Анна Александровна Соколова-Исакова (в тайном постриге монахиня Анна), мать художника Льва Бруни, который рисовал в Оптиной, запечатлевая ее последние дни, с весны 1923 года до начала следующего вела в Оптиной дневник 597 . Из него видно, как сложен был этот год, последний уже не перед закрытием монастыря, а перед варварским его разрушением. Она пишет, что 23 марта прибыли «из московской комиссии в Оптину пустынь» представители Отдела музеев А.Н. Гриневский и Л.И. Гиринский, а 29 марта представитель Губмузея А.М. Покровский. Они заседали вместе с Исполкомом и 30-го уехали. Монахиня Анна пишет: «1 апреля. Арест Никона (Беляева) . Арест в 7 часов Л.В. Защук» 598 . 3 апреля: освобожден владыка Михей с келейниками. Около 2 часов дня арестован сотрудник музея Таубе. «5 апреля: освобождение из-под ареста М.М. Таубе и всех, кроме отца Нектария и Л.В. Защук... Около 6 часов предъявлено обвинение отцу Н. Тихонову 599 в сокрытии ценностей. Отъезд из Оптиной под конвоем в г. Козельск о. Нектария (в больницу) и Л.В. Защук (в арестный дом). “Ликвидационная комиссия” прервала работу до 11 апреля. Отъезд членов комиссии. Отъезд в Москву Н. Павлович 600 . 16 апреля. Освобождение Л.В. Защук из-под ареста. Снятие последнего караула. 17 апреля. Снятие караула с о. Нектария. 18 мая. Постановление о передаче имущества Товарищества в Полошковский пункт. 26 мая. С сегодняшнего дня обедня в 5 часов. Служба в Казанском, о. Никон и о. Аифал. После обедни молебен с водосвятием у о. Варнавы... Военком Абрамов смотрел себе помещение в скиту. Пока поселяется в Племхозе. Л.В. Защук в казначействе получила разные кредиты. На входе в скит вывешено объявление о запрещении входить посторонним без разрешения зав. музеем. 27 мая. Обедня – о. Никон и о. Серафим [иеродиакон] 601 . Проверка ризницы в Предтеченской церкви в скиту – о. Никон, стенинский Антонов и Таубе. В 5–7 часов “товарищи” Панков и Кузовков – раздача вещей из хибарки старца Нектария». Записи эти беглы, торопливы, но открывают много мелких фактов, в целом рисуя выразительную картину тех трагических дней. Называются фамилии разных людей – не все они ныне известны. Но продолжим цитирование.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда просим пожаловать. Книги Григория митрополита 5 и Устав братский с отчетами переплести послал. Еще велел переплести и собор 1654 года, как книжечку, содержащую знаменитый памятник. 6 От преосвященного Викторина 7 я получил приглашение побывать в его епархию. Я думаю пока отказаться, – не знаю на дела взгляд нового владыки. Как владыка оглядится с делами и какие будут его распоряжения, тогда можно будет лучше видеть. Вы что об этом скажете? Призываю на вас и на ваше семейство Божие благословение. Архимандрит Павел.» «И писать и читать слово архимандрит так еще не привык, что оно как будто мне чужое, и это потому, что оно весьма выше моего достоинства». Затем 3-го мая о. Павел писал мне: “Получено официальное известие о приезде владыки. Он прибудет в Москву 7-го числа утром в 9 часов, а вход в Успенский собор последует 10-го числа. Я ездил к о. председателю справиться, когда назначить время явиться ко владыке Совету Братства св. Петра. Отец председатель назначил 8-го числа в 10 часов собраться на Троицкое подворье. Если вам угодно и удобно это время, то прошу меня уведомить, и я повещу о том и прочих членов Совета. Алексей Иваныч желает участвовать в представлении. Андрей Ефимыч Сорокин 8 просил меня пригласить и его, как члена Братства. Если вам это угодно, то и его приглашу, а если не угодно, то нет. Только прошу меня о том уведомить. С открытия братской лавки 9 , с 4-го апреля по 1-е мая, всех брошюр и листов продано 1116, на сумму 70 руб. Я думаю, что это хорошо; а какой будет впредь успех, еще предположить трудно.» Не получив еще этого второго письма, я писал о. Павлу 4-го мая в ответ на предшествовавшее письмо его: “Получил я письмо ваше (от 28-го апр.), а вчерашнего дня еще пакетик со вложением Старообрядца. Относительно предполагаемого представления владыке я должен сообщить вам, что на 8-е число назначено в числе прочих представление нашей Академии. Не включено ли в число представляющихся на этот день и наше Братство? Во всяком случае не воспользоваться ли нам этим именно днем, чтобы испросить дозволение представиться? Это мог бы устроить нам преосвященный Амвросий, распоряжающийся этим делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «По днех осмих востания Твоего...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (единожды). Ектении, и отпуст: «Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святаго славнаго апостола Фомы и всех святых...» (святые храма и дня не поминаются). Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 1-я, глас 1-й: «На гору учеником...» (см. в Триоди). Примечание. «Начинаются же от днесь литии, сиречь исхождения в притвор. Такожде и Оглашения преподобнаго отца нашего Феодора Студита, в нихже поем: «Слава, и ныне», стихиру евангельскую...» (Триодь Цветная, в Неделю Фомину, на утрене, указание перед евангельской стихирой). «Внемли, яко литии в притворе прежде 1-го часа бывают и Оглашения Студитова. Потом час 1-й, и прочее обычно, и совершенный отпуст» (Типикон, гл. 50, «Неделя Антипасхи», 3-е «зри»). Иными словами: 1) временно прерванные исхождения в притвор по воскресным дням для чтения Оглашений Студитовых и 1-го часа (в последний раз такое исхождение было в Неделю ваий), а по седмичным – для пения литии по усопшим (прекратилось с Великого Четверга) возобновляются с нынешнего дня, т. е. с Недели Антипасхи; 2) когда бывает чтение Оглашений (т. е. по воскресным дням), в притворе сначала произносятся Оглашения Студитовы и поется тропарь прп. Феодора Студита, а потом читается 1-й час; в седмичные же, непраздничные дни сначала читается 1-й час, и притом в храме, а затем уже бывает исхождение в притвор и в нем пение литии о усопших (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 676). Часы – обычные, трехпсалмные. (Об особенностях часов см. 28 апреля, Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи, п. 5.) На часах – тропарь и кондак праздника Триоди (Антипасхи). Литургия свт. Иоанна Златоуста.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-12/

8 апреля 2021 Отвечает прот. Игорь Катаев Здравствуйте, Андрей! Убийство на войне нужно отличать от убийства при разбойном нападении. Конечно, это также нарушение заповеди " не убий " , но вынужденное, направленное на предотвращение большего зла. Для сравнения, за " вольное убийство " от Причастия отлучали на срок 25 лет. Относительно вернувшихся с войны есть 13 правило святителя Василия Великого, которое лишь рекомендует 3 года воздержаться от Причастия. Подробно здесь: http://pravoslavie.ru/6388.html и здесь: http://azbyka.ru/.../vojna-i-tserkov/ Вопрос от Александра Здравствуйте! Прошу подсказать последовательность действий после смерти родного человека. Заранее благодарен, Александр 8 апреля 2021 Отвечает прот. Игорь Катаев Здравствуйте, Александр! Все нижеприведенные рекомендации касаются усопших верующих, крещеных в Православной Церкви. 1. Первые 40 дней после кончины все верующие родные и близкие ежедневно молятся о упокоении на домашней молитве. Минимум - одна краткая молитва в конце утренних молитв. Но лучше по 1-й кафизме в день.  Утренние молитвы здесь: http://azbyka.ru/.../molitvy-utrennie Порядок чтения Псалтири по усопшим: http://azbyka.ru/poryadok-chteniya-psaltiri 2. Можно подать поминовение на 40 дней (сорокоуст) в ближайший православный храм (можно в несколько храмов и монастырей). 3. В день, когда выдадут тело из морга, совершается отпевание. Идеально, если получится организовать очное отпевание в храме или на кладбище. Но можно отпеть усопших заочно. Заочное отпевание можно совершить  не только в день погребения, но и заранее.  4. На 9-й и 40-й день принято родственникам собираться в храме для совершения панихиды, а затем готовится поминальная трапеза в доме одного из родственников. Поминальная трапеза - не обязательная часть поминовения. Это народный обычай. Если не получается собраться точно в эти дни, можно совершить молитву день " до " или день " после " . При рассчитывании 9-го и 40-го дня обратите, пожалуйста, внимание, что 1-м днём считается день кончины.

http://mitropolia.spb.ru/question/?theme...

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь , почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существовали до 1-го Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской. Особенности пасхального богослужения Пасхальное богослужение совершается особенно торжественно как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. С вечера в храме читаются Деяния Апостолов, составляющие непреложные свидетельства Воскресения Христова. Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль – Святая Церковь бодрствует «в священную и спасительную ночь светлого Воскресения Христова» – провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу. В день Пасхи и во всю Светлую седмицу священник совершает начало утрени, литургии и вечерни, а также все каждения с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом – в правой. Диакон совершает каждение и произносит ектении со свечой в левой руке. Он выходит из алтаря и входит в него через царские врата. (В обычное же время диакон может проходить через царские врата только тогда, когда он несет Евангелие или другую святыню.) На пасхальной утрени и утрени каждого дня Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, и великое славословие не поется. (На Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в день праздника Благовещения, храмового праздника или великомученика Георгия, 23 апреля.) Полунощница

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В административном отношении здешняя православная паства всегда входила в состав петербургского округа и состояла в ведении благочинного, жившего то в Петербурге или Шлиссельбурге, то в одном из сел уезда. Пребывание благочинного в одном из указанных городов хотя было довольно отдалено от приходов, но за то выигрывало в удобствах сообщения. Матокская церковь , дальше всех отстоявшая от Шлиссельбурга, очень редко подчинялась благочинному Шлиссельбургского уезда, а большею частью, как и ныне, входила в ведомство благочинного Петербургского уезда. Народное просвещение процветает только по берегам Невы, где и население гуще и церквей больше и способы просвещения богаты. Дальше от Невы, особенно к Ладожскому озеру, есть школы финские, да несколько небольших школ воспитательного дома. Процветанию школ в здешней местности препятствует отдаленность от школ и трудность сообщения с ними через болота и леса. В настоящее время православное население Шлиссельбургского уезда простирается до 20 тысяч, и оно распределено по 13 приходам, из коих один – в городе Шлиссельбурге, с окрестными деревнями. 1) Собор Иоанна Предтечи в Шлиссельбургской крепости 32 Собор Иоанна Предтечи находится в крепости, построенной четвероугольником, на острове в окружности ¾ версты, образуемом двумя рукавами Невы, при выходе ее из Ладожского озера. Крепость, называемая у шведов Нотебургом, названа Шлиссельбургом (город-ключ) по воле Петра Великого, а в летописях называлась Ореховым островом, Ореховым городком, Ореховцем и Орешком. Первые сведения о церкви в Шлиссельбурге относятся к 1-й половине 16-го века. В первом томе «Исторических актов» помещена тарханная грамота, данная в лето 7081 (1573), апреля 4-го дня, архиепископом новгородским Леонидом «Никольскому игумену Трифону и еже о Христе с братиею, и всему причету церковному, в Вотцкой пятине, в Орешке городке, во общем монастыре на островке». В 1592 г. июня 13-го, она подтверждена архиепископом Варлаамом. Она была выдана «по прежней грамоте архиепископа Макария, в ее место, потому что она изветчала и подписати на ней негде, и печать порушилась». Следовательно монастырь в Орешке был построен не позже 1542 года, когда Макарий был возведен в митрополиты московские.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Далее в том же письме, вероятно, для того, чтобы сообщить хоть что-нибудь своему дяде, В, Малинин рассказывает, как некоторые приехавшие из Москвы вызвали к себе вместо сына их приходского священника другого студента, но одинакового с тем имени и отчества (фамилии своего священника они не знали), и долго с ним беседовали о его семействе... В письме от 15-го мая 1834 года В. Малинин пишет: «Я хотя и в сильных трудах и заботах, но слава Богу, здоров. О время Академическое! скоро ли оно кончится? Всякая – будущая – минута представляется долее прошедшего дня. Простите – Дражайшие Дядинька и Тетинька. Уже бьет 11 часов ночи, завтрешнее утро дорого»... Вот, наконец, полностью письмо Павла Фивейского (архиеп. Платона): «Достопочтеннейший и честнейший во Иереях Петр Егорович! Воистину Христос воскресе! По долгу дружбы я решился распечатать письмо, присланное вами на имя Василия Трофимовича. А его самого нет, – он в Большеве селе гостит. Примите от меня усерднейшее поздравление с праздником пресветлым. Как скоро явится сам В. Трофимович будет отвечать вам. А я не решился православного отпустить к вам с пустыми руками, такими же черными как его голова и борода. Ибо знаю, что строго от вас будет истязан. Мироздание получено и украшено переплетом. Но я не знаю где оно лежит у него, хотя у меня ключи от его столика и комода. Ваше письмо от 2-го Апреля получено 1-го. У Вас числа-то верно наизнанку, или не по-нашему. Вышегородскому отцу Диакону скажите, что Василий Трофимович ничего не мог узнать решительного от членов Семинарского правления, а что именно сказано, я сего не могу припомнить. Но я думаю посланный только что возвратится к вам и вы уже будете читать письмо Василия Трофимыча. Новостей могущих вас занять у нас нет. А если вам угодно, – то вот новость. У нас новый инспектор, молоденький, хорошенький бакалаврик Филарет 27 . Мы рады ему все. Ваш о. Василий Феодорович 28 показал в Вифании твердость отчаянную. Пред Ректором Вифанским он говорил похвальное слово о своей Маргаритке 29 , а она объясняла как она играет на гитаре. Ректор Вифанский 30 и инспектор 31 настоящие монахи. Каково же им было слушать!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закладка полковой церкви состоялась 11 июня 1907 года, а 1 октября 1908 года газета «Псковский голос» известила о следующем событии: «96-й пехотный Омский полк объявляет, что сего года октября 4-го дня, в субботу, его высокопреосвященством Арсением, епископом Псковским и Порховским, будет совершено освящение вновь выстроенной полковой церкви 96-го пехотного Омского полка во имя святого благоверного князя Александра Невского. Всех желающих присутствовать на торжестве уведомляют, что накануне всенощное бдение начнется в 6 часов вечера, а в день освящения церковная служба – в 8 часов утра». Воинский храм во имя благоверного великого князя Александра Невского 96-го Омского полка был выстроен за 14 месяцев и освящен 4 октября 1908 года епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким; впоследствии митрополит; † 1936). Знаменательно данное храму имя защитника рубежей России и покровителя воинов полководца Святой Руси Александра Невского, славные победы которого вписаны важными вехами в историю Отечества. Псковичи, как известно, имели особые основания для почитания и прославления Александра Невского. Когда немецкие рыцари взяли Изборск и подступили к Пскову, над Новгородом нависла очередная угроза с запада, и новгородцы обратились за помощью к князю Ярославу (Феодору) Всеволодовичу, который направил вооруженный отряд во главе со своим сыном Андреем Ярославичем, младшим братом будущего святого князя Александра. Однако новгородцы не слишком верили в силу молодого князя. Они вновь послали к Ярославу архиепископа Спиридона с боярами, умоляя его отпустить на княжество Александра. Ярослав согласился. Зимой 1241 года Александр, уже прославившейся победой над шведами на Неве, после года отсутствия снова въехал в Новгород. Решающее сражение с немецкими рыцарями, известное как Ледовое побоище, произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. После этой победы Ливонский орден прекратил свое существование, а Католическая Церковь вынуждена была на долгое время отказаться от притязаний на Русские земли. Не только русские города, но сама вера православная и самобытность Святой Руси были спасены.

http://pravoslavie.ru/28564.html

Февраля 8-го 1915. Владыка совершил 1-ю литургию в новоустроенной Крестовой церкви и чин торжества Православия. В церкви прекрасный резонанс. Марта 14-15-го 1915. Торжественное Вербное богослужение при большом стечении молящихся Владыка совершал в новом, довольно обширном храме Архиерейского дома. Окрестные жители Закаменского участка Петрозаводска привыкли к храму в архиерейском доме, построенном на Древлянской в 1876 году. Домовая церковь во имя Покрова Пресвятой богородицы была ими любима, но больно уж тесна. Можно понять радость богомольцев, получивших такой подарок и имеющих возможность приходить на службы целыми семьями. Апреля 5-го 1915. Владыка служил в Крестовой церкви, с участием многолюдной теперь братии Архиерейского дома и воспитанников духовной семинарии… У воспитанников духовной семинарии, конечно, была своя домовая церковь. Но после завершения строительства храма в новом Архиерейском доме они стали участниками многих служб здесь. 21 мая 1915. Церковно-школьный праздник в Петрозаводске …по благословению Владыки был перенесен на 7 мая. Накануне этого дня по приглашению Владыки все городские церковные школы собрались в новоустроенный храм в Архиерейском доме, где и было торжественно совершено всенощное бдение с литией и величанием св. равноапостольным Кириллу и Мефодию… В этом храме на свои праздники собирались ученики не только церковных школ. Вместительный зал Крестовой церкви помнит родителей и учащихся петрозаводских школ, училищ и гимназий. Всё так по-домашнему, так тепло… Через два года, почти сразу после кончины владыки Никанора, церковь будет закрыта. В Петрозаводск придет железная дорога, её строительству потребуются помещения, епархия сдаст все здания в архиерейском квартале, включая новый дом с церковью, для прогрессивных нужд нового, ХХ века… По материалам сайтов: Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=41380

Любезнейшему братцу Отцу Алексею свидетельствую любовь и почтение убогой души моей. И всем сродникам усердно желаю всякой милости Божией. Благословите меня, милостивейший родитель! Недостойного именоваться сыном вашим и архимандритом Макария. 1825 г. Апреля 27 дня. 2 Милостивейший Родитель Священнопресвитер Иаков Михайлович! Извещая Вас, что я по милости Божией благополучен, прошу покорнейше исходатайствовать для старицы Екатерины паспорт, так называемый вечный, ибо тому с коим она пришла сюда, срок уже вышел 11 . Письмо же, при котором будет отправлен паспорт, извольте надписать: Ее Превосходительству Александре Петровне Г-же Хвостовой в Киев на Печерск близ Лавры. Желаю Вам и братцу моему Алексею Яковлевичу в радости встретить праздник Рождества Христова, и остаюсь с сыновнею преданностью, почтением и благодарностью. Недостойный А. Макарий. 1825 г. Ноября 17 дня. 1 Письмо, важное для установления некоторых спорных данных в биографии архим. Макария, освещающее притом состояние его духа после оставления ректорства в Костромской семинарии. 2 Послушник Иван Савельев, с судьбою которого сплелась на некотором протяжении жизнь о. Макария 6 Иеросхимонах Ливерий, имевший большое влияние на образование нравственного характера о. Макария (см. ниже письмо к Г. Т. Мизко, 11). В годы службы Макария в Екатеринославской семинарии, он был духовником Екатеринославского владыки. Потом жил на покое в Самарском Пустынском монастыре († 1825 г.). 7 Слободско-Украинский епископ Павел Саббатовский, префект и ректор Смоленской семинарии в годы учения там Макария Глухарева. 9 Ректор Мелетий Леонтович, магистр 1-го курса СПб академии и затем (1814−1817) бакалавр греческого языка († 1840 г.) в сане Харьковского архиепископа. Инспектор Смарагд Крыжановский, магистр 3-го курса СПб академии (1819) ( † 1863 г.) на Рязанской кафедре. В 1847 г. ему пришлось отпевать в г. Болхове архим. Макария. 10 К. Д. Грузин, ученик Макария по Екатеринославской семинарии, по окончании в 1823 г. Киевской академии был оставлен здесь бакалавром философии, но в конце 1825 г. покинул должность. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010