Апокалипсиса в приложении к идолопоклонствующей Римской империи и к антихристу Толкование на 13 и 17 главы в приложении к антихристу (Апок. 13:1–12; 17:8–14) Почему антихрист и его лжепророк называются зверями? О событиях, имеющих произойти при явлении антихриста (к гл.13) Об антихристе (Апок. 13:11–18) Примечание к слову св.Ипполита об антихристе Свод святоотеческих мнений о продолжительности царствования антихриста (Апок. 11:2; 12:6,14; 13:5) Число имени зверя, или антихриста (Апок. 13:18) Мнение св.Иринея об имени антихриста Об имени антихриста Н.Виноградов. «О конечных судьбах мира и человека» Символическое значение апокалипсических чисел и числа 666 Числовое имя зверя из моря (Апок. 13:18) Опровержение лжеучения раскольников об имени и печати антихриста (Апок. 13:11–18) Библиографический указатель к 13-й главе Глава 14. Анализ и объяснение 14 главы. Состояние истинной Церкви Христовой и брань ее со зверем Толкование на ст. 8. Ложная мудрость – вино любодеяния Третье видение Библиографический указатель к 14-й главе Главы 15 и 16 Анализ и объяснение 15–16 гл. Суд Божий над врагами Церкви эмблемою семи фиалов Библиографический указатель к 15-й и 16-й главам Главы 17 и 18 Толкование на 17 и 18 главы Апокалипсиса. Вавилон, великая любодеица Характеристика неверной части человечества в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова (гл.17–18) Суд над Церковью и земными царствами. Явление Господа на облаках небесных (гл.17–19) Анализ 18-й главы (о разрушении духовного Вавилона) Глава 19 Анализ и объяснение 19-й главы (о погибели зверя) Царь царствующих и Господь господствующих Библиографический указатель к 17-й, 18-й и 19-й главам Глава 20 О том, что сатана связан с распятия Христова до конца и о тысяче лет (20:1–3) О престолах, уготованных для сохранивших исповедание Христово неизменным Что есть первое воскресение и что вторая смерть О Гоге и Магоге О Седящем на престоле и общем воскресении и Суде Связание сатаны (20:1–3) Ложность учения хилиастов Тысячелетнее царствование Господа нашего Иисуса Христа на земле (20:4) Мнение о тысячелетнем царствовании Иисуса Христа со святыми Что должно разуметь под воскресением первым и под смертию второю (ст.4–6)? Война Гога и Магога (20:7) Смерть вторая и вечность мучений представителей и последователей зла в будущем (20:14) Библиографический указатель к 20-й главе Глава 21 О новом небе и земле и вышнем Иерусалиме О том, что сказал Седящий на престоле Об ангеле, показывающем город святых и измеряющем стену его с вратами Что будет с землею? (21:1) Новый Иерусалим (21– 22:5) О новом Иерусалиме Глава 22 О чистой реке, казавшейся исходящею от престола О том, что Церковь и в ней Дух ожидают славного явления Христова, и о клятве, которой подвергаются повреждающие книгу сию (22– 21:12) Будущее блаженное состояние праведников (22:1–2,4–5) Ей, гряду скоро: аминь (22:20) Библиографический указатель к 21-й и 22-й главам Аннотация

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

1) Писатель Апокалипсиса называет себя " Иоанном " в самом начале, говоря, что ему было дано " Откровение Иисуса Христа " (1:1). Приветствуя далее семь малоазийских церквей, он вновь называет себя " Иоанном " (1:4). Далее он говорит о себе, опять называя себя " Иоанном " , что он был " на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа " (1:9). Из апостольской истории известно, что именно св. Иоанн Богослов подвергся заточению на острове Патмос. И, наконец, заканчивая Апокалипсис, писатель снова называет себя " Иоанном " (22:8). В 2 стихе 1 главы он называет себя самовидцем Иисуса Христа (ср. 1 Ин. 1-3). Совершенно несостоятельно мнение, будто Апокалипсис написан каким-то " пресвитером Иоанном " . Самая личность этого " пресвитера Иоанна " , как личность, отдельная от апостола Иоанна, довольно сомнительна. Единственное свидетельство, которое дает повод говорить о " пресвитере Иоанне " , — это место из сочинения Папия, сохранившееся у историка Евсевия. Оно чрезвычайно неопределенно и дает место только догадкам и предположениям, противоречащим одно другому. Ни на чем не основано мнение, приписывающее написание Апокалипсиса Иоанну-Марку, то есть евангелисту Марку. Еще более нелепо мнение римского пресвитера Кая (III в.), будто Апокалипсис написан еретиком Керинфом. 2) Вторым доказательством принадлежности Апокалипсиса св. апостолу Иоанну Богослову служит сходство его с Евангелием и посланиями Иоанновыми не только по духу, но и по слогу, а особенно по некоторым характерным выражениям. Так, например, проповедь апостольская называется здесь " свидетельством " (Апок. 1:2-9; 20:4 ср. Ин. 1:7; 3:11; 21:24; 1 Ин. 5:9-11). Господь Иисус Христос называется " Словом " (Апок. 19:13 ср. Ин. 1:1-14 и 1 Ин. 1:1) и " Агнцем " (Апок. 5:6 и 17:14 ср. с Ин. 1:36). Пророческие слова Захарии: " И воззрят на Него, Которого пронзили " (12:10) и в Евангелии, и в Апокалипсисе приводятся одинаково по переводу 70-ти (Апок. 1:7 и Ин. 19:37). Некоторые находили, будто язык Апокалипсиса отличается от языка других писаний св. апостола Иоанна. Эта разница легко объясняется как разностью содержания, так и обстоятельствами происхождения писаний св. апостола. Св. апостол Иоанн хотя и владел греческим языком, но находясь в заточении, вдали от живого разговорного греческого языка, естественно положил на Апокалипсис печать сильного влияния языка еврейского, как природный иудей. Для непредубежденного читателя Апокалипсиса нет сомнения, что на всем содержании его лежит печать великого духа апостола любви и созерцания.

http://sedmitza.ru/lib/text/430661/

Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне ( Откр.12 ). Однако “…врата ада не одолеют ее” ( Мф.16:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова ( 1Кор.11:26 ). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто “…не приняли любви истины для своего спасения” ( 2Фес.2:10 ). Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков — Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо Енох (наиболее распространенное мнение), либо Моисей. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи Ангелах, имеющих семь язв ( Откр.15, 16 )). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни ( Мф.24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: “И дано ему вести войну со святыми и победить их…” ( Откр.13:7 ). Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста ( Дан.7:25 ) — три с половиной года. Апок. называет 42 месяца ( Откр.11:2; 13:5 ) или 1260 дней ( Откр.12:6 ), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Таким образом, продолжительнорть царствования антихриста составит три с половиной года — ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: “…Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего” ( 2Фес.2:8 ). В Апок. сказано: “И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним,… оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою” ( Откр.19:20–21 ). Второе пришествие Христово Греческое название Второго пришествия — “parousia” ; соответствующее латинское название “adventus”. Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Землю, будет со славою и величием — “…приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего…” ( Мф.16:27 ). Выражение “во славе” в данном случае нужно понимать как “окруженный особым сиянием”. И “… сядет не престоле славы Своей” ( Мф.25:31 ).

http://sueverie.net/antixrist-i-vremya-e...

22 Августа (4 Сентября н. ст.) 1937 года Святитель Андрей был расстрелян в тюрьме г. Ярославля. Предлагая вниманию читателя редкий для богословской науки по своей теме труд Владыки Андрея, укажем, что он представляет собою изложение и толкование учения святых отцев о Страшном Суде Христовом и любви Божией на нём к человеку. Предисловие Если Бог есть любовь, если вся история мира есть дело промышления благости Божией о спасении человека, для блаженства которого и создан мир, то, несомненно, должно наступить время, когда Господь Бог вполне явит Себя миру тем, чем Он восхотел быть для него, при его творении – всеблаженною любовию . Хотя этой великой цели Создателя воспрепятствовала воля человека, но Господь восхотел ей возвратить ею утраченное и ведёт к тому её, промышляет о ней и спасает, имиже Ему угодно судьбами. Но эти промыслительные отношения Бога к миру, очевидно, условны и потому преходящи, временны; они должны быть заменены тем порядком вещей, когда для мира вторично наступит царство любви, царство жизни в Боге, время непосредственно райского общения человека с Богом, когда «будет Бог всё во всём» ( 1Кор.15:28 ); тогда уже излишне будет всё, что теперь принимает Господь ко спасению человека – «и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» ( 1Кор.13:8 )– останется одна лишь любовь; «она остаётся неподвижною, постоянною, непоколебимою, пребывающею вечно – излишне пророчество, когда самые вещи налицо, и знание языков бесполезно по уничтожении их различия; прекратится и меньшее ведение, когда будет преподано большее» (Толк.блаж.Феодорита на 1Кор.13:8 ). Тогда ничего не будет проклятого, но Престол Бога и Агнца будет в нем (в городе – в мире), и рабы его будут служить Ему ( Апок.22:3 ). Поэтому в Апокалипсисе – книге, говорящей о последней судьбе добра и зла, Господь везде назван Вседержителем (Παντοκρτωρ) – наименование, которого в Евангелии нет совсем и которое обозначает, что вся тварь будет некогда поставлена в иное, безусловное бытие, станет лицом к лицу к Богу – Вседержителю; поэтому же в Апокалипсисе почти не встречается наименование Бога Отцом – название, так часто встречающееся в Евангелии и обозначающее здесь почти то же, что в Ветхом Завете Иегова, то есть Бог Промыслитель – Господь, неизменно промышляющий о спасении человека и направляющий к тому все события мира. Вследствие этого, то тусклое стекло, чрез которое человек созерцает Бога ( 1Кор.13:12 ), открывающегося ему то как Бог обетований и силы, то как Бог завета (закона) и правды, спадёт с глаз его, и он узнает лицом к лицу Бога любви. Тогда же упразднится и первое последствие греха – смерть: ... «когда истребится зло, то тем более прекратится смерть, потому что невозможно оставаться реке, когда иссякнет ее источник, или быть плоду, когда заглохнет корень» (св. Иоанн Златоустый . Толк.на 1Кор.13:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Однако прежде Он повелел Моисею, чтобы время обрезания не превышало восьмого дня (см. Лев 12:3), который часто выпадает на субботу, как мы читаем об этом в Евангелии (см. Ин 7:22). Моисей, провидя жестокосердие этого народа, воздвиг руки и распял самого себя в битве, начатой иноплеменниками в субботу (см. Ис 17:8—13), чтобы они были взяты в плен и суровостью закона были образованы для учения, которого они избегали. 6. И потому Давид в шестом псалме просит Господа «за восьмой день», чтобы Он «не в ярости своей обличил его и не в гневе осудил его» (Пс 6:1—2). Это действительно восьмой день сего будущего суда, который будет вынесен за пределы порядка устроения той недели. Также Иисус Навин, преемник Моисея, нарушил субботу. Ибо в субботний день повелел сынам Израиля обходить стены Иерихона со звуком труб и объявлять иноплеменникам войну (см. Ис 6:3,15). Маттафия, вождь Иудейский, также нарушил покой субботы, ибо умертвил в субботу военачальника Антиоха, царя Сирского и подверг иноплеменников преследованию в тот же день (см. 1 Мак 2:25, 41, 47). И у Матфея (см. Мф 12:3—5) мы читаем подобный текст. Также Исаия и некоторые его товарищи (см. Ис 1:13; Ос 2:13) преступили субботу, чтобы была соблюдена истинная и праведная суббота седьмого тысячелетия. Поэтому каждым из этих семи дней Господь по отдельности обозначает тысячу лет. Ибо так написано: «В очах Твоих, Господи, тысяча лет, как день единый» (Пс 89:4; 2 Петр 3:8). Следовательно, в очах Бога по отдельности находится каждое тысячелетие, ибо «семь» я насчитываю «очей Господа» (Зах 4:10). И, как я упомянул, по этой причине эта истинная суббота есть седьмое тысячелетие, в котором Христос будет править с избранными (см. Апок 20:6). 7. Семь также небес, которые соответствуют семи дням. Ибо истинно сказано: «Словом Господним небеса утвердились и Духом уст Его» « «все воинство» [букв. «сила»] «их» (Пс 32:6). Эти небеса — семь духов. Имена этих духов, которые почили на Христе Божием, написаны у пророка Исаии: «И почиет на Нем дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух знания и благочестия, и исполнит Его Дух страха Божия» (Ис 11:2—3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Подобно, как и живописец не изглаждает начального очертания (– эскиз), но проявляет и дополняет его» 406 ; наконец γ) тем, чтобы заменить (νταναπληρωσαι; для понятия срав. Кол. 1:24 ) в нем обветшавшее и истлевшее ( Евр. 8:13 ) новым и нестареющим. И Господь так действительно поступил с обрядовой или вообще с внешней стороной ветхозаветного закона ( Евр. 8:6–13; 9, 10:1–9 и др.) Так и живописец хотя и не изглаждает начального очертания, однако же его εκν 407 уже не есть то, что было «σκι». «Закон был приноровлен к смертным людям, а Новый Завет обещает нам вечную жизнь. Посему тот закон справедливо состарился, а этот всегда пребывает новым 408 . «И, следовательно, Ветхий Завет (закон срав. выше) не просто заменен новым, но и отменен как устаревший, как бесполезный» 409 : б) пророков вообще α) тем, чтобы исполнить условленное законом, требованием воли Божией, и сопряженное с исполнением его обетования. И Он действительно исполнил его – ближе всего на Себе (–Я), как сотворившем (ποισας, Гал. 3:12 ) закон и за то получившем жизнь Гал. 3:12 ; Лев. 18:5 ), а затем и на верующих в Него, как оправдавшего их перед проклятием закона за не исполнение его ( Гал. 3:10 ) и по этой только вере также получивших жизнь (праведный верой жив будет, Гал. 3:11 ; – Рим. 1:17  из Авв. 2:4 ), чтобы Ему через то быть Первенцем из мертвых ( 1Кор. 15:20,23 ), – подателем жизни из мертвых не только благодатной (сн. Рим 6:2  и дал. Еф. 4:22–24 ; Кол. 2:10–15 ), но и вечной по бессмертию души телом ( 1Кор. 15 ; то и другое см. Иоан. 5:24  и парал.) 410 ; в частности, β) тем, чтобы исполнить на Себе и (в связи с предшествующим) на верующих во Имя Его, составляющих из своей совокупности ( церковь ) тело Его (срав. особенно Кол. 2:9–17 ), все ветхозаветное пророчество, как частное выражение понятия обетования, пророчество, как предуказание (прообразование) и как предсказание (прямое пророчество) 411 . Ибо пророчество есть лишь развитие обетования. Основанием и объемлющим все частности, источником которого служит первообетование о Семени, имевшем стереть главу змия, ( Быт. 3:15 ), через искушение первозданного ко греху внесшего в мир смерть ( Ин. 8:44 ; Апок. 12:9 ; Рим. 5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Одним из наказаний за ослушание была смерть духовная и смерть телесная. Первая последовала сразу же по падении. Человек стал жить в отчуждении от жизни Божией ( Ефес.4:18 ), испытывать такие мысли и желания, которые не свойственны его существу. И для тела человека не осталось источника жизни бессмертной. Пользование древом жизни для него теперь было возбранено и недоступно. Грех вселил тление. Немощи и разного рода болезни стали вестниками смерти, а отделение от тела бессмертного духа – самою смертью. В поте лица твоего снеси хлеб твой, сказал Бог Адаму, дондеже возвратишися в землю, от нея же взят еси, и в землю отъидеши ( Быт.3:19 ). И точно, отошли после долголетней жизни в землю первые люди. Отходят и доныне потомки их. Смерть, как наследство, неизменно господствует над людьми. Умирают праведные и неправедные, умирают старые и малые. Не щадит смерть и людей зрелого возраста. И нет никаких средств, чтобы кто-либо избежал смертного часа. Но быть может кто-нибудь спросит, почему же святая церковь так торжественно поет на пасху: смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, инаго жития вечнаго начало (кан. песнь 7-я), когда смерть так безжалостно берет наших близких и далеких? Да, братие, Христос воскрес из мертвых и смертию Своею смерть попрал. Но какую смерть? Смерть духовную, жизнь без Бога, в отчуждении от Него. Ныне небеса отверзлись, и человеку предоставлен вход в вечное блаженное царство. Ныне умирающие о Господе называются блаженными ( Апок.14:13 ). В Ветхом Завете даже праведные, умирая, говорили: с печалью войду во ад. А в Новом завете св. Ап. Павел свидетельствует, что он имеет желание разрешитися (т. е. умереть) и со Христом быти, потому что это несравненно лучше, чем жить во плоти ( Фил.1:23 ). Телесную смерть он называет приобретением ( Фил.1:21 ). Как странник и пришлец на земле, ныне православный христианин с надеждою на вечную, блаженную жизнь отходит в свое истинное отечество, в небесный Иерусалим, в церкви торжествующей ( Евр.12:22–24 ). Но нам предстоит беседовать теперь не о плодах смерти Господа нашего Иисуса Христа, а о том, что во время Своей земной жизни Он был Владыкою смерти телесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Минута страшного суда известна одному Богу: о дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф. 24:36 ). Суд страшный будет произведен Иисусом Христом: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф. 25:31, 32 ). – «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну... И дал Ему власть производить... суд, потому что Он есть Сын Человеческий» ( Ин. 5:22, 27 ). – «И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» ( Деян. 10:42 ). Святые будут восседать со Христом на суде страшном: «Иисус... сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф. 19:28 ). «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? ( 1Кор. 6:2, 3 ), Суд страшный совершится по пришествии Христа: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( Мф. 24:30, 31 ). Суд страшный совершится для всех народов и людей: «Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей» ( Пс. 95:13 ). – «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» ( Иоил. 3:12 ). – «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» ( Апок. 20:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Добрый вечер! Для христианского учения важна концепция выбора человека между добром и злом, понимание того, что действия человека в этой жизни имеют значение будет ли он с Богом в вечности или нет. Утвержденной на Вселенском Соборе “концепции мучений” нет. Бытующие в средневековье представления о бесах жарящих грешников на раскалённых сковородках сейчас мало популярны среди богословов и катехизаторов. Есть довольно много различных мнений на этот счёт. Лично мне представление об аде как безблагодатном одиночестве наедине с неизжитыми страстями без всякой возможности их удовлетворения похуже всяких сковородок. Нельзя сказать, что в Новом Завете нет других указаний о муках в аду. Многочисленные отсылки Спасителя на место грешников, где “тьма кромешная” ( Мф.8:12 ), “плач и скрежет зубов” ( Мф.13:42 ), “ червь неусыпающий” ( Мк.9:48 ), “мука вечная” ( Мф.25:46 ) довольно определенно об этом говорят. В апостольских посланиях и Апокалипсисе об этом также прямо упоминается. В представлениях большинства святых отцов “ геенна огненная ” ( Мф.5:22 ), “ озеро огненное ” ( Апок.19:20 ), “ огонь неугасающий ” ( Мк.9:43 ) также относятся к аду, поэтому поясните что Вы имеете ввиду под утверждением, что “геенна огненная это не ад”. То есть Вы на основании одного единственного места в самой непростой для толкования библейской книге строите целую концепцию? А согласное мнение многих святых отцов и богословов многих столетий по этому поводу на основании цельного представления и многих мест Писания Вам представляется неудовлетворительным? И ещё, если позволите такой вопрос, а что собственно Вам даёт это разделение ада и геенны огненной? В практической жизни христианина? Чисто схоластический интерес? Впрочем, православное вероучение не отказывает вправе христианам иметь частные богословские мнения по таким вопросам если они не противопоставляются церковному сообществу как единственно верные и правильные, если это так, не вижу оснований для продолжения нашей дискуссии. Извините, к сожалению, я не вижу своего комментария, который вам оставлял. Очень странно. Надеюсь, здесь не удаляют комментарии?.…

http://azbyka.ru/vopros/kakovy-biblejski...

Следовательно, вы можете слушать нас не только без страха, но и с удовольствием. Христос говорит о тех, которые не питали Его: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46). Не говори мне, где же справедливость, если мучение не будет иметь конца? Когда Бог делает что-либо, повинуйся Его определениям и не подчиняй их умствованиям человеческим. Притом, разве это не справедливо, если человек, получивший сначала тысячи благ, а потом сделавший достойное наказания, не умудрившийся ни от угроз, ни от благодеяний, подвергается наказанию? Если ты требуешь справедливости, то по закону правды нам следовало еще в начале тотчас же погибнуть; но Бог и тогда действовал не по одному закону правды, но действием Его человеколюбия было то, чему мы подверглись. Бог обещал тебе блага больше рая; еще не дал их, чтобы ты не обленился во время подвигов, но и не ослабевал в трудах своих. Адам, совершив один грех, навлек на себя смерть, а мы каждый день совершаем тысячи грехов. Если же он, совершив один грех, навлек на себя столько зла и ввел смерть в мир, то чему не подвергнемся мы, постоянно живущие во грехах, хотя и ожидающие Неба вместо рая? Если получивший меньшее осужден, и ничто не могло оправдать его, то тем более мы, призванные к высшему и согрешающие больше его, подвергнемся нестерпимым мучениям, которые будут вечны 3. РАЗЛИЧНЫЕ СТЕПЕНИ МУЧЕНИЙ Св. Ефрем Сирин Различны мучения, как слышали вы в Евангелии. Посему тьма внешняя (Мф. 8, 12) в особой стране; геенна огненная (Мф. 5, 22) - иное место; скрежет зубов (Мф. 13, 42) - иное; червь неусыпающий (Мк. 9, 48) - также иное; одно место - огненное озеро (Апок. 19, 20), а другое - тартар; огонь неугасимый (Мк. 9, 48) - одно, преисподняя (Флп. 2, 10) - другое. На эти-то мучения распределены будут несчастные, каждый в меру прегрешений своих. Как различны грехи, так различны и мучения! Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе - убийца, иначе - вор и иначе - пьяница. Осквернившие себя ересями услышат: да возмется нечестивый, да не видит славы Господа! (Ис. 26, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1357...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010