Скачать epub pdf 9. Св. апостол Фома Св. апостол Фома, называемый «близнец» ( Ин.11:16; 20:24, 21:2 ), был родом из галилейского города Панеады. Услыхав Божественное учение Христа и увидев чудеса Его, Фома последовал за Господом и был избран в число 12 апостолов ( Лк.6:15 ; Мк.3:18 ). Фома был одним из самых преданных учеников Господа. Вот случай, когда особенно выразилась эта преданность. После праздника Обновления Христос ушел из Иерусалима, где на Него злоумышляли иудеи, и отправился в Галилею. Однажды, когда Он был здесь, пришло к Нему известие, что друг его Лазарь тяжко болен. Но Христос как будто не обратил внимания на это известие и целые два дня пробыл на том месте, где в это время был. На третий день Он вдруг предложил идти в Иудею. Это изумило и испугало их: тотчас пришли на память те опасности, которым недавно подвергался их Учитель в Иерусалиме во время праздника Обновления. Они сделали попытку отклонить своего Учителя от такого опасного предприятия. «Учитель, – говорили они, – давно ли иудеи искали побить тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Но Христос отвечал ученикам, что никто не может сократить время, назначенное для Его служения на земле, и открыл им причину предпринимаемого путешествия – смерть Лазаря. «Пойдем к нему», – кончил слова Свои Господь и сделал несколько шагов вперед. Как ни жаль было ученикам Христовым Лазаря, но идти в Иудею, казалось им, то же, что идти на смерть. Они остановились в нерешительности. Тогда Фома выступил вперед, сказав товарищам: «Пойдем и мы умрем с Ним». Фома не задумывался, – он видел твердость намерения Учителя и не хотел разлучаться с Ним в угрожающей опасности. Это было выражение сильной, беззаветной преданности. Горячие слова Фомы подействовали на прочих, и все, уже не сомневаясь, пошли за своим Учителем ( Ин.11:1–16 ). Эта преданность Фомы была плодом искренней любви, сердечной привязанности его к Господу. При всей своей преданности он не имел, однако, ясного понимания учения и всего служения Христа. По самой природе своей Фома более других апостолов был склонен держаться очевидного и, слушая учение Божественного Учителя, он все не мог отрешиться от внешних чувственных представлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Включите в вашем браузере JavaScript! Обратный звонок Часы работы: с 10:00 до 19:00 пн-пт. сб,вс  - выходной.  Обратный звонок Акция в день святого ап.Фомы Правила проведения и участия в стимулирующем мероприятии «В День святого апостола Фомы – подарки подписчикам!» Настоящее стимулирующее мероприятие под названием «В День святого апостола Фомы – подарки подписчикам!» (далее по тексту – Акция) проводится согласно изложенным ниже условиям (далее по тексту – Правила) в рамках рекламной кампании. Данная Акция не является лотереей либо иной игрой, основанной на риске, не требует внесения платы за участие. Акция направлена на стимулирование подписки на журнал «Фома». Объявление об Акции размещается на сайте http://lavkafoma.ru (далее по тексту – «Сайт»). Цели и задачи Акции: • Привлечение внимания читателей к журналу «Фома»; • Укрепление позитивного имиджа журнала «Фома»; • Повышение продаж журнала «Фома». 1.  Общие положения 1.1. Организатором Акции, то есть юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организующим проведение Акции, является Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом «Фома» (далее – «Организатор»): Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом «Фома» Место нахождения: 125009 г. Москва, ул. Тверская д.12 стр.9 помещение II ИНН 7703559444 КПП 771001001 ОГРН 1057747766911 ОКПО 78335931 р/с 40702810300000620550 в Филиале «Корпоративный» ПАО «Совкомбанк» г. Москва БИК 044525360 к/с 30101810445250000360 1.2. Срок проведения Акции с 18 по 31 октября 2021 года. 1.2.1. Срок определения победителей Акции 01 ноября 2021 года. 1.2.2. Период почтовой отправки призов с 01 по 15 ноября 2021 года. 1.3. Информирование участников о проведении Акции будет осуществлено посредством публикации объявления на сайте http://lavkafoma.ru Настоящие Правила размещены в целях информирования участников об условиях проведения Акции в течение всего срока ее проведения. 1.4. Территория проведения Акции: Российская Федерация.

http://lavkafoma.ru/page/aktsiya-v-den-s...

Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве «Блажени не видевшии и веровавше» ( Ин. 20:29 ). Эти слова сказал Господь верному ученику Своему, отказавшемуся поверить воскресению Господа, когда о воскресении Господа поведали ему братия его, апостолы; эти слова сказал Господь ученику, объявившему, что он не поверит воскресению Господа, доколе лично не удостоверится в столько чудном и столько важном для всего человечества событии. «Видехом Господа», – говорили радостно святому апостолу Фоме прочие святые апостолы, которым явился Господь в самый день воскресения Своего, вечером, проникнув в горницу, не отверзая дверей горницы. Горница была накрепко затворена и заключена из предосторожности от ненависти иудеев, только что совершивших богоубийство и принявших все меры против предвозвещенного воскресения. «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздиныя, – отвечал Фома, приведенный в недоумение радостнейшею вестью, – и вложу перста моего в язвы гвоздиныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» ( Ин. 20:25 ). Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение. По прошествии недели после первого явления Своего апостолам, Господь опять явился им, когда они опять были все вместе, и Фома находился с ними. Двери были заперты, как и прежде, из опасения иудеев. Апостолы внезапно увидели Господа стоящим посреди их. «Мир вам», – сказал Он им. Потом, обратясь к Фоме, говорит ему: «принеси перст твой семо, и виждь руце мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра моя: и не буди неверен, но верен» ( Ин. 20:26–27 ). Этими словами Господь показал, что и тогда присутствовал Он, вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении. Фома желал удостовериться в воскресении: он получает несравненно высшее удостоверение, при котором уже на удостоверение в воскресении не обращает внимания. «Господь мой и Бог мой!» – восклицает Фома ( Ин. 20:28 ). «Удостоверившись в Твоем Божестве, не ищу уже удостоверения в воскресении. Тебе, всемогущему Богу, возможны все действия, превышающие постижение человеческое».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Жизнь и миссия, сомнения и вера святого апостола Фомы (Жизнеописание с акафистом) Перед Вами – книга об апостоле Фоме. Его молитв просят миссионеры, в наши дни несущие весть о Христе во все уголки планеты; его просят о родных, которые упорствуют в неверии или даже агрессивно относятся к христианству; к нему обращаются христиане, ощущающие в себе самих маловерие и сомнения. В книге вы найдете рассказ о жизни и миссии апостола в Индии, узнаете, почему его неверие называют «добрым» и почему он, единственный из апостолов, был готов умереть вместе со Христом, найдете сведения о праздновании его памяти в древней Церкви и в наши дни, раскроете смысл Антипасхи и Фоминой недели, найдете современный акафист и молитву святому апостолу. Книга собрана из статей, в разные годы опубликованных в православном журнале для сомневающихся «Фома». Надеемся, она станет помощью читателю на его духовном пути в наше время скептицизма и равнодушия. ЖИЗНЬ И МИССИЯ, СОМНЕНИЯ И ВЕРА СВЯТОГО АПОСТОЛА ФОМЫ Жизнеописание с акафистом ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Вступление 2. Жизнь апостола Фомы 3. Упоминания об апостоле Фоме в Священном Писании 4. Почитание апостола Фомы в Русской Православной Церкви Толкование сомнений апостола: неверие, происходящее от жажды веры Фомина неделя и Антипасха: когда празднуется, в чем ее смысл, почему именно в эту неделю особо поминают усопших? Дни памяти апостола Фомы в Православной Церкви 5. Акафист святому апостолу Фоме 6. От издателя АННОТАЦИЯ Перед Вами – книга об апостоле Фоме. Его молитв просят миссионеры, в наши дни несущие весть о Христе во все уголки планеты; его просят о родных, которые упорствуют в неверии или даже агрессивно относятся к христианству; к нему обращаются христиане, ощущающие в себе самих маловерие и сомнения. В книге вы найдете рассказ о жизни и миссии апостола в Индии, узнаете, почему его неверие называют «добрым» и почему он, единственный из апостолов, был готов умереть вместе со Христом, найдете сведения о праздновании его памяти в древней Церкви и в наши дни, раскроете смысл Антипасхи и Фоминой недели, найдете современный акафист и молитву святому апостолу. Книга собрана из статей, в разные годы опубликованных в православном журнале для сомневающихся «Фома». Надеемся, она станет помощью читателю на его духовном пути в наше время скептицизма и равнодушия.  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Спешу отдать оставшийся долг. Хотя и беден я, но вынуждаюсь вашею признательностью. Обещал я показать неверие Фомы, – и я здесь, чтобы отдать вам этот (долг), потому что готов уплачивать, прежде всего, свой первый долг, чтобы скопляющиеся проценты не возобладали надо мною. Итак, посодей­ствуйте мне в уплате долга: помолитесь Фоме, чтобы он, положив свою святую правую руку, коснувшуюся Владычнего бока, на мои уста, укрепил мой язык для изложения желательного вам. А я, дерзая на ходатайство апостола и мученика Фомы, (буду) проповедовать прежде об его сомнении, и потом исповедании, опоре нашей Церкви и основании. Когда, при замкнутых дверях, Спаситель вошёл к Своим ученикам, и опять вышел, как вошел, – отсутствовал только Фома ( Ин. 20:24 ). Но и это было делом божественного устроения – так, чтобы отсутствие ученика сделалось поводом к большей непо­колебимости и твердости. Если бы Фома присутствовал, он бы, конечно, не сомневался; а если бы не сомневался, тщательно не исследовал бы; а если бы не исследовал, не осязал бы; а если бы не осязал, не провозгласил бы Господом и Богом; а если бы не назвал Христа Господом и Богом, мы не были бы научены так Его воспевать, – так что, и не присутствуя, Фома привёл нас к истине, и прибыв после, сделал (нас) твёрже относительно веры. Итак, ученики говорили Фоме, при­шедшему наконец: «мы видели Господа» ( Ин. 20:25 ); видели сказавшего: «Я свет миру» ( Ин. 8:12 ); видели сказавшего: «Я есмь воскресение и жизнь... и истина» ( Ин. 11:25, 14:6 ), и нашли истину этих слов, сияющую делами; видели сказавшего: «После трех дней воскресну» ( Мф. 27:63 ), и, увидев воскресение, мы поклонились воскресшему; мы услышали Его, говорящего нам: «Мир вам» ( Ин. 20:19 ), и бурю печали обратили в ра­дость тишины; мы созерцали Его руки, принявшие в себя острия гвоздей, созерцали Его руки, обвиняющие ярость богоборных собак, созерцали руки, соткавшие нам нетление, созерцали также бок, возглашающий яснее всякого проповедника о милосердии поражённого, созерцали тот самый бок, который воспевают ангелы, почитают верующие и трепещут демоны. Мы приняли также божественное дуновение из божественных Его уст, духовное дуновение, дуновение – проводник всякой благо­дати. Мы были Владыкою рукоположены во владыки отпущения грехов; мы сделались также господами в суд над грешниками, приняв от Него знаком такое изречение: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:23 ). Мы насладились такими словами Спасителя, вкусили таких даров; нам, встретившимся с богатым Владыкою, невозможно было не обогатиться; только ты, не присутствуя, остался нищим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Слово в день Святой Пасхи Г лаголаху Фоме друзии ученицы: видехом Господа. Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинные, и вложу перста моего в язвы гвоздинные, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры ( Иоан. 20:25 ). Фома с своим пытливым неверием был на один только шаг от своей погибели: одно безпредельное милосердие Божие спасло его. Как! не верить свидетельству своих собратий, единогласно утверждающих, что они видели воскресшего Господа; не верить десяти свидетелям, из коих каждый в отдельности взятый, по своему прямодушию и честности, ему совершенно известным, стоил тысячи других и вполне заслуживал доверия, и которых он никак не мог подозревать ни в легкомыслии, а тем еще более в злонамеренном обмане; не верить в таком деле, о котором сам он вместе с прочими нераз слыхал от своего Божественного Учителя и задолго еще до Его смерти, и пред самыми Его страданиями ( Матф. 17:9; 20:19 ; Марк. 8:31; 9:9:31; 10:34 ; Лук. 18:33 ); не верить так и в таком положении – с чем это сообразно? Не противно ли сие неверие здравому смыслу? Не преступает ли самых границ правдоподобия? Поверили ли бы даже мы этому неверию, если бы сам Фома откровенно нам его не высказал и неложное слово Божие нам того не подтвердило? Но не будем слишком строги к Фоме, которого сам Господь простил, хотя возбудившуюся за тем сильную его веру и неслишком высоко оценил, поставив ее ниже веры других Апостолов, и даже ниже всех тех, которые после будут твердо и искренно веровать в Него; ибо вслед за тем, с видом упрека, сказал ему: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии, и веровавше ( Иоан. 20:29 ). Постараемся лучше узнать, каким путем дошел Фома до такого странного и страшного неверия, дабы и самим нам не впасть в туже притчу противления. Ибо не с иною, конечно, целию Промысл и попустил великому Апостолу подвергнуться сей тяжкой погрешности, как с тою, чтобы его неверием предупредить и разрушить наше неверие, а его верою оградить и утвердить нашу веру. Мне кажется, что и каждому из нас в лице св. Фомы говорит Господь: не буди неверен, но верен.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Сортировать по Исключить новости Удивительные факты пребывания апостола Фомы в Индии И хотя историки могут продолжать высказывать сомнения, нельзя не учитывать очевидных фактов 23 апреля, 2017 И хотя историки могут продолжать высказывать сомнения, нельзя не учитывать очевидных фактов На протяжении веков западные историки категорически отвергали утверждения христианской Церкви в Индии о ее апостольских корнях, а также притязания на то, что она является старейшей христианской Церковью за пределами Римской империи. «Деяния Фомы» — загадка для историков Как южно-индийское предание, так и приукрашенный сирийский оригинал «Деяний Фомы», датированный II веком, долгое время казались не более чем апокрифическими легендами. Хотя многие отцы Церкви и сообщали об апостольской миссии святого Фомы в Индию, не было исторических свидетельств об упомянутых в «Деяниях» царях, названия многих древних географических мест также были неизвестны науке. Несмотря на то, что с момента возникновения «Деяния» были широко распространены в христианском мире, и тексту, и преданию не хватало прочных вещественных доказательств. И все же «Деяния Фомы» были увлекательной историей, традиционно начинавшейся с описания того, как апостолы поделили между собой мир для миссионерства. «В то время, когда были в Иерусалиме апостолы все… поделили они страны между собой, дабы каждый из них мог проповедовать в стране, которая выпала ему… И выпала по жребию и по разделу Индия Иуде Фоме апостолу. И он не пожелал идти, сказав: «Не имею я сил для этого, ибо слаб я, и муж я еврейский, как индийцев могу я учить?» И в то время как так рассуждал Иуда, явился ему Господь наш в ночном видении и сказал ему: «Не бойся, Фома, ведь благодать Моя, с тобой она». Но он же не был убежден вполне, говоря: «Куда Ты ни захочешь, Господь наш, пошли меня, только в Индию не пойду я». (Деяния Фомы). Безоговорочная уступчивость была не в характере святого Фомы, и возможно, остальные апостолы не сильно этому удивились. В конечном счете, мы имеем о нем три упоминания в Евангелии: святой Фома призывает апостолов пойти и умереть с Христом в Иерусалиме, настаивает, чтобы Господь точнее объяснил, что означает следовать за Ним, и в итоге отказывается поверить в утверждения учеников о Христовом воскресении , пока сам не увидит воскресшего Господа.

http://pravmir.ru/udivitelnye-fakty-preb...

Грехи против первой заповеди 1. Сомнение в деле веры а) Скептицизм. Скептицизм или сомнение составляет противоположность вере решительной. Свящ. Писание уподобляет сомневающихся морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой ( Иак. 1, 6 ). Сомневающийся не имеет почвы и устойчивости. Надобно различать сомнение теоретическое или сомнение рассудка и сомнение практическое или сомнение сердца. Первое неизбежно соединяется по временам с мыслительною работою, с исканием истины, и потому само по себе оно не составляет греха; грех начинается тогда, когда к сомнению рассудка присоединяется сомнение сердца. В этом состоянии человек не истину ищет, а возлюбил тьму, по слову Господа Спасителя, потому что дела его злы ( Иоан. 3, 19 ). Сомнение в вере есть, след., следствие нравственного упадка человеческой души. Для примера можно указать на иудейский народ времен Господа Иисуса Христа, то заявлявший и исповедовавший веру свою в Спасителя, то сейчас же отрекавшийся от этой веры. Но сомнение может иметь основание и в том обстоятельстве, что человек не хочет подчинить разум свой простоте веры. Так сомневался ап. Фома, которому воскресший Господь сказал: блажени невидевшии и веровавше ( Иоан. 20, 29 ). Особенно в наше время, в которое хотят все основывать на опыте и усиливаются все постигнуть разумом, в которое разум так часто кичит, по выражению апостола ( 1Кор. 8, 1 ), религиозное сомнение нередко имеет основание в указанном обстоятельстве. Искренность сердца и простота души, а в то же время подлинное желание обладать истиною – вот средства против сомнения. Этими свойствами обладал ан. Фома, и потому временное сомнение его сейчас же перешло в полную и непоколебимую веру, выразившуюся в воззвании: Господь мой и Бог мой.. В противном случае человек даже при наглядных доказательствах истинности веры может сомневаться, и сомнение его может перейти, наконец, в неверие. (См. «Нравственное Богосл.» М. Олесницкого , стр. 162). 6) Изображение душевного состояния сомневающегося в истинах веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Катехизисы католические Катехизисы католические . Катехизисы и произведения этого типа в католической церкви имеют свою продолжительную и довольно сложную историю. Самый объем и содержание тех произведений, которые соответствуют нынешним катехизисам, определились далеко не сразу. От средних веков сохранились до нашего времени в целом виде или только в отрывках катехизисы, представлявшие собою иногда изъяснение Апостольского или Афанасиева символа, в других случаях – только изъяснение Молитвы Господней, к которому присоединялось перечисление главных грехов против заповеди о любви к Богу и ближним, против Десятословия; встречается и такой тип катехизиса, в который входило, – вместе с изъяснением Афанасиева символа, – толкование (конечно, краткое) псалмов (редакция принадлежит епископу Бруно вюрцбургскому, умершему в 1045 г.). Один из катехизисов, происхождение которого восходит ко времени Алкуина, в десяти главах излагает учение о шести днях творения, о природе человека и Ангелов, об имени и свойствах Божиих, о Ветхом и Новом Завете, о церковной иерархии и святой мессе. Во всяком случае приблизительно до половины XIII-ro века встречаются только отдельные части, как бы отрывки того, что в настоящее время обычно заключается в содержании католического Катехизиса. При этом изложение учения церкви в принятой теперь форме вопросов и ответов встречается уже иногда и в это время. Таково, напр., Disputatio puerorum per interrogationes et responsiones, происхождение которого относится, вероятно, ко времени Алкуина. Фома Аквинат дал основание расширению и планомерному объединению катехизических отрывков в возможно полный катехизис. Он стремился изложить и разъяснить катехизические формулы так, чтобы из этого изъяснения получалось органическое целое. При изложении катехизического учения Фома Аквинат стремился к достижению ясности, раздельности и понятности, и для этой цели охотно пользуется примерами и сравнениями из жизни, вместе с тем извлекая практические выводы, приложимые к жизни. Катехизические труды Фомы Аквината в течение средних веков получили широкое распространение. Произведениями катехизической литературы особенно богато было XV столетие, хотя это богатство сводилось к количественному изобилию появившихся тогда произведений названной литературы, так как по достоинству катехизисы названной эпохи не могут быть признаны высокими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Рубрики Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Любить людей и ненавидеть грех, и поднимать свет повыше 35 мин., 08.11.2018 Поделиться «Парсуна»  — авторская программа на канале «СПАС»  председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойды. Здравствуйте уважаемые друзья! Мы продолжаем цикл программ «Парсуна». И сегодня у нас в гостях архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Владыка, дорогой, добрый вечер! Здравствуйте, Владимир Романович! Владыка, конечно, многие наши зрители вас знают очень хорошо. Но по традициям программы я попрошу вас не то чтобы представиться — ну что-то такое сказать, что, может быть, вам сегодня было бы важным, нужным, правильным сказать вот здесь и сейчас о себе. Хорошо? Вы знаете, наверное, я вспоминаю, очень часто это сейчас происходит, уже после архиерейской хиротонии, говорят: «Ну это же владыка Феофилакт — наш батюшка». (Смеется.) Я думаю вернуться на Кавказ, и там, в общем, так и обращаются. И хорошо. То есть вы вот именно это… Прекрасно. Владыка, я знаю, что вы программу нашу смотрели, но на всякий случай для наших уважаемых зрителей напомню, что у нас 5 частей, связанных с окончанием молитвы Оптинских старцев: вера, надежда, терпение, прощение и любовь. Если вдруг вы захотите воспользоваться опцией и задать вопрос ведущему — милости просим. Если нет, в общем, и не надо. Первая тема — «Вера». Начинаем? Начинаем. ВЕРА Владыка, вот я вас давно знаю, и вы всегда в хорошем настроении, так, по крайней мере, впечатление такое, вы производите впечатление человека радостного. И я вот, знаете, когда читаю призыв апостола «Всегда радуйтесь», думаю: о, владыка Феофилакт. У меня вот какой вопрос. Радость, к которой мы призваны — это же не радость, помните, как в мультфильме: «Какой чудесный день, какой чудесный пень, какой чудесный я…» «И песенка моя». Да. «И песенка моя». А вот у нас-то какая песенка? Радость христианина — в чем ее особенность? Это что такое?

http://foma.ru/arhiepiskop-pyatigorskiy-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010