[Каликст; лат. Callistus, Callixtus] († 222 (?), Рим), мч. (пам. зап. 14 окт.), еп. (папа) Римский (218-222). Важнейший источник сведений о К.- соч. «Опровержение всех ересей» («Философумены»), к-рое приписывается Ипполиту Римскому ( Hipp. Refut. IX 11. 1 - 12. 26; X 27. 3-4). Автор трактата нередко отождествляется с мч. Ипполитом , рим. пресвитером, сосланным в 235 г. на о-в Сардиния вместе с Римским папой Понтианом . В трактате получила отражение позиция противников К., описание его жизни и деятельности отличается пристрастностью и выдержано в негативных тонах. Офиц. жизнеописание К. содержится в источниках IV-VI вв., самое раннее - в т. н. Каталоге Либерия (перечень Римских епископов (пап) от ап. Петра до Либерия (352-366)), сохранившемся в составе Хронографии 354 г. (Календаря Филокала). В Каталоге Либерия сообщается, что К. был преемником Зефирина (198-217 или 218), занимал Римскую кафедру с 218 по 222 г., понтификат К. продолжался 5 лет, 2 месяца и 10 дней. Согласно Евсевию Кесарийскому, К. возглавлял Римскую Церковь 5 лет ( Euseb. Hist. eccl. VI 21). Более подробные сведения включены в раннюю редакцию «Liber Pontificalis» (составлена вскоре после 530), где утверждается, что К. был сыном римлянина Домиция и занимал кафедру 6 лет, 2 месяца и 10 дней. Он установил соблюдение 3 постных суббот, когда следовало воздерживаться от употребления зерновых, вина и масла. В дек. К. рукоположил 8 епископов, 16 пресвитеров и 4 диаконов. Он устроил христ. кладбище на Аппиевой дороге, которое впосл. именовалось кладбищем К. Папа принял мученическую смерть, 14 окт. был похоронен на кладбище Калеподия, на 3-й миле Аврелиевой дороги. Бóльшая часть этих утверждений скорее всего недостоверна, т. к. составитель «Liber Pontificalis», не располагая достаточными сведениями о жизни и деятельности ранних епископов Рима, нередко прибегал к домыслам (см.: The Book of Pontiffs (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715/Transl. R. Davis. Liverpool, 2000 2. P. XVII-XXVII). Схожие сведения приведены в Мученичестве К. (BHL, N 1523), предположительно составленном в кон. V в. Согласно этому источнику, К. принял мученическую смерть в годы правления имп. Александра Севера (222-235).

http://pravenc.ru/text/1320099.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛОКЕР И ПАРФЕНИЙ [Калогер; лат. Calocerus (Calogerus) et Parthenius] († 250 или 304), мученики Римские (пам. зап. и греч. 19 мая; пам. только П.- в 3-е воскресенье по Пятидесятнице (в Соборе Галицких святых) и в 1-е воскресенье после Воздвижения Креста Господня (местный праздник Львовской и Галицкой митрополии Украинской Православной Церкви (УПЦ) и Львовской митрополии Украинской греко-католической Церкви).К. и П. упоминаются в одном из древнейших рим. календарей, Depositio martyrum (сер. IV в.), под 19 мая: «Парфений и Калокер в [катакомбах] Каллиста, в 8-е консульство Диоклетиа и 8-е Максимиана» (PL. 13. Col. 463). В этой краткой записи указаны место погребения святых в Риме и год мученичества (или погребения) - 304-й. В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 19 мая содержится заметка о К. и П. (что не характерно для данного агиографического памятника, к-рый дает только краткую информацию о святых), где указывается, что они были евнухами жены имп. Деция (249-251), К. занимал должность препозита опочивальни (или кувикулария), а П.- примицерия. Они отказались принести жертвы идолам, были казнены по приказу Деция и погребены в неназванных катакомбах на Аппиевой дороге (MartHieron. Comment. P. 261). Эта заметка практически без изменений перешла в Мартирологи эпохи Каролингов. В латинском Мученичестве Калогера и Парфения (BHL, N 1534) они названы братьями, уроженцами пров. Армения и евнухами консула Эмилиана. Впосл. К. и П. стали опекунами его дочери Анатолии Каллисты. Фульвий Эмилиан, консул в 244 и 249 гг. и приближенный имп. Филиппа Араба (244-249), является историческим лицом. Деций, придя к власти, арестовал К. и П., обвинив их в расхищении имущества консула Эмилиана, но узнав, что они христиане, изменил тему допроса (в тексте Мученичества этот переход выглядит довольно резко). Обещаниями и угрозами он пытался склонить их к отречению от Христа и принесению жертв языческим богам. Не преуспев в этом, он поручил мучеников префекту Либанию. Тот вторично допросил К. и П. по отдельности, но поскольку не смог переубедить их, то приказал сжечь заживо. Однако огонь не причинил вреда святым, и Либаний приказал их обезглавить. Рабы Анатолии Каллисты взяли тела мучеников и погребли их в крипте, где покоился сщмч. Сикст II , еп. Римский (пам. 10 авг.). В данном месте Мученичества начинается хронологическая путаница, поскольку Сикст II умер в 258 г., а казнь К. и П. автор относит к консульству Деция и Грата, т. е. к 250 г. В Мученичестве содержится монолог П. перед Либанием, в котором святой не только пересказывает Евангелие, но и приводит близко к тексту нек-рые члены Никео-Цареградского Символа веры. Поэтому можно отнести написание Мученичества к V в. или к более позднему времени. Составитель заметки в Мартирологе блж. Иеронима, видимо, знал этот текст или его прототип.

http://pravenc.ru/text/1320143.html

[Лат. Nemesius et Lucilla] († 257), мученики Римские (пам. зап. 25 авг., 31 окт., 8 дек.). Сведения о Н. и Л. содержатся в Мученичестве папы Стефана I (BHL, N 7845), к-рое, вероятно, было написано в VI в. и, по мнению исследователей, лишено исторической достоверности ( Amore A., Celletti M. Ch. Nemesio e Lucilla//BiblSS. Vol. 9. Col. 801-804). Согласно этому источнику, во время правления имп. Валериана (253-260) сщмч. Стефан, папа Римский (254-257), обратил ко Христу и крестил мн. язычников. К нему пришел военный трибун Н., у к-рого была единственная дочь Л., от рождения слепая, и попросил папу крестить их. После совершения таинства дева прозрела, и в тот же день еще большее число римлян уверовало в Истинного Бога. Затем сщмч. Стефан посвятил Н. во диакона. Об этом было доложено императору, к-рый приказал консулам Галлиену и Максиму разыскать бывш. трибуна и казнить его без судебного разбирательства. Однажды ночью Н. проходил по Аппиевой дороге мимо храма Марса, где в тот момент Галлиен и Максим приносили жертвы идолам. Увидев это, диакон обратился к Богу с молитвой о вразумлении консулов. Тотчас в Максима вселился бес, и он стал кричать громким голосом, что его сжигает христианин Н. и сокрушает своей молитвой. Выйдя из храма, Галлиен и Максим схватили диакона, надругались над ним, после чего Максим испустил дух. Н. смело исповедовал Христа перед Валерианом, к-рый, обвинив бывш. трибуна в человекоубийстве с помощью магии, заключил его в темницу. Л. была отдана под надзор нечестивой женщины Максимы. После этого Валериан приказал схватить Симфрония, управляющего имуществом Н., также христианина, и передать трибуну Олимпию для допроса. Трибун хотел узнать под пытками у Симфрония, где спрятаны деньги Н., и заставить его принести жертвы идолам. Управляющий сказал, что раздал все имущество хозяина нищим; по его молитве золотая статуя Марса расплавилась. Видя это, Олимпий уверовал во Христа и крестился у папы Стефана вместе с женой Эксуперией и сыном Феодулом. Через 3 дня, узнав о случившемся, Валериан и Галлиен приказали без суда умертвить Н. и его дочь. Л. перерезали горло на Аппиевой дороге перед храмом Марса. Как пишет автор Мученичества, Л. казнили 1-й, чтобы Н., видя страдания дочери, отрекся от веры. Однако диакон не изменил своих убеждений и был обезглавлен между Аппиевой и Латинской дорогами 25 июля (в нек-рых рукописях Мученичества день казни - 25 авг.). Папа Стефан похоронил останки мученика около места его казни, на Латинской дороге, недалеко от Рима (в арм. версии Мученичества (BHO, N 1098) говорится, что Н. и Л. были казнены в одном месте (лат. пер.: AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 477)). На следующий день были заживо сожжены Симфроний, трибун Олимпий, его жена и сын, к-рых папа Стефан также похоронил около Латинской дороги.

http://pravenc.ru/text/2564908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕНЕВЕНТО [Беневент; лат. Beneventum, греч. Βενεβεντς, итал. Benevento], город в Юж. Италии в обл. Кампания, архиеп-ство Римско-католической Церкви. Население архиеп-ства ок. 265 тыс. чел.; подавляющее большинство католики. История Самнитское поселение Малевент на р. Калоре вскоре после 300 г. до Р. Х. было завоевано римлянами, основавшими здесь колонию и переименовавшими город в Беневент (лат. bene - добрый, хороший вместо male - дурной, плохой) после решающей победы над Пирром (275 г. до Р. Х.). Город был важным пунктом на Аппиевой дороге и стал базой для римлян при завоевании Юж. Италии. Сохранились памятники рим. имп. времени: арка Траяна (Porta Aurea), руины рим. амфитеатра, античный мост (Ponte Lebbroso) на р. Сабато. В период поздней империи Б.- столица пров. Самний. После взятия Рима Аларихом в 410 г. Юж. Италия, в т. ч. и Б., подверглась набегам вандалов, герулов и готов. В кон. V в. Б. был взят войсками Одоакра, ставшего правителем Италии после падения Зап. Римской империи. После смерти кор. остготов Теодориха беневентанцы призвали на помощь знаменитого визант. полководца Велизария и город с окрестностями оказался под властью Византийской империи. В ходе начавшейся длительной византийско-гот. войны Б., как и мн. области Италии, стал ареной боевых действий. В 545 г. город осадили остготы во главе с Тотилой и, захватив его, разрушили стены Б. до основания. Однако они не смогли противостоять новой визант. армии во главе с Нарсесом, посланной имп. Юстинианом I . Византия, контролировавшая Италию нек-рое время, не сумела оказать решительного сопротивления вторжению лангобардов , к-рые захватили Б. в 571 г. Дукат (герц-ство) с центром в Б. был образован ими в 579 г. Его основание связано с именами 2 герцогов - Зотто († 591) и Арихиса († 641), к-рые вели интенсивные завоевания в Юж. Италии. При кор. лангобардов Автарисе (584-590) город был отстроен заново. Отдаленный от центров королевства лангобардов, дукат Б. постепенно стал фактически независимым от политики лангобардских королей. Б. сохранил независимость (со статусом принципата - княжества) и после завоевания Лангобардского королевства Карлом Великим в 70-х гг. VIII в. Столица княжества была переведена в Салерно; культурным и религ. центром с этого времени, и особенно после распространения клюнийского движения в X в., стало аббатство Монте-Кассино .

http://pravenc.ru/text/78020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕФИРИН Зефирин [лат. Zephyrinus; греч. Ζεφυρνος] († 26.08.217 или 218), свт. (пам. зап. 26 авг.), еп. (папа) Римский (со 198 (An. Pont. 2008. P. по др. версии, с 202/3). Евсевий , еп. Кесарийский, сообщает, что З. стал преемником свт. Виктора I на 9-м году правления имп. Септимия Севера (202/3) и после 18 лет управления Римской Церковью скончался в 1-й год правления Антонина Элагабала (218/9). В каталоге папы Либерия (Catalogus Liberianus) даются даты понтификата З. по консульской хронологии: согласно этому источнику, он занимал кафедру 20 лет - от консульства Сатурнина (Публия Марция Сергия Сатурнина) и Галла (Луция Аврелия Галла), т. е. со 198 г., до консульства Презента (Гая Бруттия Презента) и Экстриката (Тита Мессия Экстриката), т. е. до 217 г. В Liber Pontificalis обе датировки совмещены - сохранены указания на консулов, однако в соответствии со сведениями, приведенными Евсевием, З. приписано 18 лет понтификата (Евсевий включил в счет первый и последний годы пребывания З. на Римской кафедре), тогда как, согласно каталогу папы Феликса IV (III) (Catalogus Felicianus), З. занимал кафедру лишь 17 лет. В Liber Pontificalis кончина З. указана под 25 авг., в Мартирологе блж. Иеронима - под 20 или 21 дек. В сер. IX в. Флор Лионский поместил память З. под 26 авг., так же как в Древнем (Малом) Римском Мартирологе. Этот день памяти содержится и в др. каролингских Мартирологах (Адона Вьеннского, Узуарда). В XVI в. кард. Цезарь Бароний в Римском Мартирологе впервые назвал З. мучеником (ранее он почитался как исповедник). Согласно Liber Pontificalis, папа был погребен в отдельной катакомбе возле катакомб Каллиста на Аппиевой дороге. Впосл. эта катакомба была включена в состав катакомб Каллиста. О захоронении З. на Аппиевой дороге вместе с мч. Тарсикием упоминается в рим. итинерариях VII-VIII вв. О пастырской деятельности З. и его участии в богословских спорах кратко сообщается в «Церковной истории» свт.

http://pravenc.ru/text/199757.html

Археологи нашли место, где апостол Павел встречался с древнеримскими христианами 20 октября, 2015. Новостная служба Они нашли расположение древнеримское пристанище путников «Tres tabernae» 20 октября. Раскопки, проводимые Археологическим Управлением Лацио, под руководством Николетты Кассиери, позволили с точностью установить расположение древнеримское пристанище путников «Tres tabernae» («Три гостиницы»), где, вероятно, весной 61 года, апостол Павел встретился с христианами Рима. Древнеримское пристанище путников «Tres tabernae» («Три гостиницы»), то есть почтовая станция, расположенная на XXXIII миле Виа Аппиа, хорошо известно историкам раннего христианства и учёным, которые занимаются исследованиями жизни святого Павла. Именно там состоялась встреча апостола и христиан, о чем написано в Деянии Апостолов. «Тамошние братья (то есть христиане Рима), услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился» (28, 15-16). «Tres tabernae» упоминается Цицероном, который останавливался там в 59 году до нашей эры.  На древнейшей дорожной карте,  дошедшей до нас — Певтингеровой таблице — датируемой серединой четвертого века, почтовая станция «Tres tabernae» так же отмечена. Ученые долго спорили о возможном расположении «Tres tabernae» и вот группе археологов под руководством Николетты Кассиери, вероятно, удалось ответить на этот вопрос. «В начале 58-го километра, напротив дома дорожного смотрителя, были обнаружены не вызывающие сомнения остатки постовой станции: окольная дорожка, перпендикулярная к Аппиевой дороге, с хорошо сохранившимся каменным покрытием, с бордюрами, площадкой для маневров повозок, на которую выходили два здания поменьше, одно из которых, вероятно, предназначалось для стоянки повозок, а другое служило конюшней. Рядом были обнаружены следы зданий терм, цистерн, комнат, связанных с широким двором и большой жилой дом, комнаты которого оформлены прекрасными фресками, а полы украшены мозаиками. Здания были датированы в основном между первым и вторым веками христианской эры», — сообщает радио Ватикана.

http://pravmir.ru/arheologi-nashli-mesto...

Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси/Православие.Ru Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version Православие.RU   Культура   Встреча с Православием Интернет-журнал Колонка главного редактора Общество Семья Культура Идеи и концепции Книжная закладка Гость сайта Вопросы священнику Новости Пресса Аналитическое обозрение Документы истории Полемика Мониторинг СМИ Фотогалереи Сретенский монастырь Поместные Церкви Православный Календарь English Edition Аудио Видео Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены церковное богослужение праздника и многочисленные иконы Рождества Христова, неоднократно становившиеся предметом внимания исследователей, богословов и искусствоведов, темой для художественных выставок. Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание, в том числе апокрифическое протоевангелие Иакова.  Трон Максимиана.Фрагмент.Сер.6 в.Архиепископский музей в Равенне. Самые ранние сохранившиеся изображения Рождества Христова относятся к 4 веку. В катакомбах св. Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских  саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел как исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Именно так представлено Рождество на саркофаге из Латеранского музея, на саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге Рима, на окладе Миланского Евангелия (6 века). По всей видимости, Богоматерь изображалась сидящей в подтверждении того, что безболезненно родила Христа, и поэтому, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе. Это подчеркивали в своих творениях св. Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, а позже – в Четьих Минеях св. Димитрий Ростовский.

http://pravoslavie.ru/jurnal/05122712494...

Петр и Павел – почитай о них в метро или за ужином. И они зайдут к тебе в гости Приключенческий роман и увлекательная переписка – как еще совершить путешествие в мир апостолов 12 июля, 2021 Приключенческий роман и увлекательная переписка – как еще совершить путешествие в мир апостолов Как попасть в собор Петра на месте цирка Нерона, увидеть белую статую Павла и посетить его могилу в крипте базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, рассказывает монахиня Елизавета (Сеньчукова). Но чтобы встретиться с апостолами Петром и Павлом, необязательно ехать в Рим – можно и просто почитать о них, сидя в уютном кафе или в любимом домашнем кресле. И тогда они сами придут в гости. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Ты приезжаешь в Рим и первым делом идешь в собор святого Петра – главный храм Католической Церкви. Он огромный, художественно совершенный, подавляющий своими размерами. Ты заходишь, не задумываясь, что это великолепие воздвигнуто над цирком Нерона, где в 64 году был распят апостол Петр. Здесь же была и его могила. Теперь это мрачное место стало яркой достопримечательностью, здесь фотографируются веселые туристы, толпятся паломники со всего света. Ты смотришь на этот центр христианского мира и думаешь не о цирке Нерона, а о, скажем, сериале «Молодой папа» или о том, как было бы здорово попасть на папскую проповедь. Не потому что ты очень любишь Римского Папу, а потому что – ну Папа же, как его упустить? Только когда вы спуститесь в крипту (кстати, без экскурсии туда попасть нелегко), увидите капеллу над могилой апостола – вас внезапно пронзит: конечно, это же здесь было. И из облака белых колонн, из тени Пьеты Микеланджело, из толпящихся мраморных скульптур выплывет фигура малограмотного и слабохарактерного (ну слабость же – и отречение от Христа у дома первосвященника, и попытка бежать от верной гибели из Рима – кстати, на древней Аппиевой дороге, месте явления Христа убегающему ученику, стоит часовня «Quo vadis?», «Куда идешь?», тоже святыня, которую стоит посетить просто для атмосферы) рыбака с глубокой и искренней верой. «Ты Христос – Сын Бога Живаго!» – ни на секунду он не усомнился, побежал к гробнице Господа, едва услышал о Воскресении.

http://pravmir.ru/petr-i-pavel-pochitaj-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ [греч. Πστις, Ελπς, Αγπη, Σοφα; лат. Fides, Spes, Caritas et Sapientia] († ок. 120 или ок. 137), мученицы (пам. 17 сент.), пострадали в Риме при имп. Адриане. Знатная вдова С. воспитала в благочестии 3 дочерей, к-рым дала имена, соответствующие 3 христ. добродетелям. Отроковицы отличались необычайной красотой и благоразумием. Узнав, что они христианки, правитель италийской области Антиох доложил о них императору. Тот призвал их к себе и, обещая различные почести, склонял принести жертву Артемиде, но они открыто исповедали веру во Христа. В. было 12 лет, Н.- 10, Л.- 9 лет. На глазах матери их по очереди подвергали пыткам, а затем казнили. Но ни одна из мучениц, видя страдания сестер, не поколебалась в вере, а стоящая рядом С. призывала их быть стойкими и не бояться мук. С. погребла тела дочерей недалеко от города и пребывала на их могиле в непрестанной молитве, а на 3-й день скончалась. Она также считается мученицей, хотя приняла страдания за Христа не телом, а сердцем. По одной из версий жития, принадлежащей медиоланскому пресв. Иоанну (VIII в.), эти святые происходили из Медиолана (совр. Милан) и С. приняла мученическую кончину вскоре после казни дочерей в 18 милях от Рима. Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Мученицы София, Вера, Надежда и Любовь. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) По мнению болландистов, эти мученицы не были реальными личностями, а представляли собой аллегории, персонификации христ. добродетелей. Упоминания о них отсутствуют в древнейших мартирологах; наиболее ранними свидетельствами их почитания являются 2 описания паломничеств VII в. (Зальцбургский и Малмсберийский итинерарии) и относящаяся ко времени папы Григория I Великого (590-604) «Notula oleorum» из Монцы, содержащая перечень ампул с лампадным маслом от гробниц мучеников, принадлежавших лангобардской кор. Теоделинде. В «Notula oleorum» указано, что гробницы мучениц Пистис, Елпис, Агапи и Софии находятся в крипте, на кладбище св. Панкратия, на Аврелиевой дороге, могила мучениц Sapientia, Fides, Spes и Caritas - на кладбище св. Каллиста, на Аппиевой дороге, между гробницами мучениц Сотириды (пам. греч. 11 февр.) и Цецилии (Кикилии) (пам. 22 нояб.). Предполагают, что речь идет о др. группе одноименных мучениц (Ф. Х. Мёрфи).

http://pravenc.ru/text/150377.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕ РОССИ [итал. De Rossi] Джованни Баттиста (23.02.1822, Рим - 20.09.1894, Кастель-Гандольфо), один из основателей археологии христианской и ее популяризатор, исследователь рим. катакомб, специалист по позднеантичной эпиграфике, истории и топографии Рима, писатель, редактор и издатель. Дж. Б. Де Росси. Фотография. Кон. 80-х гг. XIX в. Дж. Б. Де Росси. Фотография. Кон. 80-х гг. XIX в. Отец - командор Камилло Луиджи Де Росси, мать - Марианна Марчеза Брути. До 1838 г. Де Р. посещал подготовительное отд-ние иезуитского Римского коллегиума; в 1838-1840 гг. изучал философию и юриспруденцию в Папском ун-те Сапиенца; получив докторскую степень, занял должность писца Ватиканской б-ки и приступил к составлению каталога рукописей, свободный доступ к к-рым, как и к архивам Ватикана, стал источником его научной работы. Со студенческих лет Де Р. собирал древние надписи христ. Рима. К 1857 г. у него был готов 1-й том описания коллекции, вобравший 1126 текстов (затем расширен до 1374; 2-й том вышел в 1888). Де Р. создал хронологическую экспозицию собрания эпиграфики, которая вместе с коллекцией христ. саркофагов легла в основу возникшего в 1854 г. собрания раннехрист. древностей в Латеранском дворце, сохранившего систему показа Де Р. (c 1970 собрание доступно для посетителей Музеев Ватикана). Де Р. собирал также материалы по раннехрист. живописи и издал свод мозаик (Mosaici cristiani. 1872). Главные открытия сделаны Де Р. при изучении катакомб, где в сер. 40-х гг. XIX в. им был применен новый метод. Он предположил, что места погребения мощей мучеников нужно искать вблизи главных входов в катакомбы, определяя их по оставленным паломниками отметкам (граффити и др.). Его правоту доказала находка «кладбища пап» III-IV вв. на Аппиевой дороге ; после этого католич. Церковь в лице папы Пия IX решила взять раскопки Де Р. под покровительство. Де Р. сделал ряд новых выводов: катакомбы начали строить не христиане и не для совершения литургии, а также не для укрытия в период гонений. Это языческие некрополи Рима, к-рые христиане использовали как кладбища во 2-й пол. II-V в., а с посл. четв. III до нач. IV в. как места поминальных служб и совершения литургии. Ранние христиане были членами хорошо организованных погребальных сообществ и происходили не только из беднейших слоев Рима; христианство и язычество в рим. обществе III в. тесно соприкасались. Де Р. видел в катакомбах неисчерпаемый источник сведений по истории, литургике, искусству. Не умея комплексно проанализировать массовый материал катакомб (керамику, светильники, монеты), он стремился к трезвой оценке этого источника (напр., отказался от трактовки погребального инвентаря как свидетельства мученичества), что является исключением в католич. науке сер. XIX в.

http://pravenc.ru/text/171753.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010