Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Арабаджиев Григорий; 8.02.1870, Севлиево - 13.03. 1939, Сливен), митр. Сливенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). В родном городе окончил 5-классную гимназию, в Тырнове - ДУ (1891). В 1891-1894 гг. преподавал в уч-ще в Севлиеве. С 1894 г. студент КДА, в 1898 г. получил степень кандидата богословия. В 1898-1903 гг. преподавал в педагогическом уч-ще в Казанлыке. По благословению митр. Сливенского Гервасия 14 сент. 1904 г. пострижен в монашество и рукоположен во диакона. В 1904-1908 гг. протосинкелл Сливенской митрополии. 15 сент. 1905 г. рукоположен во иерея, 15 янв. 1906 г. возведен в сан архимандрита. В этот период под его редакцией стал выходить ж. «Православный миссионер» (Православен мисионер. Сливен, 1907-). По приглашению Болгарского экзарха Иосифа I (Йовчева) в 1908-1909 гг. был ректором болг. ДС в К-поле. Протосинкелл Сливенской митрополии (1909-1917), преподаватель Сливенской муж. гимназии (1916-1917). 25 нояб. 1917 г. в кафедральном соборе вмч. Димитрия Солунского в Сливене хиротонисан во епископа Величского и назначен викарием митр. Сливенского Гервасия. 11 июня 1922 г. избран, 23 июля утвержден Св. Синодом Сливенским митрополитом. В 1933 г. купил участок земли и в 1934 г. начал строительство здания канцелярии митрополии (завершено после его смерти в 1939). В 1932-1938 гг. член Св. Синода БПЦ. Активно противостоял католич. пропаганде в митрополии. Написал ок. 20 брошюр религиозно-нравственного содержания. Похоронен в кафедральном соборе вмч. Димитрия Солунского в Сливене. Соч.: Отец Паисий Хилендарски: По повод 150-годишния юбилей от написване историята му, 1762-1912 г. София, 1912; Страданията и чудесата на вмч. св. Мина и св. Димитрий Солунски. Сливен, 1913; Завист. Сливен, 1920; Реч на панихидата на убитите офицери от Сливенския гарнизон в храма св. Димитрий. Сливен, 1920; Реч с присъдата над Иисуса Христа и мненията на членовете от синедриона. Сливен, 1920; Тридесетий септември 1919 г., траурния ден за бълг. народ. Сливен, 1920; Иисус на съд пред Пилата. Сливен, 1922. |
Лит.: Тимошевский Г. Духовное и гражданское самоуправление: Православные храмы Мариуполя//Мариуполь и его окрестности. Мариуполь, 1892. С. 95-121; Яруцкий Л. Д. Мариупольские храмы вчера и сегодня. Мариуполь, 1991; Джуха И. Г. Одиссея мариупольских греков: Очерки истории. Вологда, 1993. С. 40-43; Дынгес А. А. Римско-католич. Церковь в Приазовье в нач. XX в.//Летопись Донбасса: Краевед. сб. Донецк, 1994. Вып. 2. С. 107-111; Лabpib П. Icmopiя Nibдehho-Cxiдhoï Украïни. К., 1996; Гедьо А. В. Церковна oprahiзaцiя грецького населення Mapiynoльщuhu (kih. XVIII-XIX ст.)//Новые страницы истории Донбасса. Донецк, 1998. Кн. 6. С. 15-26; она же. До питання про церковний ycmpiй мapiynoльcьkux rpekib (80 рр. XVIII-XIX ст.)//Грецьке православ " я в Украïни: Зб. наук. ст. та мam-лib. К., 2001. С. 70-84; Якубова Л. Mapiynoльcьki греки: (Emhiчha icmopiя): 1778 р.- початок 30-х рр. ХХ ст. К., 1999; Irhamyшa О. М. Kohфeciï Nibдehhoï Украïни в 20-30-х рр. ХХ ст.//Miжkohфeciйhi на nibдhi Украïни XVIII-XX ст. Зanopiжжя, 1999. С. 106-133; он же. Православна Церква за умов державного атеïзму: Nepшiй дocbiд cnibichybahhя в Зanopiзьkoмy periohi 1918-1920 рр.//Наук. npaцi icm. фак-ту Зanopiзьkoro держ. ун-ту. 2004. Вип. 18. С. 165-173; он же. та благочиння Украïнського екзархату Рос. правосл. Церкви у 20-30-х рр. ХХ ст.//Там же. 2010. Вип. 29. С. 145-152; он же. Peлiriйhe життя Зanopiзьkoro краю niд час hiмeцьkoï okynaцiï (1941-1944 рр.)//Там же. 2013. Вип. 36. С. 151-168; Грецьке Православ " я в Ykpaïhi: Зб. наук. ст. та мam-лib. К., 2001; Подгайко М. К. Социально-политическое и духовное сосуществование различных этнических групп Сев. Приазовья//Наука. Peлiriя. Cycniльcmbo. 1. Донецьк, 2002. С. 178-182; она же. Утворення грецького осередку у Nibhiчhoмy Приазов " ï hanpukihцi XVIII ст.//Киïвська старовина. К., 2010. 5(345). С. 171-179; она же. Лikbiдaцiя Mapiynoльcьkoro грецького суду у дpyriй noлobuhi XIX ст.//Cxiд. 2012. 6(119). С. 131-137; Арабаджи С. С. Повсякденне життя грецького населення Nibhiчhoro Приазов " я kihця XVIII - початку ХХ ст.: Джерелознавчий аспект. Донецьк, 2012; История мариупольских православных храмов: (По мат-лам изд. «Мариуполь православный»)/Сост.: Р. П. Божко. Мариуполь, 2013; Табунщикова Л. В. Особенности церк. жизни на территории Ростовской обл. в период немецкой оккупации в годы Великой Отеч. войны//Исторические, филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2015. Вып. 10(60). Ч. 2. С. 175-178. |
В нояб. 1939 г. семинария была закрыта советскими властями, некоторые преподаватели подверглись репрессиям. В 1922-1939 гг. ДС в Кременце окончило свыше 400 чел., среди них - и. о. предстоятеля Польской Церкви архиеп. Георгий (Коренистов) , архиепископы Иов (Кресович) , Пантелеимон (Рудык), Киприан (Борисевич) (РПЦЗ), еп. Панкратий (Кашперук) и др. К. е. в 1939-1941 гг. 17 сент. 1939 г. советские войска вошли на территорию Волынского воеводства. К. е. утратила связь с Варшавским митр. Дионисием (Валединским), оказавшись на территории Украинской ССР, где тогда не было ни одного действующего архиерея. Указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) от 17 окт. 1939 г. экзархом зап. областей Белоруссии и Украины был назначен еп. Пантелеимон (Рожновский), вернувшийся в нач. окт. 1939 г. на Пинскую кафедру и поселившийся в Жировицком монастыре. Он вел переговоры с архиеп. Алексием (Громадским) и другими архиереями присоединенных областей о вхождении в РПЦ. 25 июня 1940 г. архиеп. Алексий вместе с еп. Антонием (Марценко) в числе первых среди западноукр. архиереев встретился с митр. Сергием в Москве, где официально присоединился к Русской Церкви, подписав декларацию с раскаянием в своей принадлежности к польск. автокефалии. 1 дек. 1939 г. по инициативе архиеп. Алексия был образован Синод епископов зап. областей Украины и Белоруссии, к-рый в дек. 1939 г. принял решение о возвращении в К. е. Ковельского и Любомльского повятов, включил в К. е. ранее подчинявшиеся Варшавской митрополии 8 приходов Вост. Галичины и Почаевскую лавру со скитами. В нояб. 1939 г. советские власти закрыли все духовные школы и общественно-церковные организации: братства, приюты и богадельни. Прекратили существование духовная консистория и семинария. Некоторые священнослужители (в первую очередь эмигрировавшие в 20-30-х гг. XX в. из СССР, а также причастные к политической деятельности в революционный период и в годы гражданской войны) подверглись репрессиям и ссылке. Часть административных и епархиальных зданий Кременецкого монастыря была отобрана для хозяйственных нужд, архиерей и священники обложены высокими налогами. |
Дневник 1870–1871 гг. Выслано матери письмо с одиннадцатью рублями 25 марта 1870. Получено от ней письмо 20 марта (уведомление о получении Василием Ивановичем шести, а не десяти рублей). В субботу, 30 мая, молебен в первом флигеле офицерском в двенадцать часов. Бураковой – книга о старце Серафиме, 8 августа 1870 г. Молебен в доме Карали на болоте 9 августа 1870 г. Первый дождь весной 1870 г. пошел 2 апреля, утром, на Шестой неделе Великого поста. Кадку у Баженова. Два рубля. Содовое лимонное питье пить. Очищает кровь от золотухи. Дом Пономарева – [Галк.] улица. Спросить Петра Петровича Лузинова. У отца Павла Ламанова – моя «История Ветхого и Нового Заветов» Попова. Послать денег домашним всем и сироте. 3 мая. Будь ратник за веру и благочестие христианское до конца. Не дремли. Знай, что делается. Литературный вечер. Женщина-оратор. И театры, и клубы наши беснуются злонамеренно, удов[ольствиями] развращая человечество. Доказательства налицо. [...] Говел. Грешки спросить. Розановой просфорнице дал в долг пять рублей 4 марта 1870 г. Феодосье Васильевне Дремоцкой три рубля. Шарапову «Странник» – книга, 7 марта. Черноруцкому отданы две учебные книги: «История Церкви» и «История Ветхого и Нового Заветов» с богослуж. Покровскому – книга, [...]. Неустроеву отдать сорок рублей до 16 марта, еще десять после 25 марта. Слова и действия, составляющие сущность Таинства, или обряда, или праздника, надо выговаривать и совершать особенно рачительно, спокойно и неспешно. Вечером ты сегодня поел довольно: завтра уже не ешь ничего поутру, до четырех часов вечера. 19 апреля 1870. К Толузановой Анне Николаевне 30 мая. В пятой заповеди сказать о важности сана священника в Церкви, о руководительной его должности и о необходимости руководства и духовного воспитания мирян. О необходимости благодати, или Царствия Божия, в человеке. Не препятствуют ли вселению Царствия Божия люди самомнительные, думающие о себе, что они учены и не нуждаются в руководстве Церкви, в церковном богослужении, постах, обрядах? |
Не существовало никакой массовой амнистии осужденных по церковным делам ни в ноябре-декабре 1939 г., ни в 1940 г., ни в 1941 г. якобы во исполнение " Постановления Политбюро от 11 ноября 1939 г. " , в чем легко убедиться, анализируя электронную базу гонений на верующих по сайту Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, многие годы целенаправленно собирающего данные о репрессиях священноцерковнослужителей и мирян по церковным делам за годы советской власти. Уменьшение объема гонений и так называемая бериевская амнистия весны-лета 1939 г. касалась исправления " ежовских перегибов " , прекращения политики " Большого террора " и ни в малейшей мере не были связаны с изменением церковной политики государства. В Центральном архиве ФСБ России не содержится никаких документов, свидетельствующих о массовой амнистии по церковным делам с ноября 1939 г. Таким образом, " справка " Берии от 22 декабря 1939 г. на имя Сталина о мнимом выпуске в ноябре и декабре десятков тысяч человек, пострадавших по церковным делам, и о якобы готовящемся массовом пересмотре десятков тысяч других подобных дел тоже подделка. Вопреки ложным тезисам о " либеральном повороте " Сталина к Церкви и верующим в 1939 г. и отмене им гонений, 1940-1942 гг. отмечены новыми жестокими репрессиями по церковным делам. Объем гонений был значительно меньше, чем в 1937-1938 гг., но сами гонения прекращены не были. Органы НКВД и сталинской юстиции продолжали в массовом порядке фабриковать фальсифицированные дела против священнослужителей и мирян, что было бы совершенно невозможно, если бы действовал сталинский " документ " о прекращении гонений, подобный " Постановлению Политбюро от 11 ноября 1939 г. " . По данным авторитетного исследователя статистики гонений на Церковь, преподавателя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.Е. Емельянова, в 1939-1940 гг. происходило по 1100 казней в год по церковным делам, в 1941-1942 гг. - новые тысячи казненных. По данным правительственной Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1940 г. было арестовано 5100 церковников, расстреляно 1100, в 1941 г. арестовано 4000, расстреляно 1900. И только с 1943 г. (в результате действительного поворота государственной политики) число репрессий резко сокращается. |
Воскресенье 9/22 января 1939. Церковь в Сент-Женевьев почти закончена, но долг – до 90 000 франков. Понедельник 17/30 января 1939. На Дарю очень торжественно совершено венчание Henri Troyat 158 (Тарасова), который получил недавно Prix Goncourt 159 . Он женился на француженке. Присутствовало много французских писателей и журналистов. Газеты, помещая фотографии торжества, поместили: «Benediction par le patriarche Euloge» или: «par le pope Euloge» 160 , хотя все знают, что это о. Николай Сахаров. Среда 19 января/1 февраля 1939. Митрополит Анастасий 161 был утром на Дарю. Говорил с владыкой Евлогием не очень долго, остался на акафист и благословил после службы прихожан. Митрополит поедет к нему с визитом. С Дарю он взял на Буало дикирий и трикирий, так как архиепископ Серафим уехал на юг и увез свои. Пятница 21 января/3 февраля 1939. Вел. кн. Владимир Кириллович был вчера на Дарю, служил панихиду по одном своем друге, сидел долго у Владыки, а потом говорил с о. Николаем, которого встретил на дворе, о гимназии и о своих ученических занятиях. Воскресенье 23 января/5 февраля 1939. Умер сэр Генри Детердинг, муж Лидии Павловны Кандауровой 162 [так!], через которую он много помогал русским. Он был чрезвычайно богатым нефтяным королем. Его второй брак с Лидией Павловной Кандауровой был расстроен немцами, которые через его секретаршу привлекли его на свою сторону. Понедельник 31 января/13 февраля 1939. В гимназии была отслужена торжественная панихида по сэру Г.Д. Детердинге. Служил о. Николай. Лидия Павловна просила устроить поминки, и всем пришедшим было дано угощение. Одновременно она прислала 10 000 на церковь в Сент-Женевьев. Вторник 1/14 февраля 1939. Служба передается по радио, хоры замечательные. Владыка не выходил на литию, а, по древней традиции, я нес свечу перед настоятелем. Народа среднее количество. Очень плохо выглядит третий диакон о. Алексий. У него всё припадки астмы, и он очень осунулся. Среда 2/15 февраля 1939. Сретение Господне. Вчера вечером скончался о. Алексий. Он вышел из церкви после всенощной, пошел пешком домой в Puteaux и на мосту упал почти замертво от сердечного припадка. Его подобрала полиция и отвезла сперва в гостиницу, а потом, когда он скончался, в морг госпиталя в Neuilly. О. Алексий Устюков (из донских казаков) был последнее время причислен к Дарю и служил за третьего диакона. Он очень старался, но не успел еще войти во все тонкости своего служения. Старик (63 года) был очень усерден, и всем нам его очень жалко. Семья его осталась в России, и он был одинок. |
Суббота 29 октября/11 ноября 1939. Утром было заседание школьной комиссии, на которой решили изменить немного работу, обратив внимание на духовную помощь мобилизованным. Среда 2/15 ноября 1939. Составляю Manuel du combattant orthodoxe 205 , пишу в школы. Четверг 3/16 ноября 1939. Заходил к Л.А. Зандеру 206 сговориться относительно духовной помощи мобилизованным. Он составил картотеку в 250 имен, но ее забрал Мих. Мих. Федоров и держит под ключом как военную тайну. Пятница 4/17 ноября 1939– Утром был в Центральном комитете 207 по делу об Успенской церкви и устройстве списков. О. И. Лелюхин 208 уже вошел в обязанности настоятеля Серафимовского прихода. Все довольны. Воскресенье 6/19 ноября 1939. На Дарю – очень много permissionnaires 209 . Один из витязей, marechai des logis 210 , приехал с швейцарской границы. Они сидят в снегу в Jura и с трудом передвигаются на мотоциклетках по горным дорогам. Настроение там очень хорошее. В пять–у Саши. Собралась церковная молодежь всех трех юрисдикций. Николай Полторацкий сделал доклад об CEuvre d’entraide orthodoxe 211 . Обсуждали текст Manuel du combattant orthodoxe. Вторник 8/21 ноября 1939. Заехал к Нат. Ал. Зембулатовой 212 переговорить о скаутских делах. У них очень много мобилизованных. Воскресенье 13/26 ноября 1939. На литургии хор пел полностью произведения Рахманинова. Больше, чем в прошлые разы, они мне понравились, несмотря на свою музыкальность, трудность и похоронный тон, а «Отче наш» окончательно не понравилось. Сбор дал замечательные результаты. С тарелкой ходил отец. Церковь была полна. Понедельник 21 ноября/4 декабря 1939. Введение во храм Пр. Богородицы. По случаю храмового праздника Владыка служил во Введенской церкви и поставил в иерея о. Петра Делора (Delort) из Тулузы. [...] Кроме Митрополита, с Дарю приехали о. Никон и о. В. Уваров. Служили также о.Ф. Поставский 213 , о. Жуанни, о. Л. Липеровский, а к молебну приехали о. Клепинин и о. Чекан. Русских всех рассылают теперь поодиночке, после первых месяцев обучения. Отношение начальства до капитана – очень хорошее, а высшее начальство не симпатизирует почему-то русским. |
Среда 6/19 апреля 1939. Отец составил юридически очень ценное письмо type 170 от русских организаций в префектуры, в котором максимально использованы все возможности декрета. У Маклакова же собрались председатели и решили иначе. Сложно и трудно. Воскресенье 10/23 апреля 1939. Общее собрание прихожан Меня кормили Тихон Александрович (зеленью) и о. Никон (кофе и фруктами), так что мне не пришлось ехать в Медон. Общее собрание прихожан было относительно многолюдным: 94 человека, так что не хватало даже стульев. О. Николай прочел очень обстоятельный доклад о приходской работе в 1938 году. Гр. Коковцов был относительно краток. Прений не было. Голосование прошло мирно. Мы (Петр, Саша Нелидов и Сергей Третьяков) получили 17 голосов, хотя не выставляли своей кандидатуры. В благодарности причту, хору, сестричеству, Совету, старосте и т.д. по традиции забыли мою молодежь. Вторник 10/23 мая 1939. По-видимому, в американской среде вообще сдвиг. Помощь Институту прекращается, и поговаривают об изменении курса «Пути» 171 . У американцев теперь иная забота: поддерживать евреев и бегущих из Чехии и Германии, и русская акция, которая держалась благодаря настоянию друзей России и православия, падает. Воскресенье 15/28 мая 1939. Первый день Св. Троицы. У Т.А. Аметистова вновь припадок, который походил на падучую, а не на удар. Его нашли на полу с закусанным языком и пеной у рта. Днем его отходили, но, видимо, придется его везти в клинику. Суббота 28 мая/10 июня 1939. На Дарю начат капитальный ремонт, так как купол дал трещину. Вся середина храма занята лесами. Четверг 2/15 июня 1939. Вечером подготовлял педагогический съезд в Гренобле и ходил к В.М. Толли 172 сговориться об экзаменах в Медонской школе. Работа в этом году очень серьезная, но преподавательницы обязательно хотят, чтобы была проверка их занятий. Русский язык и история проходятся подробно. Законом Божиим занимается о. Иоанн (Малиженовский) 173 . Пятница 3/16 июня 1939. Поездка в Moisenay-le-Grand Утром поехал в первый русский монастырь, основанный во Франции. До Melun ехал на Ниццском экспрессе, а оттуда – на местном автокаре [автобусе]. Русскую обитель все знают, владелец автомобиля с необыкновенной симпатией о ней отзывается: «Если вы едете chez les Soeurs 174 , то все вам укажу и высажу там, где ближе от их дома». |
Четверг 24 ноября/7 декабря 1939. Заходил к Л. Зандеру. Написал с ним текст письма к солдатам, и решили послать пока только один календарь. В нашей картотеке уже более 500 имен. Воскресенье 27 ноября/10 декабря 1939. Служба очень торжественная. Иподиаконство- вали Андрей Шмеман и Кука Деревицкий. Ярослав Куломзин 214 и Андрей Мейендорф приехали в отпуск. Ярослав очень хорошо одет и доволен. Во дворе – около 30 русских солдат и 2–3 офицера. Первые добрые весточки об изменении отношения к русским: в Префектуре с 5 декабря к русским – предупредительное отношение, их повсюду пропускают вне очереди и даже приглашают из очередей к особым столикам внутрь. Понедельник 28 ноября/11 декабря 1939. Владыка назначает aumoniers о. Киприана 215 , Jouanny и Бакста. Выбор – неудачный. О. Киприан не хочет, его здоровье не позволяет ему много ездить. К тому же он – сербский подданный, то есть 100%-ый иностранец. Отец Жуанни несомненен, но, как француз, ничего не сможет дать русским солдатам. О. Валентин к месту сейчас в Марселе, а для aumonier он не представителен и слишком тоже далек для русского сердца, несмотря на все свои качества. Воскресенье 4/17 декабря 1939. На Дарю служил Владыка. Он заметно сдает каждый месяц, ходит как дряхлый старик, и общее впечатление – грустное. Вторник 6/19 декабря 1939. Николин ДЕНЬ. Литургию служил о. Никон с протодиаконом и отцом Алексеем с Подворья, а панихиду по Государю – с отцом Николаем и о. Константином Замбржицким. Настоятель сказал прекрасное слово в память убиенного Императора. Церковь была почти полна. Четверг 8/21 декабря 1939. Первый русский, получивший Légion d’Honneur после ранения и геройства на фронте – Булюбаш 216 . Семья сегодня получила от него радостную телеграмму. Воскресенье 18/31 декабря 1939. Перед службой Владыка вызвал меня по делу штата. Он хочет посвятить Сашу [Шмемана] в иподиакона, а он и по старшинству младше и по возрасту мал, хотя вполне заслужил и настоящий наш церковный столп. Иподиаконствовали Кука и Саша. Кука приехал в военной форме. Он очень прилично устроился и на хорошем счету у капитана. |
Новая версия церковно-государственных отношений 1930-х годов, основанная на «документах» Язова-Маркова, отражена и в ряде вузовских учебников и хрестоматий, рекомендованных Министерством образования РФ, и стала, таким образом, частью государственных образовательных программ 15 . Более сложной позиции в вопросе о реальности церковной «оттепели» 1939 г. придерживается историк церковно-государственных отношений в XX в. М.В. Шкаровский. В своих трудах он не ссылается на сомнительные тексты «документов» Язова-Маркова. В то же время, не приводя каких-либо других источников, он пишет о «серьезных переменах», якобы наступивших с осени 1939 г., ввиду изменения курса правительства «с интернационально-коммунистического на национально-патриотический». Сама констатация такой смены курса грешит упрощением, и положение не спасают глухие упоминания о разосланных с конца 1938 г. «закрытых циркулярах различных административных органов» с «указаниями проявлять сдержанность в ликвидации храмов» 16 . Шкаровский не делает в данном случае ссылок на источники, не указывает ни дат, ни названий этих «циркуляров», не цитирует ни один из них. Между тем ВЦИК в ряде своих документов 1937 г., то есть в разгар антицерковного террора, тоже давал указания о необходимости сдержанности в деле закрытия храмов. Такие призывы «проявлять сдержанность» и не увлекаться администрированием в деле закрытия церквей обычно сопровождали антицерковную политику большевиков и поэтому не могут считаться доказательством «серьезной перемены» курса. Ссылаясь на сокращение антицерковных акций в 1939–1940 гг., Шкаровский пишет о «создании видимости религиозной терпимости в стране» в связи с включением в состав СССР осенью 1939 г. новых территорий с крупной православной диаспорой, где требовалось проводить более осмотрительную религиозную политику. Разумеется, советскому руководству приходилось учитывать интересы этой части населения, но этот факт сам по себе не дает достаточного основания, усматривать «серьезную перемену» церковно-го-сударственного курса в СССР в целом. Бездоказательно, без какой-либо опоры на источники Шкаровский пишет, что якобы «в 1939 году произошло изменение курса государственной религиозной политики, закончился период открытого активного наступления на Церковь » 17 . Некоторое смягчение антирелигиозного курса с 1939 г. – не то же, что его «изменение» или «серьезная перемена», а о том, что наступление на Церковь продолжалось и в 1939–1941 гг., свидетельствуют факты. |
| |