Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; янв. 1550, сел. Калориана (совр. Калогриана) близ г. Трикала (Фессалия, Греция) - 29.04. 1625, Суздаль), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), архиеп. Суздальский и Тарусский. Основные сведения об А. Э. содержатся в его сочинениях и греч. житии святителя, написанном человеком, хорошо знавшим А. Э. (житие было найдено А. А. Дмитриевским в мон-ре Сумела под Трапезундом). А. Э. род. в семье священника Феодора, мать Хрисанфи была сестрой Ларисского митр. Неофита и племянницей св. Виссариона Ларисского, ктитора св. Виссариона мон-ря (Дусику), после смерти мужа она приняла постриг с именем Христодула. Старшими братьями А. Э. были Иоасаф, еп. Стагонский, Марк, еп. Димитриады, иеромонахи Афанасий (посетил Москву в 1591 вместе с Тырновским митр. Дионисием, доставившим в Россию акт К-польского Собора 1590 г. об учреждении Московского Патриархата) и Пахомий (в миру Панайотис) - «слава иеромонахов», по выражению А. Э. После смерти отца (ок. 1560) А. Э. воспитывался в доме брата еп. Иоасафа, под рук. к-рого получил первоначальное образование. В 1568-1572 гг. А. Э. учился в Трикале в школе известного дидаскала мон. Матфея, основанной Ларисским митр. Иеремией (см. Иеремия II , Патриарх К-польский), а также у выдающегося церковного деятеля Дамаскина Студита . В 1572 г. Арсением, митр. Патр, А. Э. был пострижен в монашество, через неск. дней митр. Иеремия рукоположил его во иеродиакона. В 1572-1575 гг. А. Э. вновь жил у еп. Иоасафа, после смерти последнего поселился в мон-ре Дусику, где в 1579 г. Фанарским еп. Митрофаном был рукоположен во иеромонаха. В кон. 1579 г. Иеремия, ставший к тому времени Патриархом, вызвал А. Э. в К-поль и поставил чередным священником Патриаршего храма Паммакаристос. Живя в 1579 - нач. 1584 г. в К-поле, А. Э. посещал лекции дидаскалов. 21 февр. 1584 г. он был избран архиепископом Димоника и Элассона, в XVI в. входивших в Ларисскую митрополию, и с февр. 1584 г. до марта - апр. 1585 г. жил в Элассоне. В мае 1585 г. Патриарх Феолипт II вызвал А. Э. в К-поль. Здесь в это время находился посол царя Феодора Иоанновича Б. Благово, к-рый привез Патриарху богатую милостыню на помин души почившего царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В благодарность Патриарх Феолипт отправил посольство в Москву, в состав к-рого был включен А. Э. В Москве участники посольства были приняты царем и, получив значительную милостыню, покинули рус. столицу.

http://pravenc.ru/text/76326.html

Причты сел: Нечаевки, Матвеевки, Литомгина Ст. Симанщина (С. Вяз. ж. д.) Причты сел: Федоровки, Чернцовки Ст. Студенец (С. Вяз. ж. д.) Причты сел: Палеологова, Бессоновки, Черткова, Степного Смагина, Кроптова, Блохина, Мастиновки, Богословского, Николаевки, Константиновки, Любятина, Загоскина, Дубасова Г. Пенза Благочинный, священник села Дертева, Иоанн Григорьевич Благонравов Причты сел: Дертева, Бекетовки, Телегина, Крутца, Пустыни, Покровской Арчады, Ахматовки, Липягов Ст. Борисовка Причты сел: Кучук-Пор-Михайловского, Казанской Андреевки, Кучук-Пор-Архангельского, Александровки (единов. ц.) Ст. Студенец (С. Вяз. ж. д.) Причт села Колтовского Г. Пенза Причты сел: Обловки, Клейменовки, Казанской Арчады Ст. Каменка Благочинный, священник села Валяевки, Василий Иванович Тифлисов Причты сел: Валяевки, Терновки, Кривозерьевки, Лебедевки, Воскресенского, Саловки, Елани, Алферьевки, Толузаковки, Симбухова Г. Пенза Причты сел: Каменки, Борисовки, Оленески, Соловцовки, Краснополья Ст. Борисовка IX. Саранский уезд Наименование благочинных и причтов сел Наименование станций, с коих получается корреспонденция Благочинный, протоиерей соборной г. Саранска церкви, Симеон Филиппович Секторов Причты церквей г. Саранска Г. Саранск Благочинный, священник села Посопа, Иоанн Никитич Сатурнов Причты сел: Посопа, Грибоедова, Танеевки, Макаровки, Новосильцева, Воеводского, Дурасовки, Булгакова, Нечаевки, Блохина Г. Саранск Причты сел: Архангельского Голицына, Левжи, Зыкова Ст. Архангельско-Голицынская Причт села Симилей Ст. Вьяс, Сар. у. Благочинный, священник села Качкурова, Иаков Васильевич Русанов Причты сел: Качкурова, Напольной Тавлы, Подлеской Тавлы, Тепловки Ст. Качкурово Причты сел: Пригорода Атемар, Жмакина, Уды, Протасова, Воротников, Пятины, Ремезенки, Ишаки, Мокшалеи, Гузынцы, Скрябина, Гарт Г. Саранск Причты сел: Большой Вьяс, Напольный Вьяс, Лесной Вьяс, Соколовка, Белый Ключ, Симбухово, Новые Турдаки, Старые Турдаки, Дворянский Умыс Больше-Вьясская ст. Причт села Нерлеи Ст. Большие Березники, Симб. губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Благочинный, протоиерей соборной г. Нижнего Ломова церкви, Петр Варсанофьевич Соколов Причты церквей г. Н. Ломова Г. Нижний Ломов Благочинный, священник села Потьмы, Федор Варсанофьевич Соколов Причты сел: Потьмы, Гороховщины, Кульмановки, Муромки, Голицына, Долгорукова, Керы, Усть-Керы, Ивы, Кобяков Ст. Голицыно, Н. Лом. уезда Причты сел: Прянзерок, Лукиной Поляны, Кривозерья, Каремши, Хутора, Кривошеевки, Новой Нявки, Усть Атмиса, Усть-Каремши, Черной Пятины Г. Ниж. Ломов Благочинный, священник села Козлятского, Георгий Иосифович Охотский Причты сел: Козлятского, Подхватиловки, Большого Мичкаса, Сухой Пичевки, Серого Ключа, Старой Нявки, Никольского Г. Ниж. Ломов Причты церквей г. Верхнего Ломова и сел: Студенки, Мокрого Мичкаса, Русской Муромки, Старой Толковки, Нового Шуструя, Старого Шуструя Г. Верхний Ломов Причты сел: Вороны, Титова, Веденяпина, Пустыни, Белыни Ст. Титово (С.-Вяз. ж. д.) Причты сел: Калиновки, Новой Толковки Ст. Пачелма (С.-Вяз. ж. д.) Благочинный, священник села Каменки, Владимир Федорович Соколов Причты сел: Каменки, Ростовки, Ростовки – единоверческой церкви, Андреевки, Блиновки, Верхов, Головинщины, Есеневки, Кевдо-Мельситова, Кочетовки, Низовки, Адикаевки, Куваки, Головнинской Варижки, Скворешнаго, Студенца, Александровки Ст. Каменка Причты сел: Порошина, Мачкасских Выселков, Тархова, Покровской Варижки Ст. Титово (Сызр.-Вяз. ж. д.) Причты сел: Атмиса, Сергиевской Вирги, Лещинова, Ивановской Вирги Г. Нижний Ломов VIII. Пензенский уезд Наименование благочинных и причтов сел Наименование станций, с коих получается корреспонденция Г. Пенза Благочинный, священник Введенской г. Пензы церкви Федор Никитич Сатурнов Г. Пенза Благочинный, священник Мироносицкой г. Пензы церкви Григорий Николаевич Феликсов Причты церквей г. Пензы и сел: Городка, Новых Черкас Г. Пенза Благочинный, священник села Грабова, Василий Алексеевич Быстров Причты сел: Грабова, Малого Колояра С. Грабовка (Моск. Каз. ж. д.) Причты сел: Рамзая, Дурасовка Ст. Рамзай (Сызр.-Вяз. ж. д.)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Благочинный, священник села Лады Валериан Иванович Успенский Причты сел: Лады, Голубцовки, Пушкина Ст. Лада Причты сел: Ромоданова, Трофимовщины, Константиновки, Чуфарова, Салмы, Вырываева, Саморукова, Иваноского, Малых Березников, Анненкова Ст. Ромоданово Причт села Елоховки Г. Саранск Причты сел: Михайловки, Еремеева, Саловки, Лопатина, Смолькова, Евлашева, Говорова, Языкова, Богородского Голицына Нечаево-Уметская ст. X. Чембарский уезд Наименование благочинных и причтов сел Наименование станций, с коих получается корреспонденция Благочинный, протоиерей соборной г. Чембара церкви, Матфей Тимофеевич Тархов Причты церквей г. Чембара и сел: Ключи, Шелалейка, Кевдовершина, Сулак, Крюковка, Болкашино, Поляны, Тархово, Комынино, Мача, Куликовка, Волчий Овраг, Гразнуха, Обвал, Каменка, Ольшанка, Чернышево, Пичевка, Карасевка, Доншино, Линевка, Городок Г. Чембар Причт села Новая Каштановка Ст. Поим Благочинный, священник села Поима, Петр Яковлевич Боголюбов Причты сел: Поим, Студенка, Сентяпино, Ершово, Ширяево-Машта, Алексеевка, Петровское, Богданиха, Высокое, Подгорное, Починки, Митрофаново, Агапово, Валовка, Бельщина, Глебово, Пачелма, Невежкино Ст. Поим Причт села Тяньги Ст. Соседка Причт села Башмаково Ст. Башмаково Благочинный, священник села Владыкина, Василий Александрович Никольский Причты сел: Владыкино, Абалдуево, Соболевка, Максимовка (Троицкое), Безрукова, Завиваловка Ст. Каменка Причты сел: Вражского, Крыловки Г. Чембар, чрез Крыловское вол. пр. Причты сел: Бондовки, Свищевки – чрез Свищеское вол. правл. Причт села Канищева – чрез Болкашинское вол. правл. Причт села Щепотьева – чрез Щепотьевское вол. прав. Причты сел Андреевки, Анучино (Колоны) Г. Чембар Причты сел: Тархан, Кашкарова, Аргамаковка, Калдус – чрез Аргамаковское вол. пр. Причт с. Гавриловки – чрез Анучинское вол. правл. Монастыри Пензенской Епархии А. Мужские 1. Пензенский Спасо-Преображенский Г. Пенза Нижне-Ломовский Казанский Г. Н. Ломов Саранский Петропавловский Г. Саранск Вьясская Владимирская пустынь, Саранского уезда

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Благочинный, протоиерей соборной церкви г. Инсара, Иоанн Иосифович Щепотин Причты церквей г. Инсара и сел: Верхней Вязеры, Арбузовки, Козловки, Засечной Слободы, Ямской Слободы, Паева, Адашева, Потижской Слободы, Потижского Острога, Липлейки, Старых Верхис, Новых Верхис, Кашаева, Трехсвятского, Сиалеевской Пятины, Языковой Пятины, Хитрова, Рыскина (Николаевская церковь ) Г. Инсар Благочинный, священник села Иссы, Василий Александрович Александровский Причт сел: Иссы, Долгорукова, Бутурлина, Никольской Пестровки, Муравьевки, Инсары, Украинцева, Симанки, Палаевки, Бестужева, Костыляй, Любятина, Знаменский Пестровки, Могиловки, Болдова, Ключищ, Починок, Сипягина, Николаевки Ст. Исса Причты сел: Ускляй, Акшенаса Ст. Архангельско-Голицин., Саранск. у. Причт с. Рузаевки Ст. Рузаевка Мск. Каз. ж.д. Благочинный, протоиерей с. Токмова, Василий Иларионович Масловский Причты сел: Токмова, Сиалеевского Майдана, Старого Ишенева, Унуйского Майдана, Старокорсаковского Майдана, Куликовки Г. Инсар Причты сел: Пушкина, Нагаева, Шувар, Нового Сучкина, Никольской Саловки, Шайгова, Старосивильского Майдана, Тиризморги Ст. Шуваровская, Инсарск. у. Причты сел: Ключарева, Сузгарья Г. Саранск Причты сел: Новошишкеевской, Слободы, Заштатного города Шишкеева, Огарева, Воскресенской Саловки, Тепловки Ст. Шишкеевская, Инсарск. у. Причт села Спасского Ст. Исса, Инс. у. Благочинный, священник села Рязановки Иоанн Петрович Ягодинский Ст. Шувары Причты сел: Лемдяйского Майдана, Николаевки, Кулдыма, Вертелима, Новой Федоровки, Старой Федоровки Ст. Шувары, чрез Лемдяйско-Майданское вол. правл. Причты сел: Ново-Троичкого (Сучкина), Мельцан, Шигонь, Ингеняр-Пятины, Конопати, Олферьевки, Лемдяй Ст. Шишкеев, чрез Сучкинское волостн. правление Причт села Болотникова Г. Саранск, чрез Ново-Акшинск. вол. правление III. Керенский уезд Наименование благочинных и причтов сел Наименование станций, с коих получается корреспонденция Благочинный, протоиерей соборной г. Керенск. цер. Ник. Алекс. Любимов Г. Керенск Причты церквей г. Керенска и сел: Рахмановки, Васильевки, Архангельского, Котла, Коповки, Маркина, Каргалей, Бутурлина, Кармалейки, Козлейки, Лундана, Дуракова, Татарской Лаки, Нагорной Лаки, Выборного, Шелдаиса, Луки, Ртищева

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

К.-К. е. в 1-й пол. XIX в.: реорганизация церковного правления, секуляризация земель и коммутация налогов, положение духовенства В нач. XIX в. российское руководство на основании полученных от грузинских архиереев сведений располагало точными данными о собственности епархий Вост. Грузии. В юрисдикцию Восточногрузинского (Мцхетского) католикоса-патриарха Антония II, управлявшего Мцхетской, Алавердской и Самтавройской епархиями, входили 88 сел в Картли и 58 в Кахети; в его непосредственном подчинении были 6 мон-рей в Картли и 5 в Кахети. Митр. Тбилисский Арсений (Наибидзе) имел в подчинении 18 сел, а также владения 3 князей и 4 дворян; митр. Руисский Иустиний (Магалашвили) - 46 сел, владения 21 князя и 95 дворян; митр. Цилканский Иоанн (Карумидзе) - 46 сел, а также поселения живших в горных районах мохевцев, мтиульцев, гудамакарцев, хандохевцев, чартлинцев, владения 14 дворян; митр. Урбнисский Иулон (Юлон) (Тухарели) - 20 сел, владения 5 князей и 8 дворян; еп. Самтависский Гервасий (Мачавариани) - 17 сел, владения князя и 8 дворян; еп. Никозский Афанасий - 18 сел. Паству митр. Бодбийского Иоанна (Макашвили) составляло население 31 села и владений 28 князей; митр. Ниноцминдского Михаила - население 30 сел и владений князя; архиеп. Руставского Стефана (Джорджасдзе) - население 8 сел и владений князя; митр. Некресского Амвросия (Микадзе) - население 14 сел и владений 5 князей (Наличный состав Груз. Патриархата//АКавАк. 1866. Т. 1. С. 531; Гурули. 2010. С. 17 (на груз. яз.)). По данным главнокомандующего в Грузии ген. А. П. Тормасова (1808-1811), предоставленным в нач. 1811 г. правительству, в 13 епархиях Картли и Кахети числилось 2218 семей церковных крестьян; 9 архимандритиям принадлежало 637 монастырских крестьян; доходы картлийских епархий (Мцхетской, Самтавройской, Руисской, Урбнисской, Цилканской, Никозской) составляли ок. 1696 серебряных рублей, кахетинских (Алавердской, Ниноцминдской, Руставской, Некресской, Бодбийской) - 9500 р.; действующими оставались 799 церквей, в к-рых числились 746 священников, 146 диаконов и 661 церковнослужитель ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 49; Отношение кн. Тормасова к кн. Голицыну от 18 февр. 1811 г., 28//АКавАК. 1870. Т. 4. С. 164; Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата. 2012. С. 165).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Согласно новой редакции устава Херсонско-Одесской епархии от 30 авг. 1917 г., вступившей в силу 1 янв. 1918 г. (Херсонские ЕВ. 1917. 23. С. 264), в Н. в. входили приходы Херсонского у., разделенного на 11 благочиннических округов: Херсонский (храмы Херсона и окрестных хуторов); Николаевский (храмы Николаева и хуторов Водопойная и Мешково); Бериславский (храмы Берислава и сел Меловое, Качкаровка, Дудчино (ныне Дудчаны), Ново-Каменка, Тягинка, Бизюков Пропасной во имя свт. Григория, просветителя Армении, монастырь, церковь при Ивановской экономии Фальц-Фейна); Богоявленский (храмы поселков Богоявленск и Воскресенск, сел Ново-Александровка, Балабановка, Заселье, Калиновка, Константиновка, Покровск, Вавиловка, Баловное, Матвеевка, Терновка, Николаевка); Станиславский (храмы мест. Станислав и сел Александровка (Штыхово), Белозерка, Киселёвы Хутора, Кисляковка, Никольское, Садовая (Фалеевка), Ново-Ивановка (Касперовка), Царев Дар, Широкая Балка, Фёдоровка (Кеппена)); Ново-Воронцовский (храмы мест. Ново-Воронцовки и сел Грушевка, Золотая Балка, Ивановка (Воронова), Костромка (2 церкви), Марьинское (2 церкви), Ново-Архангельское, Каменка, Оскоровка, Фирсовка); Широковский (храмы мест. Широкое и мест. Кривой Рог, сел Авдотьевка, Александродар, Долгинцево, Михайловка, Михайло-Заводск, Николаевка 1-я, Ново-Николаевка, Ново-Покровское, Нов. Кривой Рог, Андреевка, Ново-Курское); Велико-Александровский (храмы сел Б. Александровка, Архангельское, Блакитная, Давидов Брод, Заградовка, Ивановка, М. Александровка (2 церкви), Ново-Дмитровка, Староселье, Шестерня (2 церкви), Сергеевка, Трифоновка); Висунский (храмы поселков Висунск и Березнеговатое, мест. Владимировка, сел Ивано-Петровское, Ново-Севастополь, Калужское, Любомирка, Мураховка, Ново-Владимировка, Ново-Петровка, Васильевка (Отбедово), Снегирёвка, Явкино (2 церкви), Галагановка, Ново-Павловка, Малеевка); Новобугский (храмы мест. Нов. Буг и пос. Ново-Владимировка, сел Анновка 1-я, Горожина (ныне Горожено), Балацкое, Николаевка 2-я, Юрьевка, Пески, Полтавка (2 церкви), Привольное, Троицкое (Софоново), Ульяновка, Дрентелево, Ингулка); Новоодесский (храмы мест. Нов. Одесса и сел Воронцовка, Гурьевка, Дымовка, Кандыбино, Касперовка, Касперо-Николаевка, Ново-Петровское, Остаповка, Пересадовка, Себино, Сухой Еланец).

http://pravenc.ru/text/2565630.html

Ибо краткое изложение, указавши день посвящения и прочее того же рода, продолжает так: „Действие совершалось почти таким образом. Во-первых, произносились молитвы по Англиканской литургии. Во-вторых, предлагалось слово к народу о достоинстве и обязанностях епископа. В-третьих, когда вышеназванный Иоанн преклонил колена, все вышесказанные лже-епископы возложили руки на главу и плечи, говоря: Accipe Spiritum Sanctum, et memento, ut suscites gratiam, quae in te est per manuum impositionem, non enim accepimus spiritum timoris, sed virtutis dilectionis et sobrietatis. В-четвёртых, по совершении немногих молитв благодарственных, действие окончилось“. Следует форма декрета, которая в первой своей части довольно отличается от той формы, которую предлагает Ле-Кьень, хотя и не противоречит ей. Экземпляр краткого изложения и декрета, опубликованного Есткортом, вышел из Священной Канцелярии 2 апреля 1852 года и засвидетельствован Ангелом Аргенти, нотарием сей Свя- Рассудительный читатель отметит, прежде всего, что здесь указуется только форма посвящения епископского, между тем Гордон в петиции своей излагал (хотя и ложно) только форму поставления пресвитеров. Отсюда является вопрос: считала ли Священная Канцелярия слова Иоанна Гордона о поставлении пресвитеров истинными или нет? Если она верила в их истинность, то приговор её, опирающийся на такой лжи, ничтожен; если считала лживыми, то отчего не поведала обстоятельнее о той форме? Во-вторых, он усмотрит, что форма, здесь указанная, не есть та, которая была в употреблении в 1688 году, по кр. м. в Англии, но прежняя, то есть форма 1550 и 1552 годов. Ибо она не имеет слов, прибавленных в 1662 году „ad officium et opus episcopi in ecclesia Dei quod jam tibi committitur et cet“. Говорится о словах, что они произнесены были всеми посвятителями. Далее, столь небрежно сообщена была форма, что написано gratiam вместо gratiam Dei и non enim accepimus вместо non enim dedit nobis Deus ( 2Тим.1:7 по Св. Иерониму). И при этом, в-третьих, описание действия на самом деле не согласно ни с теми книгами (т. е. чиновниками 1550 и 1552 годов), ни с позднейшей (т. е. 1662 г.). Ибо нигде в чиновниках наших не предписывается возложение рук на плечи; и многое проходится молчанием, как напр. представление, испытание, гимн „Veni Creator“. Что же говорится в кратком изложении в-четвёртых, отнюдь не есть истинно. Ибо после слов Accipe Spiritum Sanctum и дальнейших следует вручение Святой Библии с второй повелительной формой „Attende lectioni, exhortationi et doctrinae, et cet. Затем совершается Святое Причащение. Наконец в 1550 и 1552 годах следовала только одна молитва (Super hunc famulum tuum, quaesumus, Pater misericors), а в 1662 году присоединена была другая (Actiones nostras) вместе с благословением (Pax Dei quae exsuperat). „Небольшого же числа молитв благодарственных“ нет нигде. Далее „concio“ (речь) не предписывается в книгах 1550 и 1552 годов, но в первый раз является в чиновнике 1662 года, хотя вероятно,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Шелудяк Гридя [см. Гридя], холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г. Шелудяковы , крестьяне, 1624 г., Курмыш; 1638 г., Москва Шелутков Первуша [см. Первуша], посадский человек Шелуха см. Шалуха Шелухина Марья, холопка, 1603 г., Новгород Шелыга, Шелыгин : Иван Шелыга, земский целовальник на Белоозере, 1559 г.; Дмитрий Шелыгин, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Шелыгин Белка [см. Белка], 1550 г., Пошехонье Шелыга, шалыга, шолога – плешь, темя, маковка, вершина горы, посох с загнутым концом (Даль) [Ср. Шелога] Шелябуга Алексей Васильев, крестьянин, 1612 г., Арзамас Шеляко Григорий, крестьянин, 1627 г., Белев Шеляпин Герасим, крестьянин, 1640 г., Устюг Шемарин Стеня [см. Стеня], крестьянин, 1628 г., Белев Шемаук Лев Михайлович Темирязев [см. Темирязев], 1577 г., Коломна Шемела ( Шепела ) Васильев, царский конюх, 1573 г. [Ср. Шепела] Шемерденов Кузьма, холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г. Шемет Григорьевич Мотякин [см. Мотякин, Шеремет], 1551 г.; Шемет Юрьевич Воейков [см. Воейковы], 1550 г., Ржева; у него сын Нелюб [см. Нелюб] Шеметов; Шемет, слуга Терехова Рязанского монастыря, 1583 г. [см. Игошкин] Шемяка кн. Дмитрий Юрьевич, умер в 1453 г.; кн. Александр Андреевич Шаховской [см. Шаховские], вторая половина XV в.; кн. Дмитрий Давыдович Гагарин [см. Гагара], 1550 г.; кн. Иван Васильевич Пронский, боярин, умер в 1550 г. [см. Бохов, Горюн, Долгово-Сабуров, Огорелка] Шенур см. Шонур Шеншин Беляй [см. Беляй], посадский человек, 1585 г., Псков; Шеншины, помещики, XVI в. и позже Мценск [см. Умай] Шепела Осипович Овинов [см. Овин], боярин, XV в., Новгород Ср. чепела – сковородник (Даль) [Ср. Шемела] Шепель, Шепелев : Шепель, крестьянин, 1499 г., Владимир; Петр Юрьевич Шепель, по родословным преданиям жил в конце XIV в.; от него – Шепелевы; Ошурок [см. Ошурок] Иванович Шепелев, 1538 г., Кострома; Степан Григорьев Шепелев, 1566 г. Шепель, чепель – железная лопатка для очистки пеньки от кострыки (Даль) [Ср. Чепель] Шеплин Яков, москвич из Кадашевской слободы, 1638 г. Шептяк Карабанов, начало XVI в., Белоозеро

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

—697— Последние читаются с неизбежными вариантами, но без существенных отличий от текста, известного по Стоглаву. Из вопросов перенумерованы только 30; остальные 7 идут без нумерации. Затем следуют царские предложения о земских делах, начинающиеся так: „Говорити перед государем, и перед митрополитом, и перед владыки, и перед всеми боляры дияку... Отец мой, Макарий митрополит, и архиепископы, и епископы, и князи, и бояре. Наряжался есми х Казани“ и т. д. Жданов говорит, что всё это списано, по-видимому, Евфимием с подлинника, полученного от самого арх. Феодосия, присутствовавшего на Стоглавом соборе; что Феодосий свой список царских посланий и вопросов получил или сделал, без сомнения, во время самого собора, тотчас после которого удалился в Волоколамск. Всё это, по Жданову, придаёт особенную цену Евфимиеву списку. Вопросы о земских делах, читающиеся в р. Евфимия и отсутствующие в Стоглаве, следующие: о местничестве, о более справедливой развёрстке поместий между служилыми людьми, о том, как поставить в тягло избывшие его новые слободы, о корчмах, о пошлинах по дорогам и на мостах, о заведении вотчинных книг, о записи даваемых поместий в книги; о вдовых боярынях, о Наганских гостях и послах. Поход на Казань, о котором упоминается в рукописи, был совершён осенью и зимой 1549–1550 г.; в Москву царь вернулся 23 марта 1550 г. Таким образом, заседание, где рассматривались указанные земские дела, происходило после марта 1550 г. Сопоставляя предложение р. Евфимия: „Да у монастырей, и у князей и у бояр слободы внове починены, и где были старые, извечные слободы, государьская подать и зямская тягль изгибла, и вперед как тому быть? И взрите в дедовы и в баткове в уставные книги, каков был указ слободам, инобы так и ныне учинити“ с 98-ой гл. Стоглава, Жданов говорит: „В начале главы помечено, что об этом приговоре митрополит рассуждал с царём в сентябре 7059 (1550) года, то есть, ещё до открытия Стоглавого собора. Внесение этого до-соборного рассуждения указывает на то, что собор 1551 г., не сделав никакого нового постановления о слободах, припомнил только преж-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010