10. Глаголаша учнцы аще так вина человк съ женою, лчше не женитис. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться 11. нъ же реч имъ: не вс вмщаютъ словес сег, но имже дано Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано Услышав строгое учение Христово о браке, апостолы возразили: в таком случае лучше не жениться, т. е. лучше бороться с самим собою, чем с злою женою, соединившись с нею навсегда (Злат.). Что же ответил им И. Христос на это? Не вси вмещают словесе сего (слово сие) и пр. Т. е. не все могут осуществить слово сие о безбрачии, не все могут вести жизнь безбрачную; но только те, кому это дано, т. е. это особый дар некоторым от Бога. Как понимать этот дар? «Когда слышишь: кому дано, пишет св. Григорий Богослов , то присовокупляй: дано призываемым и имеющим к тому расположение, дано достойным; а то, чтобы стать достойными, не только получили они от Отца, но и сами себе дали». Это значит, что вести жизнь безбрачную, уподобляющую человека ангелам и Самому Христу, составляет высокую добродетель; а так как это очень трудно, то тут и нужна особенная Божия помощь дар Божий: но этот дар или помощь Божия дается не помимо воли самого человека, а вследствие его желания вести жизнь безбрачную и борьбы с самим собою. Посему такая жизнь и составляет подвиг. Почитайте жития святых, подвижников, особенно преподобных отцев и пустынножителей. Пусть на указанные слова Христовы обратят внимание те из наших глаголемых старообрядцев или раскольников, и последователи новейшего лжеучителя графа Толстого, которые отвергают брак! Их учение непрямо ли противоречит учению Христову?! Господь, присутствовав на браке в Кане Галилейской, Сам, не освятил ли брака? Он с любовию благословлял детей (13 ст. Мк. 10:13 ; Лк. 18:15 ). Апостол Христов в своих посланиях брак называет честным и брачное ложе нескверным ( Евр. 13:4 ). Другой апостол отвергающих брак относит к разряду еретиков ( 1Тим. 4:1–3 ). И св. Златоуст пишет: «сказал Господь: кому дано, с одной стороны для того, чтобы ты познал, как велик подвиг, а с другой, – чтобы ты не представлял его для себя необходимым».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

7. Молщес же не лишше глаголите, коже зычницы: мнтъ бо, к во своемъ услышани бдтъ: А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны Язычники (о них чит. в объясн. 47 ст. 5 гл.). В молитвах к своим богам язычники обыкновенно часто многословили, т. е. производили долгие моления, многократно повторяя одно и тоже и полагая, что именно этим они могут вынудить у богов то, чего просят. «Под многоглаголанием, пишет св. Златоуст, разумеет здесь Спаситель пустословие, т. е. когда просим у Бога бесполезного или греховного, напр., хорошей погоды, когда нужен дождь, славы, множества, богатства, наказания врагу и т. п.» Нет сомнения, что Спаситель этими своими словами не запрещает продолжительных молитв, а требует только, чтебы наши молитвы не были внешними, бездушными, но были бы искренними и сердечными (Мих.), т. е. чтобы, молясь устами, молились мы и сердцем и умом. Апостол Иаков составил первую литургию продолжительную. У первых христиан богослужения были продолжительные. 8. не подобитес убо имъ: всть бо цъ вашъ, ихже требете, прежде вашег. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него Эти слова Спасителя, конечно, не значат того, что мы не должны просить у Бога в молитве, что нам нужно. Нет, Он же Сам учит нас просить Его о своих нуждах (7 гл. 7 ст. 21 гл. 22 ст.), Он далее предлагает и образец самой молитвы (9 ст. и дал.); но они значат, что молиться Богу должно не для того, чтобы известить Его о своих нуждах, но для того, чтобы на молитве приблизиться к Нему, смириться и вспомнить грехи свои пред Ним (Злат, и Феоф.); кроме того, чтобы выразить сознание своей зависимости от Него во всем. «Чтобы нищему принять милостыню, ему надобно протянуть руку; чтобы младенцу принять пищу, ему надобно раскрыть уста; подобно сему и человеку надобно молиться, чтобы принять от Бога Его дары» (Троиц, лист.). 9. Сице убо молитес вы: че нашъ, иже на нбсхъ, да ститс им тво:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Вооружившись смелостью, я предложу вашему вниманию более обильные свидетельства, чтобы показать из Священного Писания – Евангелий, пророков и апостолов, под водительством Христовым, как заграждаются уста говорящих неправду, и чтобы просветить сердца желающих Слова. Откуда начать нам, как не от Того, Кто сказал о Себе: «Я есмь... начало и конец» ( Апок.21:6 )? Пусть же каждый из вас сосредоточит все свое внимание, оставив всякие житейские заботы. Господь сказал: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» ( Мф. 24:4–5 ; Лк.21:8 ). И опять: «берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Но, говорит, «по плодам их узнаете их» ( Мф. 7:15–16 ). То есть: по их речам, по ложным пророчествам, по лицемерию их, по худой славе, по их ругательствам – вы их узнаете. «Не может... дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф.7:18 ). Ведь всякое дерево узнается по своему плоду. Так и вы узнаете таковых людей по их плодам. И узнавши, не принимайте их в свои дома, не входите с ними в общение, не ведите с ними бесед, не повергайте бисера вашего перед ними, но берегитесь их закваски, то есть, их ереси. Никто из вас да не пренебрегает сказанным: ведь это говорит сам Бог. Слушайте, пастыри, голос верховного Пастыря; слушайте, как разоблачает и отгоняет Он тайных волков; слушайте и будьте внимательны и к себе самим, и ко всему стаду. «Берегитесь псов» ( Флп. 3:2 ), берегитесь хищников, – потому что «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник» ( Ин.10:1 ). В другом месте о них говорит Господь: «кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ), а им говорит Он: «ваш отец диавол» ( Ин.8:44 ). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» ( Мф.23:13 ). А в другом месте заявляет им: «Вы не из овец Моих» ( Ин.10:26 ). Видите, как Господь повсюду изобличает и посрамляет нечестивых, чтобы вас предохранить от заблуждения? О, неизъяснимое снисхождение! О, неисчерпаемая благость! Что воздадим мы Господу за все это? Чем оправдаемся перед верховным Пастырем? Вот, о, пастыри и сопастыри, немногое из многого! Видите, как повсюду Господь, утверждая нас, взывает в святых Своих Евангелиях, смотрите, бодрствуйте, будьте внимательны, будьте усердны, боритесь? И не только в Евангелиях взывает так, но и устами богоносных пророков и богословов-учеников вещает то же самое, – потому что во всех говорит Он, как Ему угодно, что подтверждает и Павел, заявляя, что в нем говорит Христос ( 2Кор.13:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Единственно благий Пастырь Господь пасет вас, братия мои, внутренно, пасет озарениями, вразумлениями, скорбями, радостями, милостями, наказаниями. Будьте внимательны к Его внутреннему, таинственному пасению, всеблагому, премудрому. Мы, облеченные Его саном и властию пастыри, также пасем, пасем вас на пажити Господней – Евангелии, проповедуя вам слово евангельское, и вы должны слушать нас, ибо слушаяй нас, Его слушает, и отметаяйся нас, Его отметается [ Лк. 10, 16 ]. Мы должны пасти с мудростию, кротостию, смирением, долготерпением. Прости, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин... Здесь прости значит: в простоте сердца, – значит, и в других случаях то же значит, а не то, что «стоя прямо»: это само собою разумеется. Если случится раздражиться, то немедленно должно раскаяться, чтобы огонь геенский не внедрился в душу и в тело и не начал тлить и ту и другое. Здесь вера и горячая, глубокая молитва покаяния спасает человека от разлития геенского огня и всех вредных последствий его и возвращает ему тишину и спокойствие. Не тот кроток, кто никогда не раздражается, но кто, раздражаясь внутренно, сдерживает свой гнев и не изливает его на других или кто, раздражившись по немощи, тотчас кается и просит прощения у обиженного. Не раздражаться не значит вовсе не гневаться. Есть место справедливому гневу... Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [ Мф. 11, 29 ]. Кротость и смирение неразлучны. Кротость проистекает от смирения. Из-за каких пустых вещей раздражаемся, яримся, злобимся, иногда из-за одного слова, иногда из-за сладкого куска или за несколько копеек! Что же лучше: душевное спокойствие или вещь пустая? Слово стерпеть или бессловесно яриться? Сколько уроков, сколько назидания каждый день будничный, каждый воскресный, каждый праздничный – ибо каждый святой дня своим примером поучает нас какой-либо добродетели, каждый воскресный и праздничный день дает назидание – а мы всё остаемся без исправления, исполненные страстей! Отчего? От невнимания. Благодарю Господа за чудеса спасения, явленные ныне (17 февраля) на мне, окаянном, во время обедни, в классе и дома по уязвлении злобою на нищих. Стараться преподать с твердостию и ясностию гимназистам то, что должно сопровождать их всю жизнь, именно: молитвы утренние и вечерние, богослужение, исторические уроки, катехизические уроки,– пусть напечатлеются в их сердце доблести лиц истории ветхозаветной, святейший образ Иисуса Христа, доблести и подвиги святых апостолов, иерархов, мучеников, преподобных и всех святых. Чаще обращать их мысли на нравоучительную сторону предмета. Объединять их познания. Сласти сильно подавляют наши сердца. Надо немедленно остеречься их. Как мы, земнолюбивые, дерзаем предстоять престолу Господа славы и совершать служение ангельское и вкушать Тело и Кровь Божественного Агнца!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ему постоянно попадались фруктовые сады с самыми превосходными плодами. Всюду он видел зеленеющие нивы, обещающие домохозяину богатейший урожай. А каким роскошным, до поразительности разнообразным цветным ковром выглядели многие долины Галилеи и особенно „большая равнина“ ( τ πεδον μγα) Эздрилонская 73 . Тысячи всевозможных благоухающих цветов росли на них. Даже небесный Учитель указывал народу на эти красивые равнины 74 . Здесь взор паломника поражался замечательным разнообразием. Превосходные рощи дорогих деревьев чередовались с богатейшими зеленеющими нивами, роскошными кустарниками, лугами, пестревшими всевозможными цветами. Здесь паломник дышал благорастворенным, чистым, мягким приятным воздухом. Обширные навесы фиговых и гранатовых деревьев служили прекрасным местом отдыха для усталого путника. Здесь он не нуждался в воде, как в Иудее: почти постоянно ему встречаются, то горной поток с кристально чистою, освежающею водой, то река, то озеро, то хорошая цистерна. Реки: Леонтес, Айин, Белус, Киссон несли свои воды в Средиземное море, Сарон, Жалюд и другие в Иордан. Геннисаретское озеро представляло собою громадный резервуар чистой, прохладной, здоровой воды, весьма приятной на вкус. Роскошная природа Галилеи не подавляла путника, как природа Иудеи. Словом, это действительно был роскошный „Божий сад“, страна текущая молоком и медом 75 . Одна только северная её часть представляла исключение: она была несколько болотиста, со множеством ущелий и пещер. Так же описывали природу Галилеи и древние писатели Полибий, Тацит, Аммиан Марцелин, Плиний и другие 76 . Но на всем этом пространстве выделялись некоторые места, которые особенно поражали всякого своею красотою. Это нужно сказать о Геннисаретском озере с его живописными берегами. Это то самое озеро, на берегах которого протекли многие годы жизни Иоанна. Здесь он постепенно рос и развивался. Здесь он жил со своими глубокими думами и чувствами. Здесь он был призван Спасителем в число учеников. Здесь он был очевидцем многих чудес и дивных бесед Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Жертвовали и жители всей Азии, а ефесские женщины не жалели на храм даже своих украшений 1062 . Белоснежный мрамор, золото, серебро, коринфская медь, кедр, кипарис, черное дерево – вот материалы, из которых строился этот храм. Произведения лучших художников – Парразия, Апеллеса, Скопаса и других украшали его. Поэт Каллимах в своем гимне в честь Дианы говорит: „солнце никогда не увидит ничего прекраснее и величественнее твоего храма“ 1063 . Ефесяне справедливо гордились перед всеми этой постройкой. Центром этого языческого храма была статуя богини Дианы. По языческому преданию, она ниспала прямо с неба, Διοπετς A­ γαλμα 1064 . „Вся Азия и вселенная“, весь языческий мир считал ее величайшей святыней 1065 . Вследствие этого самый город Ефес считался священным городом всего языческого мира. Число поклонников ефесской богини достигало громадных размеров 1066 . Торжественные празднования в честь богини устраивались всей Азией. Когда совершались эти празднества 1067 , Ефес жил одной только религиозной жизнью. Да и в обыкновенное время ефесяне были ревностными служителями „великой богини Артемиды и Диопета“ 1068 . Культ Дианы проникал собою все стороны жизни ефесянина и наполнял ее далеко не хорошим содержанием. Кроме общих недостатков, свойственных каждой языческой религии, культ этой богини имел один особенный 1069 . Ночные факельные оргии с дикими танцами и музыкой были только религиозным покровом, под которым совершался самый гнусный разврат. Во время этих будто бы благочестивых оргий невинные теряли свою невинность, о взрослых нет нужды и говорить. Под покровом такого культа богатые, изнеженные ефесяне спокойно и свободно испивали чашу чувственных удовольствий до дна, совершенно не сознавая, что они не добро творят. Псевдо-Гераклит так возмущался ефесским культом, что не находил достаточно слов для порицания его. Описавши в ярких красках темные стороны культа Дианы, он говорит наконец: „возле таких-то вещей я и отучился смеяться; я одинок в городе; вы сделали его через ваши безобразия пустыней для меня“ 1070 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

За точным исполнением учебных планов и программ были обязаны наблюдать, согласно «Положению», ректор и инспектор Академии и Семинарии. За тем, как исполняются типовые учебные планы и программы и как ректоры и инспекторы выполняют свои обязанности, внимательно наблюдал Учебный Комитет, который посылал для ревизии семинарий представителей академий. Уроки в Московской Духовной Академии и Семинарии владыка посещал каждый раз, когда приезжал в Москву (т.е. раз в две недели приблизительно), а ревизовал сам. В процессе выработки и изменения учебных планов (открытие заочного сектора в ЛДА и др.) утверждались новые редакции «Положения» об академиях и семинариях. При наличии установочных документов и разрешений от властей, открытие семинарий по епархиям в дальнейшем целиком зависело от понимания правящими архиереями важности данного вопроса, их желания и организаторских способностей, так как дело устроения школы – трудное и многосложное. Нужно было найти здание, добиться разрешения его занять, обеспечить общежитием, инвентарем, библиотекой и др., и содержать. Корпорации в основном подбирал Учебный комитет. Ленинградские духовные школы были созданы владыкой и находились под его непосредственным руководством. За всеми сторонами жизни Ленинградской Духовной Академии и Семинарии наблюдал непосредственно митрополит Григорий: выбор и ремонт разрушенного бомбежкой здания прежней Духовной Семинарии, создание строительного комитета, назначение ректоров и подбор членов корпорации, разработка типового учебного плана и программ предметов преподавания семинарий и все вообще стороны жизни школы. Ректоры прот. Иоанн Богоявленский (еп. Исидор), еп. Симеон (Бычков) и прот. М.К. Сперанский делали доклады владыке по вторникам. Инспекторы, которых также сменилось несколько, – по пятницам. Библиотека Ленинградской Духовной Академии постоянно пополнялась, к 1948 году составляла 100 тыс. экземпляров и делилась с библиотекой Московской Духовной Академии, имевшей тогда только 25 тысяч экземпляров, библиотеками Саратовской и др. семинарий. Владыка писал Патриарху: «3 декабря 1948 г. […]. На днях какие-то лютеране посетили нашу Академию, знакомясь с ее устройством, и ушли в полном изумлении от того, что они видели, не ожидая грандиозности того, что нашли, и особенно от громадности библиотеки».

http://bogoslov.ru/article/1151751

Здесь он видел, как по волнам этого озера шел раз Спаситель, будто по земле, как с рыбачьей лодки Петра Он учил народ, как на этом озере утишил бурю, устрашившую его учеников 77 . Это большое озеро с его чудными берегами по справедливости может быть названо самым лучшим местом из всей Галилеи. Никуда так не стремились люди, как к берегам этого озера. Нигде не было столько оживления, как здесь. Даже свое название „Геннисаретское озеро“ оно получило отчасти от красоты природы и окружающих его местностей 78 . Геннисаретское озеро представляет собою большой овальный резервуар воды, помещенный в желтых известковых и базальтовых горах. Оно было 19 – 20 верст в длину и 11 – 12 в. в ширину. Нужно шесть часов времени, чтобы проехать от места впадения Иордана и до места его выхода, и три, чтобы переправиться с одного берега на другой 79 . Эта спокойная величественная синяя поверхность вод покоится глубоко погруженная между горами. Её поверхность более чем на 100 футов ниже поверхности Средиземного моря. Замечательна та рамка, в которую как бы вставлено это озеро. Западный берег его достигает почти 2000 футов высоты. Он состоит из гор совершенно обнаженных, изрытых глубокими пропастями. Громадные базальтовые скалы величественно свешиваются над водой, отражаясь в ней со всеми своими причудливыми очертаниями. То там, то здесь горы почти перпендикулярно высоко и мощно поднимаются из воды, образуя собою громадную стену. Весь этот берег однообразен и печален. Всюду на нем царила торжественная тишина, не развлекающая человека. Это было прекрасное место для уединения, молитвы и созерцаний. Вот отчасти почему Спаситель не раз удалялся в эту область, когда нужно было сосредоточиться и помолиться 80 . Западный берег менее высок, чем восточный. Благодаря большому углублению, в котором находится это озеро, воздух здесь почти тропический. Это чувствует почти каждый путешественник, спускающийся с высоких равнин Галилеи. Теплый воздух, обилие влаги, хорошая почва сделали то, что здесь растительность представляла собою тропический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Может быть и не совсем ясно, но она чувствовала и понимала, как будет хорошо в том Царствии Божием, о котором постоянно говорил Спаситель. А понимая это, она не могла не желать исполнения своих заветных дум. Таким образом, не честолюбие только заставило ее так говорить, но и глубочайшая, беззаветная преданность Спасителю, горячее желание всегда видеть своих сыновей не только вместе с Ним, но и рядом с Ним. Это желание так сильно, что она забывает даже о других учениках и других людях, достойных быть вместе с Ним, забывает весь мир 232 . Строгий ответ Спасителя на эту просьбу, в котором слышался упрек, не смутил Саломию; она не перестала и после этого следовать за Ним. Напротив, она стала еще более преданной Спасителю. Начиная с этого времени она не оставляет Его в самые тяжелые минуты Его жизни. Она видела ужасный суд над Спасителем, видела разъяренную толпу Евреев, кричавших: „распни, распни Его! Да будет распят! Кровь Его на нас и на детях наших“. Она шла вместе с толпою на Голгофу, куда вели Спасителя, оплакивая Его. Она не могла оставить этой горы и в то время, когда здесь началась страшная казнь. Саломия оставалась на ней до последнего вздоха Спасителя. Но вот кончено все. Но и теперь еще она не хочет оставить Голгофу: Саломия присутствует при снятии Спасителя с креста, смотрит, как полагают тело Его. Она спешит вместе с другими женами отдать Ему последний долг. Вместе с другими мироносицами покупает дорогие ароматы, чтобы идти и помазать Его тело. Как ни торопились они, однако не успели сходить ко гробу, потому что наступила суббота, день покоя. На другой день рано, еще до восхода солнца, вместе с некоторыми мироносицами она уже идет по пустынным и темным улицам спящего Иерусалима в загородный глухой сад. Для них теперь не страшно ничто. На дороге они заботятся о том, кто отвалит им камень от дверей гроба, который был очень велик. Приходят и видят, что камень отвален от гроба, и тела Спасителя уже нет в пещере. Сколько недоумений, сожалений и глубокой скорби! Но вот является Ангел Господень и разъясняет им все.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Мы все такие: не знаем часто, что делать, не хватает сил на важные вещи, без которых на самом деле мы жить не можем, а хватает на ерунду, которая нас, наоборот, жизни лишает, ничего не понимаем, не знаем куда идти. И вот как человеку и Богу встретиться и услышать друг друга в мире, где произошла страшная катастрофа, называемая грехопадением! Мир, в котором мы живем, – это мир несовершенства. Это мир излома, мир трагичный, мир страдания, мир зла. Апостол Иоанн Богослов так и говорит, что мир лежит во зле. Потому что через грехопадение человек и Бог очень сильно разошлись в разные стороны. Человек отрекся от Бога, человек был изгнан из рая. Но непреодолимая пропасть оказалась преодолимой, потому что Бог – это любовь, и Он не может эту пропасть стерпеть. Чтобы быть доступному, понятному и видимому для человека, Бог становится человеком. Это главное догматическое учение. Понятие «догмат» кажется таким скучным и сухим, но на самом деле оно говорит об истине, это некая аксиома, знание, данное нам навеки. Итак, для того чтобы человека спасти, Бог принимает на себя всю полноту человеческой природы. Он становится сыном человеческим, он рождается младенцем в Вифлееме. Представить себе это невозможно. Как такой всемогущий Бог, сотворивший все вокруг, маленьким человечком рождается на земле, – бессильным, связанным по рукам и ногам пеленками в холодной ночи, не нашедшем места на земле, поскольку все двери для него оказались закрытыми. И вот таким образом Он приходит в мир для того, чтобы человек и Бог встретились. Не требуя от человека, чтобы он стал святым, а сам становясь человеком, принимая на себя полноту человеческой природы. А что значит полнота человеческой природы? Не просто внешность человеческую он принял на себя, иллюзорно став видимым, – он стал человеком по-настоящему. С такой же нервной системой, с пищеварением, сердце тоже стучит; потеет, устает, плачет, – об этом написано в Евангелии; у него те же чувства человеческие, но при этом он всецело хранит в себе Божественность, она не становится меньше.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010