Митрополит Калузький Климент: Книга, яка у порятунку / Ihmepb " ю / Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П. Кирила з РФ С.С. Кравцовим   Головна / установи Митрополит Калузький Климент: Книга, яка у порятунку для друку 13 березня 2023 р. 14:13 14 марта отмечается День православной книги. В этот день (1 марта по старому стилю) в 1564 году на Руси была издана первая точно датированная печатная книга — «Апостол» Ивана Федорова. С 2010 года по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в память об этой дате установлен День православной книги. О значении этого праздника, о русской классике и современной литературе в интервью «Литературной газете» рассказывает председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . — Владыка, расскажите, пожалуйста, о праздновании Дня православной книги в 2023 году. Какие главные события запланированы? — По сложившейся традиции в самых разных форматах пройдут мероприятия на всем пространстве канонической территории Русской Православной Церкви — книжные выставки, презентации изданий, мастер-классы и открытые уроки будут организованы во всех епархиях. Программа мероприятий представлена на интерактивной карте празднования на сайте Издательского Совета. 12 марта на православном телеканале «Спас» пройдет центральное мероприятие праздника — телемарафон, в котором примут участие писатели, литераторы, общественные деятели. В этом году важной темой является поддержка книжной культуры на Донбассе. Издательский Совет совместно с телеканалом «Спас» при участии православных издательств и при поддержке Издательской программы Правительства Москвы осуществил доставку в епархии Донецкой и Луганской народных республик более 8 000 экземпляров книг. Детская, художественная, историческая и духовная литература передана в библиотеки, школы, детские дома и приходы разных городов и поселков Донбасса. Это непременно послужит развитию интереса к чтению и книжной культуре в это непростое время.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6009425...

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Служение ближнему должно стать делом каждого христианина 20 июля 2013 г. 12:01 3 июля 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности. В ходе собрания говорилось о церковной поддержке малоимущих, инвалидов и других видах помощи нуждающимся. Председатель комиссии митрополит Калужский и Боровский Климент в интервью интернет-журналу Православие.ru ответил на вопросы о работе Комиссии. — Ваше Высокопреосвященство, каковы цели и задачи этого совещательного церковного органа? — Наша главная задача — способствовать расширению форм помощи нуждающимся и выработке нормативных документов по одной из важных сфер служения — социальной. Сюда входит и помощь нуждающимся. Милосердие, готовность откликнуться, помочь другому в трудной ситуации — без этих качеств сложно представить себе христианина. Посмотрите на земную жизнь Иисуса Христа и вы увидите, что большую часть Своего служения он пребывал с бедными, калеками, больными людьми, то есть с теми, кто находился в трудных жизненных ситуациях и, не имея надежды на земные средства, обращался к Богу. И, говоря о Страшном суде, Христос мерилом будущего каждого человека определил его отношение к ближнему. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» , — передает слова Христа апостол Матфей. Важно увидеть в ближнем Христа, а если мы не видим нуждающихся в нашей помощи, мы не видим Бога. Понятие «ближнего» не должно ограничиваться религиозными, национальными, политическими и прочими рамками. Уже в Ветхом Завете именно ревнители веры — пророки, которые обличали отступления израильского народа, — помогали обездоленным иноверцам и инородцам. К примеру, ближней для пророка Илии стала вдова из Сарепты Сидонской (см. 3 Цар. 17:8-16). Страж веры и благочестия, беспощадный ко греху и вааловым жрецам-идолопоклонникам, помог вдовице. А ведь она была язычницей. Его ученик, пророк Елисей, с молитвой к Богу совершил чудо: спас сына сонамитянки (см. 4 Цар. 4:8-37).

http://patriarchia.ru/db/text/3110703.ht...

Указатели Имен Августин (Augustin). Авраам (βpαμ). Адам Карл (Adam K.). Аквилонов Е. Александрия см.: Alexandria. Алмазов А. И. Аммоний. Анаклет. Анастасий Синаит . Аникита. Апеллес. Аполлинарий. Аполлоний. Аристид. Асклепиодот. Афинагор. Баур (Baur). Белоликов 476. Богдашевский Д. И. Болотов В. В. Бриллиантов. Валентин. Варнава. Варух. Василид. Василий Великий . Воронцов Е. А. Воскресенский Г. Гай. Гарнак (Harnack A.). Гермоген. Герье В. Главкий. Глубоковский Н. Н. Голль Карл (Holl Karl) Гольцман (Holzman H. I.). Горский А. В. Григорий Нисский . Гусев. Диогнет. Дионисий Александрийский . Дионисий Коринфский. Диотреф. Дружинин. Дюшен. Евдоким. Евсевий (Eusebius). Егезипп. Езник (Warder Eznik von Kolb). Епифаний. Ерм. Ефес. Ефрем Сирин. Жданов А. Заозерский Н. А. Зарин С. М. Зефирин. Иаков, апостол. Иванцов-Платонов А. М. Игнатий Богоносец Иезавель. Иероним. Иерусалим. Икумений. Иларий Пиктавийский . Иоанн, апостол. Иоанн Дамаскин. Иоанн Златоуст. Иоанн Лествичник . Иоанн Постник. Ипполит Римский . Ириней Лионский . Исидор Пелусиот . Иустин Философ. Кай. Каллист Римский. Карташев А. Касицын Д. Ф. Катанский А. Кердон. Керинф. Кипарисов В. Киприан Карфагенский . Климент Александрийский . Климент Римский . Клитин А. Корнелий. Курганов Ф. Кутепов Н. Лебедев А. П. Мазурин К. М. Майорин. Мансветов И. Марк, евангелист. Маркион. Марк, евангелист. Марр Н. (N, Marr). Марциал. Матфей, евангелист. Матфий, апостол. Мефодий Патарский . Мильтиад. Минуций Феликс. Молчанов Алексей. Монтан. Муретов М. Д. Мышцын В. Н. Неандер. Немезиан. Никанор, архимандрит (архиепископ). Новат. Новациан. Оптат. Ориген. Павел, апостол. Павлов А. С. Пантен. Папий. Пармениан. Пациан. Петерс (Peters Johanes). Петилиан. Петр, апостол. Писарев Л. Победоносцев К. П. Покровский А. И. Поликарп Смирнский . Поликрат Ефесский. Попов И. В. Пошманн (Poschman Bernard). Преображенский П. Рим. Ричль А. (Ritschl Albrecht). Родон. Руфин. Сагарда Н. И. Серапион. Серапион Антиохийский. Сильвестр, архимандрит. Симон. Смирна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

– Вы служите на земле, где христианство присутствует с самых первых веков. Насколько чувствуется связь времен? - Древний Херсонес – это место, которое является купелью святого равноапостольного князя Владимира и его дружины. Это место обретения нашего славянского языка. Место, где апостол Андрей Первозванный посеял первые семена христианства, и эти семена вырастил священномученик Климент Римский, а продолжили его дело священномученики Херсонесские – Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, святитель Мартин Исповедник и многие другие угодники Божии. Конечно, это место для нас является святым. И, безусловно, даже когда идёшь по этой земле, когда проходишь мимо Агоры – главной площади города, понимаешь: на этой торговой площади происходили главные события города Херсонеса – проповедовал апостол Андрей Первозванный, потому что здесь было всегда многолюдно. Святитель Климент Римский обрёл здесь множество христиан, предание говорит о трёх-пяти тысячах, он же основал до семидесяти церковных общин. Через эту же площадь волочили первого Херсонесского епископа, великого подвижника – священномученика Василия, чтобы убить за пределами города. За убиенным епископом Василием пришёл следующий епископ, присланный патриархом Иерусалимским Ермоном… Посещая Херсонес и, в частности, его главную площадь, безусловно, осознаёшь его значимость не только в истории Древнерусского государства, не только в истории наших славянских народов, но в истории всей Православной Церкви, всей Вселенской Церкви. – Где находится Иерусалим, и где – Херсонес. – Да, но именно сюда из Иерусалима пришёл апостол Андрей Первозванный. Именно в Херсонес патриарх Иерусалимский Ермон прислал в страну Тавроскифскую, в город Херсонес, епископов Ефрема и Василия. Где находится Византия, Константинополь, и где – Таврида, Херсонес. Но именно из Константинополя в Херсонес пришёл будущий святой равноапостольный Кирилл, учитель словенский, а тогда еще – Константин Философ. Наверное, для нашего народа наиболее важна эпоха раннего средневековья.

http://pravoslavie.ru/80947.html

Закрыть itemscope itemtype="" > У нас есть купель, из которой мы все вышли - Херсонес Благочинный Севастополя протоиерей Сергий Халюта твёрдо уверен: «мы - единый народ» 27.07.2015 625 Время на чтение 10 минут - Вы служите на земле, где христианство присутствует с самых первых веков. Насколько чувствуется связь времен? - Древний Херсонес - это место, которое является купелью святого равноапостольного князя Владимира и его дружины. Это место обретения нашего славянского языка. Место, где апостол Андрей Первозванный посеял первые семена христианства, и эти семена вырастил священномученик Климент Римский, а продолжили его дело священномученики Херсонесские - Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, святитель Мартин Исповедник и многие другие угодники Божии. Конечно, это место для нас является святым. И, безусловно, даже когда идёшь по этой земле, когда проходишь мимо Агоры - главной площади города, понимаешь: на этой торговой площади происходили главные события города Херсонеса - проповедовал апостол Андрей Первозванный, потому что здесь было всегда многолюдно. Святитель Климент Римский обрёл здесь множество христиан, предание говорит о трёх-пяти тысячах, он же основал до семидесяти церковных общин. Через эту же площадь волочили первого Херсонесского епископа, великого подвижника - священномученика Василия, чтобы убить за пределами города. За убиенным епископом Василием пришёл следующий епископ, присланный патриархом Иерусалимским Ермоном... Посещая Херсонес и, в частности, его главную площадь, безусловно, осознаёшь его значимость не только в истории Древнерусского государства, не только в истории наших славянских народов, но в истории всей Православной Церкви, всей Вселенской Церкви. - Где находится Иерусалим, и где - Херсонес. - Да, но именно сюда из Иерусалима пришёл апостол Андрей Первозванный. Именно в Херсонес патриарх Иерусалимский Ермон прислал в страну Тавроскифскую, в город Херсонес, епископов Ефрема и Василия. Где находится Византия, Константинополь, и где - Таврида, Херсонес. Но именно из Константинополя в Херсонес пришёл будущий святой равноапостольный Кирилл, учитель словенский, а тогда еще - Константин Философ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Скачать epub pdf Содержание Часть 1: апостолы Марк и Матфей Часть 2: апостол Лука Часть 3: апостол Иоанн Часть 4: апостол Павел Часть 5: апостолы Иаков, Петр, Иуда Часть 6: Иустин Философ Часть 7: Афинагор Афинский Часть 8: Феофил Антиохийский, Татиан Ассириец Часть 9: Татиан Ассириец, Святитель Мелитон Сардийский Татиан Ассириец Святитель Мелитон Сардийский Часть 10: Псевдо-Иустин. Литургическая пневматология II-III вв. Псевдо-Иустин Литургическая пневматология II-III вв. Часть 11: Св. Ириней Лионский Часть 12: Тертуллиан, Климент Александрийский Тертуллиан Климент Александрийский Часть 13: Киприан Карфагенский, Ориген, «Физиолог» Святитель Киприан Карфагенский Ориген «Физиолог»     До настоящего момента рассмотрение пневматологии, или учения о Святом Духе самых древних Святых Отцов – мужей апостольских и апологетов, оставалось фактически за рамками круга тем, интересовавших представителей отечественной патрологической школы. Насколько известно, на русском языке не было написано ни одной специальной работы, посвященной пневматологии апологетов. Несколько страниц в историко-догматических курсах да полемических работах касательно Filioque – вот, пожалуй, и все, что имеет русская патрологическая наука по данному вопросу. За рамки общих обзоров, с вытекающим отсюда уровнем глубины анализа и степенью проработки вопроса, данные опыты, разумеется, выйти не могли. В курсах по патрологии – как дореволюционных (архиеп. Филарета (Гумилевского) , В. Д. Гусева и др.), так и новых (архим. Киприана (Керна) и А.И. Сидорова ) изложение учения того или иного древнего автора о Духе Святом не носит систематического характера. Специально пневматологическую тему в настоящее время разрабатывает о. Георгий Завершинский, он опубликовал в одной книге статьи, посвященные пневматологии Ветхого Завета, апостола Иоанна и мужей апостольских. Отрадно видеть пробуждение интереса к столь серьезному и важному пункту учения Церкви, но, к сожалению, приходится признать, что пока эту работу нельзя считать исчерпывающей ни по глубине ни по охвату.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 6. Сербская Православная Церковь 6.1. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви 6.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Сербии Нынешняя Сербская Православная Церковь сложилась из трех исторических ветвей: Православной Церкви в Сербии, митрополии в Черногории и Патриархата на территории бывшей Австро-Венгрии. Сербы приняли христианство в VII в. Однако много веков раньше первые семена веры Христовой были занесены на Балканский полуостров св. апостолами. Предание свидетельствует, что здесь проповедовал св. апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Св. апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий побывал в восточной и южной части Балканского полуострова, а в Далмацию послал своего ученика Тита. В IV–VII в.в. здесь находилась митрополия с центром в Сирмии (ныне Сремска-Митровица в Сербии) и архиепископия в Салоне (ныне Сплит на территории Хорватии). Вторгшиеся в VI в. на Дунай авары уничтожали на своем пути то, что было сделано христианскими проповедниками на Балканах. В первой половине VII в. по просьбе византийского императора Ираклия (610–641) папа Римский прислал священников, которые много сербов обратили в христианство. До 732 г. сербы находились в юрисдикции Западной Церкви. В этом году император Лев Исаврянин отнял восточную Иллирию, где жили сербы, у папы Григория III и подчинил сербов юрисдикции Константинопольского Патриарха. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в XI в., когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 г. послал к сербам греческих священников. Окончательно христианство у сербов утвердилось только после того, как святые братья Кирилл (826–869) и Мефодий (820–885) начали свою проповедь на народном – славянском – языке. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература. Возникло монашество, была основана первая славянская – Величская – епархия. Первым епископом этой епархии стал св. Климент.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Климент, митрополит Калужский и Боровский, Управляющий делами Московской Патриархии. К вопросу о наградах Русской Православной Церкви Возникновение церковных наград органически связано с жизнью христианской Церкви с самых первых веков ее существования. Хотя в апостольское время понятия церковной награды не существовало как такового: ни в книге Деяний святых Апостолов, ни в других письменных источниках того времени нет упоминания о каких-либо награждениях в первохристианских общинах, тем не менее, уже в то время в Церкви были четкие иерархические степени – епископство, пресвитерство, диаконство, которые имели свои внешние отличия. Установившаяся в Апостольской Церкви трехстепенная иерархия имела свой прообраз в трехстепенной ветхозаветной иерархии, и, подобно последней, каждая ее степень использовала различные детали в облачении при совершении богослужений. Из посланий апостола Павла явственно следует, что для рукоположения во священный сан тщательно избирались самые достойные: рук ни на кого не возлагай поспешно (1 Тим. 5, 22) – увещевает он, а также приводит требования к кандидатам во епископа и диакона, т. е. поставление на ту или иную степень церковной иерархии являлось честью для христиан. Вместе с тем, надлежащее исполнение своих обязанностей находящимися на любой из степеней церковной иерархии обязывало остальных членов общины к особенному отношению к ним: достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (1 Тим. 5,17), – писал апостол Павел. Начиная с IV века, с прекращением гонений на Церковь, ее богослужебная жизнь получает особую торжественность и величие. Вселенские учители и святители в борьбе с ересями и расколами внутри Церкви уделяют большое внимание установлению особого благолепия церковного богослужения, призванного выражать его внутреннюю красоту и через это быть средством привлечения людей в ограду истинной Церкви Христовой. Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст закрепляют в церковной жизни особую эстетику – антифонное пение, богатое церковное убранство, в том числе светлые облачения для клира и причта во время совершения храмового богослужения и Крестных ходов.

http://sedmitza.ru/lib/text/429628/

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИОАННА ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ Заповедь Божия: любите друг друга Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти Пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына Введение 1. Подлинность послания Второе послание Иоанна Богослова в древней Церкви было (как и 3-е) в числе «пререкаемых», то есть таких, которые не всеми считались подлинными, принадлежащими апостолу. Об этом свидетельствуют Ориген , Евсевий и Иероним. В древнем сирском переводе (Пешито) этого послания (как и 3-го) нет, хотя из этого нельзя прямо заключать, что Сирская Церковь не признавала их подлинности или отвергала оную. Но если в древней Церкви некоторые сомневались в подлинности 2-го послания Иоанна, то другие, и именитейшие, представители Церкви признавали это послание непререкаемо подлинным писанием апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Так, Ириней Лионский , ученик Поликарпа Смирнского , ученика самого апостола Иоанна, приводит подлинные слова из 2-го послания Иоаннова; и ученик Господа в указанном послании своем предписывает бегать лжеучителей, говоря... (следуют слова 7-го и 8-го стихов послания). И потом: Иоанн, ученик Господа, распространяет на них (лжеучителей) осуждение, желая, чтобы мы и не приветствовали их, ибо приветствующий их, говорит, участвует в злых делах их (ст. 11). Климент Александрийский признает подлинными многие (1-е, 2-е и 3-е?) послания апостола Иоанна; по крайней мере, кроме подлинности 1-го послания, он говорит о несомненной подлинности 2-го послания. Тот же Климент, по словам Евсевия и Фотия, написал объяснение на все семь соборных посланий, значит и на 2-е Иоанново. В древнем, так называемом Мураториевом, каталоге упоминается о многих (как и у Климента Александрийского ) Иоанновых посланиях, по крайней мере в нем, кроме 1-го послания, делается ясное указание и на 2-е послание Иоанново. Дионисий Александрийский ссылается на 2-е (и 3-е) послание Иоанново как на подлинное. Ориген , замечающий, что 2-е (и 3-е) послание Иоанна не все считают подлинными, сам в позднейшем труде своем, толковании на книгу Иисуса Навина, без всяких ограничений замечает: «Петр оглашает двумя трубами своих посланий, Иаков также, и Иуда; еще Иоанн присоединяется с трубою своих посланий».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ [греч. Κλμης; лат. Clemens] (I в.), ап. от 70 (пам. 22 апр., 10 сент., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 сент. и 30 июня - в Соборе всех апостолов). К. упоминается в Послании ап. Павла к Филиппийцам (Флп 4. 2-3), где апостол умоляет не названного по имени спутника помочь примириться 2 влиятельным женщинам из общины - Еводии и Синтихии, «…подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни». Из этого текста следует, что К. был одним из основных сотрудников ап. Павла в деле благовестия Евангелия в Филиппах и обладал значительным авторитетом в местной общине, так что для апостола не было необходимости особым образом его описывать ( Hawthorne. 2004. P. 241). Кроме того, лат. форма его имени (весьма популярного в I в. по Р. Х.- Lightfoot. 1999. P. 169) может указывать, что К. происходил из семьи влиятельных и преуспевающих членов римской колонии в Филиппах ( Osiek. 2000. P. 115). Представление о том, что использованное здесь выражение «книга жизни», характерное для апокалиптической лит-ры (Дан 12. 1; Откр 3. 5; 13. 8; 1 Енох 47. 3), может указывать на то, что ко времени написания Послания К. уже не было в живых, признаётся маловероятным ( Norris. 1962; O " Gillman. 1992). В ранней церковной традиции упоминание К. в Флп 4. 3 единодушно истолковывалось древними экзегетами как указание на Климента, еп. Римского . Упоминание «верного Климента» у Оригена из Флп 4. 3 не содержит прямого указания на Климента Римского ( Orig. In Ioan. comm. VI 54 но включает цитату из Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 55, что делает это отождествление понятным. Согласно Евсевию Кесарийскому, упомянутый в Флп 4. 3. К. был 3-м епископом Римской Церкви ( Euseb. Hist. eccl. III 4. 9; 15. 1). Блж. Иероним продолжает эту традицию, называя упомянутого у ап. Павла К. 4-м епископом Рима ( Hieron. De vir. illustr. 15). Епифаний Кипрский, в целом следуя преданию о служении К.

http://pravenc.ru/text/1841327.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010