17. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. 18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. 19. Основания стены города украшены всяними дрогоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, 20. пятое сардоникс, шестое сардолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хрисопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. 21. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. 22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. 23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. 24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. 25. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. 26. И принесут в него славу и честь народов. 27. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» 322 .   322 Примеч. Представим теперь толкование Андрея Кессарийского и митрополита Филарета на XXI главу Апокалипсиса. I. Андрей Кессарийский. Ст. 1. И видех небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть ктому. Здесь указывает (св. Иоанн) не на уничтожение твари, но на обновление ее к лучшему, как говорит апостол: сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Puм. VIII, 21 ). И божественный псалмопевец говорит: яко одежду свиеши я и изменятся ( Псал. 101, 27 ). Ибо обновление обветшавшего означает не уничтожение сущности, но отсечение престарелости и морщин. И у нас есть в обычае о людях, в чем-нибудь улучшившихся или сделавшихся худшими, говорить: „и тот, да не тот“. Нужно же заметить, что о небе я земле сказано: преидоша, вместо: изменились», как мы изменимся, как бы за некоторого рода смерть почел он изменение прежнего состояния и перемену к лучшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

и его богословия, а гл. III – его первых читателей. Гл. IV трактует об «апокалиптической форме» и устанавливает различия между апокалипсисами апокрифическими и Апк. каноническим, приближающимся по духу, а не по форме, к ветхозаветным пророкам. В гл. V говорится о «символическом материале Апк. и его происхождении». Материал этот относится к апокалиптическому преданию, из которого черпали и другие апокалиптики. Ближайшим источником является Ветхий Завет и то, что Allo называет «ensemblemythologique» (преимущественно вавилонского происхождения). Allo старается привести это апокалиптическое предание в некоторую систему. Он отмечает те образы нашего Апк. (напр. второго зверя и др.), которые не имеют параллелей в апокалиптическом предании. Особый интерес представляют главы введения VI и VII. В гл. VI «о взаимном отношении символов в Апк.» Allo обращает внимание на употребление одного символа для обозначения разных понятий (пример: толкование семи голов зверя в смысле семи холмов и семи царей в одном и том же контексте: Апок.17:9–10 ) и на употребление разных символов для обозначения одного понятия (пример: Христос является в образе Сына Человеческого, в образе Агнца, и в образе всадника на белом коне). В этом чередовании символов Allo видит одну из трудностей Апк., но и одну из характерных особенностей литературной манеры автора, которую он подмечает и в четвертом Евангелии (напр. в притче о дворе овчем в гл.Х) 6 . Глава VII посвящена «литературному построению Апк.» Кажущиеся нарушения ритма Allo объясняет выводимыми им законами литературного построения. Эти законы: 1) loi de l " emboitement, соответствующий закону concatenatio в поэтике и выражающиеся в многочисленных антиципациях последующего содержания книги. Allo отмечает следующие ряды повторений: XI, 7 и XIII; XIV, 10 и XV-XVI; XVI, 12–16 и XIX, 17–21; XIX, 7–9 и XXI-XXII и др.; 2) loi des ondulations (повторения, напр., в гл. XII представляют собою как бы концентрические волны); 3) loi de perpetuité de l " antithese (его пример: противоположение жены, облеченной в солнце в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Из восточных комментаторов он останавливается на Икумении (которого он относит к 610–670 г.г.) и Андрее Кесарийском (до 614 года). Из средневековых комментаторов он уделяет внимание Иоахиму Флорскому. Далее, в эпоху реформации, он дает оценку понимания Апк. Эразмом, Лютером и Кальвином и его толкования в художественных образах А. Дюрера и др. Из послереформационной эпохи он говорит о Гроции, Боссюэте, Витринге, Венгеле, Гердере и др. Последний § посвящен критике текста и содержит краткий обзор древнейших рукописей и версий. В плане Апк. Zahn различает тринадцать частей: надписание Апк., имеющее значение пролога ( Апок.1:1–3 ), эпистолярное вступление ( Апок.1:4–8 ), десять видений: первое – 1,9-III, второе – IV, 1, – VIII, 1, третье – VIII, 2 – XI, 19, четвертое – XII, 1 – XIII, 18, причем его заключением является отрывок XIV, 1 – XV, 5, пятое – XV, 5 – XVI, 21, шестое – XVII, 1 – 18, седьмое – XVIII, 1 – 24, восьмое – XIX, 1–21, девятое – XX, I – XXI, 8, десятое – XXI, 9 – XXII, 7, и стихи XXII, 8 – 21, содержащие заключение Апк. Таким образом, содержание Апк. определяется, по мнению Zahn " а, объективным фактором. На стр. 528 мы читаем: «не было заранее известно, дано ли ему будет созерцать дальнейшие видения» (ср. еще на стр. 319, 382). Тайнозритель писал то, что ему открывалось, и по мере того, как ему открывалось. Между III и IV главами Zahn предполагает перерыв, необходимый Иоанну для записи виденного (ср. стр. 317 и слл.) Такие же продолжительные перерывы, по мнению Zahn " a, надо допустить и в других местах (ср., напр., стр. 534 и 614). Механическое деление Апк. на видения не осталось без влияния и на понимание видения по содержанию. Zahn принимает принцип толкования, предложенный Викторином, в силу которого «последовательность видений Апк. не исключает тожества изображаемых в них предметов и явлений». (стр. 538 со ссылкою на стр. 104). Практически это выражается в том, что Zahn сближает между собою образы XVI, 12 и IX, 14 (ср. там же), VII, XIV и XX и сл. (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Другой – Новый Иерусалим: – существует вне времени, потому и называется Новым (), и в нем уже нет зла ( Апок.21:1–4, 22:3–5 ). Его явлению предшествует поражение Гога и Магога, низвержение Сатаны, общее воскресение, и суд над воскресшими из мертвых ( Апок. ХХ, 7–15 ). Как сказано, было выше, Charles усматривает перемещения и в других местах и тоже пытается восстановить первоначальный порядок. Это касается главы XVII, и еще более, главы XVIII, порядок которой вызывал сомнения еще и со стороны старых толкователей  (Ф. Безы и Витринги). Комментарий Charles " a имеет очень большое научное значение, и по труду, на него положенному, и раскрывающейся в нем эрудиции представляет собою своего рода научный подвиг. Комментарий прямо пестрит ссылками на изученную Charles " ом богатую апокрифическую и раввинистическую литературу (ср. напр. к II, 17; IV, 6; V, 1, 8, VI, 9, 11; VII, 1; VIII, 3; IX, 1; XII, 7; XX, 2, 7– 10, 13, XXI, 10; XXII, 9). Некоторым вопросам посвящены специальные экскурсы, представляющие собою небольшие самостоятельные исследования (ср. напр., к гл. XVII о слиянии в учении об Антихристе мифов об Антихристе и Велиаре и сказаний о Нероне; примечание к XIII, 18 об исчислении числа зверя или еще – тоже в тексте комментария – все объяснение XXI, 19, где двенадцать драгоценных камней связываются с двенадцатью коленами Израилевыми и двенадцатью знаками зодиака). Большую ценность представляют работы Charles " a по установлению текста Апк. по древним спискам и версиям, и, в особенности, его филологические изыскания. Но комментарий Charles " a не свободен и от очень серьезных недостатков, несомненно, умаляющих его значение. При всей ценности его филологических выводов Charles придает им преувеличенное значение, думая, что нашел, таким образом, безошибочный критерий для установления подлинных и неподлинных частей, и распознавания источников. Еще больший произвол допускают усмотрения противоречий и другие методы, которыми он пользуется для этой цели. Неудивительно, что многие из его заключений лишены той убедительности, которую он им приписывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

XXXII, 18 – 32, см. Прем. Сол. III:18 – 19), праведники наслаждаются покоем, веруют и призывают Господа, с надеждою ожидая избавления, и они избавляются из ада (Псал. XV:9 – 11; XIII, 5 – 7; XXIX, 4. См. Лук. XVIII:7; Апок. VI:8 – 11; см. Осии XIII, 14). В Новом Зав. ясно дается видеть, что Господь сходил духом Своим но ад с благовестием о спасении, и избавил оттуда тех, которые с верою ожидали Его пришествия (см. 1 Петр. III:18 – 19; IV, 6; Ефес. VI:8 – 10). г) Иногда ад означает и изображает состояние одним нечестивых и грешников. Так, в книге Премудрого Соломона говорится, что души праведных в руке Божией, что жребий их со святыми, что они под особенным покровительством, а о грешниках говорится, что они нисходят в преисподиюю, что они в аду и участь их горькая (Преем. Сол. III:18 – 19. См. Числ. XVI:30 – 33). У Иова говорится, что ад грешников (XXIV, 19; сн. Прем. Сол. II:25). В Новон Завете говорится, что нечестивый богач по смерти был низведен во ад, а бедный Лазарь отнесен ангелами на лоно Авраама, и общение между ними невозможно (Лук. 19). Покаявшемуся разбойнику Сам Господь сказал: днесь со Мною будеши в раи (Лук. XXIII:43). д) Наконец, слово „ад“ означает иногда вечное осуждение, вечную погибель и вечное мучение, состояние, на которое осуждены будут, после страшного суда, нараскаянные и отчужденные Богом грешники. Состояние это изображается в Свящ. Писании под разными выражениями, напр. под образом огня вечного, муки вечной, тьмы кромешной, озера огненного, геенны огненной, где червь не умирает и огонь не угасает, где плач и скрежет зубов, где вечная смерть и погибель, и оттуда нет освобождения (сн. Лук. XVI:22 – 20; Матф. XXV:41, 46; 2 Сол. 1:9 – 10; Мар. IX, 43 – 48; Апок. XX:10; XXI, 8). – (См. „Церк. слов.“ Алексеева 1, стр. 9 – 10; „Зап. на ки. Быт.“ Ч. III, стр. 163; Арх. Мак. „Догм. Бог.» Т. V, стр. 235 и 245; Филар. Черн. „Догм. Бог.“ 2, стр. 159, 452. Сп. „Опыт Библ. словаря собств. имен“ прот. Солярского, стр. 52 – 54).    „Надобно ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрилить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но существенность, слава – не призрак, но вечная молния вечного света, все озаряющая и никого не поражающа? – На все сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: „Христос воскресе».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   состояние, в котором мы (верующие) будем блистать подобно солнцу и звездам: разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки навсегда (Дан. XII:3). Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит (Мф. XIII:43).    сокровища на небеси: (но) собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут (Матф. VI:20) – Продавайте имения ваши, и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает (Лук. XXII, 33).    наследие всего: побеждающий наследуеть все, и буду ему Богом, и он будеть Мне сыном (Апок. XXI:7).    вступление в радост Господа своего: господин его сказал ему: хорошо добрый и верный раб! в малом ты был верен; над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. XXV:21).    III. Обетование блаженства вечного служит побудительной причиной к достижению полной святости: впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться перед Ним неоскверненными и непорочными в мире (2 Петр. III:12 – 14). – И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чисть (1 Иоан. III:3).    к постоянному пребыванию в добре, даже до конца, не смотря на искушение: посему мы не унываем: но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. IV:16 – 18). – Ибо вы и моим узам сострадали, и восхищение имения вашего приняли с радостию, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздание. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. X:34 – 36). Будь верен до смерти; и дам тебе венец жизни (Апок. II:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   л) Труд и болезнь явились вследствие греха: жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься (Быm:III, 16, 19).    м) Смерть есть следствие греха: а от дерева познание добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. II:17). – Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть; так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. V:12) . – Похоть же, зачавши, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15). – Возмездие за грех смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. VI:23).    н) Тяжкие грехи приводят к смерти второй вечной: боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Апок. XXI:8). 2. Влияние диавола на происхождение греха в человеческом роде    Как злое существо, старающееся вредить человеку и ввести его в грех, сатана ясно выступает в книге Бытие, в которой ясно повествуется, как он, войдя в змие, искушал наших прародителей и в конце концов склонил их нарушить заповедь Божию – вкусить плодов от запрещенного дерева (Быт. гл. III); – далее таким же злым существом является диавол и в книге Иова (И, 6 – 12 и II, 1 – 7). В книге Паралипоменон (1 Пар. XXI:1) говорится, что „восстал сатана на Израиля и возбудил Давида сделать счисление израильтян». Здесь сатана представляется возбудившим Давида к счислению израильтян и т. образ вовлекшим его в грех, который сам Давид исповедал пред Богом (ст. 8), и за который Господь наказал израильский народ моровою язвою (ст. 14). Так. образ. приведенное место служит новым доказательством того, что сатана вводит человека в грех.    Точно также и в н. з. находятся ясные указание на то, что диавол вводит человека в грех. На это указывает прежде всего самое название его искусителем (Мф. IV:3; 1 Фесал. III, 5), т. е. соблазняющим человека ко греху. Искусителем ко греху сатана является даже по отношению к И. Христу (Мф. IV:1 – 11; Мр. I:12 – 13; Лук. IV:1 – 13). В пустыне, куда удалился И. Христос после крещение, явился Ему сатана и стал искушать Его, прельщая Его всеми своими искусительными средствами, как то: похотию плоти, похотию очей и гордостью житейскою (1 Иоан. II:16). Но И. Христос оказал решительное противодействие всем искушеним сатаны, так что последний должен был удалиться от Него и сознать свое бессилие ввести Сына Божие в грех.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, дни и ночи не пресекутся. Порядок времен возобновляется не потому, чтоб он совсем не имел места в продолжение потопа, но потому, что его благотворные действия мало были ощутительны. Впрочем, представляющийся здесь вопрос о числе времен года у древних неразрешим удовлетворительным образом. Псалмопевец делит год только на лето и зиму (LXXIII. 17). Имени весны нет у евреев. Египтяне не знали осени (Diod. L. I, с. 1). Во все дни земли. Сим показывается, что изображенное обетование не вечно, а имеет свой предел. Дни земли, наконец, должны уступить место дням небес (Пс. LXXXVIII. 30), и тогда не только времен года, но и нощи не будет (Апок. XXI. 25). Поелику Бог не благоволит одних наружных жертв и всесожжений (Пс. L. 18. Евр. Χ. 4—10), то надобно, чтобы жертва Ноева имела некое сокровенное достоинство, которое соделало ее благоприятною. Сие достоинство состояло в том, что она, будучи всеродною и всеобщею жертвою от всего мира и за весь мир, была посему совершеннейшим преобразованием всеродной и всеобщей жертвы Христовой. Возношение всесожжения на алтарь знаменовало то вознесение Иисуса Христа от земли, которым Он всех привлекает к Себе (Ин. XII. 32), и благоухание успокоения, которое обонял Бог, так сказать, издалеча, была любовь Искупителя, с которою Он предал себя за нас в приношение и жертву, во благоухание Богу (Εφ. V. 2). Он же прообразован был и алтарем, поскольку Он же возносит к Богу и наши жертвы (Евр. XIII. 10. 15). Из сего открывается, что Бог обновляет и благословляет весь мир во Христе. ОБНОВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ. Б. IX. 1–17 Изобразив волю Божию, обновляющую мир после потопа и приводящую его в безопасность от подобных казней, св. повествователь представляет еще два откровения подобного содержания (IX. 1—7. 8—17). Но поелику сия плодовитость не может быть излишеством, то должно заключить, что два последних повествования имеют цель, отличную от первого. Слова сих откровений обращены не к одному Ною, как прежде (VI. 13. VII. 1. VIII. 15), ниже ко всем живущим тварям, чего, по–видимому, требовало содержание оных (IX. 1.5. 10. И. 15. 16) и что не есть беспримерно в Св. Писании (Быт. L. 22), но к Ною и сынам его (IX. 1.8). Сие уже дает разуметь, что существенный предмет сих откровений касается не одного дома Ноева, ниже всех живущих тварей, но Ноя и его потомства, то есть рода человеческого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

   б) уничтожают веру: о Тимофей! храни преданное тебе; отвращаясь прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. VI:20, 21).    в) ненавидимы Господом: у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу (Апок. II:15).    Верующие научены а) Богом остерегатся ложных учений: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я, и многих прельстят (Матф. XXIV:45; Лук. XXI:8).    б) апостолами избегать ложных учений: смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. II:8). Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь (Евр. XIII:9). – Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения (2 Петр. III:17).    Лжеучители а) искажают еванлелие: удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово (Гал. I:8).    б) учат заповедям человеческим: лицемеры тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Матф. XV:9; Марк. VII:7).    в) ставят предания человеческие выше слова Божия: зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? (Матф. XV:3). – Оставивши заповедь Божию держитесь предания человеческого. Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? (Марк. VII:8, 9).    г) преподают превратные демонские учения: из вас восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. XX:30). – Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. IV:1).    д) учат поносит истину: у вас будут лжеучители, и чрез них путь истины будет в поношений (2 Петр. II:1, 2).    е) прельщают: многие лжепророки восстанут и прельстят многих (Матф. XXIV:11)... чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мар. XIII, 22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   в) действуют под влиянием диавола: послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема; и не стали покоряться жители сихемские Авимелеху (Суд. IX:23). —    Диавол вложил в сердце Иуде предать Господа (Иоан. VI:70). Вошел сатана в Иуду, и он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им; и обещал и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе (Лук. XXII:3, 4, 6). – Петр сказал: для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? (Деян. V:3).    г) будут наказаны с диаволом: идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матф. XXV:41).    Верующие а) опечаливаются диаволом по попущению Божию: сказал Господь сатане: вот все, что у Иова, в руке твоей: только душу его сбереги. И после, отнятия имения и детей, поразил сатана Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его (Иов. И, 12; II, 6, 7).    б) искушаются: восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян (1 Пар. XXI:1).    в) преследуются: не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусит вас (Ап. II, 10).    Верующие должны а) противиться диаволу: облекитесь во всеоружение Божие, чтобы вам можно было встать против козней диавольских (Ефес. VI:11). – Противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. IV:7).    б) не допускать его к себе: не давайте места диаволу (Еф. IV:27).    Верующие а) преодолевают диавола: я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и вы победили лукавого (1 Иоан. II:14), Низвержен клеветник братий наших... Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего (Апок. XII, 10 – 11).    б) восторжествуют, наконец, над диаволом: Бог мира сокрушить сатану под ногами вашими вскоре (Рим. XVI:20).    Торжество Господа нашего над диаволом предсказано: семя жены будет поражать тебя в голову (по-славянски: сотрет главу твою – Быт. III:15). – Ты, Господи, восшел на высоту, пленил плен (Пс. LXVII, 18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010