Н.Р. Антонов XIX. Анализ пререкаемых церковных канонов Для доказательства истинности своей церковно-богословской теории о существе церкви, о правах мирян и значении «соборности», Н. П. Аксаков обращается еще к анализу различных церковных канонов, на которые обыкновенно ссылались его противники. При посредстве анализа филологического и аналогии он устанавливал истинный их смысл, с целью очистить хотя некоторые каноны от приставших, по его мнению, исторических наслоений. Аксаковым исследованы следующие каноны: 1) 39-е апостольское правило: «Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их». На основании этого правила, делается вывод, что пресвитер ничего не должен делать без приказания епископа, превращаясь, так сказать, в труп и атрофируясь в своих желаниях. Анализируя это правило, Аксаков говорит, что под волей, по-гречески переданной словом «гноми» (ϒνμη) – «разумеется воля выраженная, определенная»; словами ничего не совершают – по греческ. от слова епителин (επιτελεν), говорится, то, что пресвитер ничего не может совершить в области сакраментальной, в области религиозных обрядов и дел. Другими словами, пресвитер не может совершать ничего, входящего в круг епископского служения, ибо не ему, а епископу вверен народ Господень, и не он, а епископ даст ответ за их души. Но все это совершенно несовместимо с теперешним положением пресвитера, которому также вверено свое малое стадо и который также, независимо от епископа, даст ответ за их души». Было время, когда пресвитеру возбранялось крестить, вспоминает Тертуллиана – Аксаков, ему возбранялось созывать отдельные богослужебные собрания и воздвигать отдельный от епископского жертвенник. Теперь пресвитер получил самостоятельную роль и потому точное и строгое выполнение всех (изложенных выше) требований, нашедших себе выражение в 39-м правиле апостольском, возможно и осуществимо только тогда, «когда церкви довлеет епископское служение, и когда для достижения своих целей, она закономерно не выделила еще из себя, подчиняясь растущей необходимости признаваемых ею отделений – приходов, стоящих с нею в живом непосредственном общении, но и имеющих свою, в известной степени самостоятельную церковную жизнь»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Н.Р. Антонов XIV. Право церковной проповеди и церковного управления Строго различая проповедь собственно церковную, проповедь с амвона, как составную часть богослужения от всякого другого вида наставления в вере, например, литературно-разговорного собеседования, и отстаивая право мирян на последний род учительства, Н. П. Аксаков затрагивает также вопрос и о праве мирян на богослужебную церковную проповедь . Ход его рассуждений и заключительные выводы его таковы: – «Право и обязанность богослужебной проповеди сами по себе принадлежат только епископу; ни клирик, ни иной кто, сами по себе не имеют их. Исключение составляют только священники в местах, где отсутствует епископ» 104 . «Право и обязанность проповеди церковной принадлежат, собственно говоря, епископу, но почитаются раз навсегда уже переданными им пресвитерам отдельных церквей» ... «Епископу предоставляется, однако, право передавать свою обязанность проповеди и преимущественно изъяснения Священного особенно способным из своих священников, которые и проповедуют тогда в качестве его представителей и от его имени»… «Но всегда ли к проповеди церковной уполномочивались одни только пресвитеры? Нет. При назначении диаконов от них не требовалось учительности, как от епископов и пресвитеров (1-е Тим. 3, 2, 8 – 10), ибо они не предназначались к такому служению, но и они могли в некоторых случаях обладать даром учительского слова, превосходить других проповедническими способностями, а через то призываться к учительству. Оттого-то мы имеем несколько диаконов в числе проповедников древней церкви. Укажем на одного только, именно на одного из величайших проповедников мира, – Ефрема Сирина , бывшего диаконом Едесской церкви» ... «Таким же образом, Златоуст, будучи диаконом, написал свои превосходные слова «против Иудеев», против «аномеев», «против язычников», о непостижимой природе Божества, об анафеме, и т. д.» ... «Мог ли епископ уполномочивать на церковную проповедь мирянина? Церковный историк Евсевий сообщая нам об уполномочивании на проповедь Оригена , еще бывшего простым мирянином, говорить о епископах, которые ради блага братьев своих дозволяли мирянам проповедовать в церкви в присутствии их народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Н.Р. Антонов XVI. Взаимоотношение между епископом и священничеством Говоря об иерархическом отношении между епископатом и мирянами, необходимо коснуться вопроса и об отношении между епископом и пресвитерами, т. е. между первою и второю степенью иерархии. И в этом месте вся литературная деятельность, вся психика Н. П. Аксакова направлена на возвышение юридического и практического значения пресвитеров, т. е. священников. Если, по его мнению, миряне имеют существенное значение при осуществлении идеи Церкви, и влияют на «облагодатствование» епископа, то священники и подавно имеют такое же «значение». По взгляду Аксакова пресвитерам также принадлежит руководящее значение в области церковного учительства, в области церковного управления и в частности избрании епископов – и на церковном соборе. Этому вопросу уделено много места в статьях: «Возможны ли в церкви решающие и совещательные голоса?»? «Что говорят каноны о составе соборов» и «Предание церкви и Предание школы». Аргументы Аксакова в пользу полноты административного значения пресвитеров следующие. 1) догматические: – источник благодати и сфера применения ее одинаковы для епископов и для священников. Самостоятельность епископов и пресвитеров, – самостоятельность относительная, ибо непосредственно от Бога никто в Церкви служения не принимает. Епископы избираются клиром и народом, или назначаются так или иначе людьми же; а затем рукополагаются епископами, по крайней мере, тремя при молитвенном участии всей церкви, «ибо тайно не бывает рукоположения». Пресвитеры в свою очередь избираются людьми же и в свою очередь рукополагаются тоже епископом. Никакой разницы в источнике и способе получения благодати не существует. Благодать ниспосылается свыше и не увеличивается от того, что в рукоположении участвуют трое, а не один. Разница не в источнике благодати, не в посредственности или непосредственности восприятия, и не в зависимости от числа рукополагающих, а только и исключительно в разности служения, на котором совершается рукоположение. И пресвитер, и диакон одним епископом рукополагаются; но один рукополагается на одно служение, а другой на другое: один на пресвитерство, а другой на диаконство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Конкордия Память 4 июня В царствование императора Антонина 3619 в городе Риме было возбуждено столь жестокое гонение против христиан, что никому, – если он не принесет жертвы богам, – ничего нельзя было ни купить, ни продать. Тогда в городе Риме проживал некий муж по имени Конкордий. Он происходил из благородного дома. Отец Конкордия, Гордиан, состоял в священном сане и был пресвитером. Имея сына Конкордия, Гордиан научил его разумению Священного Писания и веры Христовой. Поэтому епископом римским Пием, – который претерпел мучение за Христа в царствование императора Марка Аврелия 3620 , Конкордий был поставлен в иподиаконы. Сей блаженный муж, вместе с Отцом своим, день и ночь упражнялся в посте и молитве; сверх того они щедрою рукою подавали милостыню убогим и всем нуждающимся. С своей стороны они просили у Господа даровать им возможность избегнуть жестокостей воздвигнутого на христиан гонения. Однажды блаженный Конкордий сказал своему отцу: – Господин мой! если ты не будешь иметь ничего против моего намерения, то дай мне благословение отправиться к святому Евтихию и поселиться с ним на короткое время, пока прекратится свирепство врага нашего, императора Антонина. – Пробудем лучше здесь, чадо, – сказал на эту просьбу Конкордия отец, – дабы и нам получить от Господа венцы мученические. Блаженный ответил: – Мученический венец я могу получить везде, где благоволит Христос Бог, – посему позволь мне исполнить мое намерение. После этих слов отец отпустил его, и Конкордий удалился к родственнику своему Евтихию, который тогда находился в своем имении на Саларийской дороге, близ города Требула 3621 . Принявши Конкордия с большою радостью, блаженный Евтихий стал воздавать благодарение Богу, и они вместе пребывали на том месте, упражняясь в посте и молитвах. Сюда приходили к ним многие, одержимые различными недугами. Они же, молясь во имя Господа Иисуса Христа, подавали им исцеления, – и чрез это слава о них распространялась среди народа на далекое расстояние. Услышал о них Тусский епарх, Торкват 3622 , который проживал тогда в городе Сполете 3623 . Призвав к себе блаженного Конкордия, он прежде всего спросил святого об имени его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава VII. Разные повести, помазующие к терпению и мужеству 1. Пришли братия к авве Антонию и говорят ему: скажи нам слово, как спастись? Старец ответил им: слышали Писание? И сего довольно вам. Они говорят: и от тебя желаем слышать, отче! Старец сказал: Евангелие говорит: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую ( Мф. 5:39 ). Они говорят ему: мы не можем сего сделать. Старец сказал им: если не можете обратить другой, по крайней мере, перенесите удар в одну. Они говорят: и сего не можем. Старец сказал на то: если и сего не можете, – хотя не воздайте тем, что приняли. Они говорят: и сего не можем. Тогда старец сказал ученику своему: приготовь им немного кашицы, ибо они немощны. Если сего не можете, того не хотите, то что я вам сделаю? Нужно молиться. 2. Авва Антоний также говорил: Бог в нынешние времена не попускает таких искушений, какие были прежде. 3. Брат спросил авву Агафона: мне дана заповедь, и есть брань там, где должно ее исполнить. Итак, хочу идти заповеди ради и боюсь брани. Старец сказал ему: если б это был боголюбец, то исполнил бы заповедь и победил брань. 4. Авва Аммон говорил: четырнадцать лет провел я в Ските, молясь Богу день и ночь, да дарует мне победить гнев. 5. Авва Аполлос, ученик аввы Сисоя, рассказывал нам о себе следующее: вначале, когда я пришел к авве Сисою, три года был борим страстями и не открывал их старцу; особенно был я одолеваем ложью, оглаголанием и тщеславием. Сильнейшая у меня брань была о священстве, и виделись мне сны, будто я рукоположен во епископа. Авва Сисой не переставал внушать и выговаривать мне, так что от множества укоров и выговоров я убежал от него и пошел в Александрию к родственникам моим по плоти, дабы принять хиротонию и сделаться пресвитером в храме Пресвятыя Богородицы. Когда шел я дорогою, встретил человека высокого роста, совершенно голого, черного цветом, отвратительного видом, малоголового, тонконогого с железными когтями, огненными глазами, толстыми губами, ослиною кожею. Увидав его, я пришел в ужас и запечатлел себя крестом. Но он приблизился ко мне и, обняв меня, часто целовал и говорил: что ты крестишься и бежишь от меня? Ты друг мой, творящий волю мою. За то и я пришел сопутствовать тебе и помочь тебе исполнить волю твою. Не вынося более зловония его, я возвел очи свои на небо и воззвал: Боже! Молитв ради аввы моего Сисоя избавь меня от нужды сей! И вдруг привидение стало женою, весьма красивою и благообразною, которая, обнажив себя, говорила мне: насладись похотей своих, ибо много ты меня упокоивал. Я – вервеплетельщица, и сколько доставляешь мне ветвей, столько и плету. Но молитвы Сисоя отгоняют меня от тебя. Сказав сие, она стала невидима. Тогда я тотчас возвратился к старцу своему и, падши пред ним, рассказал ему и братиям все случившееся со мною. Авва сотворил надо мною молитву, и я остался при нем навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ереси Для длительного московского периода Истории Русской Церкви характерно понижение уровня богословского просвещения и литературно-книжного творчества в первое столетие после татарского разгрома. Однако, здоровая реакция нации на этот унизительный разгром сказалась сравнительно скоро в духовно-покаянном настроении. Необычайно размножились монастыри, с ними вместе разрослось и собирание книжных запасов. Началось и идейное творчество. Разумеем большую и дерзновенную концепцию, скристаллизовавшуюся в русском сознании, о высоком вселенском призвании русской церкви, как теократического III Рима. Правда, эта последняя идеологическая теорема появляется на сцене русской истории как продукт и интерес верхушек русского общества, как идея аристократическая, которая не вызывала никаких споров и как будто никаких откликов в широких кругах и низах русского народа. Но были вопросы и темы, волновавшие в русской церкви, начиная с киевского периода и переходя в московский, широкие круги, вплоть до низов народных, и порождавшие даже движения еретического и раскольничьего характера. Предтечи стригольников Еще в предшествующем периоде, по свидетельству невысоко-авторитетного источника, а именно – Никоновской летописи, мелькают перед нами, как редкие блуждающие огоньки, свидетельства о каких-то единоличных еретиках, подпавших под суд церковной дисциплины. Под 1004 годом летопись сообщает: «того же лета митрополит Леонт посади в темницу инока Андреяна-скопца. Укоряше бо сей церковные законы и пресвитеры и иноки. И помале исправися и прииде в покаяние и в познание истины, яко же и многим дивиться кротости его и смирению и умилению». В той же летописи под 1123 г. читаем: «того же лета преосвященный Никита митрополит Киевский и всея Руси в своем граде в Синелице затвори в темнице злого еретика Дмитра». Нетрудно разгадать, что это были за еретики еще в новорожденной русской церкви. Это были заимствованные нами из Византии и из балканских славянских стран давнишние еретики-богомилы. Там они под угрозой гонений таились и, в виде тайного предания, привитали в монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Жизнь пустынных отцов «Жизнь пустынных отцов» Руфина Аквилейского цена тем, что это труд очевидца – Руфин прожил в египетской пустыне 6 лет вместе с учениками Антония Великого. Высокий авторитет «Жизни пустынных отцов» придаёт тот факт, что она, почти вся, внесёна в Лавсаик. «Благословен Бог, Иже всем человекам хощет спастися и в разум истины приити! (1 Тим. 11,2). Он направил стопы наши в Египет, и явил нам много досточудного для назидания грядущих родов, да из созерцания сего породится не только побуждение к спасительным подвигам, но предстанет пред очами всех живой пример спасения и полезнейшее наставление к благочестию. Все это для желающих вступить на путь добродетельной жизни откроет, по доверию к прежним подвигам, обширнейшую стезю. […] Видел я, воистину видел сокровище Христово, сокрытое в человеческих сосудах […] Они обитают в пустыне, рассеянные и разделенные по келиям, но соединенные любовью. Разделяются жилищами для того, чтобы никакой звук, никакая встреча, никакой праздный разговор не возмущали наслаждающихся покоем безмолвия и священной сосредоточенности ума. Собравши ум, каждый в своем месте, ожидают пришествия Христа, как благоносного Отца или как воины в лагере — прибытия императора, или как рабы — прихода господина, обещавшего дать им свободу и награду. Все они нисколько не заботятся о пище или об одежде и тому подобном. Ибо знают слово Писания: всех сих языцы ищут (Мф. 6,32). Они же ищут правды и царствия Божия, и все это, по обещанию Спасителя, прилагается им». Руфин, пресвитер. Жизнь пустынных отцов Пролог. Благословен Бог, Иже всем человекам хощет спастися и в разум истины приити! (1 Тим. 11,2). Он направил стопы наши в Египет, и явил нам много досточудного для назидания грядущих родов, да из созерцания сего породится не только побуждение к спасительным подвигам, но предстанет пред очами всех живой пример спасения и полезнейшее наставление к благочестию. Все это для желающих вступить на путь добродетельной жизни откроет, по доверию к прежним подвигам, обширнейшую стезю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Лас Касас. Худож. К. Брумиди. Роспись Капитолия (США). Ок. 1876 г. [Испан. Las Casas] Бартоломе де (1484 (по др. данным, 1474), Севилья - 31.07 (по др. данным, 17 или 18.07). 1566, Мадрид), монах ордена доминиканцев , испан. гуманист, общественный деятель. Происходил из знатного севильского рода; его отец, Педро де Лас Касас, занимался торговлей и был участником 2-го путешествия Х. Колумба в Америку (1493). Л. К. окончил Саламанкский ун-т. В 1502 г. как помощник миссионера прибыл на о-в Эспаньола (ныне Гаити), где унаследовал от отца энкомьенду (земельное владение с местным зависимым населением). В 1506 г. вернулся в Европу; в 1507 г. в Риме был рукоположен во пресвитера. Вскоре вновь уехал на о-в Эспаньола и стал 1-м священником, который служил свою 1-ю мессу в Нов. Свете (в 1510). В кон. 1511 г. сильное впечатление на Л. К. произвела проповедь монаха-доминиканца Антонио де Монтесиноса, резко осуждавшего жестокое обращение испанцев с индейцами. В 1512 г. Л. К. отправился капелланом с отрядом испан. конкистадора Диего Веласкеса на Кубу, там получил еще одну энкомьенду, но вскоре, потрясенный зверствами конкистадоров, пережил духовный кризис, отказался от владения и примкнул к доминиканцам, выступившим в защиту прав индейцев. Сначала, не ставя под сомнение право Испании на завоевание Нов. Света на основании папского дара, Л. К. пытался найти способы облегчить участь индейцев путем изменения методов колонизации. В 1515 г. он вернулся в Испанию, чтобы привлечь внимание правительства к жестокостям и злоупотреблениям, допущенным испанцами в ходе завоевания (конкисты), и добился поддержки сначала у регента кард. Франсиско Хименеса де Сиснероса , а затем и у молодого испан. кор. Карла I (буд. имп. Карл V ), заинтересованных в установлении жесткого контроля над конкистадорами. Уже в 1-м подготовленном по этому вопросу сочинении (мемориале) «Четырнадцать предложений» (1516) Л. К. требовал прекращения войны, отмены системы энкомьенд, возвращения свободы индейцам и совместной мирной колонизации земель испан. крестьянами и индейцами, организованными в общины. Король пожаловал Л. К. почетное, но не предполагавшее конкретных полномочий звание «защитник индейцев» (protector de indios); позже его называли «апостолом индейцев». Попытка неопытного в адм. делах Л. К. провести в Кумане (Венесуэла) «мирную колонизацию», организовав поселения свободных индейцев, занимавшихся земледелием, закончилась провалом: индейцы сожгли поселение, перебив большую часть спутников Л. К. Возможно, эта неудача повлияла на его решение стать монахом: в 1522 г. он вступил в орден доминиканцев. На несколько лет он отошел от общественных дел и, живя в мон-ре, в 1527 г. начал работу над монументальной историей открытия и завоевания Индий; писал ее с перерывами в течение 35 лет.

http://pravenc.ru/text/2463135.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЮНТЕР [нем. Günther] Антон (17.11.1783, Линденау (ныне Линдава, Чехия) - 24.12.1863, Вена), австр. католич. богослов-философ. В 1796-1800 гг. учился в монастырской школе ордена пиаристов в Хайде (ныне Нови-Бор), в 1800-1803 гг. в гимназии Лайтмерица (ныне Литомержице). Изучал в Пражском ун-те философию и юриспруденцию, теологию в Вене, затем в Рабе (ныне Дьёр, Венгрия). С 1818 г. сотрудничал в ж. «Wiener Jahrbücher der Literatur». В 1821 г. рукоположен во пресвитера. В 1822 г. вступил в иезуитский новициат в Старавиче (Стара-Веси) в Галиции, но в 1824 г. покинул его, не став членом ордена. В 1833 г. получил степень д-ра теологии honoris causa Мюнхенского ун-та, а в 1848 г.- д-ра философии honoris causa Пражского ун-та. До 1848 г. работал в гос. цензурном ведомстве в Вене. С 1848 г. Г. совместно с Й. Э. Фейтом начал издавать ж. «Lydia: Philosophisches Jahrbuch» (W., 1849-1854. 5 Bde). Автор многочисленных сочинений. В 1828-1829 гг. вышло в свет главное соч. Г. «Vorschule zur speculativen Theologie des positiven Christenthums» (Введение в умозрительную теологию позитивного христианства) в 2 частях: 1-я часть посвящена учению о творении, 2-я - учению о воплощении. Г. пытался преодолеть разногласия между верой и знанием, религией и философией. Г. упрекали за рационализм и вольнодумство, непочтительность к отцам Церкви и средневек. схоластам, а также за реабилитацию осужденного католич. Церковью труда Г. Гермеса , посвященного философскому анализу божественного Откровения Иосифа Богослова. Г. считал, что догматические определения отражают исторические условия конкретной эпохи (поэтому имеют преходящую ценность) и что философская критика представляет определенную пользу для понимания христианских догматов. Монизму Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля Г. противопоставил дуализм (и называл себя «Cartesius correctus» - исправленный Декарт). Под влиянием Р. Декарта Г. возвращается к принципу субъективности и на этом основании строит рационалистическое философско-богословское учение о Боге, исходным пунктом к-рого стал тезис, что богословие связано с самопознанием человека; только через знание самого себя (Sichwissen) возможно познание Другого. Исследование самосознания человека, по мнению Г., открывает путь к Не-Я (к Богу) как безусловному корреляту и абсолютной причине конечного «я»; человек познает себя как зависимую и конечную сущность и, следовательно, как творение абсолютного Творца.

http://pravenc.ru/text/168460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕНИФЛЕ Денифле [нем. Denifle] Генрих (мирское имя Йозеф Антон; 16.01.1844, Имст, Тироль - 10.06.1905, Мюнхен), доминиканец, субархивист при Папском престоле, католич. историк, палеограф. Род. в семье учителя начальной школы и приходского органиста. После смерти отца (1848) семья переехала в Вильтен (близ Инсбрука), где Д. окончил начальную школу, после чего обучался в школе в Кронбурге, близ Цамса. В 1856 г. получил стипендию и поступил в руководимую регулярными канониками имперскую гимназию в г. Бриксен (ныне Брессаноне, Италия). В 1861 г. вступил в новициат ордена доминиканцев в Граце (Австрия), получив имя в честь Генриха Сузо , в 1865 г. принес вечные монашеские обеты. 22 июля 1866 г. рукоположен во пресвитера. В 1867-1869 гг. служил на приходе в Кашау (совр. Кошице, Словакия). После сдачи экзамена на право преподавания (1869) читал лекции по философии и теологии в новициате в Граце (1870-1880), одновременно занимаясь исследовательской деятельностью. Одной из главных научных тем Д. было творчество нем. мистиков XIV в., мн. сочинения к-рых были собраны им в различных б-ках и в 1873 г. впервые опубликованы в сб. «Das geistliche Leben: Blumenlese aus den deutschen Mystikern des XIV. Jh.» (Духовная жизнь: Антология нем. мистиков XIV в.). В тот же период Д. работал над фундаментальным трудом о нем. мистиках XIV в. «Die deutschen Mystiker des XIV. Jh» (Немецкие мистики XIV в.), изданным уже после смерти автора (1951). В 1880 г. Д. опубликовал на нем. языке произведения Генриха Сузо, положив начало изданию его полного собрания сочинений. Ряд работ Д. был посвящен нем. мистикам Иоганну Таулеру, Иоганну Экхарту, Николаю Базельскому, а также религ. мистическому движению «Друзья Божии», существование к-рого ставилось Д. под сомнение в соч. «Der Gottesfreund im Oberlande und Nicolaus von Basel» («Друзья Божии» в Оберланде и Николай Базельский). В 1880 г. переведен в Рим и назначен ассистентом генерального магистра ордена доминиканцев. В качестве палеографа принимал участие в издании трудов Фомы Аквинского ; в 1881-1883 гг. работал в б-ках и хранилищах Италии, Нидерландов, Великобритании, Франции, Испании, Португалии, Бельгии, Германии и Австрии, где собрал, описал и ввел в научный оборот ок. 170 ранее неизвестных рукописей Фомы Аквинского.

http://pravenc.ru/text/171690.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010