Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТИД [греч. Αριστεδης], св. (пам. зап. 31 авг.), один из первых (наряду с Кодратом ) христ. апологетов. Более чем скудные сведения о нем приводятся у Евсевия Кесарийского (Hist. eccl. IV 3. 3; Chronica// Euseb. Werke. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus. B., 18843. S. 199, 416) и блж. Иеронима Стридонского (De vir. illustr. 20//PL. 23. Col. 639; Ep. 70 ad Magnum//PL. 22. Col. 667). Согласно этим источникам, А. был афинским философом и «под прежней одеждой - ученик Христов». Время составления апологии и имя императора, к-рому она была адресована ( Адриан или Антонин Пий ), не поддаются точному определению (крайние даты - 124 и 143). Долгое время текст сочинения А. считался неизвестным, пока в 1878 г. венецианские мхитаристы не опубликовали арм. рукопись X в. с версией первых 2 глав апологии. Более или менее полный ее текст в сир. переводе был открыт в 1889 г. в рукописи VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. На греч. языке сохранились короткие папирусные отрывки, а также конспективное изложение подлинного греч. текста, к-рое св. Евфимий Мтацминдели (Святогорец) включил в «Повесть о Варлааме и Иоасафе», переведенную им с груз. языка в кон. X - нач. XI в. Сравнение всех версий между собой позволяет с достаточной надежностью судить о подлинном виде апологии А. Философское и богословское содержание сочинения А. не отличается оригинальностью. Интерес представляет своеобразное деление человечества на 4 рода, в основе к-рого лежат как национальные, так и религ. признаки: варвары поклоняются стихиям; эллины почитают антропоморфных богов (внутри политеистов А. выделяет египтян как наиболее неразумных из язычников, поклоняющихся зооморфным богам); иудеи, хотя и признают единого Бога, оставили истинное богопочитание (согласно греч. версии, их заблуждение заключается в отвержении Сына Божия), и только христиане обладают подлинным знанием о Боге и отличаются от др. праведностью жизни. Стиль и язык А. простой, не чуждый дидактики, терминология равномерно распределяется на фоне христ. словаря по всем философским школам, известным в античности, и не выдает пристрастия автора к к.-л. одному направлению. В историческом плане апология - как самая ранняя из дошедших до нас - имеет большое значение. Апология была известна не только в сир. и арм., но и в груз. лит-ре, о чем свидетельствует житие Евстафия Мцхетского (VI в.). Благодаря популярности «Повести о Варлааме и Иоасафе» апология А. в обработке Евфимия принадлежала к числу самых читаемых текстов в период позднего средневековья. Т. о., по своей культурно-исторической значимости апология выделяется среди всех остальных текстов этого жанра. А. также приписываются (по всей видимости, ложно) одна древняя проповедь и отрывок из «Послания ко всем философам», дошедшие до наст. времени на арм. языке.

http://pravenc.ru/text/75978.html

Аристид Философ. Апология Адриану. Отрывок Апологии В перспективе христианской историософии, выражающуюся в синергии Бога и человечества, которая определяет ход и смысл истории, Аристид развивает свою апологию. Развивая мысли ап. Павла, Аристид Философ критикует язычество за то, что оно переложило почитание Творца на творение, сначала на мир материальный, потом на душевный: так язычество перешло к человекобожию – поклонению человеческим страстям и порокам (откуда и безнравственность греческих богов). Так Аристид показывает диалектику Боговедения и нравственности. Углубляя свою мысль, он переходит к критике идолопоклонства более утончённого: к пониманию Бога как единого мирового Закона, чьими проявлениями служит множество богов. Но истинный Бог не нуждается в языческих возлияниях, жертвах и т. д. и не может  совпадать с тем театром насилия, каким является мир олимпийских богов. Попутно он вскрывает вещь намного более важную: тезис о Личностном Боге. Путь к этому Богу открывается уже в созерцании красоты, благости и рациональности мира, но Аристид никогда не забывает об онтико-онтологической разнице: его Бог всегда апофатичен. В этом контексте Аристид Философ выстраивает этику, показывает как  христианство преображает социальные отношения: «именно ради них (христиан) продолжает существовать красота в мире.» Апология Аристида, самое ранний из дошедших до нас апологетических сочинений христианства (пер. половина 2 века), – ценное свидетельство освоения Церковью античной философии, прорастания «логосных семян» античности в почве христианства. Аристид несомненно обладал литературным даром, хорошим стилем, умел выстраивать стройную композицию, ясно и чётко мыслить. В предлагаемую книгу входит два, дошедших до нас сочинения афинского философа: «Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего» и отрывок из другой апологии. Апологии Апология которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего I.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Аристид Философ, мч. О жизни и личности этого апологета известно очень мало. Блж. Иероним называет его " одним из самых красноречивых афинских философов " (О знаменитых мужах. 20), Евсевий — " твердым последователем нашей веры " (ЦИ. IV, 3, 3). Евсевий также сообщает, что Аристид подал свою Апологию императору Адриану, а в Хронике уточняет и год — 125. По свидетельству Евсевия, тогда это произведение " сохранялось у многих " . Известны мартирологи мученика Аристида. Память совершается Церковью 31 августа (13 сентября) (Архиеп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 1. М., 1997. С. 704). Евсевий упоминает также и другого Аристида, которого не следует путать с афинским апологетом. К нему Юлий Африкан (ок.160 – 237) обратил письмо о согласовании евангельских родословий Христа (ЦИ. I, 7; VI, 31). Апология Аристида долгое время считалась утерянной. Однако в 1878 г. в рукописи X в. был обнаружен отрывок на армянском языке из этого произведения. Вслед за этим в 1889 г. Рендел Харрис (J.R. Harris) нашел в монастыре св. Екатерины на Синае сирийский текст полной редакции Апологии Аристида. Наконец Робинсоном (A. Robinson) было сделано открытие, что текст Апологии входит в состав известного произведения VII века " Жития Варлаама и Иоасафа " , в качестве речи пустынника Нахора царю Авениру. Найденные тексты позволили высказать новые суждения о времени написания Апологии. Сирийский текст имеет два заглавия: первое — " Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего, " и второе — " Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин " . Император Антонин, получивший после своего усыновления императором Адрианом прозвание Тит Элий Адриан, и называвшийся Пием, правил с 138 по 161 г. К этому времени относят написание Апологии Харрис, Барденхевер (O. Bardenhewer), Гарнак (A. Harnack) и И.В. Попов. Дата написания в таком случае может уточняться следующими моментами. Во-первых, в обращении не упоминается Марк Аврелий, ставший соправителем Антонина Пия в 147 г. Во-вторых, хотя мч. Аристид жалуется на клеветы в адрес христиан, он не говорит о гонения, что указывает на начало правления Антонина. И наконец, Апология Аристида должна быть написана раньше Первой Апологии мч. Иустина, так как менее богословски развита и не испытывает на себе ее влияние.

http://lib.cerkov.ru/authors/592

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Отцы свв. - житие ОТЦЫ ЦЕРКВИ, основоположники христианской церковной доктрины, действовавшие во 2–8 вв. (хотя некоторые деятели этого круга — Тертуллиан, Ориген — не канонизированы церковью). Решающее влияние отцы церкви оказали на формирование отношения христианской церкви к евреям, когда христианство в полемике с иудаизмом отстаивало свою самобытность и адаптировало еврейскую Библию (у христиан — Ветхий завет) к своему вероучению. Многие отцы церкви в той или иной степени были сведущи в иврите и знакомы с раввинистической традицией. Необходимость в четком размежевании между новым вероучением и иудаизмом заставила уже первых христианских авторов занять резкую антиеврейскую позицию, вступить в полемику с еврейским толкованием Священного Писания и выставить возражения на полемические доводы евреев. Так, уже в анонимном «Письме Варнавы» (2 в.) утверждается, что евреи ложно понимают Закон, трактуя его буквально, вместо того, чтобы искать его подлинный духовный смысл, а Аристид Афинский в обращенной к императору Адриану «Апологии» (около 123 г. – 124 г.) подвергает евреев критике наряду с еретиками. Наиболее значительный христианский апологет 2 в. Юстин-мученик в своем «Диалоге с Трифоном» излагает двухдневную дискуссию (возможно, реально состоявшуюся) между автором и еврейским ученым из Эрец-Исраэль (некоторые исследователи полагают, что с рабби Тарфоном; см. Диспуты). Дискуссия посвящена значению Ветхого завета (по сравнению с Новым заветом), божественности Иисуса и претензиям христианства быть «Новым Израилем». Другой антиеврейский полемический трактат 2 в. — сочинение (около 175 г.) епископа Аполлинария из Гиераполиса во Фригии. Все эти сочинения написаны по-гречески. Первый антиеврейский полемический трактат на латыни был написан около 200 года Тертуллианом, который решил в письменной форме опровергнуть антихристианские доводы, высказанные евреями на еврейско-христианском диспуте. В центре стоят все те же вопросы: сохранение Ветхим заветом своей силы, божественность и мессианская (см. Мессия) роль Иисуса и избрание Богом христианской общины как «Нового Израиля».

http://pravicon.com/info-3117

святой Аристид, философ Афинский (I–II в.) святой Аристид, философ Афинский Один из первых христианских апологетов. Биография День памяти: 31 августа ( 13 сентября) (греч.) О жизни и личности этого апологета известно очень мало. Блаженный Иероним называет его «одним из самых красноречивых афинских философов» ( «О знаменитых мужах», 20 ), Евсевий – «твердым последователем нашей веры» ( «Церковная история», IV, 3, 3 ). Евсевий также сообщает, что Аристид подал свою Апологию императору Адриану, а в Хронике уточняет и год – 125. По свидетельству Евсевия, тогда это произведение «сохранялось у многих». Известны мартирологи мученика Аристида. Евсевий упоминает также и другого Аристида, которого не следует путать с афинским апологетом. К нему Юлий Африкан (ок.160 – 237) обратил письмо о согласовании евангельских родословий Христа ( «Церковная история», I, 7 ; VI, 31 ). Апология Аристида долгое время считалась утерянной. Однако в 1878 г. в рукописи X в. был обнаружен отрывок на армянском языке из этого произведения. Вслед за этим в 1889 г. Рендел Харрис (J.R. Harris) нашел в монастыре св. Екатерины на Синае сирийский текст полной редакции Апологии Аристида. Наконец Робинсоном (A. Robinson) было сделано открытие, что текст Апологии входит в состав известного произведения VII века «Жития Варлаама и Иоасафа», в качестве речи пустынника Нахора царю Авениру. Найденные тексты позволили высказать новые суждения о времени написания Апологии. Сирийский текст имеет два заглавия: первое – «Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего,» и второе – «Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин». Император Антонин, получивший после своего усыновления императором Адрианом прозвание Тит Элий Адриан, и называвшийся Пием, правил с 138 по 161 г. К этому времени относят написание Апологии Харрис, Барденхевер (O. Bardenhewer), Гарнак (A. Harnack) и И.В. Попов. Дата написания в таком случае может уточняться следующими моментами. Во-первых, в обращении не упоминается Марк Аврелий, ставший соправителем Антонина Пия в 147 г. Во-вторых, хотя мч. Аристид жалуется на клеветы в адрес христиан, он не говорит о гонениях, что указывает на начало правления Антонина. И наконец, Апология Аристида должна быть написана раньше Первой Апологии мч. Иустина, так как менее богословски развита и не испытывает на себе ее влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aristid_Afinsk...

Аристид Философ, святой (2 в.) – Афинский философ, обратившийся в христианство. Аристид — апологет, чьи творения — самые ранние, из дошедших до нас образцов христианской апологетики. Христианская историософия, выражающаяся в синергии Бога и человечества, которая определяет ход и смысл истории — перспектива, в которой Аристид развивает свою апологию. Развивая мысли ап. Павла, Аристид Философ критикует язычество за то, что оно переложило почитание Творца на творение, сначала на мир материальный, потом на душевный: так язычество перешло к человекобожию – поклонению человеческим страстям и порокам (откуда и безнравственность греческих богов). Так Аристид показывает диалектику Боговедения и нравственности. Углубляя свою мысль, он переходит к критике идолопоклонства более утончённого: к пониманию Бога как единого мирового Закона, чьими проявлениями служит множество богов. Но истинный Бог, верит Аристид, не нуждается в языческих возлияниях, жертвах и т. д. и не может совпадать с тем театром насилия, каким является мир олимпийских богов. Попутно он вскрывает вещь намного более важную: тезис о Личностном Боге. Путь к этому Богу открывается уже в созерцании красоты, благости и рациональности мира, но Аристид никогда не забывает об онтико-онтологической разнице: его Бог всегда апофатичен. В этом контексте Аристид Философ выстраивает этику, показывает как христианство преображает социальные отношения: «именно ради них (христиан) продолжает существовать красота в мире.» Апология Аристида – ценное свидетельство освоения Церковью античной философии, прорастания «логосных семян» античности в почве христианства. Аристид несомненно обладал литературным даром, хорошим стилем, умел выстраивать стройную композицию, ясно и чётко мыслить. «Аристид, один из самых красноречивых афинских философов, ученик Христа, сохраняющий еще и свой философский багаж, подарил свой труд Адриану в то же время, когда Квадрат преподнес свой. Это сочинение содержало систематичное изложение нашего учения, т.е. апологию христиан; оно все еще существует и считается филологами вершиной его гения». Иероним Стридонский. О знаменитых мужах. Глава 20 Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/ari...

Аннотация В перспективе христианской историософии, выражающуюся в синергии Бога и человечества, которая определяет ход и смысл истории, Аристид развивает свою апологию. Развивая мысли ап. Павла, Аристид Философ критикует язычество за то, что оно переложило почитание Творца на творение, сначала на мир материальный, потом на душевный: так язычество перешло к человекобожию – поклонению человеческим страстям и порокам (откуда и безнравственность греческих богов). Так Аристид показывает диалектику Боговедения и нравственности. Углубляя свою мысль, он переходит к критике идолопоклонства более утончённого: к пониманию Бога как единого мирового Закона, чьими проявлениями служит множество богов. Но истинный Бог не нуждается в языческих возлияниях, жертвах и т. д. и не может  совпадать с тем театром насилия, каким является мир олимпийских богов. Попутно он вскрывает вещь намного более важную: тезис о Личностном Боге. Путь к этому Богу открывается уже в созерцании красоты, благости и рациональности мира, но Аристид никогда не забывает об онтико-онтологической разнице: его Бог всегда апофатичен. В этом контексте Аристид Философ выстраивает этику, показывает как  христианство преображает социальные отношения: «именно ради них (христиан) продолжает существовать красота в мире.» Апология Аристида, самое ранний из дошедших до нас апологетических сочинений христианства (пер. половина 2 века), – ценное свидетельство освоения Церковью античной философии, прорастания «логосных семян» античности в почве христианства. Аристид несомненно обладал литературным даром, хорошим стилем, умел выстраивать стройную композицию, ясно и чётко мыслить. В предлагаемую книгу входит два, дошедших до нас сочинения афинского философа: «Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего» и отрывок из другой апологии. Читаемость: Язык: Объём текста: 50 страниц " > Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/aristid-fi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН ПИЙ [Цезарь Тит Элий Адриан Антонин Август; лат. Antoninus Pius; Caesar Titus Aelius Adrianus Antoninus Augustus] (19.09.86, Немауз; совр. Ним, Юж. Франция - 7.03.161, Рим), рим. имп. с 19 июля 138 г., родом из галльской сенаторской семьи. В 130-135 гг. проконсул провинции Азия. После смерти приемного отца имп. Адриана добился его обожествления, за что получил от сената титул Пий (лат. pius - благочестивый, исполняющий долг в отношении богов). Провел адм. реформы: разделил гос-во на 4 округа под управлением проконсулов, отдал Италию под управление рим. сената, что неск. ограничило полномочия императора. При нем Римская империя сохраняла свои владения и укрепила границы (строительство оборонительного Антонинова вала к северу от вала Адриана в совр. Шотландии), но восстания в нек-рых провинциях предвещали конец стабильности. При А. П. не проводилось систематических преследований христиан, хотя были отдельные случаи произвола местных властей. По сообщению Мелитона , еп. Сардского, в неск. рескриптах, отправленных в Азию, А. П. запрещал прибегать к насильственным мерам против христиан. Христ. философы святые Иустин и Аристид Афинский обращались к императору с апологиями христианства. А. П. усыновил Марка Аврелия , женив его на своей дочери Фаустине. Деятельность А. П. как миролюбивого императора высоко оценивалась в историографии древнего Рима, традиционно связанной с сенатом и его интересами. В Риме он долгое время считался образцовым правителем, однако в IV в., когда политическая элита империи обратилась к христианству, фигура А. П. с его языческим «благочестием» потеряла свою привлекательность. Лит.: Blümel C. Ein Porträt des Antoninus Pius aus einem der Rundreliefs vom Konstantinsbogen. B., 1932; H ü ttl W. Antoninus Pius. Praga, 1936; Calderini A. Antonino Pio. Mil., 1947; Beaujeu J. La religion romaine à l " apogée de l " empire. P., 1955. T. 1. P. 279-330; Hammond M. The Antonine Мопагсну. R., 1959. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114038.html

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Авторы «Месопотамский Моисей», епископ города Нисибис, учитель Церкви. Родился в середине III в. в семье армянского удельного князя, умер около 338 г. Получил хорошее образование, с детства… далее» Поликарп Смирнский (70/80 — 147/167 гг.) – ставленник апостолов на смирнской кафедре, товарищ Папия и Игнатия, учитель Иринея. Игнатий Богоносец в своем Послании пишет Поликарпу Смирнскому:… далее» (2 в.) – Афинский философ, обратившийся в христианство. Аристид — апологет, чьи творения — самые ранние, из дошедших до нас образцов христианской апологетики. Христианская историософия, выражающаяся… далее» Протоиерей Александр Сорокин — выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии 1995 года, кандидат богословия, председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, ответственный редактор епархиального журнала «Вода живая…. далее» (313-398) – выдающийся христианский писатель, большой знаток Писания, оригинальный ум. Последний глава Александрийского училища. Последователь Оригена, но не эпигон. Ослепнув четырёх лет от роду, образования не… далее» Протоиерей Александр Торик родился в Москве в 1958 г., рос в подмосковных Мытищах. В 1965 с родителями переехал в Уфу, где закончил «восьмилетку» и Педагогическое училище… далее» Ипполит Римский (ок. 170 — ок. 236)– св. епископ – мученик; богослов-ересеолог, один из первых экзегетов, писавших на Западе. Возможно ученик Ириней Лионского. Боролся с ересями,… далее» (ум. между 183 и 185 гг.) – римский сенатор, мученически погибший за веру. На Аполлония донес его раб Север. Аполлоний предстал на суд римского префекта Перенния…. далее» (ок. 260 или 275 — после 345)- восточнохристианский писатель, писавший на сирийском, родился в семье зороастрийцев. Жил в Персии, откуда прозвание «Персидский мудрец». Аскет, возможно епископ…. далее» (ок. 213 — после 270) – выдающийся церковный деятель, епископ, проповедник, мыслитель. Григорий Неокесарийский родился в известной богатой языческой семье. Смерть отца, как впоследствии писал Григорий… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

Скажу кратко о всех других: Квадрат, ученик апостолов и первосвященник Афинской Церкви, для императора Адриана, когда он посещал элевсинские мистерии, составил книгу в защиту нашей религии. Книга эта имела такой удивительный успех, что блестящий ум автора укротил самое жестокое гонение. Аристид философ, муж красноречивейший, тому же императору представил апологию за христиан, которая вся была составлена из мнений философов. Примеру его впоследствии подражал Иустин, также философ, представивший Антонину Пию, сыновьям его и сенату книгу против язычников, в которой с полной свободой защищал поношение Креста и воскресение Христово. Что сказать о Мелитоне, епископе Сардийском, об Аполлинарии, священнике Гераполитанской Церкви, Дионисии, епископе Коринфском, Тациане, Вардесане, Ирине, преемнике мученика Фотина, которые во многих творениях объясняли начала всех ересей и происхождение их из известных философских мнений? Пантен, философ стоической школы, как славившийся особенной образованностью, был послан Димитрием, епископом Александрийским, в Индию проповедовать Христа у браминов и философов этой страны. Климент, пресвитер Александрийской Церкви, по моему мнению, муж ученейший из всех, написал восемь книг Стромат истолько же Уставов, книгу против язычников и три книги Педагога. Что в них неученое? Даже есть ли в них что-нибудь, что не относилось бы к общей философии? Подражая ему, Ориген написал десять Стромат, сопоставляя между собой мнения христиан и философов и все догматы нашей веры подтверждая свидетельствами из Платона иАристотеля, Нумения и Корнута. И Мильтиад написал против язычников прекрасное сочинение, и Ипполит, и Аполлоний, сенатор римский, составили свои небольшие произведения; есть книги и Юлия Африканского, описывавшего события прошедшего; и Феодора, который впоследствии был назван Григорием (св. Григорий чудотворец) — мужа апостольских знамений и добродетелей; и Дионисия, Александрийского епископа, и Анатолия, священника Лаодикийской Церкви; пресвитеров: Памфила, Пиерия, Лукиана, Малхиона, Евсевия, Кесарийского епископа, Евстафия Антиохийского и Афанасия Александрийского, Евсевия Емизенского, Трифилия Кипрского, Астерия Скифополита, Серапиона исповедника, Тита, епископа Бостранского; каппадокийцев: Василия, Григория, Амфилохия — все они наполняют свои сочинения таким множеством философских доктрин и мнений, что не знаешь, чему нужно больше удивляться в них — светской ли образованности или знанию Священного Писания.

http://pravoslavie.ru/2751.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010