Андрей Горбачев О сходствах и различиях в богословии митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Илариона (Троицкого) Источник В полемике, развернувшейся вокруг статей А. Буздалова, затрагивается тема богословия митрополита Антония (Храповицкого) . В данной публикации Андрей Горбачев развивает упомянутую тему, предлагая читателям сравнительный анализ взглядов митрополита Антония и священномученика Илариона (Троицкого) . Основное место в статье занимает рассмотрение сотериологических воззрений митрополита. Митрополит Антоний (Храповицкий) и архиепископ Иларион (Троицкий) находятся в ряду архиереев, занимавших наиболее заметное место в истории Русской Православной Церкви начала XX века. Имена обоих иерархов в церковной литературе нередко упоминаются совместно, ввиду близости их взглядов по некоторым богословским вопросам. По большей части это упоминание совершается вполне основательно 1 , порой же – недостаточно обосновано 2 . Ниже сделана попытка указать наиболее значительные сходства и различия в богословии митр. Антония (Храповицкого) и архиеп. Илариона (Троицкого) . Ректор трех академий, один из наиболее известных русских архиереев, набравший наибольшее число голосов на выборах патриарха, митр. Антоний по призванию был в большей мере пастырем, чем богословом. Но несмотря на это, а во многом и благодаря этому (то есть своему пастырскому таланту), он имел значительное влияние на молодых богословов, в том числе – на выбор ими тем для научной разработки. Один из выпускников МДА 1894 года вспоминал: «Это удивительно, когда я читаю N или разговариваю с Z, то я всегда ловлю себя на мысли: да, где-то я об этом уже слышал. Начинаю вспоминать и обретаю первоисточник – нашего бывшего ректора академии преосвященного Антония» 3 . Митр. Антоний был вдохновителем магистерских работ прот. Павла Светлова и патр. Сергия (Страгородского) , а также кандидатских диссертаций антиюридической направленности иеромонаха Тарасия (Курганского) и иеродиакона, а впоследствии архиепископа и священномученика Андроника (Никольского) . Нетрудно обнаружить влияние митр. Антония и в разработке отдельных богословских тем и идей архиеп. Иларионом (Троицким) .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

По поводу статьи Митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» София 1943 г. Содержание Предисловие По поводу статьи Митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» Часть первая. Отрицание М. Антонием юридического взгляда на искупление Глава первая. Несостоятельность учения М. Антония об искуплении, вследствие его необоснованности на Священном Писании и святоотеческих творениях. Ссылки М. Антония на труды лиц, не имеющих богословского авторитета. Неправильность взгляда на Еп. Феофана Затворника, как на схоластического толковника в учении о первородном грехе. Отрицательное отношение М. Антония к понятиям: «удовлетворение» и «искупительные заслуги Христа» Глава вторая. Неправильное учение М. Антония об оправдании и неосновательность его ссылок на некоторые тексты из посланий святого Ап. Павла Глава третья. Неправильное учение М. Антония о первородном грехе. Несостоятельность изъяснения им апостольского изречения: «в немже» (Рим.5:12). Истолкование данного текста Еп. Феофаном Затворником, выражающее собою святоотеческое учение о первородном грехе Глава четвертая. Несостоятельность ссылки М. Антония для утверждения своего учения о первородном грехе на тексты Священного Писания: Иер.31:29; Иез.18:2; на блаж. Феодорита и Св. Иоанна Златоуста. Несообразные выводы, проистекающие из этого учения М. Антония Глава пятая. Другие несообразности, проистекающие из неправильного учения М. Антония о первородном грехе Часть вторая. Утверждение М. Антония, что искупление наше совершилось не крестною смертью Христа, а Его сострадательною любовью, что то же душевными муками в саду Гефсиманском. Глава первая. Несостоятельность учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе. Крещенская благодать Святого Духа, как возрождающая сила, по учению Священного Писания и Святых Отцов. Сострадательная любовь, как второстепенное средство для раскрытия в нас благодати Святого Духа. Несообразный вывод, проистекающий из учения М. Антония о сострадательной любви, как возрождающей силе Глава вторая.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Письма митрополита Антония (Храповицкого) митрополиту Арсению (Стадницкому). Часть 1 Митрополит Антоний (Храповицкий) 10 августа 2006 исполняется 70 лет со дня кончины выдающегося русского архипастыря, церковного деятеля, богослова, основателя и Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, митрополита Антония Храповицкого. Редакция сайта Православие.Ru начинает публикацию не издававшихся ранее писем 1896-1917 гг. митрополита Антония (Храповицкого) митрополиту Арсению (Стадницкому). Письма хранятся в личном фонде Владыки Арсения (Стадницкого) в Государственном Архиве Российской Федерации.   Достолюбезнейший собрат о Христе, отец Арсений! Приветствую Вас с ангельским образом и благодатию священства. Молю Господа и Вас, чтобы эти священные чины были бы всегда пред Вашим сознанием преимущественно пред государственным положением и чтобы страх ответственности формальный уступал всегда страху Божию, страху нарушить святой долг монаха, священника, воспитателя. я жалею Академию, что она не Вас получила себе инспектором, но Вас поздравляю по поводу того, что Вы не сразу вступаете в ту беспокойную академическую службу, которая все равно вскоре ожидает Вас. Первые месяцы Вашей монашеской жизни пройдут Бог даст в самых благоприятных для нее условиях. Ваш Владыка благосклоннейший и великий любитель монашества. Преосвященный викарий и вовсе святой человек. Отец ректор обижать Вас не будет, а сверх того у Вас будет два добрых идеально настроенных собрата отец Евдоким [Мещерский]и отец Никон [Рождественский], да еще третий отец Иннокентий[Пустынский], которого я хотя мало знаю, но тоже прошу любить, да утешать. Знакомые мне молодые наставники семинарии, все дельные и добрые люди. Ученики наши — лучший тип русского семинариста, трудолюбивые, честные, простые и религиозные. Город — одна поэзия для религиозного человека. Вообще с людьми Вас лучше всего ознакомит отец Евдоким. Ваше доброе и способное привязываться сердце не останется там одиноким. Не торопитесь однако многое подвергать изменениям, не сроднившись со средой, а лучше отложите потребные реформы до начала будущего года. Пока лучше примитесь покрепче за Священное Писание, да в службу церковную втягивайтесь.

http://pravoslavie.ru/5540.html

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления Доклад архиепископа Феофана Полтавского (1874-1940) был написан им во второй половине 20-х годов и содержит в себе опровержение учения митр. Антония (Храповицкого). Публикуемый текст Доклада значительно отличается от того сокращенного варианта, который дважды публиковался: Русским Валаамским обществом и в 1997 г. обществом св. Василия Великого. Центральной темой Доклада является учение митр. Антония о едином естестве человеческом, разбору которого посвящена первая глава. Архиепископ Феофан на основании прп. Максима Исповедника и других отцов Церкви доказывает, что в богословии единое естество человеческое может пониматься только логически отвлеченно, но никак не в качестве метафизической или физической реальности: " В отношении же к неделимым тварного естества, и в частности к людям, понятие " единого " берется в смысле безусловного единства только отвлеченно, поскольку всякое понятие рода или вида одно. В применении же к действительности оно указывает лишь на одинаковость природы всех неделимых данного рода " . А это значит, что невозможно и коллективное Богообщение, которое проповедуют как протестанты (и " восточного обряда " , как о. Александр Шмеман), так и православные, как о. Иустин (Попович). Эта тема отсутствует в уже опубликованных вариантах Доклада, тогда как " Жизнеописание митр. Антония " (архиеп. Никон (Рклицкий), Нью-Йорк, 1961. Т. 8) свидетельствует, что именно с опровержения этого учения начинался оригинальный текст Доклада архиепископа Феофана Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Другой по важности темой, мало затронутой прежними публикациями, является ошибочное учение митр. Антония о первородном грехе. Введение

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1481...

1. Вступление А. Митрополит Антоний, безусловно, великая церковная личность, но должен быть понят прежде всего как пастырь. Богословие у него на втором месте и исходит из его пастырской мысли и чувства. Он стремился догматику оживить, сделать ее неотвлеченной, говорил о переложении догматов в термины «нравственного монизма«, что иногда ему удавалось, а иногда и нет. У него было великое сострадательное сердце, но когда он стремился перенести эти чувства в богословие, то ему не всегда удавалось, что иногда вызывало ожесточенные возражения. Его толкование «Догмата Искупления» является причиной серьезного разногласия; с другими его мыслями если и не соглашались, то не называли ересью. Б. «Догмат Искупления» в переложении Владыки Митрополита Антония критиковался, но большое смущение поднялось с 1925 года, когда Митрополит Евлогий предложил и получил одобрение св. Синода заменить в школах Катехизис Митр. Филарета Катехизисом Митр. Антония, содержащим новое учение об Искуплении. Это вызвало негодование, которое исходило от самой выдающийся и святоотечески мыслящей иерархии за границей, в частности, ведущего члена Синода, иногда возглавлявшего его, а также известного своей подвижнической жизнью, Архиеп. Феофана Полтавского. Из-за его возражения сам Митр. Антоний потребовал не делать его катехизис официальным, и «Догмат Искупления» остался до сих пор частным мнением Митр. Антония, а не официальным учением Зарубежной Церкви – пока что. На тему этого «догмата» существует огромная литература, большей частью не в пользу учения Митр. Антония. Выдающиеся иерархи и богословы отзывались резко против учения Митр. Антония, оставаясь самыми преданными и горячо любящими самого Митр. Антония, как например: Митрополит Анастасий – враждебно относящийся как к ереси. Архиепископы Феофан Полтавский, Серафим Богучарский (Соболев) (русский в Болгарии). Архиепископ Виталий (Максименко) [Джорданвилльский. † 1960], открыто называвший учение Митр. Антония ересью. Архиепископы Тихон Сан-Францисский, Иоасаф Канадский, Феодосий Бразильский, Афанасий Аргентинский, Савва Австралийский, и Андрей Рокландский (о. Адриан Рымаренко в миру).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/k...

Письма митрополита Антония (Храповицкого) митрополиту Арсению (Стадницкому). Часть 3 Воистину воскресе Христос! Митрополит Антоний (Храповицкий) Взаимно приветствую достолюбезного святителя и собрата; избрали в Государственный Совет Вас, архиепископа Николая [Зиорова] из Ялты и епископа Никона [Рождественского] Серпуховского. А будут выбраны туда конечно те, кого пожелает видет князь и [неразборчиво]. Прошу молиться за любящего епископа Антония 4 апреля 1906 года   Покорнейше прошу Ваше Преосвященство известить меня сегодня или завтра до часа дня, будет ли речь об учебных заведениях в заседании Святейшего Синода 4 августа? То есть, скажите: будет, или может быть будет или наверно не будет. Антоний, архиепископ Волынский и Житомирский 2 августа 1906 года 31 Друже и святителю! Законоучитель женской гимназии в Глазове священник отец Андрей Гуляев прислал Вам прошение о назначении его помощником смотрителя духовного училища. Проситель окончил курс академическим кандидатом в 1900 году; — итак претензия его весьма скромная. Прилагаю его письмо вполне правдивое и убедительно прошу явить ему участие, коего он вполне достоин. После завтра еду на Житомир до 10 сентября, а затем уже в Санкт-Петербург. Прошу святых молитв за преданного сердечно собрата Антония 32 Друже и иерарше! Если Вы еще председатель, то примите мою просьбу, если Вы только член, то не откажитесь передать ее своему преемнику. Не без известный Вам мой приятель Н. З.Голубцов преподаватель Благовещенской духовной семинарии по богословию, назначенный Вами в преподаватели латинского языка в Тобольск, узнал о сем, будучи на родине на Волыни, где он похоронил отца и навязал себе на шею семью сирот, имеющих небольшую землю, которая не дает ему возможности далеко уезжать от родины. Он желал бы служить преподавателем семинарии невдалеке от Луцка и Житомира. Охотно представить бы его в Житомирскую семинарию, но нет вакансии. Примите в нем участие. Он интеллигентный и добросовестный человек, за что и навлекал на себя иногда неприятности на Амуре, но не за амурские дела, а за правду.

http://pravoslavie.ru/5546.html

Письма митрополита Антония (Храповицкого) митрополиту Арсению (Стадницкому). Часть 2 Митрополит Антоний (Храповицкий) Благословите, Преосвященнейший и достоуважаемый Владыко получить на сих днях мой первый том и раздать по прилагаемому на обороте списку. Приношу усерднейшую благодарность за пожертвование 25 рублей, которые употреблено тоже на не предвиденные расходы. Своего Владыку ожидаем в Казань к 24 мая, а с 1 июня он будет пить минеральные воды и не служить полтора месяца, как и в те два месяца. Посему никуда не уеду, а если Вы не проедете в П., то заезжайте погостить к нам. Ваш собрат и послушник епископ Антоний. 1) Преосвященному ректору — вел [еневый]. 1) отцу инспектору — вел [еневый]. 2) двум академическим библиотекам — вел [еневый]. 1) профессору Голубинскому — вел [еневый]. 1) иеромонаху Анастасию — вел [еневый]. 1) редакции «Богословского Вестника» — простой. 27 апреля 1900 год 16 Воистину воскресе Христос! Преосвященнейший Владыко, не укорите меня за медлительность ответного приветствия: почти никому еще не отвечал, потому что служили от пятницы 6-й недели 17 дня подряд, а с тех пор ежедневно таскаюсь по выпускным экзаменам здешних бесчисленных учебных заведений, а вечерами читаю 11 кандидатских диссертаций. Святитель Арсений [Брянцев] теперь уже сам рад бы выпереть меня, промаяв меня под собой 3 года, и вот выдавливает меня в Екатеринбург, куда ехать Преосвященный отказался; однако есть кто-то удерживая, хотя я бы и туда не прочь скрыться, яко же в Синор. Завидую Вашей поездке в Святую Землю и прошу там помолиться за преданного Вам душевного собрата епископа Антония. 6 апреля 1900 год 17 Ваше Преосвященство! Дружественный Владыко! Мне удалось найти в Казани (посредством переписки) довольно сносный список Божией Матери с омофором (Покров), каковой мне хочется послать Вам для академической залы. Она теперь пишется тамошним иконописцем и будет готова к началу учебного года — величиной около полутора аршин, подпись снизу по-гречески: «радуйся верных озаряющая смыслы».Сию икону хочу поставить а актовый зал на память о своем сердечно приятном гощении у Вас, то есть о Вашем и господ профессоров добром гостеприимстве и радушии. Памятую с живым чувством благодарности все, что пришлось снова и вновь пережить в эти три дня. Не откажите передать мою специальную благодарность Николаю Заозерскому за «Наставления инокиням», которые я перечитал со вниманием и разослал по экземпляру в женские монастыри через епархии. Отцу Евдокиму [Мещерскому] мое братское целование и напоминание о взятом с него обещании навестить меня. Конечно, был бы я столь же рад и Вас узреть у меня, и в соборе уфимском показать красоту

http://pravoslavie.ru/5541.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господь Спаситель не уходил от красот этого мира...»: из иерусалимских Дневников о.Киприана (Керна) 19.08.2012 460 Время на чтение 17 минут Архимандрит Киприан (Керн) известен русскому читателю как один из видных богословов русского зарубежья, ученик митрополита Антония (Храповицкого) и профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже. Недавно были обнаружены его дневники, которые велись в течение 1928-1930 гг. Эти страницы являются одним из интереснейших свидетельств как о жизни самого отца Киприана, так и о Палестине тех лет. Вниманию читателей предлагаются отрывки из дневников, относящиеся к сентябрю-октябрю 1929 г. О. Киприан (Керн) (1899-1960) известен русскому читателю как один из видных богословов русского зарубежья, ученик митр. Антония (Храповицкого) и профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже. В 1928-1930 гг., еще относительно молодым человеком, о. Киприан провел два года в Иерусалиме, будучи начальником Русской духовной миссии. Впрочем, его «начальствование» было ограничено постоянным присутствием на Святой Земле русского архиерея - архиеп. Анастасия (Грибановского), в будущем - первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Главным результатом пребывания о. Киприана на Святой Земле стала книга о его предшественнике и одном из «отцов» Русской Палестины - архим. Антонине (Капустине). До сегодняшнего дня эта монография - лучшее, что написано об о. Антонине . Годы жизни о.Киприана на Святой Земле проходили во время британского правления (1917-1948). Он стал свидетелем и одной из первых интифад - арабского восстания 1929 г. против британского правления, а также еврейского заселения Святой Земли. Благодаря англичанам на Святой Земле было сохранено русское имущество, и даже речи не было о его передаче Советскому Союзу. Образованное духовенство Русской миссии оказалось в постоянном контакте с многочисленными европейцами, жившими на Святой Земле. Русская миссия в Иерусалиме, как и русская эмиграция на Западе, стала подлинным свидетелем о Православии среди инославных, таким образом вновь став миссией.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 24.03.1878, с. Голубцовка Саранского у. Пензенской губ.- 25.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе . Окончил Нижегородскую ДС, затем КазДА со степенью канд. богословия (1902). В 1899 г. под влиянием ректора академии Чебоксарского еп. Антония (Храповицкого) принял монашество. В том же году был рукоположен во диакона, в 1901 г.- во иерея. В 1902 г. назначен преподавателем основного, нравственного и догматического богословия в Калужскую ДС, 20 нояб. переведен преподавателем богословия и противомусульм. полемики в Александровскую Ардонскую ДС, в янв. следующего года назначение было отменено и В. перевели преподавателем гомилетики в Волынскую ДС, с дек. 1903 г. он являлся инспектором семинарии, с 1905 г.- ректором с возведением в сан архимандрита, с 1903 г.- соборным иеромонахом почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры . В. покровительствовал «Патриотическому кружку», открытому в Волынской ДС в 1907 г. 27 нояб. 1909 г. назначен ректором Самарской ДС, 11 марта 1914 г. переведен на ту же должность в Пермскую ДС. Во время служения на Волыни и в Самаре В. активно печатался в местных епархиальных ведомостях, ряд его публикаций вышел отдельными оттисками (в «Волынских ЕВ» в 1905 печатался также под псевдонимом С. А. Г.). С 6 окт. 1914 г. являлся настоятелем батуринского Николаевского мон-ря Черниговской епархии, в июле 1916 г. освобожден от должности и направлен в распоряжение Харьковского архиеп. Антония (Храповицкого). С 1917 г. В. служил в Туркестанской епархии: преподавал Закон Божий в Андижанской гимназии, являлся секретарем епархиального совета, настоятелем собора в г. Аулие-Ата (совр. Тараз). В 1922 г. на чрезвычайном заседании епархиального совета был избран епископом Верненским и Семиреченским, викарием Туркестанской епархии, 24 нояб. состоялось наречение, но хиротония не могла быть совершена. 25 сент. 1923 г. назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, вскоре был хиротонисан. 8 февр. следующего года в управление В. были переданы Сызранский и Городищенский уезды Пензенской епархии. 4 марта 1924 г. архиерей получил назначение на Омскую и Павлодарскую епархию, по-видимому, к месту назначения не поехал, т. к. к июлю того же года Патриарх Московский и всея России св. Тихон назначил его на Ульяновскую кафедру (ср. сообщение обновленческого «Ульяновского церковно-общественного листка». 1 за июль 1924).

http://pravenc.ru/text/158778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Поярков Виктор Алексеевич; 10.11.1883, г. Кунгур Пермской губ.- 30.01.1933, Уфа), архиеп. Уфимский и Давлекановский. Из потомственной казачьей семьи, отец был учителем. Рано осиротел. В 1892 г. поступил в Уральское казачье войсковое реальное уч-ще (в г. Уральске), получал стипендию и помощь от Об-ва вспомоществования недостаточным ученикам. С юности отличался религиозностью, посещал все службы в храме уч-ща, исполнял обязанности чтеца и псаломщика. Интересовался церковным бытом уральских единоверцев, изучал старую обрядность. В 1900 г. окончил уч-ще по основному отделению, а в 1902 г.- по дополнительному классу, получив право поступать в высшие специальные уч-ща. В авг. 1903 г. выдержал экзамены по богословским предметам семинарского курса в Казанской ДС и был принят на казенное содержание в КазДА. В период учебы в академии посещал казанский единоверческий храм во имя Четырех евангелистов, принимал участие в чтении и богослужении; сблизился с настоятелем храма, видным деятелем единоверия свящ. Симеоном Шлеёвым (впосл. еп. сщмч. Симон ). Их духовная связь не прервалась и после перевода свящ. Симеона в С.-Петербург в Никольский единоверческий храм. Летом 1905 г. Виктор Поярков стал одним из 3 полномочных представителей, получивших поручение объехать единоверческие приходы Н. Волги и Уральской обл. для сбора подписей под ходатайством о даровании всероссийскому единоверию особого архиерея - члена Святейшего Синода и о назначении на эту должность Антония (Храповицкого) , еп. Волынского и Житомирского. В 1907 г. окончил КазДА без аттестата, т. к. не представил работ, обязательных по окончании 3-го и 4-го курсов, и итогового сочинения. Получил приглашение от Волынского архиеп. Антония (Храповицкого) стать клириком Волынской епархии; после бракосочетания был рукоположен во иерея. Служил священником в церкви с. Галиевка Житомирского у. Волынской губ., позже в овручском Васильевском жен. мон-ре. В 1909 г. по представлении в КазДА не сданных ранее поучений получил звание действительного студента. В 1911 г. был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Благодать и свобода в деле спасения человека (по творениям преосв. Феофана Затворника)». Архиеп. Антоний отзывался о свящ. Викторе Пояркове как об образцовом, ревностном пастыре, проповеднике строго церковного настроения и безупречного образа жизни.

http://pravenc.ru/text/469532.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010