Русский перевод пересмотренного и исправленного издания Библейского словаря, составленного Эриком Нюстремом в 1868 г. А    Аарон • Аароновы потомки • Аваддон • Авана и Фарфар (Парпар) • Аварим • Авва • Аввакум • Аввеи • Аввим • Август • Августово рассмотрение • Авдемелех • Авденаго • Авдий • Авдон • Аве-Ситтим • Аведдар • Авель-Беф-Маах • Авель-Керамим • Авель-Мехола • Авелмехола • Авель-Мицраим • Авель или Хавель • Авен • Авен-Езер • Авенир • Авесса • Авессалом • Ави • Авиам • Авиафар или Эвиафар • Авив • Авигея • Авизер 1 или Иезер • Авилинея • Авимелех • Авинадав • Авиноам • Авирон • Ависага • Авитала • Авихаиль • Авишуй • Авиуд • Авия • Авнан • Аврам, Авраам • Ав • Авран • Агав • Агава • Агаг • Агарь • Агаряне • Аггей • Аггифа • Агнец • Аголиав • Агур • Ад • Ада • Адам • Адама • Адар • Адда • Аддий • Адер • Адифаим • Адма • Адолламская пещера • Адони-Везек • Адонирам • Адониседек • Адония • Адораим • Адраазар • Адрамелех • Адрамит • Адриа • Адриэл • Адуммим • Азаил • Азария • Азека • Беф-Азмавеф • Азор • Азот • Аиалон • Аин • Аир • Аист • Акелдама • Акила • Акка • Аккад • Акравим • Алебастр • Александр • Александрийцы • Александрия • Аллилуйя • Алмодад • Алмон, Аллемеф • Алой • Алтарь • Алфей • Альфа и омега • Амадаф • Амалик • Амаликитяне • Амаликова гора • Аман • Амана • Амария • Амаса • Амасай • Амасия • Амвон • Амврий • Амелсар • Амессай • Амий • Аминадав • Аминь • Амми • Аммонитяне • Амнон • Амон • Аморреяне • Амос • Амплий • Амрам • Амрафел • Амфиполь • Ана • Анав или Анаф • Анамеил • Анамелех • Анамим • Ананий • Анания • Анания, Мисаил и Азария • Анафема • Анафоф • Ангел • Ангел Господень • Андрей • Андроник и Ония • Анна • Аннон • Антипа • Антипатрида • Антиохия • Антихрист • Анхус • Аод • Апокрифический • Аполлония • Аполлос • Апостол • Аппиева площадь • Апфика • Ар и Ар-Моав • Ара • Аравия, Аравитяне • Арад • Арам • Аран • Арарат • Арба • Арвад • Арвадены • Аргов • Ареопаг • Арета • Аримафея • Ариох • Аристарх • Аристовул • Ариэл • Аркей • Армагеддон • Армения • Арнон • Ароэр • Ароир • Арпад • Арса • Артаксеркс • Артем • Арум • Арфаксад • Архангел • Архелай • Архи • Архипп • Архитянин • Арюбов • Ас, Аш. • Аса • Асаил • Асаия • Асардан • Асасель • Асаф • Асенефа • Асийские начальники • Асинкрит • Асир • Асирово колено • Асироф • Асия • Аскалон • Аскеназ • Аснафар • Асор • Асарские царства • Ассуир • Ассупим • Асс • Ассур • Астароф • Астарта • Астинь • Атах • Атароф • Атталия • Афарим • Афарсафхеи, Афарсахеи • Афек • Афин • Афины • Афни • Ахав • Ахаз • Ахаик, Фортунат и Стефан • Ахаия • Ахан • Ахзив • Ахиил • Ахикам • Ахим • Ахимаас • Ахимаац • Ахимелех • Ахинадав • Ахиноама • Ахиноамь • Ахио • Ахисар • Ахитофел • Ахитув • Ахия • Ахор • Ахса • Ахсаф • Ашан • Ашбея • Ашима • Ашна • Аштерофа • Ашур

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И апостол Петр продолжил свою проповедь. Предание говорит, что, уйдя из Иерусалима, он пришел в Рим, где и возглавлял Церковь на протяжении более  двадцати лет. В Риме есть так называемая Аппиева дорога. По ее булыжникам, где когда-то гремели подкованными подошвами сандалий римские легионеры, сейчас проносятся легкие авто. Иногда встретится туристический автобус, переваливающийся с боку на бок на неровностях древней дороги. Тогда, чтобы тебя не задело, приходится прижиматься к стене — это очень узкая дорога. Огораживающая ее стена помнит апостола Петра… При выходе из города, где античная стена заканчивается, можно увидеть маленький средневековый храм. Многие слышали о древней легенде, отраженной в романе Генриха Сенкевича «Камо грядеши?» Апостол Петр, услышав, что император Нерон замышляет убить его, решил покинуть Рим. И на старой дороге, при выходе из города, он повстречал Иисуса Христа. Пораженный Петр воскликнул:  «Domine, quo vadis?» — «Господи, куда идешь?» Спаситель ответил: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Устыдившийся Петр повернул назад, в город, где был схвачен и казнен. Маленький храм построен на том самом месте, где Петр повстречал Христа. Здесь сохранено место, на котором стоял Христос. Храм украшен древними иконами, фреской, изображающей распятие апостола Петра. Это очень странное распятие: оно… перевернуто. Апостол, когда его привели на место казни, заявил, что считает себя недостойным быть распятым так же, как распяли Христа. Тогда Петра прибили ко кресту, и под улюлюканье потешающейся толпы подняли на кресте вверх ногами. Это произошло около 66 года в цирке Нерона... Там, в садах за цирком Нерона, апостола Петра и похоронили. Менее чем через 300 лет император Константин приказал построить на этом месте храм. Сам цирк был превращен в обширную площадь. В Средние века обветшавший храм, построенный Константином, был разобран. На этом месте воздвигнут самый большой христианский храм в мире: Собор святого апостола Петра. Автор — редактор сайта  " Азбука веры "

http://foma.ru/ucheniki-apostol-petr.htm...

Трудно встретить человека, который изучая эти достопримечательные лобные места с их исполинскими арками, эти величественные развалины древнеримской славы, не содрогнулся бы перед ними, как перед явственными следами Божественного приговора над Римом, и не оставил бы на них, как на глубоко назидательном предмете, своей угрюмо серьёзной мысли. Римский Колизей находится между Эсквилинским холмом с древними банями Тита, Целием и Палатинским холмом с его достопримечательными развалинами императорских дворцов. К юго-востоку, в стороне от него, красуется триумфальная арка Константина, а недалеко отсюда, где тянется славная Аппиева дорога, по направлению к северо-востоку, – врата Тита. Отсюда знаменитая в древности священная дорога (via sacra) ведёт мимо прекрасной базилики Константина к древнему храму Пенатов (домашних богов), из развалин которого выстроена церковь святых Космы и Димиана. Здесь же находится и древний римский форум (площадь) с его изящными колоннами. При входе в форум есть прекрасная триумфальная арка Септимия Севера, недалеко от неё – остатки храмов Фортуны и Конкордии. Затем – сенаторские палаты и знаменитейший Капитолий, с высоты которого превосходно смотреть на форум. Теперь это место называется коровьим полем (campo vaccine), так как оно служит пастбищем для скота. По внешности Флавиев амфитеатр, или Колизей, представляет собой громаднейший эллипс, вид громаднейшего яйца. Округлённые огромные каменные стены Колизея на половину высоты видны и доселе со всех сторон, а на северной стороне они, по словам очевидцев, сохранились невредимыми во всём своём объёме. Колизей теперь находится, как и все почти остатки зданий древнего Рима, как бы в глубоком рве, так как мусор, в продолжение целых столетий накопившийся здесь, так возвысил поверхность вечного города, что нижние этажи древних построек и сооружений нельзя и видеть. Три огромных этажа с дорическими, ионийскими и коринфскими колоннами возвышаются здесь нагромождённые один на другой, а над ними возвышается четвёртый, ещё более высокий ярус, так что высота всего Колизея достигает до 26 сажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Деян.28:14 .  где нашли братьев, и были упрошены про­быть у них семь дней, а по­том по­шли в Рим. Великое доверие и расположение Юлия к Павлу еще раз выразилось в любезном разрешении промедлить еще 7 дней в Путеолах, по просьбе тамошних братьев-христиан, причем, вероятно, остальные узники и большинство конвоя отправились в Рим без остановки в Путеолах. Деян.28:15 .  Тамошние братья, услы­шав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел воз­бла­го­дарил Бога и ободрил­ся. «Услышав о нас...», благодаря более раннему прибытию других узников и вообще живым сношениям Путеол с Римом. «Аппиева площадь», – небольшой городок верстах в 60 от Рима, назван так по имени устроившего его – Аппия Клавдия. «Три гостиницы» – местечко для остановки проезжающих верстах в 40 от Рима. «Возблагодарил Бога и ободрился». Два года плена в Кесарии, долгое путешествие, трехмесячное пребывание на Мальте ввиду нового узничества в Риме – все это не могло не утомить энергию и силы апостола, и потому понятно, как живительно было для него сочувствие и любовь христиан. «Смотри, как и он испытал при этом некоторое человеческое чувство. Тот, кто совершил столько чудес, при виде братии ободрился. Отсюда мы видим, что он по-человечески получал и утешения, и огорчения» (Златоуст). Деян.28:16 .  Когда же при­шли мы в Рим, то сотник перед­ал узников военачальнику, а Павлу по­зволено жить особо с во­ином, стерегущим его. «Пришли в Рим». Это было в марте 61 – го года, в 7-й год царствования Нерона. Без сомнения, вследствие добрых отзывов о Павле Феста ( Деян.25:26–27 ) и сотника Юлия, «Павлу позволено жить особо с воином стерегущим его» (см. к Деян.24:27 ), отдельно от обыкновенных узников и с большой свободой (ср. Деян.28 и Деян.28:31 ). Деян.28:17 .  Через три дня Павел созвал знатней­ших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего про­тив народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима пред­ан в руки Римлян. «Чрез три дня» – т. е. по прибытии в Рим, проведенных отчасти в отдыхе, отчасти в беседах с посещавшими апостола христианами и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неизвестный город, расположенный в Македонии между Амфиполем и Фессалониками. Точные координаты не известны. Аппиева площадь Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился. Город на Аппиевой дороге, ведущей из Рима на юг. Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии. Провинция Римской империи (проконсульская Асия) с главным городом Ефес, в которую входила западная часть нынешней Малой Азии. Название в дальнейшем распростра­нилось на весь Азиатский континент. Мы пошли вперед на корабль и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком. Город на берегу Эгейского моря напротив острова Лесбос (ныне город Бейрам). Точные координаты не известны. Атталия И, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию. Город в Памфилии на берегу Средиземного моря, названный в честь его основателя Атталии Филадельфа, пергамского царя. Совр. – Анталья. Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились. Главный город древней Аттики и знаменитая столица Греции, колыбель европейской цивилизации. Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище. Наименование, данное Римом южной части покоренной им и разделенной на две части Греции. Вавилон Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона. Вавилон — один из городов Древней Месопотамии, располагавшийся в исторической области Аккад. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Город в Македонии к западу от Фессалоник, близ Олимпа. Вифиния Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их. Провинция Малой Азии севернее Мисии и Галатии на берегу Черного моря, на территории современной Турции.

http://azbyka.ru/shemy/geografija-knigi-...

Публий был человеком гостеприимным, потому что принял их, не зная ничего о них, а только по состраданию к их участи, и дал покой двумстам восьмидесяти человекам, видя в этом пользу для себя. «Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе». Дизентерия, болезнь трудноизлечимая, исцеленная Павлом, обратила к вере во Христа многих. Деян.28:11–14 .  Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове, и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня. Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол, где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим. Почти всегда, особенно на кораблях александрийских, было в обычае делать такие изображения около носа корабля справа и слева. А так как, при тогдашнем господстве идолослужения, изображены были, вероятно, на этом корабле «Диоскуры», то из этого заключим, что корабельщиком на нем был иноземец и идолопоклонник. Деян.28:15–16 .  Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился. Когда говорит «до Аппиевой площади и трех гостиниц», обозначает некоторые местности перед Римом. Первая, Аппиева площадь – местность, где находилась статуя Аппия; от этого, вероятно, местность эта и названа площадью перед статуей. «Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился». Хотя и сотворил столько чудес Павел, однако же получил больше дерзновения от того, что увидел братию. Отсюда мы узнаем, что он по-человечески принимал и утешение, и противоположные отношения к нему. Деян.28:16–18 .  Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его. Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Время сокрыло от нас историю создания этих необычных сооружений. Исследователи обладают лишь возможностью реконструировать ее, а не описать по документам, которыми они не располагают. Церковная археология, основателем которой в Италии был Дж. Б. Росси (1822 - 1894), много сделала для изучения катакомб, которых было несколько десятков (более 60-ти). Изумляет протяженность подземных коридоров -более 500 километров. В них было погребено более 2-х миллионов христиан. Большинство их приняло святое мученичество. Факты эти выразительны. Они красноречиво свидетельствуют и о масштабах распространения христианства и о той великой борьбе, которая предшествовала полной победе учению Христа. Живший на рубеже II и III столетий апологет Тертуллиан писал, обращаясь к язычникам: " Мы недавние. Но мы наполнили вашу империю, ваши города, ваши острова, ваши племена, ваши казармы, дворцы, собрания и сенат " . Наши поломники смогли посетить только катакомбы св. Каллиста, расположенные в южной направлении. Автобус вез нас по самому древнему пути - знаменитой Аппиевой дороге, построенной цензором Аппием Клавдием в 312 г. до Р.Х. Она называется regina viarum (царица дорог). В Деяниях св. Апостолов (28:15) упоминается Аппиева площадь. Это был городок примерно в 60 км от столицы. Здесь братья-христиане встретили великого благовестника Павла, которого вели на суд кесаря. Пройдя еще 15 км. апостол-узник и сопровождавшие его пришли в местечко, называвшееся Три гостиницы. Еще одна группа христиан вышла им на встречу. " Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился " (28:15). Прежде чем спуститься в прохладу древнего подземелья, мы полюбовались красотой окружающей местности. Живописные кипарисовые аллеи, строгие линии уже покрывшихся густой яркой зеленью кустов, спокойное майское солнце усиливали то радостное настроение, которое было у нас с утра. Медленно спускаемся вниз. Хочется испытать, хотя бы на минуту, те же чувства, какими жили братья и сестры по вере. Восемнадцать или девятнадцать столетий, нас отделяющие, не имеют значения. Время, столь разрушительное для всего земного, не имеет власти над духовным миром. Ему даны иные законы. Люди, жившие и молившиеся в этих катакомбах, родились раньше нас, но сейчас мы современники. Мы члены одной Церкви: они уже на Небе, а мы пока стремимся к ним. Но нас связывают духовные узы, мы составляем единое Тело Христово - святую Церковь.

http://pravoslavie.ru/6062.html

В античные времена древняя Аппиева дорога находилась за чертой города и начиналась она от Капенских ворот (Porta Capena), являвшихся частью Сервиевой стены. В конце I века Капенские ворота отреставрировали, но с расширением городских окраин эти ворота потеряли свое значение. В конце 70-х годов XIX века от них остались только развалины, которые были раскопаны вместе с частью Сервиевой стены. В наши дни от этих ворот остались некоторые фрагменты, но в память о них назвали площадь Piazza di Porta Kapena рядом со станцией метро Circo Massimo. От античных Капенских ворот Аппиева дорога проходила к другим воротам – Порта-Аппия (Porta Appia), являвшимся частью Аврелиановой стены, построенной в III веке. В раннехристианский период эти ворота получили и другое название, в честь мученика Себастьяна – ворота святого Себастьяна (Porta San Sebastiano). От них паломники ходили по Аппиевой дороге к расположенным на ней базилике Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура и катакомбам святого Себастьяна. Поэтому в наше время отсчет первых метров Древней Аппиевой дороги, вошедших в городскую черту, начинается именно от этих самых больших и хорошо сохранившихся городских ворот античного Рима – ворот святого Себастьяна. Когда-то на Аппиевой дороге каждая ее миля отмечалась специальной колонной, с обозначением на ней расстояния и с указанием имени правившего на тот момент императора. В память об этом паломник может увидеть в ста метрах от ворот Порта-Аппия в городской стене, где реконструирован фрагмент мильного столба в виде колонны (Prima colonna miliaria), обозначавшей первую милю (1478 метров) от Капенских ворот (см. фото). Сам оригинал этой колонны, обнаруженной в 1584 году, является сегодня частью балюстрады на лестнице Капитолийского холма в Риме. Из окна автобуса первые сотни метров этой знаменитой дороги, ведущие от ворот святого Себастьяна, не производят того впечатления, какое сложилось после чтения о ней исторической и справочной литературы или созерцания пейзажной картины Александра Иванова (1806–1845) «Аппиева дорога (VIA APPIA) при закате солнца» (1845). Совсем не похожа она и на посвященную ей сюрреалистическую гравюру итальянского археолога и мастера архитектурных пейзажей Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778), имеющуюся в римских справочниках для туристов.

http://bogoslov.ru/article/1331533

748 «Молим тя, благый царю... имхомъ от Петра». – Между словами «царства своего» и «яко Павелъ оскоръбивъ» данного фрагмента в греческом тексте помещалась, собственно, просьба иудеев, выпавшая из славянского перевода: не приближаться Павлу к этим пределам. 749 Симон волхв – современник апостолов, родом из Гиттона (Самария). Стоял у истоков гностицизма, представляющего собой совокупность религиозно-философских учений, подходивших к христианству с точки зрения языческого (как еллинского, так и восточного) духовного опыта. Деяния (8, 9–24) сообщают, что вслед за крещением Симон попытался купить себе дар низведения даров Святого Духа, за что был обличен апостолом Петром. Дополнительные сведения о Симоне представляют ранние христианские писатели (Ириней, Ипполит и др.). Известно, в частности, что, добиваясь «согласования» своего учения с христианством, он объявлял себя «отцом», «сыном» и «святым духом». 755 Дидим (совр. остров Липари) – крупнейший остров в группе Липарских островов в Тирренском море у берегов Сицилии. 756 Путеол (совр. Поццуоли) – порт, один из богатейших торговых городов Римской империи, находится в 10 км от Неаполя. 757 Диоскор же Навкрилъ... – Не будучи переведенным, «Навкрилъ» (владелец корабля, капитан) истолковано переводчиком как прозвище. В отношении же имени Диоскор уместно вспомнить, что в канонических Деяниях Диоскурами (Диоскорами) назывался корабль, на котором апостол Павел прибыл в Путеол. 758 ...Ваасъ. – Имеется в виду Байи (совр. Байа-е-Латина), курортный город в итальянской провинции Казерта, где располагались дворцы римской знати на море. 761 ...Трибула Таверни. – Три Таверны (Три Гостиницы, совр. Чистерна-ди-Латина), городок неподалеку от Рима. 762 ...Апьпио Форо... – Аппиев Форум (Аппиева Площадь), местечко неподалеку от Рима, названное по имени основавшего его Аппия Клавдия. 771 Агриппа – Ирод Агриппа II, воспитывавшийся при дворе римского императора Клавдия, упоминается в 25-й главе канонических Деяний. Там описана встреча апостола Павла с Агриппой в Самарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Затем из книги Деяний Апостольских видно, что, начиная со второго путешествия св. Ап. Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Он был при Ап. Павле, как во время первых его уз, из которых написано послание к Колоссянам и Филипийцам, так и во время вторых его уз, когда написано 2-ое послание к Тимофею и которые закончились мученической смертью. Есть сведения, что после смерти Ап. Павла св. Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии. Св. мощи его при императоре Констанции (в середине 4-го века). были перенесены оттуда в Константинополь вместе с мощами св. Ап. Андрея.    Как видно из самого предисловия третьего Евангелия, Св. Лука написал его по просьбе одного знатного мужа, «достопочтенного» Феофила, жившего в Антиохии, для которого он написал затем и книгу Деяний Апостольских, служащую как бы продолжением Евангельского повествования (См. Лк. 1 и Деян. 1:1-2). При этом он пользовался не только повествованиями очевидцев служения Господа, но и некоторыми, уже существовавшими тогда письменными записями о жизни и учении Господа. По его собственным словам эти письменные записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, а потому и Евангелие его отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.    «Державный Феофил», для которого написано третье Евангелие, не был жителем Иудеи, и не бывал в Иерусалиме: иначе не нужно было бы св. Луке делать ему разные географические пояснения, в роде, напр. того, что Елеон находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути и т.п. С другой стороны, ему, видимо, известнее были Сиракузы, Ригия, Путеол в Италии, Аппиева площадь и Три Гостиницы в Риме, упоминая о коих в кн. Деяний, св. Лука не делает никаких пояснений. По утверждению Климента Александрийского (начало 3-го столетия), Феофил был богатым и знатным жителем Антиохии (Сирия), исповедовал веру Христову, и дом его служил храмом для антиохийских христиан.    На Евангелии от Луки явно сказалось влияние Св. Ап. Павла, спутником и сотрудником которого был св. Лука. Как «Апостол язычников» св. Павел старался более всего раскрывать ту великую истину, что Мессия — Христос пришел на землю не для иудеев только, но и для язычников, и Он есть Спаситель всего мира, всех людей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010