Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Аристов, диак. Фотография. 20-е гг. XX в. Степанович Аристов (28.05.1872, с. Страхово Каширского у. Тульской губ.- 10.06.1931, Москва), сщмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из дворянской семьи. Учился в гимназии. В 1895-1896 гг. был управляющим имением Алябьевых в Тульском у. Позднее поступил учеником фотографа в фотографическую мастерскую в Сергиевском посаде (с 1919 - Сергиев, в 1930-1991 - Загорск) Московской губ. С 1900 г. владелец фотомастерской в г. Александрове Владимирской губ. В 1917 г. Н. вновь переехал в Сергиевский посад, где также открыл фотомастерскую. В 1929 г. отказался от фотомастерской, желая посвятить остаток своей жизни служению Церкви (к тому времени овдовел, воспитал 2 дочерей). В июле 1930 г. был рукоположен во диакона к Воскресенскому храму (также именуемом по приделу во имя св. апостолов Петра и Павла) в Загорске. Служил под началом настоятеля прот. сщмч. Мирона Ржепика . 5 апр. 1931 г. Н. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по делу «контрреволюционной церковной организации» в Загорске (всего было арестовано ок. 60 священнослужителей и мирян). Отвечая на вопросы следователя, Н. сказал: «Против власти ничего не говорил и считаю, что за советскую власть, как за государство, в котором мы живем и от которого зависим, мы должны молиться, чтобы улучшить положение Церкви и предотвратить гонение на Церковь, то есть добиться, чтобы советская власть не устраивала гонение на религию, которое мы в настоящее время отчасти и чувствуем, - в частности, я считаю, что арестован за то, что отдал себя на служение Богу». Был расстрелян по приговору Коллегии ОГПУ от 6 июня 1931 г. вместе с преподобномучениками иером. Макарием (Моржовым) , иеросхим. Дионисием (Петушковым) , мучениками Игнатием Марковым и Петром Юдиным . Погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

http://pravenc.ru/text/2565658.html

В 1931 году начались массовые аресты духовенства и верующих, и 5 апреля диакон Николай был арестован и в тот же день допрошен следователем Широковым. 15 апреля он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 15 мая 1931 года оперуполномоченный 3-го отделения Полномочного Представительства ОГПУ Московской области В. Толстой составил обвинительное заключение, в котором написал о существовании в Московской области «контрреволюционной нелегальной организации “Истинных христиан”, которые проводят антисоветскую работу под флагом защиты православной веры, “гонимой” советской властью». Московская Бутырская тюрьма, место заключения и гибели священномученика Николая Диакона Николая обвинили в том, что он, «состоя членом Загорского филиала контрреволюционной организации “Истинных христиан”, занимался антисоветской монархической агитацией, т. е. в преступлении, предусмотренном статьями 58/10 и 58/11». 20 мая при Полномочном представительстве ОГПУ Московской области состоялось заседание тройки, доклад на нем делал тот же сотрудник ОГПУ, что вел дело, В. Толстой. Тройка приговорила диакона Николая к расстрелу и отправила свое решение на утверждение Коллегии ОГПУ. 6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ, как и следовало ожидать, утвердила приговор. Диакон Николай Аристов был расстрелян в тюрьме 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве, где в то время производились захоронения сотен казненных в московских тюрьмах людей. Священномученик Николай (второй слева вверху) среди других новомучеников и исповедников Церкви Русской. Современная икона Когда младшая дочь диакона, Надежда, принесла в очередной раз в тюрьму передачу, ей вынесли вещи отца, и так дочери узнали о его смерти. Вместе с вещами ей передали записку, в которой отец просил ее не оставлять своим попечением и вниманием больную сестру. Надежде было тогда двадцать пять лет и работала она в школе учительницей. Почти сразу же, как диакон Николай был расстрелян, Надеж­ду вызвал директор школы и поставил ее перед не имеющим компромисса выбором: «Вас видели в храме — или церковь, или школа».

http://foma.ru/chto-zastavilo-uspeshnogo...

Ф. Ф. Аристов. Фотография. 20-е гг. XX в. Ф. Ф. Аристов. Фотография. 20-е гг. XX в. Основное направление научной деятельности А.- исследование истории Карпатской Руси. С 1907 г. на протяжении мн. лет он собирал материалы по этнографии, географии, лит-ре, религии, экономике этого края, к-рые составили основу созданного им Карпаторусского музея в Москве (насчитывал свыше 100 тыс. различных экспонатов). Музей состоял из рукописного отдела (ок. 5 тыс. рукописей карпаторус. писателей и ученых), книгохранилища, художественно-иконографического и научно-справочного отделов, кабинетов карпаторус. писателей по персоналиям. Основные материалы музея А. предполагал издать в 30 томах под общим названием «Библиотека карпато-русских писателей под редакцией Ф. Ф. Аристова». В 1915-1916 гг. в «Библиотеке карпато-русских писателей» были опубликованы сочинения О. А. Мончаловского, А. А. Полянского, Д. А. Маркова, Ф. И. Свистуна, после чего издание прекратилось; большая часть материалов музея погибла в 1917-1918 гг. Незначительная часть рукописей из музейного отдела позже была найдена А. и вместе с новыми материалами составила основу семейного архива («Карпато-русского архива»). Изучению жизни и творчества деятелей Карпатской Руси А. посвятил 3-томное исследование «Карпато-русские писатели», из к-рого был опубликован только 1-й том (М., 1916), содержащий очерк «История Карпатской Руси» и биографии писателей Д. И. Зубрицкого , А. В. Духновича , Я. Ф. Головацкого , А. И. Добрянского-Сачурова , А. И. Павловича, А. С. Петрушевича , И. Н. Гушалевича. В 1-м томе А. особое внимание уделил гонениям на Православие в Карпатской Руси, в частности на примере судьбы выдающегося религ. деятеля архим. св. Алексия (Кабалюка) . 2-й и 3-й тома исследования были набраны в гранках, но не опубликованы (хранятся в семейном архиве Аристовых). В 1918 г. за труд о карпаторус. писателях А. был награжден Шахматовской премией РАН. А. планировал написать фундаментальный труд «Основы русской политики в национальном вопросе», с 1905 г. собирал материалы по данной проблеме. В лекции «Русское религиозное и национальное самосознание» (1918) А. рассматривал религ. начало как основополагающее для рус. концепции государственности. Сущность рус. религ. самосознания он видел в «идеале Святой Руси», служение к-рому предполагает, по мнению А., защиту всех «единоверных народов» (греков, румын, сербов, болгар, грузин и др.). А. считал, что рус. народ, сохранивший в неприкосновенности правосл. веру, обязан встать во главе движения по объединению христиан, восстановлению христ. вселенской Церкви.

http://pravenc.ru/text/75986.html

Через какой мост идет дорога к Небесам ? Евангелие от Матфея, глава 5 [Мф 5:20-26] . Комментирует протоиерей Павел Великанов. [«...для Бога отношения между людьми настолько значимы, что пока люди находятся в состоянии вражды, не примиряются друг с другом, ни о каком богообщении и речи быть не может. Ближний — это единственный мост, по которому только и можно двигаться к Небесам, к Всевышнему. Да, он шаткий, ненадежный, требующий постоянного ремонта и поновления, его нельзя оставить без внимания ни на минуту, чтобы не рухнуть, - но другого моста нет. ...»]. Фото Юлии Маковейчук//Фома. - — июнь 2022. - С.28-29. - (раздел « Вера », рубрика « Читаем Писание »).  Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Николай (Аристов) . 25.05.1872-10.06.1931 . На фото: Священномученик Николай (Аристов); Оборот фотографии из фотоателье; Выписка из протокола заседания тройки НКВД по делу Николая Аристова и других членов «конрреволюционной нелегальной организации “Истинных христиан”»; Московская Бутырская тюрьма, место заключения и гибели священномученика Николая; Выписка из протокола приговора Николаю (Аристову); Ил.: Священномученик Николай (второй слева вверху) среди других новомучеников и исповедников Церкви Русской. Современная икона//Фома. - – июнь 2022. – С.30-33. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Николай родился 25 мая 1872 года в селе Страхово Климовской волости Каширского уезда Тульской губернии, в семье потомственного дворянина Степана Егоровича Аристова, которому в селе Страхово принадлежало имение и более пятисот десятин земли в том же уезде при селе Овечкино. Мальчику исполнилось восемь лет, когда скончался отец, а через пять лет скончалась мать, Мария Ивановна, и его воспитанием и образованием занялись старшие сестры, Нина и Юлия. Николай окончил гимназию и в 1895 году поступил на должность управляющего имением помещика Алябьева в Тульском уезде.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-230-...

Патриарх глазами фотохудожника Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. 15 ноября, 2011 Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим. А фотограф, снимающий на патриарших богослужениях, еще и летописец. Фотограф — человек, который всех видит. Хороший фотограф — человек, которого, кроме того, никто не замечает. Фотограф, снимающий во время богослужения, должен быть очень и очень хорошим — не отвлечь священников от служения, мирян — от молитвы, не нарушить благоговейного настроения, не «спугнуть» ощущение благодати… В совместной молитве чад Церкви и Предстоятеля выражается не просто «политическое», «юрисдикционное» единство, но и символическим образом изображается единство Церкви со Христом. Именно поэтому богослужения, совершаемые Патриархом, и все мероприятия, в которых участвует и во время которых общается с паствой Патриарх, всегда широко освещаются. И именно поэтому фотограф, работающий на таких мероприятиях — не только художник, но и летописец, взор которого фиксирует происходящее и через кадр передает в будущее. Как встречают люди своего Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла? Как сам Патриарх общается с людьми? Какая атмосфера царит вокруг него? О своих впечатлениях корреспонденту ПРАВМИРа рассказали фотографы Московской Патриархии — Сергей Власов и Кирилл Новотарский. Официальные визиты Патриарха: атмосфера радости   Сергей Николаевич Власов работает в Московской Патриархии с 1993 года. Его работы публикуются в «Журнале Московской Патриархии», «Церковном вестнике», на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и в других изданиях. Сергей Власов «Любое служение Патриарха — будь то богослужение, встреча с народом или любое другое мероприятие — это событие, это наша история, которую я считаю своим долгом запечатлеть, — рассказывает Сергей Николаевич Власов. —  Даже если Святейший неоднократно совершал визит в какую-либо епархию, все равно обязательно произойдет что-то новое, а даже если и не будет нового — все равно мы увидим счастливые глаза людей, радующихся встрече с Патриархом.

http://pravmir.ru/patriarx-glazami-fotox...

Однако более всего в то время его стала привлекать фотография, получившая тогда большое распространение и добившаяся значительных успехов как по качеству, так и по художественности исполнения. К концу XIX — началу ХХ столетия фотография из средств отображения того или иного события или фиксации внешнего облика человека, заменяя для людей небогатых дорогостоящий живописный портрет, стала законно претендовать на художественность, занимая свое место среди произведений искусства. Художник-фотограф уже не просто фиксировал событие, но старался передать характерные черты человека, проникнуть в его настроение, внутреннее состояние, в его чувства и переживания. В иных случаях, благодаря применению технических средств, фотография и по внешнему исполнению стала соперничать с живописью. В середине XIX столетия будущие мастера художественной фотографии стали получать образование в Санкт-Петербургской академии художеств, одновременно с фотографией занимаясь живописью и иконописью. Некоторые из них за свои работы в области художественной фотографии были награждены международными дипломами и золотыми медалями. Намереваясь исполнить давнее свое желание, Николай в 1896 году переехал в Сергиев Посад, где у его сестры Нины был свой дом, и поступил учеником к известному тогда в городе фотографу, Александру Платоновичу Платонову, лауреату многих международных премий. Фотографическая мастерская Платонова находилась в здании, пристроенном к Ново-Лаврской гостинице на Александровской улице. Оборот фотографии из фотоателье Фотография Гимназистка. Автор Аристов Н. С. 1900 год Александровский художественно-краеведческий музей Фотография Семейная пара Максимовых Автор Аристов Н. С., 1905 год Семейный архив Максимовой И. В. Фотография семьи военного. 1905 год Автор Аристов Н. С. Коллекция Александра Воробьева Вологодская обл., п. Вожега Групповой портрет братьев Новожиловых. Автор Аристов Н. С. 1916 год Семейный архив Новожиловых Выпускница женской гимназии гимназии Курочнина Александра Фотография 1913 г.

http://foma.ru/chto-zastavilo-uspeshnogo...

«Я абсолютно счастлива». Об Анне Людковской , 31 год, которая занимается спортом, учится в Духовной Академии и возглавляет проект глянцевого журнала «ХлебСоль» с Юлией Высоцкой. Фотограф – студентка Юлия Зацепина. – С.52-53; « Делай, что должен, и будь что будет ». Герой подборки – телекорреспондент Александр Егорцев . Церковь, выстраданная вера – с одной стороны. Криминальная журналистика, риск и цинизм – с другой. Это переплетения его стремительной жизни. Награжден двумя орденами от двух патриархов за борьбу с сектами и светскими орденами и медалями – за горячие точки. Фотограф – студентка Татьяна Тихомирова. – С.54-55; Батюшка. Подборка посвящена протоиерею Игорю Фомину (р. в 1970 г.). Служит в Казанском соборе на Красной площади и в приписанном к нему кладбищенском храме Святителя Иннокентия Московского, а также является настоятелем строящегося храма князя Александра Невского при МГИМО. Духовник православного журнала «Фома». Отец четверых детей. Фотограф – студентка Юлия Линде. – С.56-57. подборку см. в С.60-65/номере «Фомы» за 2010 г. Личное: Константин Мацан . Там . Лирическое эссе о семейных отношениях, о том, почему «Браки совершаются на небесах». Фото Владимира Ештокина//Фома. - – декабрь 2010. – С.58-59. – (раздел « Люди », рубрика « Личное »). Виталий Каплан . Собиратель миров. Финский православный фотограф пишет детские сказки. Герой очерка – Марин Ангел Лазаров , с которым автор познакомился в московском клубе детских писателей «Черная курица», - поэт, сказочник, философ, журналист, фотограф, отец семерых детей.  Финн болгарского происхождения он стал членом православной общины в Хельсинки. Фото Марина Ангела Лазарова//Фома. - – декабрь 2010. – С.60-62,64. – (раздел « Люди »).  На врезке к статье: Марин Ангел Лазаров . Поцелуй матери . Эссе. Печатается в  авторском переводе//Фома. - – декабрь 2010. – С.64. – (раздел « Люди »). См. также: « Трудности перевода ». Приносим извинения за неточности «Фома», декабрь 2010 года)/ Редакция . В статье «Собиратель миров» о финском писателе и фотографе Марине Ангеле Лазарове было допущено несколько неточностей, которые сам Марин Ангел, в силу не очень хорошего знания русского языка, не отследил на этапе согласования. Перечислено, какие неточности//Фома. - – январь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-92-...

Церковь Троицы, по адресу: Щелковский район, г.Лосино-Петровский с.Пречистое (Аристов погост), является объектом культурного наследия регионального значения (ранее памятником истории и культуры местного значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). Современный адрес: г/о Лосино-Петровский, г.Лосино-Петровский, с.Пречистое, ул.Лесная, д.10. Кирилл Аминов, 23 мая 2015 г. Бывшее село Пречистое или Аристов погост является самым древним населенным пунктом, территория которого вошла в черту города Лосино-Петровский в 1951 году. Аристов погост располагался в районе городского кладбища у реки Звероножки, а напоминанием о бывшем селе осталась большая Троицкая церковь, построенная в стиле классицизм в 1822-1840 годы. Этот храм на окраине Лосино-Петровского не закрывался в советские годы и сохранил старинное внутреннее убранство. Первое документальное упоминание о церкви на Аристовом погосте относится к первой четверти XVII столетия. В писцовых книгах Московского уезда указано: «Погост Аристов, на речке Вздериноге, а в нем церковь Успения Пречистой Богородицы древяна шатром верх, да два придела: Живоначальной Троицы да Николы Чудотворца». Как видно из этой записи, деревянная церковь изначально имела посвящение Успению Пречистой Божией Матери, откуда и село получило свое второе красивое название – Пречистое. В XVII веке рядом с Успенской церковью стояла еще и вторая деревянная церковь Воскресения Христова. На тот момент храм уже не действовал, стоял «пуст без пения». В дальнейшем вторая Воскресенская церковь в документах больше не упоминалась. Успенский деревянный храм в начале XVIII века, вероятно, был отстроен заново, так как в 1710 году местному священнику был отпущен антиминс для освящения нового храма. Существует легенда, что с конца XIV века и вплоть до разорения в Смутное время на Аристовом погосте стоял женский монастырь. В историческом очерке о Николо-Берлюковской пустыни приводится любопытное местное предание. Схимник Варлаам, бывший ранее настоятелем Стромынского монастыря, после запустения этой обители перешел в некий Успенский Пречистенский девичий монастырь, который предположительно и находился на Аристовом погосте. После разорения Успенской обители поляками, старец Варлаам вместе с инокинями Евдокией и Иулианией прибыли в пустынное место, где позже возникла деревня Авдотьино. Там скитальцы и поселились, принеся с собой из Успенской обители старинный образ Николая Чудотворца. Эту икону старец Варлаам поместил в деревянной часовне, с которой началась история другой известной подмосковной обители – Берлюковской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=06012

Автор Аристов Н. С. Семейный архив Курочкиной М.А. Выпускница женской гимназии Соколова Александра Фотография 1913 г. Автор Аристов Н. С. Семейный архив Свято-Успенский женский монастырь Фотография Тихонравова Николая Михайловича, участника революционных событий 1905-1907 гг., 1917 г., первого директора АПУ. Фотография 1912 г. автор Аристов Н. С. Музей — заповедник Александровская Слобода Фотография гимназистки Любы. 1912 год. Автор Аристов Н. С. Свято-Успенский женский монастырь Желая начать свое дело, Николай Степанович переехал в город Александров и 8 мая 1899 года открыл фотоателье. У Николая Степановича и его супруги Лидии Владимировны в Александрове родилось четверо детей — три дочери (одна из них умерла во младенчестве) и сын, при рождении которого Лидия Владимировна скончалась. Крестными родителями мальчика стали Александр Платонович, учитель Николая Степановича в области художественной фотографии, и сестра Юлия. Овдовев, Николай Степанович сам воспитывал дочерей. Благочестивый церковный человек, он и дочерей воспитал в благочестии и любви к Церкви. Старшая дочь, Лидия, в детстве переболела менингитом, последствия которого остались у нее на всю жизнь, и за ней необходим был уход. В 1917 году Николай Степанович пере­ехал с дочерьми в Сергиев Посад и открыл здесь фотоателье, которое просуществовало до 1929 года, когда окончательно определились масштабы экономической катастрофы, коснувшейся и города, и деревни, и в страну вернулся военный коммунизм с присущим ему стремлением уничтожать всякую инициативу. Остаток своей жизни Николай Степанович решил целиком посвятить служению Церкви. И Господь принял его намерение, но уготовал ему и мученический венец. Выписка из протокола заседания тройки НКВД по делу Николая Аристова и других членов «контр­революционной нелегальной организации “Истинных христиан”» В июле 1930 года Николай Степанович был рукоположен во диакона ко храму святых апостолов Петра и Павла или, как его называли иначе, Воскресения Словущего в Сергиевом Посаде, переименованном к тому времени в Загорск.

http://foma.ru/chto-zastavilo-uspeshnogo...

Просто свободный Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя 8 апреля, 2010 Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя Он был инженером и сторожем в храме. А сейчас он «просто свободный». Знаменитый фотограф, он просит прощения за выражения вроде «творческая биография» и говорит, что всего лишь «шуруп или отвертка» в художественной деятельности, и себя часто чувствует сторожем при наследии «этого пресловутого»… самого себя. Под сводами одного из московских храмов Георгий КОЛОСОВ размышляет о призвании художника, о христианской жизни и о себе. «Сейчас я не фотографирую» — Георгий Мстиславович, все знают вас как фотографа, вас называют основателем современного пиктореализма, на ваши редкие мастер-классы стремятся попасть не только любители, но и профессионалы фотографии. Но при этом сегодня вы говорите: «Нет-нет, я не фотограф». Так кто же вы? — Кто я? Семь лет церковный сторож в храме Космы и Дамиана в Шубине, нынче — просто свободный, уже два с лишним года. Фотография — это предыдущие много-много лет моей жизни, начиная с 1976 года. То, что имеет отношение ко мне в наибольшей степени сегодня, это мое крещение в девяностом году, интенсивное воцерковление и последние, наверное, десять лет вот такая приходская жизнь: от Чаши до Чаши, от Причастия до Причастия. Если этого не происходит дня три-четыре, я уже не очень понимаю, зачем я здесь. — А есть ли место для фотографии? — Литургия — Небо на земле. И когда человек не просто по своим ощущениям, а в полноте сознания соединяется на каждой Литургии со всей двухтысячелетней Церковью, когда это Небо на земле воспринимает как абсолютную реальность, все остальное в жизни — семья, дом, творчество, родина — оказывается в разных степенях отдаления. Но поскольку мы волею Божией вселены в эту жизнь, поставлены на это место в этой стране и в это время, то ничего не остается, как оправдывать Его доверие и пытаться как-то соответствовать. И здесь должно быть место для всего, что может быть хоть какой-то формой служения.

http://pravmir.ru/prosto-svobodnyj/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010