Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКРОПОЛЬ [Греч. νεκρπολις - город мертвых], обширное кладбище; архитектурно-погребальный комплекс. История Н. тесно связана с развитием погребальных обрядов (см. статьи Надгробие , Погребение ). Античные надробия и руины гробниц вдоль Аппиевой дороги. Фрагмент картины «Аппиева дорога». 1867 г. Худож. Д. Л. Чепмен (Музей искусств Грузии, Тбилиси) Античные надробия и руины гробниц вдоль Аппиевой дороги. Фрагмент картины «Аппиева дорога». 1867 г. Худож. Д. Л. Чепмен (Музей искусств Грузии, Тбилиси) В Европе и Америке средневек. и постсредневек. Н. являются объектом пристального интереса историков, антропологов, искусствоведов. Общепринятым стало положение о том, что включение кладбищ в пространство города, их тесная связь с христ. церквами и общественной жизнью - важнейший момент в разрыве с античной традицией, в самоидентификации города новой, средневек. эпохи. В совр. науке разрабатываются методы определения роли кладбища в древнерус. городской среде, отслеживания изменений в отношении к Н. как к элементу городской структуры, к одному из ключевых звеньев в системе мировоззрения и в повседневной жизни христ. общин, а также формируется методика изучения и восстановления утраченных Н. (городских, монастырских, сельских и др.) и отдельных погребений на них. Христ. город на Руси в контексте сопоставления «город живых» - «город мертвых» практически не рассматривался. Запрет на погребение тел и их сожжение в городской черте известен с глубокой древности (Талмуд, Законы Двенадцати таблиц и др.), в частности, на опасность осквернения святости города захоронениями есть указания в рим. юридических документах. Христиане, следуя закрепленным в рим. законодательстве запретам, первоначально избегали захоронений в черте города. В то же время о существовании практики возведения гробниц в городах, а также о помещении мертвых тел в храмах известно, напр., из Гомилии свт. Иоанна Златоуста, призывавшего позаботиться об иных местах захоронения (Гомилии 74б 8:71). В VI в. фиксируются попытки на законодательном уровне отказаться от погребений в церквах или по крайней мере в городах. Кодекс имп. Юстиниана, составленный между 529 и 534 гг., требовал вынести за черту города все урны и саркофаги, поскольку к этому времени захоронения in urbe, внутри города, уже практиковались. Запрет на погребения в городах был снят только декретом имп. Льва VI Мудрого (886-912) в эпоху, когда они давно преобладали (о запретительных мерах касательно погребений в городе см.: Meneghini R., Santangeli Valenziani R. Sepolture intramurane e paesaggio urbano a Roma tra V e VII sec.//La storia economica di Roma nell " alto medioevo alla luce dei recenti scavi archeologici. Firenze, 1993. P. 89-111; Lambert C. M. Le cepolture in urbe nella norma e nella prassi (tarda anticita - alto medioeovo)//L " Italia centro-settentrionale in età longobarda. Firenze, 1997. P. 285-293).

http://pravenc.ru/text/2564854.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Иконографические изображения Рождества Христова на стенах римских катакомб в первой половине III в. Поводом к написанию данной заметки явилась передача русской редакции Радио Ватикана, вышедшая в январе 2012 года. Откликаясь на этот выпуск, Анатолий Холодюк рассказывает о фресковых изображениях, отображающих Рождество Христово и поклонение волхвов, которые были оставлены первыми христианами на стенах римских катакомб в период между 230 – 260 гг. Статья Слушая недавно прозвучавшую рождественскую передачу на Радио Ватикана я невольно поймал себя на мысли о том, что римские катакомбы, которые я неоднократно посещал, хранят некоторые интересные тайны, о которых во время экскурсий почти не рассказывают итальянские гиды-проводники подземных лабиринтов. Одна из них связана с темой Рождества Христова, которая отображена на древних фресках под Древней Аппиевой дорогой на окраине современного Рима. Проведенные в разные годы в Италии археологические исследования свидетельствуют, что уже в первые века христианства верующие изображали евангельские сюжеты Рождества Христова и поклонения волхвов на стенах римских катакомб, представляющих собой, как всем известно, лабиринтную систему подземных ходов, использовавшихся в качестве места погребения и проведения собраний древних христиан. По рассказам экскурсоводов, более шестидесяти таких катакомб, общей длиной в 150-170 км, расположены под землей, в основном вдоль Древней Аппиевой дороги.

http://bogoslov.ru/article/2355944

Епископ Рима Е. Гергей. История папства Что нам конкретно известно о формировании римского епископата и его ранней истории? Первым епископом Рима, согласно католическому учению, был сам Святой Петр, но основание римской церкви он должен был разделить с Павлом. Исторически, по-видимому, Павел в противоположность Петру был римским гражданином и прибыл в Рим в 61 году. О Петре же мы знаем, что он проповедовал в Антиохии, а оттуда приехал в Рим, но, несомненно, после Павла. Легенда о римской встрече Петра и Павла, об их совместных деяниях и мученичестве является символом объединения христианских направлений. С римскими деяниями Петра связана прекрасная легенда «Quo vadis?» . Спасаясь от преследований Нерона, Петр по совету своих почитателей хотел оставить Рим. Темной ночью он отправился из своего потайного убежища в сторону Аппиевой дороги. У городских ворот на Via Appia он встретился с Иисусом, который шел в город с крестом на плече. «Domine , quo vadis?» - спросил он у Христа, пораженный. На это Иисус ответил: «Я пришел в Рим, чтобы снова оказаться распятым на кресте». Петр понял смысл этих слов и, устыдившись, отвернулся. На этом месте воздвигнута знаменитая капелла «Quo vadis». В 64 году жертвами преследования христиан, которое устроил Нерон сразу после пожара Рима, по-видимому, пали оба апостола, однако ясными и однозначными сведениями об их судьбе мы не располагаем. Несмотря на все противоречия, несомненно, что Петр никогда не мог быть епископом Рима - ведь в 60-х годах еще не сложилась епископальная церковь. Однако значительная часть исторической литературы считает вероятным, что Петр тоже прибыл в Рим и вместе с Павлом пал жертвой преследований (у нас нет оснований оставлять без внимания послание Климента, согласно которому Петр погиб в 64 году в Риме). Для доказательства и понимания складывающегося примата и учительского верховенства римских епископов, обозначенных в их посланиях о вере, совершенно не обязателен факт римского епископства Петра. Другой вопрос, что легенды, возникшие вокруг Петра для подтверждения примата римского епископа, сами по себе стали силой, формирующей историю. Если мы станем всецело связывать это главенство, первенство с личностью Петра, то тогда было бы логично на основе доказуемых деяний его в Антиохии, а также деятельности по организации церкви рассматривать именно этот город лидером христианства. Рим же еще до возникновения легенд возвысился над Антиохией, став центром западного христианства, ибо Рим был тогда центром мира, экономическим и политическим центром империи. И первенство (примат) римского епископа в рамках всей церкви обусловливалось руководящей политической ролью Рима.

http://sedmitza.ru/lib/text/441566/

[Каликст; лат. Callistus, Callixtus] († 222 (?), Рим), мч. (пам. зап. 14 окт.), еп. (папа) Римский (218-222). Важнейший источник сведений о К.- соч. «Опровержение всех ересей» («Философумены»), к-рое приписывается Ипполиту Римскому ( Hipp. Refut. IX 11. 1 - 12. 26; X 27. 3-4). Автор трактата нередко отождествляется с мч. Ипполитом , рим. пресвитером, сосланным в 235 г. на о-в Сардиния вместе с Римским папой Понтианом . В трактате получила отражение позиция противников К., описание его жизни и деятельности отличается пристрастностью и выдержано в негативных тонах. Офиц. жизнеописание К. содержится в источниках IV-VI вв., самое раннее - в т. н. Каталоге Либерия (перечень Римских епископов (пап) от ап. Петра до Либерия (352-366)), сохранившемся в составе Хронографии 354 г. (Календаря Филокала). В Каталоге Либерия сообщается, что К. был преемником Зефирина (198-217 или 218), занимал Римскую кафедру с 218 по 222 г., понтификат К. продолжался 5 лет, 2 месяца и 10 дней. Согласно Евсевию Кесарийскому, К. возглавлял Римскую Церковь 5 лет ( Euseb. Hist. eccl. VI 21). Более подробные сведения включены в раннюю редакцию «Liber Pontificalis» (составлена вскоре после 530), где утверждается, что К. был сыном римлянина Домиция и занимал кафедру 6 лет, 2 месяца и 10 дней. Он установил соблюдение 3 постных суббот, когда следовало воздерживаться от употребления зерновых, вина и масла. В дек. К. рукоположил 8 епископов, 16 пресвитеров и 4 диаконов. Он устроил христ. кладбище на Аппиевой дороге, которое впосл. именовалось кладбищем К. Папа принял мученическую смерть, 14 окт. был похоронен на кладбище Калеподия, на 3-й миле Аврелиевой дороги. Бóльшая часть этих утверждений скорее всего недостоверна, т. к. составитель «Liber Pontificalis», не располагая достаточными сведениями о жизни и деятельности ранних епископов Рима, нередко прибегал к домыслам (см.: The Book of Pontiffs (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715/Transl. R. Davis. Liverpool, 2000 2. P. XVII-XXVII). Схожие сведения приведены в Мученичестве К. (BHL, N 1523), предположительно составленном в кон. V в. Согласно этому источнику, К. принял мученическую смерть в годы правления имп. Александра Севера (222-235).

http://pravenc.ru/text/1320099.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРИ [итал. Bari, лат. Barium], г. в Юж. Италии, адм. центр обл. Апулия, центр почитания свт. Николая , архиеп. Мирликийского. В наст. время в Б. находится кафедра архиеп-ства Б.-Битонто, архиепископ к-рого носит также титулы примаса Апулии, епископа Каносы и папского делегата базилики свт. Николая. Из 710 тыс. чел., проживающих в архиеп-стве, 600 тыс. исповедуют католичество (An. Pont. 2001. P. 82). История Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. В рим. время (завоеван в 317 г. до Р. Х.) Б. был известен как стратегически важная гавань на Адриатическом м., находясь на ответвлении Аппиевой дороги , соединявшей Рим с вост. провинциями империи. При имп. Нероне (54-68 гг. по Р. Х.) Б. получил статус муниципия. После падения Зап. Римской империи (476) Б. был завоеван остготами, но после 552 г. отошел к Византии. В силу соседства с горами Гаргано, где, по преданию, в кон. V в. произошло явление арх. Михаила, город пользовался известностью в христ. мире. В кон. VII в. присоединен к лангобардскому герц-ству Беневент. В состав Византии Б. вернулся при имп. Льве III Исавре (717-741), но вскоре восстал против его иконоборческой политики. Местный правитель Феодор провозгласил независимость от империи, и Б. стал прибежищем мн. противников иконоборчества, с к-рыми иногда связывают появление скальных церквей в окрестностях города. В кон. VIII в. Б. вновь вынужден был признать власть лангобардского герц-ства Беневент. Начавшаяся в это время стабилизация сельского хозяйства и морской торговли была прервана араб. нашествием. В 840 г. Б. выдержал натиск вторгшихся из Африки арабов, но уже в 847 г. был захвачен эмиром Хальфуном, основавшим в Б. независимый эмират и распространившим свою власть на обширную территорию. Вскоре после того как в 871 г. город был отвоеван у арабов франк.

http://pravenc.ru/text/77546.html

[Лат. Nemesius et Lucilla] († 257), мученики Римские (пам. зап. 25 авг., 31 окт., 8 дек.). Сведения о Н. и Л. содержатся в Мученичестве папы Стефана I (BHL, N 7845), к-рое, вероятно, было написано в VI в. и, по мнению исследователей, лишено исторической достоверности ( Amore A., Celletti M. Ch. Nemesio e Lucilla//BiblSS. Vol. 9. Col. 801-804). Согласно этому источнику, во время правления имп. Валериана (253-260) сщмч. Стефан, папа Римский (254-257), обратил ко Христу и крестил мн. язычников. К нему пришел военный трибун Н., у к-рого была единственная дочь Л., от рождения слепая, и попросил папу крестить их. После совершения таинства дева прозрела, и в тот же день еще большее число римлян уверовало в Истинного Бога. Затем сщмч. Стефан посвятил Н. во диакона. Об этом было доложено императору, к-рый приказал консулам Галлиену и Максиму разыскать бывш. трибуна и казнить его без судебного разбирательства. Однажды ночью Н. проходил по Аппиевой дороге мимо храма Марса, где в тот момент Галлиен и Максим приносили жертвы идолам. Увидев это, диакон обратился к Богу с молитвой о вразумлении консулов. Тотчас в Максима вселился бес, и он стал кричать громким голосом, что его сжигает христианин Н. и сокрушает своей молитвой. Выйдя из храма, Галлиен и Максим схватили диакона, надругались над ним, после чего Максим испустил дух. Н. смело исповедовал Христа перед Валерианом, к-рый, обвинив бывш. трибуна в человекоубийстве с помощью магии, заключил его в темницу. Л. была отдана под надзор нечестивой женщины Максимы. После этого Валериан приказал схватить Симфрония, управляющего имуществом Н., также христианина, и передать трибуну Олимпию для допроса. Трибун хотел узнать под пытками у Симфрония, где спрятаны деньги Н., и заставить его принести жертвы идолам. Управляющий сказал, что раздал все имущество хозяина нищим; по его молитве золотая статуя Марса расплавилась. Видя это, Олимпий уверовал во Христа и крестился у папы Стефана вместе с женой Эксуперией и сыном Феодулом. Через 3 дня, узнав о случившемся, Валериан и Галлиен приказали без суда умертвить Н. и его дочь. Л. перерезали горло на Аппиевой дороге перед храмом Марса. Как пишет автор Мученичества, Л. казнили 1-й, чтобы Н., видя страдания дочери, отрекся от веры. Однако диакон не изменил своих убеждений и был обезглавлен между Аппиевой и Латинской дорогами 25 июля (в нек-рых рукописях Мученичества день казни - 25 авг.). Папа Стефан похоронил останки мученика около места его казни, на Латинской дороге, недалеко от Рима (в арм. версии Мученичества (BHO, N 1098) говорится, что Н. и Л. были казнены в одном месте (лат. пер.: AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 477)). На следующий день были заживо сожжены Симфроний, трибун Олимпий, его жена и сын, к-рых папа Стефан также похоронил около Латинской дороги.

http://pravenc.ru/text/2564908.html

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб, большинство из которых расположены под землей вдоль древней Аппиевой дороги. Их длина составляет от 150 до 170 км, и в них находится около 750 тыс. захоронений. Знаменитые римские катакомбы с их уникальными фресками и надписями на стенах являются ценнейшим культурным памятником. Однако оседание почвы, проникновение внутрь катакомб воды и корней деревьев – все это стало причиной их аварийного состояния, сообщает Седмица.ру со ссылкой на немецкую редакцию Радио Ватикан. На последней сессии Генеральной ассамблеи Папской комиссии по священной археологии в Риме был поставлен вопрос о состоянии катакомб, однако о мерах по спасению катакомб сообщений не было. Последние представляют собою сеть подземных ходов из туфа, образующих многочисленные лабиринты. Они использовались как места погребения в период раннего Христианства. В их стенах проделывались прямоугольные ниши разной величины для умерших. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб, большинство из которых расположены под землей вдоль древней Аппиевой дороги. Их длина составляет от 150 до 170 км, и в них находится около 750 тыс. захоронений. В отношении происхождения катакомб нет какой-то определенной точки зрения. Согласно одной теории, катакомбы являются остатками древних каменоломен или подземными путями сообщения. Другая теория гласит, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода камня не пригодна для использования в качестве строительного материала. Начиная с IV в., катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. В V в. захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах мучеников и исповедников. Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из ценных источников для изучения катакомб.

http://pravmir.ru/rimskim-katakombam-gro...

Первые римские христиане предпочитали есть речную рыбу Рим, 13 апреля 2009 г. “Предпочтения в еде у христиан древнего Рима были более сложными, чем традиционно принято считать”, - к такому выводу пришли ученые, исследовавшие останки христиан, погребенных в римских катакомбах, цитирует Благовест-инфо сообщение газеты Times. Группа ученых во главе с Леонардом Рутджерсом проанализировала химический состав костей 22 человек, чьи останки были найдены в катакомбах св. Каллиста около римской Аппиевой дороги. Считается, что христиане использовали эти подземные пещеры в III-V веках от Р.Х., однако радиоуглеродный анализ показал, что некоторые скелеты относятся уже к II столетию нашей эры. Всего в катакомбах Вечного города погребено около полумиллиона человек, а катакомбы св. Каллиста - один из самых крупных комплексов подземных пещер. Часть катакомб, называемая “Либерийской”, содержит большое количество захоронений двух типов-кубикул (погребальных комнат, где находят останки до 50 человек) и локули - ниш, выдолбленных в каменных стенах пещер, и расположенных одна над другой. Команда Рутджерса исследовала в общей сложности 22 скелета, взятых из захоронений обоих типов. Среди останков был скелет человека, которому на момент смерти было 82-85 лет, и грудного ребенка примерно 2 лет (точно определить пол и возраст погребенных было трудно из-за плохой сохранности костей). В основном анализ проводился на костях пальцев ног и рук. Сравнив результаты анализа с исследованиями останков из других мест Италии и Средиземноморья, ученые пришли к выводу, что христиане катакомб ели речную рыбу (на это указывает высокий уровень содержания азота и пониженный - углерода), что было необычно для того времени и места. Пресноводная рыба составляла от 18 до 43 % рациона христиан древнего Рима. “Первые христиане дистанцировались от иудейских пищевых табу, и в то же время избегали мяса животных, которых язычники приносили в жертву, однако считается, что в целом они питались так же, как и их современники - нехристиане”, - пишет Рутджерс в Journal of Archeological Science. Тот факт, что значительную часть рациона христиан составляла пресноводная рыба, оказался неожиданным открытием для ученых и, по словам Рутджерса, может пролить свет на социальный состав христианской общины.

http://pravoslavie.ru/30043.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТЕЛЬ-ГАНДОЛЬФО [итал. Castel Gandolfo], город в Центр. Италии (обл. Лацио), расположен на расстоянии ок. 20 км к юго-востоку от Рима, на Альбанских холмах, на правом берегу оз. Альбано. Население в 2011 г.- 8782 чел. В К.-Г. располагается офиц. летняя резиденция папы Римского. Герб Кастель-Гандольфо Герб Кастель-Гандольфо В IX-VII вв. до Р. Х. на месте совр. К.-Г. находился г. Альба Лонга, столица Латинского союза городов. В VII в. до Р. Х. Альба Лонга была подчинена Риму и почти полностью опустошена, жители переселены вместе со всем имуществом. С 312 г. до Р. Х., после постройки Аппиевой дороги , земли близ оз. Альбано стали вновь заселяться, на берегу озера были построены виллы знатных и богатых рим. семей (в т. ч. виллы Клодия и имп. Домициана). Совр. название К.-Г. произошло от «Castrum Gandulphi» - принадлежавшей генуэзской семье Гандольфо крепости, к-рая была разрушена в кон. XI в., во время противостояний гвельфов и гибеллинов. В 1218 г. семья Гандольфо продала земли папе Римскому Гонорию III ; он в свою очередь передал их роду Савелли, к к-рому принадлежал. В 1596 г. по распоряжению Апостольской палаты территория К.-Г. была изъята у семьи Савелли за долги; с 1604 г. земли К.-Г. стали собственностью Папского престола. В 1619 г. папа Римский Павел V заложил в К.-Г. ц. Успения Пресв. Девы Марии и мон-рь францисканцев. В 20-х гг. XVII в. папа Римский Урбан VIII положил начало традиции проводить лето в К.-Г. По его приказу архитекторы К. Мадерно, Б. Браччоли и Д. Кастелли в 1624-1629 гг. возвели папский дворец, который затем неоднократно перестраивался. Совр. вид папский дворец приобрел в ХХ в., при папе Римском Пии XI . В 1658-1661 гг. по поручению папы Римского Александра VII дворцовый ансамбль был завершен архит. Дж. Л. Бернини , по проекту к-рого были созданы новая площадь перед дворцом и базиликой во имя католич. св. Фомы из Вильянуэвы. Интерьер базилики украшен лепниной и скульптурами Э. А. Раджо, в главном алтаре - «Распятие Христа» (худож. П. да Кортона).

http://pravenc.ru/text/1681309.html

Сортировать по Исключить новости Дугину: Президент России не Спартак, и мы не рабы В канун выборов на Украине, как и всё это горестное время, вся наша Церковь молится об одном – о мире, о помощи страждущим, о тех, кто остался без крова и хлеба, — и не только молится, но и старается эту помощь оказывать вместе со всеми людьми доброй воли, не важно, на территории какого государства они живут. 24 октября, 2014 В канун выборов на Украине, как и всё это горестное время, вся наша Церковь молится об одном – о мире, о помощи страждущим, о тех, кто остался без крова и хлеба, — и не только молится, но и старается эту помощь оказывать вместе со всеми людьми доброй воли, не важно, на территории какого государства они живут. В канун выборов на Украине, как и всё это горестное время, вся наша Церковь молится об одном – о мире, о помощи страждущим, о тех, кто остался без крова и хлеба, — и не только молится, но и старается эту помощь оказывать вместе со всеми людьми доброй воли, не важно, на территории какого государства они живут. Иеромонах Димитрий (Першин) В одном из последних интервью , опубликованных, как ни странно, в газете с обязывающим названием «Культура», Александр Гельевич Дугин призывает всю нашу страну огромную на смертный бой «с пятой и шестой колоннами». Относит к «шестой колонне» всех, кому, как можно понять из текста, дороги свобода слова, и свобода рынка, и право на разномыслие. Приписывает шестоколонному окружению Президента коварные умыслы «эпистемологически оккупировать» страну. Наконец, сравнивает Президента России со Спартаком, бунтующим против поработителей, в данном случае, — планетарных проамериканских глобализаторов. И тем самым предвещает и ему, и россиянам участь тысяч беглых рабов, распятых вдоль Аппиевой дороги после окончательного подавления легионерами бессмысленного и беспощадного римского бунта. Вот не хотел, наверное, Александр Гельевич рыть России историческую могилу, но получилось у него как всегда – метафизично, духоподъемно и завораживающе. Особенно духоподъемны дугинские пифологизмы (от слова «пифия»; напомню, пифия — это дама, которая, надышавшись одурманивающих газов, изрекает туманные пророчества).

http://pravmir.ru/myi-ne-rabyi-2/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010