Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОС (Байбаков Андрей Дмитриевич; 1737 г., с. Зметаево (Зметнево?) Черниговского полка - 14.05.1801, Архангельск), еп. Архангельский и Холмогорский. В 1757-1767 гг. учился в московской Славяно-греко-латинской академии , с 9 февр. 1768 г. по 26 марта 1770 г.- на философском фак-те Московского ун-та. С 1770 г. работал корректором при университетской типографии, с 1772 г.- учителем поэзии в Славяно-греко-латинской академии. В 1774 г. пострижен в монашество, переведен в класс пиитики и риторики академии и назначен катехизатором. С апр. 1775 г. ректор Троицкой ДС, в 1782-1783 гг. исполнял обязанности наместника ТСЛ. По благословению архиеп. Московского Платона (Левшина) в 1778 г. А. разделил в академии курс пиитики и риторики на 2 отдельных курса, в преподавании поэтики особое внимание уделял практике стихотворства. 17 дек. 1783 г. возведен в сан архимандрита Заиконоспасского мон-ря и назначен ректором академии, организовывал академические богословские диспуты, активно в них участвовал. В дек. 1785 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. С 1786 г. настоятель Новоиерусалимского мон-ря , составил записку о памятниках мон-ря, в том же году избран членом Российской академии. 5 июня 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Орловского и Севского, 26 окт. 1798 г. переведен на Архангельскую и Олонецкую кафедру (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Погребен в холмогорском Преображенском соборе. Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский А.- автор многочисленных переводных и оригинальных гомилетических, богословских, экзегетических, филологических трудов, а также назидательных романов и повестей. Принадлежал к кругу просвещенного духовенства, к-рое в борьбе с деистическим и антиклерикальным движением подкрепляло истины правосл. вероучения философскими и логическими обоснованиями. Опираясь на вольфианскую телеологию (см. Х. Вольф ), А.

http://pravenc.ru/text/75690.html

А.Н. Акиньшин Александр Николаевич Акиньшин, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории России Исторического факультета, Воронежский государственный университет (Воронеж, Российская федерация) Akinshin55@mail.ru Статья посвящена архиепископу Игнатию (Семенову Матвею Афанасьевичу; 1790/91–1850), уроженцу Архангельской губернии. Раскрывается биография преосвященного, духовное служение которого происходило в Архангельске, Петербурге, Новгороде, Петрозаводске, Новочеркасске, Воронеже. После епископской хиротонии Игнатий последовательно возглавлял три епархии: вновь созданную Олонецкую, Донскую и Новочеркасскую, Воронежскую и Задонскую. Раскрывается характер его служебной деятельности в Петрозаводске и Воронеже. Идет речь о мерах по борьбе с холерой, которые Игнатий предпринимал в Карелии и Воронеже, о библиотеке преосвященного. Раскрывается содержание одной из последних книг архиепископа Игнатия, изданной в 1848 году. Матвей Афанасьевич Семенов родился 5 августа 1791 года (сам он считал более верной дату 2 августа 1790 года) в погосте Покшеньга Пинегского уезда Архангельской губернии. Его отец, дьякон, в последствии священник, Афанасий Иванович Семенов, скончался 6 марта 1819 года в Каргопольском приходе, мать, Арина Яковлевна, умерла 14 сентября 1845 года в преклонном возрасте в родном селе. Матвей рано проявил склонность к знаниям. Богослужебные книги он разумел настолько, что отец считал его в состоянии занять причетническое место в соседнем погосте. В 1799 году Афанасий Семенов отправился с сыном в Архангельск с просьбой о месте к преосвященному Аполлосу (Байбакову). Епископ, человек проницательный, увидел в отроке задатки больших дарований, в определении к месту отказал и определил его в духовное училище. Матвей Семенов всегда находился в числе первых учеников. Особенные успехи он проявил в изучении греческого, латинского и французского языков, отличался он также в поэтических, риторических и философских сочинениях. Жажду Матвея Семенова к учению одобрял епископ Архангельский и Холмогорский Парфений (Петров), занявший кафедру в июне 1809 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Скачать epub pdf Архиепископ Игнатий (Семенов Матвей Афанасьевич) родился 5 августа 1791 года в погосте Покшеньга Пинегского уезда Архангельской губернии. Его отец, диакон, впоследствии священник, Афанасий Иванович Семенов умер 6 марта 1819 года в Каргопольском приходе, мать Ирина Яковлевна скончалась 14 сентября 1845 года в родном селе. Юный Матвей очень рано проявил склонность к знаниям. Богослужебные книги он разумел настолько, что отец считал его в состоянии занять причетническое место в соседнем погосте. В 1799 году Афанасий Семенов отправился с сыном в Архангельск с просьбой о месте к преосвященному Аполлосу (Байбакову; †1801). Человек проницательный, он увидел в отроке задатки больших дарований и определил его в духовное училище. Матвей Семенов всегда находился в числе первых и отличных учеников. Особенные успехи он проявил в изучении греческого, латинского и французского языков, отличался он также в поэтических, риторических и философских сочинениях. Жажду Матвея Семенова к учению одобрял епископ Архангельский и Холмогорский Парфений (Петров; †1819). В 1809 году Матвей Семенов перешел в богословский класс Архангельской семинарии и одновременно стал учителем французского языка в низших классах. В 1811 году он завершил свое семинарское образование. 25 января 1812 года по инициативе епископа Парфения Матвей Семенов был определен учителем греческого языка и всеобщей истории в Архангельское уездное училище. Одновременно он исполнял обязанности иподиакона при архиерейских служениях. С ноября 1814 года ему было поручено также преподавать священную историю, географию и катехизис. 26 сентября 1813 года, в дополнение к учительской должности, он был определен инспектором Архангельских училищ. 14 июля 1816 года Матвей Семенов был перемещен на должность профессора греческого и французского языков в Архангельскую семинарию. Находясь постоянно при владыке Парфении, он должен был говорить при многочисленном стечении паствы проповеди своего сочинения, в чем достиг совершенства. 24 сентября 1817 года на Матвея Семенова была возложена хлопотная должность эконома семинарии, а 29 июня 1819 года он определен секретарем Библейского общества. Все свои должности он исполнял “с неутомимою деятельностию, полною отчетливостию и с совершенным усердием”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

26 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Толкование посланий апостола Павла в дореволюционной традиции Русской Православной Церкви Начиная со времени правления князя Владимира русские люди читали Библию и интересовались толкованиями. Однако далеко не сразу на Руси экзегеза стала самостоятельной традицией. Серьезные работы по толкованию посланий апостола Павла появляются только с конца XVIII века. Иеромонах Ириней (Пиковский) предлагает обзор написанных в дореволюционную эпоху трудов, посвященных исследованию наследия апостола Павла. Отдельное рассмотрение получают экзегетические труды святителя Феофана Затворника,  Д. Богдашевского и Н.Н. Глубоковского. Статья Традиция толкований посланий апостола Павла в Русской Православной Церкви уходит в глубь веков. Однако далеко не сразу на Руси экзегеза стала самостоятельной русской традицией. Начиная с эпохи князя Владимира (Х в.) русские люди читали Библию и интересовались толкованиями. Русские пастыри и «книжные люди» должны были знакомить мирской люд со Священным Писанием и комментариями святых отцов. Однако, хотя отдельные древнерусские писатели поднимали сложные библейско-богословские проблемы (митрополит Иларион Киевский), все же большинство толкований оставалось в рамках поучений и проповедей (Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Более-менее самостоятельные труды по апостолу Павлу появляются только с конца XVIII в. . В 1785–1787 годах архимандрит Аполлос (Байбаков), ректор Московской славяно-греко-латинской академии, издал толкования на послания апостола Павла. B 1792 г. архимандрит Мефодий (Смирнов) зачитал на открытом собрании Славяно-греко-латинской академии свое толкование на послание к Римлянам. Его перевод и комментарий выдержали три издания (1794, 1799, 1815) и стали первым библейским переводом на русский язык . Архимандритом Иринеем (Фальковским, +1823), ректором Киевской Духовной Академии, были составлены толкования на все апостольские послания.

http://bogoslov.ru/article/2454099

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

А.А. Половцов Августин (Виноградский), архиепископ Московский Августин , до пострижения Алексей Васильевич Виноградский, архиепископ Московский, род. в Москве 6 марта 1766 г., умер там же 3 марта 1819 г. Сын священника церкви Св. Димитрия Солунского в Китай-городе на Ильинке. Мать он потерял, имея шесть лет от роду, а отца – имея восемь лет, после чего остался на попечении брата матери. Способности Алексея Виноградского сказались рано, еще в Перервинской семинарии, на быстром усвоении латыни, преподававшейся слепым иеромонахом Арсением, хорошо известным митрополиту Платону своим умением писать латинские стихи, легко дававшиеся и талантливому ученику его. Представление Платону устроило будущность Виноградского. Из класса риторики митрополит поместил его в Заиконоспасскую академию. Здесь Виноградский проходил курсы философии и богословия под руководством тоже известных ученых, затем иерархов – Афанасия (Иванова) и Аполлоса (Байбакова). Кончив курс академии, Алексей Виноградский назначен учителем, до вступления в должность ознакомившись по воле преосвященного Платона с системой преподавания в новом Главном народном училище (по плану Янковича) в Москве. После полугодового пребывания при училище Виноградскому дан аттестат (1786 г.) о выдержании экзамена по педагогике. 20 лет от роду, Виноградский приступил сначала к обучению в низшем классе по новой методе, заключавшейся в произношении за учителем сперва отдельных букв, потом слогов и целых слов. При этом ему позволено было слушать лекции профессоров в университете. В 1789 г. Виноградскому поручен риторический класс в семинарии. За это отблагодарил он владыку посланием 3 апреля, которое сам Платон перевел по-русски прозой, напечатав затем и латинскую оду, сочиненную Виноградским на убийство епископа Феодосийского Моисея Гумилевского (1795 г.). С этого времени митрополит стал давать Виноградскому темы для сочинения и вопросы для разбора, называя его «полемархом». Кроме того, через руки Платона проходили тогда и все проповеди Виноградского, принявшего монашество с именем Августина и в 1792 году назначенного префектом семинарии и преподавателем философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий Филарет, до пострижения Федор Георгиевич Амфитеатров, митрополит Киевский и Галицкий, род. 17 апр. 1779 г., умер 21 дек. 1857 г. Отец его, Георгий Никитич, был священником в селе Высоком, Кромского уезда, Орловской губ., где и родился Феодор Георгиевич. После домашнего воспитания он прошел с полным успехом курс тогдашнего школьного образования, начав его в 1789 г., и учился сперва в Орловской духовной семинарии, а затем, с богословского класса, в Севске, где были в то время и высшие классы Орловско-Севской семинарии, и резиденция преосвященных Орловских. В 1797 г. Амфитеатров кончил курс учения, а 1 марта 1798 г. был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в орловской же духовной семинарии, изъявив пред тем желание принять монашество. Но так как он был в то время еще слишком молод для этого, то самое пострижение его состоялось лишь 7 нояб. 1798 г., на 20-м году его жизни. Пострижение совершал сам преосвященный Аполлос (Байбаков), епископ Орловский и Севский, и наименовал его при сем Филаретом, в память св. праведного Филарета Милостивого (1 декабря), к которому Амфитеатров с детства имел особенную приверженность. 9 нояб. 1798 г. инок Ф. был рукоположен в иеродиакона, а 13 янв. 1799 г. – в иеромонаха, получив звание соборного иеромонаха, и вскоре по рукоположении был назначен на должность префекта (инспектора), а в 1802 г. – ректора Севской семинарии, с возведением в сан игумена, с званием настоятеля третьеклассного Свенского монастыря и с обязанностью присутствовать в орловско-севской духовной консистории. Но с 1804 г. положение его несколько изменяется к худшему. По неудовольствию на него со стороны преосвященного Орловского Досифея (Ильина), он, хотя и возведен был в сан архимандрита (1804), однако тогда же получил назначение на ректорскую должность в отдаленную Уфу, где семинария, открытая только в 1800 г., была в самом неустроенном виде, где он даже не имел квартиры в семинарии, а состоя настоятелем весьма бедного Успенского монастыря, находившегося в 4-х верстах от города, проживал там и должен был ежедневно пешком ходить в семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (Пономарёв Петр Николаевич; 4.10.1749, дер. Александрова Дмитровского у. Московской губ.- 19.03.1806, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона. 10 янв. 1760 г. поступил в семинарию при Троице-Сергиевой лавре , ректором к-рой являлся архим. Гавриил (Петров) ; получил фамилию Пономарёв. В 1768 г. был направлен в Славяно-греко-латинскую академию. Одновременно троицкий архим. Платон (Левшин) , благоволивший к Пономарёву, разрешил ему вместе с другом А. Войновым изучать французский, немецкий и итальянский языки в Московском ун-те, а также в течение 4 лет слушать при нем курс философии и риторики «для пользы своей». По отзыву преподавателя ун-та С. Иванова, «немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы» ( Смирнов. 1867. С. 351). В 1772 г. по окончании курса в академии и ун-те Пономарёв вернулся в лаврскую семинарию и был оставлен учителем франц. и нем. языков. В июне 1775 г. по настоянию архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) принял монашеский постриг с именем Павел, рукоположен во диакона, затем во иерея и 28 авг. того же года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1779 г. преподаватель истории. Под рук. архиеп. Платона П. составил «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (1782). Также в это время он занимался переводами с франц. языка. В 1782 г. по ходатайству митр. Платона П. был назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, был возведен в сан архимандрита Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря . Служил цензором духовных сочинений, представляемых в Синод или в Московскую синодальную контору. Рекомендовал к печати переведенные студентами «Священные размышления Иоанна Герарда», «Образ жития Енохова» (1784), «Илиотропион, или Сообразование воли человеческой с волею Божию» (1784), «Стихотворческое изъяснение на Екклезиаста», «Христианин, воин Христов» Эразма Роттердамского и др. В 1784-1785 гг. П. одобрил соч. «Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием» (М., 1785) архим. Аполлоса (Байбакова) (см. подробнее: Смирнов. 1855. С. 323-324).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

Аполлос, епископ архангелогородский, до пострижения Андрей Байбаков, род. в 1745 г. в Малороссии, ум. 14-го мая 1801 г. С 1759 до 1767 г. учился в Московской славяно-греко-латинской академии, а затем поступил в Московский университет на философский факультет, где окончил курс в 1770 г. и поступил на должность корректора при университетской типографии. В 1772 г. определен учителем поэзии в Московскую славяно-греко-латинскую академию, в 1774 г., приняв монашество, переведен на класс риторики и назначен катехизатором. В апреле 1775 г. Аполлос определен ректором Троицкой семинарии и в 1782–1783 г. исправлял должность наместника Троицкой лавры. 17-го декабря 1783 г. Аполлос возведен в сан архимандрита и назначен ректором Московской академии. В декабре 1785 г. он был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия, а в 1786 г. переведен настоятелем Воскресенского монастыря, называемого Новым Иерусалимом. С 1788 г. епископ Орловский и Севский, Аполлос в 1798 г. переведен на архангелогородскую кафедру, где и скончался. Аполлос принадлежал к славной плеяде выдающихся учеников знаменитого митрополита московского Платона и был известен в свое время, как хороший проповедник. Из его многочисленных трудов – переводных, проповеднических, богословских, экзегетических, «пиитических», по теории словесности и русского языка, педагогики, статистики и проч., наиболее известны были: «Правила пиитические российского и латинского стихотворения, собранные из разных мест» (первое издание в 1774 г., десятое – в 1826 г.), служившие более полувека учебником в духовных учебных заведениях. К 4-му и последующим изданиям этой книги приложен «Словарь пиитико-исторических примечаний» вместе с «Овидиянскими превращениями и при конце отборными Публия Виргилия Марона стихами». «Пиитические» произведения Аполлоса, кроме трагедии в прозе «Иеффай», имеют по существу научный характер, и только по форме – беллетристический или стихотворный. Среди богословских произведений Аполлоса можно отметить сочинение, под заглавием: «Натура и благодать, или Некоторые существенные разнствия между чувствованиями натурального человека и духовного в рассуждении вечного спасения» (Москва, 1785 г.), равно как «Христианский календарь на лето от Р. Хр. 1784 с присовокуплением нужных рассуждений для чтения на каждый день, наставления, как читать Св. Писание и многих весьма любопытных известий». В 1786 г. Российская Академия Наук единогласно избрала Аполлоса своим членом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Аполлос, епископ Архангельский и Холмогорский (Байбаков Андрей Дмитриевич) Родился в 1745 году в Малороссии. С 1759 по 1767 год учился в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1767 году поступил в Московский университет на философский факультет. В 1770 году, окончив курс, поступил на должность корректора при университетской типографии. В 1772 году определен учителем поэзии в Московскую духовную академию. В 1774 году пострижен в монашество и назначен катехизатором и преподавателем риторики. С апреля 1775 года – ректор Троицкой духовной семинарии. В 1782–1783 годы был наместником Троице-Сергиевой лавры. 17 декабря 1783 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Московской духовной академии. В декабре 1785 года вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. В 1786 году назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 5 июня 1788 года хиротонисан во епископа Орловского и Севского. 26 октября 1798 года переведен на Архангельскую кафедру. С 16 октября 1799 года именовался Архангельским и Холмогорским. Скончался 14 мая 1801 года. Погребен в Холмогорском Преображенском соборе. Епископ Аполлос принадлежал к славной плеяде выдающихся учеников знаменитого митрополита Платона (Левшина ; †1812) и был известен в свое время как хороший проповедник, плодовитый писатель. Его произведения очень многочисленны и разнообразны. Кроме переводов и сочинений богословского характера он написал несколько руководств по теории словесности и др. В 1786 году Российская Академия наук единогласно избрала его своим членом. Труды: Правила пиитические российского и латинского стихотворения. – М., 1774, и 10-е изд. – М., 1826. Иеффай. Священная трагедия. – М., 1778; 2-е изд. – М., 1782. Натура и благодать, или некоторые существенные различия между чувствованиями натурального человека и человека духовного, в рассуждении вечного спасения, с приложением таблиц о должностях и качествах человека. – М., 1785. Христианский календарь на лето от Рождества Христова 1784 г. с присовокуплением нужных рассуждений для чтения на каждый день, наставления, как читать Священное Писание , и многих весьма любопытных известий. – М., 1784.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010