янв. 1854 г. А. рукоположил Аркадия (Шапошникова) во «епископа странствующих христиан», «экзарха некрасовского». 23 апр. в Славском скиту А. был арестован рус. войсками, поводом стал отказ А. благословить крестом после литургии ген. А. К. Ушакова. Были арестованы также наместник А. Тульчинский еп. Алимпий и свящ. тульчинской церкви Феодор Семёнов. В окт. 1854 г. арестованные были доставлены в духовную тюрьму при Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня муж. мон-ре и помещены в одиночные камеры. В эту же тюрьму были помещены в 1859 г. старообрядческий Новозыбковский еп. Конон (Смирнов), в 1863 г.- старообрядческий Пермский еп. Геннадий (Беляев). Узникам предлагали присоединиться к правосл. Церкви в форме единоверия , согласием ответил только свящ. Феодор, епископы остались верны старообрядчеству. В 1859 г. еп. Алимпий умер в заключении и был похоронен в Суздале, остальные арестанты были освобождены в сент. 1881 г. А. после освобождения жил во Владимире. Погребен на Рогожском кладбище в Москве, в склепе архиерейских могил. Старообрядцами Белокриницкого согласия А. наряду с проч. епископами - суздальскими узниками считается исповедником веры. Лит.: Об освобождении из заключения раскольнических архиереев: Аркадия, Конона и Геннадия//ПО. 1881. 11; О бывших суздальских заточниках: Аркадии, Кононе и Геннадии//Братское слово. 1883. 4. С. 179-192; Поездка в суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь//Там же. С. 192-206; Субботин Н. И. История так называемого австрийского, или белокриницкого, священства. М., 1899. Вып. 2. С. 76-84, 162-174, 217-220, 290-301, 312-316, 388-393, 512-513; Пругавин А. Старообрядческие архиереи в Суздальской крепости: Очерк из истории раскола по архивным делам. СПб., 1903. М., 19082. М., 1995; Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. С. 249-252, 316.

http://pravenc.ru/text/76042.html

Беспоповщина оставалась непримиримой. Основное ее положение – полный разрыв с Православием и прием присоединяющихся к ним не иначе как через перекрещивание. Примечательна история возникновения у старообрядцев так называемой Австрийской иерархии. После запрещения держать беглых попов, старообрядцы на своем съезде в Москве в 1832 году решили во что бы то ни стало добыть себе особого архиерея и собрали с этой целью огромные средства. После многих странствий ходоки поповцев в 1846 году нашли его: это был лишенный кафедры боснийский митрополит Амвросий, живший в большой нужде в Константинополе. За 500 червонцев годового оклада он согласился перейти к раскольникам. Кафедрой для него был назначен раскольничий монастырь в Белой Кринице (австрийская Буковина). Его заставили торжественно отречься от “никоновских ересей” и оставили архиереем. Но митрополитствовал он недолго. В 1848 году по представлению русского правительства австрийское правительство выслало его из Белой Криницы и заточило в г. Цилль, где он и умер, присоединившись, впрочем, к Православию. Но раскольничья иерархия была упрочена. Он успел рукоположить двух архиереев – Кирилла и Аркадия Лысого. Кирилл рукоположил потом Онуфрия и Софрония Жирова, а сам был поставлен ими в митрополиты на место Амвросия. Аркадий с Онуфрием рукоположили Алипия и Аркадия Шапошникова. Все эти архиереи получили себе в турецких и русских владениях епархии и поставили туда многих священников и диаконов. В России сначала было две епархии: Симбирская и Владимирская или Московская. На первую в 1849 году был поставлен Софроний, на вторую в 1853 году – Алипий Шутов. Затем, в течение 12 лет был открыт десяток русских епархий с многочисленными паствами. Учреждение австрийской иерархии, как и следовало ожидать, повело к новому расколу среди старообрядцев: на приемлющих и не приемлющих эту иерархию. Основной формой примирения старообрядцев с Православной Церковью оставалось единоверие. Оно было введено в 1828 году на Иргизе, в 1849 году – в Керженце, в 1847 – в Стародубье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. 50-х гг. XIX в. К. написал кн. «О монархиях ассирийской, мидийской, греческой и римской и последовательно исторически о царех греческих и римских», а также исследование о «жертвоприношении за царей», доказывая, что в древности христиане по апостольской заповеди молились не только за царей православных, но и за отошедших от истинной веры. В «Окружном послании» К. отстаивал приношение 5-й просфоры на литургии за царя против утверждения оппонентов, что если царь - еретик, то молиться за него не нужно. В мае 1863 г. по случаю восстания в Польше К. по просьбе клинцовских старообрядцев написал послание имп. Александру II Николаевичу с выражением верноподданнических чувств. По отзыву старообрядческого еп. Селивестра, «это замечательное, выдающееся из среды старообрядческого мира произведение светлого и здравого направления, согласное с учением св. Церкви и скрепленное текстами Священного Писания, блеснуло во всю Россию, каковое читали с душевною сладостию не точию старообрядцы, приемлющие священство, но и прочие, отдельные от нас общества» ( Селивестр [Малышев]. Краткий очерк. 1892. 2. С. 159). Послание в списках распространялось среди старообрядцев. В своих взглядах К. не был одинок среди старообрядцев. Его поддерживали старообрядческие епископы Аркадий (Шапошников), Варлаам (Рымарев), Селивестр (Малышев), к-рый в 40-х гг. был письмоводителем и учеником К., Арсений (Швецов) , в 70-х гг. советовавшийся с К. по поводу своих сочинений (напр., при работе в 1873 над «Замечаниями на книгу Жития Александра Ошевенского», см.: Арсений (Швецов). Собр. соч. М.; Ржев, 2010. Т. 2. С. 422-423). Арсений (Швецов) написал несколько сочинений в поддержку идей «Окружного послания». С К. был близок старообрядческий свящ. Е. П. Мельников, отец Ф. Е. Мельникова, называвший К. «просветителем... истребителем богоборной и крестоборной ереси и лжеучения беспоповского... гонимым и преследуемым от небратолюбцев за слово истины». Е. П. Мельников прославлял «безмерное... смирение и терпение» К. (см.

http://pravenc.ru/text/1319734.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010