Как раз на примере света и тьмы было в свое время показано, что в Ин. символ сливается с его толкованием. Можно напомнить о приведенных тогда текстах XIII. 30 и XX. 1: ночь предательства и ночь Воскресения, и то и другое в прямом и в переносном смысле. Эти наблюдения получают подтверждение в общем контексте Нового Завета и в духовном опыте Церкви. Явление светоносной Славы сопровождало не только Воскресение Христово (см. Мф. XXVIII. 3; Мк. XVI. 5; Лк. XXIV. 4), но и Его Рождество (Лк. II. 9), Преображение (Мф. XVII. 2 и парал.) и Вознесение (Деян. I. 9,10). В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов в виде языков как бы огненных (Деян. II. 3: σε πυρς). Это было явление иного бытия, доступное, однако, чувственному опыту человека (ср. φθησαν, в синодальном переводе - явились, буквально - «стали видимы»). Явлением светоносной Славы сопровождалось и обращение Савла (ср. Деян. IX. 3; XXII. 6,11; XXVI. 13) и Патмосское откровение апостолу Иоанну (ср. Апок. I. 13-17). Как я сказал, этот опыт не ограничивался первым христианским поколением. Фаворский свет видели не только апостолы на горе Преображения, но и средневековые византийские мистики. И что иное, как не Фаворский свет показал Мотовилову преподобный Серафим? Позволительно думать, что в этом смысле должен быть понимаем и огонь в амулете Паскаля 12 . Символ света в Ин. в приложении ко Христу надо толковать в этом общем контексте, и нельзя забывать, что с первых же слов Пролога ему противостоит другой символ - символ тьмы. Он и раскрывается уже во втором концентре как образ мира, неприявшего (буквально - «непознавшего») Логоса. 10-13. Спасение как усыновление. Третья мысль, на которой в Прологе лежит ударение, переводит нас из первого концентра во второй. Я разумею концепцию спасения как усыновления. Мир отказывает Логосу в познании. Свои Его отвергают (ср. ст. 10-11), но верующим во Имя Его, рожденным не от крови (буквально - «от кровей») и не от плотского влечения, а от Бога, Логос дает власть стать чадами Божиими (ст.

http://zavet.ru/b/casbez/004.htm

VII, 10); иногда встречает он Ангела хранителя и, может быть, более, нежели Ангела, в разжженной пещи (Дан. III, 92); иногда во рве львином (Дан. VI, 22); иногда Гавриил парит над ним, и прикасается к нему, и изъясняет ему видения (Дан. IX, 21); иногда в откровениях своих он слышит о Михаиле, едином от первых старейшин небесных, и Князе народа своего (Дан. X, 13. 21). Захария, кроме того, что видит и слышит Ангелов, многократно в себе ощущает Ангела глаголющего (Зах. I, 14). О Господи сил! Какие воистину Соборы Небесных Сил собираешь Ты для земнородных! Как дивно ополчаешь Ангелов Твоих окрест боящихся Тебе (Пс. XXXIII, 8)! Каким содружеством, каким единством сопрягаешь духи Ангельские и человеческие! Может быть, некоторые думают, что Ангелам покорены были только ветхозаветныя времена теней и гаданий, подобно тому, как видимые звезды поставлены для обладания нощию. Посмотрим. Откроем Новый Завет. Се восходит солнце духов; является Царь откровений, Иисус Христос. Что же? Должны ли исчезнуть звезды? Должны ли удалиться служебные духи Света? Или присутствие солнца не уничтожит звезд, а только сделает их менее приметными? Или и в присутствии Царя, царственные служители будут учреждать и облегчать доступ к Нему? Но почто вопрошать о сем? Сам Царь провозглашает, чему быть надлежит: отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божия восходяща и нисходяща к Сыну человеческому (Иоан. I, 51): и действительно, мы видим Ангела, возвещающего неплодное зачатие Предтечи (Лук. I, 11) и бессеменное зачатие Спасителя (Лук. I, 26), целое воинство Ангелов, воспевающих славу Рождества Спасителева (Лук. II, 13), Ангела, разрешающего недоумение Иосифа (Матф. I, 20) и устрояющего безопасность Младенца Иисуса от ищущих души Его (Матф. II, 13), Ангелов, служащих Иисусу по искушении Его в пустыне (Матф. IV, 11), Ангелов, усвоенных каждому младенцу, выну видящих Отца небесного (Матф. XVIII, 10), более двенадцати легионов Ангелов, готовых ополчиться за Иисуса против Иудеев (Матф. XXVI, 53), Ангела, явившегося для укрепления Его в Гефсиманском подвиге (Лук. XXII, 43), Ангелов, отверзающих гроб Его (Матф. XXVIII, 2), возвещающих Его воскресение (Иоан. XX, 12), Ангелов, сопровождающих Его вознесение и возвещающих Его паки пришествие (Деян. I, 10. 11), Ангелов, разрешающих узы (Деян. XII, 7), и отверзающих темницы для Апостолов (Деян. V, 19); наконец Ангела, только еще возникающему от тьмы язычества Корнелию явившегося для того, чтобы указать ему вход в Церковь Христианскую (Деян. X, 3–6). Христиане! Иисус Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть Святый, истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никтоже затворит (Апок. III, 7). Итак, если Он отверз небо, кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческого? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? Кто же и ныне может утверждать, что они уже без дела, и мы без помощи?

http://pravoslavie.ru/put/49943.htm

Возглашением семи труб, последовательность которых, надо понимать не в хронологическом, а в  логическом смысле, покрывается вся мессианская эпоха, простирающаяся от момента прославления Христа – Агнца до конца мира, наступающего с седьмою трубою ( Апок.11:15 ) С главы XII (точнее, с Апок.11:19 ) начинается второй ряд пророчеств. Эти пророчества, заключенные в той книжке, которую Тайнозритель съедает в главе IX, и связанные с пророчествами глав VI-XI, поскольку возвещение третьего горя ( Апок.11:14 ) раскрывается, как падение дракона на землю ( Апок.12:10–12 , ср. экск. XXVII на стр. 79) и начало религиозных преследований (XIII), – Allo выделяет в особую группу пророчеств исторических. Они относятся не к судьбам мира вообще, а к Церкви и Ее торжеству над противниками, олицетворяемыми в образах двух зверей. В этом – смысл рекапитуляции: излияние семи чаш гнева Божия (XV-XVI) параллельно возглашение семи труб. Главы XII-XIV имеют, подобно главам VI-VII, значение подготовительное: они изображают царство дракона, которому противостоит царство Агнца, и изображают сущность суда, как оправдания и осуждения, в благодетельном образе жатвы и грозном образе сбора винограда. Ближайшее отношение этот второй ряд пророчеств имеет к Римской империи, великой блуднице (гл. XVII и сл.), являющейся конкретным выражением противостоящей Церкви силы зверя. Но предсказанное в Апк. поражение блудницы, по самому смыслу предсказания (гл. XVII), еще не предполагает немедленного наступления действительного торжества Агнца. По мнению Allo, Тайнозритель предвидит и дальнейшее течение истории воинствующей Церкви. Естественно, что и видение тысячелетнего царства в главе XX Allo отказывается понимать в духе древнего хилиазма. Он видит в нем образ духовного господства Церкви воинствующей, соединенной с Церковью торжествующей, от прославления Христа до конца мира, а в восстании Гога и Магога и их поражении, которым заканчивается тысячелетнее царство – рекапитуляции той последней борьбы с антихристовыми силами, которая дана в конце главы XIX и подготовляется в главе XVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

V:2) . – Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Петр. III:10). – Вспомни, что ты принял и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в которой час найду на тебя (Апок. 3).    Будете судимы на суде страшном, как сами судите других: ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Матф. VII:2);    кто не оказывает милосердия, тот будет осужден без милосердия: так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Матф. 35). – Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак. II:13) – не судите, не осуждайте и вы не будете осуждены: не судите и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лук. VI:37).    Сатана и его ангелы будут осуждены и наказаны вечно на суде страшном: тогда скажет (Спаситель) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матф. XXV:41). – И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня (Иуд. I:6), – А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь лжепророк, ни будут мучиться день и ночь во веки веков (Апок. XX:10).    Небеса и земля разрушатся на суде страшном: а нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земли и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится; то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? (2 Петр. III:7, 10 – 12). – (Сост. при пособ. „Библ. сл.», прот. В. Михайловского).   4. Изречения св. отцов о страшном суде    I. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: „когда говорится, что не воскреснут нечестивии на суд: то сие означает, что они воскреснут не для суда, а для осуждения; – ибо для Бога не нужно долговременное испытание; но вместе с тем, как воскреснут нечестивые, последует и наказание» (Кирил. Иерус. «Огл. поуч. XVIII», п. 14, стр, 417).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

XXV:41).    мрак вечной тьмы: это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Петр. II:17).    тма внешняя: сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. VIII:12). А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Матф. XXV:30).    огонь вечный: тогда скажет (И. Христос) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф: XXV, 41).    огонь неугасаемый: лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Mф:III, 12).    озеро огненное и серное: а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Апок. XX:10), – Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Апок. XXI:8).    печь огненная: и ввергнуть их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов (Мф. XIII:42).    вечный стыд: и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дah:XII, 2).    червь, который не умирает: и будут выходить, и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостию для всякой плоти (Ис. 24). – Где червь их не умирает, и огонь не угасает (Марк. IX:44).    скорбь и теснота: скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых иудея, потом и еллина! (Рим. II:9).    плачь и скрежет зубов: там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова, и всех пророков в царстии Божием, а себя изгоняемыми вон (Лук. XIII:28).    вечные мчения: тогда скажет (И. Христос) и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. XXV:41). И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

XXXII, 18 – 32, см. Прем. Сол. III:18 – 19), праведники наслаждаются покоем, веруют и призывают Господа, с надеждою ожидая избавления, и они избавляются из ада (Псал. XV:9 – 11; XIII, 5 – 7; XXIX, 4. См. Лук. XVIII:7; Апок. VI:8 – 11; см. Осии XIII, 14). В Новом Зав. ясно дается видеть, что Господь сходил духом Своим но ад с благовестием о спасении, и избавил оттуда тех, которые с верою ожидали Его пришествия (см. 1 Петр. III:18 – 19; IV, 6; Ефес. VI:8 – 10). г) Иногда ад означает и изображает состояние одним нечестивых и грешников. Так, в книге Премудрого Соломона говорится, что души праведных в руке Божией, что жребий их со святыми, что они под особенным покровительством, а о грешниках говорится, что они нисходят в преисподиюю, что они в аду и участь их горькая (Преем. Сол. III:18 – 19. См. Числ. XVI:30 – 33). У Иова говорится, что ад грешников (XXIV, 19; сн. Прем. Сол. II:25). В Новон Завете говорится, что нечестивый богач по смерти был низведен во ад, а бедный Лазарь отнесен ангелами на лоно Авраама, и общение между ними невозможно (Лук. 19). Покаявшемуся разбойнику Сам Господь сказал: днесь со Мною будеши в раи (Лук. XXIII:43). д) Наконец, слово „ад“ означает иногда вечное осуждение, вечную погибель и вечное мучение, состояние, на которое осуждены будут, после страшного суда, нараскаянные и отчужденные Богом грешники. Состояние это изображается в Свящ. Писании под разными выражениями, напр. под образом огня вечного, муки вечной, тьмы кромешной, озера огненного, геенны огненной, где червь не умирает и огонь не угасает, где плач и скрежет зубов, где вечная смерть и погибель, и оттуда нет освобождения (сн. Лук. XVI:22 – 20; Матф. XXV:41, 46; 2 Сол. 1:9 – 10; Мар. IX, 43 – 48; Апок. XX:10; XXI, 8). – (См. „Церк. слов.“ Алексеева 1, стр. 9 – 10; „Зап. на ки. Быт.“ Ч. III, стр. 163; Арх. Мак. „Догм. Бог.» Т. V, стр. 235 и 245; Филар. Черн. „Догм. Бог.“ 2, стр. 159, 452. Сп. „Опыт Библ. словаря собств. имен“ прот. Солярского, стр. 52 – 54).    „Надобно ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрилить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но существенность, слава – не призрак, но вечная молния вечного света, все озаряющая и никого не поражающа? – На все сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: „Христос воскресе».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Слово Божие названо словом Божиим: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. X:17). – И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие (Eф.:VI, 17). – Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. IV:12).    словом Господним: итак молитесь за нас братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас (2 Сол. III:1). – Слово Господне пребывает в век (Исаии XL, 6 – 8; 1 Петр. I:25).    словом Христовым: слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. III:16).    словом истины: в нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом (Еф. 1:13). – Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. II:15). словом жизни: содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился (Филип. II:16).    словом благодати; и ныне предаю вас, братия, Богу, и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными (Деян. XX:32).    словом веры: но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем то есть слово веры, которое проповедуем (Второзак. XXX:14; Рим. X:8).    словом правды: всякий, питаемый молоком, несведущ в Слове правды; потому что он младенец (Евр. V:13).    словом терпения: и как ты сохранил слово терпения Моего: то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле (Апок. III:10).    словом свидетельства: они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Апок. XII:11).    словом пророков: и притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Петр. I:19). книгою: и в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых (Ис. XXIX:18). – Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже (Псал. XXXIX:7, 8, 9; Евр. X:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Другой – Новый Иерусалим: – существует вне времени, потому и называется Новым (), и в нем уже нет зла ( Апок.21:1–4, 22:3–5 ). Его явлению предшествует поражение Гога и Магога, низвержение Сатаны, общее воскресение, и суд над воскресшими из мертвых ( Апок. ХХ, 7–15 ). Как сказано, было выше, Charles усматривает перемещения и в других местах и тоже пытается восстановить первоначальный порядок. Это касается главы XVII, и еще более, главы XVIII, порядок которой вызывал сомнения еще и со стороны старых толкователей  (Ф. Безы и Витринги). Комментарий Charles " a имеет очень большое научное значение, и по труду, на него положенному, и раскрывающейся в нем эрудиции представляет собою своего рода научный подвиг. Комментарий прямо пестрит ссылками на изученную Charles " ом богатую апокрифическую и раввинистическую литературу (ср. напр. к II, 17; IV, 6; V, 1, 8, VI, 9, 11; VII, 1; VIII, 3; IX, 1; XII, 7; XX, 2, 7– 10, 13, XXI, 10; XXII, 9). Некоторым вопросам посвящены специальные экскурсы, представляющие собою небольшие самостоятельные исследования (ср. напр., к гл. XVII о слиянии в учении об Антихристе мифов об Антихристе и Велиаре и сказаний о Нероне; примечание к XIII, 18 об исчислении числа зверя или еще – тоже в тексте комментария – все объяснение XXI, 19, где двенадцать драгоценных камней связываются с двенадцатью коленами Израилевыми и двенадцатью знаками зодиака). Большую ценность представляют работы Charles " a по установлению текста Апк. по древним спискам и версиям, и, в особенности, его филологические изыскания. Но комментарий Charles " a не свободен и от очень серьезных недостатков, несомненно, умаляющих его значение. При всей ценности его филологических выводов Charles придает им преувеличенное значение, думая, что нашел, таким образом, безошибочный критерий для установления подлинных и неподлинных частей, и распознавания источников. Еще больший произвол допускают усмотрения противоречий и другие методы, которыми он пользуется для этой цели. Неудивительно, что многие из его заключений лишены той убедительности, которую он им приписывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   д) хвалят Бога за Его искупление: радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил (Пс. LXX, 23).    е) получат чрез искупление вечное блаженство: вот Бог ваш, Он придет и спасет вас. И возвратятся избавленные Господом, и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся (Ис. XXXV:4, 10).   12. Страдания и смерть Иисуса Христа суть истинная жертва    Вся земная жизнь Иисуса. Христа есть умилостивительная жертва за грехи мира, но преимущественно Его страдание и смерть суть истинная жертва для искупление людей (Евр. VII:27; X 8 – 11). В страданиях и смерти Иисуса Христа открывается не только высочайший пример послушание и самоотвержение, но они суть истинная жертва спасение. Чрез Свои страдания и смерть Иисус Христос удовлетворил правде Божией, примирил человека с Богом, и открыл в них ему источник оправдание и освящение. Иисус Христос Сам свидетельствует, что предал Себя на смерть для искупление людей. Сын человеческий не прииде да послужат ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (Матф. XX:28 сл. 1 Тим. II:6. Кол. I:14. Еф. I:7). Достоин еси прияти книгу и отверсти печати ея, яко заклался и искупил еси Богови нас кровию Своею (Апок. V:9. Матф. XXVI:28. 1 Иоан. I. 7. II:2. Евр. IX:13, 14).    Апостолы свидетельствуют, что I Христос Своею смертию восстановил падший род человеческий и примирил его с Богом: врази быеше примирихомся Богу смертию Сына Его (Римл. V:10 сл.; 2 Кор. V:19). В нем благоизволи всему исполнению вселитися: и Тем примирити всяческая к Себе, умиротворие кровию креста Его чрез него, аше земная, аще ли небесная (Кол. I:19, 20 сл., Иоан. XI:50 – 51; Ефес. I:9 – 10, II, 13 – 15); что Иисус Христос Своею смертию оправдывает человека и дарует ему вечную жизнь. Неведевшего греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божие о нем (2 Кор. V:21 сл., Римл. III:21; IV, 6, V, 10); что смерть Иисуса Христа есть для верующих источник освящение и всех благодатных даров Божиих. Той есть очищение о гресех наших, не о наших точию, но и всего мира (1 Иоан. II:2). Иже Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал ест его: како убо не и с Ним вся нам дарствует (Римл. VIII:32).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Сам Господь Иисус Христос говорит: «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, — и тогда расхитит дом его» (Мк. III:27). Под именем сильного Он дает разуметь диявола, потому что диявол в силах был удержать в плену род человеческий; под вещами же его, которые имел расхитить, дает разуметь будущих верных Своих, которых тот держал в различных грехах и нечестиях. Так как тому сильному предстояло быть связанным, то упомянутый апостол видел в Апокалипсисе «Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диявол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Апок. XX:1-2), т. е. устранил и ограничил его власть обольщать и держать в своих руках тех, которых ожидало освобождение. Тысяча же лет, как мне кажется, может пониматься двояким образом: или что это совершается в остальные годы тысячелетия, т. е. в тысячелетие шестое, как бы в шестой день, последние часы которого проходят в настоящее время, а затем последует не имеющая вечера суббота, т. е. не имеющий конца покой святых; так что тысячью лет апостол назвал последнюю, остающуюся до конца века часть тысячелетия, как бы часть дня, употребив тот способ выражения, по которому часть называется именем целого; или же тысячью лет он назвал все остальные годы этого века, так что совершенным числом обозначается полнота времени. Ибо число тысяча есть полный квадрат числа десять, Десять, взятые десять раз, дают сто; получается фигура квадратная, но плоская. Чтобы она получила высоту и сделалась полной, сто умножается снова на десять, и получается тысяча. Иногда даже сто употребляется для обозначения всей совокупности чего-либо, как в том случае, когда Господь дает обетование оставившему все и последовавшему за ним, говоря: «Получит во сто крат» (Мф. XIX:29; Мк. X:30); как бы поясняя это, апостол говорит: «Мы ничего не имеем, но всем обладаем» (II Кор. VI:10); потому что и прежде было уже сказано: «Верному весь мир богатство» (Прит. XVII:6). Тем более для обозначения совокупности всего употребляется тысяча, которая представляет собой полноту десятичной квадратуры. Лучшего толкования нельзя дать и тому выражению, которое читается в псалме: «Вечно помнит завет Свой, слово, которое заповедал в тысячу родов» (Пс. 104:8), т. е. во все роды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010